97663

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

Реферат

Логика и философия

Эрих Фромм в своей работе «Искусство любить» уподобляет чувство любови искусству, он говорит, что если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству: музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.

Русский

2015-10-20

65.5 KB

1 чел.

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра: «Философия и культурология»

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

Реферат по дисциплине: «Философия»

Руководитель:       Разработал:

Профессор        Студент гр. У-211

_________ Быстрова А.Н.     _________ Баяджиев К.

(подпись)        (подпись)

_______________        ________________

(дата проверки)          (дата сдачи на проверку)

2012 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1. Философия любви в работах Э. Фромма, В. Соловьёва, В. Ильина.

        1.1. Понятие и смысл любви……………………………………...3

        1.2. Любовь и эгоизм………. …………………...………………….6

        1.3. Любовь между родителями и детьми……………………….6

        1.4. Братская любовь………………………………………………..7

        1.5. Эротическая и половая любовь………………………………..7

        1.6. Любовь к себе…………….…………………………………….8

        1.7. Любовь к богу…………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………11

Введение

Любовь – феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких  тысячелетий.  Вопрос  определения  сущности  любви остаётся актуальным и  по  сей  день.  Выдвинуто  множество  теорий. Кто-то пытался разделить любовь на виды,  выделяя  родительскую  любовь, любовь к отечеству, любовь к противоположному полу и анализировать их по отдельности, другие (В.  Соловьев) рассматривали  любовь как уникальную целостностною универсалию мира.

В данном реферате, я предпринял попытку ответить на вопрос «Что такое любовь», анализируя труды Эриха Фромма «Искусство любить», Владимира Соловьёва «Смысл любви» и В. Ильина «Философия средневековья и  возраждения».

Задачи:

1. Определить понятие и смысл любви.

2. Рассмотреть разные типы любви и личное отношение авторов к ним, по категориям: любовь и эгоизм, любовь между родителями и детьми, братская любовь, эротическая и половая любовь, любовь к себе, любовь к богу.

Предмет исследования: любовь.

Объект исследования: философия любви в работах Э. Фромма, В. Соловьёва, В. Ильина.

1. Философия любви в работах Э. Фромма, В. Соловьёва, В. Ильина.

1.1. Понятие и смысл любви

Эрих Фромм в своей работе «Искусство любить» уподобляет чувство любови искусству, он говорит, что если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству: музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству. Где это он говорит?

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть  любимым, а не в том, чтоб  любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. Где ссылка?

Фромм выделяет такое понятие, как зрелая любовь и говорит, что, она -  это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Где ссылка?

Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит, прежде всего,  давать, а не брать. Где ссылка?

Способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя – а значит любить. Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви, это забота, ответственность, уважение и знание. Ну, это вообще списано практически дословно

Фромм говорит об ошибке Фрейда, который видел в любви исключительно выражение – или сублимацию – полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что половое желание лишь проявление потребности в любви и единстве. Где это он говорит?

А, критика теории Фрейда строится не на том, что он преувеличивал значение секса, а на том, что секс был понят им недостаточно глубоко1.

Еще один ученый, обращавшийся к теме любви – Владимир Соловьев. В своей работе «Смысл любви» он рассматривает любовь с точки зрения половой значимости.

Соловьев говорит о том, что смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни2. А страницы?

В. Ильин в своем труде «Философия средневековья и  возраждения» говорит о том, что в эпоху Средневековья любовь между двумя людьми воспринималась как некое эгоистичное и греховное проявление. Так, Августин, крупнейший представитель и завершитель латинской патристики, выделял два вида любви: одна земная, нечистая, плотская, увлекающая ко всему переходящему, а в результате - в глубины ада; другая любовь - святая, которая поднимает нас к высотам, к небесам. Так о ком речь? Об Ильине или об Августине? Земная любовь тяжелая, она не позволяет человеку наслаждаться истинной красотой жизни. Надо очиститься от нее через две заповеди: любви к Богу и любви к ближнему, которые составляют основу жизни и главный стимул к познанию мира.

Параллельно с осуждением плотской любви в философии позднего средневековья все чаще и чаще затрагивается вопрос о высокой любви между мужчиной и женщиной, которая рассматривается как данный Богом пример бескорыстной любви, которому надо следовать в повседневной жизни3.

1.2. Любовь и эгоизм

Любовь выступает как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности.

Соловьев утверджал, что любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. Только благодаря разумному сознанию (сознанию истины) человек может различать самого себя, то есть свою истинную индивидуальность, от своего эгоизма, а потому, жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь сам любви, он находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его.

Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма. Есть только одна сила, которая может изнутри, в корне, подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь половая.

