97615

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Дипломная

Налоговое регулирование и страхование

Сущность и необходимость регулирования системы обязательного социального страхования. Необходимость появления системы обязательного социального страхования в РФ. Обеспечение по обязательному социальному страхованию- исполнение страховщиком а в отдельных случаях установленных Федеральными законами - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом...

Русский

2015-10-20

268 KB

4 чел.

PAGE  44

ГЛАВА 1. Сущность и необходимость регулирования системы обязательного социального страхования.

1.1. Необходимость появления системы обязательного

социального страхования в РФ.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию- исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных Федеральными законами - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

Актуальность стабильного развития и существования с давних времён приводит людей к поиску различных способов предотвращения или сведения к минимуму вредоносных последствий чрезвычайных происшествий природного, техногенного и иного характера, вызываемых ими убытков. Для профессионального устранения таких убытков важно искать наличие денежных средств, которые смогут помочь в их возмещении в кратчайшие сроки и безболезненно продолжать хозяйственную деятельность.

Зарождение социального обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общих черт, вытекающих из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.

Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики.

Рынок играет как позитивную роль, так и негативную роль в социально-экономической жизни общества.

Позитивная роль рынка состоит в том, что он:

- обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость;

- рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов;

- оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует развитию научно-технической революции;

- заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, ориентируясь на цены, соответствующие затратам;

- оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных, неустойчивых хозяйственных единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом;

- повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.

Негативная роль рынка проявляется в том, что он:

- стимулирует чрезмерность в личном потреблении;

- не имеет механизмов защиты окружающей среды;

- не обеспечивает сохранение невоспроизводимых ресурсов;

- не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные сдвиги в экономике, обеспечить равновесие национальной экономики;

- не содержит мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров;

- не создает стимулов для производства товаров массового пользования - обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.;

- вызывает затраты на рекламу, ведущие к удорожанию продукции;

-не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу;

- не гарантирует право на доход, порождает поляризацию общества;

- не обеспечивает социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, низкооплачиваемых слоев населения, не удовлетворяет их нужд в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.д.;

- порождает монополизм, инфляцию, кризис перепроизводства.

Поэтому государство берет на себя выполнение таких функций, как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.

Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами.

В период высокой инфляции в стране для поддержания уровня минимальных пенсий использовался механизм компенсации (в одинаковом или дифференцированном размере), а для сохранения зависимости пенсии от предыдущего заработка — механизм их линейной индексации в соответствии с индексом роста потребитель­ских цен.

Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.

Государственная политика в Российской Федерации направлена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственные гарантии для безработных граждан включают:

-бесплатные профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, выплату стипендий в данный период;

-компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

-выплату пособия по безработице;

-возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах;

1.2. Правовые основы в системе обязательного

социального страхования.

Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.

Важнейшими из них являются:

1. Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также - страховые взносы). Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

3. Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

4. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года), в 22 и 25 статьях которой фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

5. Закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Данный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

6. Закон от 29.12.2006г. №255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

К числу сущностных правовых характеристик социального страхования отечественное законодательство и международное право относит:

1. публично-правовой статус социального страхования - обязательность по закону применения для работодателей (вменения им в обязанность) и наемных работников (определения круга страхуемых лиц и получателей пенсий, пособий и медицинских услуг), а также законодательно-регламентированного способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов;

2. законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;

3. законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и размера страховых тарифов.

Согласно международным нормам положениям Конституции Российской Федерации, государство несет ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, создания условий, гарантирующих достоинство личности во всех сферах (статья 21 Конституции Российской Федерации), чем утверждается приоритет личности и ее прав.

В системе таких управленческих мер в социальной сфере важное место занимают законодательно установленные критерии социальной защиты граждан, предназначенные сформировать нормативную базу каждого из институтов социальной защиты: социальной помощи, социального страхования и государственного социального обеспечения (военнослужащих, государственных служащих и т.д.).

