97694

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Япония является страной солнца, имеет свою особенную культуру, не поддающуюся иногда никакой логике. В культурном пласте этой станы восхода солнца удивительным образом перемешаны традиции прошлого и настоящего и очень сложно провести грань между ними.

Русский

2015-10-20

76.5 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT13

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель

Профессор

__________ Быстрова А.Н.

(подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал

студент гр. Д-111

___________ Васильева М. А.

(подпись)

_______________

(дата сдачи на проверку)

2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

[2.1] 1.1 Основные периоды в истории Японии

[2.2]
1.2 Архитектура и скульптура Японии

[2.3]
1.3 Музыка и литература Японии

[3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[4]
БИБЛИОГРАФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Япония является страной солнца, имеет свою особенную культуру, не поддающуюся иногда никакой логике. В культурном пласте этой станы восхода солнца удивительным образом перемешаны традиции прошлого и настоящего и очень сложно провести грань между ними. Даже архитектура включает в себя как старинные замки и трогательные чайные церемонии, так и торговые центры – современные небоскребы, которые включают в себя самые новые достижения технического прогресса.

Со стороны Япония кажется каким-то сказочным неведомым государством, со своими тайнами и глубокими смысловыми реликвиями, непонятными и недосягаемыми для жителей европейских стран.

Тема «Культура Японии: возникновение и особенности» меня сильно заинтересовала . Я решила узнать больше о Японии и пополнить свои знания об истории Культуры Японии, её возникновению и особенностям.

Интересно возникновение культуры Японии описывает Е.А. Гаджиева: «На ранешном шаге роста японского сообщества был обширно распространён тотемизм. Из старых японских религиозных учений сформировались представления синто — главный религии Стране восходящего солнца. Синтоизм (либо синто) более точно разрешено расщифровать как «путь большого количества ками (богов)»1.

В японской культуре главенствует дух природы – солнце, камни, вода, и всё это называется «ками». По японским традициям, именно благодаря ками были созданы люди и поэтому ками необходимо почести и поклонение.

Позднее, когда в страну востока пришла христианская вера, её поддержал Ода Нобунага, но потом с учетом культа императора, Токугава внес запрет христианскому направлению. Отмену этого запрета возвестили только после прошедшей «реставрации Мэйдзи»2.

А.М. Самозванцев в книге «Мифология Востока» очень подробно и достаточно глубоко проанализировал становление японской литературы: «В XII в. возник жанр хокку (17 слоговый стих), дозволявший наиболее разговорный манера, и потому считавшийся наиболее безрассудным сообразно сопоставлению суровой поэзией века, что, но, не воспрепядствовало его признанию и репутации. С изобретением Запада японская беллетристика претерпела значимые конфигурации. Мори Огайи оставил современникам бессчетные переводы европейских создателей и сотворил новейшую форму романа «от главного действующего субъекта»3. Раздельно стоящую литературу с мотивами «раздирания себя» меж Востоком и Западом сотворили большие романтики Танадзаки Дзюнитиро, Кавабата Ясунари и Иноэ Ясуси. Мисима Юкио благодаря собственным хаотичным попыткам ниспровержения, окончившимися ритуальным самоубийством перед работающей кинокамерой, был пристрастно позабыт. Романтичный цикл писателя «Море плодородия» дает грандиозную панораму японской жизни пор реформ Мэйдзи. Писательницы Энчи Фумико, Коно Таэко и Саха Инеко рассказывают о тяжелой роли японской дамы в мире, обустроенном мужчинами. Эндо Сюза-ку и Оока Сёхай неуступчиво демонстрируют зверства японских завоевательных войн. Творчество большого Кендзабуро Оэ было сообразно праву зафиксировано Нобелевской премией. Получили международную популярность романы Харуки Мураками и пронзительные, резкие рассказы Бананы Иошимото.

