97658

РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Теме рыцарства посвящено множество как произведений, закреплённых на бумаге, так и устных преданий: сама рыцарская культура рождала литературу. Благодаря этому до наших дней сохранился идеализированный образ рыцарства. Действительно ли рыцарство предстаёт в нашем воображении именно таким, каким оно было на самом деле? Кто такой рыцарь, каков быт средневекового рыцаря и так далее.

Русский

2015-10-20

140.5 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 14

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный универстите путей и сообщения

Кафедра «Философии»

РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА

СЕРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Разработал                

студент гр.  Д-111

Бойков Никита Алексеевич

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] КТО ТАКОЙ РЫЦАРЬ?

[4] ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫЦАРСТВА

[4.1] ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

[4.2] ПЕРВЫЕ РЫЦАРИ

[4.3] КОНЬ В РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ

[5] СТАНОВЛЕНИЕ РЫЦАРСТВА

[5.1] ПОСВЯЩЕНИЕ

[5.2] КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

[5.3] РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА, КОДЕКС ЧЕСТИ

[5.4] ОРУЖИЕ РЫЦАРЯ, РЫЦАРСКИЙ КОСТЮМ

[6] ЗАКАТ РЫЦАРСТВА

[7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[8] СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждый слышал о таком понятии, как рыцарство. Воображал за этим понятием романтический образ рыцаря в сияющих доспехах, огромные каменные замки, рыцарские турниры, устраиваемые во имя прекрасной дамы, где каждый мог проявить свою доблесть и умение.

Теме рыцарства посвящено множество как произведений, закреплённых на бумаге, так и устных преданий: сама рыцарская культура рождала литературу. Благодаря этому до наших дней сохранился идеализированный образ рыцарства.

Действительно ли рыцарство предстаёт в нашем воображении именно таким, каким оно было на самом деле? Кто такой рыцарь, каков быт средневекового рыцаря и так далее. Как рыцарство повлияло на современный мир, что взято «на вооружение» и что просто забыто?

КТО ТАКОЙ РЫЦАРЬ? 

Первое определение дает «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля»:

Рыцарь  - это  1.конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия.

2.честный и твердый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник.

Современный толковый словарь русского языка трактует так:

Рыцарь  - это в Западной Европе в средние века; феодал, принадлежавший к военно-землевладельческому сословию и находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

Как видно, современное определение  точнее с исторической точки зрения, но оно раскрывает несколько иное значение.   

Можно заметить, что со временем значение слова претерпевает изменения. Так во времена Даля (19 век) это «конный витязь», а уже Ожегов (век 20) толкует его как человека, принадлежащего к рыцарству.

Рыцарство – это  (по Ожегову)

  1.  Военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной Европе.
  2.  Звание рыцаря.
  3.  Самоотверженность, благородство.

Если исходить из того, что язык - это динамическая система, то  эта метаморфоза понятна. Со временем значения слов искажаются, происходит замещение одного понятия другим. Если проследить происхождение рыцарства, можно сказать, что Даль руководствовался более ранним,  нежели Ожегов, первичным определением рыцаря, на этапе сформированного рыцарства. Кто сочинил этот текст?

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫЦАРСТВА

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

Невозможно рассматривать рыцарскую культуру отдельно от культуры средневековья, в которой она существовала. Поэтому для начала стоит рассмотреть историю средневекового Запада. Она берёт своё начало задолго до появления рыцарей в сверкающих латах, на осколках когда-то великой Римской Империи.

К 3 веку н.э. Римский мир переживал кризис, связанный с упадком  экономики, демографии и культуры, а великое переселение народов лишь ускорило распад государственности. Децентрализация Римской Империи привела к обособлению отдельных областей, вследствие чего нарушались экономические связи между производящими центрами. Ограничивался оборот денег, их количество уменьшалось. Это привело к тому, что в городах, которые были преимущественно по своей сути потребителями, снизилась покупательная способность (не было денег,  либо они были грубой чеканки и не имели ценности). Поток продукции из аграрного сектора в города также затухал. Начался голод. Переселявшиеся из городов на землю, дабы прокормить себя, люди попадали в зависимость от того, кто мог дать пропитание, от землевладельцев. Здесь берут начало феодальные отношения.

Римские правители приписывали распад империи к несостоятельности существовавшего пантеона богов, поэтому на смену ему пришла новая молодая, но быстро распространявшаяся религия – христианство.

