97664

ФИЛОСОФИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ НИЦШЕ

Реферат

Логика и философия

Одним из величайших немецких философов за всю историю философии без сомнения можно назвать Георга Фридриха Вильгельма Ницше. Разность в понимании зависит от личных качеств людей а за немногословностью и меткостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше...

Русский

2015-10-20

63.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ФИЛОСОФИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ НИЦШЕ

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор

Быстрова А.Н.

______________

(подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-212

Белов Н.В.

______________

(подпись)

______________

(дата сдачи на проверку)

2012 год

Содержание


Введение           2
1. Философия сверхчеловека                                             5

2. Характеристика общества и его составляющие             6
3. О войне и войнах                                      6
4 О друге          7
Заключение.          8

Список  литературы.         9


Введение

Одним из величайших немецких философов за всю историю философии без сомнения можно назвать Георга Фридриха  Вильгельма  Ницше.  Он оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах. Разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за немногословностью и меткостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека.

Но чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период жизни этого философа.

Когда Фридриху было 4 года, умер его отец, последний год жизни которого был омрачен безумием. Ранняя встреча со смертью внесла трагический мотив в детские переживания Ницше, образ умершего отца никогда не оставлял его.
Через полгода смерть вновь посещает семью Ницше. На этот раз ее жертвой стал годовалый Иозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал странный сон, который видел накануне:
      "Я слышал в церкви погребальные звуки органа. Пока я пытался понять, в чем дело, одна из могил внезапно вздыбилась, из нее поднялся мой отец в саване. Он поспешил в церковь и быстро вернулся с маленьким ребенком на руках. Вновь приоткрылся могильный холм, он влез внутрь, и крышка гроба захлопнулась. Тотчас смолкли мощные звуки органа, и я проснулся. На следующий день Йозефхену внезапно стало плохо, начались боли и судороги, и через несколько часов он умер. Мой сон сбылся полностью"[3,268].
         Я думаю, что трагические эпизоды из детства накладывают свою тень на жизнь и судьбу мыслителя, и все последующие годы Ницше проходят с отпечатком в памяти из прошлого.

Так же хорошо описывает жизнь Ницше в своей книге Стефан Цвейг. Он пишет про него, что на протяжении всей своей жизни Ницше был одинок, у него не было ни друзей, ни жены. Всю свою жизнь говорит, борется, страдает Ницше в одиночестве. [1, 89]

В великие мгновения для трагедии Фридриха Ницше ни зрителей, ни слушателей, ни свидетелей в немецком мире нет. Вначале пока он говорит с профессорской кафедры, его речь еще привлекает некоторое внимание. Но чем больше он углублялся в себя, тем меньше отзвук на его речи. И со временем все друзья Ницше покидают его и оставляют в полном одиночестве.[1,90]

Стефан Цвейг описывает ложь, что Ницше был мускулистым мужчиной выражавший всем своим видом силу, волю и здоровье. Однако это не так, Ницше был не чем не отличавшийся мужчина от других с неуверенной сутуловатой фигурой.[1,94-95]

Ницше постоянно снимал маленькие, тесные комнатушки со скудно обставленной мебелью. Один из его столов был завален бесчисленными листами, заметками и рукописями. На другом же столе стояли бесчисленные бутылочки и склянки с микстурами. Ницше сильно болел его, постоянно мучили головные и кишечные боли. Но самые ужасные средства были от бессонницы – хлорал и веронал. Это были его спасители, которые могли искусственно вызвать непродолжительный сон. [1,95-96]

В поисках своего места Ницше объездил несколько городов: Сорренто, Турин, Венеция, Ницца и Мариенбад. Но так и не нашел за все годы скитания ни минуты отдыха в дружеском кругу. Он безвозвратно утратил способность к общению и остался наедине со своим одиночеством. [1,96-97]

Философия сверхчеловека.

