97656

Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

Реферат

Логика и философия

Каждый человек периодически задает себе вопросы о смысле жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос ради чего стоит жить что в жизни главное и как построить свою жизнь чтобы это главное не упустить. В повседневной практике смысл жизни люди находят либо в труде либо в служении обществу либо в борьбе за существование и выживание либо...

Русский

2015-10-20

61 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка.

Реферат по дисциплине «Философия»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-211

_______ Быстрова А.Н.                                        _______ Бодункова К.А.                                                                                      

                        

2012 год


Содержание

[1] Введение

[2] 1. Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

[3] Заключение

[4] Список литературы


Введение

Каждый человек периодически задает себе вопросы о смысле жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В повседневной практике смысл жизни люди находят либо в труде, либо в служении обществу, либо в борьбе за существование и выживание, либо в самопожертвовании в пользу общества, бога или конкретного человека.

На эту тему очень много рассуждений. Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения давали свои концепции смысла жизни. Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии.

Цель данного реферата – рассмотреть проблему смысла жизни в творчестве Семена Франка – известного русского философа начала 20 века.

Раскрывая проблему смысла жизни в творчестве Семена Франка, за основу взята его работа «Смысл жизни».


1. Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

Взгляды С.Л. Франка на проблему смысла жизни раскрыты в его работе, которую он написал в 1925 г. (опубликована в 1926 г.), и которая так и называется «Смысл жизни».

В этой книге автор излагает свою точку зрения на поставленную им проблему, приводя довольно убедительные аргументы, однако, не призывая при этом разделить ее. Он лишь высказывает свое мнение, вовлекая читателя в решение вопроса, который мучает в глубине души каждого человека.

С.Л. Франк задается извечными вопросами: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?»1 и пытается найти на них ответы, черпая обоснования в своем философском восприятии мира и человеческого существования в нем.

Как отмечает С.Л. Франк, этот вопрос есть вопрос самой жизни, и он еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода.2. С.Л. Франк приводит по этому поводу такой пример. Чехов описывает человека, который, всю жизнь, живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в обществе, был занят делами, погружен в мелкие заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

С.Л. Франк отмечает, что русский интеллигент привык вопрос о «смысле жизни» ставить в форме вопроса «что делать?». Что делать, чтобы найти этот смысл жизни? что делать мне и другим - чтобы спасти мир и тем оправдать свою жизнь? По мнению С.Л. Франка, «в основе этого вопроса лежит ряд предпосылок, которые мы могли бы выразить примерно так: мир в его непосредственном течении бессмыслен; он погибает от страданий,  эгоизма, ненависти, несправедливости; всякое простое участие в жизни мира,  есть соучастие в бессмысленном хаосе, в силу чего и собственная жизнь участника есть лишь бессмысленный набор случайностей; но человек призван сообща преобразить мир и спасти его, устроить его так, чтобы высшая его цель была действительно осуществлена в нем. И вопрос заключается в том, как найти то дело (дело, общее всем людям), которое осуществит спасение мира. Словом, "что делать" значит здесь: "как переделать мир, чтобы осуществить в нем абсолютную правду и абсолютный смысл?"»3.

С. Франк опровергая этот путь поиска смысла жизни приводит следующие аргументы.

Во-первых, он замечает, что в обществе широко распространены два ответа на этот вопрос. Так, для огромного большинства русских интеллигентов до катастрофы 1917 года - вопрос: «что делать?» в этом смысле получил один, вполне определенный ответ: улучшать политические и социальные условия жизни народа, устранить тот социально-политический строй, от несовершенств которого гибнет мир, и вводить новый строй, который бы обеспечивал и вносил в жизнь истинный смысл.. И значительная часть русских людей этого типа твердо верила, что с революционным крушением старого порядка и водворением нового, демократического и социалистического порядка эта цель жизни сразу и навсегда будет достигнута. Но это принесло, по его мнению, только бессмыслицу.

По моему мнению, это, действительно, очень распространенная точка зрения на смысл жизни даже в настоящее время: отдать всего себя служению человечеству и мне лично и всем будет хорошо. Особенно это было присуще художественной литературе. Рассмотрим это на примере судьбы героя романа Б. Пруса «Кукла», написанном в конце 19 века.

Центральное место в романе занимает Станислав Вокульский. Это сложный, противоречивый характер. Сам писатель в одном из высказываний характеризует его как «человека переходной эпохи»4.

