97666

Психологические аспекты капиталистического поведения (Веблен, Зомбарт)

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

В докапиталистический период человек производит ровно столько благ, сколько необходимо для его потребления. Зомбарт называет такое хозяйство «расходным». Люди в таком хозяйстве ориентированы не на результат, но на исторический опыт, желая соответствовать ему, вместо попыток сознать новое.

Русский

2015-10-20

42.72 KB

1 чел.

  Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

“Высшая школа экономики”

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

История экономических учений
на тему

«Психологические аспекты капиталистического поведения (Веблен, Зомбарт)»

Выполнила:

студентка 162 группы  1 курса

Белькова Людмила Константиновна

Проверил:

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической методологии и истории

Гребнев Леонид Сергеевич

Москва

2013

План реферата

  1.  Концепция В. Зомбарта
  2.  Появление и развитие капиталистического духа
  3.  Источники капиталистического духа
  4.  Вывод
  5.  Концепция Т. Веблена

2.1   Теория праздного класса

2.2   Вывод

  1.  Заключение
  2.  Список использованной литературы


Концепция В. Зомбарта

Появление и развитие капиталистического духа

Вернер Зомбарт (1863— 1941) — немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры.

Первый и основополагающий вопрос книги Вернера Зомбарта «Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека»: «всегда ли и везде один и тот же дух господствует в хозяйственной жизни, или точнее, в хозяйственном человеке, или же можно различать виды этого духа, смотря по личностям, профессиям, странам, эпохам или еще как-нибудь?»2. Разделяя докапиталистический и капиталистические периоды, автор рассматривает истоки капитализма, производя детальный анализ причин его появления.

Каждый период характеризуется образом мыслей народа – «духом». В докапиталистический период человек производит ровно столько благ, сколько необходимо для его потребления. Зомбарт называет такое хозяйство «расходным». Люди в таком хозяйстве ориентированы не на результат, но на исторический опыт, желая соответствовать ему, вместо попыток сознать новое. Это и обуславливало то, что сельское хозяйство, промышленность и торговля не являлись средствами для приобретения богатства. Среди популярных путей обогащения того периода автор выделяет:
1)
чиновничью карьеру,
2) покупку должностей,
3) клиенство/лакейство,
4) получение ренты от государства.
Такая деятельность никак не способствовала возникновению капитализма. С другой же стороны, в таких предприятиях, как:
1) нажива путем насилия,
2) нажива путем волшебства,
3) нажива путем использования духовных способностей (изобретательности),
4) нажива путем использования денежных средств,
автор видит «зачатки» капиталистического духа. Так как в вышеперечисленных делах необходимо подчинение и следование долгосрочному плану.

Для осуществления успешного предприятия необходимы различные качества, в зависимости от специфики самого предприятия, но существуют универсальные качества, необходимые для достижения успеха в любом деле. Предприниматель должен всегда являться трояким: «завоевателем-организатором-торговцем». Это означает умение составлять и следовать намеченному плану, умение организовать команду умение вести переговоры и торг.

Первыми появившимися в Европе предприятиями Зомбарт усматривает:
1) Военный поход
2) Землевладение
3) Государство
4) Церковь.
В таких предприятиях усматривается рациональный подход, являющийся основной характеристикой предпринимательского духа. Организаторы этих предприятий относятся к ранней стадии капитализма по исторической типологии предпринимательства Зомбарта - к разбойникам, феодалам и бюрократам. Цель их деятельности в наслаждении своими завоеваниями, им свойственны агрессия и авантюризм. На следующей ступени стоят спекулянты, купцы и ремесленники. Представители таких типов спокойны и расчетливы в организации своих предприятий, их цели более долгосрочны. Главная же и объединяющая черта – мирные соглашения. Они уже не захватчики, но умелые переговорщики.

По мнению Зомбарта, впервые и наиболее явно порыв завоеваний перешел в мирное и рациональное русло у трех народностей: у шотландцев, флорентийцев и евреев. У них отсутствуют военные средства для достижения могущества, и они стремятся преодолеть (???)  свое желание наживы путем извлечения выгоды из денежных вложений, торговыми договорами и применением знаний в области коммерции. Становясь таким образом «миролюбивыми торговыми народами».

