97656

Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

Реферат

Логика и философия

Каждый человек периодически задает себе вопросы о смысле жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос ради чего стоит жить что в жизни главное и как построить свою жизнь чтобы это главное не упустить. В повседневной практике смысл жизни люди находят либо в труде либо в служении обществу либо в борьбе за существование и выживание либо...

Русский

2015-10-20

61 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка.

Реферат по дисциплине «Философия»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-211

_______ Быстрова А.Н.                                        _______ Бодункова К.А.                                                                                      

                        

2012 год


Содержание

[1] Введение

[2] 1. Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

[3] Заключение

[4] Список литературы


Введение

Каждый человек периодически задает себе вопросы о смысле жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В повседневной практике смысл жизни люди находят либо в труде, либо в служении обществу, либо в борьбе за существование и выживание, либо в самопожертвовании в пользу общества, бога или конкретного человека.

На эту тему очень много рассуждений. Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения давали свои концепции смысла жизни. Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии.

Цель данного реферата – рассмотреть проблему смысла жизни в творчестве Семена Франка – известного русского философа начала 20 века.

Раскрывая проблему смысла жизни в творчестве Семена Франка, за основу взята его работа «Смысл жизни».


1. Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

Взгляды С.Л. Франка на проблему смысла жизни раскрыты в его работе, которую он написал в 1925 г. (опубликована в 1926 г.), и которая так и называется «Смысл жизни».

В этой книге автор излагает свою точку зрения на поставленную им проблему, приводя довольно убедительные аргументы, однако, не призывая при этом разделить ее. Он лишь высказывает свое мнение, вовлекая читателя в решение вопроса, который мучает в глубине души каждого человека.

С.Л. Франк задается извечными вопросами: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?»1 и пытается найти на них ответы, черпая обоснования в своем философском восприятии мира и человеческого существования в нем.

Как отмечает С.Л. Франк, этот вопрос есть вопрос самой жизни, и он еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода.2. С.Л. Франк приводит по этому поводу такой пример. Чехов описывает человека, который, всю жизнь, живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в обществе, был занят делами, погружен в мелкие заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

С.Л. Франк отмечает, что русский интеллигент привык вопрос о «смысле жизни» ставить в форме вопроса «что делать?». Что делать, чтобы найти этот смысл жизни? что делать мне и другим - чтобы спасти мир и тем оправдать свою жизнь? По мнению С.Л. Франка, «в основе этого вопроса лежит ряд предпосылок, которые мы могли бы выразить примерно так: мир в его непосредственном течении бессмыслен; он погибает от страданий,  эгоизма, ненависти, несправедливости; всякое простое участие в жизни мира,  есть соучастие в бессмысленном хаосе, в силу чего и собственная жизнь участника есть лишь бессмысленный набор случайностей; но человек призван сообща преобразить мир и спасти его, устроить его так, чтобы высшая его цель была действительно осуществлена в нем. И вопрос заключается в том, как найти то дело (дело, общее всем людям), которое осуществит спасение мира. Словом, "что делать" значит здесь: "как переделать мир, чтобы осуществить в нем абсолютную правду и абсолютный смысл?"»3.

С. Франк опровергая этот путь поиска смысла жизни приводит следующие аргументы.

Во-первых, он замечает, что в обществе широко распространены два ответа на этот вопрос. Так, для огромного большинства русских интеллигентов до катастрофы 1917 года - вопрос: «что делать?» в этом смысле получил один, вполне определенный ответ: улучшать политические и социальные условия жизни народа, устранить тот социально-политический строй, от несовершенств которого гибнет мир, и вводить новый строй, который бы обеспечивал и вносил в жизнь истинный смысл.. И значительная часть русских людей этого типа твердо верила, что с революционным крушением старого порядка и водворением нового, демократического и социалистического порядка эта цель жизни сразу и навсегда будет достигнута. Но это принесло, по его мнению, только бессмыслицу.

