97661

Польская культурная дипломатия

Реферат

Политология и государственное регулирование

Польская внешняя культурная политика тесно связана с такими понятиями, как публичная дипломатия и культурная дипломатия. Последнюю можно определить как деятельность государства в сфере международных культурных отношений.

Русский

2015-10-20

35.43 KB

10 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

Реферат

«Польская культурная дипломатия»

Студент 3-го курса

отделения «МО»                   _______________________ Башлыкевич Я.В.

Научный руководитель:

доктор исторических наук

профессор                       ______________________ Снапковский В.Е.

Минск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (3 стр.)

ЧАСТЬ І. ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (5 стр.)

ЧАСТЬ ІІ. РЕФОРМА ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ (6 стр.)

ЧАСТЬ ІІІ. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ  (7 стр.)

ЧАСТЬ ІV. ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ (9 стр.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (14 стр.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (15 стр.)


ВВЕДЕНИЕ

Польская внешняя культурная политика тесно связана с такими понятиями, как публичная дипломатия и культурная дипломатия. Последнюю можно определить как деятельность государства в сфере международных культурных отношений. Культурная дипломатия является частью дипломатии публичной, то есть входит в систему различных внешнеполитических действий государства, направленных на формирование публичного мнений в других государствах.

Государствами, одними из первых начавшими использовать в широких масштабах культуру как один из инструментов внешней политики, были прежде всего колониальные страны – Франция и Великобритания. Франция еще в XIX веке создала институт, занимающийся распространением собственного языка и культуры – Alliance Francaise (в 1882 году). В 30-ых годах XX века похожий шаг совершила Великобритания, создав British Council (в 1934 году).

Поворотным моментом в истории Польши стало окончание холодной войны и распад СССР. Это повлияло на переориентацию внешней политики РП, открыло новые возможности. Трансформация политической системы, начавшаяся в 1989 году, ликвидировала цензуру, страна стала открытой, людям стало интересно, что до настоящего момента было закрыто за железным занавесом. Переориентация внешней политики с Востока на Запад повлекло устремления страны участвовать в НАТО и Европейских сообществах.

В настоящей работе мной была рассмотрена культурная дипломатия Республики Польша за промежуток с 1989 по 2012 год, ее институты,  а также ее основополагающие принципы, цели и приоритеты.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение польской культурной политики. Задачи были поставлены следующие: рассмотреть изменения в культурной дипломатии Польши на протяжении двадцати трех лет, выделить основные институты и инструменты польской культурной дипломатии, определить культурный потенциал государства. Задачи выполнялись посредством анализа историографических источников, сопоставления фактов и данных. Были рассмотрены труды А. Влодковской-Баган, О.И. Лазоркиной, М.Ринейской-Кельданович. 


ЧАСТЬ І. ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Внешняя привлекательность государства зависит от его культурного потенциала, то есть объема накопленных либо созданных благ и ценностей. Позиция государства в международной системе тем устойчивее, чем больше его вклад в развитие мировой цивилизации и культуры. На польский культурный потенциал влияет целый ряд факторов: во-первых, уважение культурных традиций, благ и ценностей и передача их из поколения в поколение. Во-вторых, влияние истории как далекой, так и новейшей на польский народ, а тем самым и на культуру. В-третьих, коммунистический период, несмотря на присутствие положительных сторон в культурном плане,  характеризуется  игнорированием польской культуры, так как политика культурная, не только внутренняя, но и внешняя, в период коммунизма находилась под стойким влиянием соответствующей идеологии. Сегодня, несмотря на культурное истощение и почти пятьдесят лет отсутствия открытой дипломатии в стране, у Польши есть то, что можно предложить в культурном плане. В-четвертых, несомненным преимуществом является разнообразие польской культуры, что объясняется наличием народных и этнических меньшинств в стране, обогащающих культуру. В-пятых,  преимуществом, влияющим на культурный потенциал Польши, может быть наличие многовековых связей с соседскими народами, которые в прошлом нередко являлись обитателями польских земель. Нередко общая историческая судьба народов и государств затрудняет развитие взаимоотношений. Возможно, различия стимулируют влияние государства не только на данный регион, но и на целый мир.


