97654

Смысл жизни, рассматриваемый в двух аспектах: всестороннее развитие человека и развитие человека через обладание и бытие

Реферат

Логика и философия

Самые первые ученые которые пытались ответить на этот вопрос, были религиозными философами, которые считали что вера в Бога и подготовка к загробной жизни являются основными целями человека. Аврелий Августин (354 – 430), который считал, что, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.

Русский

2015-10-20

52.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Тема:

Смысл жизни, рассматриваемый в двух аспектах:

всестороннее развитие человека и развитие человека через обладание и бытие.

Реферат

По дисциплине “Философия”

Руководитель                                                      Разработал

Профессор                                                           студент гр. Д-211

Быстрова А.Н.                                                     Богомолов В.М.

_____________                                                    _____________

2012 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА I. ……………………………………………………………...4

ГЛАВА II. ……………………………………………………………..5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….7

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….9

3

ВВЕДЕНИЕ.

   Мною была выбрана данная тема по причине неясности и длительности это проблемы.

   Вопрос о смысле жизни возникает при появлении мышления у человека. Первые люди задумывались о природных явлениях, а именно как это всё происходит. Вопрос о том: “зачем и почему существует человек?” длится очень долго. Самые первые ученые которые пытались ответить на этот вопрос, были религиозными философами, которые считали что вера в Бога и подготовка к загробной жизни являются основными целями человека. Аврелий Августин (354 – 430) , который считал, что , что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.  Но единственным ученым по мнению Э. Фромма являлся ученик Сократа Аристипп, который говорил, что целью жизни являются телесные наслаждения и что счастье – это общая сумма испытанных удовольствий. [? с. 34]

Горфункель считает, что цель существования изменена уже в эпоху Возрождения. При которой личные желания человека являются первичными, а значит основными. Смысл жизни в эту эпоху являлась индивидуальность.

   А начиная с таких ученых как И. Кант, которые жили в эпоху Просвещения, они считали что смыслом жизни является -  развитие как “самоцель”. Его поддерживают и современные ученые такие как : Ильенков Э., который описал в своей книге данную проблему.

4

Глава I.

Всесторонне развитие человека.

    Прочитав научную работу Эвальда Васильевича Ильенкова, мною были законспектированы некоторые важные вещи касающиеся данной проблемы. Так по-русски не говорят

Книга “Об идолах и идеалах” первый раз написана в 1968,но переиздавалась.

Последний раз книгу переиздали в 2006 году, что смело, может означать – книга не устарела.

В начале этой научной работы присутствует почти художественно-фантастическая история про “машин”. Но смысл истории не был показать, то, что будет в будущем, если Человек создаст “машину” умнее самого себя, а показать отношение Человек-Машина, Человек-Человек. Смысл жизни по Ильенкому- всестороннее развитие индивида, чтобы стать Человеком, а не слесарем или токарем. А слесарь-токарь – не человек? Возвращаясь к эпохе Возрождения, Горфункель так мы про Ильенкова или про Горфункеля? считает, что в это время складывается похожий идеал человека – телесное и интеллектуальное совершенство являются главными критериями идеала.

     Автор в своей книге часто ссылается на Имануила Канта – немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

     В книге ясно выражена тенденция к осмыслению того, где мы живем, чем мы занимаемся, а занимаемся мы изучением  одной профессии, одного дела для того, чтобы в будущем не стать неквалифицированной рабочей силой. “… профессиональный кретинизм, связанный с максимальным развитием в живом человеке лишь одной, узкоспециализированной способности и соответствующего ей органа тела…- это неизбежная плата за оптимальность функционирования Большой Машины” [c. 56]. Отношение Человек-Человек при капитализме основано на материальной ценности, отношение определяется выгодностью или эффективностью. Идеал всесторонне развитого чело-

5

века – идеал коммунизма, цель жизни для многих людей, которые не задумываются об этом, а пока это является для них непонятным, они являются частной собственностью. Всестороннее развитие личности предполагает создание для всех без исключения людей равно реальных условий развития своих способностей в любом направлении. Чтобы развиваться человеку нужно уметь мыслить, «…Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как богу-отцу. Природе он обязан только мозгом – органом мышления. Способность же мыслить с помощью мозга не только развивается…, но и возникает впервые только вместе с приобщением человека к общественно-человеческой культуре…» [c. 78]. Словам Эвальда Ильенкова я считаю можно поверить, Верить нужно в церкви, а научная мысль отличается логикой потому что данный человек развивался в разных сферах жизни и старался развить других людей. Примером является филос. обоснование системы воспитания слепо-глухонемых, созданной И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым.

