97660

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Реферат

Педагогика и дидактика

Технический прогресс потребовавший усиления сферы узкоспециального образования вынес за скобки мораль нравственность да и самого человека что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога осталось именно образование которое занимает центральное...

Русский

2015-10-20

35 KB

0 чел.

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

М. А. Бацеко, М. Ю. Узлова

Сибирский государственный университет  путей сообщения, г. Новосибирск

Со второй половины ХХ века на фоне бурно развивающейся науки и техники стала особенно острой проблема образования, как школьного, так и высшего. Технический прогресс, потребовавший усиления сферы узкоспециального образования,  вынес за скобки мораль, нравственность, да и самого человека, что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой, несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога, осталось именно образование, которое  занимает центральное место в списке путей решения кризиса, поскольку в нем происходит  трансформация знаний, умений и навыков, сохранение уже существующего культурного фонда, а также его постоянное переосмысление, обновление и преобразование. Именно оно  становится пространством осуществления диалога человека с окружающей средой, обществом и другим человеком.  

Человек, функционируя в мире, всегда вынужден вступать в диалог с природой, друг с другом, с социумом, со сложившимися в нем нормами, идеалами, ценностями и т.д. Вне такого диалога существование ни человека, ни общества невозможно. В системе диалога складываются совокупность знаков (речь, мифология, религия, искусство, наука, техника и т.д.), которая становиться средством получения, накопления, систематизации, хранения и передачи различного рода информации. Знаки коммуникации должны сохранять свой смысл независимо от временных и пространственных факторов, поэтому они закрепляются в обществе и приобретают внутреннее единство. Система образования же должна осуществлять  постоянное возобновление диалога, сохранение его основных параметров и условий.

В наши дни образование столкнулось с определённой двойственностью: с одной стороны, многие специалисты в системе образования выступают за высокое качество подготовки. С другой – торжествует количественный подход: тестовая система контроля знаний требует простого запоминания различных фактов. С одной – мы стремимся к тому, чтобы отечественный студент получал диплом международного образца. С другой – настолько снижена планка требований, что трудно представить, как  этот студент может реально конкурировать со студентами Европы. С одной стороны, те, кто тяготеет к получению истинных знаний, а не только к обретению  соответствующего документа, являются действительно людьми, обладающими высоким потенциалом. С другой – именно эти молодые люди теряются в потоке некачественно подготовленных и зачастую элементарно безграмотных людей.

Ортега-и-Гассет предлагал ядром университета сделать факультет культуры, чтобы избежать того, что он сам называл феноменом «сведущего невежды» [1, с. 101]. Испанский мыслитель считал его наличие  угрозой культуре, поскольку, согласно его утверждению, «специализация, в течение века двигавшая экспериментальное знание, подошла к такому рубежу, для преодоления которого надобно делать что-то посущественней, чем совершенствовать вертела» [1, с. 107]. Несомненно также и то, что «совершенствование вертелов» для  автора и есть распад диалога, поскольку тот диалог, на который способна «воплощенная посредственность», не может стать основой развития культуры и общества в целом в силу его ограниченности.

Уже в 70-е годы прошлого века исследователи этой проблемы обращали внимание на возникновение «файлового» сознания, предполагающего, что полученные учениками сведения не используются на других уроках.

Отсутствие общекультурной ориентации у так называемых «предметников» разрушает связь прошлого и настоящего с будущим. Передаваясь как эстафета ученикам, эта позиция возрождается у них в виде отрицания всего, что имеет отношение к интеллектуальной стороне учения. Так, изучение специальных учебных дисциплин постепенно сводится к простому запоминанию некоторых частных и простых приемов решения известных задач. Такого рода приемы обучения вместо научения, в лучшем случае приводят к начетничеству, а в худшем – ученик теряет всякие ориентиры в окружающей действительности, не умея строить стратегию собственного поведения, не говоря уже о понимании тенденций развития общества.

