97600

Философские истоки экономического либерализма (Дж.Локк, Д.Юм)

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Говоря о ценности денег в трактате Дальнейшие соображения о повышении ценности денег 1695 Локк отмечает что она определяется их количеством по отношению к объему товарооборота и влияет на ставку процента а также выделял что повышение количества денег ведет к повышению уровню цен.

Русский

2015-10-19

84.5 KB

0 чел.

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по истории экономических учений на тему:

Философские истоки экономического либерализма (Дж.Локк, Д.Юм)

Выполнила: студентка 1 курса

Барханой Тамара Михайловна,

165 группа

Проверил: доктор экономических наук,

профессор кафедры экономической методологии

и истории Гловели Георгий Джемалович

Москва

2013

Содержание

  1.  Введение.....................................................................................................3
  2.  Глава 1: Джон Локк....................................................................................3
  3.  Глава 2: Дэвид Юм.....................................................................................5
  4.      2.1 «О торговле».....................................................................................5
  5.      2.2 «О деньгах».......................................................................................7
  6.      2.3 «О проценте».....................................................................................7
  7.      2.4 «О торговом балансе».......................................................................8
  8.  Заключение...................................................................................................9
  9.  Список литературы....................................................................................10

Введение

В истории экономических учений существует определенная хронология различных школ: от меркантилистов до классической политической экономии. Но есть целый ряд английских и французских мыслителей, предшествовавших классической экономической теории, которых нельзя отнести конкретно к какому-либо из этих направлений. Их принято выделять в отдельную категорию, круг «предшественников» классической политэкономии - «критики меркантилизма».1 Именно благодаря экономистам данного направления стало возможным появление экономического либерализма. В данном реферате я буду рассматривать двух выдающихся авторов этой школы – Джона Локка и Дэвида Юма. Каждый из них впервые сформулировал некоторые принципы или теории, имевшие впоследствии огромное значение в появлении либерализма в целом и способствовавшие становлению позитивного экономического анализа.

Прежде чем говорить о том, что привело к возникновению экономического либерализма, нужно дать определение этому явлению. Либерализм – идеология, которая предполагает, что основой общественного порядка являются права и свободы каждого отдельно взятого человека. Основной идеей раннего, или же классического либерализма, основоположниками которого являются Джон Локк и Дэвид Юм, был тезис о том, что государство существует исключительно ради охраны прав физических и юридических лиц. Дэвид Юм – последователь Локка, и, хоть в некоторых вопросах их мнения расходились, в целом Юм выступал за то, что гражданское общество не подчиняется государству, а является его равноправным партнёром, и роль государства не в том, чтобы организовывать общество, а в том, чтобы дополнять его и защищать. Таким образом, Дэвид Юм был приверженцем либерализма, а его работы в дальнейшем оказали влияние доктрину правового государства Канта.2

Глава 1: Джон Локк

Джон Локк (1632-1704) является одним из самых значимых основоположников либерализма. Локк родился в английской деревне Сомерсет, в 1652 году поступил в колледж Христовой Церкви, где позже был назначен преподавателем этики.3 Локк вёл достаточно активную политическую деятельность с 1668 по 1674 год, а после, в 1983 году (????????) вслед за лордом Шефтсберийским4 эмигрировал в Голландию. В 1690 году выходит труд Локка «Два трактата о правлении», и именно в нем были сформулированы два основных принципа либерализма. Основными для формирования этого направления идеями Локка стали развитые им тезисы о естественных правах и собственности, а также идея разделения властей на исполнительную, законодательную и федеративную. Федеративная власть занимается регулированием войны и мира, вступлением или не вступлением государства в коалиции, то есть контролирует внешнюю политику государства в целом. Теория собственности Локка вытекает из доктрины о естественных правах. Естественные права человека по Локку – это право собственности на жизнь, на свободу и на продукты своего собственного труда. Существование и соблюдение прав обеспечивается разделением властей. Примечательно, что даже говоря о государстве как о продукте общественного договора людей («Послание о веротерпимости», 1686), Локк отмечает, что индивид передает государству в лице правителя или правительства все свои права, кроме естественных, которых он не может лишиться ни при каких обстоятельствах. При нарушении общественного договора сувереном или правительством люди имеют право на восстание и, как следствие, на свержение правительства и замену его на новое. Важно отметить, что по Локку функцией государства является исключительно охрана и обеспечение естественных прав посредством создания законов и санкций (вплоть до смертной казни) за их нарушение «..и все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа»5. В этом видна прямая связь с экономической доктриной «laissez-faire», являющейся основной для формирования концепции экономического либерализма.

