97696

Мифология и современность

Реферат

Религиоведение и мифология

Рассмотреть социально-психологические механизмы внушения посредством формирования мифов, стереотипов, слухов. Актуальность данной темы имеет место быть, так как всё это происходит на наших глазах, а мы не замечаем этого. В книгах Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» и Ткаченко С. В. «Информационная война против России» подробно повествуется об управлением общественным сознанием через СМИ.

Русский

2015-10-20

30.66 KB

1 чел.

8

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философии и культурологи»

Мифология и современность

Реферат по дисциплине «Философия»

Руководитель    Разработал

Профессор     студент гр. Мпм-112

________  Быстрова А.Н. ____________ Бушуев Е.А.

     (подпись)      (подпись)

    _____________       ____________________

    (дата проверки)       (дата сдачи на проверку)

2013 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ОТСУТСТВИЕ ВОЛИ У СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА…4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….7

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………..8


ВВЕДЕНИЕ

Мифология - (с греч. mythos предание, сказание, рассказ). Мифология это есть не только совокупность мифов, т. е. созданных народной фантазией сказаний, в отражаются явления природы и общественной жизни. В мифах причудливо соединялись элементы реалистичных знаний о действительности, художественные образы, нравственные нормы, религиозные представления.

Но и  тип функционирования культурных программ, предполагающий их восприятие индивидуальным и массовым сознанием. Человек – существо социальное. Как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Индивидуум - идеальное представление об изолированном человеке, которое сложилось в XVII веке при возникновении современного западного общества. Само латинское слово индивидуум  это перевод греческого слова  , что по русски означает неделимый . На практике миф об индивидууме неосуществим, человек возникает и существует только во взаимодействии с другими людьми и под их влиянием. Ребенок, воспитанный дикими животными (такие случаи известны и изучены.Он – не человек и выжить в человеческом обществе не может. Не становится человеком даже ребенок, изолированный матерью от других людей. Значит, заложенная в нас биологически  программа поведения недостаточна для того, чтобы мы были людьми. Она дополняется программой, записанной в знаках культуры.

Цель исследования - рассмотреть социально-психологические механизмы внушения посредством формирования мифов, стереотипов, слухов. Актуальность данной темы имеет место быть, так как всё это происходит на наших глазах, а мы не замечаем этого. В книгах Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» и Ткаченко С. В. «Информационная война против России» подробно повествуется об управлением общественным сознанием через СМИ.

 Изменения конца XX – начала XXI веков коснулись практически всех сфер общественной жизни развитых стран – политики, экономики, права. Переход к информационному обществу, процессы глобализации и политика многокультурности, мировой экономический кризис, волна революций и войн, международный терроризм и противостояния «запада» с мусульманским миром – эти и другие тенденции общественного развития непосредственно влияют и на духовную сферу, недаром многие ученые говорят о расколе общественного сознания, кризисе мировоззрения, о разрушении системы ценностей общества и отдельного индивида. Немаловажную роль в этих процессах сыграли и средства массовой информации.


ГЛАВА I. ОТСУТСВИЕ ВОЛИ У СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

СМИ сегодня активно создают единое информационное пространство, участвуют в процессах социализации, служат одним из основных каналов получения информации. От направленности и характера материалов зависит, какие взгляды, стереотипы, мнения и типы мировоззрения будут складываться у населения. СМИ являются одним из самых влиятельных институтов, участвующим в формировании общественного сознания. Однако далеко не всегда масс-медиа положительно воздействуют на общество: на манипуляцию через СМИ обращали внимание многие исследователи, считая, что их основная роль в современных условиях не столько информационная, сколько идеологическая.

Сегодня СМИ используют довольно широкий набор методов влияния на общественное сознание, среди которых можно выделить средства эмоционального воздействия (медиа-насилие, метод запугивания), изменение содержания информации (искажение, утаивание информации, манипуляция со временем и местом ее подачи, мистификация).

Одним из самых эффективных приемов воздействия на сознание является мифологизация – целенаправленное внедрение в общественное сознание социально-политических мифов – выдуманных моделей действительности. Сергей Георгиевич Кара-Мурза следующим образом описывает принцип действия мифа в общественном сознании: «Введенный в сознание людей и глубоко там укрепившийся, миф способен длительное время (при наличии определенных предпосылок) подменять собой реальность. В результате реципиент воспринимает ее в соответствии с трактовкой мифа и действует, исходя из этого восприятия. Миф  снимает с реципиента необходимость напряженно думать и осмысливать мир вокруг себя. Человеку уже не нужно познавать мир – он берет готовую заготовку, миф и о мире».

