97654

Смысл жизни, рассматриваемый в двух аспектах: всестороннее развитие человека и развитие человека через обладание и бытие

Реферат

Логика и философия

Самые первые ученые которые пытались ответить на этот вопрос, были религиозными философами, которые считали что вера в Бога и подготовка к загробной жизни являются основными целями человека. Аврелий Августин (354 – 430), который считал, что, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.

Русский

2015-10-20

52.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Тема:

Смысл жизни, рассматриваемый в двух аспектах:

всестороннее развитие человека и развитие человека через обладание и бытие.

Реферат

По дисциплине “Философия”

Руководитель                                                      Разработал

Профессор                                                           студент гр. Д-211

Быстрова А.Н.                                                     Богомолов В.М.

_____________                                                    _____________

2012 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА I. ……………………………………………………………...4

ГЛАВА II. ……………………………………………………………..5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….7

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….9

3

ВВЕДЕНИЕ.

   Мною была выбрана данная тема по причине неясности и длительности это проблемы.

   Вопрос о смысле жизни возникает при появлении мышления у человека. Первые люди задумывались о природных явлениях, а именно как это всё происходит. Вопрос о том: “зачем и почему существует человек?” длится очень долго. Самые первые ученые которые пытались ответить на этот вопрос, были религиозными философами, которые считали что вера в Бога и подготовка к загробной жизни являются основными целями человека. Аврелий Августин (354 – 430) , который считал, что , что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.  Но единственным ученым по мнению Э. Фромма являлся ученик Сократа Аристипп, который говорил, что целью жизни являются телесные наслаждения и что счастье – это общая сумма испытанных удовольствий. [? с. 34]

Горфункель считает, что цель существования изменена уже в эпоху Возрождения. При которой личные желания человека являются первичными, а значит основными. Смысл жизни в эту эпоху являлась индивидуальность.

   А начиная с таких ученых как И. Кант, которые жили в эпоху Просвещения, они считали что смыслом жизни является -  развитие как “самоцель”. Его поддерживают и современные ученые такие как : Ильенков Э., который описал в своей книге данную проблему.

4

Глава I.

Всесторонне развитие человека.

    Прочитав научную работу Эвальда Васильевича Ильенкова, мною были законспектированы некоторые важные вещи касающиеся данной проблемы. Так по-русски не говорят

Книга “Об идолах и идеалах” первый раз написана в 1968,но переиздавалась.

Последний раз книгу переиздали в 2006 году, что смело, может означать – книга не устарела.

В начале этой научной работы присутствует почти художественно-фантастическая история про “машин”. Но смысл истории не был показать, то, что будет в будущем, если Человек создаст “машину” умнее самого себя, а показать отношение Человек-Машина, Человек-Человек. Смысл жизни по Ильенкому- всестороннее развитие индивида, чтобы стать Человеком, а не слесарем или токарем. А слесарь-токарь – не человек? Возвращаясь к эпохе Возрождения, Горфункель так мы про Ильенкова или про Горфункеля? считает, что в это время складывается похожий идеал человека – телесное и интеллектуальное совершенство являются главными критериями идеала.

     Автор в своей книге часто ссылается на Имануила Канта – немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

     В книге ясно выражена тенденция к осмыслению того, где мы живем, чем мы занимаемся, а занимаемся мы изучением  одной профессии, одного дела для того, чтобы в будущем не стать неквалифицированной рабочей силой. “… профессиональный кретинизм, связанный с максимальным развитием в живом человеке лишь одной, узкоспециализированной способности и соответствующего ей органа тела…- это неизбежная плата за оптимальность функционирования Большой Машины” [c. 56]. Отношение Человек-Человек при капитализме основано на материальной ценности, отношение определяется выгодностью или эффективностью. Идеал всесторонне развитого чело-

