97664

ФИЛОСОФИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ НИЦШЕ

Реферат

Логика и философия

Одним из величайших немецких философов за всю историю философии без сомнения можно назвать Георга Фридриха Вильгельма Ницше. Разность в понимании зависит от личных качеств людей а за немногословностью и меткостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше...

Русский

2015-10-20

63.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ФИЛОСОФИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ НИЦШЕ

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор

Быстрова А.Н.

______________

(подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-212

Белов Н.В.

______________

(подпись)

______________

(дата сдачи на проверку)

2012 год

Содержание


Введение           2
1. Философия сверхчеловека                                             5

2. Характеристика общества и его составляющие             6
3. О войне и войнах                                      6
4 О друге          7
Заключение.          8

Список  литературы.         9


Введение

Одним из величайших немецких философов за всю историю философии без сомнения можно назвать Георга Фридриха  Вильгельма  Ницше.  Он оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах. Разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за немногословностью и меткостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека.

Но чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период жизни этого философа.

Когда Фридриху было 4 года, умер его отец, последний год жизни которого был омрачен безумием. Ранняя встреча со смертью внесла трагический мотив в детские переживания Ницше, образ умершего отца никогда не оставлял его.
Через полгода смерть вновь посещает семью Ницше. На этот раз ее жертвой стал годовалый Иозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал странный сон, который видел накануне:
      "Я слышал в церкви погребальные звуки органа. Пока я пытался понять, в чем дело, одна из могил внезапно вздыбилась, из нее поднялся мой отец в саване. Он поспешил в церковь и быстро вернулся с маленьким ребенком на руках. Вновь приоткрылся могильный холм, он влез внутрь, и крышка гроба захлопнулась. Тотчас смолкли мощные звуки органа, и я проснулся. На следующий день Йозефхену внезапно стало плохо, начались боли и судороги, и через несколько часов он умер. Мой сон сбылся полностью"[3,268].
         Я думаю, что трагические эпизоды из детства накладывают свою тень на жизнь и судьбу мыслителя, и все последующие годы Ницше проходят с отпечатком в памяти из прошлого.

Так же хорошо описывает жизнь Ницше в своей книге Стефан Цвейг. Он пишет про него, что на протяжении всей своей жизни Ницше был одинок, у него не было ни друзей, ни жены. Всю свою жизнь говорит, борется, страдает Ницше в одиночестве. [1, 89]

В великие мгновения для трагедии Фридриха Ницше ни зрителей, ни слушателей, ни свидетелей в немецком мире нет. Вначале пока он говорит с профессорской кафедры, его речь еще привлекает некоторое внимание. Но чем больше он углублялся в себя, тем меньше отзвук на его речи. И со временем все друзья Ницше покидают его и оставляют в полном одиночестве.[1,90]

Стефан Цвейг описывает ложь, что Ницше был мускулистым мужчиной выражавший всем своим видом силу, волю и здоровье. Однако это не так, Ницше был не чем не отличавшийся мужчина от других с неуверенной сутуловатой фигурой.[1,94-95]

Ницше постоянно снимал маленькие, тесные комнатушки со скудно обставленной мебелью. Один из его столов был завален бесчисленными листами, заметками и рукописями. На другом же столе стояли бесчисленные бутылочки и склянки с микстурами. Ницше сильно болел его, постоянно мучили головные и кишечные боли. Но самые ужасные средства были от бессонницы – хлорал и веронал. Это были его спасители, которые могли искусственно вызвать непродолжительный сон. [1,95-96]

В поисках своего места Ницше объездил несколько городов: Сорренто, Турин, Венеция, Ницца и Мариенбад. Но так и не нашел за все годы скитания ни минуты отдыха в дружеском кругу. Он безвозвратно утратил способность к общению и остался наедине со своим одиночеством. [1,96-97]

Философия сверхчеловека.