Миф в современном обществе выполняет ряд функций. Прежде всего, он дополняет нехватку знаний при необходимости объяснения непонятных явлений общественно-политической жизни, кроме того, он выполняет и другие функции: аксиологическую (ориентация на ценности, диктуемые мифом), интегрирующую (объединение индивидов в социум), компенсаторную (функция утешения), мировоззренческую (формирование миропонимания), нормативно-регулятивную (воздействие на поведение). Реализация этих функций в обществе может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Немаловажным аспектом мифологизации является воздействие на историческую память общества. Историческая память – важнейшая составляющая индивида, социальной группы и общества. Она включает в себя исторические символы и прообразы, которые обеспечивают передачу сведений о прошлом.

Внедрению мифов в сознание масс и индивида способствуют низкий образовательный уровень населения, податливая политическая среда, нехватка знаний об общественно-политическом устройстве, информационные перегрузки, доверие к СМИ и авторитетам, нежелание осмысления событий действительности и получаемой информации. К тому же, современное общество достаточно раздробленно, а это заметно препятствует восстановлению исторической памяти, мешающей мифологизации массового сознания.

Немаловажным является тот факт, что сознание масс содержит в себе элементы как сознательного, так и бессознательного. Массовое сознание по своей природе предрасположено к вере в миф.

Процесс мифологизации сознания наиболее результативен в том случае, когда направлен не на отдельного индивида, а на массу - сознание масс не имеет рассудка, потому  управление им опирается на знание структуры мифов, лежащих в их основе прообразов. Когда их удается незаметно внедрить в сознание масс, как это делает культурно-информационный аппарат, мифы обретают огромную силу, потому что большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции. В этом случае манипулятором выступает власть, политическая элита, при этом через СМИ органы власти стараются навязать обществу, массам определенные смыслы, побудить к действию, повысить свою авторитетность или, наоборот, снизить политический вес своих оппонентов.

Подобная схема особенно актуальна в период выборов: СМИ в угоду определенной политической силе создают такой образ, имидж кандидата, который может оказать максимально положительное воздействие на население. Политическая борьба выигрывается тем, кому удалось через различные каналы масс-медиа побудить большинство избирателей сделать выбор в свою пользу.

 Социально-политический миф может быть разработан и различными коммерческими организациями, стремящимися расширить рынки, увеличить степень своего влияния, выиграть конкурентную борьбу или максимизировать прибыль. В случае с последней целью – максимизацией прибыли – вспоминается успешно вживленный в сознание масс практически во всем мире миф о новом гриппе A (H1N1), об эпидемии. За кратчайшие сроки СМИ разнесли этот миф по всему миру, а фармацевтические компании получили огромнейшую прибыль.

Один из методов информационной борьбы направлен на искажение исторической памяти: если люди забывают действительность, то любую проблему можно представить с помощью мифа.

Еще одним мифом, направленным на ослабление России, является миф о «русском варварстве». В его основе лежит идея о том, что Россия – страна нецивилизованная, в которой процветала и процветает тирания, что она остается средневековой по нравам и духу народа, а русские люди – дикие по своей природе. Этот миф зародился в Европе и существует до сих пор, не сменив при этом основной идеи. Миф о «русском варварстве» не только успешно функционирует в сознании западных обществ, но и внедряется в российское, нанося ему большой вред.

Политическая жизнь современной России целиком и полностью зависит от средств массовой информации. Искусство формирования навязчивых образов и манипулирование общественным сознанием достигло такого уровня, что позволяет формировать взгляды и политические предпочтения людей. Деятельность СМИ практически полностью контролируется государством. В демократическом обществе также присутствуют элементы пропаганды. Для успешного внушения используется ряд методов, формирующих политическую культуру и политическое сознание общества.

На сегодняшний день российское общество трудно назвать демократическим, потому что в нем не соблюдаются принципы демократического государства. Население мало включено в политический процесс, политические решения принимает государственная верхушка и общественное мнение часто используется как фактор давления на массы. Большинство представителей общества не считают своё мнение решающим и остаются пассивными.