Всякая любовь есть проявление способности жить не только в себе, но и в другом, но не всякая осуществляет ее в одинаковой степени, не всякая одинаково радикально подрывает эгоизм. Чтобы настоящим образом подорвать эгоизм, ему необходимо противопоставить такую же конкретно-определенную и все наше существо проникающую, все в нем захватывающую любовь4.

1.3. Любовь между родителями и детьми

Э. Фромм видит существенную разницу между материнской и отцовской любовью. И объясняет это тем, что материнская любовь по самой своей природе безусловна. Связь с отцом совершенно другая, отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных – человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир5. В. Соловьев приближает по силе чувства, и по конкретности предмета любовь родительскую, в особенности материнскую, к любви половой. Он говорит, что в  материнской любви нет признания безусловного значения за любимым, признания его истинной индивидуальности, ибо для ребенка и матери, действительности обусловлено физиологическою связью6.

1.4. Братская любовь

Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь. Под ней Фромм подразумевал ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Братская любовь это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения7.

Соловьев говорит, что дружбе между лицами одного и того же пола недостает всестороннего формального различия восполняющих друг друга качеств, и если тем не менее эта дружба достигает особенной интенсивности, то она превращается в противоестественный суррогат половой любви8.

1.5. Эротическая и половая любовь

Фромм выделял такой тип любви, как эротическая любовь, и говорит, что она по самой своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же, это самая обманчивая форма любви.

Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу. Когда желание полового смятения вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покоренным, но исполнена нежности. Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде. В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в братской и материнской любви9.

В. Соловьев в своем труде «Смысл любви» говорит о половой любви, о том, что смысл половой любви следует искать никак не в идее родовой жизни и ее размножении, а лишь в идее высшего организма. Таким образом, половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.

В человечестве дело идет не только о произведении потомства вообще, но и о произведении наиболее пригодного для мировых целей потомства не со всяким лицом другого пола, а лишь с одним определенным. Вот это-то и есть та индивидуализация и экзальтация полового инстинкта, которою человеческая любовь отличается от животной10.

1.6. Любовь к себе

Фромм выдвигает идею, выраженную в библейском «возлюби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к собственной целостности и уникальности, любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому индивиду. Любовь к своему собственному «я» нераздельно связана с любовью к любому другому существу.

Говорит, что установка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других. Любовь, в принципе, неделима в смысле связи между «объектами» и чьими-то собственными «я»11.

1.7. Любовь к богу

Религиозная форма любви, которая называется любовью к богу, в психологическом смысле не является чем-то отличным. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Действительно, любовь к богу имеет так же много различных свойств и аспектов, как и любовь к человеку, и в значительной мере мы находим здесь те же самые различия.

Фромм говорит о том, что истинно религиозный человек, если он следует сущности монотеистической идеи, не молится ради чего-то, не требует чего-либо от бога; он любит бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать; он достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о боге. Бог становится для него символом, в котором человек выразил полноту всего того, к чему стремится сам, реальность духовного мира, любви, истины и справедливости. Он верит в принципы, которые представляет «бог», он думает истинно, живет в любви и справедливости12.

Соловьев считает, что любовь – это, прежде всего, есть факт природы (или дар Божий), независимо от нас возникающий естественный процесс; но отсюда не следует, чтобы мы не могли и не должны были сознательно к нему относиться и самодеятельно направлять этот естественный процесс к высшим целям.

Соловьев утверджал, что признавать безусловное значение за каким-либо данным лицом или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) можно, только утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия. Эта триединая вера есть уже некоторый внутренний акт, и этим актом полагается первое основание к истинному воссоединению человека с его другим и восстановлению в нем (или в них) образа триединого Бога. Акт веры в действительных условиях времени и места есть молитва13.

Дело истинной любви, прежде всего, основывается на вере. Коренной смысл любви в эпоху Возраждения состоит в признании за другим существом безусловного значения.

Особое мастерство в одухотворении чувственной любви проявил Григорий Нисский. По убеждению византийского мыслителя, любовная эротика – это высшая форма выражения Божественного Эроса, это чисто духовный брак. Где невеста, вожделеющая своего жениха, является человеческой душой, стремящейся к слиянию с Богом (женихом). Христианство стремилось донести идею любви не в его космическом значении, а в социально-личностном. Ибо Бог хотя и был умонепостягаем, но являлся личностью. И познание Бога, слияние с ним – это очень личный, интимный и тайный акт14.

Заключение

Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас. Проблема взаимоотношений между двумя полами являлась одной из ведущих тем философии различных эпох, причем каждая из них вносила свои концептуальные новшества в ее понимание и оценку. Так, для средневековья характерно пренебрежительное отношение к эротической любви. Для верующего мыслителя Аврелия Августина средних веков любовь к женщине - это угроза спасению души, самому великому долгу христианина. Любовь к Богу, противостоит эротической любви во всех ее отношениях.

