97688

Новая «теория торговли» и «Новая экономическая география»

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Выдающийся американский экономист, публицист, профессор Принстонского университета и лауреат Нобелевской премии по экономикеи 2008 года. Думаю, вы уже догадались, что этот человек – Пол Робин Кругман. Он родился в Нью-Йорке в семье евреев Дэвида и Аниты Кругман, иммигрировавших из Брест-Литовска.

Русский

2015-10-20

81 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по истории экономических учений

на тему: Новая «теория торговли» и «Новая экономическая география»

Выполнила: студентка 1 курса группы № 165

Булыгина Валерия Валерьевна

Проверил: профессор, доктор экономических наук

Гловели Георгий Джемалович

Москва 2013


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………………………..11

Введение

 

Выдающийся американский экономист, публицист, профессор Принстонского университета и лауреат Нобелевской премии по экономикеи 2008 года. Думаю, вы уже догадались, что этот человек – Пол Робин Кругман. Он родился в Нью-Йорке в семье евреев Дэвида и Аниты Кругман, иммигрировавших из Брест-Литовска. По словам Кругмана, интерес к экономике появился у него во многом благодаря научно-популярным произведениям знаменитого фантаста Айзека Азимова. Родители всячески поддерживали сына в его увлечениях. И, окончив школу имени Джона Кеннеди, Пол поступил на экономический факультет Йельского университета. Там он получил степень бакалавра в 1974 году, а затем в 1977 – степень доктора философии в бостонском Массачусетсском технологическом институте. По окончании Массачусетсского технологического института Кругман остался в Бостоне в качестве преподавателя. Затем его преподавательская карьера продолжилась в Йеле, Стэнфорде, Калифорнийском университете и Лондонской школе экономики. С 2000 года Пол Кругман является профессором Принстонского университета и успешно совмещает преподавательскую деятельность с работой в Группе Тридцати (G30), международной организации, объединяющей ведущих финансистов и экономистов с целью глубокого изучения финансовых и экономических проблем1. Пол Кругман имеет за плечами немалый опыт литературной работы и печатается до сих пор. Например, он ведет свою аналитическую колонку в газете «The New York Times», в которой популярно излагает свои мысли об экономической ситуации в стране. Что касается его экономических взглядов, то Кругман считает себя сторонником экономического учения Кейнса. Хотя иногда и критикует Новую Кейнсианскую теорию за неумение предугадывать и за поддержание таких идей как гипотеза эффективного рынка и рациональные ожидания (а разве теория рац. ожиданий кейнсианская?).

  Чтобы лучше узнать и понять одного из ведущих экономистов современности Пола Кругмана, предлагаю изучить «Новою теорию торговли» и «Новую экономическую географию», основоположником которых он является. Ведь именно за развитие этих теорий в 2008 году Пол Кругман удостоился Нобелевской премии по экономике с формулировкой: «За анализ структуры торговли и размещения экономической активности». Цель моей работы заключается в том, чтобы выяснить, какие изменения Пол Кругман предлагает привнести в теорию торговли и экономическую географию, и насколько эти новшества актуальны и необходимы в нашем современном мире для развития экономики и общего благополучия.

Основная часть

Начнем наше исследование с понятия «Новой теории торговли».    Новая теория торговли – это собрание экономических моделей в международной торговле, которое сосредоточено, главным образом, на роли возрастающей отдачи от масштаба и эффекта сетевой выгоды. Началом развития этой теории считается конец 1970-х годов. И ассоциируется эта теория, в первую очередь, с именем Пола Кругмана.