Кочевые народы, пришедшие с Востока, представляли опасность для Римского государства. Похолодание охватившее  среду обитания гуннов заставило их кочевать в более пригодные для жизни места, на запад. Жестокие племена гуннов подчиняли, захватывали, вырезали другие племена на своем пути. Так изгнанные из своей родины готы, искали убежища на территории Рима. Римляне разместили их на малой территории без средств  для  существования. Римские правители видели в готах источник военной силы, зачисляли их в ряды  римской армии.  Однако,  не допускалось равенство между римлянином  и варваром.

В итоге голод и угнетение заставили готов пойти с оружием против римлян. Победа 9 августа 378 г. над императором Грацианом при Адрианополе стала началом конца римского запада. Надо отметить, что вооруженные длинными мечами, в последствие оружием рыцарей, готы имели преимущество ещё и потому, что воевали верхом на коне. Сталкиваясь на своем пути при переселении с новыми порядками, обычаями, культурой, они многое заимствовали, в том числе и опыт боевых действий. К тому же, гордость римского законодательства -  гражданство, стало бичом, который в итоге заставлял переходить народные массы, угнетаемые узким слоем богатых и могущественных людей, на сторону варваров.

Варвары не были совершенно дикими, среди них были люди, обладавшие знаниями по философии. «Предводители варваров приглашали римлян в качестве советников, перенимали римские нравы, украшали себя римскими титулами консулов, патрициев и т.д. Они выступали не в роли врагов, а в роли поклонников римского политического устройства» (Ле Гофф «Цивилизация средневекового запада»). Так варвары проникали в структуры власти, перенимали римские формы управления.

Первоначально племена, пришедшие в Европу или же населявшие её ранее, были преимущественно язычниками. Впоследствии,  перенимая культуру римлян, не малая их часть обратилась в христианство. Спустя время, остготы, вестготы, бургунды, вандалы, а позднее лангобарды стали исповедовать арианство, объявленное Никейским собором ересью. Это ещё одно важное обстоятельство, которое привело к конфликту с римлянами-католиками.

Варвары  запустили процесс разрушения, выпустили наружу  «дикие примитивные силы», которые римляне в себе перебарывали.  Культ силы предполагал убийство всех, кто слабее тебя. Разрушение того, что ты не можешь превзойти.

Вместе с тем, варвары обживали Европейские земли и постепенно становились оседлыми,  потому  что таким образом можно было более эффективно обеспечить себя продукцией, нежели постоянно кочуя. Так росло благосостояние варварских племён, появлялась первая частная собственность (семейная), а с ней необходимость в её защите. Поэтому первые законы регулировали преимущественно имущественные отношения.  Так же регламентировались и межличностные отношения. Вот, к примеру, как в Салических Правдах наказывалось убийство человека:

«XV. Об убийствах или если кто украдет чужую жену

  1. Если кто лишит жизни свободного человека, или уведет чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате 8000 денарий, что составляет 200 солидов».

Первые права были закреплены в Варварских Правдах германских  племён (вестготов, бургундов, франков и др.). К ним относились:  Вестготская Правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.), Бургундская Правда (конец 5 — начало 6 вв.), Саличесая Правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская Правда (6—7 вв.), Алеманнская Правда (кон. 6—8 вв.), Баварская Правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7—сер. 8 вв.), Англо-Саксонские законы (7—9 вв.), Саксонская Правда, Фризская Правда, Тюрингская Правда, Франк-Хамавовская правда (нач. 9 в.).

Правды  дают возможность проследить переход от земледельческой общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства.

Проанализировав данные о переселении народов,  можно представить,  как выглядела карта Западной Европы к 7 веку.

Европа была лоскутным одеялом,  сотканным из племён: Сарматов,  Маркоманов,  Кельтов, Галлов,  Вандалов,  Англов,  Франков,  Свевов, Бургундов, Готов (Остготов и Вестготов),  Аланов.

Впоследствии, вкупе с воинственностью этих народов, такое заселение приведёт к образованию разрозненных  государств.  

Надо сказать, что варвары, встретившись с культурой Рима,  очень легко принимали христианство. Каковы причины? При переселении они познавали различные культуры, с которыми они взаимодействовали, слияние с другими культурами было способом выживания. Таким образом преемственность стала отличительной особенностью этих народов. Они легко принимали Христа, но не могли понять, почему нужно отказываться от своих языческих богов.