Японские живописные и архитектурные представления культуры очень тщательно писал в своих исследованиях А.М. Самозванцев: «Японская живопись (переводится с яп. кайга, «картинка, рисунок») — самый старый и непостижимы вид японского искусства, который имеет своей характеристикой великое множество жанровых и стилевых оригинальных черт. Для японской живописи, как и для литературы, типично предотвращение водящего места природе и изваяние ее в качестве носительницы священного истока. Начиная с X века в японской живописи выделяют направленность ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные творения. В XIV веке развертывается манера суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века живописцы начинают отпечатывать укиё-э — гравюры на бревне, изображавшие гейш, фаворитных актёров театра кабуки и виды. Как именно гравюры укиё-э повлияли на Европу в целом и её искусство XVIII века, подробно описано и получило это название «японизм»4.

Я прочитала много различных книг, которые описывают культуру Японии:

  1.  Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  2.  Самозванцев А.М. Мифология Востока. — М.: Алетейа, 2000.
  3.  Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002.


ГЛАВА I. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

1.1 Основные периоды в истории Японии

Культура и история имеют прямую взаимосвязь в любой стране мира, поэтому политические действия уже характеризуют культурный пласт страны.

Япония приняла свои первые очертания 10000 лет назад, а дальше в течение 8000 лет была эра Йомон, в которую обитали охотники-первожители.

Именно тогда они начали образовываться в общину, единое племя. Потом в Японию пришел секрет производства рисовой культуры, считается, что обычай этот имеет корни Евразии.

Таким образом, согласно историческим данным, страна восходящего солнца образовалась около 660 года нашей эры, в то время, когда история отслеживает первого предводителя этой страны – Дзимму. Первая конституция была введена в Японии в 604 году, а позднее в страну пришла буддийская религиозная вера. С 12 по 19 век в этой стране в качестве руководителей были военные самураи, но в 15 веке в Японии наступила большая гражданская война, которая продлилась немного-не мало в течение 100 лет.

До 20 века Япония пережила несколько крупных войн, после чего в 1910 году в японской власти оказался остров Тайвань, некоторая часть Сахалина и Кореи. По окончании Первой мировой войны к Японии отошли тихоокеанские острова, которые до начала войны имели в хозяевах Германию.

После Второй мировой войны Японии пришлось подписать акт о капитуляции и все законные права были отданы парламенту.

3 мая 1947 года в Японии была приняла новейшая конституция, которая сильно переменила власть в стране восходящего солнца

Как пишет в своих трудах Е.А. Гаджиева: «В очень тяжкие годы для Японии были сильно обострены экономические вопросы взаимодействия со странами Штата, что было связано с тем, что в стране восходящего солнца стали базироваться южноамериканские войсковые части. Также наступили серьезные проблемы в отношениях с русскими по причине выяснения хозяйствования над Курильскими островами. Япония считала острова частью своей страны и по этому поводу возникли серьезные разногласия с Россией. Япония сегодня – член ООН, МВФ, ГАТТ, МОТ, Организации экономического сотрудничества и развития. Япония является высокоразвитым и имеющим четкие культурные стратегии государством, стабильным и значимым на мировом уровне»5.


1.2 Архитектура и скульптура Японии

В самом начале, в 4-6 вв. нашей эры было уже большое количество различных величественных усыпальниц в японской стране, они называются «кофун». Некоторые из этих усыпальниц были очень большими и превышали в своих размерах несколько сотен метром, например склеп правителя Нинтоку был длиной около 468 метров, что по размерам очень напоминало древние египетские гробницы фараонов.

Также в Японии с древних времен сохранились храмовые религиозные постройки, монастырские сооружения  и места поклонений.

А.М. Самозванцев говорит о том, что самым главным строением было святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), которое было построено в 7 веке и имело посвящение богине Солнца, которая почиталась как родительница династии императоров в стране восходящего солнца: «На протяжении многих веков примерно в течение 20 лет рядом со склепом было построено новое строение, которое очень сильно походило на старое, в связи с чем очень много божеств, находящихся внутри старого здания, были перенесены в сооружение обновленное, но получилось так, что тот тип архитектуры уже не был настолько прочен и надежен, поэтому до наших времен дошли лишь очертания и некоторые опорные столбы ранее величественного здания»6.