ЧАСТЬ ІІ. РЕФОРМА ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

В связи с переменами в Польше и в мире на границе восьмидесятых и девяностых двадцатого века, изменилось видение внешней политики как таковой. Коммунистическое централизованное развитие культуры не вписывалось в новую реальность. Исчезла пропаганда. К сожалению, уменьшились и расходы, выделяемые на культуру свыше.

В течение первых лет существования Третьей Речи Посполитой, внимание диссидентов и обывателей было сосредоточено прежде всего на политическом и хозяйственном аспектах. Культурная жизнь оказалась на заднем плане. Ситуация начала меняться в условиях польского стремления вступить в НАТО, а прежде всего – в ЕС. В связи с этим необходимо было выработать имидж Польши и поляков на мировом уровне, а также так содействовать его развитию, чтоб европейские сообщества видели в Польше равных себе партнеров. Эта необходимость обусловила публикацию в октябре 1999 года Письма о намерениях министра иностранных дел, культуры и искусства в деле о сотрудничестве и скоординированного развития польской культуры и языка. На основании письма, в июне 2000 года, появилась информация о реформе культурной дипломатии. Наиболее важными положениями, включенными в документ, являются следующие:

  1.  Избавление от централизованной модели управления в сфере рекламирования культуры, ликвидация идеологической обусловленности науки;
  2.  Координирование действий МИД и других учреждений (Министерства культуры, образования и т.д.);
  3.  Использование потенциала неправительственных и социальных организаций;
  4.  Авторская концепция бизнес-направленности Польских институтов.


Ч
АСТЬ ІІІ. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Непосредственной целью польской внешней культурной политики является создание современного образа польской культуры, соответствующего ожиданиям ее потребителей, а также стимулирование их интереса и расширение доступа к польскому культурному наследию.

Приоритеты внешней культурной политики Польши можно разделить на следующие группы: приоритеты территориальные, основные и методологические. Территориальные приоритеты совпадают с приоритетными направлениями внешней политики страны. Наиважнейшим направлением остаются: страны ЕС, восточные соседи Польши, внеевропейские союзники НАТО, Япония, Южная Корея, Китай и Израиль, а также государства, в которых значительная часть населения имеет польские корни (кроме перечисленных включается Бразилия, ЮАР и Австралия). Приоритетами методологическими являются устремления пропаганды знаний о Польше и ее прошлом, распространения знаний о польском культурном наследии, о наследии народном, о новых тенденциях в культуре и искусстве. Методологические приоритеты касаются и так называемых органичных форм продвижения, благодаря которых иностранцы пассивным образом смогут познать культуру Польши.

В период с 2010 по 2012 целями польской внешней культурной политики являлись следующие:

  1.  Поощрение проведения культурных мероприятий, связанных с Годом Шопена;
  2.  Увеличение польского культурного экспорта в определенных областях и регионах мира;
  3.  Подчеркивание вклада величайших польских творцов в культуру Европы и мира, уделяя больше внимания достижениям современных художников, как прославившихся, так и только набирающих известность;
  4.  Продвижение польского культурного наследия и популяризация за рубежом личностей и исторических событий, связанных с Польшей, которые внесли значительную долю в европейский и мировой культурный прогресс;
  5.  Развитие культурного и художественного образования, распространение знаний о польской культуре на международном уровне, в частности в областях международных культурных обменов молодежи;
  6.  Продвижение польской культуры благодаря передвижениям деятелей культуры, уделяя особое внимание польским культурным мероприятиям, проводимым за пределами страны, в которых принимают участие иностранные партнеры (как лица, так и институты).

Среди территориальных приоритетов в период с 2010 по 2012 год наиважнейшими регионами и странами являлись:

  1.  Страны Европейского Союза, в частности, Германия;
  2.  Россия и страны, к которым имеет отношение Восточное Партнерство (Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь);
  3.  Страны Азии и Дальнего Востока, включая Китай;
  4.  Иные европейские страны;
  5.  США, страны Латинской Америки, Канада;
  6.  Страны Африки, Австралия и Океания.

Стоит отметить, что территориальные приоритеты практически не изменились с 1989 года, за исключением того факта, что в период с 1989 по 1992 год одним из важнейших приоритетов являлись все-таки страны Балтии (Литва, Латвия).

