97660

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Реферат

Педагогика и дидактика

Технический прогресс потребовавший усиления сферы узкоспециального образования вынес за скобки мораль нравственность да и самого человека что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога осталось именно образование которое занимает центральное...

Русский

2015-10-20

35 KB

0 чел.

КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

М. А. Бацеко, М. Ю. Узлова

Сибирский государственный университет  путей сообщения, г. Новосибирск

Со второй половины ХХ века на фоне бурно развивающейся науки и техники стала особенно острой проблема образования, как школьного, так и высшего. Технический прогресс, потребовавший усиления сферы узкоспециального образования,  вынес за скобки мораль, нравственность, да и самого человека, что в значительной степени спровоцировало кризис в системе социального диалога. Единственной сферой, несущей в себе предпосылки сохранения и развития этого диалога, осталось именно образование, которое  занимает центральное место в списке путей решения кризиса, поскольку в нем происходит  трансформация знаний, умений и навыков, сохранение уже существующего культурного фонда, а также его постоянное переосмысление, обновление и преобразование. Именно оно  становится пространством осуществления диалога человека с окружающей средой, обществом и другим человеком.  

Человек, функционируя в мире, всегда вынужден вступать в диалог с природой, друг с другом, с социумом, со сложившимися в нем нормами, идеалами, ценностями и т.д. Вне такого диалога существование ни человека, ни общества невозможно. В системе диалога складываются совокупность знаков (речь, мифология, религия, искусство, наука, техника и т.д.), которая становиться средством получения, накопления, систематизации, хранения и передачи различного рода информации. Знаки коммуникации должны сохранять свой смысл независимо от временных и пространственных факторов, поэтому они закрепляются в обществе и приобретают внутреннее единство. Система образования же должна осуществлять  постоянное возобновление диалога, сохранение его основных параметров и условий.

В наши дни образование столкнулось с определённой двойственностью: с одной стороны, многие специалисты в системе образования выступают за высокое качество подготовки. С другой – торжествует количественный подход: тестовая система контроля знаний требует простого запоминания различных фактов. С одной – мы стремимся к тому, чтобы отечественный студент получал диплом международного образца. С другой – настолько снижена планка требований, что трудно представить, как  этот студент может реально конкурировать со студентами Европы. С одной стороны, те, кто тяготеет к получению истинных знаний, а не только к обретению  соответствующего документа, являются действительно людьми, обладающими высоким потенциалом. С другой – именно эти молодые люди теряются в потоке некачественно подготовленных и зачастую элементарно безграмотных людей.

Ортега-и-Гассет предлагал ядром университета сделать факультет культуры, чтобы избежать того, что он сам называл феноменом «сведущего невежды» [1, с. 101]. Испанский мыслитель считал его наличие  угрозой культуре, поскольку, согласно его утверждению, «специализация, в течение века двигавшая экспериментальное знание, подошла к такому рубежу, для преодоления которого надобно делать что-то посущественней, чем совершенствовать вертела» [1, с. 107]. Несомненно также и то, что «совершенствование вертелов» для  автора и есть распад диалога, поскольку тот диалог, на который способна «воплощенная посредственность», не может стать основой развития культуры и общества в целом в силу его ограниченности.

Уже в 70-е годы прошлого века исследователи этой проблемы обращали внимание на возникновение «файлового» сознания, предполагающего, что полученные учениками сведения не используются на других уроках.

Отсутствие общекультурной ориентации у так называемых «предметников» разрушает связь прошлого и настоящего с будущим. Передаваясь как эстафета ученикам, эта позиция возрождается у них в виде отрицания всего, что имеет отношение к интеллектуальной стороне учения. Так, изучение специальных учебных дисциплин постепенно сводится к простому запоминанию некоторых частных и простых приемов решения известных задач. Такого рода приемы обучения вместо научения, в лучшем случае приводят к начетничеству, а в худшем – ученик теряет всякие ориентиры в окружающей действительности, не умея строить стратегию собственного поведения, не говоря уже о понимании тенденций развития общества.

Таким основанием может стать только главная  цель образования – воспроизведение, формирование и поддержание диалога, позволяющего вписать человека в систему мира, дающего ему главную составляющую его жизни – развитое сознание и мышление, без которого он оказывается лишь объектом разного рода манипуляций.

Адаптация современного человека в быстро меняющемся мире не сможет состояться, если еще в период обучения его связи с миром окажутся усеченными.  Может быть, он сможет рассчитать основные параметры той или иной конструкции, но вряд ли он сможет рассчитать формы отношений с людьми, с самим собой, с обществом и природой. Восстановление такого рода деятельности – главная проблема современного отечественного образования.

Научный руководитель – д-р филос. наук, доцент А. Н. Быстрова

1, Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. [Текст]. – М: ООО АСТ, 2001. – 509 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3103. Факторы экологического риска 55 KB
  Факторы риска и их классификация. Понятия и определения В Федеральном законе РФ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" дается определение экологического риска, которое гласит, что "экологический риск - вероятность наступления собы...
3104. Топливное хозяйство. Жидкое и газообразное топливо 5.85 MB
  Топливное хозяйство. Жидкое и газообразное топливо ЖИДКОЕ ТОПЛИВО Сырая нефть представляет собой смесь жидких углеводородов различного состава, в которых могут быть растворены твердые углеводороды. Состав рабочей части топлива - Cр + Hр + Sр + Oр...
3105. Сети связи и системы коммутации 13.83 MB
  Сети связи и системы коммутации 1 Единая сеть электросвязи России (ЕСЭ). Состав ЕСЭ. Типы и особенности систем связи ЕСЭ. Основой электросвязи Российской Федерации является Единая сеть электросвязи (ЕСЭ) РФ, обеспечивающая предоставление услуг элект...
3106. История Узбекистана 1019 KB
  История Узбекистана. Значение и место истории Узбекистана в духовном возрождении народа. Произведение И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего». В основу произведения И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего» (1999г...
3107. Нелинейные уравнения и способы их решения 1.97 MB
  Метод Гаусса, особенности реализации. Метод Гаусса — классический метод решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Это метод последовательного исключения переменных, когда с помощью элементарных преобразований система уравн...
3108. Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя 388.5 KB
  Исходные данные: F =5,5 кН; V=0,28 м/с; Р=65 мм; z=13; Н=720 мм; L=650мм. 1 Кинематический расчет привода и выбор электродвигателя. Для выбора электродвигателя необходимо определить его мощность и частоту вращения. Потребляема...
3109. Теория антропологии как науки 100.6 KB
  Предмет и место антропологии в системе наук о человеке Термин "антропология" греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает "наука о человеке". Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э), крупне...
3110. Проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль 212.5 KB
  Введение В курсовой работе разработан проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль. Проект разработан в соответствии с выданным заданием. Объёмно-планировочное и конструктивное решение здания соответствует требованиям нормативной до...
3111. Инвестиции как сбережения. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 165 KB
  Введение: Государственной думой 6 июля 2007 года, был принят Федеральный закон о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  , который предусматривал создание фонда в целях безопасного и благоприятного условия проживания гр...