97675

МЕСТО ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Франческо Петрарка великий поэт выдающийся философ и политический деятель открывший ранее Возрождение. Петрарка является одним из самых выдающихся ее деятелей. Кто был Франческо Петрарка Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо куда переселился его отец флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо которого изгнали из Флоренции одновременно с Данте за принадлежность к партии белых.

Русский

2015-10-20

68 KB

6 чел.

PAGE  12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

МЕСТО ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр. Д-113

       _________Быстрова А.Н.                       ___________Буштаева Т.А.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)


Содержание

[1] Содержание

[2] Введение

[3] 1. Кто был Франческо Петрарка?

[4] 2. Место Ф. Петрарки в культуре Возрождения

[5] Заключение

[6] Список литературы


Введение

Возрождение - эпоха в истории культуры, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени.

Эпоха возрождения приблизительно существовала в XIV - XVI веках. Включает три фазы: раннее (XIV в.), зрелое (XV в.) и позднее Возрождение (XVI - начало XVII ст.).

Франческо Петрарка — великий поэт, выдающийся философ и политический деятель, открывший ранее Возрождение.

М.М. Постников приводит следующие слова Леонардо Бруни о Петрарке: «был первым, кто обладал такою тонкостью ума, что смог понять и вывести на свет древнее изящество стиля, дотоле утраченного и забытого»1. М.М. Постников приводит также слова Пьера Паоло Верджерио, который подчеркивая значение деятельности Петрарки, воскресившего классический стиль, восклицал: «Кто мог бы выйти на ясный свет добродетели и звания среди стольких грязных пороков, среди такого мрака невежества!».2

Огромную роль для культуры Возрождения сыграло обращение к античности. «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья».3

Для меня рассматриваемая темя является интересной и актуальной, так как эпоха Возрождения – очень важная  эпоха в развитии мировой культуры, а Ф. Петрарка является одним из самых выдающихся ее деятелей.


1. Кто был Франческо Петрарка?

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, куда переселился его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо, которого изгнали из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.

«Я родился от почтенных, небогатых, или, чтобы сказать правду, почти бедных родителей, флорентийцев родом, но изгнанных от отчизны, - в Ареццо, в изгнании...»4, - так говорил о себе Петрарка.

П. Киле считает, что «Петрарка назван писателем, вызвавшим к жизни давно заснувшую поэзию»5. В послании говорится: «Мы не цезари и не меценаты, однако мы тоже дорожим славою человека, единственного не в нашем только городе, но во всем мире, подобного которому ни прежние века не видели, не узрят и будущие; ибо мы знаем, сколь редко, достойно поклонения и славы имя поэта»6.

П. Киле отмечает, что «Данте с его прижизненной славой умер на чужбине. Прошло тридцать лет. Поэзия, у Петрарки по сути без каких-либо публикаций стихов, кроме восторженных возгласов знатоков, обретает блеск и признание. Петрарка явился поэтом, пробудившим это восторженное восприятие поэзии, как в России в начале XIX века, а затем и всех видов искусства, что станет определяющей чертой новой эпохи - Ренессанса. Вообще прижизненная слава Петрарки так же мало объяснима, как легко объяснима его слава в веках. Его называют родоначальником новой европейской поэзии и первым гуманистом. Но все это признание в веках. Между тем самые сокровенные мысли поэта излагались чаще всего в письмах»7.

Между тем Петрарка продолжал писать сонеты. Третья редакция «Канцониере» (1359 - 1362) включает 215 сонетов и канцон. Далее шли еще четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая редакции, с дополнениями.

П. Киле отмечает, что «стихи свои Петрарка воспринимал как поэтический дневник, с внесением дополнений, куда ни шло, но и поправок в связи с переменами в умонастроении, что не всегда кстати для первоначального цельного впечатления или чувства»8.

Итак, Ф. Петрарка был одним из первых гуманистов эпохи Возрождения, а также новой европейской поэзии.


2. Место Ф. Петрарки в культуре Возрождения

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни.

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана только  на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце»9. Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.

Своим «Канционере» Петрарка не только продолжил традиции Данте, но внес большой и серьезный вклад в развитие итальянского литературного языка.

Книга Петрарки делится на две части: сонеты и канцоны «на жизнь мадонны Лауры» и «на смерть мадонны Лауры». Лаура , героиня любовной лирики Петрарки, - имя, ставшее широко популярным и получившее нарицательное значение. Лаура – идеальный образ возлюбленной, ставшей предметом поэтического прославления.

Стоит отметить, что некоторые исследователи предполагают надуманность существования образа Лауры. Они считают, что «таковая есть чистый символ женственности. Однако, по заверению самого Петрарки – эта женщина была более, чем реальной. Да и возможно ли так вдохновляться от неосязаемого вымысла? Любовь столь сильная к собственным мечтам походит больше на безумие»10.