На позднем этапе развития христианства любовь мужчины и женщины осознается неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, которое достойно уважения, но лишь под прикрытием целомудрия и с целью создания семьи.

Для эпохи Возрождения характерны попытки вернуть эротической любви ее права, притесненные божественным авторитетом.

Стремление к удовлетворению наслаждений, названными проявлениями человеческой Природы, рассматривалось в качестве основного смысла любви.

Книга американского психолога и философа Эриха Фромма «Искусство любить» ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В. Соловьев же находит в любви другое предназначение – бороться с эгоизмом. Что примечательно, Соловьев считает, что подобным свойством обладает исключительно любовь половая, поскольку другие виды любви (например, материнская) могут, наоборот, эгоизм усиливать. Так, Соловьев указал на истинный смысл половой любви и на ее преимущество перед другими сродными чувствами.

Список литературы

  1.  Ильин В. В. «Философия средневековья и  возраждения».
  2.  Соловьев В. «Смысл любви».
  3.  Фромм Э. «Искусство любить».

1 Эрих Фромм «Искусство любить»

2 В. Соловьев «Смысл любви»

3 В. В. Ильин «Философия средневековья и возраждения»

4 В. Соловьев «Смысл любви»

5 Эрих Фромм «Искусство любить»

6 В. Соловьев «Смысл любви»

7 Эрих Фромм «Искусство любить»

8 В. Соловьев «Смысл любви»

9 Эрих Фромм «Искусство любить»

10 В. Соловьев «Смысл любви»

11 Эрих Фромм «Искусство любить»

12 Эрих Фромм «Искусство любить»

13 В. Соловьев «Смысл любви»

14 В. В. Ильин «Философия средневековья и возраждения»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37071. Гимн профессии! Классный час 57.5 KB
  Маяковский 1й слайд из презентации Л. Слово Бухр возникло в Германии 2й слайд Основоположник бухучета Лука Пачоли Корейко – УБРАТЬ 3й слайд Л. 4й слайд Бухгалтерия – это наука дающая мир душе сохраняющая богатства и продвигающая к счастью Пьер Пурр – французский бухгалтер 1676 г. 5й слайд Вы бывали в бухгалтерии.
37072. Знакомство с детьми. Классный час 13.96 KB
  1 урок Например 1 апреля День смеха День дурака 1 апреля с давних времен считается праздником розыгрышей. По традиции этот день называют Днем дурака ведь в дурацкой ситуации может оказаться в этот день любой из нас.д 2 апреля – День детской книги.
37073. Безопасность дорожного движения 76.5 KB
  Конкурсы викторины праздники по ПДД для школьников 2008 г. Праздник в школе: сценарии конкурсы викторины 2009 г. 1 конкурс Вопросы Вы видите 3 квадрата в которых находится буквы обозначающая область знаний из которой будут заданы вопросы командам. Подсчитывание баллов за 1 конкурс.
37075. ценарий проведения праздника Последний звонок в 11-м классе 50.5 KB
  По старой доброй традиции вот уже многие годы звуки “Школьного вальса†звучат на праздниках подобных нашему во всех школах нашей большой страны волнуя души и сердца учителей родителей и друзей тех кто собирается покидать стены родной школы. Будем надеяться что наша школа станет для сегодняшних одиннадцатиклассников своеобразным символом нежности и чистоты детства. Любовные Истории Школа Школьный двор и смех подружек Самый чистый самый звонкий И бегут по теплым лужам Босоногие девчонки И уже других качают Наши школьные качели...
37076. ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов) 47.15 KB
  На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: Я большой Я сильный. Таким образом начинают осознаваться и оцениваться практические умения поступки моральные качества. Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности; обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества особенности поступков и действий их мотивы и цели. ЕСТЬ – это те умения навыки качества которыми вы располагаете уже сегодня.
37077. Права на уединенность, на выражение собственного мнения, на свободу в принятии решений 41.5 KB
  Конвенция ООН о правах ребенка статьи 1216 закон Республики Беларусь О правах ребенка статья 10. Получивший одобрение перечень зачитывается а затем соотносится с текстом закона Республики Беларусь О правах ребенка статья 10 и Конвенции ООН о правах ребенка статьи 12 16. Надо ли вмешиваться в переписку ребенка Чем нарушается право на уединенность в нашей стране Плохими жилищными условиями правовой неграмотностью родителей. Конвенция ООН о правах ребенка статьи 12 15 Статья 12 1.
37078. Учение о социальном факте и структурный функционализм Э. Дюркгейма 16.3 KB
  В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций...