97599

Рыцарская культура в средневековой Европе

Реферат

Культурология и искусствоведение

Рыцарство своими корнями уходит в варварскую эпоху что наложило существенный отпечаток на его мироощущение образ жизни и культурные ценности. Бартелеми в своей книге о рыцарстве пишет что если нужно указать место и время где изобрели рыцарство каким его представляет себе современная Европа то в этом плане внимание...

Русский

2015-10-19

67.5 KB

7 чел.

Федеральное агентство железнодорожного   транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «управления процессами перевозок»

Рыцарская культура в средневековой Европе

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                    Разработал

          Доцент                                                                Студент гр. Д-112

                              Быстрова А.Н.                                            Бардаков А.И.

                              .                                                                    .

                                                   2012год

                                       

     

         Содержание

       

[1] Введение

[2] 1 Истоки рыцарской культуры

[3] 2 Суть рыцарской культуры

[4] Заключение

[5] Список использованных источников


Введение

Тема этого реферата интересна для меня, прежде всего тем, что слово «рыцарь» прочно утвердилось в нашей жизни как обозначение  благородного, сильного человека, спешащего на помощь слабым и обездоленным.

Рыцарь – это человек чести, воин, защитник. Разобраться в том, что из себя представляла рыцарская культура очень интересно.

Цель моей работы: изучить особенности рыцарской культуры средневековья.


1 Истоки рыцарской культуры

Рыцарство было привилегированной частью средневекового общества, состоявшее на конной воинской службе у своего феодала или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании - кабальерос, в Германии — риттеры. Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в IX-X вв. на основе военных отрядов. К концу XI в. сложился рыцарский этический кодекс. Он был основан на обязательном служении Церкви, защите сирот и неимущих, воинской доблести. Покровителем рыцарства считался св. архангел Михаил — предводитель ангельского воинства, окружающего Престол Господа. [2, с. 1]

В IX веке окончательно сложилась феодальная военная система.  Различие между воинами — завоевателями и туземцами, между свободными и несвободными стерлось. Профессиональный, наследственный воин стал все резче выделяться от других людей. В XII веке окончательно сложился господствующий рыцарский класс. До XIII века рыцарем стать мог любой воин. Для этого надо было, чтобы рыцарь своим мечом посвятил его. К XIII веку принадлежность к рыцарству стала передаваться по наследству. [2, с. 2]

Появление этой перегородки в военном сословии между рыцарями и не рыцарями имело основы и в тактике, и в общей структуре средневековья. Армия должна иметь основу-скелет. Средневековая государственная власть не давала военного воспитания, и это было заботой семьи и класса. Обучение имело чисто индивидуальный характер. Обучение происходило на княжеских дворах. Социальное положение рыцаря и его классовое сознание воспитывали в нем мораль и славолюбие. Если рыцарь был трусливым или слабым, то он считался изменником своего класса. Неподходящих для военной карьеры сыновей феодалы направляли в духовное звание.

Рыцари постоянно оттачивали мастерство владения мечом. Во время войн на полях сражений, а в мирное время на турнирах. Первые турниры появились во Франции. Церковь пыталась всеми силами запретить эти действия (Реймский собор — 1131 г.) т.к. они были опасными для жизни. Но мода на них распространилась из Франции на весь Запад.

Есть еще одна причина выделения рыцарского класса – эволюция доспехов и оружия рыцаря. Первоначально у рыцарей были простые, легкие доспехи, примитивное оружие. Они могли вести бой как на коне так и в пешем строю. Со временем оружие и доспехи становились сложнее и тяжелее. В некоторых действиях рыцарю нужна была помощь других людей. Например, сам сесть на коня под тяжестью доспехов он уже не мог. Так у каждого рыцаря стали появляться оруженосцы, пажи. Для защиты от вражеских лучников к рыцарю понадобились свои стрелки.

По мнению И.Ю. Николаевой 1, с. 3 Рыцарство своими корнями уходит в варварскую эпоху, что наложило существенный отпечаток на его мироощущение, образ жизни и культурные ценности.

Д. Бартелеми в своей книге о рыцарстве пишет, что «…если нужно указать место и время, где изобрели рыцарство, каким его представляет себе современная Европа, то в этом плане внимание привлекает Франция XII в. Это страна, откуда выходило больше всего крестоносцев - рыцарей, которые намеревались смело сражаться за правое дело, вызывая невольное уважение даже у сарацин и затмевая доблестью вспомогательные отряды пехоты…» 2, с. 4. Значит тот классический образ рыцаря пришел к нам из Франции, однако, где лежат истоки рыцарства? А лежат они в варварской культуре древней Германии, в обычаях подготовки и воспитания воинов. Причем изначально рыцарская культура никоим образом не отражала того рыцаря, которого мы представляем себе сегодня.

Так в Германии тех времен существовали обычаи и нравы, которые потом стали началом формирования рыцарской культуры, именно там появился этот термин.