Франциско Кардини отметил особую роль личности епископа Ульфилы,  проповедовавшего христианство среди готов в 4 веке, в соединении классического христианства и самобытности готов. Ульфила включил народные «национальные» ценности готов в ткань христианства.

Проповедовать религию смирения и всепрощения среди воинов-язычников,  считавших обладание оружием признаком свободы, сложная задача. Ведь общественное устройство варваров было тесно переплетено с ведением войны, как способом существования. Ментальность была такова, что естественная смерть от старости, не в бою, считалась позорной. Обратно же,  пасть в сражении было благородным делом, а трусость – худшим из проступков. Здесь берут начало рыцарские благодетели.  Защита и дарование победы в бою – вот на что «клюнули» варвары, это один из главных стимулов обращения варваров в христианство. Ульфила, утверждает Кардини,  преподнёс Евангелие так, что Христос предстал для готов гарантом побед, одержав которые, он щедро одаривал всех своих последователей. Для этого Ульфила фактичекски создал новый язык, потому как в языке готов не было слов для обозначения некоторых понятий христианства. Одновременно проповеди велись публично, и готы, привыкшие к общим собраниям, легко усваивали их.

Как один из факторов активного распространения христианства стало и то, что христианство -  это религия мирового масштаба, она не могла сохраняться только в границах Римской империи.

На территории Римской Империи, в хаосе варварских набегов церковь стала занимать двойственную позицию: проповедования и управления. Постепенно расширяя сферы влияния, церковь шла к тому, чтобы  полностью подчинить себе власть. Препятствовали этому короли. Епископы выдвигались в разряд королевских советников и наставников во всех сферах деятельности, а короли, став католиками, назначали епископов и председательствовали на соборах. Так  закреплялось влияние христианства в Западной Европе.

Итак, к 8 веку созданы все предпосылки для появления такого явления как рыцарство.

ПЕРВЫЕ РЫЦАРИ

После падения Рима мир переживал  как  количественный (разрушение варварами архитектуры, научных трудов;  голод; природные  факторы: с  543 г. и на протяжении более полувека пришедшая с Востока чума опустошала Италию, Испанию и большую часть Галлии),  так и качественный упадок. Практически прекратилась выплавка металла и стекла  -  раннее средневековье было «деревянным». Наука потеряла своё значение. Книги хранились в монастырях, но монахи не являлись толкователями науки,  что тоже характеризует этот период, как «темные времена».  Но именно в это время появляются первые праобразы средневековых рыцарей.

 Взяв пример с римских руководителей,  вожди варварских племён окружали себя «телохранителями».  На первом этапе это были преимущественно свободные мужи, позднее стали нанимать лично несвободных рыцарей, то есть министериалов. Наиболее распространена эта практика была у церковников: зависимые воины более покорны,  их можно дешевле купить  и им можно доверять больше, чем свободным. Они обучались военному делу и постоянно совершенствовали навыки.

Таким образом, рыцари изначально близко стояли к власти.

Структура общества раннего средневековья подчинялась нуждам войны. Это обусловило появление привилегированного сословия воинов-профессионалов.

В конце 10 в. графские кастеляны  (правители укрепленных поселений) уже обладали правом, в рамках вверенной им территории с административным и военным центром – замком, созывать под знамена своих вассалов. Наиболее обеспеченные воины могли позволить себе не заниматься хозяйством, поручая его доверенным лицам, и полостью отдаваться службе. Их главной заботой было пребывание в армии и участие в судебных заседаниях.

Сословие "воинов" не носило закрытого характера, так как пребывание в нем зависело в основном от размеров накопленного богатства. В это сословие могли войти разбогатевшие свободные. Те же, кто обеднел, были вынуждены его покидать.

К концу столетия наступили опасные времена, связанные с упадком государственности.  На территории графств расположились независимые кастелянства. Большинство  "воинов"  в  этих графствах  являлось  аллодистами  (владели землёй как частной собственностью) и находилось в вассальной  (обязанные личной верностью и службой) зависимости от кастелянов. Немало конных воинов несли службу сеньору, находясь в его замке, где им предоставлялось жилье. Они считали своей обязанностью нести службу, за что и получали бенефиции.

Таким образом, рыцарем можно было стать двумя путями: через комитат (вооружённая свита вождей и далее королей) либо через служение сеньору в период феодальной раздробленности. Был ещё один путь в рыцарство – личная отвага в бою. Но такая практика была очень редка.

