97657

Проблема ценностей жизни

Реферат

Логика и философия

Еще в древних цивилизациях (при чем тут древние цивилизации?) жизнь осознавалась как ценность. Это уникальный и хрупкий дар. (Лучше дать определение ценности, а не писать эти кружева) Она открыта человечному, и бесчеловечному в нас. (Что имеется в виду?) Именно поэтому жизнь может быть и радостью, и горем, роскошью и нищетой.

Русский

2015-10-20

55.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема ценностей  жизни.

Реферат по дисциплине «Культурология»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-111

_______ Быстрова А.Н.                                        _______ Бодункова К.А.                                                                                      

                        

2011 год

Содержание:

1. Вступление………………………………………………………………………2

2. Ценности жизни героев…………………………………………………………3

3. Заключение………………………………………………………………………8

4.Список литературы………………………………………………………………9

Вступление

  Еще в древних цивилизациях (при чем тут древние цивилизации?) жизнь осознавалась как ценность. Это уникальный и хрупкий  дар. (Лучше дать определение ценности, а не писать эти кружева) Она открыта  человечному, и бесчеловечному в нас. (Что имеется в виду?) Именно поэтому жизнь может быть и радостью, и горем, роскошью и нищетой.  И каждый человек, являясь, личностью сам выбирает, что в жизни для него наиболее ценно. (Так что же такое ценность? Один выбирает деньги, другой вещи, третий – и вовсе ищет способ ухода куда попало)

  Проблема выбора  ценностей играет огромную роль в судьбе человека. Порой человек живет без какой-то цели и не может понять,  к чему стремиться и ради чего стоит жить. Эта проблема была актуальна во все времена и исключением не являются наши дни. (Так речь идет о цели или о ценности?)

  В прочитанных мною книгах: Б.Прус  «Кукла», Д.Н. Мамин - Сибиряк  «Золото», К. Паустовский «Разливы рек» - основой содержания  являются эти ценности  жизни.. Авторы показывают, что люди  часто видят смысл жизни (Еще одна  подмена: то ты пишешь о ценности, то о цели, а теперь уже – о смысле жизни!) в том, что в последствие не приносит им счастья (ну вот, еще и это!). Такими людьми чаще всего овладевают  алчность, жадность,  зависть, и страшное, не знающее милосердия, корыстолюбие (И это всего-навсего от того, что им непонятно что не принесло счастья?). Мнения этих людей являются ошибочными (Мнения чаще всего ошибочны! Древние говорили, что «мнения – это пыль под ногами ослов», поскольку даже осел имеет мнение. Как тут не ошибиться?),  либо зависят от жизненных ситуаций, в таком случае из-за обмана и измены мы теряем смысл в жизни, то ради чего мы добиваемся своих целей, в итоге впадаем в депрессивное состояние. (Ну, всё перепутала! А в начале был заявлен разговор о ценностях. А тут уже началась глубокая психология на мелком месте) Люди, которые видят смысл в духовном отношении (а что это, собственно, такое? Алчность и зависть, о которых написано выше, тоже – духовные отношения, как ни странно), любви при обоюдном желании друг к другу, остаются  счастливее.

Ценности жизни героев.

  В романе русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Золото» рассказывается о жизни золотоискателей Урала в послереформенный  период. У каждого из героев произведения свои ценности в жизни.

   Так, например,   Андрон Евстратыч Кишкин - «Старая конторская крыса с маленькими вороватыми глазами». Так отзывался о нем Родион Потапыч  Зыков, который работал горным мастером на всех Балчуговский заводах. Кишкин - человек небогатый, который завидует Зыкову и обеспеченным рабочим, «считает себя обделенным». Поэтому, узнав  о том, что Кедровскую дачу открывают для всеобщего пользования,   предлагает искать там золото, но его словам никто не предает значения. Перед ним встает цель - «разбогатеть».

   Кишкин, Мыльников и Яков работают на Кедровской даче и привлекают к работе Оксю, дочь Мыльникова, поскольку легенда гласит,  что невинная девушка принесет удачу. Все смеются над этой девочкой, но  она, напав на золото, тайком стаскивает его к себе в приданное.

   Матюшка и Окся ждут ребенка. Матюшка  желает завладеть деньгами Кишкина, поэтому становится любовником Марьи, которая поселилась у Андрона Евстратыча с этой же целью.  

   Зависть Кишкина порождает месть. Он отдает донос в прокуратуру на всех старателей , тем самым  наживаясь на горе других людей. И все - таки Андрон  Евстратыч добивается своего.  

   Лукерья-«старуха старой закалки», чтимая Зыковым, и ее сын Петр Васильевич водят с Кишкиным дружбу и, но это всего лишь хитрый замысел, целью которого является завладение деньгами. И в эту же пору богатый скупщик золота, мошенник Ястребов становится выгодным постояльцем и поэтому бабушка Лукерья пускает его к себе пожить. Старуха и её сын Петр Васильевич заболели золотой лихорадкой и стали алчными. Они еще не понимают к чему может привести их желание разбогатеть за счет других…..

