97661

Польская культурная дипломатия

Реферат

Политология и государственное регулирование

Польская внешняя культурная политика тесно связана с такими понятиями, как публичная дипломатия и культурная дипломатия. Последнюю можно определить как деятельность государства в сфере международных культурных отношений.

Русский

2015-10-20

35.43 KB

3 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

Реферат

«Польская культурная дипломатия»

Студент 3-го курса

отделения «МО»                   _______________________ Башлыкевич Я.В.

Научный руководитель:

доктор исторических наук

профессор                       ______________________ Снапковский В.Е.

Минск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (3 стр.)

ЧАСТЬ І. ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (5 стр.)

ЧАСТЬ ІІ. РЕФОРМА ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ (6 стр.)

ЧАСТЬ ІІІ. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ  (7 стр.)

ЧАСТЬ ІV. ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ (9 стр.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (14 стр.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (15 стр.)


ВВЕДЕНИЕ

Польская внешняя культурная политика тесно связана с такими понятиями, как публичная дипломатия и культурная дипломатия. Последнюю можно определить как деятельность государства в сфере международных культурных отношений. Культурная дипломатия является частью дипломатии публичной, то есть входит в систему различных внешнеполитических действий государства, направленных на формирование публичного мнений в других государствах.

Государствами, одними из первых начавшими использовать в широких масштабах культуру как один из инструментов внешней политики, были прежде всего колониальные страны – Франция и Великобритания. Франция еще в XIX веке создала институт, занимающийся распространением собственного языка и культуры – Alliance Francaise (в 1882 году). В 30-ых годах XX века похожий шаг совершила Великобритания, создав British Council (в 1934 году).

Поворотным моментом в истории Польши стало окончание холодной войны и распад СССР. Это повлияло на переориентацию внешней политики РП, открыло новые возможности. Трансформация политической системы, начавшаяся в 1989 году, ликвидировала цензуру, страна стала открытой, людям стало интересно, что до настоящего момента было закрыто за железным занавесом. Переориентация внешней политики с Востока на Запад повлекло устремления страны участвовать в НАТО и Европейских сообществах.

В настоящей работе мной была рассмотрена культурная дипломатия Республики Польша за промежуток с 1989 по 2012 год, ее институты,  а также ее основополагающие принципы, цели и приоритеты.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение польской культурной политики. Задачи были поставлены следующие: рассмотреть изменения в культурной дипломатии Польши на протяжении двадцати трех лет, выделить основные институты и инструменты польской культурной дипломатии, определить культурный потенциал государства. Задачи выполнялись посредством анализа историографических источников, сопоставления фактов и данных. Были рассмотрены труды А. Влодковской-Баган, О.И. Лазоркиной, М.Ринейской-Кельданович. 


ЧАСТЬ І. ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Внешняя привлекательность государства зависит от его культурного потенциала, то есть объема накопленных либо созданных благ и ценностей. Позиция государства в международной системе тем устойчивее, чем больше его вклад в развитие мировой цивилизации и культуры. На польский культурный потенциал влияет целый ряд факторов: во-первых, уважение культурных традиций, благ и ценностей и передача их из поколения в поколение. Во-вторых, влияние истории как далекой, так и новейшей на польский народ, а тем самым и на культуру. В-третьих, коммунистический период, несмотря на присутствие положительных сторон в культурном плане,  характеризуется  игнорированием польской культуры, так как политика культурная, не только внутренняя, но и внешняя, в период коммунизма находилась под стойким влиянием соответствующей идеологии. Сегодня, несмотря на культурное истощение и почти пятьдесят лет отсутствия открытой дипломатии в стране, у Польши есть то, что можно предложить в культурном плане. В-четвертых, несомненным преимуществом является разнообразие польской культуры, что объясняется наличием народных и этнических меньшинств в стране, обогащающих культуру. В-пятых,  преимуществом, влияющим на культурный потенциал Польши, может быть наличие многовековых связей с соседскими народами, которые в прошлом нередко являлись обитателями польских земель. Нередко общая историческая судьба народов и государств затрудняет развитие взаимоотношений. Возможно, различия стимулируют влияние государства не только на данный регион, но и на целый мир.


ЧАСТЬ ІІ. РЕФОРМА ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

В связи с переменами в Польше и в мире на границе восьмидесятых и девяностых двадцатого века, изменилось видение внешней политики как таковой. Коммунистическое централизованное развитие культуры не вписывалось в новую реальность. Исчезла пропаганда. К сожалению, уменьшились и расходы, выделяемые на культуру свыше.

В течение первых лет существования Третьей Речи Посполитой, внимание диссидентов и обывателей было сосредоточено прежде всего на политическом и хозяйственном аспектах. Культурная жизнь оказалась на заднем плане. Ситуация начала меняться в условиях польского стремления вступить в НАТО, а прежде всего – в ЕС. В связи с этим необходимо было выработать имидж Польши и поляков на мировом уровне, а также так содействовать его развитию, чтоб европейские сообщества видели в Польше равных себе партнеров. Эта необходимость обусловила публикацию в октябре 1999 года Письма о намерениях министра иностранных дел, культуры и искусства в деле о сотрудничестве и скоординированного развития польской культуры и языка. На основании письма, в июне 2000 года, появилась информация о реформе культурной дипломатии. Наиболее важными положениями, включенными в документ, являются следующие:

  1.  Избавление от централизованной модели управления в сфере рекламирования культуры, ликвидация идеологической обусловленности науки;
  2.  Координирование действий МИД и других учреждений (Министерства культуры, образования и т.д.);
  3.  Использование потенциала неправительственных и социальных организаций;
  4.  Авторская концепция бизнес-направленности Польских институтов.


Ч
АСТЬ ІІІ. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Непосредственной целью польской внешней культурной политики является создание современного образа польской культуры, соответствующего ожиданиям ее потребителей, а также стимулирование их интереса и расширение доступа к польскому культурному наследию.

Приоритеты внешней культурной политики Польши можно разделить на следующие группы: приоритеты территориальные, основные и методологические. Территориальные приоритеты совпадают с приоритетными направлениями внешней политики страны. Наиважнейшим направлением остаются: страны ЕС, восточные соседи Польши, внеевропейские союзники НАТО, Япония, Южная Корея, Китай и Израиль, а также государства, в которых значительная часть населения имеет польские корни (кроме перечисленных включается Бразилия, ЮАР и Австралия). Приоритетами методологическими являются устремления пропаганды знаний о Польше и ее прошлом, распространения знаний о польском культурном наследии, о наследии народном, о новых тенденциях в культуре и искусстве. Методологические приоритеты касаются и так называемых органичных форм продвижения, благодаря которых иностранцы пассивным образом смогут познать культуру Польши.

В период с 2010 по 2012 целями польской внешней культурной политики являлись следующие:

  1.  Поощрение проведения культурных мероприятий, связанных с Годом Шопена;
  2.  Увеличение польского культурного экспорта в определенных областях и регионах мира;
  3.  Подчеркивание вклада величайших польских творцов в культуру Европы и мира, уделяя больше внимания достижениям современных художников, как прославившихся, так и только набирающих известность;
  4.  Продвижение польского культурного наследия и популяризация за рубежом личностей и исторических событий, связанных с Польшей, которые внесли значительную долю в европейский и мировой культурный прогресс;
  5.  Развитие культурного и художественного образования, распространение знаний о польской культуре на международном уровне, в частности в областях международных культурных обменов молодежи;
  6.  Продвижение польской культуры благодаря передвижениям деятелей культуры, уделяя особое внимание польским культурным мероприятиям, проводимым за пределами страны, в которых принимают участие иностранные партнеры (как лица, так и институты).