Потребность в тяжелом и дорогостоящем вооружении привела к тому, что на всем Западе в 7-9  вв. развились и стабилизировались в 10 в. культура и самосознание слоя профессионалов ратного дела. Тяжелое вооружение и боевой конь - необходимые атрибуты настоящего воина. Приобрести и содержать коня мог не каждый, так же как и боевую экипировку.  Поэтому  чаще всего рыцарями становились  люди,  либо обеспеченные  материальными средствами,  либо входящие в свиту какого-либо сеньора, который снабжал их необходимым и вознаграждал за службу. В военное время рыцари вставали под начало своего сеньора. Он не был для них господином, а был «старшим», чем выражалось солдатское доверие к своему командиру.

Вообще, постоянное взаимодействие в условиях боя, где сражались плечом к плечу,  различные по происхождению «воины», привело к сглаживанию  различий между ними, появлялось ощущение братства, сплочённости,  к тому же такие люди обладали схожим менталитетом и знаниями, определявшимися ратной деятельностью.

В 8 веке рыцарство можно приравнять к  «вооружённой коннице», однако  к  концу  11 века рыцари -  это те, кто исполняет вассальную службу и ожидает земельных повинностей. В этот период рыцарство переживает эволюцию, в результате которой оно стало настоящим институтом (постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей).  Однако его ещё нельзя назвать классом, потому что достаточно неоднородны обстоятельства  и условия, на которых человека можно было относить к понятию «рыцарь».  Франко Кардини заявляет: « Рыцарство в конце 10 - начале 11 века - это своего рода некая общность образа жизни». Это означает, что рыцарь  мог быть и свободным, и несвободным человеком. Он мог служить государству или частному лицу, имевшему средства и желание нанять эскорт вооружённых и обученных военному делу телохранителей. Мог заниматься земледелием либо,  если позволяли средства, полностью  отдаваться службе.  В Испании даже была образована  "сельская кавалерия", состоявшая из мелких земельных собственников (свободных, арендующих землю, жителей долины реки Дуэро), созданная для  того,  чтобы преградить расширение мусульманского мира, и защититься от ближайших соседей.  

Есть и другие теории происхождения рыцарства. Одну из них изложил в своей книге «История рыцарства» Ж.Ж. Руа. Руа выделяет цепочку событий , которые привели к возникновению такого сословия, как рыцарство. В 10 -11 столетиях Европа представляла собой разрозненную федеративную республику, где самый мелкий землевладелец считал себя равным королю и не признавал над собой никакой власти.  Естественно, безнаказанность  порождала жестокость и насилие, направленное преимущественно на зависимых крестьян.  С таким положением в  период  10-12 веков  Руа  связывает падение нравственного состояния общества, а так же уровня просвещения.

По словам Руа, в это время появлялись  товарищества купцов и ремесленников в городах. Таким образом купцы и ремесленники боролись с притеснениями. Товарищества придавали своим союзам религиозный характер, составляли богоугодное братство, у которого был свой устав,  свои ценности и свои святые, дабы напустить важности. Такие союзы дали начало общинам и гражданству. Рыцари заимствовали идею братства.

Далее Руа развивает мысль.  Вассал, живший на своей земле , умирая, если после его смерти не было наследника способного защитить земли,  оставлял наследство жене и детям. Соседние феодалы, видя, их беззащитность отбирали владения и жестоко обходились с владельцами. Однако, находились родственники пострадавших или просто возмущённые  соседи, которые вступались за обиженных женщин и детей, давая клятву отомстить за причиненное зло. Конечно, такое поведение вызывало похвалы и восторг у женщин, нуждавшихся в защите. Видя это, воспламенялись молодые люди, которые ждали возраста, чтобы сразиться с каким-нибудь злодеем  - сделаться рыцарем.

КОНЬ В РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Почему конь так важен для рыцаря? Преимущество конницы перед пехотой очевидно, история не раз доказывала это,  и  битва при Андрианаполе тому подтверждение. С индоевропейцами накануне 2 тысячелетия до н.э. лошадь попадает  в Европу,  причем не только как военное и транспортное средство,  но и в качестве священного животного. Жизнь кочевых народов тесно связана с лошадьми: верхом передвигались, ели, спали, сражались, умирали. Появление подковы в 3-4 веке сделало воина на коне более маневренным,  стремени в  8 веке позволило наносить более мощный удар мечом, а седло позволило снабдить всадника защитой  при  том,  что он бы не упал с коня во время боя под её тяжестью.