Несомненно важную роль в становлении экономического либерализма является тезис Локка о равенстве всех людей. Но равенстве не абсолютном, так как философ отмечает тот факт, что возраст или добродетель могут давать человеку определенные преимущества, но они не являются юридическими, а потому не играют роли в экономической жизни общества.

В «Двух трактатах о правлении» Локк формулирует трудовую теорию собственности, которой не могло бы быть без предварительного уточнения о наличии у человека права на собственность как такового. В ней философ говорит о том, что плоды труда, приложенного человеком к земле, являются его собственностью, так как он свободен от каких-либо принуждений или ограничений и вся его жизнь, его личность принадлежат ему и только ему. Отсюда выводится положение о том, что труд – источник любой собственности. Но, кроме этого, труд также различает ценность всякого имущества в зависимости от количества труда, приложенного к получению этого самого имущества.

Интересно также отношение Локка к деньгам. Локк является критиком представления «деньги=богатство». По его мнению, деньги – лишь способ перетекания богатства из одного кармана в другой.  Именно из-за этого в «Опыте о человеческом разумении» Локк обозначает деньги как товар, не похожий ни на какой другой из-за своей способности хранить ценность. Ведь если другие товары потребляемы, и потому богатство, состоящее из них, ненадежно, то деньги являются единственным возможным показателем богатства нации из-за своего перманентного существования. Другие же способы оплаты (вроде драгоценных металлов) не представляются Локку ценными потому, что они стали использоваться только благодаря пристрастиям и желаниям людей, а не из-за своей полезности и необходимости. Говоря о ценности денег, в трактате «Дальнейшие соображения о повышении ценности денег» (1695) Локк отмечает, что она определяется их количеством по отношению к объему товарооборота и влияет на ставку процента, а также выделял, что повышение количества денег ведет к повышению уровню цен. Таким образом, можно сказать, что Локк отрицал так называемую «внутреннюю ценность» денег, рассматривая их только как инструмент товарооборота в целях отстаивания доктрины активного торгового баланса.

Глава 2: Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711-1776) – шотландский философ, историк и экономист. Юм был одним из последователей Локка, хотя их идеи и не полностью совпадали. Кроме того, Локк был лично знаком с Адамом Смитом, а потому его влияние на концепцию экономического либерализма более чем велико. За свою жизнь Юм не написал ни одного систематизированного экономического труда, издавая по большей части небольшие эссе на тему денег и международной торговли. Большинство работ Юма – философские трактаты о способах познания, также Юм известен благодаря своему восьмитомнику «История Англии», на написание которого у него ушло 8 лет.  

Экономических эссе у Юма семь, но основными считаются 4 – «О деньгах», «О торговле», «О проценте» и «О торговом балансе». Оставшиеся три посвящены государственному кредиту, налогам и зависти в торговле.

Юм, как и Локк, следовал идее минимального вмешательства государства в экономику страны, и в каждом из своих эссе он объяснял, почему именно минимальное вмешательство (не невмешательство вообще) способствует развитию экономики.

2.1 «О торговле»6

В этом эссе Юм рассуждает о том, как соотносятся благосостояние всего государства и отдельно взятого человека с точки зрения торговли. Юм отмечает, что при естественном и только естественном состоянии общества это два неразрывных понятия, так как человек становится богаче от того, что государство становится могущественнее, а государство процветает соразмерно с увеличением благосостояния частных лиц. Зачем нужно естественное состояние? На этот вопрос Юм отвечает с помощью исторического примера. Он говорит о процветавшей некогда Спартанской республике, бывшей во много раз могущественнее, чем какое бы то ни было государство с таким же населением во время самого Юма. Но нельзя забывать о том, что это было государство-воин, политика которого была в основном насильственной, а в XVIII веке осуществление такой политики было бы невозможным. Почему именно торговля увеличивает благосостояние? В естественном состоянии общество может увеличивать свой капитал только за счет земледелия. Чтобы труд земледельца (то есть, как и у Локка, собственность земледельца) был доступен в излишке, а не в ограниченном потребностями самого земледельца количестве, крестьянин должен совершенствовать свою ловкость и искусство. Но у него нет стимула это делать до тех пор, пока он не может как-либо полезно распорядиться излишком своей собственности. А потому нужна торговля, процесс обмена своего труда на чужой труд, которого у тебя нет. Юм проводит параллель со странами: он рассматривает государства с благоприятными для возделывания земли климатическими условиями и Англию, в которой этот процесс требует гораздо больше усилий. В южных странах фермеру для возделывания земли не нужно прикладывать много сил для получения урожая, а потому он не арендует землю на долгий период, лишь на то время, что ему нужно для уплаты аренды и для собственного существования. Тогда как в Англии для получения земледельческих благ нужно как много труда, так и много времени, а потому фермер должен обладать достаточно большим количеством капитала и арендовать землю на долгий срок, что и принесет ему прибыль.