Кроме изображения любви к Лауре в «Канцониере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.

Религиозное сознание у Петрарки можно назвать гуманистическим, хотя и христианским, но далеко не догматическим , что в целом характерно для мыслителей раннего Возрождения. «Я, - писал Петрарка, - один из тех, кто склонен идти дорогой древних, но не всегда по их следам… туда, куда мне нравится, а иногда пойти дальше и испытать еще неизведанные пути».11

«Канцониере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

В творчестве Петрарки начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ф. Петрарка внес большой вклад в исследование античной литературы.

М.М. Постников отмечает, что «Петрарка развернул активную деятельность: разыскивал статуи, собирал римские медали, пытался восстановить старинную типографию Рима и т.д. Но большую часть своей энергии Петрарка направил на поиски и комментирование произведений «античных классиков»12.

Сохранился список якобы принадлежащих ему книг, составленный им самим в 1336 году на последней странице латинского кодекса, хранящегося сейчас в Национальной библиотеке Парижа. Располагал ли Петрарка, кроме этих имен, оригиналами их произведений, неизвестно. Список содержит следующие имена: Гораций, Овидий, Катулл, Пропорций, Тибулл, Персий, Ювенал, Клавдиан, Плавт, Теренций, Тит Ливий, Саллюстий, Светоний, Флор, Евтропий, Джустин, Орозий, Валерий Максим, Квинтилиан, Варрон, Плиний, Апулей, Авл Гелий, Макробий, Витрувий, Марциан Капелла, Помпоний Мела, Кассиодор, Боэций. Кроме того, на этой странице перечислены имена и многих отцов церкви.

Петрарка пополнял свои архивы «в течение всей своей жизни с помощью друзей и своих многочисленных иностранных корреспондентов, которые разыскивали и переписывали для него забытые и полузабытые рукописи»13.

М.М. Постников отмечает, что «Петрарка постоянно занимался копированием не только своих рукописей, но и чужих. С увеличением своих доходов, он организовал целую мастерскую (фирму), в которой работали секретари и переписчики, о чем он сам неоднократно упоминал в письмах. О его страстном увлечении — собирать древние книги — знали все. Почти в каждом письме к друзьям он напоминает об этом: «Если я тебе дорог, сделай так: найди образованных и достойных доверия людей, пусть перетрясут всю Тоскану, перероют шкафы ученых как духовных, так и светских». Он щедро оплачивает находки, и они стекаются к нему со всех сторон»14.

Специалисты по биографии Петрарки с восторгом пишут: «В сущности, это был первый из тех славных, богатых открытиями походов, которые предпримут гуманисты последующих поколений, отправляясь, подобно Колумбам, в странствия не для завоевания островов и континентов, а на поиски изгрызанных крысами пергаментов»15.

Им самим было сделано несколько важных находок. Так, в 1333 году он обнаружил в Льеже две дотоле никому неизвестные речи Цицерона. Одной из них была речь «В защиту поэта Архия», оказавшая большое влияние на гуманистическое понимание общественной и воспитательной роли литературы.

Потом, в 1334 году, Петрарка отыскал в Вероне письма Цицерона к Аттику, к Квинту и к Бруту. Это тоже было важным открытием. «Петрарка не без основания считал, что именно он возродил в Европе интерес к философии и публицистическим сочинениям великого римского оратора. По-видимому, Петрарка был также первым, кто по прошествии многих столетий по-настоящему оценил лирику Катулла, списки стихотворений которого еще в конце XIII века были вывезены из Фландрии  некоим веронским писцом по имени Франческо»16.


Заключение

Ф. Петрарка был одним из первых гуманистов эпохи Возрождения, а также новой европейской поэзии.

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни.

В творчестве Петрарки начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

Ф. Петрарка по праву носит имя первого человека Возрождения, первого гуманиста, ясно выразившего новые, враждебные средневековью, прогрессивные идеи.  

Ф. Петрарка внес большой вклад в исследование античной литературы, был основателем классической филологии.


Список литературы

  1.  Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения. –М.: Мысль, 1986. С. 258-262.
  2.  Петрарка Ф. Избранная лирика. –М.: 1953. С. 1-13.
  3.  Киле П. Франческо Петрарка. 2007. С. 2.
  4.  Парандовский Я. Петрарка. Иностранная литература, № 6. С. 63.
  5.  Петрарка Ф. Письмо к потомкам /Франческо Петрарка. Избранное. Лирика. Автобиографическая проза /Сост. Н. Томашевский. –М.:  Изд-во «Правда», 1989. С. 304-311.
  6.  Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. 2000. С. 98.
  7.  Хасанов В. Ф. Петрарка. Певец Лауры. 2004.  С. 10.
  8.  Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. –М.:  Наука, 1974. С. 87.

