97697

Религия Древнего Египта

Реферат

Религиоведение и мифология

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная...

Русский

2015-10-20

161 KB

1 чел.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения»

Факультет Управление Процессами Перевозок на Железнодорожном  транспорте

                                                   РЕФЕРАТ

По Культурологии

На Тему   «Религия Древнего Египта»

                                                                                                                                    

                                                                                                                                               Выполнил:

                                                                                                                                               Студент  1го курса УПП

                                                                                                                                                Группа Д-113

Буюк Д.В

                                                                                                                                                Проверил:

                                                                                                                                                преподаватель

                                                             Новосибирск 2011г 

План:

1: Возникновение религии.

2: Многобожие Египетской религии.

3: Магия

  А) Рост жречества

4: Боги Древнего Египта

5: Земледельческие культы

6:Мифология

7: Загробный мир

   А) Могилы и погребальные обряды

  Б) Погребальный культ

8: Использованная Литература

1: Возникновение религии.

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский акт ». Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается и исчезает, либо ходом истории, так или иначе приводится в соответствие с базисом.

Иначе говоря, религия - это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения.

Однако не только силы природы, но очень скоро, еще даже в пределах первобытного общества, в религиозных представлениях наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально так же необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с такой же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил".

Идеологическое воздействие храма, мифа, обряда, жертвоприношения, жреческого авторитета на население (нельзя сказать на « верующее население », потому что неверующих не было) имело в древнейшие периоды истории Ближнего Востока совсем иной характер, чем в поздних религиях. Само собой понятно, что религия освящала существующий порядок. Иначе и быть не могло, хотя бы потому, что во главе всех культов стоял правитель государства. Но это не могло быть иначе ещё и потому, что при медленности общественного развития того времени мысль об общественных переменах вообще никому не приходила в голову. Египетская мифология эпохи Древнего царства « III тыс. лет до н. э. » насквозь пронизана идеологией жёсткой стратификации общества деспотической царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя – вождя и мёртвого бога плодоносящей земли – Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны.

Итак, вера не только освящала и отражала существующий порядок, сколько сама была неотъемлемой частью этого порядка. Отказаться от совершения тех или иных действий, предписываемых культом, показалось бы столь же нелепым, как отказаться от того, чтобы есть, пить, рожать детей и возделывать землю. [3]

Развитие производительных сил и производственных отношений, постепенное накопление опыта, освоение технических навыков и изобретений, изменения в общественных отношениях - все это влекло за собой и соответственное отражение в религиозных представлениях. Развитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Нила первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим государством, в некоторой степени уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще большей степени связало его растущим социальным гнетом, что и нашло свое выражение в религии. Верования, существовавшие во времена древнеегипетской рабовладельческой деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно - общинного строя. Источники показывают, как в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся и на протяжении всей последующей истории древнего Египта, возникали культы общегосударственные. В руках господствующей рабовладельческой верхушки общества религия стала могучим идеологическим орудием угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов - фараона, который был провозглашен "сыном по плоти" верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление множества храмов с установившимися ритуалами и сложными богословскими системами.

В образах многочисленных богов отразились теперь уже в иной форме и олицетворения сил природы, и олицетворения общественных сил. Взаимоотношения богов строились по примеру взаимоотношений земных. Во главе богов отныне стоит верховное божество, явно отражающее в себе черты земного владыки - фараона. Почитавшиеся в различных центрах Египта боги, сохраняя господствующее значение в своем собственном городе, в то же время получают особые функции в официальном культе верховного божества. Так, бог города Шмуну Тот становится писцом верховного бога солнца Ра, боги Онурис и Гор - его могучими защитниками и т. д. Соответственно изменяются древние мифы и слагаются новые.

2: Многобожие Египетской религии.

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система.

Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо. [10]

Отличительной особенностью египетской религии был культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили "живые боги", считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.

Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего состояния египетской религии, в интересах полной объективности целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.Типологически религия древнего Египта относится к тем религиям, которые характерны для древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации.

В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.

3: Магия

Магический аспект в той или иной степени присутствует во всех религиях, а в древнем Египте ему придавалось особое значение. Жители древнего Египта воспринимали магию, как реальную силу. С ней считались и обращались очень осторожно – у жрецов имелось практически эксклюзивное право на применение магии.

