97654

Смысл жизни, рассматриваемый в двух аспектах: всестороннее развитие человека и развитие человека через обладание и бытие

Реферат

Логика и философия

Самые первые ученые которые пытались ответить на этот вопрос, были религиозными философами, которые считали что вера в Бога и подготовка к загробной жизни являются основными целями человека. Аврелий Августин (354 – 430), который считал, что, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.

Русский

2015-10-20

52.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Тема:

Смысл жизни, рассматриваемый в двух аспектах:

всестороннее развитие человека и развитие человека через обладание и бытие.

Реферат

По дисциплине “Философия”

Руководитель                                                      Разработал

Профессор                                                           студент гр. Д-211

Быстрова А.Н.                                                     Богомолов В.М.

_____________                                                    _____________

2012 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА I. ……………………………………………………………...4

ГЛАВА II. ……………………………………………………………..5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….7

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….9

3

ВВЕДЕНИЕ.

   Мною была выбрана данная тема по причине неясности и длительности это проблемы.

   Вопрос о смысле жизни возникает при появлении мышления у человека. Первые люди задумывались о природных явлениях, а именно как это всё происходит. Вопрос о том: “зачем и почему существует человек?” длится очень долго. Самые первые ученые которые пытались ответить на этот вопрос, были религиозными философами, которые считали что вера в Бога и подготовка к загробной жизни являются основными целями человека. Аврелий Августин (354 – 430) , который считал, что , что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.  Но единственным ученым по мнению Э. Фромма являлся ученик Сократа Аристипп, который говорил, что целью жизни являются телесные наслаждения и что счастье – это общая сумма испытанных удовольствий. [? с. 34]

Горфункель считает, что цель существования изменена уже в эпоху Возрождения. При которой личные желания человека являются первичными, а значит основными. Смысл жизни в эту эпоху являлась индивидуальность.

   А начиная с таких ученых как И. Кант, которые жили в эпоху Просвещения, они считали что смыслом жизни является -  развитие как “самоцель”. Его поддерживают и современные ученые такие как : Ильенков Э., который описал в своей книге данную проблему.

4

Глава I.

Всесторонне развитие человека.

    Прочитав научную работу Эвальда Васильевича Ильенкова, мною были законспектированы некоторые важные вещи касающиеся данной проблемы. Так по-русски не говорят

Книга “Об идолах и идеалах” первый раз написана в 1968,но переиздавалась.

Последний раз книгу переиздали в 2006 году, что смело, может означать – книга не устарела.

В начале этой научной работы присутствует почти художественно-фантастическая история про “машин”. Но смысл истории не был показать, то, что будет в будущем, если Человек создаст “машину” умнее самого себя, а показать отношение Человек-Машина, Человек-Человек. Смысл жизни по Ильенкому- всестороннее развитие индивида, чтобы стать Человеком, а не слесарем или токарем. А слесарь-токарь – не человек? Возвращаясь к эпохе Возрождения, Горфункель так мы про Ильенкова или про Горфункеля? считает, что в это время складывается похожий идеал человека – телесное и интеллектуальное совершенство являются главными критериями идеала.

     Автор в своей книге часто ссылается на Имануила Канта – немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

     В книге ясно выражена тенденция к осмыслению того, где мы живем, чем мы занимаемся, а занимаемся мы изучением  одной профессии, одного дела для того, чтобы в будущем не стать неквалифицированной рабочей силой. “… профессиональный кретинизм, связанный с максимальным развитием в живом человеке лишь одной, узкоспециализированной способности и соответствующего ей органа тела…- это неизбежная плата за оптимальность функционирования Большой Машины” [c. 56]. Отношение Человек-Человек при капитализме основано на материальной ценности, отношение определяется выгодностью или эффективностью. Идеал всесторонне развитого чело-

5

века – идеал коммунизма, цель жизни для многих людей, которые не задумываются об этом, а пока это является для них непонятным, они являются частной собственностью. Всестороннее развитие личности предполагает создание для всех без исключения людей равно реальных условий развития своих способностей в любом направлении. Чтобы развиваться человеку нужно уметь мыслить, «…Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как богу-отцу. Природе он обязан только мозгом – органом мышления. Способность же мыслить с помощью мозга не только развивается…, но и возникает впервые только вместе с приобщением человека к общественно-человеческой культуре…» [c. 78]. Словам Эвальда Ильенкова я считаю можно поверить, Верить нужно в церкви, а научная мысль отличается логикой потому что данный человек развивался в разных сферах жизни и старался развить других людей. Примером является филос. обоснование системы воспитания слепо-глухонемых, созданной И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым.

Глава II.

Бытие или обладание?

   Для рассмотрения такой проблемы я выбрал книгу Э. Фромма “Иметь или быть?” поскольку в ней очень точно описывается данная проблема во всех ее началах. Ученый не описывает проблему, а ставит её и ищет пути решения.Автор думает, что обладание и бытие – это два разных понятия, которые занимают центральное место в нашей жизни. Чтобы дать определения этим понятиям, он предлагает в своей книге несколько четверостиший разных авторов, в которых ясно видно данное различие. И вот под бытием он понимает “такой способ существования, при котором человек и не имеет ни-

6

чего, и не жаждит иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром.” [c. 47]

   Еще автор приводит различие между бытием и обладанием, на примере Востока и Запада, это различие касается двух типов общества – одно ориентировано на человека, другое – на вещи. Из этого следует, что мнение автора по поводу обладания – это погоня за деньгами, властью и славой.