Однако одного предпринимательского духа, хоть и в столь различных его проявлениях, недостаточно, чтобы возник дух капитализма. Необходимым дополнением выступают такие качества характера, как бережливость и умеренность во всех делах, расчетливость, трудолюбие, решимость, верность договору. Их автор называет «мещанскими добродетелями». В объединении с ненасытным духом предпринимательства, они образуют ключевое понятие в теории Зомбарта – капиталистический дух.

Проявления капиталистического духа могут различаться по времени и продолжительности воздействия на нацию, по охвату различных социальных слоев, интенсивностью их овладения духом и различным соотношением частей предпринимательского и мещанского духа. Таким образом, каждая отдельно взятая страна или регион проходит свой сугубо индивидуальный путь развития, с различными движущими силами и временными характеристиками.

Несмотря на все различия, в каждой стране, можно выделить два периода: становление буржуа старого времени и этап современного экономического человека.

Для раннекапиталистической эпохи, имеющей временные рамки от начала капиталистической деятельности до конца XVIII века, характерен буржуа старого времени. Буржуа того времени продолжает руководствоваться максимой: «человек есть мера всех вещей». Накопление богатства является для него не целью, а средством для достижения других жизненных целей. Также он не стремится к увеличению объемов своего предприятия, считая главным продажу по наиболее высоким ценам. Следующая его черта – негативное отношение к конкуренции. Переманивание клиентов не только считается безнравственным, но и находит официальное юридическое отражение в купеческих уставах того времени. Например: «Саксонские торговые уставы 1672, 1682, 1692 гг. постановляют в пункте 18-м: "Никакой торговец не должен отзывать у другого его покупателей от его лавок или торговых заведений, ни удерживать от покупки кивками или другими жестами и знаками, а тем более требовать с покупателей уплаты за лавки или склады другого, хотя бы они находились по отношению к нему в долговом обязательстве"»3. Возможность технических улучшений также не ценится, если после их введения, придется урезать рабочие места.

На этапе появления современного экономического человека (Зомбарт рассматривал этот период с конца XVIII века) присутствует все многообразие и различные комбинации основных типов предпринимателей: разбойники, феодалы, государственные деятели, спекулянты, купцы и ремесленники. Формируется особый тип – «великий предприниматель», представляющий собой комбинацию различных типов. Базой для перехода к новому этапу становится изменение ценностей. Во главу угла становится само дело, а его доходность является критерием определения успешности человека. У современного экономического человека отсутствует умеренность. Он стремиться увеличивать свое богатство, тем самым увеличивая свою власть. Во всех своих действиях он строго рационален. Зомбарт сравнивает современного предпринимателя с ребенком. Над его психологией господствуют четыре желания:

1) Желание чувствовать свой значительный вес. Более всего это выражается в желании количественной оценки, а самый удобный для этого путь – денежный эквивалент.

2) Желание ощущать скорость, активные динамические изменения. Предприниматель стремится не только к тому, чтобы заработать больше всех, но и сделать это быстрее всех. Автор называет это «желанием поставить рекорд».

3) Желание постоянно открывать нечто новое. Став создателем нового, можно привлечь внимание и получить, таким образом, возможность увеличить свое влияние.

4) Желание ощущать свою власть и могущество. Людям с духом современного экономического человека нравится ощущать свое превосходство над другими, а деньги становятся лучшим средством для принуждения.

Источники капиталистического духа

Рассмотрев историю развития и саму сущность капиталистического духа, становится необходимым осветить сами источники его возникновения. Исходя из предпосылки, что капиталистический дух не является цельным, автор извлекает вывод, что не существует единой причины его появления. Жажда наживы, инстинктивная необходимость действовать могут быть подавлены или направлены в другое русло, если в характере человека отсутствуют мещанские добродетели.  Истоки происхождения также различны для раннего и развитого капитализма. «В эпоху раннего капитализма предприниматель делает капитализм, в эпоху высокоразвитого капитализма капитализм делает предпринимателя»4.  

К комплексам причин возникновения капиталистического духа Зомбарт отнес: биологические основы, моральные силы и социальные условия.

Биологические основы подразумевают передачу предрасположенности к предпринимательству и склонность к мещанским добродетелям – составляющим капиталистического духа – через наследование. Автор приходит к выводу, что у всех народов Европы существует предрасположенность к капитализму, но каждый народ прошел свой путь развития, приобретя различное соотношение качеств. С оговоркой, что предрасположенность народа означает наличие комплекса необходимых качеств у большинства его представителей. Исторический путь развития, с его войнами, выбором религии и формы государственного правления, определяется особенностями самого народа.

