97660

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Реферат

Педагогика и дидактика

Технический прогресс потребовавший усиления сферы узкоспециального образования вынес за скобки мораль нравственность да и самого человека что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога осталось именно образование которое занимает центральное...

Русский

2015-10-20

35 KB

0 чел.

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

М. А. Бацеко, М. Ю. Узлова

Сибирский государственный университет  путей сообщения, г. Новосибирск

Со второй половины ХХ века на фоне бурно развивающейся науки и техники стала особенно острой проблема образования, как школьного, так и высшего. Технический прогресс, потребовавший усиления сферы узкоспециального образования,  вынес за скобки мораль, нравственность, да и самого человека, что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой, несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога, осталось именно образование, которое  занимает центральное место в списке путей решения кризиса, поскольку в нем происходит  трансформация знаний, умений и навыков, сохранение уже существующего культурного фонда, а также его постоянное переосмысление, обновление и преобразование. Именно оно  становится пространством осуществления диалога человека с окружающей средой, обществом и другим человеком.  

Человек, функционируя в мире, всегда вынужден вступать в диалог с природой, друг с другом, с социумом, со сложившимися в нем нормами, идеалами, ценностями и т.д. Вне такого диалога существование ни человека, ни общества невозможно. В системе диалога складываются совокупность знаков (речь, мифология, религия, искусство, наука, техника и т.д.), которая становиться средством получения, накопления, систематизации, хранения и передачи различного рода информации. Знаки коммуникации должны сохранять свой смысл независимо от временных и пространственных факторов, поэтому они закрепляются в обществе и приобретают внутреннее единство. Система образования же должна осуществлять  постоянное возобновление диалога, сохранение его основных параметров и условий.

В наши дни образование столкнулось с определённой двойственностью: с одной стороны, многие специалисты в системе образования выступают за высокое качество подготовки. С другой – торжествует количественный подход: тестовая система контроля знаний требует простого запоминания различных фактов. С одной – мы стремимся к тому, чтобы отечественный студент получал диплом международного образца. С другой – настолько снижена планка требований, что трудно представить, как  этот студент может реально конкурировать со студентами Европы. С одной стороны, те, кто тяготеет к получению истинных знаний, а не только к обретению  соответствующего документа, являются действительно людьми, обладающими высоким потенциалом. С другой – именно эти молодые люди теряются в потоке некачественно подготовленных и зачастую элементарно безграмотных людей.

Ортега-и-Гассет предлагал ядром университета сделать факультет культуры, чтобы избежать того, что он сам называл феноменом «сведущего невежды» [1, с. 101]. Испанский мыслитель считал его наличие  угрозой культуре, поскольку, согласно его утверждению, «специализация, в течение века двигавшая экспериментальное знание, подошла к такому рубежу, для преодоления которого надобно делать что-то посущественней, чем совершенствовать вертела» [1, с. 107]. Несомненно также и то, что «совершенствование вертелов» для  автора и есть распад диалога, поскольку тот диалог, на который способна «воплощенная посредственность», не может стать основой развития культуры и общества в целом в силу его ограниченности.

Уже в 70-е годы прошлого века исследователи этой проблемы обращали внимание на возникновение «файлового» сознания, предполагающего, что полученные учениками сведения не используются на других уроках.

Отсутствие общекультурной ориентации у так называемых «предметников» разрушает связь прошлого и настоящего с будущим. Передаваясь как эстафета ученикам, эта позиция возрождается у них в виде отрицания всего, что имеет отношение к интеллектуальной стороне учения. Так, изучение специальных учебных дисциплин постепенно сводится к простому запоминанию некоторых частных и простых приемов решения известных задач. Такого рода приемы обучения вместо научения, в лучшем случае приводят к начетничеству, а в худшем – ученик теряет всякие ориентиры в окружающей действительности, не умея строить стратегию собственного поведения, не говоря уже о понимании тенденций развития общества.

Таким основанием может стать только главная  цель образования – воспроизведение, формирование и поддержание диалога, позволяющего вписать человека в систему мира, дающего ему главную составляющую его жизни – развитое сознание и мышление, без которого он оказывается лишь объектом разного рода манипуляций.

Адаптация современного человека в быстро меняющемся мире не сможет состояться, если еще в период обучения его связи с миром окажутся усеченными.  Может быть, он сможет рассчитать основные параметры той или иной конструкции, но вряд ли он сможет рассчитать формы отношений с людьми, с самим собой, с обществом и природой. Восстановление такого рода деятельности – главная проблема современного отечественного образования.

Научный руководитель – д-р филос. наук, доцент А. Н. Быстрова

1, Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. [Текст]. – М: ООО АСТ, 2001. – 509 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14204. Белорусская народная музыка 219.5 KB
  Белорусская народная музыка Музыкальный фольклор уникальная самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений приобщения к национальным жизненным истокам. Зарод
14205. Владислав Голубок 18.51 KB
  История белорусского театра первых двух десятилетий XX века богата на многочисленные знаменательные события уникальные явления к которым можно отнести и многолетнюю деятельность Владислава Голубка. Он сочетал в себе талант писателя и драматурга актера и режиссера худ...
14206. Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер 25.3 KB
  Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв
14207. Фортепианное искусство Беларуси XX века 92.5 KB
  Фортепианное искусство Беларуси XX века Фортепианная музыка является неотъемлемой частью профессионального искусства Беларуси. Формирование белорусской национальной композиторской школы завершилось к концу XIX столетия и фортепианное искусство как композиторское...
14208. ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА 553.5 KB
  Е.С. Бондаренко ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА Учебно-методическое пособие Минск 2007 ВВЕДЕНИЕ Курс истории белорусской музыки музыки нашей страны занимает одно из важнейших мест в ряду музыкальнои...
14209. История белорусской музыки ХХ века 3.37 MB
  Л.А. Волкова История белорусской музыки ХХ века Симфония В пособии освещены актуальные проблемы исторической эволюции национального симфонизма и собственно симфонии жанра занимающего центральное место в белорусской музыке ХХ века. Особое внимание уде...
14210. Музична память (англ. music memory) 155 KB
  Музична память. Музична память англ. music memory здатність впізнавати і відтворювати музичний матеріал. Музичне впізнавання необхідно для осмисленого сприйняття музики. Необхідна умова музичної памяті достатній розвиток музичного слуху. Важливе місце в музичній
14211. Музична педагогіка 281 KB
  Тема 1. Сутність музичної педагогіки та її основні категорії Музичне виховання як важлива складова естетичного виховання відіграє особливу роль у всебічному розвитку особистості дитини. Ця роль визначається специфікою музики як виду мистецтва з одного боку та специф...
14212. Музична педагогіка — галузь педагогічної науки 75 KB
  Музична педагогіка галузь педагогічної науки загальної педагогіки яка вивчає особливості освіти навчання та виховання особистості засобами музичного мистецтва. Музичну педагогіку слід відрізняти від окремих методик музичного навчанн...