Сверхчеловек по словарю Ожегова означает сильная личность, чья воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям. По мнению Ницше, сверхчеловек это особый тип людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.[2,9]

Ницше пишет что человек – это грязный поток и нужно целое море, чтобы  принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Под морем он рассматривает сверхчеловека, где может потонуть великое презрение.[2,10]

Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. А в человеке важно то, что он мост, а не цель: в котором можно любить только то, что он переход и гибель. Появление сверхчеловека характеризуется гибелью обычного человека, потому, что более слабая биологическая особь всегда склонна к поражению и смерти. В свою очередь человек должен подготовить почву для появления сверхчеловека.[2,12]

Философия Ницше не учит, как стать сверхчеловеком, но повествует, что им может стать каждый, главное задаться целью и вести свой образ жизни в соответствии с принципами,  которые описывает Ницше. Чтобы стать сверхчеловеком нужно быть, прежде всего, сильным человеком. А чтобы образовался один сверхчеловек для этого нужно, чтобы было много сильных людей образующих народ.[2,93]

Для блага же сверхчеловека нужно самое злое в человеке, ибо зло есть лучшая сила в человеке.[2,361]

Сверхчеловек не будет внешне отличаться от обычного человека, но будет отличаться внутренне. Главными внутренними отличиями будет новые ценности и мораль.

Так же по Ницше существует и противоположность сверхчеловеку – это презренное существо «последний человек». Такому человеку от жизни не чего не нужно, они просто живут и не задаются ни какой целью. [2,14-16]

Характеристика общества и его составляющие.

Для Ницше малочисленное общество предпочтительнее, чем злое; но и оно должно приходить и уходить вовремя, так как этого требует хороший сон. Так же он замечает,  что общество в основном состоит из «маленьких людей».[2,29]

Маленькие люди – это слабые люди, которым еще предстоит стать сильными. Они живут и желают по сути одного, чтобы никто не причинял им страдания, поэтому они вежливы с другими и делают им добро. В этом проявляется их трусость. Сколько у них есть такой доброты, справедливости и сострадания, столько у них и слабости. Маленькие люди – господа сегодняшнего дня, так как они заботятся о сохранности и выживании человека. Сильные же люди – господа завтрашнего дня, так как они стремятся к гибели человека. [2, 360]

У некоторых из маленьких людей есть своя воля, но в основной массе они подчиняются чужой воле. Ницше считает, что всем маленьким людям свойственно малодушие. Маленькие люди не заслуживают королей, но, не смотря на это, сильный человек все равно должен управлять слабыми. [2, 208]

Так же Ницше выделяет из общества калек наизнанку, у которых всего слишком мало, а чего-то одного слишком много. Калеки наизнанку – это люди, которым не достает всего, кроме избытка себя. Люди, которые не что иное как один большой глаз, или один большой рот, или вообще одно что-нибудь большое. Заканчивая эту мысль Ницше, пишет, что общество состоит из обломков и отдельных частей человека. [2,170]

Но, в конце концов, какое бы общество не было, оно должно быть, так как оно способствует появлению «добрых нравов». [2,303]

   О войне и войнах.

Ницше начинает главу о войне тем, что не нужно ждать пощады ни от лучшего врага своего, ни от друга которого ты любишь всем сердцем. Он призывает быть храбрыми, мужественными и бороться за свою мысль, а мысль в свою очередь должна быть только о жизни.  Врагов не нужно призирать, ими нужно гордиться, тогда «успехи врага будут и твоими успехами» - говорит Ницше. Не все солдаты могут быть войнами и не все обладают такими качествами, которыми должен обладать поистине настоящий воин. Воин должен быть храбрым, мужественным и иметь сильную ненависть к врагу. Многие солдаты стыдятся прилива чувств, но нужно стыдиться их отлива. Солдаты, которые обладают большой душой, становятся высокомерными, по мнению Ницше, высокомерие - это слабость. Он так же пишет, что нужно любить мир, как средство к новым войнам. Нужно жить жизнью повиновения и воины.[2,52]

О друге.

