97651

Искусство и спорт

Реферат

Физкультура и спорт

Эстетическое начало в спорте всегда было в центре внимания, так например, основатель современного олимпийского движения, Пьер де Кубертен, написал «Оду спорту», первая строка которой гласит: «О, спорт, ты – Красота!» Такой взгляд ставит спорт на один уровень с общепринятыми ценностями человечества.

Русский

2015-10-20

53 KB

11 чел.


Искусство и спорт

«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так  и люди прославляют  те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры» (Античная лирика).  Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, очень точно отражают отношение древних греков к спорту. К.Куманецкий в книге "История культуры Древней Греции и Рима" говорит о том, что наряду с письменностью важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в различных пунктах страны. Игры эти носили, особенно в первые столетия своего существования, характер аристократический. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», облегчающим властвование над людьми. Поэтому в период аристократического правления в греческих городах-государствах (полисах) при господстве аристократической идеологии, высоко ценившей физические достоинства человека, были учреждены Олимпийские игры. Участвовать в играх ни полусвободное население, ни рабы, ни иноземцы, ни женщины  не могли. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н. э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Участники состязаний выступали нагими, и прекрасное нагое тело молодого атлета  позволяло видеть его гармоничность, поэтому оно стало предметом искусства. А к состязаниям всякого рода эта традиция пришла из полулегендарного случая, описывающего, как некая мать одного из бегунов вышла на дорожку вместо него. Но в соревнованиях, куда, кстати, женщины не допускались даже в качестве зрительниц,   уже срабатывал менталитет греческого гражданина, который искал и находил красоту и гармонию человеческого тела, считал, что только в прекрасном теле обитает и прекрасный дух.

Б. Лоу в своей книге «Красота спорта» говорит о том, что для греков стремление к физическому совершенству – одно из направлений гармоничного развития личности. Это отражалось в искусстве – скульптуре, росписи ваз, не случайно бога Зевса эллины представляли человеческим существом, превосходящим обычного человека в таких качествах, как смелость, красота, мудрость, атлетические возможности. Критерием, воспринимаемых чувствами - эстетических – достоинств были формы человеческого тела. Именно формы человеческого тела легли в основу знаменитой формулы «золотого сечения». Философы во все времена рассматривали проблемы прекрасного, гармонии, идеала, закладывая основы эстетического отношения к действительности.  Уже в античности Платон высказал идею о том, что эстетическое представляет собой единство прекрасного, доброго, разумного и любви. Предмет эстетики всегда был исторически подвижен и изменчив: одни эпохи обращались к проблеме эстетической активности как к проявлению ценностного отношения человека к миру, другие больше склонялись к изучению своеобразия художественной деятельности, природы искусства. Но всегда ее основными категориями являлись  -  красота, гармония, мера.

Эстетическое начало в спорте всегда было в центре внимания, так например, основатель современного олимпийского движения, Пьер де Кубертен, написал «Оду спорту», первая строка которой гласит: «О, спорт, ты – Красота!»

Такой взгляд ставит спорт на один уровень с общепринятыми ценностями человечества.

Но является ли спорт искусством? Какова связь между этими формами человеческой деятельности? Рассматривая данную проблему, нужно выяснить их сходства и различия.

Искусство — термин, используемый в двух значениях: во-первых - это мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; во- вторых -  творческая деятельность, направленная на создание художественных образов, а в широком смысле  — эстетически выразительных форм.

Общепринятого определения понятия "спорт" в литературе я не обнаружила. Практически каждая работа, посвященная проблемам спортивной деятельности, содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны. Проанализировав некоторые  источники (Толковый словарь спортивных терминов, Большая советская энциклопедия, словарь-справочник «Психология спорта в терминах и  понятиях») спорт можно определить как  специально организованную деятельность, направленную на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств,  в процессе тренировок и соревнований, целью которых является достижение максимального результата. Высказываясь по поводу соотношения спорта и искусства, философы обращали внимание на разные аспекты данной проблемы.

Джеффри Грин  сравнивал эти понятия  в книге «Футбол — игра всей планеты»: Чтобы научиться ценить возможность эстетического наслаждения спортом, например, простыми и красивыми движениями футболистов, необходимо обратить внимание на заметную близость спорта к искусству». Далее он выделяет сходства: большой эмоциональный подъем; наличие законов и правил, которые так же серьезны и обязательны, как в философии или физике; созидательный и творческий характер спорта и искусства.

Существенное различие между ними, по мнению автора, состоит в том, что спорт более демократичен и повседневен, более материалистичен и приземлен. Сюда можно добавить и то, что в спорте не создаются художественные образы, а явно выделяется стремление к преодолению границ возможного и к соревновательности в этом.