    Но с другой стороны есть Феня и Кожин, ценностью которых являются  чувства друг к другу, что доказывает побег Фени из дома и принятие другой религии. Их отношения не разрушило и даже  то что отец Фени, Зыков, проклял дочь .Но обманом девушку все таки увозят к бабушке Лукерье , но  помешанная старуха лезет в горящий дом за деньгами от чего и умирает. Кожин тем временем в силу жизненных обстоятельств начинает пить. Однажды избив свою жену, он попадает под суд. А Феня, несмотря на ухаживания Карачунского - управляющего Балчуговскими процессами, не может полюбить второй раз. Несмотря на то, что Феня и Кожин не вместе,  чувства их все еще крепки, и поэтому девушка уходит за своим любимым в Сибирь, его присудили в каторжные работы.

   Тем самым автор пытается донести до читателей, что не в золоте счастье  и цель наживы может привести к трагическому концу, что и доказывает выше изложенное.

    Схожую проблему  описывает автор  книги «Кукла»- Балеслав Прус. Этот роман польского писателя открывает перед нами жизнь Польши конца 19 века. Аристократия, купечество, простой люд взаимодействуют друг с другом в книге, показывая противоречия во взглядах различных слоёв.

   Главный персонаж этой книги, Станислав Вокульский, начинал свою жизнь, служа половым в трактире, но у него была своя цель  в жизни, и он по ночам сидел над книгами. Несмотря на то, что все потешались над ним, он все же поступил в университет. Главным для него на тот момент было образование. Занявшись физикой, Вокульский  стал ученым.

   Но все это продолжалось до тех пор, пока он не встретил  Изабеллу Ленцкую, которая считала себя «сошедшей на землю богиней», привыкшей к роскошной жизни. И после того, как её семья разорилась, она была в недоумении, почему же из - за денег от неё отвернулись друзья и знатные женихи. Это показывает циничное и презрительное отношение девушки к окружающим её людям, низшим слоям.

    Вокульский же, влюбляясь в Изабеллу, старается приблизиться к ней. Создав общество по торговли с Востоком, он зовет в компаньоны отца Изабеллы, пана Томаша Ленцкого, который может быстро разбогатеть из-за выгодной сделки. Но пан, также призирая Вокульского, все же использует его, а тот, в свою очередь, открыв новый магазин, помогает беднякам встать на ноги, не видя в этом никакой выгоды. Его искренние чувства помогают ему в начинающих делах, он все делает, чтобы привлечь к себе внимание Изабеллы. Ради любимой покупает запущенный дом Ленцких за девяносто тысяч, который, по мнению других, и семидесяти тысяч не стоит. Его осуждают и считают, что он совершил глупость. Но он не замечает всего этого. Точно так же не замечает его стараний и сама Изабелла.

    В Польшу возвращается Казек Старский  и девушка начинает жалеть, что отказала ему пару лет назад, так как ему может достаться некоторое достояние от крестной. Вокульский не может стерпеть наглых ухаживаний за Изабеллой со стороны Старского и поэтому уезжает в Париж.

    Там находит дело, которому готов посвятить всю жизнь. Этим делом было получение металла, который по своим свойствам был бы легче воздуха. Но все же тот снова мчится в Варшаву и чтобы доказать любовь к Изабелле он дарит ей этот маленький кусочек металла, который если бы не она, стал бы целью всей его жизни. Но для неё это не стало ценным подарком, так как она не испытывала ответных чувств к нему, кроме желания овладеть его состоянием, потому что в  жизни главной ценностью для неё было богатство, роскошь, внимание состоятельных людей, но никак не любовь. Об этом и свидетельствует  название книги «Кукла».

   А вот в основу книги Константина Паустовского «Разливы рек» легла мрачная историческая драма, О дуэли   Михаила  Юрьевича Лермонтова и Николая Мартынова.

  По дороге на Кавказ Лермонтов знал, что его ожидает, но все же надежда оставалась…Он был рад, что разливы рек задерживали его движение…..«Куда скакать сломя голову? Под Чеченскую пулю?»- думал про себя Лермонтов.

   Но он даже и представить  не мог, что встретит ту самую Марию  Щербатову, с которой расстался еще в Петербурге.  Узнав о ссылке, Щербатова решила уехать на Украину, с надеждой на то, что встретит его в пути. При их встрече  «…не было  ни слов, ни клятв, только разрывающая сердце нежность. »  Автор также отмечает, что Лермонтов не знал, любила ли его Щербатова, ведь в его жизни было столько предательства и обмана..., он знает всю боль разочарования.

