97597

Б. Спиноза «Этика»

Реферат

Этика и деонтология

Спиноза с помощью геометрического способа изложения вывел из идеи Бога содержание человеческого познания. В них Спиноза рассматривает три главных для него вопроса: начинается все с метафизики потом переходит к психологии аффектов и воли а потом при их помощи излагается и сама этика. Первый вопрос - метафизика основывается на метафизике Декарта...

Русский

2015-10-19

73.5 KB

4 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT10

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственные университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

 

 

Б. Спиноза «Этика»

Реферат

По дисциплине философия

Руководитель

Профессор,

доктор философских наук

_______ Быстрова А.Н.

(подпись)

___________________

(дата проверки)

Разработал

Студент гр. МПМ-111

_______ Бандюкова С.В.

(подпись)

_____________________

(дата сдачи на проверку)

  1.  .


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] «Этика»

[4] Вопрос первый - Метафизика

[5] Вопрос второй - Психология аффектов и воли

[6] Вопрос третий – О могуществе разума, или о человеческой свободе

[7] Заключение

[8] Библиография


Введение 

В данной работе я собираюсь рассмотреть вопрос этики, изложенной Спинозой. Основными проблемами этики являются проблемы: добра и зла, смысла жизни, смысла существования человечества, справедливости. Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, и означал то, что нужно делать. Аристотель считал, что главная цель этики это счастье – добродетельность души, её самореализация. Самореализация – разумные поступки, подчиняющиеся «золотому правилу этики – не делай другим того, чего не желаешь себе», сформулированному Конфуцием, еще до рождения Аристотеля.    

«Этика» Спинозы Б. считается самым оригинальным в истории философии произведение с таким названием. Особенность её состоит в том, что она построена необычным геометрическим методом, в виде теорем с доказательствами, короллариями и схолиями. Каждая теорема, в свою очередь формируется на основе определений и аксиом, доказывается при помощи ранее доказанных теорем, а так же имеет следствие. Заключаются части трактата разъясняющими пояснениями и добавлениями.

«Этика» Спинозы охватывает не только тему этики, но и понимание всей философии. Считается, что новизна философа выразилась не в методе изложения, а в переосмыслении привычной проблемы. По мнению философа, философия может быть представлена как этика,  если этика понимается как наука об обретении человеком совершенства, а совершенство - как соединение человека с первоосновой бытия. Спиноза  с помощью геометрического способа изложения вывел из идеи Бога содержание человеческого познания. [Гусейнов А. А. История Этических учений. – М.: Гардарики, 2003. – С.584.] Он считает, что познание человека должно быть направлено на познание Бога или природы. А это возможно только через познание человеком собственных телесных и душевных сил. Поэтому для Спинозы учение о Боге то же самое, что и учение о душе и свободе, так как подлинная свобода выражается в интеллектуальной любви к Богу.

По мнению М. Шелера «Этика» Спинозы - это не учение о нормах человеческого поведения и жизни, а «техника очищения духа и сердца для познания Бога» - книга для спасения человека. Большую роль для Спинозы играет моральное поведение, которое помогает познать Бога. [Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – С.62.] В произведении нет понятий «время», «сила», «направление» и «эволюция». Мир Спинозы это не развивающееся «вечное бытие» и состоит из Бога, как сущности этого мира. Действительность мира вечна, со строгой взаимосвязью оснований и следствий, простая и полностью постижимая, а все образы, качества, формы и даже время не принадлежат этому бытию, они привнесены человеком.


  1.  «Этика»

«Этика» Спинозы разделена на пять частей: «О Боге», «О природе и происхождении души», «О происхождении и природе аффектов», «О человеческом рабстве, или силах аффектов» и «О могуществе разума, или о человеческой свободе». В них Спиноза рассматривает три главных для него вопроса: начинается все с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли, а потом при их помощи излагается и сама этика.

Первый вопрос -  метафизика, основывается на метафизике Декарта, от которого Спиноза воспринял материалистическую физику, пытаясь в ней найти место для жизни, посвященной Богу. Вопрос второй - психология опирается на психологию Гоббса. Третий - этика, оригинальна и предполагает, что все, что следует за аксиомами, строго доказано. [Шелер М. Избранные произведения. – М.: 1994. – С.62.]

  1.  Вопрос первый - Метафизика

Первый вопрос, волнующий Спинозу доказывается в первых частях: «О Боге» и «О природе и происхождении души». В учение Спинозы существует субстанция -  Бог, соединенный с природой, и выделяется бесконечное множество атрибутов божества – бесконечная «протяженность» и «мышление». Все конечные вещи представляют собой случайные состояния субстанции, которые без следа исчезают в ней.