До Кругмана теория торговли определялась как торговля, основанная на сравнительном преимуществе стран с довольно разными характеристиками. Например, страна с высокой продуктивностью сельского хозяйства торгует своей аграрной продукцией взамен на промышленную продукцию со страной с высоким промышленным потенциалом. Отражение этих взглядов можно найти в теории сравнительных преимуществ Рикардо и теории Хекшера-Олина. По принципу сравнительных затрат Рикардо страна, не имеющая абсолютных преимуществ ни в одной из отраслей производства, может получать выгоды от внешней торговли, если сосредоточит свой потенциал на той продукции, в производстве которой у нее есть относительные преимущества. Например, обмен английского сукна на португальское вино, что служит выгодной торговлей для обеих стран. А по теории Хекшера-Олина страна отдает на экспорт тот товар, в производстве которого у нее есть относительно избыточный фактор производства, и импортирует тот товар, для производства которого у нее относительный недостаток факторов производства. Однако в 20 веке большая доля торговли происходит между странами с одинаковыми характеристиками. И этот факт уже трудно объяснить с помощью сравнительного преимущества. В 1979 году в журнале «Journal of International Economics» Кругман предложил свое объяснение торговли между похожими странами. Его теория подразумевала наличие двух предпосылок: покупатели предпочитают разнообразный выбор торговых марок и производство способствует экономии за счет масштабов. Давайте рассмотрим эти предпосылки на примере разнообразных вкусов среди автолюбителей. Разные вкусы покупателей можно объяснить разными комплектациями таких автомобилей как, например, Subaru и Jeep. Однако вследствие отдачи от масштаба невыгодно распространять производство Subaru по всему миру. Напротив, производство сконцентрировано на нескольких заводах в одной стране. Этот пример объясняет, как каждая страна может специализироваться на производстве нескольких брендов одного вида продукта вместо специализации на разнообразных товарах. Такое моделирование, учитывающее экономию от масштаба в производстве и многообразие вкусов в потреблении, обрело название «Новой теории торговли». Стоит отметить, что в своей теории Кругман учитывает и транспортные издержки, которые являются ключевым фактором в эффекте местного рынка. Более подробно к этому вопросу Кругман возвращается, когда вводится понятие «Новой экономической географии».

Потребовалось примерно 11 лет, чтобы «Новая теория торговли» благодаря своему постоянному развитию и совершенствованию превратилась в «Новую экономическую географию». Началом этого нового направления в экономике принято считать публикацию работы Пола Кругмана «Increasing Returns and Economic Geography» в журнале «Journal of Political Economy» в 1991 году. Про переход от Новой теории торговли к Новой экономической географии Кругман красочно говорит в своей статье 1999 года: «obvious in retrospect; it certainly took me a while to see it. Why exactly I spent a decade between showing how the interaction of transport costs and increasing returns at the level of the plant could lead to the "home market effect" (Krugman 1980) and realizing that the techniques developed there led naturally to simple models of regional divergence (Krugman 1991) remains a mystery to me. The only good news was that nobody else picked up that $100 bill lying on the sidewalk in the interim»2. Но в этом нет ничего удивительного, ведь экономика не стоит на месте, а постоянно развивается огромными (???) темпами. Существует даже термин «Новая экономика» или «неоэкономика», для которой присущи глобализация, значительное распространение информации и коммуникационных технологий, а также свободный доступ к знаниям. Все это послужило импульсом к развитию нового вида экономического анализа, основной целью которого стало разъяснение структуры хозяйства в пространстве путем создания различных моделей. Причем в этих моделях имеет место и возрастающая отдача от масштаба, и несовершенная конкуренция. Такое определение дает Кругман «Новой экономической географии»: «the new economic geography, which might best be described as a genre of economic analysis that tries to explain the spatial structure of the economy using technical tricks to produce models in which there are increasing returns and markets characterized by imperfect competition»3.

В своей статье о возрастающей отдаче от масштаба и экономической географии Кругман подчеркивает важность экономической географии, ее изучения и развития: «The study of economic geography – of the location of factors of production in spaceoccupies a relatively small part of standard economic analysis. International trade theory, in particular, conventionally treats nations as dimensionless points (and frequently assumes zero transportation costs between countries as well). Admittedly, models descended from von Thunen (1826) play an important role in urban studies, while Hotelling-type models of locational competition get a reasonable degree of attention in industrial organization. On the whole, however, it seems fair to say that the study of economic geography plays at best a marginal role in economic theory»4.

 Книгу Пола Кругмана, Масахисы Фудзиты и Энтони Венаблса «The Spatial Economy», которая была напечатана в 1999 году, можно считать окончательным оформлением такого понятия как «Новая экономическая география».

 Основную мысль книги, пожалуй, можно выразить в нескольких словах: Диксит-Стиглиц, айсберги, эволюция и компьютер. По мнению авторов это – основные модели, которыми пользуются сторонники Новой экономической географии для анализа различных ситуаций в экономике. Давайте разберем каждое из этих понятий.