Жрецы свято хранили тайное знание, дарованное богами, чтобы отражать удары судьбы и защищать свой народ. Самыми уважаемыми посвященными в тайны магии были жрецы-чтецы. Они умели читать древние магические книги, которые хранились в храмах и дворцовых библиотеках. В популярных сюжетах они часто фигурируют как настоящие волшебники, способные оживлять мертвых и поворачивать реки вспять.

Но не все жрецы имели одинаковую власть. Те, кто служил грозной богине чумы Сехмет, занимались целительской магией. У заклинателей скорпионов был статус немного ниже. Они умели избавлять землю от ядовитых рептилий и насекомых. Повитухи тоже не пренебрегали магией в своей работе.

Cсвященнослужители проводили ритуалы на рассвете, соблюдая собственную ритуальную чистоту. Под чистотой подразумевалось воздержание от секса перед магическим действом. Личной гигиене тоже придавалось большое значение. Исполнитель ритуала принимал ванну и надевал чистые одежды перед тем, как начать, чтобы таинство принесло ожидаемые плоды.

Магический ритуал состоял из двух частей – слов, которые нужно было произнести, и сопроводительных действий. Для того чтобы заклинание работало эффективно, нужно было правильно произносить все слова, особенно тайные имена богов. Последовательность этих слов могла активировать амулет, статуэтку или эликсир. К слову, египетские зелья порой имели весьма эксцентричные ингредиенты, например, кровь черной собаки, или молоко женщины, родившей мальчика. В сценарии некоторых обрядов включали танцы и музыку.

Причинами невзгод и болезней египтянами считались злобные божества, завистливые духи и пришлые демоны. В их магии существовала система, помогающая защитить человека от несчастных случаев, бедности, бесплодия, недугов и прочих напастей. Защитные ритуалы представляли собой очень шумные процедуры – топот, крики, и другой шум, создаваемый при помощи трещоток, барабанов и бубнов. Такие звуки были способны прогнать злобную сущность, замыслившую кому-то навредить.

Хотя магия главным образом использовалась для благих целей – защиты и исцеления, правители Египта не гнушались разрушительной магией. К примеру, чтобы уничтожить врага, его имя писали на каком-нибудь предмете – кувшине, табличке или статуэтке, а затем этот предмет сжигали или хоронили на кладбище. Египетские колдуны верили, что таким образом их враг разделит участь вещицы, отождествленной с ним.

Чтобы наслать крупное проклятие на противника, в храмах исполнялись специальные обряды с обращением к темным божествам, например, к змею Апофизу, который вечно противостоял богу солнца. Атрибуты магических обрядов считали эффективнее, если они содержали что-то от будущей жертвы – волосок, кусочек ногтя или какую-то жидкость из его тела. Добыть их было непросто, но у магов Египта были свои хитрости. Они могли подарить противнику наложницу, или даже целый гарем. Эти красавицы выступали в роли двойных агентов: ведь женщина легко может достать требующийся для ритуала проклятия компонент.

В древнем Египте действительно происходило многое, что современные ученые до сих пор не в силах разгадать. Кто знает, может быть, египтяне и в самом деле обладали магической властью и знали что-то, что современному человеку никогда не постичь.

А) Рост жречества

Огромную роль в религиозной жизни Египта играло жречество, особенно в поздний период. Оно сложилось не сразу. В эпоху Древнего царства жречество было немногочисленно и несамостоятельно. Религиозные обряды исполнялись главным образом светскими лицами - вельможами, правителями областей, а в центре государства - фараоном; жрецы действовали как бы от имени царя, заменяя его особу. Более влиятельное положение занимали только корпорации жрецов главных храмов - мемфисского Птаха, гелиопольского Ра. Из этих жреческих корпораций вышли древнейшие известные нам богословские тексты. Но уже в ту эпоху существовали культовые центры, владевшие крупными имуществами за счет царских пожалований. Это были прежде всего святилища при гробницах. Так, гробница князя Некура, сына царя Хафра, получала доходы с 12 городов.

В эпоху Среднего царства положение жрецов оставалось тем же. Их было немного, и это были преимущественно выходцы из знати. Например, в одном из крупных храмов - в святилище Анубиса в Кахуне - был один "храмовый староста" из местной знати, один "главный чтец" и девять помощников из простых общинников, сменявшихся через месяц, уступая свое место следующей группе служителей.