Обязательное социальное страхование является неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, особенностью которой является работающие в соответствии с федеральным законом процессы в области страхования работающих граждан от возможных изменений в материальном и (или) социальном положении, в том числе по независящим напрямую от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование подразумевает под собой целую систему учрежденных государством правовых, экономических и организационных процессов, которые направлены на компенсацию или снижение последствий изменения материальных и социальных положений работающих граждан, а в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, любых других категорий граждан путем признания их безработными, по причине трудовых увечий или профессиональных заболеваний, инвалидности, болезней, травм, беременности и родов, потери кормильцев, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления любых других установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

В федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» представлены принципы социального страхования:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Существуют следующие виды социальных страховых рисков:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд России, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в системе обязательного социального страхования, является Федеральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. (именуемый в дальнейшем Закон об обязательном социальном страховании). Данный закон распространяет свое действие на работающих граждан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, иные категории граждан, в том числе при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Закон об обязательном социальном страховании устанавливает основы этого страхования и определяет ключевые моменты. Специфика тех или иных видов обязательного социального страхования будет определяться в специальных законах.

Обязательное социальное страхование имеет публично-правовые черты. Системой обязательного социального страхования управляет Правительство РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, но оперативное управление ими осуществляют страховщики под контролем государства. Страховщики создаются Правительством РФ, а их организационно-правовые формы определяются федеральными законами о конкретном виде обязательного социального страхования. По сравнению с обычным (договорным) страхованием права и обязанности участников правоотношения по обязательному социальному страхованию не только детализированы, но ужесточены обязанности страховщиков и страхователей, а права застрахованных лиц и выгодоприобретателей расширены.

Финансовые основы обязательного социального страхования регламентированы законодательством в значительно большей степени, чем при обычном (договорном) страховании. Определение источников поступления денежных средств, установление тарифов страховых взносов, порядка их начисления и внесение, расходование денежных средств из страховых фондов, назначение и выплата страхового обеспечения — все это жестко регламентировано федеральными законами и иными актами.

При недостаточности средств для выплаты страхового обеспечения по некоторым видам обязательного социального страхования (выплаты пенсий и пособий, оплата медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и др.) в федеральном законе о федеральном бюджете могут быть предусмотрены дотации в размерах, позволяющих обеспечить установленные с законодательством выплаты по обязательному социальному страхованию.

Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.

2.1. Платежи в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда РФ – страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

· отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;

· отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;

· страховых взносов;

· средств Федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

· иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:

-в ПФР на обязательное пенсионное страхование,

- в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

-в ФФОМС на обязательное медицинское страхование,

регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В течение 2011 - 2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

3) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

4) для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны оплатить страховые платежи в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Предприниматели, уплачивающие страховые взносы за себя должны перечислить их не позднее 31 декабря текущего календарного года до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом надо представить отчет в территориальный орган Фонда социального страхования.

Помимо этого до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом надо представить отчеты в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2011 года отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Фиксированные платежи индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

− 14% на страховую;

− 6% на накопительную часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Расчет пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам.

Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 1 января 2014 года размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя, будет определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 000 руб.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж.

Фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых самозанятыми гражданами, определяется исходя из увеличенного в 12 раз двукратного минимального размера оплаты труда и страхового тарифа.

Начиная с расчетного периода 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР одной платежкой без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Такие положения содержатся в новой статье 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), которая озаглавлена "Единый расчетный документ".

После того как денежные средства поступят в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечислит сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР (п. 2 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ).

В соответствии с ранее действовавшим порядком пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечислялись двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределял платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (ст. ст. 33, 33.1 Закона N 167-ФЗ).

В частности, с 1 января 2014 г. введены следующие положения. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно вправе решить, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 процентов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии перечислялось 6 процентов тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:

- о переходе в негосударственный пенсионный фонд. Предварительно нужно заключить договор об обязательном пенсионном страховании;

- о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;

- о выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;

- о выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии. (абз. 1 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).

Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 процентов тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. (абз. 2 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Аналогично будет распределен тариф, если лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе. (п. 3 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).

В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование накопительной части трудовой пенсии должно направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, необходимо отметить следующее. В 2014 г. 6 процентов будет направляться на финансирование накопительной пенсии только в следующих случаях: •выбранный лицом негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (на момент подготовки выпуска обзора данный закон еще не был принят). Также выбранный пенсионный фонд соответствует требованиям Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ;

•выбранная лицом управляющая компания, в том числе государственная, соответствует требованиям п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ.

Если перечисленные условия не выполняются, то 6 процентов тарифа страхового взноса в 2014 г. будет направлено на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании решили направить на финансирование накопительной части 2 процента тарифа страхового взноса. В рассматриваемом случае должна производиться индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Указанные правила установлены п. 4 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ.

Следует отметить, что лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 процентов тарифа страхового взноса на фиксирование накопительной части трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет (п. 2 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).

К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:

-материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;

-материальная помощь для беременных и на случай родов;

-материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);

-материальная помощь в случае рождения ребенка;

-материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;

-обязательное пособие на погребение;

-расходы на санаторно-курортное лечение работников.

К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:

-материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;

-выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.

Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. К входящим выплатам этой группы относятся:

1.Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.

2.Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.

Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.

Доходы Фонда социального страхования в 2014 году составили 570 млрд рублей, а расходы сложились в сумме 546 млрд рублей.

Почти 570 млрд рублей составили доходы Фонда социального страхования в 2014 г.  Расходы ФСС сложились в сумме 546 млрд рублей.

Основные расходы фонда- это выплаты по временной нетрудоспособности, а также выплаты женщинам при рождении ребёнка и в период ухода за ним. Часть средств использовалась для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования по доходам в 2014 г., составил 1 трлн 250 млрд рублей. Расходы превысили доходы на 18 млрд рублей.  

2.2. платежи в Фонд обязательного социального страховании.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Доходная часть бюджета Фонда формируется, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом страховых взносов, поступающих в бюджет Фонда, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет обособленный учет доходов и расходов по названным видам обязательного социального страхования, в связи с чем принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета по указанным видам страхования не применяется.

Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены по пониженным тарифам, установленным Федеральным законом N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков, а по основной категории плательщиков исходя из тарифа 2,9%.

Доходная часть бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации также формируется с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на исполнение отдельных государственных полномочий.

Расчет расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется на основании данных о численности получателей (количестве выплат) соответствующих социальных пособий и выплат, а также их размеров.

В качестве внутреннего источника финансового обеспечения дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством привлечен сформированный на 1 января 2014 года остаток средств.

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы определены с учетом индексации в 2015 - 2017 годах с 1 января на прогнозируемый индекс потребительских цен соответствующего года ежемесячных страховых выплат, максимального размера ежемесячной страховой выплаты и суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты.

Размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате страховых случаев, в рамках системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учтен в соответствии с законодательством Российской федерации в размере 1 млн. рублей.

Одновременно при расчете параметров бюджета Фонда учитываются расходы на содержание аппаратов органов управления Фондами, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджетов Фондов. При этом с 1 января 2015 года предусматривается оптимизация расходов на обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе с учетом сокращения штатной численности сотрудников на 10%.

Для исполнения государственных полномочий за счет межбюджетных трансфертов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации объем бюджетных ассигнований определен с учетом повышения эффективности расходов на указанные цели.

Сравнительные показатели основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
за период 2013- 2015 гг. и 2014 – 2016 гг.

Показатели

2013-2015

2014-2016

Изменения

(+/-)

Федеральный закон от 03.12.2012

№ 219-ФЗ

Проект федерального закона

№ 348501-6

Доходы – всего,

1 972 652,5

1 832 020,4

- 140 632,1

92,9%

- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

1 414 652,5

1 420 286,9

+ 5 634,4

100,4%

из них - средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда

147 993,8

0,0

-147 993,8

-средства  передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из:

  •  федерального бюджета,
  •  бюджета ФФОМС

 

227 343,8

57 090,0

44 659,3

57 090,0

- 182 684,5

0

Расходы – всего,

обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 

   

1 970 112,4

1 437 494,8

1 859 473,1

1 492 575,2

- 110 639,3

94,4%

+ 55 080,4

103,8%

Доля расходов по  обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  в общих расходах

 

      72,9%

80,3%

+7,4%

Профицит (+)/ дефицит (-)

 

+2 540,2

- 27 452,8

дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

- 22 842,2

- 72 288,3

дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без учета средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда

- 170 836.1

- 72 288,3

  1.  547,8

В целом расчеты произведены исходя из:

-базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:

624 000 рублей - в 2014 году,

678 000 рублей - в 2015 году;

740 000 рублей - в 2016 году

Для сведения: в 2013 году – 568 000  рублей.

-доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 84,3% в 2014 - 2016 годах;

-установленных законодательством тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для различных категорий плательщиков.

При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, а также связанные с реализацией национального проекта "Здоровье".

 При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам учитывались положения и нормы Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие:

  •  исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
  •  следующие предельные размеры пособия:

Размер среднего заработка (%)

Предельная сумма выплаты в месяц

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

100

40 602,74

44 975,34

49 639,45

54 220,27

Расчет расходов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%,  в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%. Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.

Основные характеристики бюджета Фонда социального

страхования Российской Федерации на 2014 - 2017 годы

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Закон

Проект

Проект

Проект

1

2

3

4

5

Фонд социального страхования Российской Федерации

ДОХОДЫ:

579,8

592,6

615,8

666,8

Межбюджетные трансферты

47,7

47,4

28,6

29,7

Из Федерального фонда обязательного медицинского страхования

19,0

19,0

19,0

19,0

Из федерального бюджета

28,7

28,4

9,6

10,7

Доходы без учета межбюджетных трансфертов

532,1

545,2

587,2

637,1

РАСХОДЫ

564,9

586,7

615,2

653,5

Дефицит/профицит

14,9

5,9

0,6

13,3

2.3. платежи в фонд обязательного медицинского страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:

  •  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  •  территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в пенсионный, социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О
страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ.

Наименование дохода

Сумма (тыс. руб.)

2013 год

2014 год

Прочие неналоговые доходы

140000,0

170000,0

Прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов

140000,0

170000,0

Прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

140000,0

170000,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

10640687,0

11255108,9

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

10640687,0

11255108,9

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов

10640687,0

11255108,9

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования

601338,0

613166,0

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования

4198337,0

4268029,0

Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

5841012,0

6373913,9

Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

5841012,0

6373913,9

ВСЕГО ДОХОДОВ

10780687,0

11425108,9

Глава 3. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ.

3.1. Анализ поступлений и выплат по обязательному социальному страхованию.

Средства Фонда социального страхования подлежат только целевому расходованию, а именно: в целях выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, пособий на погребение, в целях покрытия расходов на санаторно-курортное лечение и т.д. Кроме того, в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при осуществлении данного вида страхования Фонд социального страхования участвует в качестве страховщика. Страхователем же являются сами работодатели.

В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования Российской Федерации;

Доходы бюджета ФСС на 2013 - 2015 годы предусмотрены в следующих объемах:

- на 2013 год в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 414 194 891,1 тыс. рублей (70,2% общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 82 646 160,6 тыс. рублей (14,0%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей (12,6%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (3,2%);

-на 2014 год в сумме 662 565 085,9 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 478 227 773,1 тыс. рублей (72,2% от общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 5 600 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС - 57 310 367,9 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 90 632 780,0 тыс. рублей (13,7%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета - 74 674 532,8 тыс. рублей (11,3%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (2,9%);

- на 2015 год в сумме 719 815 156,7 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 522 229 868,4 тыс. рублей (72,6% от общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1 500 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС - 58 110 367,9 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100 287 284,0 тыс. рублей (13,9%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета - 78 268 004,3 тыс. рублей (10,9%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (2,6%).

