97595

Реформы Петра

Реферат

История и СИД

Первым деянием Петра было создание империи, принципиально иного государственного устройства, при котором наиважнейшим становится служение государственным интересам, обязательное и для подданных, и для самодержца. Реформы армии коснулись способа набора рядовых: прием желающих и рекрутирование в армию крестьян.

Русский

2015-10-19

48 KB

0 чел.

Реформы Петра

В 18 веке Россия совершила огромный рывок из средневековья на уровень европейской культуры Нового времени, рывок, который был насильственно осуществлен властной рукой Петра, а не явился результатом постепенного развития.

Путь развития русской культуры уже вполне сформировал разделение общества на сторонников традиций и реформаторов. Петр I (1672—1725) — олицетворение перемен, которые создали  иной по своей сути образ жизни. Погодин отмечает, что нет ни одной проблемы в культуре  XVIII века, над которой не возвышалась бы “колоссальная фигура” Петра.

С другой стороны, жестокость, насильственное внедрение всех нововведений, реформы церкви, бурные “всепьянейшие соборы”, ассамблеи с чуждыми знатным людям правилами — все это превращало Петра в глазах современников в “антихриста”.

Он был ярым сторонником просвещения, но насаждал его такими мерами, которые просвещенными никак невозможно назвать. Он был отчаянным патриотом, служение отечеству ставил превыше всего, и он же стал человеком, благодаря которому в Россию хлынула западная культура.

Первым деянием Петра было создание империи, принципиально иного государственного устройства, при котором наиважнейшим становится служение государственным интересам, обязательное и для подданных, и для самодержца. Реформы армии коснулись способа набора рядовых: прием желающих и рекрутирование в армию крестьян. Государству нужна была постоянная и хорошо обученная армия.

Другие реформы коснулись промышленности, и Петр добился практически полной централизации экономики. Государство монополизировало в области промышленности новую отрасль по добыче железной руды, развитие металлургического производства. Появились новые промышленные территории, распространяясь на Урал и далее. Развивается и легкая промышленность — производство парусины, канатов, а затем сукна и других ранее ввозимых товаров, создаются мануфактуры — также объект внимания Петра. Торговля тоже постепенно становится сферой государственной деятельности, а не предметом частного предпринимательства. Монополия государства на торговлю многими товарами сократила частную инициативу купцов, иных вовсе разорила, затормозив на долгие годы развитие купечества в России. Однако это помогло пополнить государственную казну, что в свою очередь позволило развивать науки, образование, строить города и содержать образцовую армию. Петр предпринял территориальное деление России на губернии, что дало возможность “сосредоточить административную, судебную, а главное, финансовую власть в руках представителя царя — чиновника высокого ранга, каким был губернатор”. Со временем для управления губерниями и наиболее полного и оперативного осуществления самодержавия был создан Сенат. Развитие бюрократической системы увенчалось Табелью о рангах. Петр уподобил государство армии, введя в нем иерархическую систему отношений и даже принятие присяги. Новая форма административного деления России способствовала оперативности в решении множества проблем на огромной территории государства.

При Петре I обострились серьезные разногласия церкви и государства. Уже в эту пору в системе религии и церкви и в обществе закладываются основания для резких будущих противоречий между славянофилами и западниками. Однако в ту пору еще нет возможности категорически отнести какие-либо взгляды к определенной системе. Чаще всего мы сталкиваемся с причудливым соединением того и другого. Например, один из сторонников преобразований Петра, экономист и публицист И. Т. Посошков, признавая, что в западных науках можно почерпнуть множество знаний, выступал ярым врагом светского знания. А ближайший сподвижник Петра, Феофан Прокопович, хотя и был монахом, участвовал в проектах многих реформ, слыл европейски образованным человеком, явным сторонником не только религиозного, но и светского знания. Главной общественной идеей этого времени было представление о том, что “все “общенародие”, во главе которого стоит сам император, трудится.

Государству трудящемуся, строящемуся, как город, как флот, как общество, нужны были люди, обладающие знаниями, умениями и сметливостью. Государство Петра ставило себе цели развития образования до уровня европейского.

Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Уже в 1701 году была открыта знаменитая Навигацкая школа, затем  Артиллерийская школа,  Медицинское училище, Инженерная школа. В городах появились “цифирные” школы, где обучали арифметике и началам геометрии. Молодых людей отправляли за границу, вернувшись, они сдавали экзамены по навигации и фортификации, часто в присутствии царя.

С открытием школ появляется и обширная учебная литература.

Каждая из реформ Петра открывала в российском просвещении новые горизонты знания. Выходят книги, посвященные различным вопросам промышленности. Географы и картографы этого времени составили множество карт.

Бурное развитие науки и образования привело к открытию в 1725 году по инициативе Петра Петербургской Академии наук. В отличие от западных академий, создававшихся на пожертвования, Петербургская Академия была на полном государственном обеспечении. При Академии был создан университет для подготовки научных кадров.

В этот же период ввели арабские цифры, появляется новый шрифт для печатания книг. С 1702 года в России издается печатная газета.

В 1719 году открывается первый в России естественноисторический музей Кунсткамера.

Столь бурное развитие просвещения в России требовало своих просветителей, и они явились. Это Феофан Прокопович, М. В.Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, математик и физик Г. В. Рихман, приглашенные из Швейцарии Леонард Эйлер и Даниил Вернулли. Русские ученые переводили труды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других. Трудами Ломоносова был создан Московский университет.