Диксит-Стиглиц – это аналитическая модель, придуманная Авинашем Дикситом и Джозефом Стиглицом в 1997 году. В данной модели предприятие обладает рыночной властью и активно ею пользуется. Однако в этом моделировании нельзя создать картель или ценовой сговор. У каждого предприятия есть монополия на конкретный товар, а несовершенные субституты этого товара могут быть предложены другими предприятиями. Таким образом, модель характеризует монополистическую конкуренцию, в которой подчеркивается власть монополии и возрастающая отдача от масштаба. Это  способ ведения хозяйственной деятельности, в которой есть возрастающая отдача, но отсутствуют сложности, характерные для олигополии. Так авторы объясняют актуальность и необходимость использования модели Диксит-Стиглиц: «because Dixit-Stiglitz-type markets have a large number of firms - usually represented as a continuum - we are able to reconcile two seemingly incompatible goals: respecting the integer nature of individual choices under increasing returns (each good will typically be produced in only location) while representing the aggregate of such choices with continuous variables (such as the share of production carried out in a particular location). In short, Dixit-Stiglitz lets us have our cake in discrete lumps while doing calculus on it»5.

Следующая модель – это модель перевозки «Айсберги», предложенная Полом Самуэльсоном в 1952 году, которая учитывает транспортные расходы. Пол Кругман и его коллеги так представляют себе процесс транспортировки: «One key simplification is the assumption that transportation costs take Samuelson's "iceberg" form: rather than modeling a separate transportation sector, we suppose that a fraction of a good shipped simply melts away or evaporates in transit»5. Это означает, что вместо того, чтобы представить индустрию транспортного сектора как отдельную отрасль экономики, модель Самуэльсона предполагает, что товары могут быть свободно перевезены из одного места в другое, но при этом какая-то часть груза просто «растает» по дороге. Этот факт помогает понять, каким образом монополистические предприятия устанавливают цены на свою продукцию.

Прием развития или эволюции, о котором Пол Кругман говорит в своей книге, является, на мой взгляд, одним из самых очевидных. Ведь в мире господствует век инноваций и информации. На мой взгляд, ярким примером может служить так называемая «утечка мозгов» из России. Это процесс массовой эмиграции из страны высококвалифицированных специалистов и ученых. Основная причина их отъезда – низкая заработная плата на родине. Люди узнают о потенциале развития своей карьеры в других странах и о возможности получать большую оплату своего труда за рубежом. Таким образом, под «развитием» авторы книги понимают идею самоорганизации хозяйства. И существует два вида моделей этой организации: в одних моделях ключевую роль играет случай, в остальных – различия в естественном потенциале мест.

И, наконец, компьютер. Этим понятием авторы подчеркивают важную роль, которую играет ЭВМ в построении сложных числовых моделей и проведении вычислений. Думаю, многие согласятся со мной в том, что в современном мире компьютер стал хорошим помощником для человека во многих сферах его жизни. Но не стоит забывать и о том, что есть много вещей, которые мы можем выполнить с помощью простого карандаша и листа бумаги. Вот как эту мысль сформировали Кругман, Фудзита и Венаблс: «models of economic geography can easily seem to be too complicated for paper-and-pencil analysis. Yet if one is prepared to assign particular numbers to the parameters, they can often be easily solved on the computer. A hallmark of the new economic geography, as compared with the new trade and new growth literatures, has been the willingness to turn where necessary to computer-assisted thinking: to use high-tech numerical examples to guide and supplement analytical results. That said, in the course of working on this book we have found that it is often possible to learn more from pencil and paper than one might at first have thought»6.