Кардини в книге «История средневекового рыцарства» проводит исследование значения коня в жизни варварских племён и доказывает, что лошадь играет важнейшую роль в представлении варваров о загробном мире. Лошадь выступала посредником между миром живых и миром мёртвых, поэтому хоронили воинов вместе с их лошадьми. В кельтском сознании вера в бессмертие была так сильна, что они могли брать в долг с условием возвращения его в следующей, загробной жизни. А от воина-всадника до воина-бога рукой подать. Впоследствии образ коня отошёл на второй план, важнее стал воин-герой, совершающий подвиг и  уходящий в вечность. Такая магическая связь придала образу рыцаря элемент устрашения, возникло единство «конь-всадник». По сей день фигура рыцаря внушает трепет и приковывает внимание.

Из-за почитания коня как священного животного и большой стоимости этого животного  воины Северной Европы обычно не воевали верхом. Обычай саксов и прочих германцев заключался в том, что к месту сражения они прибывали верхом на коне, затем спешивались и сражались как пехотинцы.  К коню относились как к парадному атрибуту о чем говорит то, что на коне любили покрасоваться в праздничные дни вожди и члены свиты.

СТАНОВЛЕНИЕ РЫЦАРСТВА

Начиная с 9 века, повсеместно применяется термин miles (позднелатинский термин, означающий человека на государственной службе, чаще всего это «солдат», однако после каролингских  военных реформ этим словом стали называть не просто воина, а конного воина). Когда же в XI в. переводили на французский язык слово miles, то обратились к слову более ясному и реалистичному chevalier (рыцарь). Слово "рыцарь" (chevalier) возникло как имеющее однозначно позитивное значение. Таким образом, те, кто никогда не согласились бы с тем, чтобы их называли miles, много позже приняли титул chevalier. Если по-началу термин miles мог означать как слугу, так и крупного сеньора, то к концу 12 века miles – это аристократ, обладающий определёнными привелегиями.

Между 9 – 12 веками рыцарство пережило эволюцию, в результате которой оно превратилось в настоящий институт. В начале 12 века рыцарь – это скорее профессиональный воин, в конце этого же века – это социальная и юридическая элита со своей этикой, идеологией, ритуалами и обычаями.

Церковь не могла обойти стороной рыцарство. Поэтому старалась усилить своё влияние в рядах рыцарей. Это привело к тому, что образ рыцаря стал более религиозным нежели раньше, условием принадлежности к рыцарству стала вера в Христа.

ПОСВЯЩЕНИЕ

Рыцарский обряд посвящения уходит своими корнями к родоплеменным отношениям, которые определяли общественное устройство варварских племен вплоть до появления публичной власти.

Становление юноши мужчиной происходило посредством обряда. Вместе с тем, уже ставшему мужчиной юноше, разрешалось ношение оружия (признака свободного человека ), которое вручалось ему во время обряда.

Конечно, юноша должен достигнуть определённого уровня подготовки и зрелости.

Вообще, чтобы стать рыцарем, солдату, а бывало, что и невоенный человек становился рыцарем, необходимо было пройти двойное посвящение. Первое должен был провести уже посвященный член братства, ударяя новобранца по плечам мечом. Этот обряд берёт своё начало в первобытном обществе: члены общины «одной крови», поэтому кровопролитие в обряде посвящения в братство  воинов-варваров имело место быть. Второе посвящение было прерогативой церкви, освятив оружие, она благославляла воина на защиту христианских ценностей и борьбу с неверными. Естественно, обряд освящения оружия не имел какого-либо решающего значения на то, сколько убийств ради благой цели будет им совершено. Изначально это была лишь уступка церкви, в то дикое время, дабы сохранить сферу влияния. Рыцарь должен был зависеть от церкви.  

Вместе с тем, как рыцарство оказывает всё большее влияние на власть,   усложняется  обряд посвящения в рыцари. В процессе слияния рыцарства со знатью это позволило регулировать доступ в аристократию.

Постепенно стали создаваться юридические препятствия для доступа в рыцарство. Был введён принцип наследования,  что, по словам Клешана, «нанесет рыцарству смертельный удар». В конце концов обряд превратился в декоративный ритуал, и главным стало получить возможность его прохождения. Изменилась суть обряда, это свидетельствовало о замыкании рыцарства. А любая замкнутая система должна прекратить существование, угасая.

Ещё одно интересное явление в рыцарстве – это оммаж верности.