Среди территориальных приоритетов в период с 2010 по 2012 год наиважнейшими регионами и странами являлись:

  1.  Страны Европейского Союза, в частности, Германия;
  2.  Россия и страны, к которым имеет отношение Восточное Партнерство (Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь);
  3.  Страны Азии и Дальнего Востока, включая Китай;
  4.  Иные европейские страны;
  5.  США, страны Латинской Америки, Канада;
  6.  Страны Африки, Австралия и Океания.

Стоит отметить, что территориальные приоритеты практически не изменились с 1989 года, за исключением того факта, что в период с 1989 по 1992 год одним из важнейших приоритетов являлись все-таки страны Балтии (Литва, Латвия).

Документом, определяющим способ реализации упомянутых выше целей, является Народная Стратегия Развития Культуры на 2004-2013 годы.

ЧАСТЬ ІV. ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Министерство иностранных дел Польши определяет основные цели политики. В рамках МИД, ключевую роль в сфере культурного сотрудничества играет Департамент общественной и культурной дипломатии. Он осуществляет функции, направленные на создание положительного имиджа страны, используя инструменты общественной дипломатии. Также Департамент проводит мониторинг и анализ образа польских СМИ за границей и общественного мнения из-за рубежа, инициирует программы, проводит мероприятия, направленные на формирование положительного имиджа государства за рубежом, сотрудничая с соответствующими организационными подразделениями контроля за иностранными форпостами.

Традиция награждения дипломами Министерства за отличительный успех для продвижения в мире берет свое начало в 1970 году. Первоначально награждались исключительно поляки либо польские представители, однако с 1999 года награждаться стали и иностранцы, учреждения либо общественные организации. Лауреатами были Я.Качмарек, Л.Можджер, Палестинское общество и другие.

В то время как МИД является основным государственным учреждением, в ведении которого находится культурное продвижение Польши на международном уровне, Министерство культуры поддерживает связи с иностранными ведомствами культуры других стран и организует крупнейшие культурные мероприятия в мировом масштабе. Внешняя культурная политика Польши также имеет дело с департаментами Министерства культуры, прежде всего с такими, как Отдел международных связей, Департамент культурного наследия. Цель первого – координация мирового сотрудничества в культурном аспекте и контроль за выполнением задач, поставленных министром культуры и национального наследия и задач, выполняемых Институтом Адама Мицкевича и Международным центром культуры в Кракове. Департамент культурного наследия занимается популяризацией польских музейных коллекций внутри страны и за границей, а также содействует обогащению польского наследия и содействует развитию музеев, продвижению польской литературы на мировом уровне.

Необходимо отметить, что в настоящее время Польских институтов, ставших исполнительным потенциалом министерства, насчитывается 22. Важнейшим элементом являются и атташе по культуре и 36 дипломатических представительств Польши.

Польский институт является важнейшим элементом в сфере укрепления международного культурного сотрудничества и формирования объективного представления о Польше. Польский институт включен в структуру Министерства иностранных дел. Основная задача Польского института – распространение знаний о Польше в зарубежье (т.е. о польской культуре, истории, искусстве, научном и образовательном потенциале). Польские институты имеют широкий спектр деятельности. В Польских институтах действуют языковые курсы, разрабатываются программы и проекты деятельности. Так, Польские институты открыты в Австрии, Германии, Бельгии, России, Румынии, Литве, Италии и даже Японии и других странах. Польский институт в Беларуси находится в городе Минске, был открыт в феврале 1994 года. ПИ проводит широкий спектр культурных мероприятий, начиная от показов авторского кино и заканчивая различного года презентациями. За восемнадцатилетний период существования Институт в Минске не изменял своей структуры и направлений деятельности. Директором Польского института в РБ является Петр Козакевич.

Атташе по культуре также являются важнейшей составляющей проведения деятельности по распространению знаний о Польше. Атташе поддерживают отношения с представителями научных и культурных кругов страны пребывания, реализовывают программы с участием польских и зарубежных учреждений.