В своем эссе Юм рассматривал также и мануфактуры. При мануфактурном производстве излишек благ выше, чем при наличии только земледелия. А потому в случае необходимости государство имеет больше возможностей употребить этот излишек на общественные нужды, к примеру, на создание и обеспечении армии в военные времена. Более того, Юм отмечает, что при наличии излишка в мануфактурах земледельцы начинают изучать земледелие как науку, и из-за этого удваивается их трудолюбие. Как следствие, увеличивается производительность и количество конечных продуктов труда. Излишек конечных продуктов может быть крайне полезен государству не только в мирное, но и в военное время, так как оно сможет лучше обеспечить армию. Кроме того, при таком положении дел государство легко может сделать солдатами тех рабочих, которые занимаются производством как бы лишних продуктов. Таким образом, Юм выводит отсутствие необходимости насильственных методов для стимулирования фермеров: «..Дайте ему продукты мануфактуры, и он сам начнет работать более.»7

Юм рассуждает и о влиянии внешней торговли на благосостояние государства. Чем больше в стране промыслов, говорит он, тем более она занимается ввозом и вывозом товаров, причем ввозит она те товары, которые ей невыгодно производить внутри себя. Как следствие, она получает все необходимые продукты с меньшими затратами, чем там страна, которая довольствуется только своими собственными продуктами труда, а значит, является более богатой.

Нельзя не сказать о влиянии социального неравенства, о котором Юм говорит в самом конце своего эссе, на благополучие государства. Для развития страны необходимо, чтобы распределение продуктов труда было между между наибольшим количеством людей. Это, как считает Юм, следует из того, что при сосредоточении всех богатств в одних руках их обладатели должны будут платить больший налог на общественные нужды, тогда как при равномерном распределении размер налога для каждого отдельного гражданина будет настолько мал, что его уплата не произведет сильных изменений в образе жизни человека. Кроме того, при сосредоточении всех благ в одном кругу лиц эти лица могут возложить все налоговое бремя на бедных, что демотивирует последних трудиться и производить блага.

2.2 «О деньгах»

В эссе «О деньгах» Юм объясняет, почему деньги не являются главным фактором, определяющим богатство страны. Он, как и Локк, считает, что деньги – всего лишь средство, с помощью которого люди и государства достигают благосостояния. Юм формулирует количественную теорию денег, с помощью которой опровергает необходимость регулирования потока денег ради торгового баланса.8 

Если одна страна располагает большим количеством денег из-за больших способностей к производству, то другим странам трудно её опередить или хотя бы догнать. Но это уравновешивается тем, что в отстающей стране рабочая сила и ресурсы дешевле вследствие меньшего количества денег. Это привлекательно для мануфактур, которые постепенно перетекают из стран, насыщенных ими, в более мелкие неразвитые страны. В этом случае страна с большим количеством денег и дорогими товарами (именно большим количеством денег эта дороговизна и обусловлена) застывает в своем развитии, давая возможность выйти на мировой рынок менее развитым странам. После ухода из страны мануфактур количество денег начнет уменьшаться, цены начнут падать, туда снова вернутся мануфактуры (уже из других стран, где они теперь будут в достаточном количестве), и всё снова пойдет по кругу. Из этого рассуждения Юм и делает вывод о бесполезности банков и бумажного кредита. Минус банков и бумаг заключается в том, что они увеличивают количество денег. Юм говорит о том, что единственным полезным банком был бы такой банк, который хранил бы деньги в кассе, но ничего бы к ним не добавлял. Да, это обязывало бы государство выплачивать ему какую-то плату, так как банк не получал бы ничего сам от своей деятельности, но зато при любой необходимости государство могло бы взять эти деньги из кассы и вернуть их при первой же возможности. Кроме того, цикличность притока и оттока в страну денег делает бесполезной любую политику, направленную на привлечение денег в страну. Зачем, если они и так вернутся?