По моему мнению, это, действительно, очень распространенная точка зрения на смысл жизни даже в настоящее время: отдать всего себя служению человечеству и мне лично и всем будет хорошо. Особенно это было присуще художественной литературе. Рассмотрим это на примере судьбы героя романа Б. Пруса «Кукла», написанном в конце 19 века.

Центральное место в романе занимает Станислав Вокульский. Это сложный, противоречивый характер. Сам писатель в одном из высказываний характеризует его как «человека переходной эпохи»4.

Вначале Вокульский выступает как труженик, ученый, как общественный деятель и участник восстания 1863 года. Однако условия того времени не дают ему, человеку без денег и положения, возможности развернуть свои силы и способности: Ребенком он жаждал знаний, а его отдали в магазин при ресторане. Несмотря на то, что все издевались над ним   он шел к своей цели, занимаясь по ночам. А когда он попал наконец в университет, его стали дразнить напоминая о прошлой жизни5. Герой романа принимает активное участие в тайном кружке молодежи, где слышит пламенные речи революционера Леона «о будущем, лучшем устройстве мира, при котором исчезнут глупость, нищета и несправедливость... не будет больше различий между людьми»6.

Сосланный в Сибирь, Вокульский продолжает заниматься наукой. Кем бы он не был: студентом, солдатом, ссыльным – он всегда оставался дальновидным человеком, так как он носил в своей душе идею, опережавшую современность на несколько лет. Другие же люди жили сегодняшним днем, думая только о своем благополучии.7.

По возвращении из ссылки для героя наступает время несбывшихся надежд, напрасных поисков работы, полуголодной жизни.

Это было глухое время, время разочарования и отступничества. И Вокульский принимает решение,  определившее дальнейшую его жизнь. Он женится на богатой вдове и становится купцом. Встреча с аристократкой Изабеллой и любовь к ней заставила Вокульского  затратить все силы ума и души на то, чтобы как можно выше подняться по ступенькам общественной лестницы, нажить состояние8. Для этого Вокульский расширяет свое предприятие, и из владельца  маленького магазина он превращается в  крупного финансиста.

Фанатик науки и патриот превратился в буржуа. Прус образно характеризует три этапа жизненного пути героя: Вокульский в юности, участник кружка Леона и повстанец; Вокульский-купец, муж госпожи Минцель; Вокульский-предприниматель. Соответственно изменяются и его жизненные ценности и поиски смысла жизни.

Вокульский слишком незаурядная индивидуальность. Он постоянно испытывает сомнения и разочарования. Вокульского терзает мысль о неопреодолимой дистанции, которая навсегда отделила его, человека «низкого» происхождения и занятий, от «благородного» привилегированного сословия. Приобретательство не может стать для Вокульского целью всей жизни, его главной ценностью. «Если бы я мог удовольствоваться несколькими десятками тысяч годового дохода да игрой в вист, я был бы счастливейшим человеком в Варшаве, - рассуждает герой романа, - но, так как у меня, кроме желудка, есть и душа, жаждущая знаний и любви, мне пришлось бы там погибнуть»9. Он сохраняет человечность и отзывчивость, уважение к честности и личной порядочности, сочувствует обездоленным и даже помогает некоторым из них. Мало того, он предвидит неминуемый крах буржуазного порядка. «Рано или поздно, - говорит он, - общество должно будет перестроиться от основания до самой верхушки. Иначе оно сгниет»10.

Противоречивое положение Вокульского, испытывающего отвращение к предпринимательской деятельности, и его любовь к Изабелле, завершившаяся глубоким разочарованием, обусловили духовный кризис и гибель героя.

Это пример из литературы ярко иллюстрирует идею С. Франка, что не в этом следует искать смысл жизни: ни в служении народу, ни в собственном благополучии.

В конечном итоге, С. Франк подводит к мысли, что жизнь бессмысленна если человек вкладывает себя в человечество.