В эпоху борьбы с гиксосами (примерно 1700-1570 гг. до н. э.), видимо в связи с обострением национальных чувств в египетском населении, отсутствием или ослаблением власти собственных царей, жречество усилилось и сделалось в известной мере независимым от светской власти. После изгнания гиксосов, при 18-й династии (XVI-XIV вв. до н. э.), жреческие должности впервые стали наследственными. Жреческие корпорации отдельных храмов вступают между собой в связь и сплачиваются под главенством наиболее сильной из них - жречества фиванского храма Амона: ведь Фивы вновь стали столицей возрожденного государства. Верховный жрец Амона, глава столичного храма, занимает видное место в политической иерархии. В годы смут и борьбы Тутмосов с царицей Хатшепсут фиванское жречество вмешивается в дворцовые отношения и усиливает свои политические позиции. Великие завоевания царей 18-й династии принесли обильный поток добычи, значительная часть которой доставалась храмам: цари, стремясь опереться на жречество в своей борьбе со светской аристократией, задабривали его щедрыми дарами и вкладами. Они деятельно строили и расширяли храмы, особенно в Фивах. В результате азиатских походов Тутмоса III фиванский храм Амона получил в собственность три завоеванных в Южном Ливане города и сверх того много земель в самом Египте. При Аменхотепе III могущество жрецов возросло настолько, что и цари начали их опасаться.

Его сын - Аменхотеп IV (1419-1402 до н.э.) сделал смелую и почти беспримерную попытку освободиться от опеки жрецов и сокрушить их мощь. Сначала он попытался опереться, в противовес жрецам Амона, на гелиопольское жречество, но, встретив в этом противодействие, перешел к более решительным мерам: он отменил культ всех богов в государстве, приказал закрыть их храмы и выдвинул нового бога - Атона - солнечный диск. Объявив самого себя верховным жрецом этого нового и единого божества, переименовав себя в связи с этим в Эхнатона (угодный Атону), царь покинул Фивы и перенес свою резиденцию в новый городок Ахетатон (горизонт Атона). В своей политике Эхнатон опирался на часть средних слоев населения, страдавших от засилья аристократии и жречества. Подкладка этой религиозной реформы была политическая, и сама реформа граничила с настоящей революцией. Но почва для последней была слабая. Старое жречество, выступая в союзе со знатью и опираясь на широкие слои населения, среди которого оно продолжало пользоваться большим авторитетом, организовало глухое, но упорное сопротивление царю-реформатору. Новый централизованный официальный культ существовал лишь при жизни Эхнатона. Его преемники вынуждены были вновь подчиниться влиянию несломленного фиванского жречества, восстановить культ старых богов и прекратить культ Атона. Самое имя царя-еретика было скоро предано проклятию. Одержавшее победу жречество после этой борьбы лишь усилилось.

Усиление жречества пошло в дальнейшем все более быстрыми темпами - параллельно ослаблению светской власти. Фараоны 19-й и 20-й династий (середина XIV в. - середина XI в. до н. э.), постепенно терявшие свою власть, вынуждены были опираться на жрецов и все более одаривать их земельными вкладами и разными пожертвованиями. Особенно много дал жрецам Рамсес III. В большом Папирусе Харриса перечисляются его огромные пожалования храмам. К концу царствования этого фараона египетские храмы владели почти 3 тысячами квадратных километров культурной земли - около 15 процентов всей годной для обработки площади; в том числе одним фиванским храмам принадлежало 2393 квадратных километра земли. Храмы имели 103175 рабов или крепостных (в том числе 81322 было у фиванских жрецов), более 490 тысяч голов скота. Со своих рабов и крепостных жрецы Амона ежегодно получали около 310 тысяч мешков зерна, 25 тысяч сосудов вина, сотни голов скота, сотни тысяч штук дичи, около тысячи килограммов серебра, 52 килограмма золота и многое другое. Кроме царских пожалований и доходов со своих имений, жрецы собирали, конечно, и большую доброхотную дань с молящихся. Храмы превратились в могущественнейшую экономическую силу в стране, и политический авторитет жречества продолжал расти. Цари 20-й династии были марионетками в руках фиванского верховного жреца, должность которого уже давно была наследственной. Около 1050 г. до н. э. фиванский жрец Херихор формально принял верховную светскую власть; правда, она, в связи с общим распадом Египта, ограничивалась фактически только областью Фиванского княжества: в Нижнем Египте появились свои правители. Фиванская иерократия просуществовала с перерывами около 400 лет - до ассирийского завоевания (671 г. до н. э.).