Сверхчеловек по словарю Ожегова означает сильная личность, чья воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям. По мнению Ницше, сверхчеловек это особый тип людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.[2,9]

Ницше пишет что человек – это грязный поток и нужно целое море, чтобы  принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Под морем он рассматривает сверхчеловека, где может потонуть великое презрение.[2,10]

Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. А в человеке важно то, что он мост, а не цель: в котором можно любить только то, что он переход и гибель. Появление сверхчеловека характеризуется гибелью обычного человека, потому, что более слабая биологическая особь всегда склонна к поражению и смерти. В свою очередь человек должен подготовить почву для появления сверхчеловека.[2,12]

Философия Ницше не учит, как стать сверхчеловеком, но повествует, что им может стать каждый, главное задаться целью и вести свой образ жизни в соответствии с принципами,  которые описывает Ницше. Чтобы стать сверхчеловеком нужно быть, прежде всего, сильным человеком. А чтобы образовался один сверхчеловек для этого нужно, чтобы было много сильных людей образующих народ.[2,93]

Для блага же сверхчеловека нужно самое злое в человеке, ибо зло есть лучшая сила в человеке.[2,361]

Сверхчеловек не будет внешне отличаться от обычного человека, но будет отличаться внутренне. Главными внутренними отличиями будет новые ценности и мораль.

Так же по Ницше существует и противоположность сверхчеловеку – это презренное существо «последний человек». Такому человеку от жизни не чего не нужно, они просто живут и не задаются ни какой целью. [2,14-16]

Характеристика общества и его составляющие.

Для Ницше малочисленное общество предпочтительнее, чем злое; но и оно должно приходить и уходить вовремя, так как этого требует хороший сон. Так же он замечает,  что общество в основном состоит из «маленьких людей».[2,29]

Маленькие люди – это слабые люди, которым еще предстоит стать сильными. Они живут и желают по сути одного, чтобы никто не причинял им страдания, поэтому они вежливы с другими и делают им добро. В этом проявляется их трусость. Сколько у них есть такой доброты, справедливости и сострадания, столько у них и слабости. Маленькие люди – господа сегодняшнего дня, так как они заботятся о сохранности и выживании человека. Сильные же люди – господа завтрашнего дня, так как они стремятся к гибели человека. [2, 360]

У некоторых из маленьких людей есть своя воля, но в основной массе они подчиняются чужой воле. Ницше считает, что всем маленьким людям свойственно малодушие. Маленькие люди не заслуживают королей, но, не смотря на это, сильный человек все равно должен управлять слабыми. [2, 208]

Так же Ницше выделяет из общества калек наизнанку, у которых всего слишком мало, а чего-то одного слишком много. Калеки наизнанку – это люди, которым не достает всего, кроме избытка себя. Люди, которые не что иное как один большой глаз, или один большой рот, или вообще одно что-нибудь большое. Заканчивая эту мысль Ницше, пишет, что общество состоит из обломков и отдельных частей человека. [2,170]

Но, в конце концов, какое бы общество не было, оно должно быть, так как оно способствует появлению «добрых нравов». [2,303]

   О войне и войнах.

Ницше начинает главу о войне тем, что не нужно ждать пощады ни от лучшего врага своего, ни от друга которого ты любишь всем сердцем. Он призывает быть храбрыми, мужественными и бороться за свою мысль, а мысль в свою очередь должна быть только о жизни.  Врагов не нужно призирать, ими нужно гордиться, тогда «успехи врага будут и твоими успехами» - говорит Ницше. Не все солдаты могут быть войнами и не все обладают такими качествами, которыми должен обладать поистине настоящий воин. Воин должен быть храбрым, мужественным и иметь сильную ненависть к врагу. Многие солдаты стыдятся прилива чувств, но нужно стыдиться их отлива. Солдаты, которые обладают большой душой, становятся высокомерными, по мнению Ницше, высокомерие - это слабость. Он так же пишет, что нужно любить мир, как средство к новым войнам. Нужно жить жизнью повиновения и воины.[2,52]

О друге.