Предусматривается поступление страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) в 2013 году в сумме 357 842 476,8 тыс. рублей, в 2014 году - 415 149 412,7 тыс. рублей и 2015 году - 462 486 720,6 тыс. рублей.

Выпадающие доходы бюджета ФСС, обусловленные установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков, будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: в 2013 году в размере 23 580 000,0 тыс. рублей, в 2014 году - 5 600 000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1 500 000,0 тыс. рублей. Указанные объемы не учитывают дополнительный объем средств федерального бюджета в связи с сохранением, начиная с 1 января 2014 года, в соответствии с положениями Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года (20%) для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. В соответствии с Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, разработанными Минфином России, подход к определению тарифов страховых взносов в разрезе государственных внебюджетных фондов для данной категории плательщиков будет определен в 2013 году.

Доходы от страховых взносов рассчитаны путем применения установленного размера страхового тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов, который планируется в 2013 году на уровне 0,98, в 2014 - 2015 годах - 0,975.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51% к начисленной по всем основаниям оплате труда. Сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена в 2013 году в размере 81 781 054,0 тыс. рублей, в 2014 году - 89 841 020,0 тыс. рублей, в 2015 году - 99 534 724,0 тыс. рублей.

Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в 2013 году на уровне 0,97, в 2014 - 2015 годах - 0,96.

Поступление в бюджет ФСС единого социального налога, уплачиваемого за налоговые периоды до 1 января 2010 года, было предусмотрено в следующих объемах: в 2013 году - 50 020,0 тыс. рублей, в 2014 году - 40 020,0 тыс. рублей, в 2015 году - 8 107,4 тыс. рублей.

Поступление денежных средств в доход бюджета ФСС от размещения резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрено в следующих размерах: в 2013 году - 473 300,0 тыс. рублей; в 2014 году - 402 400,0 тыс. рублей; в 2015 году - 370 000,0 тыс. рублей. Расчет суммы дохода произведен исходя из объема резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, процентной ставки размещения и налоговых платежей.

Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования обеспечиваются поступлением страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачиваются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования страхователями для неработающих граждан - субъектами Российской Федерации.

Установленный тариф страхового взноса на ОМС неработающего населения в размере 18 864,6 рублей с учетом коэффициента дифференциации, а также положений Федерального закона N 326-ФЗ по расчету размера страховых взносов на ОМС неработающего населения достигается с 2015 года. Кроме того, в 2017 году размер тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения будет проиндексирован по темпу роста инфляции.

В целях обеспечения сбалансированности финансовой системы обязательного медицинского страхования предлагается введение соплатежей пациентов за часть видов медицинской помощи для всех неработающих граждан, определенных пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ, кроме детей, пенсионеров и зарегистрированных безработных из расчета 18% от тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются федеральным законом (18 864 рублей).

Обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации с целью выравнивания финансового обеспечения бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, будет осуществляться путем предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В целом объем указанных субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования составит в 2015 году - 1 351,8 млрд. рублей, в 2016 году - 1 588,6 млрд. рублей, в 2017 году - 1 675,8 млрд. рублей.

За счет субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, планируется:

1. Увеличить финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая уплату высокотехнологичной медицинской помощи;

2. Поэтапно повышать оплату труда медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в целях реализации к 2018 году Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Размер указанной субвенции включает в том числе финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам, ранее осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных на следующие цели:

1.  Оплата труда медицинского персонала в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей);

2. Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;

3. Дополнительные стимулирующие выплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в 2011 и 2012 годах в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Анализ расходов Фонда социального страхования может быть двух видов:

а) горизонтальный

б) вертикальный

Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.

Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы бюджета в общей сумме расходов, что позволяет судить о степени их влияния на деятельность учреждения.

Общий объем расходов бюджета ФСС на 2013 - 2015 годы определен с соблюдением норм, установленных статьями 145 и 147 Бюджетного кодекса:

- на 2013 год в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 437 037 093,8 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 76 050 068,3 тыс. рублей.

- на 2014 год в сумме 654 583 486,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 478 227 773,1 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 82 651 180,9 тыс. рублей.