Документом, определяющим способ реализации упомянутых выше целей, является Народная Стратегия Развития Культуры на 2004-2013 годы.

ЧАСТЬ ІV. ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Министерство иностранных дел Польши определяет основные цели политики. В рамках МИД, ключевую роль в сфере культурного сотрудничества играет Департамент общественной и культурной дипломатии. Он осуществляет функции, направленные на создание положительного имиджа страны, используя инструменты общественной дипломатии. Также Департамент проводит мониторинг и анализ образа польских СМИ за границей и общественного мнения из-за рубежа, инициирует программы, проводит мероприятия, направленные на формирование положительного имиджа государства за рубежом, сотрудничая с соответствующими организационными подразделениями контроля за иностранными форпостами.

Традиция награждения дипломами Министерства за отличительный успех для продвижения в мире берет свое начало в 1970 году. Первоначально награждались исключительно поляки либо польские представители, однако с 1999 года награждаться стали и иностранцы, учреждения либо общественные организации. Лауреатами были Я.Качмарек, Л.Можджер, Палестинское общество и другие.

В то время как МИД является основным государственным учреждением, в ведении которого находится культурное продвижение Польши на международном уровне, Министерство культуры поддерживает связи с иностранными ведомствами культуры других стран и организует крупнейшие культурные мероприятия в мировом масштабе. Внешняя культурная политика Польши также имеет дело с департаментами Министерства культуры, прежде всего с такими, как Отдел международных связей, Департамент культурного наследия. Цель первого – координация мирового сотрудничества в культурном аспекте и контроль за выполнением задач, поставленных министром культуры и национального наследия и задач, выполняемых Институтом Адама Мицкевича и Международным центром культуры в Кракове. Департамент культурного наследия занимается популяризацией польских музейных коллекций внутри страны и за границей, а также содействует обогащению польского наследия и содействует развитию музеев, продвижению польской литературы на мировом уровне.

Необходимо отметить, что в настоящее время Польских институтов, ставших исполнительным потенциалом министерства, насчитывается 22. Важнейшим элементом являются и атташе по культуре и 36 дипломатических представительств Польши.

Польский институт является важнейшим элементом в сфере укрепления международного культурного сотрудничества и формирования объективного представления о Польше. Польский институт включен в структуру Министерства иностранных дел. Основная задача Польского института – распространение знаний о Польше в зарубежье (т.е. о польской культуре, истории, искусстве, научном и образовательном потенциале). Польские институты имеют широкий спектр деятельности. В Польских институтах действуют языковые курсы, разрабатываются программы и проекты деятельности. Так, Польские институты открыты в Австрии, Германии, Бельгии, России, Румынии, Литве, Италии и даже Японии и других странах. Польский институт в Беларуси находится в городе Минске, был открыт в феврале 1994 года. ПИ проводит широкий спектр культурных мероприятий, начиная от показов авторского кино и заканчивая различного года презентациями. За восемнадцатилетний период существования Институт в Минске не изменял своей структуры и направлений деятельности. Директором Польского института в РБ является Петр Козакевич.

Атташе по культуре также являются важнейшей составляющей проведения деятельности по распространению знаний о Польше. Атташе поддерживают отношения с представителями научных и культурных кругов страны пребывания, реализовывают программы с участием польских и зарубежных учреждений.

Были созданы две организации, занимающиеся продвижением польского языка и литературы за рубежом – Институт А.Мицкевича в Варшаве и Международный центр культуры в Кракове. Институт Адама Мицкевича был образован в 2000 году. Основная миссия института – демонстрация важной роли Польши в международном обмене идеями, ценностями, культурным достоянием. Отличительной чертой Института Адама Мицкевича является организация крупномасштабных проектов в сфере международного культурного сотрудничества. С 2001 по 2010 годы Институт реализовал проекты в формате «Года» либо «Сезона» польской культуры в 26 странах, в том числе и в Беларуси. Кроме того, институт разработал и постоянно совершенствует информационную базу данных о культурных достижениях страны, осуществляет подготовку рекламных материалов (многоязычных изданий, фильмов, литературных программ, выставочных проектов).