 Стоит отметить, что в начале своей книги авторы вспоминают теорию Альфреда Маршалла о трех силах, влияющих на развитие промышленности. Альфред Маршалл утверждал, что промышленные кварталы возникают вследствие избытка информации, большого разнообразия в выборе профессий и двусторонних соединений больших местных рынков. По мнению авторов книги, несмотря на то, что все эти три силы Маршалла имеют место быть в современном мире, роль первых двух явно приглушается в моделях Новой географической экономики, и на первый план выходит именно роль взаимосвязей местной торговли: «More than a century ago Alfred Marshall suggested a threefold classification. In modern terminology, he argued that industrial districts arise because of knowledge spillovers ("the mysteries of the trade become no mysteries, but are as it were in the air"), the advantages of thick markets for specialized skills, and the backward and forward linkages associated with large local markets. While all three of Marshall's forces are clearly operating in the real world, the new geography models have generally downplayed the first two, essentially because they remain hard to model in any explicit way. Instead, they have focussed on the role of linkages»6. Таким образом, авторы книги говорят, что теория Маршалла может быть применима и к современной экономике, но только с некоторыми изменениями.

Говоря о Новой экономической географии и Новой теории торговли, хочется упомянуть и модель центра и окраины, которую Кругман предложил в 1991 году. В этой модели Пол Кругман объяснил, как взаимодействие возрастающей отдачи от масштаба, транспортных издержек и гибкости факторов производства может оказать большое влияние на пространственную экономическую структуру. Предполагается, что в модели существует два региона с различными секторами (сельскохозяйственным и промышленным) и с разными видами рабочей силы (крестьянами и рабочими). В сельскохозяйственном секторе однородный продукт производится в условиях постоянной отдачи, а крестьяне используются как единственный потребляемый ресурс. К тому же крестьяне распределены между двумя регионами поровну и не могут переходить из одного в другой. А промышленный сектор производит дифференцированный товар, причем каждая разновидность производится на отдельном предприятии и с экономией от масштаба. Рабочие являются единственным вводимым ресурсом и могут свободно переходить из одного региона в другой. Данные предпосылки объясняют процесс миграции рабочих. Ведь чем больше предприятий в одном регионе, тем большее количество разновидностей товара там производится по сравнению с другим регионом. Следовательно, доход у рабочих из первого региона больше чем у других, и у рабочих из второго региона появляется желание перейти в первый. Этот процесс вызывает так называемый «эффект внутреннего рынка», когда вследствие экономии от масштаба производство сосредотачивается в одном регионе. Такая структура хозяйственной деятельности и называется структурой центра и окраин.   

Заключение

    Изучив Новую теорию торговли и Новую экономическую географию, можно сделать несколько выводов.

Стоит отметить неоценимый вклад Пола Робина Кругмана в развитие современной экономики. В своих трудах он провел глубокий анализ различных экономических ситуаций и моделей. Он первым объяснил все точки взаимодействия систем, эффект сетевой торговли между странами, подчеркнул важность исторических факторов в международной торговле.

Основываясь на том, что затраты на производство некоторых товаров можно снизить, увеличив производство, Кругман объяснил влияние глобализации и свободной торговли на мировую экономику. Благодаря спросу на разные виды товаров со временем не очень большое производство для местного рынка вытесняется масштабным производством для мирового. И таким образом, на рынке ведущими становятся государства, которые экспортируют и импортируют определенный товар. Вследствие конкуренции различных государств на мировой арене это приводит к снижению цен на товары и услуги.

Причины урбанизации мировой экономики также можно объяснить с помощью теории Кругмана. Ведь все большая часть населения предпочитает жить в мегаполисах из-за масштабного производства и борьбы за снижение транспортных издержек. Чем больше становится население городов, тем быстрее развивается экономика и растет производство, и тем большее количество людей хочет перебраться в город. В результате этого происходит разделение регионов на высокотехнологичные зоны и менее развитую «периферию».

Закончить свою работу мне бы хотелось словами профессора экономики Кристиана Беренса: «Krugman was beyond doubt the key player in 'placing geographical analysis squarely in the economic mainstream' ... and in conferring it the central role it now assumes»7.    

 

Список литературы

История экономических учений: учебное пособие для бакалавров / Г.Д. Гловели. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – с. 178, с. 487.

Мельников Н. Пол Кругман. Путь наверх. – 2008. – URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/200/melnikov.htm

Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. – Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999. – URL: http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html

Krugman P.R. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. – The University of Chicago Press, 1991. – Vol. 99 - № 3 – P. 483 - 499 – URL: http://www.princeton.edu/pr/pictures/g-k/krugman/krugman-increasing_returns_1991.pdf

Krugman P.R. The Role of Geography in Development // International Regional Science Review. – 1999. – Vol. 22 - № 2 – P. 146 – URL: http://ebour.com.ar/pdfs/The%20Role%20of%20Geography%20in%20Development.pdf

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

http://en.wikipedia.org/wiki/Paul_Krugman#cite_note-behrensrobert-39

http://en.wikipedia.org/wiki/New_Trade_Theory

 

15 баллов.