Прежде всего, бессмысленна личная жизнь каждого из нас. Минимальное условие достижения смысла в жизни - это свобода, так как только будучи свободным человек может действовать осмысленно, стремиться к разумной цели. Но мы со всех сторон окованы силами необходимости. Мы подчинены механическим законам материи и слепым силам органической жизни. Наша жизнь слишком коротка, только-только успеваем набраться знания и опыта, как наше тело становится старым и дряхлым, а ведь мы только собрались жить по-настоящему.

Одни растрачивают себя на разгул и наслаждение, а когда физические силы заканчиваются, убеждаются в бессмыслице всех наслаждений. Другие воздерживаются от всех земных радостей, готовят себя для некого великого призвания и святого дела, а в конце жизни начинают понимать, что и призвания у них нет и дело их совсем не свято. Кто-то боится обременять себя семьей и к старости становится одинок и скорбит об отсутствии любви и уюта семьи, другой же погряз в семейных проблемах и потом кается, что добровольно продал свою свободу.

Франк делает вывод, что наши страсти и влечения обманчиво выдают себя за что-то важное и драгоценное для нас, поэтому, достигая их, мы бываем разочарованы и понимаем свою ошибку, когда трудно что-либо исправить. Отсюда неизбежное сознание обманутых надежд и недостижимости истинного счастья на земле.

В чем же видит смысл жизни Семен Франк?

По мнению С. Франка, чтобы быть осмысленной, наша жизнь  должна быть служением абсолютному и высшему благу,  есть вместе с тем не потеря, а утверждение и обогащение самой себя, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого.11.

И решает проблему поиска смысла жизни С. Франк, в рамках своей философии религии.

Жить в вере - значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить «полным» сознанием, в этом смысле – «сердцем», для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. «Это есть подлинный труд, подлинная борьба, самая глубокая и напряженная активность, доступная человеку, – в конечном счете подлинное творчество, в котором мы усилием творческой воли преображаем реальность, творим нечто совершенно иное - именно преображенную реальность нашего существа, нового человека...»12.

Отсюда поиски смысла жизни , согласно С. Франка, проявление в нас реальности того, что мы ищем, подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам не пригодное. Смысл жизни должен быть живым, он внутри, а не во вне нас. Поиски смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.


Заключение

Вопрос о смысле человеческой жизни, безусловно, важнейший вопрос. Ответ на этот вопрос является одним из основных в жизни человека. Это вопрос, который неизбежно решает для себя каждый человек.

Жизнь без смысла бессмысленна, пуста, не нужна! Хотя бы потому, что в мире нет бессмысленных вещей. Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой мотивации, внутреннего стержня, которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Если в человеческой жизни нет смысла, так и говорят, что жизнь бессмысленна. Когда у человека есть планы и мечты,  тогда ему есть ради чего жить, он побеждает себя, общество, болезни. Даже смерть порой отступает.

В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о главном - о смысле жизни, ее нравственных ценностях и об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, чувства, эмоции, твердая воля и богатое воображение.

Плодотворное дело совершается в глубине человека, и это глубокое внутреннее дело есть настоящее основное дело человека, оно, согласно С. Франка, состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге обращенности нашей души к Богу, в борьбе со слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма.


Список литературы

  1.  Прус, Б. Кукла. – Т. 1-2. - М.: Правда, 1985.
  2.  Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – 47 с.

1 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 5.

2 Там же.

3 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 9.

4 Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985. – С. 5.

5 Там же. – С. 58.

6 Там же.

7Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985. – С. 59.

8Там же. –  С. 123.

9 Там же. – С. 98.

10Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985.– С. 112.

11 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 19.