Вначале Вокульский выступает как труженик, ученый, как общественный деятель и участник восстания 1863 года. Однако условия того времени не дают ему, человеку без денег и положения, возможности развернуть свои силы и способности: Ребенком он жаждал знаний, а его отдали в магазин при ресторане. Несмотря на то, что все издевались над ним   он шел к своей цели, занимаясь по ночам. А когда он попал наконец в университет, его стали дразнить напоминая о прошлой жизни5. Герой романа принимает активное участие в тайном кружке молодежи, где слышит пламенные речи революционера Леона «о будущем, лучшем устройстве мира, при котором исчезнут глупость, нищета и несправедливость... не будет больше различий между людьми»6.

Сосланный в Сибирь, Вокульский продолжает заниматься наукой. Кем бы он не был: студентом, солдатом, ссыльным – он всегда оставался дальновидным человеком, так как он носил в своей душе идею, опережавшую современность на несколько лет. Другие же люди жили сегодняшним днем, думая только о своем благополучии.7.

По возвращении из ссылки для героя наступает время несбывшихся надежд, напрасных поисков работы, полуголодной жизни.

Это было глухое время, время разочарования и отступничества. И Вокульский принимает решение,  определившее дальнейшую его жизнь. Он женится на богатой вдове и становится купцом. Встреча с аристократкой Изабеллой и любовь к ней заставила Вокульского  затратить все силы ума и души на то, чтобы как можно выше подняться по ступенькам общественной лестницы, нажить состояние8. Для этого Вокульский расширяет свое предприятие, и из владельца  маленького магазина он превращается в  крупного финансиста.

Фанатик науки и патриот превратился в буржуа. Прус образно характеризует три этапа жизненного пути героя: Вокульский в юности, участник кружка Леона и повстанец; Вокульский-купец, муж госпожи Минцель; Вокульский-предприниматель. Соответственно изменяются и его жизненные ценности и поиски смысла жизни.

Вокульский слишком незаурядная индивидуальность. Он постоянно испытывает сомнения и разочарования. Вокульского терзает мысль о неопреодолимой дистанции, которая навсегда отделила его, человека «низкого» происхождения и занятий, от «благородного» привилегированного сословия. Приобретательство не может стать для Вокульского целью всей жизни, его главной ценностью. «Если бы я мог удовольствоваться несколькими десятками тысяч годового дохода да игрой в вист, я был бы счастливейшим человеком в Варшаве, - рассуждает герой романа, - но, так как у меня, кроме желудка, есть и душа, жаждущая знаний и любви, мне пришлось бы там погибнуть»9. Он сохраняет человечность и отзывчивость, уважение к честности и личной порядочности, сочувствует обездоленным и даже помогает некоторым из них. Мало того, он предвидит неминуемый крах буржуазного порядка. «Рано или поздно, - говорит он, - общество должно будет перестроиться от основания до самой верхушки. Иначе оно сгниет»10.

Противоречивое положение Вокульского, испытывающего отвращение к предпринимательской деятельности, и его любовь к Изабелле, завершившаяся глубоким разочарованием, обусловили духовный кризис и гибель героя.

Это пример из литературы ярко иллюстрирует идею С. Франка, что не в этом следует искать смысл жизни: ни в служении народу, ни в собственном благополучии.

В конечном итоге, С. Франк подводит к мысли, что жизнь бессмысленна если человек вкладывает себя в человечество.

Прежде всего, бессмысленна личная жизнь каждого из нас. Минимальное условие достижения смысла в жизни - это свобода, так как только будучи свободным человек может действовать осмысленно, стремиться к разумной цели. Но мы со всех сторон окованы силами необходимости. Мы подчинены механическим законам материи и слепым силам органической жизни. Наша жизнь слишком коротка, только-только успеваем набраться знания и опыта, как наше тело становится старым и дряхлым, а ведь мы только собрались жить по-настоящему.

Одни растрачивают себя на разгул и наслаждение, а когда физические силы заканчиваются, убеждаются в бессмыслице всех наслаждений. Другие воздерживаются от всех земных радостей, готовят себя для некого великого призвания и святого дела, а в конце жизни начинают понимать, что и призвания у них нет и дело их совсем не свято. Кто-то боится обременять себя семьей и к старости становится одинок и скорбит об отсутствии любви и уюта семьи, другой же погряз в семейных проблемах и потом кается, что добровольно продал свою свободу.

Франк делает вывод, что наши страсти и влечения обманчиво выдают себя за что-то важное и драгоценное для нас, поэтому, достигая их, мы бываем разочарованы и понимаем свою ошибку, когда трудно что-либо исправить. Отсюда неизбежное сознание обманутых надежд и недостижимости истинного счастья на земле.

В чем же видит смысл жизни Семен Франк?