В данном эссе можно проследить прямую параллель с теорией Адама Смита о том, что главный капитал – это производительность труда. При увеличении количества денег в стране цены растут неравномерно, лишь со временем достигая уровня нового количества денежной массы. В этот самый промежуток увеличение денег и является прибыльным для государства. Важно то, что при попадании в страну большего количества денег поначалу эти добавления сосредоточены в узком кругу лиц, которые начинают нанимать большее количество рабочих. Рабочие же даже не думают о том, чтобы просить более высокой заработной платы: они все так же тратят свои деньги на рынки, причем покупают товары по тем же ценам. Но рабочих теперь больше, а значит, продукты труда раскупаются быстрее, что сподвигает производителя увеличивать свое производство, и, как следствие, повышать производительность труда, что ведет к увеличению богатства в целом во всей стране.

2.3 «О проценте»

Если говорить коротко, то это эссе дискредитирует фискальную политику государства. Юм утверждает, что благополучие каждого отдельного человека (а значит, и всей нации) не зависит от того, какой процент возьмет себе государство или же другой собственник. В примере рассматривается поземельный процент. Допустим, государство образовалось, население увеличилось, и появилось социальное неравенство. Кто-то владеет большим количеством земли, кто-то меньшим, кто-то не имеет земли вообще. Тогда тот, у кого земли больше, отдаёт ее в аренду тем, у кого ее нет, предварительно оговаривая, какое количество от общего урожая он будет получать. Но существует разница в характерах крупных земельных собственников: один захочет тут же потратить всю свою прибыль, другой захочет сберечь, причем первых будет всегда больше из-за того, что каждый стремится найти себе хоть какое-нибудь дело. А значит, ставка процента будет расти независимо от государства, опираясь только на характер людей. Также Юм говорит о втором условии, а именно об изобилии или недостатке богатств, необходимом для удовлетворения спроса на ссуды. Представим себе ситуацию, при которой в одну ночь в кармане каждого жителя Соединенного Королевства стало на пять фунтов стерлингов больше. Единственное, что от этого изменится - количество денег в обороте Великобритании. В остальном все останется прежним, ведь из-за появления дополнительных пяти фунтов характер человека не изменится, а значит, один все так же будет тратить, а второй – сберегать.

Таким образом, Юм говорит о ненужности фискальной политики государства как таковой. Важность этого для экономического либерализма заключается в том, что налогообложение – один из самых мощных способов влияния государства на экономику, и без него вмешательство правительства будет уже не таким ощутимым.

2.4 «О торговом балансе»

В этом очерке представлены мысли Юма о том, как государство пытается влиять на торговый баланс в стране. Причем те государства, которые, по мнению Юма, совершенно незнакомы с политикой торговли. Рассматривается ситуация, когда правительство запрещает вывоз из страны (или устанавливает непомерно большой налог на ввоз) тех или иных благ из страха истощения их запаса. Юм критикует такую политику. При активном вывозе из страны того или иного блага очевидно увеличивается его производство и повышается производительность труда, которая, как известно, является главным мерилом богатства страны. Философ отмечает, что даже современные ему страны вводят запрет на ввоз или вывоз тех или иных благ из зависти и страха потери всего серебра или золота в стране. Юм говорит, что пока страна сохраняет свое население и промышленную деятельность, бояться потери богатства ей не надо. Это утверждение он доказывает двумя примерами.

Допускается, что в одну ночь из Англии исчезло 4/5 всех денег. Что должно произойти в такой ситуации? Логично предположить, что цены должны понизиться пропорционально потере денег. Но тогда использование трудовых и прочих ресурсов Англии станет выгодным для других стран, и Английское королевство очень быстро вернет все потерянные средства. Но потом вся выгода использования английских ресурсов снова пропадёт, поток денег в страну прекратится, и всё вернётся на круги своя.

А что будет, если количество денег, наоборот, станет больше в пять раз? Не поднимутся ли цены до такой степени, что ни одной другой стране будет не то, что не выгодно, а будет просто не по карману использовать английские ресурсы и импортировать товары из Англии? Более того, для самих англичан цены будут настолько высоки, что они увидят выгоду в покупке сравнительно недорогих зарубежных товаров, а тогда денежная масса начнет уходить из страны, несмотря ни на какие запреты, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество денег в Англии и за рубежом не станет примерно равным.