Глава II.

Бытие или обладание?

   Для рассмотрения такой проблемы я выбрал книгу Э. Фромма “Иметь или быть?” поскольку в ней очень точно описывается данная проблема во всех ее началах. Ученый не описывает проблему, а ставит её и ищет пути решения.Автор думает, что обладание и бытие – это два разных понятия, которые занимают центральное место в нашей жизни. Чтобы дать определения этим понятиям, он предлагает в своей книге несколько четверостиший разных авторов, в которых ясно видно данное различие. И вот под бытием он понимает “такой способ существования, при котором человек и не имеет ни-

6

чего, и не жаждит иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром.” [c. 47]

   Еще автор приводит различие между бытием и обладанием, на примере Востока и Запада, это различие касается двух типов общества – одно ориентировано на человека, другое – на вещи. Из этого следует, что мнение автора по поводу обладания – это погоня за деньгами, властью и славой.

  Фромм Э. рассматривает эти два понятия и повседневной жизни, касаясь таких форм жизнедеятельности как: обучение, чтение, власть вера и т.п.

Мной была заинтересована тема “веры”, (И сильно эта тема тобой интересовалась?) которая касается данных понятий. Автор считает, вера по принципу обладания – это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких доказательствах. В тоже время как, вера по принципу бытия для него – это не верование в определенные идеи, а внутренняя ориентация, установка человека. [c. 72]

   Так и в обучении: студенты ориентированные на обладание, в основном просто записывают лекции и зубрят их для того чтобы сдать экзамен. Они не расширяют свои возможности, их пугает создавать какие-то новые идеи и иначе мыслить, что может изменить и поставить под сомнение ту фиксированную сумму знаний которую они имеют. Для студентов с противоположным мышлением, Это что еще за противоположное мышление? Потустороннее? обучение, а частности лекция является “живым процессом”, они слушают то, что говорит им лектор и сопоставляют это с жизнью. Такие студенты не боятся ставить под сомнения свои знания, и узнавать что-то новое.

   В аспекте “безопасность-опасность”, автор выделил то, что мы с начала своей жизнедеятельности уже начинаем обладать чем-то и что-то иметь. У нас есть: мать, отец, братья или сестры, игрушки; позднее мы приобретаем работу, квартиру, социальное положение, жену или мужа; более того, по мнению автора мы приобретаем  участок земли для жизни после жизни для захоронения в будущем, страховку и составляем завещание [c. 134]. И все же,

7

не смотря на всю безопасность, которую даёт человеку обладание, люди восхищаются теми кто хочет “быть”. Автор приводит такие примеры, как : Будда, Иисус, Моисей, Авраам – они ничего не имели за собой, они шли вперед чтобы побороть свой страх. Автор считает, что люди восхищаются этими героями, потому что в глубине души сами хотели бы быть ими, однако поскольку люди всего боятся, они считают что так могут сделать только герои, и герои становятся идолами.

“Если я – это то, что я имею, и если я теряю то, что я имею, то кто же тогда я есть?”. Если жить по принципу обладания, то “никто”. Иначе, для принципа бытия “Если я – это то, что я есть”, то я не боюсь за свою безопасность и центр существования находится во мне самом. Автор предлагает отклонить от себя принцип обладания, а использовать для жизни принцип бытия. Автор выделил критерии “нового человека”, которые полностью отбрасывают все формы обладания.

Заключение.

Прочитав данные работы, хотелось бы заметить, что для меня: смысл жизни – это комбинация между всесторонним развитием человека и существованием по принципу бытия. Именно в данной комбинации я считаю может появится малое подобие идеала человека. Однако, смысл жизни в основном понимают перед самым концом, так к примеру в книге Эверетта П. “Американская пустыня” герой книги понимает для чего он живет и жил только после смерти. Он также осознаёт, что жить нужно не только для себя, а для тех кто  в этом нуждается. Смысл жизни не в том, чтобы набивать карманы деньгами перед старостью в которой они их начнут тратить, а жить сегодняшним днём.

