97660

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Реферат

Педагогика и дидактика

Технический прогресс потребовавший усиления сферы узкоспециального образования вынес за скобки мораль нравственность да и самого человека что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога осталось именно образование которое занимает центральное...

Русский

2015-10-20

35 KB

0 чел.

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

М. А. Бацеко, М. Ю. Узлова

Сибирский государственный университет  путей сообщения, г. Новосибирск

Со второй половины ХХ века на фоне бурно развивающейся науки и техники стала особенно острой проблема образования, как школьного, так и высшего. Технический прогресс, потребовавший усиления сферы узкоспециального образования,  вынес за скобки мораль, нравственность, да и самого человека, что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой, несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога, осталось именно образование, которое  занимает центральное место в списке путей решения кризиса, поскольку в нем происходит  трансформация знаний, умений и навыков, сохранение уже существующего культурного фонда, а также его постоянное переосмысление, обновление и преобразование. Именно оно  становится пространством осуществления диалога человека с окружающей средой, обществом и другим человеком.  

Человек, функционируя в мире, всегда вынужден вступать в диалог с природой, друг с другом, с социумом, со сложившимися в нем нормами, идеалами, ценностями и т.д. Вне такого диалога существование ни человека, ни общества невозможно. В системе диалога складываются совокупность знаков (речь, мифология, религия, искусство, наука, техника и т.д.), которая становиться средством получения, накопления, систематизации, хранения и передачи различного рода информации. Знаки коммуникации должны сохранять свой смысл независимо от временных и пространственных факторов, поэтому они закрепляются в обществе и приобретают внутреннее единство. Система образования же должна осуществлять  постоянное возобновление диалога, сохранение его основных параметров и условий.

В наши дни образование столкнулось с определённой двойственностью: с одной стороны, многие специалисты в системе образования выступают за высокое качество подготовки. С другой – торжествует количественный подход: тестовая система контроля знаний требует простого запоминания различных фактов. С одной – мы стремимся к тому, чтобы отечественный студент получал диплом международного образца. С другой – настолько снижена планка требований, что трудно представить, как  этот студент может реально конкурировать со студентами Европы. С одной стороны, те, кто тяготеет к получению истинных знаний, а не только к обретению  соответствующего документа, являются действительно людьми, обладающими высоким потенциалом. С другой – именно эти молодые люди теряются в потоке некачественно подготовленных и зачастую элементарно безграмотных людей.

Ортега-и-Гассет предлагал ядром университета сделать факультет культуры, чтобы избежать того, что он сам называл феноменом «сведущего невежды» [1, с. 101]. Испанский мыслитель считал его наличие  угрозой культуре, поскольку, согласно его утверждению, «специализация, в течение века двигавшая экспериментальное знание, подошла к такому рубежу, для преодоления которого надобно делать что-то посущественней, чем совершенствовать вертела» [1, с. 107]. Несомненно также и то, что «совершенствование вертелов» для  автора и есть распад диалога, поскольку тот диалог, на который способна «воплощенная посредственность», не может стать основой развития культуры и общества в целом в силу его ограниченности.

Уже в 70-е годы прошлого века исследователи этой проблемы обращали внимание на возникновение «файлового» сознания, предполагающего, что полученные учениками сведения не используются на других уроках.

Отсутствие общекультурной ориентации у так называемых «предметников» разрушает связь прошлого и настоящего с будущим. Передаваясь как эстафета ученикам, эта позиция возрождается у них в виде отрицания всего, что имеет отношение к интеллектуальной стороне учения. Так, изучение специальных учебных дисциплин постепенно сводится к простому запоминанию некоторых частных и простых приемов решения известных задач. Такого рода приемы обучения вместо научения, в лучшем случае приводят к начетничеству, а в худшем – ученик теряет всякие ориентиры в окружающей действительности, не умея строить стратегию собственного поведения, не говоря уже о понимании тенденций развития общества.

Таким основанием может стать только главная  цель образования – воспроизведение, формирование и поддержание диалога, позволяющего вписать человека в систему мира, дающего ему главную составляющую его жизни – развитое сознание и мышление, без которого он оказывается лишь объектом разного рода манипуляций.

Адаптация современного человека в быстро меняющемся мире не сможет состояться, если еще в период обучения его связи с миром окажутся усеченными.  Может быть, он сможет рассчитать основные параметры той или иной конструкции, но вряд ли он сможет рассчитать формы отношений с людьми, с самим собой, с обществом и природой. Восстановление такого рода деятельности – главная проблема современного отечественного образования.

Научный руководитель – д-р филос. наук, доцент А. Н. Быстрова

1, Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. [Текст]. – М: ООО АСТ, 2001. – 509 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19990. Ориентир на здоровый образ жизни 44.13 KB
  Цель: научить детей говорить о себе говорить о чувствах мыслях и поступках. Цель: пробудить у учащихся интерес к проблемам общения способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром. Цель: способствовать адаптации учащихся в социуме. Основная их цель организовать детей на совместную работу научить вступать в контакт друг с другом и незнакомыми людьми.
19993. В здоровом теле – здоровый дух! 13.25 KB
  До новых встреч Бабаяга: Веселый какой подходит к Водяной С легким паром Водяной: Не понял Бабаяга: Так ты наверно из бани вон квас пьешь. Сайгон биа – душевное пиво Бабаяга: Ах вон оно что. Бабаяга: Ну да ну да к ведьме Ты чего это мне сестричка брак подсовываешь Мало того что с его пузом мне в моей собственной избушке места не останется так еще алкоголь плохо на мозги влияет. хлопает в ладоши Водяной уходит Бабаяга: Кто у нас второй Ведьма: Змей Горыныч.
19994. Умей сказать – нет! 789.5 KB
  Расширить знания учащихся о влиянии наркотиков на здоровье. Организовать индивидуальную и коллективную мыслительную деятельность, устную коммуникацию и рефлексию. Совершенствовать культуру взаимоотношений в детском коллективе.
19995. Профилактика употребления ПАВ подростками 338.5 KB
  Учащиеся делятся на 6 групп каждая путем жеребьевки получает лист определенного цветасогласно которому она будет выступать и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ. Занятие 5 Тема: Профилактика распространения ВИЧ
19996. Что, где, когда, интеллектуальная игра по профилактике курения 35.5 KB
  Хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространению курения. Красивым и здоровым хотят быть все. Однако далеко не все спешат расстаться с привычкой курить, или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» мы хотим затронуть эту тему. Итак, мы начинаем.
19997. Берегите здоровье! 94.61 KB
  о начала игры команды в специальном протоколе проставляют количество баллов за каждый вопрос темы. При правильном ответе команда получает, а при неправильном - штрафуется на указанное количество баллов.