97695

Доказательства бытия Бога в средневековой философии

Реферат

Логика и философия

Роль церкви в жизни средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была очень важной. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.

Русский

2015-10-20

61 KB

4 чел.

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра “Философия и культурология”

Реферат

По дисциплине «Философия»

Тема: “ Доказательства бытия Бога в средневековой философии.”

                                                                                                    

Проверил:                                                                                       Выполнил:

профессор                                                                                     ст. гр. У-211

Быстрова А. Н.                                                                    Васильченко Е.В.

Новосибирск 2012

Содержание

1 Введение                                                                                                    3

2 Доказательства существования бога, как проблема соотношения философии и теологии                                                                                        4

2.1 Доказательства бытия Бога в философии Ансельма Кентерберийского                                                                                                4

2.2 Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского           5

3 Заключение                                                                                               11

Список использованной литературы                                                         12

1 Введение

Роль церкви в жизни средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была очень важной. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Хорошо обосновавшись в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, церковь овладела огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла книгопечатание.

Все это говорит о том , что главной характеристикой  европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог). Все сочинения нацелены на рациональное обоснования истины христианской веры, и философия играет роль не кой основы, которая не ищет истины, а объяснят это все как откровение. Главными проблемами средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, или как проблема соотношения философии и теологии. Различные способы доказательства бытия Бога, описаны в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

2 Доказательство существования бога как проблема

философии и теологии

2.1 Доказательство существования Бога в философии

Ансельма Кентерберийского

Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех из них, существование Бога он доказывает, исходя из рассмотрения творений. Все творения отличаются друг от друга степенью овладения каким-то совершенством; вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства высшей степени. Например, всякая вещь есть благо. Мы желаем вещей потому, что они - некие блага. Но вещи не являются одинаково благими, и  ни одна из них не обладает полнотой блага. Они являются таковыми, поскольку в большей или меньшей степени причастны к благу самому по себе.

В доказательстве Ансельма ставится задача показать, что понятие бытия фактически содержится в понятии “Бог”. Бог - это то, больше чего ничего нельзя помыслить. Каждый человек, даже не верящий в Бога, понимает смысл этого слова, следовательно, понятие “Бог” есть в его понимании. Но оно не может быть только в разуме, т.к. источником разума является реальность, следовательно, Бог существует  в реальности. Реально существующим быть больше, чем просто мыслимым и понимаемым, но не существуя, нельзя быть мыслимым. В данном доказательстве предполагается, что человек способен соприкоснуться с первым Бытием только в сфере мысли. Как и большинство философов Ансельм полагал, что путь религиозного постижения Бога не может быть достигнут интеллектом, но и не говорил о не способности идти по этому пути.

2.2 Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского

В главное  из произведений Фомы Аквинского “Сумма теологий”,   он ставит своей целью доказать истинность христианского вероучения, для чего он активно использует аргументы и методы аристотелевской философии, в частности, учение о четырех причинах, форме и материи, божественном начале мира. Естественный разум, по мнению Фомы, недостаточен для того, чтобы в полном объеме доказать истинность вероучения, но ему подвластны некоторые наиболее важные его части. Он может доказать существование Бога и бессмертие души. Все, что может быть доказано при помощи разума находится в полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении нет ничего противоречащего разуму. Но важно разграничивать и отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при помощи разума, от тех, которые  посредством разума доказаны быть не могут.

Первым шагом разума является доказательство существования Бога. Некоторые полагают, что в этом и нет нужды, так как существование Бога очевидно. Зачем предпринимает этот шаг Фома Аквинский? Эта очевидность была бы доказанной, полагает он если бы нам была известна сущность Бога, а так как она нам неизвестна, то факт существования Бога, которое не совпадает с сущностью нельзя считать полностью очевидным. Следовательно, необходимо найти доказательства в переделах естественного разума.

Важно помнить, что та религиозная истина, которая может быть доказана, может быть также постигнута при помощи веры. Доказательства трудны и доступны пониманию лишь ученых людей; вера же необходима также людям, кому занятость делами не дает изучать философию.