Таким основанием может стать только главная  цель образования – воспроизведение, формирование и поддержание диалога, позволяющего вписать человека в систему мира, дающего ему главную составляющую его жизни – развитое сознание и мышление, без которого он оказывается лишь объектом разного рода манипуляций.

Адаптация современного человека в быстро меняющемся мире не сможет состояться, если еще в период обучения его связи с миром окажутся усеченными.  Может быть, он сможет рассчитать основные параметры той или иной конструкции, но вряд ли он сможет рассчитать формы отношений с людьми, с самим собой, с обществом и природой. Восстановление такого рода деятельности – главная проблема современного отечественного образования.

Научный руководитель – д-р филос. наук, доцент А. Н. Быстрова

1, Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. [Текст]. – М: ООО АСТ, 2001. – 509 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45974. Редукторы - продукция материально-технического назначения 38 KB
  Наибольшее распространение в промышленности получили планетарные и цилиндрические моторредукторы выполненные по соосной схеме взаимного расположения электродвигателя и выходного вала. А также червячные моторредукторы с расположением электродвигателя под 90град. К моторредукторам общемашиностроительного применения относят: цилиндрические моторредукторы планетарные моторредукторы спироидные моторредукторы червячные и цилиндрическочервячные моторредукторы волновые моторредукторы моторредукторы специального назначения. Облсть...
45975. Конструкция и назначение червячных передач. Кинематический и прочностной расчеты 29.5 KB
  Червячные передачи это передачи за счет зацепления витков червяка и зубьев червячного колеса. При вращении червяка его витки входят в зацепление с зубьями червячного колеса. Расстояние между одноименными точками боковых сторон смежных витков червяка измеренное параллельно оси называют шагом червяка р. Делительный диаметр червяка dx = qm.
45976. Механические характеристики электродвигателей 86.95 KB
  Скорость почти всех электродвигателей является убывающей функцией момента двигателя, то есть с увеличением момента скорость уменьшается [чил 33]. Но степень изменения скорости у разных электродвигателей различна и характерезуется параметром жесткость механические характеристик.
45977. Правовой режим предвыборной агитации и ответственность за нарушение законодательства 39 KB
  Агитация предвыборная предвыборная агитация деятельность осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата кандидатов список кандидатов или против него них. Предвыборная агитация может принимать следующие формы: а призывы голосовать за или против кандидата списка кандидатов; б выражение предпочтения какомулибо кандидату избирательному объединению в частности указание на то за какого кандидата за какой список кандидатов за какое избирательное...
45978. Составление пресс-релиза 16.96 KB
  Грамотно написанный прессрелиз создаст положительное впечатление о вашей компании что внушит и журналистам и людям для которых они пишут уважение к вашему бренду. Подготовка прессрелиза – дело непростое. Но это главный инструмент для связи с прессой.
45979. PR-служба в российской консалтинговой компании 37 KB
  Вследствие этого создание PRотдела в компании не вызывает сомнений почти ни у одного российского собственника. PRотдел российской консалтинговой компании подчиняется в основном ее руководителю или его заместителю реже директору по маркетингу если такая должность существует в компании. В действительности бренд и имидж абсолютно любой компании занимающейся консалтингом зависит напрямую от каждого ее консультанта.
45981. Саморегулирование электродвигателей 137.57 KB
  Под искусственным понимают изменение скорости электродвигателя, возникшее в результате изменения параметров питающей сети или самого электродвигателя при помощи схемы управления электродвигателя.
45982. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (СМК): СТРУКТУРА, СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ 13.04 KB
  К средствам массовой коммуникации СМК относятся особые каналы и передатчики при помощи которых распространяются информационные сообщения на большие территории. Массовая коммуникация имеет следующие особенности как то: 1 использование технических средств которые устанавливают постоянность и тиражированность; 2 общественная значимость информации содействующая повышению мотивации массовой коммуникации; 3 массовость аудитории которая вследствие распространения на большие расстояния и анонимности требует скрупулезно обдуманной ценностной...