  Фромм Э. рассматривает эти два понятия и повседневной жизни, касаясь таких форм жизнедеятельности как: обучение, чтение, власть вера и т.п.

Мной была заинтересована тема “веры”, (И сильно эта тема тобой интересовалась?) которая касается данных понятий. Автор считает, вера по принципу обладания – это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких доказательствах. В тоже время как, вера по принципу бытия для него – это не верование в определенные идеи, а внутренняя ориентация, установка человека. [c. 72]

   Так и в обучении: студенты ориентированные на обладание, в основном просто записывают лекции и зубрят их для того чтобы сдать экзамен. Они не расширяют свои возможности, их пугает создавать какие-то новые идеи и иначе мыслить, что может изменить и поставить под сомнение ту фиксированную сумму знаний которую они имеют. Для студентов с противоположным мышлением, Это что еще за противоположное мышление? Потустороннее? обучение, а частности лекция является “живым процессом”, они слушают то, что говорит им лектор и сопоставляют это с жизнью. Такие студенты не боятся ставить под сомнения свои знания, и узнавать что-то новое.

   В аспекте “безопасность-опасность”, автор выделил то, что мы с начала своей жизнедеятельности уже начинаем обладать чем-то и что-то иметь. У нас есть: мать, отец, братья или сестры, игрушки; позднее мы приобретаем работу, квартиру, социальное положение, жену или мужа; более того, по мнению автора мы приобретаем  участок земли для жизни после жизни для захоронения в будущем, страховку и составляем завещание [c. 134]. И все же,

7

не смотря на всю безопасность, которую даёт человеку обладание, люди восхищаются теми кто хочет “быть”. Автор приводит такие примеры, как : Будда, Иисус, Моисей, Авраам – они ничего не имели за собой, они шли вперед чтобы побороть свой страх. Автор считает, что люди восхищаются этими героями, потому что в глубине души сами хотели бы быть ими, однако поскольку люди всего боятся, они считают что так могут сделать только герои, и герои становятся идолами.

“Если я – это то, что я имею, и если я теряю то, что я имею, то кто же тогда я есть?”. Если жить по принципу обладания, то “никто”. Иначе, для принципа бытия “Если я – это то, что я есть”, то я не боюсь за свою безопасность и центр существования находится во мне самом. Автор предлагает отклонить от себя принцип обладания, а использовать для жизни принцип бытия. Автор выделил критерии “нового человека”, которые полностью отбрасывают все формы обладания.

Заключение.

Прочитав данные работы, хотелось бы заметить, что для меня: смысл жизни – это комбинация между всесторонним развитием человека и существованием по принципу бытия. Именно в данной комбинации я считаю может появится малое подобие идеала человека. Однако, смысл жизни в основном понимают перед самым концом, так к примеру в книге Эверетта П. “Американская пустыня” герой книги понимает для чего он живет и жил только после смерти. Он также осознаёт, что жить нужно не только для себя, а для тех кто  в этом нуждается. Смысл жизни не в том, чтобы набивать карманы деньгами перед старостью в которой они их начнут тратить, а жить сегодняшним днём.

8

Постараться помочь людям, как это сделал Э. Ильенков для детей и герой книги Эверетта. ??? Жить нужно для того, чтобы “быть” и развиваться, а не существовать за счет кого-то.

9

Библиография.

  1.  Горфункель А.Х. “Философия эпохи возрождения ” – М. 1968
  2.  Фромм Э. “Иметь или быть” – М. 1986 “Прогресс”
  3.  Ильенков Э.В. “Об идолах и иделах” – М. “Политиздат” 1968
  4.  Эверетт П. “Американская Пустыня” – М. 2006
  5.  Быстрова А.Н. “Как написать реферат по философии” – Нск, 2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62013. Екранні мистецтва: кіно, відео. Телебачення як мистецтво і засіб комунікації 39.92 KB
  Телебачення як мистецтво і засіб комунікації. Мета: ознайомити учнів із кінематографом як видом мистецтва; розкрити синтетичний характер кіномистецтва; учити розрізняти види відеопродукції та аналізувати роль телебачення у формуванні культури нашого покоління; виховувати любов до кіномистецтва. Терміни і поняття: Кіномистецтво; кінематограф; кіноіндустрія;...
62014. Методика преподавания сольфеджио. Урок Ритмическая группа 164.41 KB
  Цели урока: обучающая: повторить и закрепить на практике ритмическую фигуру. развивающая: развивать ритмическое чувство и слуховые представления в связи с включением в ритмические и интонационные упражнения ритмической группы...
62015. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов 35.31 KB
  Цели: привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов; способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права...
62017. Великая Отечественная Война. Жертвенный подвиг солдата. Военно-историческая реконструкция 15.86 KB
  Цели и задачи мероприятия: Рассказать учащимся о смысле военного подвига и жертвы жизни за Родину. Военно-историческая реконструкция одного из боев отряда разведчиков Красной Армии с отрядом немецкой пехоты в лесной местности осенью 1943 года с комментариями происходящего.