По поводу сходств, с Грином можно согласиться, добавив при этом мысль о том, что искусство и спорт требуют упорной работы, большого напряжения сил, значительных волевых усилий. Кроме того, как и искусство, спорт ищет гармоничности не только в самом  человеке, но и в  действии, которое каждый его вид представляет. Другое дело – в чем будет заключаться эта гармония, но поиск её постоянно присутствует.

Джон Деуэй, автор книги «Искусство как самовыражение», говорил: «Танец и спорт – это те виды деятельности, в которых разрозненные движения превращаются в единое целое и превращаются из заготовок, сырья в произведение искусства с их экспрессией». Напротив, Рене Мехью отмечает, что «спорт целиком заключен в действительности, а искусство, прибегая к условным знакам, освобождающим его от связи с объектом и реальностью, уходит в вечность». Таким образом, он приходит к выводу о том, что искусство и спорт смотрят в разные стороны.

У данных видов деятельности  различные ценности.  Спорт – всегда соревнование. Искусству эта черта присуща в значительно меньшей степени. Бывают и исключения, но весьма редкие.

В спорте процесс состоит в игре — в ходе матча или другого состязания. Результат спорта более  абстрактен и труден для определения.  

В искусстве процесс заключается в акте создания произведения живописи, скульптуры или дизайна, работе над литературным произведением или сочинении музыки. Но каждый раз здесь присутствует игра. Это можно понять, как игру сущностных сил человека, по выражению К. Маркса. Иногда здесь и результат распознается легко. Например, в живописи им будет пейзаж, портрет и т.д., других видах искусства — скульптура, поэма или симфония. Но в ряде случаев, как и в спорте, результат распознать непросто,  например, результат или процесс произведения балетного искусства и танец вообще; пьеса и спектакль.

Яркий пример взаимодействия спорта и искусства  привел  в своем романе «Плуше, или Любовь к искусству» французский писатель Жан Дютура: «Когда я работаю над картиной, я ощущаю свой талант, подобно тому, как чемпион-спринтер ощущает собственные колени или мышцы ног. Готовясь к стометровке, он ничего толком не знает о своем теле,  зато умеет его использовать».

Далее он говорит о том, что чувство единства духа и тела укрепляет веру спортсмена в себя, и он преодолевает дистанцию с огромной легкостью. Такое слияние духа и тела, взаимосвязь между двумя составляющими своей личности он ощущает за мольбертом.