Каждому отшельнику не хватает друга. Но для каждого отшельника друг является третьим: третий это пробка мешающая погрузиться в свои мысли одному человеку. Чтобы иметь друга нужно вести за него войну, а чтобы вести войну нужно уметь быть врагом. По мнению Ницше, в каждом друге нужно иметь лучшего врага. Друг должен в разные моменты жизни уметь сострадать, а в какие-то просто промолчать. Не всякий человек может найти выход из своей сложной ситуации, зато он сможет помочь в какой, либо проблеме своему другу, так как со стороны всегда виднее. Ни одна женщина не способна быть другом. [2,64]

Так же Ницше пишет, что в дружбе не нужно быть скупыми, так как, сколько вы даете другу, в большей мере вернется и к вам. Ницше рассматривает друга, как праздник земли и предчувствие сверхчеловека. Друг представляется как завершенный мир, как чаша добра, которая в любой момент может подарить завершенный мир. В друге нужно любить сверхчеловека как свою причину. [2,71]

 Заключение.
      Воспринимать философию Ницше можно по-разному. Философия Ницше «для всех и ни для кого». Анализу его творчества посвящены многочисленные статьи и монографии. Проблемы, поднятые Ницше, актуальны и по сей день. Разве для нас не актуальны проблемы опасности маленьких, серых, покорных людей, разве социальные системы нынешних государств идеальны? Все эти и многие другие проблемы описывает Ницше в своих трудах. Несомненно, главной ценностью нравственного учения Ницше является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем занимающимся изучением
человека, его происхождения, развития и существования. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс. Абсолютизацией идеи возвышения человека является идея Сверхчеловека. Эта идея, на мой взгляд, не много не корректна, образ Сверхчеловека таким, каким его рисовал в своем сознании Ницше, недостижим, а люди, возомнившие себя Богами так и не смогли стать высшей властью путем террора, убийств и страха. Но, несомненно, идеи совершенствования духовности человека, стремления его к высшему идеалу, заложенные в концепции Сверхчеловека, оцениваются, как позитивные и нужные для всего  человечества.

Список используемой литературы

1.    Цвейг С. Ницше. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1990. – 255 с.

2.    Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: ЭКСМО, 2011. – 413 с.

3.   Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997 г. 880 с.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53389. Порушення роботи імунної системи 71.5 KB
  МЕТА: Сформувати в учнів поняття про імунні системи імунні реакції організму алергію алергени СНІД; розглянути засоби профілактики від інфекційних хвороб; показати згубний вплив радіації отрутохімікатів на імунну систему; розвивати вміння надавати собі допомогу при різних видах захворювань; продовжувати екологічне виховання і виховання здорового способу життя. Давайте згадаємо які системи органів є у тварин А які системи органів людини ви вже вивчили Зараз на уроці ми розглянемо імунну систему. Центральне місце серед клітин імунної...
53391. Древняя Индия 41 KB
  Развивающая: Развивать умение пользоваться историко-географической картой, извлекать из неё знания, закрепить их с помощью работы по контурной карте. Умение переходить от одной формы работы к другой. Воспитательная: Закрепление представлений о том, что общечеловеческие достижения в культуре имеют конкретное происхождение. Представить культуру Индии как часть общемировой.
53392. США. Індіанці: пошуки вирішення проблеми. Контроль навичок - аудіювання 95.06 KB
  By the end of the lesson you should be able to reply and react appropriately to various statements. Beside, you will listen to some new information about the first Americans who came to Alaska from Asia crossing the Bering land bridge, which later became the Bering Strait. You will hear the text about American Indians and their problems.
53393. Методичні основи змісту навчання та виховання 143 KB
  В широкому плані особистість людини є інтегральною цілісністю біогенних соціогенних і психогенних елементів. Коменського великого чеського педагога – чітко позначені положення про те що весь процес навчання і виховання дітей необхідно будувати з урахуванням їх вікових і індивідуальних особливостей і виявляти ці особливості шляхом систематичних спостережень. Він вважав що в процесі виховання і навчання необхідно орієнтуватися на позитивні якості...
53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми “Індукціяâ€. У перекладі з латинської термін “індукція†означає â€œнаведенняâ€. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою “повна індукція†та міркування за схемою “неповна індукціяâ€. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...
53397. Використання інформаційних технологій на уроках математики 1.49 MB
  Застосування компютерної техніки на уроках дозволяє зробити урок нетрадиційним яскравим насиченим наповнюючи його зміст знаннями з інших наочних областей що перетворюють математику з об'єкту вивчення в засіб отримання нових знань. Ефективність застосування нових інформаційних технологій на уроках математики обумовлена наступними факторами: 1 різноманітність форм представлення інформації; 2 висока степінь наочності; 3 можливість моделювання за допомогою комп’ютера різноманітних об’єктів і процесів; 4 звільнення від рутинної роботи...