Были созданы две организации, занимающиеся продвижением польского языка и литературы за рубежом – Институт А.Мицкевича в Варшаве и Международный центр культуры в Кракове. Институт Адама Мицкевича был образован в 2000 году. Основная миссия института – демонстрация важной роли Польши в международном обмене идеями, ценностями, культурным достоянием. Отличительной чертой Института Адама Мицкевича является организация крупномасштабных проектов в сфере международного культурного сотрудничества. С 2001 по 2010 годы Институт реализовал проекты в формате «Года» либо «Сезона» польской культуры в 26 странах, в том числе и в Беларуси. Кроме того, институт разработал и постоянно совершенствует информационную базу данных о культурных достижениях страны, осуществляет подготовку рекламных материалов (многоязычных изданий, фильмов, литературных программ, выставочных проектов).

Международный центр культуры в Кракове начал свою деятельность в 1991 г. Согласно Статуту, основными в работе организации являются научно-исследовательское, образовательное и информационное направления. Своей главной целью центр видит культурную интеграцию Европы. Только в рамках единой Европы возможно сглаживание политических, идеологических и религиозных разногласий. Особую роль в сохранении и развитии европейского и мирового наследия играет Центральная Европа. Международный центр культуры занимается также активной издательской деятельностью. Благодаря многоязычным публикациям книг, материалов конференций, альбомов, развивается сотрудничество с общественностью разных стран. Кроме того, при центре действует библиотека, которая предлагает читателям доступ к тысячам специализированных изданий по культуре. В галерее центра проходят выставки живописи, гравюры, скульптуры, фотографии — от Ренессанса до современности.

В 2006 г. Министерством культуры и национального наследия была утверждена программа «Продвижение польской культуры за рубежом», которая предоставила возможность различным заинтересованным учреждениям и организациям получить финансовую поддержку проектов, направленных на популяризацию польской культуры в других странах. В 2010 г. в связи с председательством Польши в ЕС в 2011 г. министерство инициировало новую культурную программу и объявило о выделении 20 млн злотых для ее реализации.

Так, перечисленные организации являются основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность в сфере международного культурного сотрудничества Польши. Кроме того, в культурных обменах задействованы также отраслевые учреждения. Среди них необходимо упомянуть Институт книги, Польский институт кинематографии, Национальный институт Ф. Шопена, а также музеи, театры и библиотеки страны.

Инструментами реализации внешней культурной политики Польши выделяются следующие:

  1.  Традиционные формы продвижения и информирования (посредством брошюр, книг, альбомов, распространение библиотек через Польские институты, организация показов польских фильмов, концертов, проведение выставок);
  2.  Популяризация знаний о Польше и ее культуре или продвижение через Интернет (существование страниц www.poland.gov.pl, www.culture.pl; проведение мероприятий в год Фредерика Шопена; проведение Года Польши);
  3.  Ликвидация лживых, а иногда и неприятных сведений о Польше (проведение акций);
  4.  Информационная политика с использованием общественных отношений и рекламы;
  5.  Образование (курсы польского языка);
  6.  Участие в международных выставках и ярмарках (Международные выставки книги, Экспо).