- на 2015 год в сумме 709 010 455,1 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 522 229 868,4 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 89 482 582,4 тыс. рублей.

Виды расходов

          Сумма, млрд. руб.

   2013г.           2014г.        2015г.

Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

437,03

478,23

522,23

Пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

76,05

82,65

89,48

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов

25,33

25,41

26,58

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы

0,85

0, 77

0, 81

Образование

0, 21

0,24

0,27

Социальная политика

579,46

627,44

680,6

Прикладные научные исследования и разработки

0,02

0,03

0,03

Прочие расходы

512,44

560,187

610,99

Итого

1631,39

1774,96

1930,99

Основные характеристики бюджета Федерального фонда

обязательного медицинского страхования Российской Федерации

на 2014 - 2017 годы

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Закон

Проект

Проект

Проект

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

ДОХОДЫ:

1 240,1

1 453,7

1 707,9

1 799,1

межбюджетные трансферты

506,9

664,6

666,2

669,4

из федерального бюджета

28,6

23,9

25,4

1,1

из бюджетов субъектов Российской Федерации

478,3

640,7

640,7

668,3

доходы без учета межбюджетных трансфертов

733,2

789,1

1 041,8

1 129,7

РАСХОДЫ:

1 240,1

1 453,7

1 707,9

1 799,1

Фонду социального страхования Российской Федерации

19,0

19,0

19,0

19,0

территориальным фондам обязательного медицинского страхования

1 174,3

1 433,9

1 688,1

1 779,3

расходы без учета межбюджетных трансфертов

46,7

0,7

0,8

0,8

доходы

1 174,3

1 433,9

1 688,1

1 779,3

межбюджетные трансферты

1 174,3

1 433,9

1 688,1

1 779,3

из Федерального фонда обязательного медицинского страхования

1 174,3

1 433,9

1 688,1

1 779,3

расходы

1 174,3

1 433,9

1 688,1

1 779,3

Существенное снижение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2017 году относительно 2016 года связано с учетом части расходов в условно утвержденных расходах федерального бюджета.

Увеличение доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году по сравнению с 2014 годом обусловлено установлением тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения в размере 18 864,6 рублей, кроме того увеличение указанной части доходов в 2017 году предусматривается с учетом индексации размера тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения по темпу роста инфляции.

Кроме того, значительное повышение доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования без учета межбюджетных трансфертов обусловлено установлением тарифа страховых взносов с 2016 года в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.

3.2. Совершенствование системы обязательного социального страхования.

Основные пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ:

Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.

В этой связи следует концептуально и законодательно определить размеры и пропорции ВВП, направляемые на цели социального страхования.

Практика функционирования систем социального страхования в развитых странах свидетельствует о целесообразности отделения средств социального страхования от государственного бюджета. Их целевое предназначение и высокая публичная значимость обуславливают их автономный характер и систему законодательных мер по их контролю и прозрачности.

Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников.

Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом может определяться тремя основными факторами:

- уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;

- степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;

- мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.

Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных, прежде всего, играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

В целях совершенствования взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации со страхователями и организации работы введено предоставление копии отчетности по форме 4-ФСС РФ в электронном виде, что в значительной степени облегчит и ускорит процесс сдачи отчетов в Филиалы ГУ ВРО ФСС РФ.

Сдача отчетов через Интернет позволит:

- предварительно проверить правильность составления отчета с помощью специализированной программы, размещенной в Интернет-портале ФСС;

- даст возможность самостоятельно выявить и устранить ошибки, допущенные при составлении отчета (до результатов камеральной проверки отчета, проводимого работниками Филиала);

- сократит время сдачи ежеквартальной отчетности.

Для зарегистрированных пользователей в Интернет-портале будут доступны дополнительные сервисы:

- просмотр взаиморасчетов с ФСС РФ;

- результаты камеральных и выездных документальных проверок;

- регистрационные данные;

- возможность просмотра планируемых проверок ревизоров.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ.