1 Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. 2000. С. 98.

2 Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. 2000. С. 98.

3 Петрарка Ф. Избранная лирика. –М.: 1953. С. 5.

4 Петрарка Ф. Письмо к потомкам /Франческо Петрарка. Избранное. Лирика. Автобиографическая проза /Сост. Н. Томашевский.- М.: Изд-во «Правда», 1989, С. 304-311.

5 Киле П. Франческо Петрарка. 2007. С. 2.

6 Петрарка Ф. Письмо к потомкам /Франческо Петрарка. Избранное. Лирика. Автобиографическая проза /Сост. Н. Томашевский.- М.: Изд-во «Правда», 1989, С. 304-311.

7 Киле П. Франческо Петрарка. 2007. С. 2.

8 Киле П. Франческо Петрарка. 2007. С. 3.

9 Петрарка Ф. Письмо к потомкам /Франческо Петрарка. Избранное. Лирика. Автобиографическая проза /Сост. Н. Томашевский.- М.: Изд-во «Правда», 1989, С. 304-311.

10 Хасанов В. Ф. Петрарка. Певец Лауры. 2004. – С. 10.

11 Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения. –М.: Мысль, 1986. С. 261-262.

12 Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. 2000. С. 100.

13 Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. 2000. С. 100.

14 Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. 2000. С. 103.

15 Парандовский Я. Петрарка. Иностранная литература, № 6. С. 63.

16 Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. -М. Наука, 1974. С. 87.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20048. Нарезание зубчатых колес методом копирования 48.5 KB
  Метод копирования заключается в том что профиль зуба инструмента соответствует профилю впадины колеса. Колеса нарезают на универсальнофрезерных станках. Сущность: Долбятся одновременно все впадины колеса.
20049. НАРЕЗАНИЕ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА МЕТОДОМ ОБКАТКИ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ 46.5 KB
  колес червячного колеса и колеса зубч. колеса и рейки с наложением некоторых доп. возможность одним инстром обрабатывать колеса с разным числом зубьев колеса с одним модулем.
20050. Зубоотделочные операции: шлифование, шевингование, хонингование, притирка, приработка 62.5 KB
  Шлифование. Шлифование методом копирования осуществляют шлифовальным кругом профиль которого соответствует профилю впадины м д зубьями. Шлифование производят последовательно т.
20051. Изготовление пластин и мостов. Методы обработки плоскостей. Методы получения отверстий 25.5 KB
  Методы получения отверстий.: точность размеров точность расположения отверстий относительно друг друга соосность сопряжённых поверхностей двух пластин или пластины и моста Пластины и мосты изготавливают из конструкционной стали 20 45 латуни Л62 ЛС591 алюмин. обработка плоскостей изготовление основных отверстий изготовление крепёжных отверстий изготовление уступов канавок и различных углублений снятие заусенцев и покрытий. Методы получения отверстий в...
20052. Электрохимический метод нанесения покрытий. Виды гальванических покрытий. Термодиффузионный способ. Металлизация распылением. Контроль качества покрытий 34 KB
  Виды гальванических покрытий. Контроль качества покрытий. Для получения металлических покрытий детали на специальных подвесках или приспособлениях подвешивают на катодную штангу.
20053. ХАРКТЕРИСТИКА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ 54 KB
  Лакокрасочные покрытия Покрытия которые образуются в результате плёнкообразования высыхания лакокрасочных материалов нанесённых на поверхность изделий. Существуют также лакокрасочные покрытия специального назначения электроизоляционные флуоресцентные термоиндикаторные термостойкие бензо и маслостойкие и др. По внешнему виду покрытия делятся на: гладкие однотонные – высокоглянцевые глянцевые полуглянцевые матовые глубокоматовые; гладкие рисунчатые молотковые –...
20054. Сборка неразъемных соединений. Продольно-прессовые и поперечно-прессовые соединения. Соединения с натягом, собираемые с применением вибрационно-импульсного воздействия 49 KB
  Продольнопрессовые и поперечнопрессовые соединения. Соединения с натягом собираемые с применением вибрационноимпульсного воздействия. Принцип сборки прессовые соединения основан на деформации сопрягаемых деталей. Прессовые соединения м.
20055. Сборка неразъемных соединений. Клепаные соединения. Соединения завальцовкой. Сварные и паяные соединения 164 KB
  Клепаные соединения. Соединения завальцовкой. Сварные и паяные соединения. Клеевые соединения.
20056. Сборка разъемных соединений. Резьбовые соединения. Конические соединения. Шпоночные соединения 22.5 KB
  Резьбовые соединения. Конические соединения. Шпоночные соединения. К резьбовым соединениям относятся: резьбовое соединение двух деталей болтовое шпилечное винтовое самоформируещиеся соединения.