Так у Германцев существовал обычай вручения оружия знатному юноше его отцом, или вождем, или родственником, что означает для него переход из семьи в государство. В итоге это дает доступ к статусу война, с участием в собраниях и военных предприятиях.

Также родиной рыцарства многие считают Галлию, с обычаями их воинов, однако  «галльских рыцарей» времен Рима редко связывают  с «римскими рыцарями» из сословия всадников. Воинская функция или воинское призвание уже не были обязательными для этого сословия - напротив, в него входили видные граждане, занимавшиеся самыми разными делами.

Галло-германскую аристократию характеризует то, что это была элита, которую в принципе объединяли одинаковые идеалы. Ее представители проявляли выраженное пристрастие к войне, потому что воинские достоинства были главным критерием, по которому их оценивали. И они постоянно пользовались символикой оружия. В этой сфере в галльских институтах времен Цезаря были еще очень заметны германские черты.

Галлия «…могла оспаривать у Германии заслугу появления «первых рыцарей», если бы в таком соперничестве был смысл - и если бы фактически речь не шла о первом «подобии рыцарства», обнаруженном с помощью римского историка…» 2, с. 18.

Рыцарство, появление которого приписывают Франции XII в. - это прочный сплав воинской доблести со справедливостью и учтивостью. А ведь в древности идеалом, выставляемым напоказ, по-прежнему оставалась свирепая храбрость, и если галлы (имея в виду их аристократию) смягчались, то по представлению Цезаря, это значило, что они отказываются быть воинами, предпочитая другие виды деятельности и источники богатства.

Так что аристократическую воинскую доблесть, свойственную рыцарям «…надо искать в основном в Германии, за Рейном, в более бедной и грубой среде, где нет ни города, ни настоящей деревни или хутора, настолько эти гордые люди страшатся иметь соседей» [2, с. 19].

Каролингская значимость также значительно повысила статус знатных воинов и повлияла на их поведение. Рыцарство как таковое немыслимо без каролингской империи.

Классическое рыцарство, состоящее из организованных, традиционных подвигов, игр, зрелищ и хороших манер в общении между рыцарями всех стран, зародилось и понемногу сформировалось при дворах региональных князей.


2 Суть рыцарской культуры

Тему французского рыцарства тесно связывают с представлениями о национальной гордости. Рыцарство является неким предметом гордости, идеалом.

В самом деле, «рыцарством» можно назвать почти все, что приносит славу и преимущества благородному конному воину, составляя «…пестрый набор избыточных или противоречащих друг другу достоинств…» 2, с. 6.

Поэтому задается вопрос, что такое быть рыцарем - значит ли это оставаться непоколебимым в защите  правого дела или же блистать красивым милосердием в отношении врага? Что было главным при посвящении: должен ли рыцарь в первую очередь отстаивать свои права, защищать права чужие (слабых, женщин) или находить верное соотношение между теми и другими? В XII в. для рыцарей главным было снискать уважение других рыцарей подвигами, которые авторы еще и приукрашивали.  

Рыцарство еще долго будет выполнять социальную функцию. Ведь это был стиль жизни, завораживавший людей, и те продлевали существование рыцарства, всеми силами стремясь войти в его состав. Это были настоящие воины. Людям нравилась зрелищность в войне. Они пытаются приукрасить «страшную» войну в моральном и эстетическом отношении. Даже рискуя сделать ее слишком привлекательной для цивилизации Запада.

Рыцарство жило войной. Поэтому в литературе война имела для них ценность. Одно из неписаных правил рыцарского кодекса чести гласило, что рыцарь должен быть мужественным. Если рыцарь не был готов к подвигу он не считался рыцарем.

Кодекс рыцарской чести также предполагал верность своему слову. Все это для них было ценностью .Чем сильнее и могущественнее рыцарь, тем он и богаче. Богатство являлось знаком не только могущества, но и удачливости. Щедрость – оборотная сторона удачи и могущества. Кодекс чести включал в себя щедрость как основной принцип поведения рыцаря. Надо подчеркнуть, что идеал щедрости, как и идеал мужества, особенно в раннюю эпоху носил некий избыточный характер. Хрестоматийный пример о рыцаре, засеявшем поле серебром, невольно приходит на ум в качестве примера экстремального выражения характера этой ценности.[1, c.78]

Идеология рыцарства наложила весомый отпечаток на человеческую жизнь в европейском средневековье и в нашем времени. О рыцарской идеологии можно говорить уже с XI века. Начала свои рыцарская идеология обретает в известной до сих пор символике – это меч, конь и сопутствующие этим фетишам воинская доблесть, храбрость и честь.

Значимость оружия, главным образом меча, среди германских народов, ставших основой центрально-европейских государств, стоит в центре всех основных моментов жизни юноши-воина. Оно передается ему как дар, когда он достигает совершеннолетия. Коль скоро юноша-воин в состоянии владеть оружием, то оно может считаться показателем его свободного состояния. Оружие – это символ, которым обмениваются жених и невеста при вступлении в брак.  Оружие – часть ритуала присяги, священный знак – меч, вогнанный в землю по самую рукоять.

