97656

Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

Реферат

Логика и философия

Каждый человек периодически задает себе вопросы о смысле жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос ради чего стоит жить что в жизни главное и как построить свою жизнь чтобы это главное не упустить. В повседневной практике смысл жизни люди находят либо в труде либо в служении обществу либо в борьбе за существование и выживание либо...

Русский

2015-10-20

61 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка.

Реферат по дисциплине «Философия»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-211

_______ Быстрова А.Н.                                        _______ Бодункова К.А.                                                                                      

                        

2012 год


Содержание

[1] Введение

[2] 1. Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

[3] Заключение

[4] Список литературы


Введение

Каждый человек периодически задает себе вопросы о смысле жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В повседневной практике смысл жизни люди находят либо в труде, либо в служении обществу, либо в борьбе за существование и выживание, либо в самопожертвовании в пользу общества, бога или конкретного человека.

На эту тему очень много рассуждений. Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения давали свои концепции смысла жизни. Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии.

Цель данного реферата – рассмотреть проблему смысла жизни в творчестве Семена Франка – известного русского философа начала 20 века.

Раскрывая проблему смысла жизни в творчестве Семена Франка, за основу взята его работа «Смысл жизни».


1. Проблема смысла жизни в творчестве Семена Франка

Взгляды С.Л. Франка на проблему смысла жизни раскрыты в его работе, которую он написал в 1925 г. (опубликована в 1926 г.), и которая так и называется «Смысл жизни».

В этой книге автор излагает свою точку зрения на поставленную им проблему, приводя довольно убедительные аргументы, однако, не призывая при этом разделить ее. Он лишь высказывает свое мнение, вовлекая читателя в решение вопроса, который мучает в глубине души каждого человека.

С.Л. Франк задается извечными вопросами: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?»1 и пытается найти на них ответы, черпая обоснования в своем философском восприятии мира и человеческого существования в нем.

Как отмечает С.Л. Франк, этот вопрос есть вопрос самой жизни, и он еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода.2. С.Л. Франк приводит по этому поводу такой пример. Чехов описывает человека, который, всю жизнь, живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в обществе, был занят делами, погружен в мелкие заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

С.Л. Франк отмечает, что русский интеллигент привык вопрос о «смысле жизни» ставить в форме вопроса «что делать?». Что делать, чтобы найти этот смысл жизни? что делать мне и другим - чтобы спасти мир и тем оправдать свою жизнь? По мнению С.Л. Франка, «в основе этого вопроса лежит ряд предпосылок, которые мы могли бы выразить примерно так: мир в его непосредственном течении бессмыслен; он погибает от страданий,  эгоизма, ненависти, несправедливости; всякое простое участие в жизни мира,  есть соучастие в бессмысленном хаосе, в силу чего и собственная жизнь участника есть лишь бессмысленный набор случайностей; но человек призван сообща преобразить мир и спасти его, устроить его так, чтобы высшая его цель была действительно осуществлена в нем. И вопрос заключается в том, как найти то дело (дело, общее всем людям), которое осуществит спасение мира. Словом, "что делать" значит здесь: "как переделать мир, чтобы осуществить в нем абсолютную правду и абсолютный смысл?"»3.

С. Франк опровергая этот путь поиска смысла жизни приводит следующие аргументы.

Во-первых, он замечает, что в обществе широко распространены два ответа на этот вопрос. Так, для огромного большинства русских интеллигентов до катастрофы 1917 года - вопрос: «что делать?» в этом смысле получил один, вполне определенный ответ: улучшать политические и социальные условия жизни народа, устранить тот социально-политический строй, от несовершенств которого гибнет мир, и вводить новый строй, который бы обеспечивал и вносил в жизнь истинный смысл.. И значительная часть русских людей этого типа твердо верила, что с революционным крушением старого порядка и водворением нового, демократического и социалистического порядка эта цель жизни сразу и навсегда будет достигнута. Но это принесло, по его мнению, только бессмыслицу.

По моему мнению, это, действительно, очень распространенная точка зрения на смысл жизни даже в настоящее время: отдать всего себя служению человечеству и мне лично и всем будет хорошо. Особенно это было присуще художественной литературе. Рассмотрим это на примере судьбы героя романа Б. Пруса «Кукла», написанном в конце 19 века.

Центральное место в романе занимает Станислав Вокульский. Это сложный, противоречивый характер. Сам писатель в одном из высказываний характеризует его как «человека переходной эпохи»4.

