97690

Регулирование открытой экономики

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Макроэкономика наряду с микроэкономикой является составной частью экономической теории. В курсе макроэкономики рассматриваются проблемы, присущие национальной экономике в целом. Предметом макроэкономики выступает вся экономика страны, а также процессы, затрагивающие интересы большинства хозяйствующих субъектов.

Русский

2015-10-20

144.9 KB

3 чел.

Содержание

Глава 1. Переход к открытой экономике………………………………..2

Основные макроэкономические проблемы..…………………………2

Глава 2. Регулирование открытой экономики………………………….4

2.1 Анализ открытости экономики на современном этапе…………….4

2.2 Методы регулирования открытой экономики……………………..10


Глава 1. Переход к открытой экономике.

1.1 Основные макроэкономические проблемы

Макроэкономика наряду с микроэкономикой является составной частью экономической теории. В курсе макроэкономики рассматриваются проблемы, присущие национальной экономике в целом.

Предметом макроэкономики выступает вся экономика страны, а также процессы, затрагивающие интересы большинства хозяйствующих субъектов. Ее предметом является нацеленное на поддержку рыночного механизма развитие экономики и повышение благосостояния граждан.

В качестве хозяйствующих субъектов в макроэкономике, как и в микроэкономике, выступают домохозяйства и фирмы. Кроме того, в этом разделе экономической теории появляются новые участники. Это все иностранные хозяйствующие субъекты, которых можно объединить терминами «заграница» и «государство».

Остается в силе принятое в микроэкономике разделение рынков на рынки товаров и услуг, рынки ресурсов, и финансовые рынки. Однако теперь участниками рыночных сделок являются не только отечественные хозяйствующие субъекты, но и иностранные (заграница).

Необходимые для производства продукции ресурсы, или факторы производства, фирмы и государство (для государственного сектора экономики) приобретают на рынке ресурсов. Они получают их от домохозяйств. Домохозяйства передают фирмам через данный рынок основные факторы производства: рабочую силу, финансовый капитал, землю и другие ресурсы за определенное вознаграждение.

Вознаграждением домохозяйств выступают факторные доходы, такие как: рента, капитал, процент, прибыль.

Через рынок товаров и услуг проходит продукция отечественных и иностранных фирм. Фирмы поставляют на этот рынок готовую продукцию, а домохозяйства ее покупают. Причем покупаемая продукция оплачивается доходами домохозяйств, в том числе деньгами, которые они заработали за передачу фирмам необходимых факторов производства. В основном такими доходами являются заработная плата, трансферты (все виды пособий), предпринимательская прибыль, рента, банковский процент, доходы от иных финансовых вложений, например дивиденды по акциям.

На финансовом рынке банки перераспределяют временно свободные денежные средства. Они привлекают временно свободные денежные ресурсы фирм и граждан и направляют их тем, кто испытывает в них настоятельную потребность. Разница между взимаемыми и начисляемыми банками процентами образует их прибыль.

Роль государства, или правительства, в экономике двояка. Во-первых, оно принимает законы, собирает налоги и регулирует экономическое развитие страны. Во-вторых, правительство может выступать в роли как потребителя, так и производителя товаров и услуг. Эта вторая роль правительства будет тем значительнее, чем больше государственный сектор в экономике данной страны.

Не вся произведенная в стране продукция потребляется ее гражданами. Часть этой продукции экспортируется в другие страны в обмен на те товары, которые в данном государстве не производятся совсем или производятся в недостаточном количестве. Разница между величиной экспорта и импорта в стоимостном выражении представлена показателем чистого притока капитала, который указывает на приток или отток капитала из страны. Приток капитала в страну будет иметь место, когда экспорт превышает импорт. Если импорт превысит экспорт, то будет наблюдаться отток капитала из страны. В случае равенства экспорта и импорта не будет ни притока, ни оттока капитала.

В макроэкономическом аспекте перед обществом встает ряд проблем, требующих решения.

Конкуренция и ценовая стабильность это основные условия нормального функционирования рынка. Устойчивый экономический рост, который возможен при здоровом рыночном механизме, приводит к сокращению безработицы, увеличению эффективности производства и повышению благосостояния населения.

Для решения указанных макроэкономических проблем проводятся различные исследования. Они включают в себя прогнозирование и моделирование развития ситуаций, к которым могут привести разные варианты их решения.

В макроэкономическом анализе для оценки взаимосвязей причин и последствий развития экономических процессов используются теоретические модели. Под моделью экономисты понимают совокупность определенным образом упорядоченных элементов, воспроизводящих экономические процессы и явления. Па основе исследования результатов взаимодействия элементов модели делаются прогнозы, и если они оправдываются, то модель воплощается на практике.