Различные приемы, применяемые в целях манипуляции, отрабатывались в Германии во время первой мировой войны. Например, в радиопередачах использовались приемы звукового воздействия, искусственно усиливающие агрессивное настроение толпы. Все речи Гитлера сопровождались музыкой из опер. Тяжелая, сложная музыка оказывала подавляющие впечатление на слушателей. Использовался также прием "эффект заражения " людей в толпе особым эмоциональным состоянием. Трансляция по радио парадов, маршей, митингов проводилась для нагнетания массового психоза. Согласно механизму поведения в толпе, человек становясь частью массы, попадает под власть эмоций.

Ещё одним из примеров является механизм создания «образа врага». Враг должен быть непохожим (другой национальности), он агрессивен, от него нужно защищаться. Нужно внедрять только плохую информацию о враге и создавать преграды для положительной информации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получение информации сегодня стало столь же необходимой человеческой потребностью, как и многие естественные потребности. На среднестатистического человека СМИ оказывают воздействие по несколько часов в день, и с каждым годом эта цифра лишь увеличивается. К сожалению, большинство людей воспринимают факты,  не задумываются об их достоверности. Сегодня СМИ и некоторые другие общественные институты могут из любого события сделать шоу, способное повлечь за собой значимые политические события. Многочисленные манипуляции приводят к тому, что побеждает не самый достойный, а самый хитрый, который не скупился грязных и подлых методов для достижения цели.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном обществе с каждым годом становится всё больше. Если раньше манипуляция применялась в основном внутри государства, с целью захвата, реализации и удержания власти, то сегодня методы манипуляции активно используются и на международном уровне.

Таким образом, сегодня средства массовой информации являются важной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни современного общества.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием». – М.: Эксмо,2009.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56521. Тренінг «Моделі самоврядування» 189.5 KB
  Мета: прийняти правила для продуктивної роботи групи під час тренінгу. Хід вправи: Учасникам тренінгу пропонується назвати правила які на їхню думку потрібні для ефективної роботи під час тренінгу.
56522. TRICKY JOBS 58.5 KB
  Well, now I am sure that you can easily guess the subject of our today’s lesson. Yes, you are right; we are going to talk about jobs. If to be precise we are going to focus on tricky jobs.
56523. Тригонометричні підстановки в показникових рівняннях 151 KB
  Як література розвиває емоції взаєморозуміння так математика розвиває спостережливість уяву і розум. Представники кожної із чотирьох груп заздалегідь заготували на дошці запис...
56524. Решение простейших тригонометрических уравнений 782 KB
  Решить уравнение Решение. Решить уравнение Решение. Решить уравнение Решение. Ответ: уравнение не имеет решений Учащиеся уровня А заполняют карточки с подсказками.
56525. Урок по алгебре форме игры «Счастливый случай» 208.5 KB
  Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции двойного и половинного аргумента. Обратные тригонометрические функции их определения. Какие явления напоминает график синусоиды или косинусоиды Составление кроссвордов друг другу...
56526. Урок Тригонометричні функції числового аргументу 268 KB
  Мета уроку: повторити, систематизувати й узагальнити знання учнів з теми; розвивати логічне мислення, пізнавальну діяльність, вміння застосовувати властивості тригонометричних функцій до побудови графіків...
56527. Розв’язування тригонометричних рівнянь 2.9 MB
  Розглянемо такі тригонометричні рівняння. Рівняння які зводяться до квадратних відносно тригонометричної функції. Рівняння які розвязуються за допомогою рівності однойменних тригонометричних функцій. Лінійні рівняння відносно синуса і косинуса.
56528. Тригонометричні функції гострого кута прямокутного трикутника 83 KB
  Мета: формування поняття тригонометричних функцій гострого кута прямокутного трикутника дослідницько-евристичним методом; розвивати уміння учнів узагальнювати результати досліджень, спостережливість, прийоми аналізу і синтезу...
56529. Розв’язування прямокутних трикутників 519 KB
  Продовжте речення: Синус кута дорівнює відношенню протилежного катета до. гіпотенузи; cos 30o = ; Сума квадратів катетів дорівнює квадрату гіпотенузи; Прилеглий катет дорівнює добутку гіпотенузи на косинус кута...