5

века – идеал коммунизма, цель жизни для многих людей, которые не задумываются об этом, а пока это является для них непонятным, они являются частной собственностью. Всестороннее развитие личности предполагает создание для всех без исключения людей равно реальных условий развития своих способностей в любом направлении. Чтобы развиваться человеку нужно уметь мыслить, «…Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как богу-отцу. Природе он обязан только мозгом – органом мышления. Способность же мыслить с помощью мозга не только развивается…, но и возникает впервые только вместе с приобщением человека к общественно-человеческой культуре…» [c. 78]. Словам Эвальда Ильенкова я считаю можно поверить, Верить нужно в церкви, а научная мысль отличается логикой потому что данный человек развивался в разных сферах жизни и старался развить других людей. Примером является филос. обоснование системы воспитания слепо-глухонемых, созданной И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым.

Глава II.

Бытие или обладание?

   Для рассмотрения такой проблемы я выбрал книгу Э. Фромма “Иметь или быть?” поскольку в ней очень точно описывается данная проблема во всех ее началах. Ученый не описывает проблему, а ставит её и ищет пути решения.Автор думает, что обладание и бытие – это два разных понятия, которые занимают центральное место в нашей жизни. Чтобы дать определения этим понятиям, он предлагает в своей книге несколько четверостиший разных авторов, в которых ясно видно данное различие. И вот под бытием он понимает “такой способ существования, при котором человек и не имеет ни-

6

чего, и не жаждит иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром.” [c. 47]

   Еще автор приводит различие между бытием и обладанием, на примере Востока и Запада, это различие касается двух типов общества – одно ориентировано на человека, другое – на вещи. Из этого следует, что мнение автора по поводу обладания – это погоня за деньгами, властью и славой.

  Фромм Э. рассматривает эти два понятия и повседневной жизни, касаясь таких форм жизнедеятельности как: обучение, чтение, власть вера и т.п.

Мной была заинтересована тема “веры”, (И сильно эта тема тобой интересовалась?) которая касается данных понятий. Автор считает, вера по принципу обладания – это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких доказательствах. В тоже время как, вера по принципу бытия для него – это не верование в определенные идеи, а внутренняя ориентация, установка человека. [c. 72]

   Так и в обучении: студенты ориентированные на обладание, в основном просто записывают лекции и зубрят их для того чтобы сдать экзамен. Они не расширяют свои возможности, их пугает создавать какие-то новые идеи и иначе мыслить, что может изменить и поставить под сомнение ту фиксированную сумму знаний которую они имеют. Для студентов с противоположным мышлением, Это что еще за противоположное мышление? Потустороннее? обучение, а частности лекция является “живым процессом”, они слушают то, что говорит им лектор и сопоставляют это с жизнью. Такие студенты не боятся ставить под сомнения свои знания, и узнавать что-то новое.

   В аспекте “безопасность-опасность”, автор выделил то, что мы с начала своей жизнедеятельности уже начинаем обладать чем-то и что-то иметь. У нас есть: мать, отец, братья или сестры, игрушки; позднее мы приобретаем работу, квартиру, социальное положение, жену или мужа; более того, по мнению автора мы приобретаем  участок земли для жизни после жизни для захоронения в будущем, страховку и составляем завещание [c. 134]. И все же,

7

не смотря на всю безопасность, которую даёт человеку обладание, люди восхищаются теми кто хочет “быть”. Автор приводит такие примеры, как : Будда, Иисус, Моисей, Авраам – они ничего не имели за собой, они шли вперед чтобы побороть свой страх. Автор считает, что люди восхищаются этими героями, потому что в глубине души сами хотели бы быть ими, однако поскольку люди всего боятся, они считают что так могут сделать только герои, и герои становятся идолами.

“Если я – это то, что я имею, и если я теряю то, что я имею, то кто же тогда я есть?”. Если жить по принципу обладания, то “никто”. Иначе, для принципа бытия “Если я – это то, что я есть”, то я не боюсь за свою безопасность и центр существования находится во мне самом. Автор предлагает отклонить от себя принцип обладания, а использовать для жизни принцип бытия. Автор выделил критерии “нового человека”, которые полностью отбрасывают все формы обладания.

Заключение.