С разрастанием рыцарства складывались ситуации, когда один рыцарь мог служить нескольким сеньорам. Такого не могло допускаться, ведь зачастую эти сеньоры были врагами. Чтобы как-то регламентировать этот аспект рыцарства, стали применять оммаж верности, который состоял из клятвы сеньору и какого-либо подношения, дара.  

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Примерно ко второй половине 12 века, в Европе отмечается интенсивный демографический рост. С этим связано активное обновление церковной архитектуры, буквально как соревнование Европу охватывает строительство новых храмов, церквей и т.д. Церковное учреждение должно было вмещать всех прихожан, поэтому его было необходимо увеличивать. Естественно, при этом не стремились к излишествам, поэтому  архитектура того времени отличается масштабом и простотой форм.

Рост числа населения привел к экспансии христианского мира. Изначально это была лишь внутренняя экспансия. Расширение обрабатываемых земель было единственным путём увеличения производства, так как феодальное общество сдерживало интенсивное развитие. Однако, было необходимо увеличивать материальную базу. Выход – искать новые источники благосостояния. Прибегают к внешней экспансии, причём военные источники считались более легкими, а, следовательно, более предпочтительными. В результате в конце 12 – 13 веке происходят активное расширение христианского мира в Европе, которая частично ещё оставалась языческой, и организация Крестовых походов в мусульманские страны.

Войны за Гроб Господень были призваны очистить Святые Земли от неверных. Идейным вдохновителем Первого крестового похода был Папа Урбан 2.

Крестовые походы не способствовали какому-либо подъему Запада, а наоборот обескровливали его, требуя финансирования. Ле Гофф говорит об этом так: «И я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали благодаря крестовым походам».

Во времена Крестовых походов главному символу христианства – кресту вернулось его изначальное «варварское» значение периода епископа Ульфилы. Крест на теле говорил о святой миссии, которой следовали рыцари, о победе, которую несёт вера.

Крестовые походы воспринимались крестьянами и рыцарями 11 века как очищающее средство перенаселённых земель, неведомые страны манили к себе богатствами и землями.

Церковь надеялась превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными, организуя несколько Крестовых походов. В результате с армией рыцарей возникла и армия бедноты, которая пошла в неудавшийся Первый крестовый поход. Были так же Второй, Третий и Четвёртый походы.

В 1099 г. был взят Иерусалим. В 1204 взят Константинополь. Однако это временные успехи, Крестовые походы терпели поражение за поражением. Это привело к замене мистики политикой, дух крестоносцев утратил свою силу. После 13 века разговоры о возобновлении походов продолжались до 15 века и позже, но никто не собирался действительно куда-то идти.

Именно с Крестовых походов  берёт свою историю британский флаг. Первым символом крестоносцев Англии в Третьем Крестовом походе был белый флаг, красный у французов, зелёный у фламандцев, и нужны они были, чтобы отличать чужие войска. Позднее в период правления Эдуарда 3 англичане объявили своим небесным покровителем Святого Георгия, символом которого являлся красный крест.

РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА, КОДЕКС ЧЕСТИ

Объединения воинов-профессионалов представляли собой значительную силу, которая применялась отнюдь не в мирных целях.  В «Тёмное время» такие группы «головорезов» применяли насилие, не сильно беспокоясь о нравственном аспекте своей деятельности. Церкви приходилось идти на уступки к дикими нравам того времени.

Бесчинства продолжались до тех пор, пока не появилась объективная необходимость в создании  этики. Поводом к этому послужила окончательная победа христианства над язычеством, как считает Кардини. Так как объекта агрессии больше не было, то сила без вектора приводила к саморазрушению и представляла проблему для Запада. Таким образом, регламентировав отношения, рыцарство сохранило совой институт и приблизилось к тому, чтобы стать элитой общества.

Так же на появление этики оказала влияние церковь. Именно церковь придавала рыцарству этическую и религиозную миссию.

Рыцарская этика строилась на рыцарском кодексе – своде религиозных и светских неписаных правил. Вследствие того, что этот свод правил не был как-либо официально закреплён, единственный источник, где можно почерпнуть сведений - это рыцарский эпос. Большинство исследователей рыцарства пришли к выводу, что в основе свей рыцарский эпос – это мистификация, идеализированная реальность.

Однако, Филипп дю Пюи де Кленшан в своей книге «Рыцарство» выделяет три основных вида обязанностей рыцаря:

1. Религиозные обязательства (перед Церквью).

2. Мирские обязательства (сословные обязательства).

3. Личные обязательства (верность себе и клятве, честь).