8

Постараться помочь людям, как это сделал Э. Ильенков для детей и герой книги Эверетта. ??? Жить нужно для того, чтобы “быть” и развиваться, а не существовать за счет кого-то.

9

Библиография.

  1.  Горфункель А.Х. “Философия эпохи возрождения ” – М. 1968
  2.  Фромм Э. “Иметь или быть” – М. 1986 “Прогресс”
  3.  Ильенков Э.В. “Об идолах и иделах” – М. “Политиздат” 1968
  4.  Эверетт П. “Американская Пустыня” – М. 2006
  5.  Быстрова А.Н. “Как написать реферат по философии” – Нск, 2006


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73938. М.С. Грушевський - видатний український діяч 298 KB
  Формування особистості М.С. Грушевського. Формування політичних поглядів і переконань на різних етапах життя М.С. Грушевського. Повернення в Україну. На чолі Центральної Ради. Ідея соціалістичного федералізму. Брестська трагедія. Зрілість. Останні роки життя...
73939. Имидж как средство повышения конкурентоспособности предприятия 3.55 MB
  Имидж предприятия (организации) и принципы его формирования в современных условиях. Формирование внутреннего имиджа предприятия и его взаимосвязь с мотивацией трудовой деятельности. Формирование имиджа ОАО «Автокомбинат 1». Основные направления повышения конкурентоспособности транспортных услуг
73940. УПРАВЛİННЯ АКТИВАМИ 98.5 KB
  Розглядаючи наведену формулу необхідно визначити період який потрібен для перетворення виробничих запасів дебіторської і кредиторської заборгованості в готівку.з – середній період обороту дебіторської заборгованості...
73941. ВАРТİСТЬ İ ОПТИМİЗАЦİЯ СТРУКТУРИ КАПİТАЛУ 364 KB
  Первісне значення терміна ”капітал” (від лат. capitalis) означає головний, основний. Пізніше у німецькій та французькій мовах цим терміном стали позначати основне майно або основну грошову суму.
73942. УПРАВЛIННЯ IНВЕСТИЦIЯМИ 151.5 KB
  Економічна сутність інвестицій та їх класифікація Ефективне управління інвестиціями обумовлює необхідність: з’ясування сутності інвестицій та можливості їх реалізації в різних формах; розробки і реалізації інвестиційної стратегії як головної мети інвестиційної діяльності; урахування класифікації інвестицій; вибору та оцінки ефективності інвестиційних проектів підприємств; забезпечення оптимального співвідношення джерел фінансування в реальних капітальних інвестицій; оцінювання ефективності фінансових інвестицій та формування оптимального...
73943. Етапи формування команди 45.5 KB
  Люди, обєднані в робочу групу, мають різні мотиви і очікування. Важливо розуміти, в чому буде виграш кожного учасника у разі загального успіху проекту, і використовувати це знання для об'єднання співробітників.
73944. ТИПОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО СУБЪЕКТА 77 KB
  В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно он по словам Б. Герой обладает теми же качествами что и боги но он жертва тех свойств носителем которых является. Тематическая близость обнаруживается между Бедными людьми и повестью Белые ночи герой которой дает себе уничижительную характеристику: Мечтатель не человек а знаете какоето существо среднего рода.
73945. ШКОЛЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 148.5 KB
  Гадамер утверждает что смысловые потенции текста далеко выходят за пределы того что имел в виду его создатель. Суть интерпретации для Хирша как и деконструктивистов состоит в том чтобы из знаковой системы текста создать нечто большее чем его физическое бытие создать его значение. В повседневной практике интерпретации Хирш видит подтверждение онтологического равенства всех возможных значений интерпретируемого текста.
73946. Финансы, конспект лекций 2.73 MB
  Исследование системы финансовых экономических отношений возникающих по поводу образования и использования фондов денежных средств сложный процесс. Finnci1 в переводе означают наличность доход ; в широком смысле денежные средства денежные обороты . Главное назначение финансов состоит в том чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Национальный доход страны равен валовому общественному продукту...