Культовые функции жрецов были довольно разнообразны, особенно в поздний период. Жрецы выполняли религиозные обряды, жертвоприношения. В фиванских храмах ежедневно совершалось 60 религиозных церемоний. В определенные дни устраивались более или менее торжественные праздники; в некоторые из них происходили пышные процессии, иногда целые путешествия богов в лодках по Нилу. Эти путешествия связывались с мифами о скитаниях Исиды в поисках погибшего Осириса, - о возвращении с юга богини Хатор и пр. Праздников было много, и они служили в руках жречества средством очень сильного воздействия на массы верующих.

Помимо обслуживания культа богов, жрецы держали в своих руках сложный погребальный ритуал: мумификация трупов, обряды захоронения, заупокойная магия с ее сложными и длинными формулами, с особой письменностью, заведование гробницами и некрополями, выполнение поминальных обрядов. Все это было в руках жрецов важным орудием укрепления влияния на население.

Жрецы, господствуя в области идеологии, оказывали могущественное воздействие на все стороны умственной жизни Египта. Искусство находилось под сильнейшим влиянием религии. Именно этим объясняется в значительной мере господство косной традиции, сковывавшей свободное творчество в живописи, скульптуре, архитектуре. Художники, в особенности находившиеся при храмах, принуждены были подчиняться раз навсегда установленным канонам. В области письменности влияние жрецов выразилось в обилии чисто религиозной, мифологическо-богословской литературы. Что касается отношения жречества к существовавшим в Египте зачаткам науки, то по этому вопросу есть разные взгляды. Греческие путешественники, Геродот и др., преувеличивая знания египетских жрецов, говорили о какой-то их тайной науке. Но это мнение, доныне кое-кем разделяемое, в сущности мало на чем основано. Египетские жрецы имели, конечно, соприкосновение с такими областями знания, как медицина, но они скорее повредили ее развитию, заполнив ее магическими представлениями и приемами. В области астрономии жрецы обладали значительными познаниями. Однако математика с ее разными отраслями, по-видимому, не находилась в руках жрецов, по крайней мере в классический период. Вообще традиционное мнение о якобы высокой сокровенной мудрости египетских жрецов следует, видимо, заменить более трезвым представлением о жрецах, как о реакционной силе, тормозившей развитие и науки и искусства в Египте.

4: Боги Древнего Египта

Главным Богом в египетской религии считался бог Атум, который согласно легенде появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут.

От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила.   Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы.

Исида - великая богиня - мать, символ материства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчанный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг ( ). В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему.

Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплошением души была богиня Амаунет. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потусторон- нем мире.

Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обрашались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях.

5: Земледельческие культы

Культ (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религ. почитание каких-либо предметов или сверхъестеств. существ, обрядовая сторона религии.

Одним из древнейших пластов комплекса египетской религии являются народные земледельческие верования и обряды. Они известны сравнительно плохо, так как в египетских письменных источниках отразилась, естественно, не народная, а государственная религия. Однако и на последнюю влияли народные культы. Следы этого влияния заметны на образах нескольких божеств официального культа: божествами плодородия были, вероятно, вначале коптосский Мин, фиванский Амон, элефантинский Хнум, богиня Дельты Исида и др. Но центральной фигурой народной земледельческой религии был несомненно Осирис. Образ Осириса чрезвычайно сложен, и разобраться в нем нелегко. Будучи вначале местным богом-покровителем Бусириса (Джеду) в Дельте, он в то же время был тесно связан с культом плодородия. Осирис постоянно изображался с растительными атрибутами: с лотосом, в кустах виноградника и т. п. Особенно интересны найденные при раскопках изображения Осириса, делавшиеся в виде силуэта человеческой фигуры из посеянного зерна на слое земли, которую насыпали на особую деревянную раму: проросшие злаки создавали как бы живое изображение бога. На одном характерном рисунке хлебные колосья растут из тела лежащего Осириса, которое орошает из сосуда жрец. Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса. Судя по одной надписи, празднества эти (устраивавшиеся по лунному календарю и, следовательно, в разное время года) длились 18 дней и включали в себя ритуальную пахоту и посев, а также обряды с фигурой Осириса, изготовлявшейся из земли и зерна. Осирис выступает в этих обрядах в качестве непосредственного олицетворения хлеба. Существовал миф о смерти и воскресении Осириса (дошедший до нас в отрывках). По этому мифу, бог Осирис был царем Египта, предательски убит своим братом богом Сетом (Сетхом), тело Осириса было разрублено на куски и разбросано по всем частям страны; сестра-жена Осириса богиня Исида после долгих поисков нашла и собрала куски тела бога и родила от него сына - бога Гора; последний одолел Сета и воскресил своего отца.