Наименование дохода

Сумма (тыс. руб.)

2013 год

2014 год

Прочие неналоговые доходы

140000,0

170000,0

Прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов

140000,0

170000,0

Прочие неналоговые поступления в территориальные фонды ОМС

140000,0

170000,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

10640687,0

11255108,9

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

10640687,0

11255108,9

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов

10640687,0

11255108,9

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования

601338,0

613166,0

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования

4198337,0

4268029,0

Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

5841012,0

6373913,9

Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

5841012,0

6373913,9

ВСЕГО ДОХОДОВ

10780687,0

11425108,9

Заключение

В системе современных рыночных социально-экономических отношений трудно переоценить роль социального страхования и его основных составляющих направлений.

В России имеющаяся к сегодняшнему дню система обязательного социального страхования была сформирована примерно в последние полтора десятка лет.

Анализ почти пятнадцатилетней истории становления обязательного социального страхования в современной России позволяет сказать, что такая система в стране сегодня действительно есть и ее можно и нужно рассматривать как систему (жизнеспособную и работающую на благо общества), а не как какие-то отдельные фрагментарные составляющие.

В сфере общего социального страхования была решена острая и трудная проблема, связанная с упорядочением выплат возмещения за причиненный вред здоровью гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев и профзаболеваний. Немалое число людей, получивших производственные травмы или болезни, многие годы и даже десятилетия тому назад возмещение получали от своих предприятий, но в период рыночных реформ часть этих предприятий перестала существовать, другие преобразовались, сменили форму собственности, собственников и т.д. В результате сотни тысяч людей оказались как бы «подвешенными в воздухе» и брошенными на произвол судьбы. В рамках ныне действующей системы социального страхования эту проблему удалось решить в масштабе всей страны, создать новый механизм компенсационных выплат в возмещении вреда.

Несмотря на существующие проблемы в правовом регулировании деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, принимаемые нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию позволяют решать задачи обязательного социального страхования и управления средствами для их осуществления.

Социальное страхование - это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем. Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Cуществующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Необходимо органически увязать эту система с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем (т.е. факторами, определяющими уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.д.). Только тогда удастся построить эффективную систему социальной защиты в стране.

http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Godovoy_otchet_PFR_2014.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35952. Коммуна 41.5 KB
  Членами Коммуны были избраны 86 человек. Среди членов Коммуны были служащие врачи журналисты адвокаты рабочие. По многим вопросам неоякобинцы и бланкисты голосовали вместе образуя большинство Коммуны. Более плодотворной оказалась деятельность Коммуны в области удовлетворения насущных социальноэкономических требований парижан.
35953. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка 41.5 KB
  Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства построения процесса с заданными свойствами экспериментально-генетический метод метод экспериментально вызванного генеза Выготский метод поэтапно=планомерного формирования умственных понятий и образов. Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных...
35955. Понятие, признаки и цели предприятия 99.5 KB
  Понятие признаки и цели предприятия Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции выполнения работ и оказании услуг с целью удовлетворения потребностей членов общества и получения прибыли. Принято выделять следующие признаки предприятия: 1. Для функционирования предприятия необходим обособленный комплекс орудий и других средств производства – земельные участки машины оборудование сырье материалы. Продукция предприятия может использоваться в...
35956. Обратимые и необратимые реакции 99.5 KB
  Химическое равновесие Некоторые химические реакции могут протекать в двух взаимно противоположных направлениях. Такие реакции называются обратимыми. Обратимость химических реакций записывается следующим образом: А В  В При протекании химической реакции концентрации исходных веществ уменьшаются в соответствии с законом действия масс.
35959. Химический состав винограда. Свойства и влияние отдельных групп соединений, а также продуктов их превращений на качество вина 93.94 KB
  Свойства и влияние отдельных групп соединений а также продуктов их превращений на качество вина. Эти соединения придают красным виноградным винам лечебные свойства. В белых виноградных винах содержатся только нефланоидные полифенолы. Поэтому содержание полезных для здоровья веществ в белых винах намного ниже чем в красных.