Глава 2. Регулирование открытой экономики

2.1 Анализ открытости экономики на современном этапе.

Характерной чертой современного развития международных экономических отношений является тенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.

Традиционно теория международных отношений подразделяет национальное хозяйство на два типа: полностью замкнутое (автаркическое) и полностью открытое. Развитие замкнутой экономики определяется исключительно под воздействием внутренних факторов и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. Но влияние именно этих тенденций оказывается главнейшим в развитии экономики развитого типа.

Принцип открытой экономики - признание стандартов мирового рынка, действие по его законам. Открытая экономика предполагает значительное сокращение государственной монополии на внешнеэкономические связи (при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободной торговли.

Вместе с тем открытость отнюдь не является синонимом бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютно открытой экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Поэтому экономика одних стран открыта в большей степени, а других - в меньшей. Причем экономика развитых стран, как правило, открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности страны природными ресурсами, численности населения (платежеспособного спроса), емкости внутреннего рынка, уровня развития производственных сил. Если производственные силы развиты в достаточной степени, то экономика может быть более открыта при меньшем экономическом потенциале.

Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (добывающая промышленность, металлургия, энергетика), тем меньше относительное участие страны в международном разделении труда, то есть тем меньше степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, машиностроение, электроника, химия предполагают более глубокую специализацию, благодаря чему происходит рост технологической взаимозависимости стран и соответственно усиление открытости.

Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

Факторы, определяющие открытость экономики, можно подразделить на основные, развитые, общие и специализированные.

К основным относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, трудовые ресурсы. Страна получает и автоматически или при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество неустойчиво.

К развитым факторам относятся современные технологии, инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, поскольку позволяют стране достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации факторы подразделены на общие, которые возможно применять во многих отраслях, и специализированные - образующие долговременную основу для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть сформирована без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы взаимодействия страны с внешним миром.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте, именуемым экспортной и импортной квотами. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком.

Вместе с тем у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше среднемировой. В этих случаях экспортная квота свидетельствует скорее не о степени открытости конкретной страны и ее интеграции в мировое хозяйство, а о сырьевой направленности экспорта.

О высокой степени открытости экономики говорят тогда, когда удельный вес импортной продукции на внутреннем рынке превышает порог экономической безопасности страны. Мировой опыт свидетельствует: если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 30%, в том числе по продовольствию - 25%, - страна сохраняет свою экономическую независимость.

Для оценки интеграции страны в систему мирохозяйственных связей применяется также показатель, характеризующий соотношение внешнеторгового оборота к объему внутреннего производства, - внешнеторговая квота.

В 50-60-е годы к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х годов этот критерий заметно вырос: считается, что страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.

Вместе с тем можно отметить, что внешнеторговая квота, характеризуя открытость экономики не может быть ее интегральным показателем. Квота в основном отражает степень участия стран в международном разделении труда, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики.

Целесообразно выделить следующие основные показатели, позволяющие в укрупненном плане судить о степени открытости экономики страны:

· объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, выражающего емкость национального рынка и потенциал ее конкурентоспособности;

· экспортная и импортная квоты, объем экспорта на душу населения - характеризуют динамику потенциала конкурентоспособности;

· соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги - характеризуют рост или снижение конкурентоспособности;

· отношение величины задолженности государства к ВВП - характеризует степень «скованности» страны в осуществлении стратегии развития;

· объем валовых иностранных инвестиций на душу населения;

· темпы прироста инфляции - показывают способность национальной экономики адаптироваться к условиям мирового рынка.

Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э.Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

· высокая курсовая премия черного рынка;

· социалистическая экономическая система;

· государственная монополия на экспорт;

· высокие таможенные тарифные барьеры.

Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.

В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента. Однако ставка процента в малой открытой экономике не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента - r - реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках. Этого в нашей стране явно нет.

Все движение потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая открытая экономика не в состоянии.

Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем - рынков услуг и, на конец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых можно оценить как несущественное, даже в масштабах СНГ.

Для всех стран - как развитых, так и развивающихся - обмен прямыми инвестициями стал такой же практикой как обмен товарами, а темпы роста инвестиций выше темпов роста внешней торговли. Компании предпочитают осваивать международные рынки, участвуя за границей в совместных производствах, имеющих мировой опыт сбыта своей продукции и известную торговую марку. Такой способ выхода на мировые рынки в последние годы стал чуть ли не единственным, так как существуют жесткие ограничения ввоза товаров, многочисленные и труднопреодолимые тарифы, нетарифные барьеры и т. д. Ужесточились также технические и экологические барьеры в форме технических и промышленных стандартов, норм безопасности, требований к упаковке и маркировке, применению торговых марок и т.д.