Этот миф есть не что иное, как образный рассказ о превращениях посеянного и проросшего хлебного зерна. Это типично культовый миф, пояснявший совершаемый обряд. Сами египтяне, по крайней мере в позднейшую эпоху, хорошо отдавали себе в этом отчет, о чем свидетельствует Плутарх в своем трактате "Об Исиде и Осирисе": "Говорят, что Осирис погребен, когда закапывают посев в землю; что он возвращается к жизни и снова приходит, когда ростки начинают всходить". Сам Плутарх считал подобное объяснение мифа нелепым, но по существу оно совершенно верно передает и смысл мифа и характер образа Осириса как олицетворения хлебного зерна. Народный культ Осириса представлял собой один из вариантов широко распространенного древнего земледельческого культа умирающего и воскресающего духа растительности. Правда, сам образ Осириса был в дальнейшем весьма осложнен различными более поздними наслоениями.

Богиня Исида с коровьей головой совершает возлияние. Душа Осириса (коршун с человеческой головой) поднимается из озера, покрытого растениями

Богиня Исида с коровьей головой совершает возлияние. Душа Осириса (коршун с человеческой головой) поднимается из озера, покрытого растениями

С образом и с культом Осириса была тесно связана Исида, тоже местное по происхождению божество, ставшее затем самой популярной в Египте богиней плодородия. В эллинистическо-римскую эпоху культ Исиды широко распространился по всему Средиземноморью, соперничая одно время с христианством.

Если Осирис и Исида были главными фигурами народной религии, то в центре официального культа со времени 5-й династии находился образ солнечного бога: сначала Ра, а потом сближенного с ним фиванского Амона. Солнечный культ составлял главную часть государственной религии Египта. При 5-й династии начали строиться храмы богу солнца с характерным обелиском - символом солнца. С солнцем жрецы старались связать так или иначе и разные местные божества: Гора, Анжера, Собека, Менту, того же Осириса и др.

6:Мифология

Египетская мифология была, по-видимому, очень богата, но до нас дошла сравнительно небольшая ее часть. В ней отразились религиозные представления египтян. Мифология дает возможность лучше всего проследить постепенное развитие самой египетской религии, ее последовательные наслоения, а также выделить в ней местные культы, боровшиеся между собой за преобладание.

Космогонических мифов у египтян было, видимо, много, и они противоречили один другому. Возможно, что в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в Мемфисском богословском трактате, относящемся, как считают, ко времени 3-й или 4-й династии, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху (Пта), который вытеснил Гора, Тота и других богов и как бы сам создал их: "И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела (статуи) по желанию их сердец...". Птах выполняет здесь, таким образом, функции не только творца и демиурга, но и культурного героя.

Гелиопольское же жречество приписывало создание мира своему солнечному богу Ра (Атуму). По гелиопольской космогонии, сам Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун; из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот"), создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), а от этой божественной пары родились в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие боги, составившие "великую девятку"; "и родили они потомство многочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез. Солнце - око Ра, луна - его другое око. Гелиопольская космогония представляет собой, следовательно, цепь олицетворений, соединенных идеей взаимного порождения и магического творения. Здесь есть известная доля и эволюционной идеи. По другому мифу, Геб и Нут, земля и небо, вначале были плотно слиты и держали друг друга в объятиях. Бог Шу (воздух) отделил их друг от друга, подняв Нут высоко вверх. Сохранилось наглядное изображение этого мифа. Подобное представление поразительно напоминает известный маорийский миф об отделении неба от земли, только у маори эту работу выполняет не воздух, а бог Тане - олицетворение древесной растительности. Но очень характерно, что в божественной паре земля - небо египтяне, в отличие от большинства народов, небо считали женщиной, а землю мужчиной. В этой особенности сказались, очевидно, взгляды, порожденные матриархатом, хотя в целом гелиопольская солнечная мифология отражает уже преимущественно патриархальную идеологию.

