97682

Сферы социальной жизни

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Предметом социологии П.А.Сорокин считал взаимодействие социальных групп, которые функционируют в разных культурных и исторических обстоятельствах. Сорокин изучал разные виды социального поведения и учитывал разнообразные влияния, реакции. Согласно теории Сорокина о социальной мобильности: любое общество имеет сложную структуру...

Русский

2015-10-20

32.8 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «философии и культурологии»

Реферат


по дисциплине: «Философия»

Тема: Сферы социальной жизни

Руководитель    Выполнил студент гр. МПМ - 112
       

__________Быстрова А.Н.    ___________Бояновская В.В.

(подпись)       (подпись)

________________               ______________
    
(дата проверки)            (дата сдачи на проверку)



Новосибирск 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1.Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция.…4

           1.1 Геометрическое и социальное пространство………………………4

2.Социальная стратификация……………………………………………..…….6

3.Социальная мобильность……………………………………………………...7

           3.1 Формы социальной мобильности……………………………….…..7

           3.2 Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ…………….……………………………………………………………..7

           3.3 Общие принципы вертикальной мобильности……………….……8

4.Строение общества и населения……………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………...14

Список используемых источников…………………………………………….15

Введение

  Тема реферата  «Сферы социальной жизни» очень актуальна, потому что она раскрывает строение общества, а общество – важнейшая часть мира.

Питирим Сорокин – известный социолог, изучавший общество.

Предметом социологии П.А.Сорокин считал взаимодействие социальных групп, которые функционируют в разных культурных и исторических обстоятельствах. Сорокин изучал разные виды социального поведения и учитывал разнообразные влияния, реакции. Согласно теории Сорокина о социальной мобильности: любое общество имеет сложную структуру, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим. Общественные группы постоянно изменяют социальное положение, т.е. проявляют вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность - это степень «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни минимальна, это приводит «закрытые» системы к кризису. П.А.Сорокин считал, что в историческом процессе, есть  периодическая смена разных «суперсистем», характеризующихся культурно-историческим стилем, особой системой ценностей. Сорокин выделил три вида «суперсистем»: идеациональный, чувственный, идеалистический.

1.Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция.

1.1 Геометрическое и социальное пространство

     П.А.Сорокин считал, что социальное пространство значительно отличается от геометрического. Люди, которые находятся рядом в геометрическом пространстве, в социальном пространстве находятся очень далеко. Например: хозяин и раб, король и слуга. Так же люди, которые находятся очень близко в социальном пространстве могут быть очень далеко в пространстве геометрическом. Например: два генерала одного звания, епископы, исповедующие одну религию и т.п.. Человек может преодолеть большое количество геометрического пространства, при этом не изменив свое положение в социальном пространстве, и наоборот.

Социальное пространство это некая вселенная, которая состоит из населения земли. Там, где нет людей, или живет всего один человек, нет социального пространства, потому что один человек не имеет никакого отношения к другим. Он может находиться только в геометрическом пространстве.

Чтобы определить положение человека в социальном пространстве, нужно определить его отношение к другим людям.

Социальное положение – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его гражданство, семейное положение, отношение к религии, национальность, экономический статус, происхождение человека и т.д.

Люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие одинаковую функцию в каждой из этих групп, находятся в одном социальном положении. Люди, у которых есть некие отличия, находятся в разном социальном положении. Чем больше сходства в положении различных людей, тем ближе  они друг к другу в социальном пространстве. Чем больше различия, тем больше расстояние между людьми в социальном пространстве.

2.Социальная стратификация

   Автор писал: социальная стратификация – это деление населения на классы в иерархическом порядке. Сущность социальной стратификации – это неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Если в пределах какой-то группы существуют различия по авторитету, престижу, званию, то это означает, что такая группа политически дифференцирована, т.е. политически разделена.

Если люди в обществе разделены по роду деятельности, занятиям, при этом некоторые профессии считаются более престижными, и если члены профессиональной группы делятся на руководителей и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована.

3.Социальная мобильность

3.1 Формы социальной мобильности

  Сорокин говорил,  что  социальная мобильность – это переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Есть два основных вида социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Горизонтальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например: переход из одного гражданства в другое, из одной религиозной группы в другую, переход мужа или жены из одной семьи в другую. Во всех этих случаях перемещение может происходить без заметных изменений социального положения.