Таким образом,  в основе этих видов деятельности в той или иной мере присутствует творческий  процесс.  Творчество—первооснова художественного самовыражения в любой его форме, впечатление от произведений искусства всегда порождается творчеством. Помимо других элементов, творчество должно включать в себя оригинальность, восприимчивость, проникновение в неизведанное. Спортивные упражнения, требующие от спортсмена выражения его взглядов, эмоций, эстетических реакций, его духовных импульсов и, наконец, его индивидуальных способностей, дают такое разнообразие возможностей, которые легко соотносятся с творчеством как процессом даже в самых заурядных состязаниях. А склонность к игре отражает гибкость и оригинальность мышления спортсмена, его творческое начало и талант. Поэтому спорт можно назвать  естественной сферой творческого выражения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78472. Внебольничная пневмония: принципы диагностики на амбулаторном и стационарном этапах ведения. Принципы выбора эмпирической антимикробной терапии в зависимости от группы риска и вероятной этиологии пневмонии 133 KB
  Лечение ВП в амбулаторных условиях: возбудители и препараты выбора: S. influenz: Препараты выбора: Амоксициллин или макролиды внутрь; Альтернативные препараты: Респираторные фторхинолоны левофлоксацин моксифлоксацин Доксициклин внутрь; S.ureus Enterobctericee: Препараты выбора: Амоксициллин Клавуланат или цефуроксим аксетил внутрь; Альтернативные препараты: Респираторные фторхинолоны левофлоксацин моксифлоксацин внутрь; Лечение ВП в стационарных условиях: возбудители и препараты выбора: S.ureus Enterobctericee: Препараты...
78473. Критерии пневмонии тяжелого течения. Инфекционно-токсический шок. Сепсис. Тактика ведения больных с тяжелой пневмонией 93.5 KB
  и ниже; Большие: Необходимость проведения ИВЛ; Увеличение объема инфильтрата в легких на 50 и более в течении 48 часов от начала терапии; Острая почечная недостаточность диурез менее 80 мл за 4 часа или сывороточный креатинин более 2 мг дл при отсутствии анамнестических указаний на наличие ХПН; Септический шок или потребность в вазопрессорах более 4 часов; Оценка тяжести и прогноза исхода пневмонии по шкале CURB65 по 1 баллу за признак: Спутанное сознание; Мочевина 7 ммоль л; ЧДД = 30 в мин; АД = 90 60 мм. Клиника: резкая...
78474. Нозокомиальная пневмония, как разновидность внутрибольничной инфекции. Наиболее частые причины нозокомиальных пневмоний 137.5 KB
  Классификация: Ранняя НП возникающая в течение первых 5 дней с момента госпитализации для которой характерны определенные возбудители чаще чувствительные к традиционно используемым антимикробным препаратам имеющую более благоприятный прогноз; Поздняя НП развивающаяся не ранее 6 дня госпитализации которая характеризуется более высоким риском наличия полирезистентных возбудителей и менее благоприятным прогнозом; Пути попадания инфекции в легочную ткань: аспирация секрета ротоглотки содержащего потенциальные возбудители НП;...
78475. Вентилятор-ассоциированная пневмония (ВАП): причины возникновения, клинико-рентгенологические и лабораторные критерии 97.5 KB
  Вентиляторассоциированная пневмония ВАП это частный случай ГП развивающейся у больных которым требуется протезирование функции внешнего дыхания т. Возникновение ВАП возможно и ранее 48 часов особенно у больных находящихся в критическом состоянии. Наиболее часто с ВАП ассоциируются такие микроорганизмы как кишечные грамотрицательные бактерии грибы и Stphylococcus ureus но есть данные о полимикробной инфекции.
78476. Аспирационная пневмония (АП) или синдром Мендельсона: причины возникновения, особенности микробного фона. Группы риска возникновения АП. Клинико-рентгенологические, эндоскопические и лабораторные критерии для диагноза АП 85 KB
  Патогенез: аспирация пищевых масс приводит большей частью к закупорке преимущественно средних бронхиол и возникновению острой гипоксии; аспирация желудочного сока нередко возникающая у больных и натощак означает распространенный химический ожог слизистой оболочки трахеи бронхов и бронхиол и как правило обусловливает крайне тяжелое течение возникающей острой ДН; истинный химический ожог бронхов происходит тогда когда рН аспирируемой жидкости менее 25; наиболее выраженное повреждение легких возникает при рН желудочного сока около...
78477. Легочные и внелегочные осложнения бактериальных пневмоний. Принципы профилактики, диагностики и лечения осложнений 92.5 KB
  Массивное действие токсина на сосудистую стенку приводит к выраженной дилатации венозных сосудов и депонированию крови преимущественно в органах брюшной полости, в результате чего уменьшается приток к правым отделам сердца, падает ударный объем, сердечный выброс и нарушается перфузия периферических органов (развивается гиповолемический шок).
78478. Клинико-этиологические различия атипичных пневмоний (вызванных микоплазмой, хламидиями или легионеллой). Принципы диагностики и выбора эмпирической антимикробной терапии 88 KB
  Характеристика: передается от человека человеку воздушнокапельным путем; пневмонии часто предшествуют воспаление верхних дыхательных путей; вызывает очаговое или сегментарное воспаление легочной ткани; чаще течение не тяжелое; начало постепенное: субфебрильная температура кашель с небольшим отделяемым вязкой мокроты; кашель становится упорным появляются выраженные симптомы интоксикации миалгии артралгии перикардит и др. Характеристика: пневмонии также часто предшествуют воспаление верхних дыхательных путей; сухой кашель...
78479. Вторичные пневмонии: гипостатическая (застойная), инфарктная, эозинофильная, перифокальная, посттравматическая. Этиопатогенетические, клинико-рентгенологические и лабораторные различи 99.5 KB
  В периферической крови отмечаются минимальные изменения лейкоцитоз выражен мало или отсутствует; Лечение: борьба с гипостазами и ликвидация их является основным профилактическим мероприятием для предотвращения развития гипостатической пневмонии; Инфарктная пневмония локальный воспалительный процесс в легком развивающийся как следствие эмболии тромбоэмболии сосудов легких в результате осложнения основного заболевания или одного из его проявлений.; банки горчичники компрессы на грудную клетку противопоказаны; в случаях когда...
78480. Синдром плеврального выпота (ПВ). Наиболее частые причины ПВ. Тактика ведения больных с плевральным выпотом. Диагностическое и дифференциально-диагностическое значение исследования плеврального пунктата 124.5 KB
  Синдром плеврального выпота (ПВ) - это синдром, характеризующийся скоплением жидкости (воспалительного/невоспалительного характера) в плевральной полости, являясь чаще всего синдромом и осложнением других заболеваний.