В первых теоремах  Спиноза даёт определение субстанции, как причины самой себя. Причина самой себя это такая причина, которая при своем действии производит только саму себя и не может быть не существующей, существует благодаря самой себе. Субстанцию Спиноза наделяет двумя атрибутами: мышлением и протяженностью, и переходящими состояниями субстанции - модусами, они постигается через что-то иное, так как существует в этом ином. Все составляющие субстанции могут быть познаны только через её атрибуты. Протяженность в свою очередь является атрибутом телесной субстанции, составляющим её сущность. Тела – состояние одной неделимой  протяжённости. Поэтому пустого пространства, которое предшествует телу, не существует, а материя строго структурирована.  Спиноза считает, что душа человека это особое состояние, одного бесконечного божественного мышления, потому как в нас мыслит сам Бог.

Теоремы 12 и 13 первой части «Этики» показывают, что Бог не делим, а бесконечная протяженность не измерима и едина. Делимы только некоторые состояния телесной субстанции, но не она сама. Из теоремы 15 ясно, что Божеству принадлежит лишь сущность протяженности, сама по себе непротяженная, а вовсе не определённое протяжение, которое всегда имеет количественной наполнение. [Шелер М. Избранные произведения. – М. 1994. – С.63.]

  1.  Вопрос второй - Психология аффектов и воли

Второй интересующий Спинозу вопрос, он доказывает в третьей и четвертой частях «Этики» («O происхождении и природе аффектов», «О человеческом рабстве, или о силах аффектов»). Человек – раб самого себя, бессилен в укрощении своих аффектов. Он должен преодолеть рабство, на пути к обретению свободы.

Психология аффектов и воли Спинозы, приводит к теореме – «человеческий ум имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога». Аффектом, Спиноза называет страсть души, то есть смутную идею, в которой душа утверждает большую или меньшую силу существования своего тела или какой-либо его части. Душа определяется  к мышлению одного преимущественно перед другим.  

Спиноза считает, что разум должен обладать способностью, сопротивляться аффектам, так как это самая важная задача «Этики». Аффектом называется состояние человеческой души, имеющей не четко поставленные идеи, и состояния тела, связанные с этим аффектом. Спиноза выделяет три основных, присущих человеку, аффекта: удовольствие, не удовольствие и желание. Возникают аффекты благодаря каким-либо причинам, могут соединяться друг с другом и образовывать новые разновидности аффектов, их разнообразие зависит от природы этого человека.

В третьей части «Этики» Спинозы  сообщается – «Всякая вещь, насколько она является сама собой, стремиться пребывать в своем существовании», отсюда возникают любовь, ненависть и борьба. Эта часть эгоистична, это видно из таких высказываний Спинозы: «Кто увидит что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствовать удовольствие», «Если мы увидим, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он один, то мы будем стремиться сделать так, чтобы он не владел этим». Спиноза считает, что основным мотивом страстей является самосохранение.

Аффекты властны над людьми, за счет того, что люди ошибочно считают, будто сами владеют над аффектами и в любой момент могут от них избавиться. Аффекты владеют над человеком так, что находящийся под их воздействием человек видит перед собой лучшее, но вынужден следовать худшему. Человек бессилен в этой борьбе, и это Спиноза называет Рабством.   Власть над аффектами можно достичь только пониманием того, что все вещи необходимы. «Познающий сам себя и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога, и тем больше, чем больше он познает себя и свои аффекты» именно это утверждение Спинозы приводит нас к пониманию мудрости, заключающейся в интеллектуальной любви к Богу. А именно к соединению наших мыслей и эмоции в процессе постижения истины. Вещи и действия, не сопровождающиеся мыслями, Спиноза называет злом.  

Говоря об инстинкте самосохранения, которым предопределено понимание человеком добра и зла, Спиноза исходит из того, что человеческая природа представляет собой модус природы и Бога. А это означает, что человек божественен и естественен одновременно. Таким образом, добро определяется, как то, что составляет для нас средство к тому чтобы приближаться образцу человеческой природы, а зло – то, что препятствует этому. Спиноза говорит, что добром мы считаем, то к чему мы стремимся, желаем и чувствуем влечение. Под желанием Спиноза понимает стремление к самосохранению. [Гусейнов А.А.  История Этических учений. – М. 2003. – С.587.]