Существовали и совсем иные космогонические и антропогонические представления. Почитатели бога Хнума в Южном Египте верили, что этот бог-горшечник вылепил людей на гончарном круге. Это представление сложилось под влиянием развития ремесла. Есть также намеки на существование мифа о мировом яйце, из которого родилось солнце, а может быть, и весь мир; это, вероятно, одно из самых архаичных космогонических представлений египтян.

В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест вообще занимает солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. В одном мифе солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа - борьба Ра (солнце) с подземным змеем Апопом - отражает, конечно, суточное движение солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло солнце совершать свой ежедневный путь в барке (ведь лодка была вообще главнейшим средством передвижения в Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки). Олицетворялось солнце и в виде разных животных: жука-скарабея, сокола, змеи, кота. Уже говорилось о мифологической связи солнца с космогонией, а также с представлениями о загробной жизни. Небо олицетворялось египтянами или в виде женского образа - богини Нут (ее изображали опирающейся пальцами рук и ног на землю, с телом, выгнутым дугообразно вверх), или в виде коровы; на теле этой коровы изображены лодки солнца и луны и россыпи звезд.

Олицетворялись мифологически у египтян и многие другие небесные и земные явления природы: луна, воздух, земля, Нил, пустыня. В отличие от благодетельной природы Нильской долины, олицетворявшейся в образах добрых божеств, все связанное с губительными силами пустыни порождало образы враждебных демонических божеств: Сета (Сетха), Сохмет.

Злой Сет занимает видное место в египетской мифологии. В мифе об Осирисе он коварный и завистливый брат последнего, подстраивающий его гибель. Один новонайденный (1931 г.) обширный миф повествует о споре Сета с Гором за наследие Осириса. В этом мифе отражается не только известное явление природы - борьба злых сил пустыни с плодородием долины, - но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата(семейное начало против родового).

Мифы о культурных героях имели также широкое хождение, но у египтян культурными героями были сплошь боги. В числю их надо упомянуть гермопольского бога - ибиса Тота, покровителя писцов и ученых, которому приписывали изобретение письма, наук, составление священных книг. Черты культурного героя отчетливо видны и в сложном образе Осириса: миф рассказывает, что Осирис был царем Египта и научил людей земледелию, садоводству, виноделию. Образ культурного героя и образ бога плодородия и земледелия сливаются тут воедино.

Из других мифов интересен миф о наказании людей богами. Идеологический смысл подобных мифов в том, что они оправдывают бедствия людей ссылкой на гнев богов и на грехи самих людей. Но если у народов Передней Азии мотив наказания людей связан был с мифологическим мотивом потопа, то в Египте это было не так. Миф о потопе был чужд почти всем народам Африки, в том числе и египтянам. Для египтян разливы Нила были благодеянием, и они не могли себе представить, что подъем воды может быть бедствием. По египетскому мифу, кара богов насылается на людей в другой форме. Бог Ра, разгневанный злыми делами людей, посылает против них свое "око" - дочь свою Хатор, а потом богиню Сохмет - свирепую богиню войны с головой львицы. Кровожадная богиня с таким рвением принимается за истребление людей, что сам Ра вынужден прибегнуть к хитрости, чтобы ее унять: он приказывает опоить богиню пивом, и Сохмет, опьяневшая, засыпает и прекращает свое кровавое дело.

7: Загробный мир

Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни.

О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: <Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить>. Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, <дом вечности>, обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.

Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший в Египте в V веке до нашей эры. Первым делом удаляли крюком через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали внутренности - легкие, печень, желудок, кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные сосуды - <канопы>. Брюшная полость очищалась растертыми специями и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым признакам, засыпали природной содой - натроном, которая вытягивала остатки жидкости. (На рисунке: Такими крючками у умершего удаляли мозг, готовя тело к процессу бальзамирования.)

Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые футляры.

По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры.

У гробницы перед мумией совершали <ритуал отверзания уст и очей>: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет вознаграждения за свои труды. Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.

Но прежде чем умерший окончательно обретал способность к вечной жизни, то есть, как писали египтяне, становился <оправданным>, он представал перед судом Осириса и произносил так называемую <отрицательную исповедь>:

<Я не чинил зла людям.

Я не нанес ущерба скоту.

Я не творил дурного.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами.

Я не был причиною слез.