Прочитав данные работы, хотелось бы заметить, что для меня: смысл жизни – это комбинация между всесторонним развитием человека и существованием по принципу бытия. Именно в данной комбинации я считаю может появится малое подобие идеала человека. Однако, смысл жизни в основном понимают перед самым концом, так к примеру в книге Эверетта П. “Американская пустыня” герой книги понимает для чего он живет и жил только после смерти. Он также осознаёт, что жить нужно не только для себя, а для тех кто  в этом нуждается. Смысл жизни не в том, чтобы набивать карманы деньгами перед старостью в которой они их начнут тратить, а жить сегодняшним днём.

8

Постараться помочь людям, как это сделал Э. Ильенков для детей и герой книги Эверетта. ??? Жить нужно для того, чтобы “быть” и развиваться, а не существовать за счет кого-то.

9

Библиография.

  1.  Горфункель А.Х. “Философия эпохи возрождения ” – М. 1968
  2.  Фромм Э. “Иметь или быть” – М. 1986 “Прогресс”
  3.  Ильенков Э.В. “Об идолах и иделах” – М. “Политиздат” 1968
  4.  Эверетт П. “Американская Пустыня” – М. 2006
  5.  Быстрова А.Н. “Как написать реферат по философии” – Нск, 2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54530. Капитализм и становление классической школы в экономической теории 17.64 KB
  Бабайцевой Используемое оборудование: Презентация Односоставные предложения Краткое описание: Урок русского языка в 8 классе Односоставные предложения Автор: Иванова Татьяна Николаевна Г. Какая ночь Внимательно рассмотрите эти предложения. Что мы уже знаем Двусоставные предложения. числа инфинитив Чего мы ещё не знаем Односоставные предложения.
54533. Народні звичаї і обряди 73 KB
  Мета: розширювати коло знань про звичаї і обряди українського народу, розвивати творчі здібності, позитивні риси характеру учнів, виховувати повагу і прищеплювати любов до народних традицій і звичаїв, рідної землі.
54534. НАРОДНА КУЛЬТУРА І СУЧАСНІ МЕТОДИ ВИХОВАННЯ 99.5 KB
  Її завдання виховувати людину гармонійною щоб вона була достойним представником Роду. Структура програми враховує завдання через ознайомлення з народною культурою допомогти учневі визначитись у виборі моральних орієнтирів життєвого шляху в загальнолюдському плані у формуванні усвідомленості та смисловій наповненості існування в усвідомленні своєї потрібності в цьому світі себе як ланки в ланцюгу поколінь ти не один ти частка РОДУ ти його продовження від тебе залежить МАЙБУТНЄ. Практичні завдання: Складання схеми родоводу....
54535. Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0. задачі на дві і три дії 52.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з правилами множення чисел 0 і 1, а також на ці числа; розвивати логічне мислення та вміння розв’язувати задачі; вдосконалювати обчислювальні навички; дослідити святкування “Зустріч весни ” донести скарби традицій, звичаїв та обрядів старшого покоління до дитячих сердець; спонукати до пошуків культурної спадщини духовного життя свого краю; виховувати пізнавальну активність учнів, любов до рідного краю.
54536. Роль народознавства в системі навчально-виховного процесу 119.5 KB
  В умовах сучасності, коли матеріальні питання стають у житті людини приоритетними, духовність втрачає свою актуальність. Але виховання дитини не повинно бути бездуховним. Виховуючи чуйну, добру, відповідальну, чесну людину, яка буде гідним громадянином своєї країни, кожен педагог обирає свій шлях, найефективнішу методику із великої кількості існуючих.
54537. Народознавство на уроках української мови, літератури та в позакласній роботі 66.5 KB
  Мета: поглибити узагальнити й систематизувати знання учнів про складнопідрядні речення з підрядними обставинними; удосконалювати пунктуаційні навички уміння робити аналіз тексту синтаксичний та морфологічний розбір речення будувати складнопідрядні речення повторити правопис великої букви; розвивати культуру усного й письмового мовлення школярів мислення творчі навички...