97599

Рыцарская культура в средневековой Европе

Реферат

Культурология и искусствоведение

Рыцарство своими корнями уходит в варварскую эпоху что наложило существенный отпечаток на его мироощущение образ жизни и культурные ценности. Бартелеми в своей книге о рыцарстве пишет что если нужно указать место и время где изобрели рыцарство каким его представляет себе современная Европа то в этом плане внимание...

Русский

2015-10-19

67.5 KB

4 чел.

Федеральное агентство железнодорожного   транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «управления процессами перевозок»

Рыцарская культура в средневековой Европе

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                    Разработал

          Доцент                                                                Студент гр. Д-112

                              Быстрова А.Н.                                            Бардаков А.И.

                              .                                                                    .

                                                   2012год

                                       

     

         Содержание

       

[1] Введение

[2] 1 Истоки рыцарской культуры

[3] 2 Суть рыцарской культуры

[4] Заключение

[5] Список использованных источников


Введение

Тема этого реферата интересна для меня, прежде всего тем, что слово «рыцарь» прочно утвердилось в нашей жизни как обозначение  благородного, сильного человека, спешащего на помощь слабым и обездоленным.

Рыцарь – это человек чести, воин, защитник. Разобраться в том, что из себя представляла рыцарская культура очень интересно.

Цель моей работы: изучить особенности рыцарской культуры средневековья.


1 Истоки рыцарской культуры

Рыцарство было привилегированной частью средневекового общества, состоявшее на конной воинской службе у своего феодала или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании - кабальерос, в Германии — риттеры. Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в IX-X вв. на основе военных отрядов. К концу XI в. сложился рыцарский этический кодекс. Он был основан на обязательном служении Церкви, защите сирот и неимущих, воинской доблести. Покровителем рыцарства считался св. архангел Михаил — предводитель ангельского воинства, окружающего Престол Господа. [2, с. 1]

В IX веке окончательно сложилась феодальная военная система.  Различие между воинами — завоевателями и туземцами, между свободными и несвободными стерлось. Профессиональный, наследственный воин стал все резче выделяться от других людей. В XII веке окончательно сложился господствующий рыцарский класс. До XIII века рыцарем стать мог любой воин. Для этого надо было, чтобы рыцарь своим мечом посвятил его. К XIII веку принадлежность к рыцарству стала передаваться по наследству. [2, с. 2]

Появление этой перегородки в военном сословии между рыцарями и не рыцарями имело основы и в тактике, и в общей структуре средневековья. Армия должна иметь основу-скелет. Средневековая государственная власть не давала военного воспитания, и это было заботой семьи и класса. Обучение имело чисто индивидуальный характер. Обучение происходило на княжеских дворах. Социальное положение рыцаря и его классовое сознание воспитывали в нем мораль и славолюбие. Если рыцарь был трусливым или слабым, то он считался изменником своего класса. Неподходящих для военной карьеры сыновей феодалы направляли в духовное звание.

Рыцари постоянно оттачивали мастерство владения мечом. Во время войн на полях сражений, а в мирное время на турнирах. Первые турниры появились во Франции. Церковь пыталась всеми силами запретить эти действия (Реймский собор — 1131 г.) т.к. они были опасными для жизни. Но мода на них распространилась из Франции на весь Запад.

Есть еще одна причина выделения рыцарского класса – эволюция доспехов и оружия рыцаря. Первоначально у рыцарей были простые, легкие доспехи, примитивное оружие. Они могли вести бой как на коне так и в пешем строю. Со временем оружие и доспехи становились сложнее и тяжелее. В некоторых действиях рыцарю нужна была помощь других людей. Например, сам сесть на коня под тяжестью доспехов он уже не мог. Так у каждого рыцаря стали появляться оруженосцы, пажи. Для защиты от вражеских лучников к рыцарю понадобились свои стрелки.

По мнению И.Ю. Николаевой 1, с. 3 Рыцарство своими корнями уходит в варварскую эпоху, что наложило существенный отпечаток на его мироощущение, образ жизни и культурные ценности.

Д. Бартелеми в своей книге о рыцарстве пишет, что «…если нужно указать место и время, где изобрели рыцарство, каким его представляет себе современная Европа, то в этом плане внимание привлекает Франция XII в. Это страна, откуда выходило больше всего крестоносцев - рыцарей, которые намеревались смело сражаться за правое дело, вызывая невольное уважение даже у сарацин и затмевая доблестью вспомогательные отряды пехоты…» 2, с. 4. Значит тот классический образ рыцаря пришел к нам из Франции, однако, где лежат истоки рыцарства? А лежат они в варварской культуре древней Германии, в обычаях подготовки и воспитания воинов. Причем изначально рыцарская культура никоим образом не отражала того рыцаря, которого мы представляем себе сегодня.

Так в Германии тех времен существовали обычаи и нравы, которые потом стали началом формирования рыцарской культуры, именно там появился этот термин.