Вертикальная социальная мобильность – перемещение индивида из одного пласта в другой. В зависимости от направления этого перемещения существует два вида вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

3.2 Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ

   Социальная стратификация одной и той же высоты может иметь разную внутреннюю структуру. Теоретически, может существовать стратифицированное общество, где вертикальная мобильность равна нулю.

Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, в обществе не происходит перемещения индивидов, и каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчивый, непроницаемый или как неподвижный. «Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля – тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный.»

3.3 Общие принципы вертикальной мобильности

Первое утверждение: «Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной».

Второе утверждение: «Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления»

Третье утверждение: «Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве».

Четвертое утверждение: «Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории».

4.Строение общества и населения

   Питирим Сорокин рассматривал общество, процессы и взаимоотношения, происходящие в нем.

О строении общества П.А. Сорокин говорит: “Прежде чем перейти к

описанию строения населения или общества в том сложном  виде,  в  каком  они существуют, мы должны изучить их в  простейшем  виде”. Он показывает, что самый простой вид социального явления это взаимодействие двух индивидов. В любом таком взаимодействии есть три элемента: индивиды, действия, акты.

Главными  формами  взаимодействия  социальных   групп являются

  1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

  2) взаимодействие сходных и несходных лиц

  3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и  неорганизованное,  солидарное  и  антагонистическое, сознательное и бессознательное.

Всё население делится на группы, которые образуются из взаимодействия одного с одним,  одного  с  многими  и  одной группы с другой. Если взять любую социальную группу – семья, трудовой коллектив, государство, религиозная секта и т.д., то любая из этих групп представляет собой взаимодействие двух или  одного  со  многими  или  многих людей со многими. Человеческое  общение  состоит из процессов  взаимодействия,  односторонних и двусторонних, временных  и  длительных,    организованных    и    неорганизованных,     солидарных     и

антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.

     Автор пишет: “Весь  сложнейший  мир  общественной  жизни   людей   распадается на очерченные  процессы  взаимодействия”. “Группа   взаимодействующих   людей  представляет своего рода коллективное  целое  или  коллективное  единство...

Тесная  причинная  взаимозависимость   их   поведения   и   дает   основание

рассматривать  взаимодействующих  лиц  как  коллективное  целое,  как   одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и  водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся  от  простой суммы   изолированных   кислорода   и   водорода,   так    и    совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.”  “Всякую  группу людей, взаимодействующих друг  с  другом,  мы  будем  называть  коллективным единством или короче коллективом”.

Сорокин рассматривает при каких условиях возникают, сохраняются

и распадаются коллективные единства. Условия их  возникновения,  существования  и распада делит на три группы:

1. космические или физико-химические

2. биологические

3. социально-психические

     Автор показывает  два  основных  (сознательный   и бессознательный)  установления  организации   группы и приемы поддержания,  сохранения этой организации.    “Общественная   жизнь представляет не что иное,  как непрерывный  поток  возникающих,  длящихся  и исчезающих   коллективных    единств.   “Коллективное   единство   перестает

существовать  только  тогда,   когда   прекращается   взаимодействие   между

частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства  ведет  к исчезновению его организации.  Но падение одной  организации   и  замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного  единства, а  означают  только,   что  форма,  порядок   и   организация   последнего

изменилась!”

     Сорокин  рассматривает  строение  и  расслоение  населения.  Он

говорит, что население разделяется на несколько групп, что население  состоит из множества коллективных  единств, оно не представляет  чего-то  цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Население распадается на несколько групп, важнейшими расслоениями населения будут расслоения:

  а) по семейной принадлежности

  б) по государственной

  в) по расовой

  д) по профессиональной

  е) по имущественной

  ж) по религиозной

  з) по объемно-правовой

  и) по партийной

     При сочетании  простых  расслоений образуются  сложные

группы. Они бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и  внутренне  солидарные.

Сорокин обращает внимание на то, что судьба населения, ход истории определяются взаимоотношениями простых и сложных социальных   коллективов. Чтобы объяснить   исторические   процессы, нужно учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп.

  Сорокин изучает деятельность  людей, их поведение, общественные  процессы. Силы, которые влияют на поведение людей и определяют характер  их  совместной  жизни,  могут быть сведены к трем разрядам:

  1. разряду космических (физико-химических) сил

  2. разряду сил биологических

  3. разряду сил социально-психических

  К космическим силам П.А. Сорокин относит раздражители: свет, звук, температура, цвет, влажность, климат, времена года, чередование дня и ночи. К  главным  биологическим  силам   Сорокин   относит:

  1. потребность питания

  2. потребность половая

  3. потребность индивидуальной самозащиты

  4. потребность групповой самозащиты

  5. бессознательное подражание

  6. потребность движения

  7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

  Сорокин делит социально-психические факторы на простые и  сложные.