По мнению С. Франка, чтобы быть осмысленной, наша жизнь  должна быть служением абсолютному и высшему благу,  есть вместе с тем не потеря, а утверждение и обогащение самой себя, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого.11.

И решает проблему поиска смысла жизни С. Франк, в рамках своей философии религии.

Жить в вере - значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить «полным» сознанием, в этом смысле – «сердцем», для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. «Это есть подлинный труд, подлинная борьба, самая глубокая и напряженная активность, доступная человеку, – в конечном счете подлинное творчество, в котором мы усилием творческой воли преображаем реальность, творим нечто совершенно иное - именно преображенную реальность нашего существа, нового человека...»12.

Отсюда поиски смысла жизни , согласно С. Франка, проявление в нас реальности того, что мы ищем, подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам не пригодное. Смысл жизни должен быть живым, он внутри, а не во вне нас. Поиски смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.


Заключение

Вопрос о смысле человеческой жизни, безусловно, важнейший вопрос. Ответ на этот вопрос является одним из основных в жизни человека. Это вопрос, который неизбежно решает для себя каждый человек.

Жизнь без смысла бессмысленна, пуста, не нужна! Хотя бы потому, что в мире нет бессмысленных вещей. Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой мотивации, внутреннего стержня, которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Если в человеческой жизни нет смысла, так и говорят, что жизнь бессмысленна. Когда у человека есть планы и мечты,  тогда ему есть ради чего жить, он побеждает себя, общество, болезни. Даже смерть порой отступает.

В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о главном - о смысле жизни, ее нравственных ценностях и об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, чувства, эмоции, твердая воля и богатое воображение.

Плодотворное дело совершается в глубине человека, и это глубокое внутреннее дело есть настоящее основное дело человека, оно, согласно С. Франка, состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге обращенности нашей души к Богу, в борьбе со слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма.


Список литературы

  1.  Прус, Б. Кукла. – Т. 1-2. - М.: Правда, 1985.
  2.  Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – 47 с.

1 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 5.

2 Там же.

3 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 9.

4 Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985. – С. 5.

5 Там же. – С. 58.

6 Там же.

7Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985. – С. 59.

8Там же. –  С. 123.

9 Там же. – С. 98.

10Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985.– С. 112.

11 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 19.

12 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5668. Бизнес-планирование. Комбинированный урок 44 KB
  Бизнес-планирование Предмет: технология Класс: Цели занятия: Ознакомление с сущностью бизнес-планирования 2. Выступить с докладами и выслушать доклады других по темам: Роль бизнес-планирования в организации ПД, Специфика бизнес-планир...
5669. Языки программирования. Курс лекций 316 KB
  Программа курса Языки программирования Основные понятия языков программирования: данные, операции и связывание. ОД(объект данных) - переменные, константы - абстрактное место, где могут храниться данные. Виды связывания: 1)...
5670. Будівельні матеріали. Загальні технічні властивості будівельних матеріалів 164.85 KB
  Вступ Ця дисципліна вивчає будівельні матеріали і вироби, їх значення для розвитку будівництва та підвищення ефективності капіталовкладень. Приділяється увага питанням класифікації будівельних матеріалів, їх складу і структури, корозії матеріалів, е...
5671. В поисках мелодии. Конспект урока 20.31 KB
  В поисках мелодии Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ. Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию. Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутр...
5672. Правознавство. Галузі права. Конспект лекцій 1.38 MB
  Посібник містить конспект лекцій для студентів усіх напрямів денної та заочної форми навчання, короткий словник юридичних термінів. Видання також містить питання до екзамену та список рекомендованої літератури. ЗМІСТ ЛЕКЦІЯ 1. Основи державного (кон...
5674. Логістична підтримка інноваційної діяльності 472.79 KB
  Перехід до інноваційної моделі розвитку економіки - найхарактерніша прикмета сучасного етапу в розвинутих країнах. Реалізація економічних цілей пов'язана з інноваційним типом розвитку, в основі якого закладений безперервний і цілеспрямований процес пошуку
5675. Теорія алгоритмів і основи представлення знань 339 KB
  Вступ. Інтуїтивне поняття алгоритму. Поняття алгоритму інтуїтивно зрозуміло і часто використовується в математиці. Додавання і множення чисел стовпчиком, що відомо ще зі школи, формула обчислення коренів квадратного рівняння,...
5676. Економіка підприємств. Курс лекцій 1.59 MB
  Підприємство як суб'єкт господарювання Введення, предмет та завдання дисципліни. Галузева структура народного господарства України. Загальна характеристика підприємств. Структура управління підприємством. Зовнішнє середовищ...