Вначале Вокульский выступает как труженик, ученый, как общественный деятель и участник восстания 1863 года. Однако условия того времени не дают ему, человеку без денег и положения, возможности развернуть свои силы и способности: Ребенком он жаждал знаний, а его отдали в магазин при ресторане. Несмотря на то, что все издевались над ним   он шел к своей цели, занимаясь по ночам. А когда он попал наконец в университет, его стали дразнить напоминая о прошлой жизни5. Герой романа принимает активное участие в тайном кружке молодежи, где слышит пламенные речи революционера Леона «о будущем, лучшем устройстве мира, при котором исчезнут глупость, нищета и несправедливость... не будет больше различий между людьми»6.

Сосланный в Сибирь, Вокульский продолжает заниматься наукой. Кем бы он не был: студентом, солдатом, ссыльным – он всегда оставался дальновидным человеком, так как он носил в своей душе идею, опережавшую современность на несколько лет. Другие же люди жили сегодняшним днем, думая только о своем благополучии.7.

По возвращении из ссылки для героя наступает время несбывшихся надежд, напрасных поисков работы, полуголодной жизни.

Это было глухое время, время разочарования и отступничества. И Вокульский принимает решение,  определившее дальнейшую его жизнь. Он женится на богатой вдове и становится купцом. Встреча с аристократкой Изабеллой и любовь к ней заставила Вокульского  затратить все силы ума и души на то, чтобы как можно выше подняться по ступенькам общественной лестницы, нажить состояние8. Для этого Вокульский расширяет свое предприятие, и из владельца  маленького магазина он превращается в  крупного финансиста.

Фанатик науки и патриот превратился в буржуа. Прус образно характеризует три этапа жизненного пути героя: Вокульский в юности, участник кружка Леона и повстанец; Вокульский-купец, муж госпожи Минцель; Вокульский-предприниматель. Соответственно изменяются и его жизненные ценности и поиски смысла жизни.

Вокульский слишком незаурядная индивидуальность. Он постоянно испытывает сомнения и разочарования. Вокульского терзает мысль о неопреодолимой дистанции, которая навсегда отделила его, человека «низкого» происхождения и занятий, от «благородного» привилегированного сословия. Приобретательство не может стать для Вокульского целью всей жизни, его главной ценностью. «Если бы я мог удовольствоваться несколькими десятками тысяч годового дохода да игрой в вист, я был бы счастливейшим человеком в Варшаве, - рассуждает герой романа, - но, так как у меня, кроме желудка, есть и душа, жаждущая знаний и любви, мне пришлось бы там погибнуть»9. Он сохраняет человечность и отзывчивость, уважение к честности и личной порядочности, сочувствует обездоленным и даже помогает некоторым из них. Мало того, он предвидит неминуемый крах буржуазного порядка. «Рано или поздно, - говорит он, - общество должно будет перестроиться от основания до самой верхушки. Иначе оно сгниет»10.

Противоречивое положение Вокульского, испытывающего отвращение к предпринимательской деятельности, и его любовь к Изабелле, завершившаяся глубоким разочарованием, обусловили духовный кризис и гибель героя.

Это пример из литературы ярко иллюстрирует идею С. Франка, что не в этом следует искать смысл жизни: ни в служении народу, ни в собственном благополучии.

В конечном итоге, С. Франк подводит к мысли, что жизнь бессмысленна если человек вкладывает себя в человечество.

Прежде всего, бессмысленна личная жизнь каждого из нас. Минимальное условие достижения смысла в жизни - это свобода, так как только будучи свободным человек может действовать осмысленно, стремиться к разумной цели. Но мы со всех сторон окованы силами необходимости. Мы подчинены механическим законам материи и слепым силам органической жизни. Наша жизнь слишком коротка, только-только успеваем набраться знания и опыта, как наше тело становится старым и дряхлым, а ведь мы только собрались жить по-настоящему.

Одни растрачивают себя на разгул и наслаждение, а когда физические силы заканчиваются, убеждаются в бессмыслице всех наслаждений. Другие воздерживаются от всех земных радостей, готовят себя для некого великого призвания и святого дела, а в конце жизни начинают понимать, что и призвания у них нет и дело их совсем не свято. Кто-то боится обременять себя семьей и к старости становится одинок и скорбит об отсутствии любви и уюта семьи, другой же погряз в семейных проблемах и потом кается, что добровольно продал свою свободу.

Франк делает вывод, что наши страсти и влечения обманчиво выдают себя за что-то важное и драгоценное для нас, поэтому, достигая их, мы бываем разочарованы и понимаем свою ошибку, когда трудно что-либо исправить. Отсюда неизбежное сознание обманутых надежд и недостижимости истинного счастья на земле.

В чем же видит смысл жизни Семен Франк?

По мнению С. Франка, чтобы быть осмысленной, наша жизнь  должна быть служением абсолютному и высшему благу,  есть вместе с тем не потеря, а утверждение и обогащение самой себя, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого.11.