Юм не вдается в подробное описание причины, повлекшей за собой уравновешивание денежной массы в стране и за рубежом, просто называя ее нравственным законом тяготения и сравнивая его с силой тяжести в физике, благодаря которой уровень воды в любом водоеме везде одинаковый.

Важной частью этого эссе являются способы повышения и понижения количества денег в стране ниже естественного уровня, о которых говорит Юм.

Понизить количество денег можно только одним способом – с помощью банков, кредитов и бумажных денег. Суть в том, что распространение бумажных денег в пределах страны вытесняет из обращения золото и серебро, в то время как сделки с другими государствами могут быть заключены только с помощью драгоценных металлов, так как бумага не стоит ничего. Причем даже если из-за ввода бумажных денег увеличится благополучие одного гражданина, то рано или поздно увеличится благосостояние всех, то есть, грубо говоря, не произойдет ничего, потому что уровень цен снова изменится относительно нового благосостояния граждан.

Что касается способа повышения количества денег, то он тоже единственный в своем роде. Для того, чтобы увеличилась денежная масса в стране, нужно, грубо говоря, запереть деньги в казне и не пускать их в оборот (???). В обозначениях воды и водоема, используемых Юмом, это будет означать создание никак не связанного с остальной водой водохранилища, уровень воды в котором будет гораздо выше, чем где бы то ни было. В итоге это приведет к тому, что хранилище попросту лопнет и вода снова равномерно распределится.

Между тем, Юм также уточняет, что не любой налог является пагубным для экономики. Например, налог на немецкие полотна стимулирует английское производство, налог на водку стимулирует экспорт рома, etc.

Заключение

Прочитав основные экономические труды Джона Локка и Давида Юма и сравнив их с определением и концепцией экономического либерализма, нельзя не обратить внимание на то, насколько сильным было влияние этих двух философов на это направление экономической мысли. Без идеи Локка о естественных правах каждого индивида и его взгляда на возникновение и функции государства невозможно было бы дальнейшее развитие Юмом этих идей, без развития Юмом этих идей невозможно было бы утверждать, что кто-то еще мог бы повлиять на Адама Смита таким образом, чтобы тот создал в конце концов концепцию экономического либерализма. Именно в трудах Локка и Юма находят свое отражение основные идеи экономического либерализма, главной из которых является идея о минимальном вмешательстве государства и о выделении как основных факторов, определяющих богатство нации, людей и труда. Таким образом, если мы говорим о философских истоках экономического либерализма, то подразумеваем в первую очередь работы этих двух философов.

Список литературы:

1. Петр Баренбойм, «Три века одиночества правовых идей Давида Юма»

http://philosophicalclub.ru/content/docs/dh/DavidHume300YearsOfSolitude.pdf

  1.  Марк Блауг, «100 великих экономистов до Кейнса», «Экономическая школа» ГУ ВШЭ «ЭКОНОМИКУС», Санкт-Петербург, 2008г.
  2.  Такаши Негиши, «История экономической теории», «Аспект Пресс», 1995г.
  3.  Джон Локк, «Два трактата о правлении»

http://grachev62.narod.ru/lock/lokk_2_09.html

  1.  «Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Том I: От зари цивилизации до капитализма», отв.редактор - Фетисов Г.Г., издательство «Мысль», Москва, 2004
  2.  Гловели Г.Д., «История экономических учений», издательство «Юрайт», 2012
  3.  Дэвид Юм, «О торговле».

http://www.sotsium.ru/books/105/114/hume33_of%20commerce.html

1            Гловели Г.Д., «История экономических учений», издательство «Юрайт», 2012, стр. 98

2  Петр Баренбойм, «Три века одиночества правовых идей Давида Юма»

http://philosophicalclub.ru/content/docs/dh/DavidHume300YearsOfSolitude.pdf

3  Марк Блауг, «100 великих экономистов до Кейнса», «Экономическая школа» ГУ ВШЭ «ЭКОНОМИКУС», Санкт-Петербург, 2008г., стр. 175-176

4  В некоторых источниках встречается «Шафтсбери». Например, в учебнике Такаши Негиши «История экономической теории», «Аспект Пресс», 1995г.