К народам со слабым капиталистическим предрасположением Зомбарт относит в первую очередь кельтов и готов. Составляя сильную примесь с другими народами, они задерживают распространение капиталистического духа. Нации же с сильным капиталистическим предрасположением делятся на две группы: героев, склонных к «насильственному предпринимательству» – разбойничеству, и торговцев, склонных к мирной предпринимательской деятельности. К народам героев относятся римляне, норманны, лангобарды, саксы и франки, а к народам торговцев – этруски, фризы и евреи. Чьи корни далее нашли свое отражение в флорентийцах, шотландцах, затем голландцах и швейцарцах. Особую кровную предрасположенность к торговле имеет еврейский народ, чему Зомбарт посвятил отдельную книгу «Евреи и хозяйственная жизнь».

К моральным силам, обуславливающим внутренний фактор, относятся философия и религия. Главным постулатом философии, повлиявшим на развитие капитализма, является верховенство рационализма и умеренности. Однако философия занимала лишь малую роль в формировании мировоззрения людей эпохи раннего капитализма. Ведущим же фактором выступала религия. Именно религиозное рвение принуждало людей следовать догмам умеренности, благочестивости ведения дел и трудолюбию. К примеру, как раз во Флоренции XVI веке канонам католицизма и «советам» священников следовали как нигде более. Так же и в Шотландии XVII века протестантские проповедники имели полную власть над всеми граждан. Но самое большое влияние оказала религия на евреев. Причины тому лежат в системном религиозном образовании, чтении оригиналов религиозных текстов, необходимость божественного освящения каждого дела, решение раввинами частных вопросов. Таким образом, строгая религиозность в большинстве своем оживляюще воздействовала на капиталистический дух.

Осталось рассмотреть социальные условия. В них Зомбарт включает:

1) Государство – одно из первых предприятий. Однако оно может выступать не только примером для предпринимателя и образцом ведения хозяйственной деятельности, но также и тормозом развития капиталистического духа. К примеру, негативно могут повлиять высокие налоговые ставки, коррупционность чиновников.

2) Переселения. В первую очередь, обращая внимание на массовые переселения: переселение евреев, переселение преследуемых христиан, в особенности протестантов, и колонизацию заморских стран, особенно Соединенных Штатов Америки.

3) Открытие золотых и серебряных приисков. Появление новых ресурсов драгоценных металлов подталкивает один народ на развитие капиталистического духа, другой же наоборот может погрязнуть в безудержных тратах, - все завит от изначального уровня капитализма в стране.

4)  Техника.

5) Докапиталистическая профессиональная деятельность.

6) Капитализм сам по себе. Автор включает этот пункт, так как капиталистический дух является частью капитализма (капиталистической системы хозяйствования).

Вывод

Существует множество причин появления капитализма. В психологии европейских народов на протяжении многовековой истории сформировались жажда богатства и предпринимательский дух. Это привело к отходу от потребительского хозяйства к приобретательскому виду хозяйствования. Однако это произошло в различном соотношении, поэтому некоторые народы смогли достаточно быстро соединить их в капиталистический дух, у других же это развитие происходило значительно медленнее. На первом этапе становление капитализма большую роль играла церковь, что помогло формированию мещанского духа, путем провозглашения трудолюбия, умеренности, верности договору. Тем не менее, формирование самого капиталистического духа не представляется по Зомбарту возможным без воли к власти и стремлению к бесконечному увеличению завоеваний.

Концепция Веблена

Теория праздного класса

Торстейн Бунде Веблен — американский экономист, публицист, социолог.

В своей книге «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» Веблен выдвигает концепцию, что существует слой общества с особыми чертами – праздный класс. Институт праздного класса формируется из верхних слоев общества: знати, священнослужителей, высших чинов военных и их окружения. Их деятельностью могут выступать управление, военное дело, религия, занятие спортом или развлечения, но объединяющей чертой является их исключение из процесса производства.

Изначально разделение труда происходило по половому признаку, однако потом дифференциация занятий отдельных групп увеличивается. Зарождение праздного класса начинается с разделения на почетные и непочетные виды деятельности. Первые требуют доблесть и отвагу, вторые – повседневны, хотя и могут вносить значительный вклад в благосостояние племени. Сила имеет большое значение на данном этапе развития, поэтому разграничение по физическому превосходству естественно. Трудом можно назвать деятельность, направленную на создание нового или обработку пассивного материалу, доблестное же занятие – это подчинение силы, направленной до этого в другое русло, приобретение ценностей путем захвата.