Есть мнение, будто при принесении присяги в христианскую эпоху главное значение имел не клинок меча, а рукоять. Действительно, в средние века рукоять меча использовалась в качестве хранилища реликвий. Рукоять стала крестообразной формы. И меч постепенно стал являться не орудием войны, а священным предметом. Вделанные в рукоять святыни, как думали рыцари, увеличивали силу оружия, обеспечивая неуязвимость своего хозяина. Сочетание отваги и мудрости было положено в основание идеала рыцарской "меры".

Христианская церковь торжественно благословила оружие. Блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд священны, а молитва - военное действие. Согласно Августину, конечная цель всякой войны – это мир: "Мира не ищут для того, чтобы творить войну, но творят войну для того, чтобы добиться мира"[3]. Так Августин определял подлинную миссию христианского воина – поиск мира и справедливости, без которой никакой мир вообще немыслим. Воин-христианин должен стремиться к подлинному миру, бороться за него с оружием в руках, так как главное его предназначение – восстановление справедливости. Средневековое рыцарство на протяжении всей своей истории, особенно в ключевые столетия – XI-XII, несет на себе печать стремления к идеалу – "воину христову" – и одновременно подвергается испытанию соблазнами мирской славы и мирского великолепия. Отсюда противоречивость рыцарства и причина его духовного упадка на закате средневековья.

Рыцарство не является антитезой первоначальному варварству. Оно, скорей, будет утонченной версией соглашений между воинами, выделением некоторых обычаев, как использование оружия в обрядах и церемониях, чтобы без чрезмерных затруднений представить своего социального персонажа героем.

Средневековое рыцарство слишком далеко зашло в этих усилиях или в насаждении этих обычаев только из-за того, что его собственные боевые возможности в период экономического роста (ощутимого после 600 г.) и усиления (с вязанного с приходом Каролингов) власти королей, графов, сеньоров опасно выросли, чтобы  исключить большее потенциальное насилие.


Заключение

Рыцарская культура очень сложная. У неё есть своя история. Она зарождалась постепенно в средневековой Европе. Она имеет присущее только ей  своеобразие. В ней возникают понятия мужества, чести, верности долгу, героизма. Эти ценности дошли и до современных жителей Европы.


Список использованных источников

  1.  История западноевропейской средневековой культуры часть II культура рыцарской среды /к.и.н. Николаева И.Ю., к.и.н. Карначук Н.В.. – М. 2006. – 300 с.
  2.  Бартелеми Д. Рыцарство: От древней Гермаии до Франции XII в. Пер. с Феанц. М. Ю . Некрасова. - СПб . . ЕВРАЗИЯ, 2012. - 584 с.
  3.  Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства/ изд-во                                                     « Прогресс»,Москва, 1987

PAGE   \* MERGEFORMAT 11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20663. Философия Аристотеля, Критика платоновского учения об идеях 72.5 KB
  Аристотель 384 322 год до н. Аристотель проучившись в платоновской академии 20 лет вплоть до смерти Платона развивал философские положения своего учителя придерживаясь объективного идеализма и смог привнести в это течение новые неоспоримо значимые идеи. Аристотель предпочитал проводить занятия со своими учениками прогуливаясь по саду вблизи школы. Для обозначения философской школы Аристотеля используется и такое название как перипатетика от греческого peripatio крытая галерея занятия Аристотель проводил не только прогуливаясь...
20664. Философские школы поздней античности (эллинистическая эпоха) 186.5 KB
  Если ранее у греков существовало представление о своём духовном превосходстве над варварами не способных к культуре и к свободной деятельности что запечатлевалось даже в работах Платона и Аристотеля то в новую эпоху взаимовлияния культур формируется представление о едином бытие человека. Под влиянием восточных культур например астрологических и мистических течений Вавилона происходит эклектическое соединение рационального и сверхъестественного в понимание мира что пагубно отражается и на морали где вера в судьбу в определённость...
20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...
20670. Критическая философия Иммануила Канта. Философская система Г.В.Ф. Гегеля 58 KB
  Основы метафизики которая понимается Кантом как наука о принципах чистого разума. Само чувственное познание интуитивно поскольку непосредственно общается с объектом без посредничества разума рассудка. после двенадцати лет философских исследований работы Критика чистого разума. Наиболее значимыми произведениями этого этапа становятся также Критика практического разума и Критика способности суждения.
20671. Философская антропология Л. Фейербаха 40.5 KB
  Согласно его рассуждениям следует отвергнуть гегелевский абсолютный идеализм так как он упразднил конкретного действительного человека. В основу критики идеалистического понимания проблемы отношения Бога и человека Фейербах ставит тезис о том что теология это антропология. Поэтому неприемлем так же и теизм по той причине что не Бог творит человека а человек создает идею Бога. Её истинность кроется в том что она является только формой запечатления отношения человека к собственной сущности.