ОРУЖИЕ РЫЦАРЯ, РЫЦАРСКИЙ КОСТЮМ

Акцент воина делался на оружии ударного действия: европейские рыцари предпочитали мечу боевые топоры, булавы, цепы и даже специальные бичи. Надо сказать и то, что по сложившемуся представлению варваров о войне, она должна была быть только наступательной, то есть зачастую они не прибегали к использованию щитов или какой-либо другой защиты.

Меч, неотъемлимый атрибут рыцаря, в Европе стали признавать «благородным» оружием после 13 века. До этого  меч считался просто священным предметом, другом и помощником. Воткнув меч в землю пред боем, воин-германец совершал обряд подобно тому, как это делали в святилище.

Во время первых Крестовых походов возник обычай помещения в шпажную головку меча святых мощей, которые должны были оказывать рыцарям помощь в их священной миссии освобождения «гроба Господнего» из рук неверных. Поэтому перед мощами осуществлялась молитва, после которой рыцарь целовал шпажную головку или крестовину меча, но не лезвие, как это было принято у  воинов-мусульман, так как главным свойством восточного меча считалась острота лезвия.

Изготовление меча было длительным, материалоёмким и трудоёмким процессом. В период раннего Средневековья, да и со времён появления у варваров мечей, меч, изготовленный дамасским методом, стоил целое состояние. Например, цена,  назначенная в период прекращения выпуска золотых монет на Западе и проведения каролингской денежной реформы,  составила эквивалент 4,250 кг золота.

Западный доспех должен был предохранять от ударов, поэтому стремились к изготовлению цельных панцирей из достаточно толстой стали.

Под доспех, чтобы защититься от стрел, одевали кольчугу.

Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8–2,0 мм.

Постепенно начинают покрывать (11 – 13 вв) железными пластинами всё тело воина, составляя сплошной доспех, который также именуется «досчатым», «готическим» или «белым».

Доспех средневекового западноевропейского воина окончательно сформировался лишь в 14 веке и состоял из следующих частей: шлем с гребнем, наносником и забралом, служивший для защиты головы и лица; воротник, служивший для защиты шеи; наплечники, трубчатые прикрытия и налокотники, используемые для защиты рук; перчатки из кожи или металлической чешуи для защиты кистей. Для защиты груди и спины использовали соответственно нагрудники и наспинники, для защиты живота – набрюшники и юбку, а наколенники и латные башмаки применяли для защиты ног.

Шлем никогда не одевался прямо на голову – он всегда снабжался мягкой подкладкой – подшлемником.

В конце 14 века появляется облегчённый доспех для повседневного ношения. Он получил название «Бригантины» или «светского» доспеха.

В первой четверти 16 века появляется новый доспех, получивший название «Максимилиановского» или «Рифлированного».

Благодаря рыцарскому костюму в обиход вошли сплошные, плотно облегающие ноги штаны вида трико или лосин. До этого в обиходе были штаны, надевавшиеся как отдельные части вроде чулок и скреплявшиеся при помощи особых шнурков и завязок. Кстати, чулки на подвязках тоже заимствованы женщинами у рыцарей.

Больше всего из рыцарской одежды взяла женская мода. Прежде всего это касается головных уборов. В 16 веке в моду вошли небольшие плетёные шапочки-сервильерки, прообразом которых является рыцарский шлем – сервильер.

Корсет, взятый с доспеха «Бригантина», надолго сковал движения дам.

ЗАКАТ РЫЦАРСТВА

Осень в рыцарской культуре наступает со второй половины 13 века.

Причин к этому несколько. Кленшан  особую роль в этом вопросе отводит королям, которые стремились к прекращению воин, заключению мирных договоров, что привело к упадку воинского сословия. Короли стремились конторлировать  рыцарство, вводили ограничения на вступление в ряды рыцарей. К тому же в элиту общества всё чаще пробиваются буржуазные элементы, оказывающие большее влияние на власть, постепенно вытесняющие рыцарей.

Появляются турниры, как отдушина для жаждущих подвигов вояк. Рыцарство превращается в спорт и уже безвозвратно теряет свою удаль и истинный дух.

Женщины, исключая, конечно, матерей, являлись лишь достаточно грубым предметом развлечения воина. Культ Матери Иисуса Христа раскрепостил женщин. И из этой двусмысленной смеси эротизма и священного культа родилась куртуазная любовь.

То, что рыцарство подчинилось женской власти по мнению Кленшана, свидетельствует об обессиливании института рыцарства.