Международный центр культуры в Кракове начал свою деятельность в 1991 г. Согласно Статуту, основными в работе организации являются научно-исследовательское, образовательное и информационное направления. Своей главной целью центр видит культурную интеграцию Европы. Только в рамках единой Европы возможно сглаживание политических, идеологических и религиозных разногласий. Особую роль в сохранении и развитии европейского и мирового наследия играет Центральная Европа. Международный центр культуры занимается также активной издательской деятельностью. Благодаря многоязычным публикациям книг, материалов конференций, альбомов, развивается сотрудничество с общественностью разных стран. Кроме того, при центре действует библиотека, которая предлагает читателям доступ к тысячам специализированных изданий по культуре. В галерее центра проходят выставки живописи, гравюры, скульптуры, фотографии — от Ренессанса до современности.

В 2006 г. Министерством культуры и национального наследия была утверждена программа «Продвижение польской культуры за рубежом», которая предоставила возможность различным заинтересованным учреждениям и организациям получить финансовую поддержку проектов, направленных на популяризацию польской культуры в других странах. В 2010 г. в связи с председательством Польши в ЕС в 2011 г. министерство инициировало новую культурную программу и объявило о выделении 20 млн злотых для ее реализации.

Так, перечисленные организации являются основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность в сфере международного культурного сотрудничества Польши. Кроме того, в культурных обменах задействованы также отраслевые учреждения. Среди них необходимо упомянуть Институт книги, Польский институт кинематографии, Национальный институт Ф. Шопена, а также музеи, театры и библиотеки страны.

Инструментами реализации внешней культурной политики Польши выделяются следующие:

  1.  Традиционные формы продвижения и информирования (посредством брошюр, книг, альбомов, распространение библиотек через Польские институты, организация показов польских фильмов, концертов, проведение выставок);
  2.  Популяризация знаний о Польше и ее культуре или продвижение через Интернет (существование страниц www.poland.gov.pl, www.culture.pl; проведение мероприятий в год Фредерика Шопена; проведение Года Польши);
  3.  Ликвидация лживых, а иногда и неприятных сведений о Польше (проведение акций);
  4.  Информационная политика с использованием общественных отношений и рекламы;
  5.  Образование (курсы польского языка);
  6.  Участие в международных выставках и ярмарках (Международные выставки книги, Экспо).

Важным вопросом является вопрос о финансировании сферы международного культурного сотрудничества Польши. На официальных сайтах перечисленных выше организаций,  а также в отчетах, подготовленных польскими исследователями, указывается, что государство выступает в качестве основного источника финансирования культурных проектов за рубежом. В 2007 году сумма, направленная на развитие культурной сферы, составила более 1,5 млрд злотых, превысив в почти два раза показатель за 2000 год. По данными МИД, бюджет Польских институтов составил в 2009 году свыше 13 млн злотых. Институт Адама Мицкевича и Международный центр культуры в Кракове финансируются непосредственно из бюджета Министерства культуры и национального наследия. Кроме государственных средств, Польша задействует средства Международного Вышеградского фонда либо средства ЕС и ЕЭП, в том числе: Программы операционной инфраструктуры и окружающей среды, Программы развития культуры на 2007-2013 годы, Фонда культурных обменов, Финансовых механизмов ЕЭП либо Норвежского финансового механизма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Польша в настоящее время находится на достаточно высоком уровне развития культурной дипломатии. Деятельность Министерства иностранных дел и Министерства культуры и национального наследия оказывает значительное влияние на развитие законодательных инициатив и правовое регулирование в области продвижения польской культуры и языка. Вопрос о повышении роли государства во внешней культурной политике поднимается даже в Великобритании и Германии, при том, что в этих странах успешно функционируют модели с широкими полномочиями неправительственных организаций. Необходимо также упомянуть о широких возможностях государства в проведении мониторинга эффективности деятельности субъектов культурной дипломатии. С недавних пор стало возможным использование потенциала дипломатических представительств и консульских учреждений. В Польше эту работу осуществляют не только упомянутые выше атташе по культуре в 36 посольствах, но и все дипломатические представительства за рубежом. Развитая система культурного представительства за рубежом в виде Польских институтов охватывает достаточно большой объем государств – 21. Сегодня ключевое значение в трансформации имиджа страны приобретает информационное обеспечение внешнеполитического курса, в том числе и в культурной сфере. Опыт польского государства показывает, что использование таких принципов, как системность и скоординированность в реализации внешней культурной политики является эффективным и отвечающим современным требованиям.
Польско-белорусские культурные отношения характеризуются как развитые: в Беларуси в 2011 году прошел ряд мероприятий, направленных на популяризацию культуры и языка Польши, многие граждане нашей страны активно участвуют в деятельности Польского института.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Лазоркина, О. И. Белорусско-польское культурное сотрудничество в 2000-е годы / О. И. Лазоркина // Беларусь — Польшча: два десяцігоддзі міждзяржаўных адносін: матэрыялы беларус.-пол. «круглага стала», Мінск, 11 ліст. 2010 г. / рэдкал.: В. Г. Шадурскі (навук. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Выд. цэнтр БГУ, 2010. — С. 119—127.
  2.  Misja i zadania Instytutów Polskich w świecie [Electronic resource] // Ministerstwo Spraw Zagranicznych Rzeczypospolitej Polskiej. — Mode of access: <http://www.msz.gov.pl/Misja,i,zadania,Instytutow,Polskich,w,swiecie,20910.html>. — Date of access: 09.11.2012.
  3.  Польский институт в Минске [Электронный ресур]// - Способ входа: http://www.instpol.by/about// - Дата доступа: 09.11.2012
  4.  Статья «Польская культурная политика с 1989 года», Внешняя политика Третьей РП, Том 1 – Торунь,