2.2 Методы регулирования открытой экономики.

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

· предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

· стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

· внешнеторговая квота в ВНП;

· доля экспорта в производстве;

· доля импорта в производстве;

· удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22811. Руська трійця 33.5 KB
  Руська трійця У першій половині XIX ст. Тут на початку 30х років виникло напівлегальне демократичнопросвітницьке та літературне угруповання Руська трійця засновники М. Головацький яке виступило на захист української мови термін руська для галичан означав українська. Особливістю виникнення та діяльності громадськокультурного об'єднання Руська трійця було те що воно будучи яскравим самобутнім представником культурницького етапу українського національного руху одночасно зберігало певні риси етапу фольклорноетнографічного і...
22812. Кири́ло-Мефо́діївське бра́тство 54 KB
  Історія створення Ініціаторами створення братства виступили Василь Білозерський Микола Гулак Микола Костомаров Пантелеймон Куліш Опанас Маркевич. Знаком братства став перстень з написом Св. Крім організаторів до братства незабаром увійшли: Георгій Андрузький Олександр Навроцький Дмитро Пильчиков Іван Посяда Микола Савич Олександр Тулуб. У квітні 1846 року до братства вступив Тарас Шевченко.
22813. Соціально-економічний розвиток У. у складі Росії у І пол. 19 ст 37 KB
  Для перевезення такої кількості використовувалися щонайменше 120130 тис. Приблизно в середині 40х років фабрична продукція активно витискує мануфактурну з ринку. із 146 тис. 50х років на У діяло 25 тис.
22814. Українське національне відродження 45.5 KB
  Період зародження нової української культури характеризується виникненням посиленого інтересу до історичної минувшини рідного народу його побуту і мистецьких здобутків. Котляревському належить велика заслуга й у відродженні української драматургії. Входження української культури в загальнослов’янський та світовий культурний процес 18401880 рр. на Правобережжі та поширення на ці землі українського національнокультурного руху з Лівобережжя у відповідь на посилену русифікаторську політику царизму зробило центром української романтики та...
22815. Українське питання 49.5 KB
  Українське питання Перша світова війна розпочата через суперечності між двома ворожими військовополітичними блоками що сформувалися на зламі ХІХХХ ст.Посилили суперечності що виникли між двома блоками національні питання у Східній Європі.Посилили суперечності що виникли між двома блоками національні питання у Східній Європі.Отже британський уряд задекларував намагання розв'язувати національні проблеми народів поневолених ворогами Антанти прагнучи використати національні питання як зброю проти держав австронімецького блоку.
22816. Україна в роки І Світової війни 33.5 KB
  АвстроУгорщина претендувала на Поділля та Волинь. Більшість західноукраїнців вирішили взяти бік АвстроУгорщини. Для досягнення цієї мети Союз вважав за доцільне співробітництво з Німеччиною та АвстроУгорщиною. Австроугорське командування повірило в провокаційні чутки розповсюджувані польською адміністрацією провінції про таємні симпатії українців до росіян унаслідок чого відступаючі габсбурзькі війська вдалися до переслідувань українців яких постраждали тисячі.
22817. Політичне становище в Україні після повалення царського режиму. Організація і діяльність Центральної ради. Проголошення Української Народної Республіки 38.5 KB
  2й військовий з'їзд червень того ж року запропонував Центральній Раді домогтися національної автономії України. Тоді ж у Києві відбувся 1й селянський з'їзд котрий також висловився за автономію України і обрав Раду селянських депутатів як складову частину Центральної Ради. відбулися переговори делегації ЦР із Тимчасовим урядом і Петроградською Радою щодо офіційного визнання автономії України у складі Росії. ЦР оприлюднила свій І Універсал в якому проголошувалась автономія України а Центральна Рада найвищим органом держави.
22818. Причини, основні завдання та особливості Лютневої (1917 р.) революції в Росії 29.5 KB
  революції в Росії. В Росії виникає двовладдя. Ліберальні депутати Державної Думи Росії сформували Тимчасовий уряд який спирався на буржуазію поміщиків на панівний клас інтереси яких виражав. Друга влада в Росії Петроградська влада робітничих та солдатських депутатів.
22819. Зовнішня політика УНР. Берестейській договір та його наслідки 33 KB
  У зовнішній політиці Директорії вдалося розширити міжнародні зв'язки УНР її визнали Угорщина Чехословаччина Голландія Італія. Не визнали УНР країни Антанти й відроджена Польща яка претендувала на Правобережну Україну. Не визнавши гетьманської адміністрації дипломати країн Антанти не збиралися визнавати й поновлену УНР.