Постройки религиозной тематики не отличаются богатством и величием украшений, потому что они сделаны из прочного материала, символизирующего собою мощь и надежность. Но не мелкие изыски.

А.М. Самозванцев говорит дальше в своем исследовании: «Когла в Японии появился буддизм, его структура также понесла влияние на строение японских храмовых построек: их стали раскрашивать в различные цветовые гаммы, использовать укаршения, появилась резьба по дереву на воротах и основных фасадах. К новым сооружениям стали приспосабливать старые дома для молитв, тем самым расширяя возможности для верующих жителей»7.

Самым главным в архитектуре стало использование крупных деревянных частей. Что было очень удобно и выгодно для страны, так как даже в нашем современном мире Япония для нас – густо покрытая лесами страна, в которой нет проблем с древесными материалами. Также в строительств е учитывались климатические условия, для чего дерево стало самым приспособленным материалом.

В. М. Алпатов произносит о том, что «Одним из особенных творений конца Х в. есть статуя Нёирин Каннон, которая как бы в положении полусидя из храма Дайгодзи в Киото. Эта фигура содержит верные классические пропорции, она сделана в добром, правильном и дружелюбном направлении. В конце времени правления Камакура (XIV) Япония в скульптурном строе изживает свою индивидуальность и воплощает в себе набор разностилевых слоев. В этот период становятся много произведений, которые так или иначе несут в себе отпечаток каких-то разных стилей и времен: от XI в. взят в пользование стиль Дзётё, от XIII в. — структурное направление Ункэя и Кайкэя. Об этих расплывчатых работах мы не можем дать характеристику стиля – всё как-то невнятно и неконкретно»8.


1.3 Музыка и литература Японии

Музыкальные традиции Японии – это плагиат различных иноземных стилей и обработка его под свои национальные традиции. Это всё конкретно прослеживается в истории музыки страны восходящего солнца.

В. М. Алпатов говорит про то, что сначала японским инструментом был триннадцатиструнный сямисэн, который появился примерно в 6 веке и изначально был изобретен в Китае. В качестве дворцовой музыки первое время использовались произведения древней Азии. И по прошествии времени вся эта музыка стала видоизменяться и приобретать черты страны восходящего солнца, превратившись в результате способом культурного проведения времени японских жителей»9.

В отличие от музыкальной культуры, литература Японии всегда считалась раннепоявившейся и хорошо развитой.  Самые ранние источники древней японской литературы ученые относят к 8 веку. В то же время, предполагая, что ненаписанные труды были созданы гораздо раньше.

Письменность в Японии появилась благодаря китайским иероглифам и уже позднее, на основе китайской грамоты была изобретена азбука в Японии.

Но всё же еще долгое время литература Японии несла в себе китайские черты, прежде чем смогла полностью адаптироваться и стать индивидуальной.

По мнению В.М. Алпатова в основной опоре поэзии Японии можно обозначить «вака» и короткий стиль «икона», «ибо состояли из 5 строк, в которых был лишь 31 слог( 5–7–5–7–7). Понятие «вака» появилось еще до эры Хэйан — другими словами, это был высокий японский стиль поэзии (ранее он имел название «ямато-ноута»). В давнее время вака использовалась на уровне дворцового искусства риторики. Во дворах были модны поэтические вечера, проводились конкурсы красивого слога. Одним из трудов тех времен до нашего времени дошел сборник «Манъёсю», другими словами – «Коллекция из 10 тысяч листьев» (т. е. стихов), в который были включены 20 томов, где содержалось около 5000 стихотворений. Далее великим сборником стихов был выпущен «Кокинсю», созданный в 905 г. Потом было еще 20 императорских сборников стихов вака, которые были написаны королями и придворными, а также иными монахами и высоко чинными воинами. Последний сборник стихотворений тех период был изготовлен в 1439 г., но жанр японского литературного творчества, разумеется, не остановил своего развития в Японии и сегодня»10.