Некоторые утверждают, что Бог может быть познан только при помощи веры (Августин). Он ссылаются на то, что если принципы доказательства становятся известными нам благодаря чувственному опыту, то все, что выходит за эти рамки не может быть доказано. Но это заключение ошибочно; и даже если бы оно было верно, Бог все равно мог бы быть познан по своим чувственным проявлениям. Существование Бога доказывается, как и у Аристотеля, аргументом неподвижного двигателя. Вещи делятся на две группы - одни только движутся, другие движут и вместе с тем движутся. Все что движется приводится чем-то в движение, а, следовательно, должно существовать что-то, что, не будучи движимым не является и движущимся. Некий источник, первоначало или первопричина движения - этот неподвижный двигатель и есть Бог.  Вот как об этом говорит сам Фома Аквинский: “ Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения... В этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщить же движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщить движение означает не что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции в акт иначе, чем через посредство некоторой актуальной сущности... Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и актуальным и потенциальным в одном и том же отношении... Следовательно, невозможно, чтобы нечто было одновременно и движущимся и движимым. Следовательно, все, что движется, должно имеет источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущийся предмет и сам движется, его движет еще и один предмет, и так далее. Невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным; а под ним все разумеют Бога”. 1 Можно было бы возразить, что это доказательство предполагает принцип вечности движения. Но это возражение было бы ошибочным, так как доказательство становится еще более весомым, предполагая признание неподвижного начала и поэтому - первопричины.

 Это второе доказательство бытия Бога. Полагание Бога первопричиной всего сущего тоже восходит к Аристотелю. Все, что существует имеет причину своего существования, следовательно, должно существовать нечто, что не имеет причины своего существования, но является причиной всего остального. Это может быть только Бог. “Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда бы она предшествовала самой себе, что невозможно. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность... Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина; а в таком случае, отсутствовали бы и конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить некоторую первичную, каковую все именуют Богом,”2- пишет Фома Аквинский в “Сумме теологий”

Третье  доказательство исходит из идеи конечности существования сотворенного мира. В силу того, что мир существует по законам необходимости, должен существовать и конечный источник всякой необходимости - это Бог.  Там же в “Сумме теологий” мы читаем:“ Третий путь исходит из понятия возможности и необходимости и сводится к следующему. Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть и не быть: но для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие; коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдет в него. Если все может не быть когда-нибудь в мире ничего не будет. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо несущее не приходит к бытию иначе, как через нечто сущее. Итак, если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-то перешло в бытие, и потому ничего не было бы, что очевидным образом ложно. Итак, не все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое... Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую саму по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.”3

Четвертое доказательство строится на обнаружении в мире разных степеней совершенства, которая тоже должна иметь свой источник - абсолютно совершенное, таким может быть только Бог.  Фома Аквинский продолжает:“ Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее истинные и благородные... Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к некоторому пределу... Итак, есть нечто в предельной степени обладающее истиной и совершенством, и благородством, а, следовательно, и бытием; ибо то, что в наибольшей степени есть.. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина всех проявлений этого качества... Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; ее мы именуем Богом.”4

Пятое доказательство, строится на наличии в человеческом разуме понятия о Боге, доказывающем его реальное существование. Бог же является и конечной целью любого существования, как существом обладающим внутренней целью. Поэтому человек и может воспринимать Бога. И, наконец, пятое доказательство Фома описывает так: “ Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей... Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.”5

Таким образом, Бог вечен,  он существует, одновременно является причиной движения, необходимости и целью данного мира.  Бог - это своя собственная сущность, так как иначе он был бы не простым, а слагался бы из сущности и существования. В Боге сущность и существование тождественны друг другу. В Боге нет никаких свойств. Однако Бог заключает в себе совершенство всякого рода. Вещи в некоторых отношениях подобны Богу, в других - нет. Более правильнее говорить, что вещи подобны Богу, чем, что Бог подобен вещам. Каждая форма, поскольку она есть нечто положительное, представляет собой совершенство. Бог включает в его сущность то, что свойственно каждой вещи, познавая там, где оно подобно ему и отлично от него. Таким образом, растение подобно Богу тем, что оно живет, но отлично от него тем, что лишено разума. Бог - сама истина.  Человек же, познавая Бога, приближается к Богу, его путеводителем может быть и разум и вера, истинное знание всегда верное знание, а, следовательно, разум тождественен вере.