Я не убивал и не приказывал убивать.

Я не отнимал молока от уст детей...>

Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В новое время эти тексты получили широкую известность под названием <Книга мертвых>, хотя сами египтяне называли их <Выход в день>.

В одном из фрагментов этой книги Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую -перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека <пусто от зла всякого> и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала <пожирательница мертвых> - чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, - и он умирал во второй раз, уже окончательно.

Как представляли себе загробный мир (по-египетски <дат> - <то, что внизу>) во времена XVIII-XX династий (1500-1000 годы до нашей эры), показывают росписи на стенах гробниц фараонов в Долине царей. В центре <Амдуат> (собрания магических текстов и рисунков <О том, что в загробном мире>) изображена ладья Ра, бога солнца. На исходе дня он в облике старика опускается в Нижний мир, где за двенадцать ночных часов молодеет и на другое утро поднимается вновь на востоке. Ладью, на которой плывет Ра, ведут по подземной реке боги. При этом Ра подвергается великому множеству опасностей, потому что весь Нижний мир кишит змеями, враждебными солнечному богу. Один из них, ужасный змей Апоп, грозит выпить из подземной реки всю воду или поджечь корабль бога. Поэтому каждую ночь помощникам и проводникам Ра приходится вступать в сражение с Апопом, пуская в ход копья, ножи, стрелы и луки.

Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать популярный во времена Нового царства Праздник Долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. А поскольку египтяне не считали смерть событием <окончательным>, празднество было веселым. Люди надевали свои лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего. Под стук кастаньет танцевали девушки в длинных льняных одеяниях или в одном только узком пояске вокруг бедер. А музыканты играли на арфах и пели о бренности всего земного перед лицом бесконечного бытия:

<Следуй же смело своему сердцу! Давай хлеб неимущему, чтобы осталось твое имя прекрасным навеки! Проводи счастливо день! Подумай о часе, когда тебя поведут в страну, куда боги забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои богатства. И нет возврата оттуда>.

А) Могилы и погребальные обряды.

Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить для оживления и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов - всего лишь иллюзия: "Не умершим ты ушел; ты ушел живым".)

Сначала тела сохранял сухой климат пустыни, но постепенно развивалась техника, которая обеспечивала поразительно сложную консервацию. Полное мумифицирование органов и заполнение впадин тканью, пропитанной нашатырем, специями и маслом. Натрий, специи и масло прикладывались также снаружи, и тело заворачивалось в холст. Внутренние органы сохранялись с четырех кувшинах, как говорилось, охраняемых четырьмя сыновьями Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, потому что оно было местопребыванием духовного начала; поэтому его клали на чашу весов с зале Суда, чтобы вынести приговор умершему. Но около 1500 года до н. э. полная мумификация стала доступна не только для членов семьи фараона, хотя она все еще оставалась недостижимой для низших классов.

Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э., была ступенчатой пирамидой в Сахаре, предназначенной для царя Джосера - это самое древнее каменное сооружение, построенное человеком. Идея ступенчатой формы, вероятно, связана с подъемом к солнцу и к небесам. У фараонов обычно были самые большие могилы и пирамиды, потому что они обладали достаточной властью и богатством, чтобы их строить, и потому, что народ с достаточной готовностью расходовал такие силы во имя бога-царя. Трудно подсчитать объем трудов и средств, которые уходили на строительство пирамид. Греческий историк Геродот оценил, что для возведения единственной пирамиды Хуфу в Гизе 100000 рабочих работали 20 лет. Те, кто мог себе это позволить, делали вклады, чтобы оплатить убранство могилы и услуги жрецов, которые после следили бы за хорошим самочувствием духов умершего. Эти жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа. Эти услуги, разумеется, не были доступны для бедных, но поскольку идея бессмертия демократизировалась, они надеялись на то же самое. Большинство бедняков подвергалось минимальной мумификации, и многие из них хоронились в ямах.

Внутри могил находились рисунки и барельефы сцен загробной жизни, обычно изображающие чествование умершего знатными особами или то, как о нем заботятся слуги, или то, как он объезжает свои многочисленные земли и владения. Эти изображения служили нескольким целям. Создавая необходимое эстетическое обрамление, они одновременно были своеобразными магическими "дублерами" для умершего. Если бы жрецам не удалось исполнить погребальный обряд до конца, все, что могло пригодиться, в отношении слуг, еды, предметов обихода, социального статуса, было изображено для нужд умершего. Более того, чтобы положение умершего в загробной жизни было более значимым, его потомки должны были с большей готовностью приглядывать за могилой и поминать умершего. Бессмертию, как форме вечной памяти среди родственников и друзей, придавалось особое значение.