К простым относятся:

  1. идеи

  2. чувства-эмоции

  1. волнения людей

     К сложным относятся:

  1. материальная культура, окружающая человека

  2. духовная атмосфера социальной среды

  3. Общественно-политическая организация групп, явления власти,  богатство

     и деньги, разделение труда и т.д.

     П.А. Сорокин показывает, как эти факторы влияют на поведение человека и общественную жизнь.  “Человек,  как все явления  мира  не  изъят  из-под  действия  законов  необходимости,  что “абсолютной свободы воли”  нет...  Зависимость  от  внешних условий воспринимается людьми  как  отсутствие

свободы. Зависимость поведения людей  от   социально   -   психических

раздражителей воспринимается как независимость,  как  свобода. При росте влияния социально-психических факторов на поведение и манеры людей, будет происходить рост свободы, независимости человека. Со временем растет влияние социально-психических сил,  поэтому  растет  и  наша  “свобода”

Автор говорит: “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет  с  собой  лишь  биологическую организацию, биологические импульсы  и  ряд  наследственных  черт.  Багаж  - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она  формирует человека как социально-психическую индивидуальность”.

Заключение

Изучая  общество, общественную жизнь и процессы, которые происходят в обществе, Питирим Сорокин говорит, что устройство общества, совершенство его социальной жизни, духовное и материальное процветание, его исторические судьбы зависят от природы, свойств и поведения членов этого общества. « Из дурного материала хорошего здания не построишь». Люди - это самое важное. От них зависит, превратят ли они подаренный им судьбой дворец в "свинарник" или простую хижину - в чистое и благоустроенное жилище. Поэтому необходимо концентрировать внимание на людях. "Природа,  поведение индивида,  целого общества представляют следствие двух основных причин - наследственности и среды, в которой он родился, вырос и живет. Если у человека или целого народа нет положительно, наследственно полученных даров - никакая среда не может сделать их талантливыми или выдающимися по своим свойствам... От "наследственного фонда" зависит рост, сложение, сила, здоровье и целый ряд других свойств народа, от него же зависят и его духовные  качества: воля, темперамент, навыки, склонность и умственная одаренность.

Список используемых источников:

  1.  П.А.Сорокин  «Человек  Цивилизация  Общество», М., Изд-во «Политиздат», 1992.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55963. Пори року. Техніка - модульне орігамі 2.31 MB
  Вона складається із старого клубка ниток обмотаного грофованим папером білого кольору. Обличчя намальоване фломастерами, волосся і корона з двостороннього кольорового паперу.
55964. Подорож до країни Математики 40 KB
  Діти сьогодні ми з вами можемо потрапити до країни Математики. Добрий день діти Пишу вам з чарівної країни Математики. Розчаклувати жителів країни Математики можуть тільки розумні уважні й кмітливі діти. До зустрічі Королева Математики...
55965. Читання оповідання В. Сухомлинського «Петрик, собака і кошеня» 37 KB
  Продовжувати знайомити дітей з творчістю В. Сухомлинського. Повторити твори, що читали раніше. Ознайомити з оповіданням В. Сухомлинського «Петрик, собака і кошеня». Вчити дітей уважно слухати твір, відповідати на запитання відповідно до змісту.
55968. Шана Великому Кобзарю 73.5 KB
  Життя Тарасику дала Кріпачкамати вбита горем. Читання напамять вірша Якби ви знали паничіâ€ Інсценізація На сцену виходить Тарас і Оксана. Оксана Оце на хвильку забігла до тебе Тарасику. Не сумуй Тарасику.
55969. Шар. Площадь поверхности и объём шара 599 KB
  Цели урока: Образовательные цели: Ознакомить учащихся с фигурой шар сфера Показать как изображаются данные фигуры на плоскости Познакомить учащихся с формулами вычисления площади поверхности и объёма шара Развивающие цели: развитие исследовательских навыков учащихся умений анализировать полученные данные и делать выводы...
55970. Мовні шаради як спосіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках української мови та в позакласній роботі 206 KB
  Так як людина реалізується в культурі думки, культурі праці й культурі мови, то важливим елементом виховання справжньої культурної людини є саме переконаність учителя в тому, що його учні уміють правильно говорити і писати, добирати мовно-виражальні засоби відповідно до мети та обставин спілкування.