   В том месте,  где они остановились,  Лермонтов встретил маленькую девочку-сиротку Катю, которая просила подаяния  вместе со слепым солдатом. Именно эта встреча перевернула душу Михаила Юрьевича. Вспомнив свое детство без родителей, он почувствовал огромную ответственность за жизнь  девочки. Но он осознавал, что может больше никогда не увидеть, ни  Марию Щербатову, ни эту беззащитную девочку. Его ценностью в жизни стало желание жить с Марией и Катей. А Щербатова в момент расставания  думала о своей нарядной жизни в Петербурге, о Лермонтове…и о том, что девочка будет жить с ней. «Потом были Кавказские горы.. ,визг пуль, чужие люди, якобы друзья…и дуэль, пуля Мартынова». Умирал он со словами «Я видел смерть, значит я буду жить вечно» - есть от чего содрогнуться... Это было 27 июля 1841 года. С гибелью  Великого поэта и просто человека,  его желание сделать жизнь девочки более счастливой, чем свою, не исполнилось.  

Заключение

И так, опираясь на изученный материал можно сделать вывод, что от правильно выбранных ценностей и целей жизни во многом зависит судьба человека, будет ли этот человек счастлив или нет. И основной проблемой является проблема выбора этих ценностей. У кого-то это любовь, богатство, статус в обществе… Все люди хотят найти свой идеал и быть счастливыми, но, идя к заветной цели, часто выбирают не тот путь. Тем самым процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания. В результате то, что казалось ценностью, наоборот становится чем-то убийственным, после чего у людей теряется смысл жизни…

     «Когда-нибудь каждому человеку приходит осознание того, для чего и для кого он всё делает, и осознание этого является неожиданным из-за того, что смысл жизни заключается в совершенно банальных и простых вещах, известных каждому. Только для каждого человека есть своё время, когда он это понимает.»    

Список литературы:

1.  Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Золото». Роман. Издательство «Беларусь», Минск, 1983г.

2.Б.Прус «Кукла», Москва, 1986г.

3.К.Паустовский «Разливы рек». Повесть .Издательство  «Детская литература»,Москва,1973г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81633. Види текстів за метою мовлення. Складання усного опису калини. Складання текстів за поданим зачином і кінцівкою 355.5 KB
  Виховувати: бережливе ставлення до калини як лікарської рослини оберегу символу України Обладнання: підручники мультимедійна презентація картки калина вишиванки коровай Тип уроку: комбінований Хід уроку I. Так діти це калина. А Карлсон буде у вас вчитися 1 ряд скласти прислів’я зі словосполучень...
81634. Подорож у країну імен та прізвищ. (Велика буква в іменах, прізвищах та по-батькові людей) 115 KB
  Мета: формувати в дітей уміння розрізняти поняття «ім’я», «по батькові», «прізвище», учити правильно писати власні іменники, ознайомити з етимологією деяких із них, розвивати дослідницький інтерес, спостережливість, творчість, фантазію, уміння працювати з підручником самостійно, у парах, аналізувати...
81635. Написання суфіксів -ськ-, -зьк-, -цьк- в прикметниках 51 KB
  Задачі: Формування комунікативної автономізаційної компетентностей: виробляти в учнів вміння і навички вживання суфіксів –ськ цьк зьк. Сьогодні на уроці ми будемо вчитися правильно вживати та записувати у словах суфікси ськ зьк цьк. З м’яким знаком зьк цьк ськ написать не забувай.
81636. Бабусенько ріднесенька 190.5 KB
  Мета: сприяти розвитку навичок виразного читання,слухання та комунікативних умінь; розвивати мовлення, творчу фантазію, збагачувати словниковий запас, уміння висловлювати думку; підкреслити важливу роль бабусі у житті кожної людини, допомогти відчути цінність зв’язку між поколіннями та дитиною...
81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.
81638. Іменник (узагальнюючий урок) 40 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про граматичні ознаки іменника, розвивати вміння робити висновки та узагальнювати вміння аналізувати, розвивати творчі вміння аналізувати, розвивати творчі здібності, усне і писемне мовлення, виховувати старанність, любов до мови.
81639. Україна на планеті Земля 69.5 KB
  Мета: дати учням загальне уявлення про розташування України на карті; формувати пізнавальні комунікативні компетентності творче мислення; розвивати спостережливість уміння порівнювати класифікувати самостійно робити висновки; виховувати любов до своєї Батьківщини ощадливе ставлення до природи.
81640. Дівчатка й хлопчики 32.5 KB
  Хлопчики підходять до дівчаток і роблять їм комплімент потім навпаки. Діти називають риси характеру дівчаток і хлопчиків. Вчитель підводить їх до висновку що у дівчаток і хлопчиків є спільні риси характеру. Сьогодні поговоримо про дівчаток і хлопчиків жінок і чоловіків і про те чим...
81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.