3 Заключение

Таким образом, на примере доказательств Ансельма Кентребарийского и Фомы Аквинского мы можем видеть направление развития философии в эпоху средневековья.. Как мы видим на пример анализа проблемы доказательств бытия Бога, философия активно вмешивается в дела “веры” и определяет поиск Бога. Об этом свидетельствует факт Аристотеля, который, и ввел в сам термин “теология” (наука о боге). Теология отличается от философии тем, что не ищет истину, она лишь пытается, используя  методы философии и логики, перевести на язык рациональности, все больше сближаясь с философией.

Список использованной литературы

В.В.Соколов. Средневековая философия. М., 1979, с 153-172.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А., М.: Интерпракс, 1994., Ч.1, с.5- 28.

Философский энциклопедический словарь М., 1983, с. 242-243, 742-743.

Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 148-154

1 Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 150

2Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с.150-151

3 Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 151

4 Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994 , с. 151

5 Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994 , с. 151


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17569. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций 821 KB
  Перманганат-ион выступает окислителем в любой среде, от рН среды зависит продукт восстановления перманганата-иона. Кислую среду создают серная, азотная, соляная и другие сильные кислоты, раствор сернистого газа. Азотная кислота помимо создания кислой среды будет проявлять окислительные свойства
17570. Криптографические алгоритмы, которые используются для формирования подписи 2.57 MB
  Лабораторная работа № 3.4 Тема: Криптографические алгоритмы которые| используются для формирования подписи. Цель: Ознакомиться с основными методами формирования цифровой подписи. Ознакомиься с принципом функционирования метода DSA. ознакомиться с программой CrypTool.
17571. Атаки на алгоритм RSA. Взлом RSA при неудачном выборе параметров криптосистемы 600 KB
  Лабораторная работа № 4.1 Тема: Атаки на алгоритм RSA. Взлом RSA при неудачном выборе параметров криптосистемы. Цель: изучить атаки на алгоритм шифрования RSA посредством метода Ферма атаки повторным шифрованием атаки на основе китайской теоремы об остатках и метода к
17572. Использование криптографического интерфейса Windows при разработке приложений. Создание приложений для создания ключей и ключевого материала 2.41 MB
  Лабораторная работа № 4.2 Тема: Использование криптографического интерфейса Windows при разработке приложений. Создание приложений для создания ключей и ключевого материала. Обмен ключами. Функции CryptoAPI для работы с ключевым материалом. Цель: изучить принципы построе...
17573. Использование криптографического интерфейса Windows при разработке приложений. Шифрование и дешифрование данных 1.22 MB
  Лабораторная работа № 4.3 Тема: Использование криптографического интерфейса Windows при разработке приложений. Шифрование и дешифрование данных. Формирование и проверка ЭЦП. Управление доступом к контейнеру ключей. Цель: изучить принципы построения и использования Cr...
17574. Защита на уровне IP 13.27 MB
  Лабораторная работа № 4.4 Тема: Структура отчета Титульный лист. Тема и цель работы. Задание и номер варианта. Краткие теоретические сведения. Ход работы. Выводы. Теоретические сведения Защита на уровне IP Cообщество Internet разработало...
17575. Исследование регистрового файла микроконтроллера PIC 16C71 26.5 KB
  Лабораторна работа № 1 Тема: Исследование регистрового файла микроконтроллера PIC 16C71 Знакомство со средой MPLAB Цель работы: Ознакомиться с программной средой MPLAB. Краткие теоретические сведения: При помощи MPLAB можно редактировать эм
17576. Дослідження арифметико-логічних команд РІС – контролера 136 KB
  Лабораторна робота № 2 Дослідження арифметикологічних команд РІС – контролера Множення без знакових чисел Мета роботи: Вивчення алгоритму множення без знакових чисел та його реалізація за допомогою системи команд периферійного РІС – контролера у програмному ...
17577. Программная реализация обнаружения ошибки в пакете 174.5 KB
  Лабораторная работа №6 Тема: Программная реализация обнаружения ошибки в пакете Цель: Научиться обнаружать ошибки в пакете с помощью программной реализации Краткие теоретические сведения: w equ 0; f equ 1; r0 equ 0c; r1 equ 0d; r2 equ 0e; packet equ 45; polinom equ 0b; status equ 03; ...