12 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41893. Таблицы MS Excel 2007. Лабораторные работы в MS Excel 2007 403.81 KB
  Заполните диапазон А1:F10 данными по образцу приведенному на рис. Рис.а Рис. После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.
41894. Списки. Фильтрация данных. Связывание таблиц. Лабораторные работы в MS Excel 2007 1.43 MB
  Введите таблицу приведенную на рис. Рис. Введите таблицу представленную на рис. Активизируйте лист с исходной таблицей рис.
41895. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭВМ. КОМАНДЫ MS DOS 683.51 KB
  В зависимости от варианта ответа DOS реагирует на возникшую ошибку поразному: аварийное завершение выполнения программы или команды выдавшей запрос; R повтор операции; F завершение выполнения операции и возврат кода ошибки; программа продолжает выполняться. Временный приостанов выполнения команды или программы например вывода информации на экран дисплея осуществляется нажатием клавиши Puse. Общие положения Тестовые программы используются для идентификации конфигурации компьютера его системных ресурсов а также для его диагностики...
41896. Emissions of combustive-lubricating materials stocks 32.01 KB
  146; Gross emissions: M=PT103 ton yer P emission per hour P is P1 or P2 T ctive time of source which cn be clculted for litting up: T=V p103 hour yer Where p= 300 m3 hour for gs; p=30 m3 hour for petrol; p=30 m3 hour for diesel fuel Min chrcteristics of wsters ccording to prgrph 17 of the lw On wstes producer determines composition nd chrcteristics of production wstes nd degree of their dnger for environment nd mn's helth. The dnger degree is coordinted with executive uthorities. Degree of dnger is chrcterized by the clss of...
41897. ДОСЛІДЖЕННЯ ПРОГРАМНОГО СЕРЕДОВИЩА РОЗРОБКИ ТА НАЛАГОДЖЕННЯ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СИСТЕМ КЕРУВАННЯ ТА ОБРОБКИ ІНФОРМАЦІЇ, ВИКОНАНИХ НА БАЗІ МІКРОПРОЦЕСОРІВ СІМЕЙСТВА MCS-51 2.48 MB
  Провести асемлеювання програми. Текст програми.1 ; надання імені vr_3 першому біту регістру RM 20H ; ; Програма ; ORG H ; адреса вектора розгалуження після початкового пуску RJMP _BEGIN ; мікропроцесора ; ORG H...
41898. ИТЕРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ 251.24 KB
  Метод Ньютона. В качестве начального приближения здесь выбирается правый или левый конец отрезка в зависимости от того в котором выполняется достаточное условие сходимости метода Ньютона вида: Условие выполняется на обоих концах отрезка следовательно в качестве начального приближения разрешено выбрать любой из них. Рабочая формула метода Ньютона для данного уравнения запишется так: Условия выхода итерационного процесса аналогичны условиям метода простых итераций: и . Модифицированный метод Ньютона.
41899. ИТЕРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ. МЕТОД НЬЮТОНА 213.45 KB
  Цель работы: научиться решать системы нелинейных уравнений СНУ методом простых итераций МПИ и методом Ньютона с помощью ЭВМ. Изучить МПИ и метод Ньютона для решения систем нелинейных уравнений. На конкретном примере усвоить порядок решения систем нелинейных уравнений МПИ и методом Ньютона с помощью ЭВМ. Построить рабочие формулы МПИ и метода Ньютона для численного решения системы при начальном приближении: .
41900. ИТЕРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ 244.14 KB
  Цель работы: научиться решать системы линейных алгебраических уравнений СЛАУ методом простых итераций МПИ и методом Зейделя с помощью ЭВМ. Изучить метод простых итераций и метод Зейделя для решения СЛАУ. Сравнить скорости сходимости метода простых итераций и метода Зейделя. Построить рабочие формулы МПИ и метода Зейделя для численного решения системы.
41901. Знакомство со средой разработки Oracle Application Express. Создание исходного приложения 1.09 MB
  Знакомство со средой разработки Orcle ppliction Express. Каковы основные компоненты среды разработки Orcle ppliction Express ppliction Builder – собственно среда разработки webстраниц и бизнесправил. Что такое рабочая область workspce Рабочая область workspce – это виртуальная частная база данных которая позволяет множеству пользователей работать с одной инсталляцией Orcle ppliction Express обеспечивая при этом приватность пользовательских объектов и приложений.