В соответствии с высшим благом – познанием Бога, определяется высочайшая добродетель – познание его. Добродетель определяется Спинозой, как действие и образ жизни, основанный на «стремлении к собственной пользе», добром является то, что ведет к согласию между людьми, к общему благу. Добродетель тот, кто руководствуется разумом тот, для кого благом является познание. Так как каждый человек выражает еще и божественную природу, поэтому человеку, познавшему свою собственную сущность, достаточно в отношении с другими, делать то, что он сам предпочитает, потому что он тем самым будет содействовать и их благу. Спиноза выделяет такие добродетели, как забота, щедрость, милосердие, стыд, скромность, они помогают достижению согласия между людьми.

Аффекты возникают от внешних, не относящихся к человеку вещей, событий, от внутренних состояний, от естественного стремления человека – самосохранения. Рабство человека заключается в неспособности человека управлять своими эмоциями и принимать решения в соответствии с природой своего разума. Спиноза говорит «Раб помимо воли делает то, чего совершенно не знает, Свободный следует только самому себе и делает только то, что он признает главнейшим в жизни и чего он более всего желает». Спиноза отрицает - человек способен выбрать то, что предопределено ему природой или предаться аффектам, потому как склониться к аффектам сознательно нельзя, а значит это не свобода. Свобода же заключается в самоопределении в соответствии с природой и природной необходимостью. [Гусейнов А.А. История Этических учений. – М. 2003. – С.588.]

В связи с этим Спиноза дополняет понятия о добре и зле, теперь они отражают аффекты радости и печали, и если они познаны, человек получает возможность соотносить свои деяния с законами природы и, освободившись от рабства, возвышаться к совершенству. Избавиться от слепых аффектов (не познанных разумом) можно только при помощи положительных аффектов (познанных разумом).

  1.  Вопрос третий – О могуществе разума, или о человеческой свободе

Третий вопрос, поставленный в своем произведении, Спиноза рассматривает в последней 5 части «Этики», «О могуществе разума, или о человеческой свободе». В этой части, по мнению М. Шелера, читатель, который следует за Спинозой, как бы возрастает над самим собой, оставляя позади все низины человеческого бытия. Человек способен освободиться от аффектов при помощи одного лишь только божественного мышления в себе, а их количество многообразно. [Шелер М. Избранные произведения. – М. 1994. – С.67.]Спиноза считает, что нужно разделять аффект и представление внешнего предмета, нужно отчетливо представлять, как выглядит аффект, а так же связать его со всем миром, потому что только изолированный предмет может пробуждать аффект. Все окружающие нас: мир, успокоение, тишина и блаженство становятся доступными нам, только тогда, когда мы соотносим происходящее с Богом.

В теореме 42 последней части «Этики» говориться: «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти». Это означает, что блаженство не является наградой за добродетель, к нему человек приближается в процессе познания Бога, а именно желание соединения с истиной. С большим приближением к этой истине возрастает сама способность человека контролировать свои аффекты с помощью разума. [Гусейнов А.А.  История Этических учений. – М. 2003. – С.590.]

«Духовная любовь к Богу есть любовь самого Бога, посредством которой Бог любит сам себя». Бог не может любить человека, только лишь человек может любить Бога. Спиноза убежден, что только несовершенное может любить совершенное, а совершеннейшее (Бог) – только самого себя. Наша человеческая любовь к Богу это лишь часть бесконечной духовной любви. [Шелер М. Избранные произведения. – М. 1994. – С.68.]

Человек в учении Спинозы оказывается предназначенным добродетели и блаженству, его задача достойно пройти предначертанный природой путь, отрицая свободу и волю, так как отсутствует сам предмет свободы. Спиноза выделяет неразумие, как единственную причину человеческой порочности.


Заключение

В своем учении Спиноза раскрывает природу субстанции и её свойств. Утверждает, что Бог, существует, как исходная субстанция, он един, ни что не может без него существовать и все что происходит предопределенно природой. Так же у Бога существуют атрибуты – чувственный мир. Человек же является следствием из атрибутов Бога – модусом, наделенным разумом для осознания и познания свободы. Это не дает точной гарантии того, что человек не поддастся аффектам и не примет ошибочное восприятие мира за действительное. По моему мнению, совпадающему с мнениями М. Шелера и А. А. Гусейнова, Спиноза выступает за развитие мудрости и разума, для понимания природы Бога, как правильного развития и сохранения предназначенного природой человека пути. Спиноза видит мир, как покой, а смысл существования – в отстраненном от волнения и любой страсти.