Так у Германцев существовал обычай вручения оружия знатному юноше его отцом, или вождем, или родственником, что означает для него переход из семьи в государство. В итоге это дает доступ к статусу война, с участием в собраниях и военных предприятиях.

Также родиной рыцарства многие считают Галлию, с обычаями их воинов, однако  «галльских рыцарей» времен Рима редко связывают  с «римскими рыцарями» из сословия всадников. Воинская функция или воинское призвание уже не были обязательными для этого сословия - напротив, в него входили видные граждане, занимавшиеся самыми разными делами.

Галло-германскую аристократию характеризует то, что это была элита, которую в принципе объединяли одинаковые идеалы. Ее представители проявляли выраженное пристрастие к войне, потому что воинские достоинства были главным критерием, по которому их оценивали. И они постоянно пользовались символикой оружия. В этой сфере в галльских институтах времен Цезаря были еще очень заметны германские черты.

Галлия «…могла оспаривать у Германии заслугу появления «первых рыцарей», если бы в таком соперничестве был смысл - и если бы фактически речь не шла о первом «подобии рыцарства», обнаруженном с помощью римского историка…» 2, с. 18.

Рыцарство, появление которого приписывают Франции XII в. - это прочный сплав воинской доблести со справедливостью и учтивостью. А ведь в древности идеалом, выставляемым напоказ, по-прежнему оставалась свирепая храбрость, и если галлы (имея в виду их аристократию) смягчались, то по представлению Цезаря, это значило, что они отказываются быть воинами, предпочитая другие виды деятельности и источники богатства.

Так что аристократическую воинскую доблесть, свойственную рыцарям «…надо искать в основном в Германии, за Рейном, в более бедной и грубой среде, где нет ни города, ни настоящей деревни или хутора, настолько эти гордые люди страшатся иметь соседей» [2, с. 19].

Каролингская значимость также значительно повысила статус знатных воинов и повлияла на их поведение. Рыцарство как таковое немыслимо без каролингской империи.

Классическое рыцарство, состоящее из организованных, традиционных подвигов, игр, зрелищ и хороших манер в общении между рыцарями всех стран, зародилось и понемногу сформировалось при дворах региональных князей.


2 Суть рыцарской культуры

Тему французского рыцарства тесно связывают с представлениями о национальной гордости. Рыцарство является неким предметом гордости, идеалом.

В самом деле, «рыцарством» можно назвать почти все, что приносит славу и преимущества благородному конному воину, составляя «…пестрый набор избыточных или противоречащих друг другу достоинств…» 2, с. 6.

Поэтому задается вопрос, что такое быть рыцарем - значит ли это оставаться непоколебимым в защите  правого дела или же блистать красивым милосердием в отношении врага? Что было главным при посвящении: должен ли рыцарь в первую очередь отстаивать свои права, защищать права чужие (слабых, женщин) или находить верное соотношение между теми и другими? В XII в. для рыцарей главным было снискать уважение других рыцарей подвигами, которые авторы еще и приукрашивали.  

Рыцарство еще долго будет выполнять социальную функцию. Ведь это был стиль жизни, завораживавший людей, и те продлевали существование рыцарства, всеми силами стремясь войти в его состав. Это были настоящие воины. Людям нравилась зрелищность в войне. Они пытаются приукрасить «страшную» войну в моральном и эстетическом отношении. Даже рискуя сделать ее слишком привлекательной для цивилизации Запада.

Рыцарство жило войной. Поэтому в литературе война имела для них ценность. Одно из неписаных правил рыцарского кодекса чести гласило, что рыцарь должен быть мужественным. Если рыцарь не был готов к подвигу он не считался рыцарем.

Кодекс рыцарской чести также предполагал верность своему слову. Все это для них было ценностью .Чем сильнее и могущественнее рыцарь, тем он и богаче. Богатство являлось знаком не только могущества, но и удачливости. Щедрость – оборотная сторона удачи и могущества. Кодекс чести включал в себя щедрость как основной принцип поведения рыцаря. Надо подчеркнуть, что идеал щедрости, как и идеал мужества, особенно в раннюю эпоху носил некий избыточный характер. Хрестоматийный пример о рыцаре, засеявшем поле серебром, невольно приходит на ум в качестве примера экстремального выражения характера этой ценности.[1, c.78]

Идеология рыцарства наложила весомый отпечаток на человеческую жизнь в европейском средневековье и в нашем времени. О рыцарской идеологии можно говорить уже с XI века. Начала свои рыцарская идеология обретает в известной до сих пор символике – это меч, конь и сопутствующие этим фетишам воинская доблесть, храбрость и честь.

Значимость оружия, главным образом меча, среди германских народов, ставших основой центрально-европейских государств, стоит в центре всех основных моментов жизни юноши-воина. Оно передается ему как дар, когда он достигает совершеннолетия. Коль скоро юноша-воин в состоянии владеть оружием, то оно может считаться показателем его свободного состояния. Оружие – это символ, которым обмениваются жених и невеста при вступлении в брак.  Оружие – часть ритуала присяги, священный знак – меч, вогнанный в землю по самую рукоять.