Любимой поэтической забавой было творение этак именуемых рэнга — «совместных стихов»; в их сочинении участвовало сходу некоторое количество человек. Один задавал 1-ые 3 строчки(5–7–5 слогов), остальные — крайние две(7–7 слогов). Рэнга стал одним из более фаворитных поэтических жанров.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я хочу сказать о результатах проведенной работы.

Мною были тщательно изучены проблемы развития культуры Японии, проанализированы структура и архитектура страны восходящего солнца, осмотрены вопросы музыки и литературного наследия Японии.

Делая упор на труды В. М. Алпатова, я получила знания о трудном явлении развития культуры в Японии. Ознакомилась с самыми неоспоримыми фактами и событиями, что является всеобщим для всей группы анализируемых при поддержке трудов Е. А. Гаджиевой, а еще познакомилась с чертами летописи и культуры Японии, описанной А. М. Самозванцевым.

Японские традиции, которые в свое время появились параллельно с политическим становлением, впитали в свои недра элементы влияния индокитайских веяний, но в то же время сохранила свои истинные традиционные черты. Культура Японии на протяжении всего времени существования отличалась особой природной трогательностью и умением находить красоту в незыблемых недрах природных явлений, проводя параллель между человеческими ценностями и глубоким духовным аспектом.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. – 288с.
  2.  Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 256 с.
  3.  Самозванцев А. М. Мифология Востока. — М.: Алетейа, 2000. — С. 301-304. — 348 с.

1 Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — С. 132.

2 Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — С. 135.

3 Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. – С. 227.

4 Самозванцев А.М. Мифология Востока. — М.: Алетейа, 2000. – С. 315.

5 Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — С. 83.

6 Самозванцев А. М. Мифология Востока. — М.: Алетейа, 2000. — С. 301.

7 Самозванцев А. М. Мифология Востока. — М.: Алетейа, 2000. — С. 304.

8 Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. –  С. 165-167.

9 Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. – С. 258.

10 Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. – С. 267.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34805. Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы 26 KB
  Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.
34806. Эмпиризм: гоббс и локк. Скептицизм Юма. Субъективный идеализм Беркли 35 KB
  Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юм пытается доказать что субстанция и причинность не объективно существующие сущности не априорные идеи но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений. Среди постепенно появляющихся идей о вещах мы начинаем замечать определенное сходство которое позволяет дать этим понятиям одно и то же название оставляя в стороне возможные качественные и количественные различия и приобретаем...
34807. Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека 37 KB
  Просветительная трактовка человека Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения Руссо. Руссо призывает к свободе. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.
34808. Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода 29.5 KB
  Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.
34809. Абсолютный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие системы и метода 41 KB
  Диалектическая философия Гегеля Романтики иенской школы Фихте Шеллинг Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Согласно романтикам главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер во многом обязанный тому что Кант противопоставил истинное знание доставляемое точными науками тем формам знания которые нам дают миф искусство язык. В качестве такого субъекта предстала особенно у Гегеля история человечества в целом. Теперь формы трансцендентальной субъективности...
34810. Антропологический материализхм Фейербаха 31 KB
  Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.
34811. Принцип делай добро (модель Парацельса) 30.5 KB
  Модель Парацельса это форма врачебной этики в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. В границах модели Парацельса в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова отец в патернализме фиксирует что образцом связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социальноморальная ответственность но и целебность ...
34812. Принцип соблюдения долга (деонтологическая модель) 32 KB
  Петров использовал этот термин чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики врачебную этику которая в России была отменена после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики это совокупность должных правил соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской...
34813. Принцип уважения прав и достоинства человека (биоэтика) 32.5 KB
  Эти процессы высвечивают почему в 6070х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики вопроса об отношении врача и пациента.