Спиноза прав в отношении того, что людям нужно избегать страх, беспокойство и ужас, нужно спокойно принимать необходимые меры, направляя мысли на другие важные в понимание себя и окружающего мира дела, не поддаваясь аффектам. Такие соображения нужно применять ко всем, встречающимся людям, проблемам.


Библиография

  1.  Спиноза Б. Этика. – Минск: Харвест, 2001. – 335с.
  2.  Гусейнова А. А. История этических учений: Учебник. -  М.: Гардарики, 2003. – С. 583-590.
  3.  Шелер М. Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – С. 57-69.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26242. Образовательный туризм 65.5 KB
  В целом предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы: Upmarket дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Lowmarket относительно дешевые программы. Языковые программы рассчитаны на детей с 5летнего возраста. Основные программы обучающих туров это учебные и экскурсионнопознавательные.
26243. Религиозный туризм 1.1 MB
  2 Страны традиционно считающиеся центрами религиозного паломничества 2. Россия как центр религиозного паломничества 2. Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества: Христианская Европа; Северная Америка с доминирующими положением христианства и многочисленными другими религиями; Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями; Северная Африка с преобладанием ислама; Западная и Восточная Африка где...
26244. Бизнес туризм 23.5 KB
  Свыше 73 его объема составляют корпоративные поездки так называемый corporate travel как индивидуальные деловые поездки так и для участия в мероприятиях проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же относятся и инсентивтуры поездки организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников занятых в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара. Поездки связанные с участием в съездах конференциях семинарах под эгидой политических экономических научных культурных религиозных и других...
26245. Обоснование севооборотов и проектирование участков в АгроГИС 101.5 KB
  Ключевые слова: повторное и бессменное возделывание предшественники чистые и занятые пары поля производственные участки чередование культур болезни вредители сорняки зерновые пропашные. Обоснование севооборотов В севообороте выращивают различные по биологии и технологии возделывания сельскохозяйственные культуры озимые яровые многолетние травы пропашные и др. В основе чередования культур в севооборотах лежит принцип плодосмена что означает строгое чередование культур различающихся биологическими особенностями и технологиями...
26246. Применение сенсорной техники для дифференцированного внесения пестицидов 79 KB
  Сформировать умение применять методы дифференцированного внесения средств защиты растений в режимах offline и online с применением сенсорной техники. Использование гербицидов наиболее частое мероприятие по защите растений по сравнеию с использованием фунгицидов и инсектицидов. Для дифференцированного внесения средств защиты растений используют offline и online способы. Это делает возможным в любое время обращаться к этой информации чтобы получать заданные значения для защиты растений.
26247. Организация системы семеноводства 95.5 KB
  Контроль качества семян апробация посевов. Разработать технологии производства семян заданной культуры в системе внутрихозяйственного семеноводства. Система семеноводства сельскохозяйственных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц осуществляющих деятельность по производству оригинальных элитных семян элиты и репродукционных семян. При этом развитая система семеноводства должна представлять собой высокоэффективный механизм не только обеспечивающий потребность в...
26248. Использование дистанционных методов и прецизионной техники для внесения удобрений 96 KB
  Лекция Использование дистанционных методов и прецизионной техники для внесения удобрений Цели и задачи. Сформировать умение разрабатывать электронные картограммы по обеспеченности элементами питания кислотности солонцеватости и картызадания для дифференциального внесения удобрений в режиме off line а также способность разрабатывать агротребования для выполнения операций в режиме on line. Рассматриваются различные режимы дифференцированного внесения удобрений и мелиорантов off line и on line программное обеспечение и использование...
26249. Техническое обеспечение агротехнологий 90 KB
  Рассматривается методика определения потребности агротехнологий в технике и оптимизации Машинотракторного парка на основе использования научно обоснованных нормативов. Ключевые слова: оптимизация МТП нормативы потребности эталонные единицы тракторооснащенность плуги бороны культиваторы лкщильники комбинированные агрегаты опрыскиватели. Одним из способов оптимизации состава МТП является методика основанная на использовании научно обоснованных нормативов потребности в технике. Нормативы потребности в базовых технических средствах в...
26250. Внесение удобрений 70.5 KB
  Домашнее задание Внесение удобрений Цель и задачи. Сформировать умение оперативно принимать решение по выбору оптимальных норм способов и сроков внесения удобрений в различных агротехнологиях в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий. Рассматриваются нормы сроки и способы внесения удобрений в том числе микроудобрений в зависимости от агроэкологических и производственных условий. Сроки и способы внесения удобрений.