С 15 века институт рыцарства более не имел реальной силы. Последние его следы  стерлись вместе с наступлением 19 века. После чего рыцарство исчезло, лишь оставив о себе память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыцарство – этап в истории Средневековой Европы, который оставил неизгладимый след в сердцах людей. И по сей день нам встречаются отголоски рыцарской культуры. Рыцарский эпос учит нас быть похожими на рыцарей в лучших их проявлениях, быть верным себе и своему слову. Образ рыцаря волнует воображение, и чаще всего это романтический образ. Однако, как мы теперь знаем, не стоит идеализировать рыцарство, оно тоже не всегда было на стороне правды. Наконец, рыцарская культура, с исторической точки зрения, явление закономерное, берущее свои истоки в глубокой древности, она включает в себя множество элементов, некоторые из которых ученым ещё предстоит исследовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 г.
  2.  Перевод Грацианского Н.П. Салическая правда. М., 1950 г.
  3.  Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987 г
  4.  Кленшан Ф. Рыцарство. Спб., 2004 г.
  5.  Руа Ж. История рыцарства. М., 2001 г.
  6.  Черноусов П.И. История науки и образования: металлургия Средневековья. М., 2005


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52814. ЕЛЕМЕНТИ ЕЙДЕТИКИ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 53.5 KB
  Вивчення теорії літератури на уроках української літератури починається вже з п’ятого класу. Але вчитель повинен зробити все для того щоб знання з теорії літератури стали інструментом для розуміння та аналізу того чи іншого твору. Мабуть перед кожним постають питання: Як пояснити поняття з теорії літератури доступно й зрозуміло Як спонукати глибоко розуміти їх застосовувати на практиці Як актуалізувати раніше набуті знання Пропоную Вашій увазі метод запам’ятовування окремих термінів та понять на пальцях який використовую...
52815. Einkaufen. Wir gehen in den Supermarkt 60 KB
  Liebe Kinder, ich freue mich euch gesund und lustig zu sehen. Wie geht es euch? Sind alle Kinder da? Gibt es etwas Neues? Gibt es etwas Interessantes? (Die Schüler beantworten die Fragen des Lehrers)
52816. Екологічні проблеми, які стосуються мене 95.5 KB
  Мета проекту: Стимулювати інтерес в учнів до проблеми екології оволодівати певною сумою знань стосовно того що майбутнє нашої планети в наших руках про необхідність дбайливого ставлення до природи про взаємозв’язки між діяльністю людини і життям природи;виховувати почуття відповідальності за те що відбувається в природі підвищувати екологічну культуру. І ЕТАП Урок Я і Україна ТЕМА: Охорона природи. Узагальнити знання учнів про те що обов’язок кожної людини – охорона рідної природи. До чого закликає нас матінкаприрода Ми з вами...
52817. Екологічний практикум. Урок математики в 6 класі 49.5 KB
  60 кг макулатури рятує одно дерево 30 кг макулатури рятує 1 га лісу 1 т макулатури економить 1000 кВт ч електроенергії 1 т макулатури економить 200 м3 води 1т макулатури економить дає 2500 учнівських зошитів. Використання макулатури для виробу паперу на 75 зменшує забруднення повітря та дозволяє зекономити до 40 води Не викидай папір який ви використовували – збирайте його та здавайте макулатуру V. Скільки дерев зберегли учні Скільки учнівських зошитів можна виготувати із цієї макулатури Скільки води та електроенергії буде з...
52818. Экологический праздник: Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья! 75.5 KB
  Все ребята молодцы Инсценировка Аринка Солнечный лучик. Аринка. Ну это надо Ни здравствуй не сказала ни разрешения не спросила а уж прямо на голову сесть собирается Ну и молодежь пошла А еще Аринкой Солнечный лучик прозывается Аринка удивленно. Ктокто Это я – старый заслуженный пень ветеран леса Аринка.
52819. Екологічне виховання учнів 1.27 MB
  Вчителі початкових класів при викладанні предметів застосовують такі методи та методичні прийоми як: екологічне моделювання та прогнозування екологічні ігри розв’язування екологічних задач. Ігрові форми діяльності: конкурси турніри аукціони на знання певної теми повязаної з природою вікторини пізнавальні та рольові ігри екологічні свята пізнавальні екскурсії з іграми забезпечують практичну діяльність учнів початкових класів і орієнтовані на вирішення реальних місцевих екологічних проблем. Протягом 5 років постійно з варіативу до...