Появление же самого праздного класса происходит с возникновением института частной собственности. Первый возникший вид собственности – это собственность на женщину со стороны мужчины. Затем целью становится накопление материальных благ в качестве трофеев, для демонстрации своих завоеваний и авторитета. В основе института собственности лежит соперничество и желание превосходства над другими. По мере накопления, превращающиеся(???) в частную собственность(???). Приобретение собственности в дальнейшем возможно и пассивным путем – с помощью наследования. Основой уважения в обществе становится наличие собственности, а не подвиги и завоевания. Причем для достижения это уважения необходимо демонстрировать свое богатство. Заниматься трудом высшему классу также недопустимо – их праздная жизнь должна наглядно доказывать достаточность богатства, следовательно, и само превосходство в силе. Представителям знатных родов это прививалось с ранних лет настолько, что вставало даже против их инстинкта самосохранения. «Лучшим примером, или но крайней мере(???) более очевидным, является случай с одним из королей Франции, который простился с жизнью из-за чрезмерной моральной стойкости при соблюдении правил хорошего тона. В отсутствие должностного лица, в обязанности которого входило передвижение кресла господина, король безропотно сидел перед камином, позволяя своей королевской персоне поджариться настолько, что его уже нельзя было спасти. Однако, поступая таким образом, он спасал свое Наихристианское высочество от осквернения низкими усилиями.»5

По мере усложнения человеческих отношений, на место трофеев и добыч приходят ранги и титулы. Им обязательно соответствует материальное воплощение, чтобы их обладатель мог продемонстрировать свой статус публике. Также появляется показательная праздность, включающая хорошие манеры, этикет, знание тенденций моды и следование им, знания в определенных областях, определенные навыки, но не связанные с физическим трудом, например катание на лошадях. Женщина также продолжает стоять ниже своего мужа, но теперь в ней тоже ценится благородство кровей, и поэтому она становится отстранена от производительного труда. В отношении прислуги возникает тенденция в предпочтении молодых и мужчин, так как их подчинение льстит авторитету хозяина больше, чем подвластность слабой женщины. Подчеркнуть привилегированность хозяина призваны его одежда, обстановка его дома, и даже употребление алкоголя и наркотиков, если их цена достаточна высока, для того, чтобы подчеркнуть элитарность употребляемого. Все это еще более подчеркивает праздный образ жизни высших слоев общества.

Интересно, что если по экономическим основаниям семья не в силах поддержать свой статус, и рискует выйти из праздного класса, то вопросами обеспечения семьи начинает заниматься мужчина, жена же остается его лицом перед обществом. Таким образом, женщина, бывшая сначала собственностью своего мужчины и производившая для него товары, становится потребителем материальных ценностей. Однако женщина остается подвластной, таким образом, она лишь исполняет свою обязанность в подставной праздности для сохранения репутации семьи.

Демонстративное потребление становится свойственно не только самым высшим слоям общества. Оно находит свое проявление и в сравнении жизни горожан и сельских жителей. У городского населения значительная часть дохода уходит на демонстративное потребление. Это обусловлено большим количеством социальных контактов, большую роль для жителей города играют связи в обществе. Уровень жизни выражается в деньгах, использованных для публичного потребления. Отсюда и возникает «эффект Веблена», когда блага потребляются только ради  демонстрирования их стоимости, для соблюдения денежных канон вкуса, хоть это и не является рациональным.

Особое место в денежной культуре занимает одежда, так как она всегда на виду. Женская одежда до сих пор соответствует своему историческому предназначению: показать слабость женщины и ее неспособность к труду. Каблуки, юбки, шляпы, длинные волосы  значительно затрудняют любую работу. Для подчеркивания особого статуса, к примеру, также может быть использован такой предмет гардероба, как корсет, еще более подчеркивающий неспособность женщины заниматься таким непочетным делом, как физический труд.

Другая черта праздного класса – это консервативность. Автор рассматривает, что сопротивление переменам является инстинктивным для человека, однако, праздный класс может позволить себе не подчиняться нововведениям, вследствие наличия у него экономических сил. При любых изменениях в общественном укладе, выигрывает тот, кто первый к ним приспособится, поэтому высшим слоям невыгодны перемены: они рискую потерять свой статус.