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26443. Половые железы самцов и самок 20.5 KB
  При развитии организма в мужскую сторону мезотелий половой складки в виде клеточных тяжей врастает в толщу железы формируя извитые канальцы. Передние мочеотделительные трубочки промежуточной почки также врастают в семенник и образуют прямые канальцы сеть семенника и семявыносящие канальцы.
26444. Половые органы самок 21.5 KB
  Кровоснабжение осуществляют внутренние подвздошные артерии и вены, которые имеют париетальные и висцеральные ветви. Симпатическая иннервация сосудов осуществляется из боковых рогов...
26446. Почки (ren, nephros) 20.5 KB
  Структурная единица почки – эмбриональная долька – почечка а структурнофункциональная – нефрон. Степень сращения эмбриональных долек – тип почки: множественная медведь дельфин бороздчатая КРС гладкая свинья собака лошадь.
26447. Промежуточный мозг (diencephalon) 20 KB
  Зрительная часть включает в себя зрительные тракты перекрёст зрительных нервов в нём перекрещивается 2ая пера черепных нервов. Обонятельная часть гипоталамуса включает сосцевидное тело corpus mammilarae. Эпиталамус включает эпифиз подвешенный на уздечке – ЖВС которая регулирует ростовые и обменные процессы.
26448. Роговые производные. Копыта, копытца 20.5 KB
  Имеет все 3 слоя кожи формирует глазурь. Венчик corona состоит из 3 слоёв эпидермис формирует трубчатый рог. Эпидермис формирует листочковый рог. Подошва solla состоит из 2 слоёв эпидермис формирует мягкий трубчатый рог.
26449. Ротовая полость (cavum oris) 21.5 KB
  Внутри ротовой полости находится подъязычная кость к которой прикрепляются мышцы языка глотки и гортани. facialis: барабанная струна – chorda tympani – сосочки языка тройничный n. glossopharyngeus – сосочки языка подъязычный n. hypoglossus – мышцы языка.
26450. Семенник, семенниковый мешок 22.5 KB
  В головчатый конец вступают сосуды и нервы семенника участвующие в образовании семенного канатика. В центре органа средостение семенника. Придаток семенника epididymis является частью выводного протока.
26451. Семяпровод, семенной канатик, мочеполовой канал 22.5 KB
  В составе семенного канатика семяпровод направляется через паховый канал в брюшную полость далее идет в формируемой брюшиной брыжейке семяпровода в тазовую полость. Здесь семяпровод образует расширенную железистую часть ампулу. Позади шейки мочевого пузыря семяпровод соединяется с выводным протоком пузырьковидной железы в короткий семяизвергательный канал который открывается на семенном холмике в начале мочеполового канала.