Есть мнение, будто при принесении присяги в христианскую эпоху главное значение имел не клинок меча, а рукоять. Действительно, в средние века рукоять меча использовалась в качестве хранилища реликвий. Рукоять стала крестообразной формы. И меч постепенно стал являться не орудием войны, а священным предметом. Вделанные в рукоять святыни, как думали рыцари, увеличивали силу оружия, обеспечивая неуязвимость своего хозяина. Сочетание отваги и мудрости было положено в основание идеала рыцарской "меры".

Христианская церковь торжественно благословила оружие. Блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд священны, а молитва - военное действие. Согласно Августину, конечная цель всякой войны – это мир: "Мира не ищут для того, чтобы творить войну, но творят войну для того, чтобы добиться мира"[3]. Так Августин определял подлинную миссию христианского воина – поиск мира и справедливости, без которой никакой мир вообще немыслим. Воин-христианин должен стремиться к подлинному миру, бороться за него с оружием в руках, так как главное его предназначение – восстановление справедливости. Средневековое рыцарство на протяжении всей своей истории, особенно в ключевые столетия – XI-XII, несет на себе печать стремления к идеалу – "воину христову" – и одновременно подвергается испытанию соблазнами мирской славы и мирского великолепия. Отсюда противоречивость рыцарства и причина его духовного упадка на закате средневековья.

Рыцарство не является антитезой первоначальному варварству. Оно, скорей, будет утонченной версией соглашений между воинами, выделением некоторых обычаев, как использование оружия в обрядах и церемониях, чтобы без чрезмерных затруднений представить своего социального персонажа героем.

Средневековое рыцарство слишком далеко зашло в этих усилиях или в насаждении этих обычаев только из-за того, что его собственные боевые возможности в период экономического роста (ощутимого после 600 г.) и усиления (с вязанного с приходом Каролингов) власти королей, графов, сеньоров опасно выросли, чтобы  исключить большее потенциальное насилие.


Заключение

Рыцарская культура очень сложная. У неё есть своя история. Она зарождалась постепенно в средневековой Европе. Она имеет присущее только ей  своеобразие. В ней возникают понятия мужества, чести, верности долгу, героизма. Эти ценности дошли и до современных жителей Европы.


Список использованных источников

  1.  История западноевропейской средневековой культуры часть II культура рыцарской среды /к.и.н. Николаева И.Ю., к.и.н. Карначук Н.В.. – М. 2006. – 300 с.
  2.  Бартелеми Д. Рыцарство: От древней Гермаии до Франции XII в. Пер. с Феанц. М. Ю . Некрасова. - СПб . . ЕВРАЗИЯ, 2012. - 584 с.
  3.  Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства/ изд-во                                                     « Прогресс»,Москва, 1987

PAGE   \* MERGEFORMAT 11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7573. Основы конституционного строя республики Беларусь 85 KB
  ТЕМА 3. Основы конституционного строя республики Беларусь 3.1. Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь 3.2. Конституционные основы экономической системы общества 3.3. Конституционные основы политической системы общества 3.4. К...
7574. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина 125.5 KB
  ТЕМА 4. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина 4.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности в Республике Беларусь 4.2. Понятие, особенности и классификация конституционных (основных) прав и свобод граждан...
7575. Административно-территориальное устройство республики Беларусь 52.5 KB
  Административно-территориальное устройство республики Беларусь Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь Порядок решени...
7576. Избирательное право и избирательная система республики Беларусь 88 KB
  ТЕМА 6. Избирательное право и избирательная система республики Беларусь Понятие избирательного права, избирательной системы. Источники избирательного права Республики Беларусь Конституционные принципы избирательного права Республики Белару...
7577. Референдум (народное голосование) в республике Беларусь 49.5 KB
  Референдум (народное голосование) в республике Беларусь Понятие, назначение и виды референдумов. Порядок организации и проведения республиканского референдума Порядок организации и проведения местного референдума. Юридиче...
7578. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь 38 KB
  ТЕМА 8. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь Понятие, виды и система государственных органов Понятия власть и субъект власти ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган...
7579. Президент республики Беларусь 83.5 KB
  ТЕМА 9. Президент республики Беларусь Президент - Глава государства. Понятие и назначение института президентства в Республике Беларусь Порядок избрания Президента Республики Беларусь Место и роль Президента Республики Беларусь в...
7580. Парламент - национальное собрание республики Беларусь 119 KB
  Парламент - национальное собрание республики Беларусь. Парламент в системе органов государственной власти Республики Беларусь. Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь. Внутренняя организаци...
7581. Правительство - совет министров республики Беларусь 49 KB
  ТЕМА 11. Правительство - совет министров республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь в системе органов государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь. Компетенция Правительства ...