Важным вопросом является вопрос о финансировании сферы международного культурного сотрудничества Польши. На официальных сайтах перечисленных выше организаций,  а также в отчетах, подготовленных польскими исследователями, указывается, что государство выступает в качестве основного источника финансирования культурных проектов за рубежом. В 2007 году сумма, направленная на развитие культурной сферы, составила более 1,5 млрд злотых, превысив в почти два раза показатель за 2000 год. По данными МИД, бюджет Польских институтов составил в 2009 году свыше 13 млн злотых. Институт Адама Мицкевича и Международный центр культуры в Кракове финансируются непосредственно из бюджета Министерства культуры и национального наследия. Кроме государственных средств, Польша задействует средства Международного Вышеградского фонда либо средства ЕС и ЕЭП, в том числе: Программы операционной инфраструктуры и окружающей среды, Программы развития культуры на 2007-2013 годы, Фонда культурных обменов, Финансовых механизмов ЕЭП либо Норвежского финансового механизма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Польша в настоящее время находится на достаточно высоком уровне развития культурной дипломатии. Деятельность Министерства иностранных дел и Министерства культуры и национального наследия оказывает значительное влияние на развитие законодательных инициатив и правовое регулирование в области продвижения польской культуры и языка. Вопрос о повышении роли государства во внешней культурной политике поднимается даже в Великобритании и Германии, при том, что в этих странах успешно функционируют модели с широкими полномочиями неправительственных организаций. Необходимо также упомянуть о широких возможностях государства в проведении мониторинга эффективности деятельности субъектов культурной дипломатии. С недавних пор стало возможным использование потенциала дипломатических представительств и консульских учреждений. В Польше эту работу осуществляют не только упомянутые выше атташе по культуре в 36 посольствах, но и все дипломатические представительства за рубежом. Развитая система культурного представительства за рубежом в виде Польских институтов охватывает достаточно большой объем государств – 21. Сегодня ключевое значение в трансформации имиджа страны приобретает информационное обеспечение внешнеполитического курса, в том числе и в культурной сфере. Опыт польского государства показывает, что использование таких принципов, как системность и скоординированность в реализации внешней культурной политики является эффективным и отвечающим современным требованиям.
Польско-белорусские культурные отношения характеризуются как развитые: в Беларуси в 2011 году прошел ряд мероприятий, направленных на популяризацию культуры и языка Польши, многие граждане нашей страны активно участвуют в деятельности Польского института.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Лазоркина, О. И. Белорусско-польское культурное сотрудничество в 2000-е годы / О. И. Лазоркина // Беларусь — Польшча: два десяцігоддзі міждзяржаўных адносін: матэрыялы беларус.-пол. «круглага стала», Мінск, 11 ліст. 2010 г. / рэдкал.: В. Г. Шадурскі (навук. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Выд. цэнтр БГУ, 2010. — С. 119—127.
  2.  Misja i zadania Instytutów Polskich w świecie [Electronic resource] // Ministerstwo Spraw Zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej. — Mode of access: <http://www.msz.gov.pl/Misja,i,zadania,Instytutow,Polskich,w,swiecie,20910.html>. — Date of access: 09.11.2012.
  3.  Польский институт в Минске [Электронный ресур]// - Способ входа: http://www.instpol.by/about// - Дата доступа: 09.11.2012
  4.  Статья «Польская культурная политика с 1989 года», Внешняя политика Третьей РП, Том 1 – Торунь,

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64219. Раннее формирование общения 27.5 KB
  При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения как у высших животных.
64220. Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 35 KB
  Так щенята лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются детёныши развивают способности узнавать предметы...
64221. Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры. Значение игры для формирования поведения животных 33 KB
  Как было сказано выше ювенильный игровой период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.
64222. Формирование общения в играх животных 33.5 KB
  Такие игры встречаются только у животных которым свойственны развитые формы группового поведения. У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр совместных прыжков игрового бегства и так далее Игровая борьба если она встречается у данных видов...
64223. Познавательная функция игровой активности животных 29 KB
  В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры особенно деструктивного порядка позволяющее изучить внутреннее строение объекта а не только его внешние признаки. Важно что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение.
64224. Общая характеристика эволюции психики 29.5 KB
  Исходя из этого следует что движение являлось решающим фактором эволюции психики. Леонтьев рассматривая эволюцию психики анализировал наиболее глубокие и качественные изменения которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира.
64225. Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших 30 KB
  На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Движения простейших отличаются большим разнообразием. Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов элементарных инстинктивных движений.
64226. Общая характеристика психической активности простейших 27.5 KB
  Наряду с этим у простейших встречаются и элементы допсихического отражения простая раздражимость характерная для растений. У простейших встречаются разнообразные формы передвижения в водной среде но только на самом примитивном уровне инстинктивного поведения кинезов.
64227. Высший уровень развития элементарной сенсорной психики. Нервная система как фактор усложнения психической деятельности животных 26 KB
  Усложнение структуры организма обусловило возникновение нервной системы которая осуществляет координацию деятельности этих многоклеточных образований.