Русское Просвещение прошло два этапа в своем развитии. Первый этап был связан с идеей пропаганды знаний, образования, доступного не только дворянству, но и простонародью. На этом этапе русской просветительской мысли сформировалось представление о просвещенном монархе, о правлении, основанном на разуме. И здесь весьма заметно влияние государственных реформ Петра.

Но идеи просвещенной монархии оказались иллюзией. В России усилилась тенденция к критическому взгляду на действительность. Эта критика прозвучала сначала в произведениях А. П. Сумарокова, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина и особенно А. Н. Радищева, а затем в различных кружках и обществах, возникших во второй половине века.

Например, появляется “Общество друзей словесных наук”, проникают и распространяются в России масонские ложи.

Направление в Просвещении, связанное с именем Н. И. Новикова, стремилось к воспитанию моральных качеств, рассматривало проблемы гражданского облика человека, общественных нравов, законности, долга перед обществом.

Наиболее выдающимся просветителем, ярким и яростным борцом против крепостничества стал А. Н. Радищев. Для Радищева главное обстоятельство существования человека — его личная свобода.

В роли великой просветительницы пыталась выступить и Екатерина II. На словах программы воспитания, рекомендуемые училищам, были великолепны. При Екатерине II стало особенно заметным стремление выдавать желаемое за действительное. Можно сказать, что два великих государя XVIII века в России были в этом отношении полной противоположностью: насколько Петру важно было, чтобы слово и дело не расходились, настолько “просвещенная” государыня придавала главное значение слову, причем дело могло даже противостоять ему. Не только науки и образование, но и литература вырабатывали в России новую систему взглядов на мир.

 

В XVIII веке произошло становление нового искусства, которое в значительной степени освободилось от церковного влияния, стало светским и по форме, и по содержанию. Классицизм с его стремлением к упорядочению и строгой логике стал на долгие годы наиболее значительным явлением русского искусства. Классицизм в России развивался в двух направлениях: “высокой гражданско-патриотической одической поэзии и критического, сатирического обличения пороков русского общества и государства”. Первое направление было представлено в творчестве Ломоносова, второе — в творчестве Кантемира, Тредиаковского, Фонвизина, Радищева.

В сатирах Кантемира  была поднята тема об ответственности за умственное и нравственное воспитание детей. В своих одах Тредиаковский воспевал просвещенного монарха, подобного Петру, которого он принимал за идеал правителя.

Ломоносов же по богатству своей разнообразной деятельности, уму, знаниям походил на титанов Возрождения. Великий ученый, он неустанно заботился об образовании в России, о развитии наук, но вместе с тем был поэтом, художником, одним из создателей русского литературного языка, введя разграничение лексики на три стиля.

Сумароков писал, что в государстве, разумно устроенном, главная честь должна принадлежать тем, кто преданно, служит и несет на себе весь груз ответственности за судьбы отечества.

Особое место в русской культуре XVIII века занимает сатирическая журналистика, сложившаяся в период правления Екатерины II, которая стремилась составить себе славу русской “Минервы”, покровительницы наук и искусств и даже писательницы. Итогом её просветительской деятельности стали арест Новикова и опала Радищева. Талант Карамзина открыл для русского искусства сентиментализм, показавший глубину чувств, которая может быть свойственна и людям “низкого” происхождения (“Бедная Лиза”).

Особый путь за это время проделала живопись. А.Матвеев и И.Никитин прославили русскую кисть портретами, в которых возвеличивается новый герой времени — человек, обладающий чувством собственного достоинства, человек государственности. Из Академии художеств вышли художники Ф. Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46061. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей 30.5 KB
  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...
46062. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей 36.5 KB
  Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...
46063. Каппацизм и йотацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения каппацизма и йотацизма. Каппацизм – дефект произношения нёбных звуков к, к 18.5 KB
  Кончик языка опущен но не прикасается к нижним зубам. Корень языка поднят и смыкается с небом.Предложите ребенку произносить слоги татата и одновременно с этим нажимайте шпателем или плоским концом ложечки на кончик языка отодвигайте язык отт нижних зубов глубь рта. Таким образом спинка языка все больше выгибается и соответственно получается тятятя потом кякякя и наконец когда происходит смычка спинки языка с небом должно получиться какака.
46064. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов 32 KB
  Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в –з – жА потом квзрывным б – д – г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.
46065. Игры в логопедической работе с детьми. Системы игр, анализ методической литературы 15 KB
  Игры в логопедической работе с детьми. Игры используют в любые режимные моменты как на занятиях так и вне. Подготовительный этап: игры на развитие всех психических функций. Далее игры на развитие артикуляционной моторики.
46066. Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России 36 KB
  Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения владеть приёмами и методами их устранения и коррекции специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном так и в школьном возрасте проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией использовать приемы и методы их воспитания корреляции и развития у них высших корковых функций. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению воспитанию...
46067. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи 19 KB
  Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия – это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю – и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.
46068. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений 19.5 KB
  Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.
46069. Принципы анализа речевых нарушений 17.5 KB
  Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. У детей у которых этот вид деятельности развивается слабо например длительная болезнь предпосылки речевого развития...