И решает проблему поиска смысла жизни С. Франк, в рамках своей философии религии.

Жить в вере - значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить «полным» сознанием, в этом смысле – «сердцем», для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. «Это есть подлинный труд, подлинная борьба, самая глубокая и напряженная активность, доступная человеку, – в конечном счете подлинное творчество, в котором мы усилием творческой воли преображаем реальность, творим нечто совершенно иное - именно преображенную реальность нашего существа, нового человека...»12.

Отсюда поиски смысла жизни , согласно С. Франка, проявление в нас реальности того, что мы ищем, подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам не пригодное. Смысл жизни должен быть живым, он внутри, а не во вне нас. Поиски смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.


Заключение

Вопрос о смысле человеческой жизни, безусловно, важнейший вопрос. Ответ на этот вопрос является одним из основных в жизни человека. Это вопрос, который неизбежно решает для себя каждый человек.

Жизнь без смысла бессмысленна, пуста, не нужна! Хотя бы потому, что в мире нет бессмысленных вещей. Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой мотивации, внутреннего стержня, которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Если в человеческой жизни нет смысла, так и говорят, что жизнь бессмысленна. Когда у человека есть планы и мечты,  тогда ему есть ради чего жить, он побеждает себя, общество, болезни. Даже смерть порой отступает.

В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о главном - о смысле жизни, ее нравственных ценностях и об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, чувства, эмоции, твердая воля и богатое воображение.

Плодотворное дело совершается в глубине человека, и это глубокое внутреннее дело есть настоящее основное дело человека, оно, согласно С. Франка, состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге обращенности нашей души к Богу, в борьбе со слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма.


Список литературы

  1.  Прус, Б. Кукла. – Т. 1-2. - М.: Правда, 1985.
  2.  Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – 47 с.

1 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 5.

2 Там же.

3 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 9.

4 Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985. – С. 5.

5 Там же. – С. 58.

6 Там же.

7Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985. – С. 59.

8Там же. –  С. 123.

9 Там же. – С. 98.

10Прус Б. Кукла. – Т. 1. - М., 1985.– С. 112.

11 Франк, С.Л. Смысл жизни. – Минск: Полифакт, 1992. – С. 19.

12 Там же.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

489. Казарма на 4 подразделения 119.5 KB
  Разработан проект четырех этажной казармы на 4 подразделения в городе Батуми. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций. Определение глубины заложения фундамента.
490. Cадово-парковое и ландшафтное строительство 250 KB
  Формирование целостного представления о предприятиях зеленого хозяйства. Знакомство с состоянием рынка труда и производства зеленого материала для озеленения. Изучение ассортимента цветочных, древесных и кустарниковых культур.
491. Экономическое обоснование проекта автоматизации технологического процесса обработки информации 152 KB
  Расчет трудоемкости обработки информации и действительного годового фонда времени. Оценка экономической эффективности проекта и расчет количества оборудования и работников.
492. Поляризация диэлектриков 286.5 KB
  Ионно-релаксационная поляризация. Классификации диэлектриков. Спонтанная (сегнетоэлектрическая), дипольно-релаксационная, миграционная (межслоевая), остаточная (электретная) поляризация.
493. Газоснабжение и горячее водоснабжение жилого 6-и этажного здания 206.5 KB
  Гидравлический расчет подающих трубопроводов. Газоснабжение жилого здания. Гидравлические расчет систем горячего водоснабжения. Анализ циркуляционных трубопроводов.
494. Статистические оценки параметров распределения. Несмещенные, эффективные и состоятельные оценки 157.5 KB
  Несмещенные, эффективные и состоятельные оценки. Числовые характеристики вариационных рядов. Выборочная дисперсия и выборочное среднее квадратическое отклонение. Исправленная выборочная дисперсия. Обычные, начальные и центральные эмпирические моменты.
495. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления 909 KB
  Конституция Российской Федерации и проблемы развития компетенционных возможностей местного самоуправления. Реформа местного самоуправления: проблемы реализации. Проблемы законодательного обеспечения реформы местной власти.
496. Разработка и анализ алгоритма сортировки посредством выбора на основе разработки шаблона функции C++ 186 KB
  Основные классы методов сортировки. Исследование метода сортировки посредством выбора на основе шаблона функций C++. Анализ результатов тестирования рассматриваемого алгоритма, вывод о приоритетах и недостатках данного алгоритма и методах его реализации.
497. Водоснабжение и водоотведение 206 KB
  Водопровод жилого здания включает следующие элементы: ввод и водомерный узел, водопроводную сеть, запорную, водоразборную, регулирующую и предохранительную арматуру.