Каждому отшельнику не хватает друга. Но для каждого отшельника друг является третьим: третий это пробка мешающая погрузиться в свои мысли одному человеку. Чтобы иметь друга нужно вести за него войну, а чтобы вести войну нужно уметь быть врагом. По мнению Ницше, в каждом друге нужно иметь лучшего врага. Друг должен в разные моменты жизни уметь сострадать, а в какие-то просто промолчать. Не всякий человек может найти выход из своей сложной ситуации, зато он сможет помочь в какой, либо проблеме своему другу, так как со стороны всегда виднее. Ни одна женщина не способна быть другом. [2,64]

Так же Ницше пишет, что в дружбе не нужно быть скупыми, так как, сколько вы даете другу, в большей мере вернется и к вам. Ницше рассматривает друга, как праздник земли и предчувствие сверхчеловека. Друг представляется как завершенный мир, как чаша добра, которая в любой момент может подарить завершенный мир. В друге нужно любить сверхчеловека как свою причину. [2,71]

 Заключение.
      Воспринимать философию Ницше можно по-разному. Философия Ницше «для всех и ни для кого». Анализу его творчества посвящены многочисленные статьи и монографии. Проблемы, поднятые Ницше, актуальны и по сей день. Разве для нас не актуальны проблемы опасности маленьких, серых, покорных людей, разве социальные системы нынешних государств идеальны? Все эти и многие другие проблемы описывает Ницше в своих трудах. Несомненно, главной ценностью нравственного учения Ницше является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем занимающимся изучением
человека, его происхождения, развития и существования. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс. Абсолютизацией идеи возвышения человека является идея Сверхчеловека. Эта идея, на мой взгляд, не много не корректна, образ Сверхчеловека таким, каким его рисовал в своем сознании Ницше, недостижим, а люди, возомнившие себя Богами так и не смогли стать высшей властью путем террора, убийств и страха. Но, несомненно, идеи совершенствования духовности человека, стремления его к высшему идеалу, заложенные в концепции Сверхчеловека, оцениваются, как позитивные и нужные для всего  человечества.

Список используемой литературы

1.    Цвейг С. Ницше. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1990. – 255 с.

2.    Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: ЭКСМО, 2011. – 413 с.

3.   Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997 г. 880 с.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41204. ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ 165 KB
  Все это позволяет считать что у человека есть гораздо более сложные формы получения и переработки информации чем те которые даются непосредственным восприятием. Я имею в виду тот опыт который известен как опыт Бойтендайка и который лучше других показывает отличия мышления человека от мышления животных. Такая особенность и характеризует сознание человека отличая его от психики животных. Эта черта способность человека переходить за пределы наглядного непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.
41205. СЛОВО И ЕГО СЕМАНТИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ 143.5 KB
  Прежде всего нас будет интересовать слово и его семантическое строение т. слово как носитель определенного значения. Как известно слово является основным элементом языка.
41206. РАЗВИТИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ 119 KB
  Первый из них мы обозначили как предметную отнесенность понимаемую как функция слова заключающаяся в обозначении предмета признака действия или отношения. Вторым основным компонентом слова является его значение которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в предмете обобщения их и введения предмета в известную систему категорий. Сейчас мы продолжим это рассуждение и остановимся на одном из важнейших открытий советской психологической науки которое показало что оба этих компонента предметная отнесенность слова и...
41207. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ 165.5 KB
  Мы сказали далее что если в раннем возрасте значение слова носит у ребенка аффективный характер то к концу дошкольного и к началу школьного возраста за значением слова кроются конкретные впечатления от реального практического наглядного опыта а на дальнейших этапах за словом начинают уже стоять сложные системы отвлеченных связей и отношений и слово начинает вводить данный предмет в известную категорию иерархически построенных понятийных систем. Это положение принципиально важно для современной психологической науки потому что оно...
41208. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 149 KB
  Лишь в некоторых случаях примером которых являются так называемые пассивные конструкции например Мальчик укушен собакой синпраксическая и логическая структуры предложения расходятся и действующее лицо логическое подлежащее ставится в творительном падеже который семантически остается именительным в то время как объект воздействия в именительном который по своему значению принимает функции косвенного однако и в этом случае флексия этого косвенного падежа является средством управления. На самом деле это не два рядом...
41209. Финансовый анализ как инструмент управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 195 KB
  Сущность содержание финансового анализа и его место в системе экономических знаний 1. Предмет метод объекты и субъекты финансового анализа 1. Классификация методов и процедур финансового анализа Финансовый анализ как инструмент управления финансовохозяйственной деятельностью предприятия Финансовый анализ являясь неотъемлемым компонентом комплексного экономического анализа хозяйствующего субъекта представляет собой процесс идентификации сбора обработки и использования разнообразной официальной и неофициальной внутренней и внешней...