5 Джон Локк, «Два трактата о правлении», книга вторая, глава IX

http://grachev62.narod.ru/lock/lokk_2_09.html

6  Это и последующие эссе взяты из книги «Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Том I: От зари цивилизации до капитализма», отв.редактор - Фетисов Г.Г., издательство «Мысль», Москва, 2004, стр. 205-218

7  Дэвид Юм, «О торговле».

http://www.sotsium.ru/books/105/114/hume33_of%20commerce.html

8  Гловели Г.Д., «История экономических учений», издательство «Юрайт», 2012,  стр.115


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30538. Аудит системы информационной безопасности на объекте как основание для подготовки организационных и правовых мероприятий. Его критерии, формы и методы 55.85 KB
  Управление ключами: генерация ключей; накопление ключей; распределение ключей. Главное свойство симметричных ключей: для выполнения как прямого так и обратного криптографического преобразования шифрование расшифровывание вычисление MC проверка MC необходимо использовать один и тот же ключ либо же ключ для обратного преобразования легко вычисляется из ключа для прямого преобразования и наоборот. С одной стороны это обеспечивает более высокую конфиденциальность сообщений с другой стороны создаёт проблемы распространения ключей в...
30539. Система управления информационной безопасностью. Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDCA. Цели и задачи, решаемые СУИБ 1.75 MB
  Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC. PDC PlnDoCheckct циклически повторяющийся процесс принятия решения используемый в управлении качеством. Система управления информационной безопасностью ГОСТ Р ИСО МЭК 270012006 определение Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC Цикл PDC Методология PDC представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Применение В практической деятельности цикл PDC применяется многократно с различной...
30540. Стандартизация в области построения СУИБ: сходства и различия стандартов 26.41 KB
  Доска: Стандарты: Ornge Book Red Book ISO IEC 15408 ISO IEC 17799 Стандарт BSI Стандарт США NIST 80030 РД гостехкомиссии России и стандарт ГОСТ Р ИСО МЭК 15408 Выступление: Рассмотрим стандарты информационной безопасности: Здесь выделены такие аспекты политики безопасности как добровольное дискреционное и принудительное мандатное управление доступом безопасность повторного использования объектов. Определяются инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличии от Ornge Book не содержит...
30541. Единые критерии (ГОСТ Р ИСО 15408). Профиль защиты. Задание по безопасности 29.73 KB
  Задание по безопасности.Положение по разработке профилей защиты и заданий по безопасности Гостехкомиссия России 2003 год Выступление: Профиль защиты это нормативный документ предназначенный для изложения проблемы безопасности определенной совокупности продуктов и систем ИТ и формулирования требований безопасности для решении данной проблемы. ПЗ не регламентирует каким образом данные требования будут выполнены обеспечивая таким образом независимое от реализации описание требований безопасности. Профиль защиты разрабатывается для...
30542. Криптографические протоколы – основные виды и типы, область применения. Идентификация и аутентификация 43.95 KB
  Под протоколом понимается распределенный алгоритм с двумя и более участниками. Протокол является криптографическим если он решает по крайней мере одну из трех задач криптографии – обеспечение конфиденциальности целостности неотслеживаемости. Компонентами к протокола являются участники протокола каналы связи между участниками а также либо алгоритмы используемые участниками либо постановка той задачи которую протокол призван решать.
30543. Идентификация и аутентификация. Криптографические протоколы – основные виды и типы, область применения 19.83 KB
  Криптографические протоколы – основные виды и типы область применения. Ответ: Все эти типы можно условно разделить на две группы: прикладные протоколы и примитивные. Примитивные же протоколы используются как своеобразные строительные блоки при разработке прикладных протоколов. Мы в данном учебном пособии будем рассматривать только примитивные криптографические протоколы которые при некоторой адаптации к реальным системам связи могут использоваться на практике.
30546. Блочные шифры. Ключевая система блочных шифров. Российский стандарт на блочный шифр ГОСТ 28147-89 492.5 KB
  Представляют собой семейство обратимых преобразований блоков частей фиксированной длины исходного текста. Если для шифрования исходного текста используется подсистема π из Π ∈ SYM то получающуюся в результате систему подстановок Π называют системой блочных шифров или системой блочных подстановок. Если информация исходного текста не может быть представлена Nразрядными блоками как в случае стандартного алфавитноцифрового текста то первое что нужно сделать это перекодировать исходный текст именно в этот формат причем с...