1 http://en.wikipedia.org/wiki/Group_of_Thirty

2 Krugman P. “Was it all in Ohlin?” – 1999.  – URL: http://web.mit.edu/krugman/www/ohlin.html

3 Krugman P.R. The Role of Geography in Development // International Regional Science Review. – 1999. – Vol. 22 - № 2 – P. 146 – URL: http://ebour.com.ar/pdfs/The%20Role%20of%20Geography%20in%20Development.pdf

4 Krugman P.R. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. – The University of Chicago Press, 1991. – Vol. 99 - № 3 – P. 483 – URL: http://www.princeton.edu/pr/pictures/g-k/krugman/krugman-increasing_returns_1991.pdf 

5 Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. – Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999. – URL: http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html

6 Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. – Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1999. – URL: http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html

7 Kristian Behrens, Frederic Robert-Nicoud. Krugman’s Papers in Regional Science: The 100 dollar bill on the sidewalk is gone and the 2008 Nobel Prize well-deserved // Papers in Regional Sience – 2009. – URL:  http://www.unige.ch/ses/ecopo/staff/robertn/PiRS2009.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56530. Трикутники. Сторони. Кути. Основа. Висота. Розпізнавання та креслення трикутників 276.5 KB
  Розпізнавання та креслення трикутників. Наочність: таблиця Трикутники малюнки трикутників Тип уроку: формування нових знань умінь і навичок Перебіг уроку. Види трикутників за кутами. Відшукування видів трикутників за допомогою косинця.
56531. Розв’язування трикутників 685 KB
  Мета уроку: формувати навички і вміння з розв’язування трикутників. Час виконання 1 Організаційний момент 7хв 2 Актуалізація опорних знань 7хв 3 Розв’язування вправ 16хв 4 Самостійна робота 10хв 5 Підсумок уроку 5хв...
56532. Сума кутів трикутника 197.5 KB
  Мета: Навчальна: Поглибити знання учнів про властивості трикутників Формувати уміння застосовувати вивчені властивості при розв’язуванні задач Провести діагностику засвоєння системи знань та умінь і її застосування для...
56533. ОЗНАКИ РІВНОСТІ ТРИКУТНИКІВ 743.5 KB
  У даній роботі представлена методична розробка уроків теми «Ознаки рівності трикутників», яка складається з 8-ми уроків та різнорівневої контрольної роботи. Розробка дає змогу подивитися на тему під іншим кутом зору.
56534. Трикутник. Перша і друга ознаки рівності трикутників 8.2 MB
  Перевірка домашнього завдання Після чого обирається по одному учневі з кожного ряду які отримують по 1 листку з 10ма твердженнями інша частина учнів виконують на місцях аналогічне завдання. Ні слайд 2 На домашнє завдання учням було задано вправи на знаходження градусних мір...
56535. Трикутники 1.02 MB
  Мета: Систематизувати основні теоретичні положення з теми «Трикутники». Ліквідувати прогалини в знаннях, уміннях і навичках учнів; виховання активності, самостійності учнів, творчого підходу до оволодіння знаннями.
56536. Трикутники. Урок 52.5 KB
  Мета: навчитися виділяти ознаки різних видів трикутників об’єднувати трикутники за групами на основі знайдених ознак; навчитися вести дослідження за алгоритмом дій аналізувати отримані дані і робити висновки...
56537. Трикутники 67 KB
  Вісім параграфів підручника геометрії 7-го класу знайомлять нас з трикутниками, їх властивостями. Сьогодні на уроці ми узагальнимо і систематизуємо знання про трикутник, повторимо все, що вивчили, і таким чином підготуємося до контрольної роботи.
56538. Рівність трикутників 164.5 KB
  Учасники аукціону називаються аукціонерами людина яка проводить аукціон аукціоністом а товар - лотом. У ході продажу фігур лотів доведення рівності трикутників доцільно записувати на дошці щоб учні ще раз могли простежити відповідність...