В более позднем периоде основными сферами занятий праздного класса становятся банковская и финансовая сферы и юриспруденция, по-прежнему объединенные своим исключением из производственной деятельности.

Вывод

На протяжении истории сформировался особый класс людей, исключенных из производственной деятельности. За историческую предрасположенность к формированию праздного класса автор берет гендерное разделение труда. С течением времени и появлением частной собственности необходимость в физических завоеваниях отпала, ее место заняло материальное превосходство. Отсутствие необходимости трудиться демонстрировало высокое положение. Человеческой натуре свойственно соперничество и сравнение себя с другими, для получения уважения и удовлетворения жажды власти. Из этого и возникло множество форм и возможностей для  демонстрации своего статуса: начиная от трофеев и женщин, заканчивая современными проявлениями.

Заключение

Концепции Веблена и Зомбарта о причинах появления капиталистического поведения очень различны по своей структуре. Однако они оба усматривают, что в психологии человека есть врожденная страсть к сравнению себя с другими, а денежный эквивалент представляется для этого хорошим способом. Также для людей естественно желание обладать властью и могуществом над другими, а наличие богатства делает возможным такое подчинение без применения физической силы. Оба автора рассматривают исторический переход от периода, где главенствующим показателем силы было ее физическое воплощение, к периоду власти денег. Тем не менее, у них совершенно разный угол обзора, если Веблен берет за отправную точку гендерные различия, то Зомбарт рассматривает причины формирования капитализма на основе особенностей отдельных народов, поэтому дальнейшее их сравнение проблематично.

Список литературы

  1.  Гловели  Г.Д. История экономических учений с.288-294, с. 389-395.
  2.  Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека.
  3.  Веблен Т.  Теория праздного класса.

14 баллов. Неправильно оформлен список литературы. Есть огрехи непосредственно в тексте.

2 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека.: пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука. 443 с. (Серия "Социологическое наследие"), стр. 6

3 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека.: пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука. 443 с. (Серия "Социологическое наследие"), стр. 122-123

4   Зомбарт В. Буржуа Этюды по истории духовного развития современного экономического человека.: пер. с нем./ Ин-т социологии. - М.: Наука. 443 с. (Серия "Социологическое наследие"), стр. 148

5 Веблен Т.  Теория праздного класса.: пер с англ. / М.: Прогресс. 334с., гл.3, стр. 86


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68912. Виды проектирования 92.5 KB
  Линия горизонта и точка схода являются особенностью изображения и реально не существуют в трёхмерном пространстве. Однако наша задача получить картину трёхмерного изображения, т.е. двухмерную твердую копию (на экране, на бумаге).
68914. Вывод текста 54 KB
  Вывод текста на экран в графическом режиме имеет ряд отличий от подобных действий в текстовом режиме. Отличие состоит в том, что все действия производятся только со строковыми константами и переменными, числовая же информация должна предварительно преобразовываться в строковую (процедуру Str).
68916. Завантаження файлів 48 KB
  Завантаження файлів на сервер по протоколу HTTP здійснюється набагато чаші, чим ви можете подумати: Web-інтерфейси поштових сервісів дозволяють додати до листа вкладення, а для цього потрібно спершу завантажити файл на сервер, а тільки після цього додавати до листа.
68917. Масиви та списки. Операції над масивами 118 KB
  Масив — це впорядкований набір даних. Кожен елемент масиву має індекс або ключ. Індекс (ключ) служить для однозначної ідентифікації елементу усередині масиву. У одному масиві не може бути двох елементів з однаковими індексами.
68918. Користувацькі функції 45 KB
  У будь-якій мові програмування існують підпрограми. У мові С вони називаються функціями, в асемблері — підпрограмами і викликаються інструкцією CALL, а в мові Pascal існує навіть два види підпрограм: процедури і функції.
68919. Передача параметрів функції 40 KB
  При виклику функції func потрібно обов’язково вказати всі три параметри оскільки вони є обов’язковими. У РНР функції можуть володіти необов’язковими параметрами або параметрами за умовчанням про них ми поговоримо трохи пізніше. Функція не може змінити параметрзначення тобто він доступний...
68920. Операції над рядками. Робота з датою та часом 97 KB
  Чим же хороші самі рядки в РНР На відміну від С переваги PHPрядків полягають в наступному: Рядок може містити будьякі символи. Нагадаю що рядок не може містити символи з кодом 0 оскільки перший такий символ трактується як кінець рядка.