Кроме различных вариантов бессмертия, представленных в захоронениях, существовали особые египетские праздники, проводившиеся в больших семьях с чествованием статуй предков. Во время Фестиваля долины Фив семьи открывали могилы и приносили еду своим предкам. Семьи, не желающие предоставить умершим решать свои проблемы в одиночестве, часто следили за исполнением ритуальных обрядов у могил. Поощрялось получение семьями доступа к умершему по особым случаям или в перерывах между праздниками, поскольку считалось, что их потомки также будут приглядывать за их могилами. Ограбление или разрушение могилы воспринималось как сокрушительный удар, так как вследствие его умерший лишался поддержки в загробной жизни и памяти живущих. Такой дух мог в конце концов заколдовать кладбище или какого-нибудь человека, а мог попросту исчезнуть и навсегда утратить существование.

Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была забота о душе, которая обеспечивалась точным соблюдением всего погребального ритуала. Если он проводился с нарушениями, это могло отразиться на вечном состоянии умершего. Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение к нему с помощью заостренного плотницкого топорика. В это время Ба (душа) выходит через рот, и считалось, что это должно возродить все телесные способности для новой жизни. Верили также, что в ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.

Другая часть погребальной церемонии была связана с почитанием Осириса. Имя Осириса могло быть присоединено к имени умершего или умерший мог быть изображен с чертами Осириса в надежде, что это дает ему некоторые преимущества на предстоящем суде.

Б) Погребальный культ

Тот же классовый смысл получило и характерное, можно сказать, гипертрофированное развитие погребального культа в Египте. Погребения додинастической (то есть доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделяются из числа аналогичных памятников в других странах: покойников хоронили в небольших овальных ямах в скорченном виде на боку, с небогатым инвентарем, иногда рассекали тело на части. Но со времени первых династий погребальный ритуал заметно меняется, и прежде всего для царей. Могилы-гробницы постепенно делаются более обширными и сложными, возвышаются над уровнем земли, принимают форму каменной мастабы (невысокой усеченной пирамиды), а с 3-й династии - форму огромной пирамиды. Тело умершего царя стали подвергать сложной операции бальзамирования и превращать в мумию. В дальнейшем мумификации стали подвергаться и тела приближенных фараона, сановников, а позже и людей среднего социального слоя. Сложная техника мумификации, постепенно совершенствовавшаяся, имела целью предохранить тело от гниения и сохранить его возможно более продолжительное время. Насколько хорошо удавалось это жрецам, в руках которых находилось данное искусство, видно из того, что по крайней мере от эпохи Нового царства (с XVI в. до н. э.) множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.

Царские мумии в эпоху Древнего царства хранились в специально сооружавшихся пирамидах, особенно грандиозных при царях 4-й династии. Мумии знатных лиц хоронили обычно в мастабах. В эпоху Среднего царства - 11-12-я династии - царские пирамиды стали гораздо скромнее по размерам; позже их вообще перестали строить, заменив высеченными в скалах погребальными храмами - гробницами. Люди среднего достатка хоронили своих покойников - по крайней мере в эпоху Нового царства - в общих гробницах, а тела бедняков попросту зарывали в песок.

Каковы бы ни были первоначальные мотивы мумифицирования трупов (об этом есть разные предположения, и возможно, что вначале тут религиозные представления были ни при чем), но в фараоновском Египте высокоразвитая техника бальзамирования и вообще сложность погребального ритуала уже несомненно были тесно связаны с весьма разработанными религиозно-магическими верованиями, в частности с верованиями о посмертной судьбе души человека. И в самом деле, мало найдется на земле таких народов, у которых до такой степени, как у египтян, были развиты погребальный культ и все связанные с ним представления о загробном мире.

По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (ка), занимающий главное место во всем этом комплексе верований. Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его.

О посмертной судьбе ка у египтян в разное время существовали различные представления, которые жрецы тщетно пытались связать в единую систему. В эпоху Древнего царства преобладало поверье, что покойник или его ка попадает на "поля Иалу", расположенные где-то на западе, и продолжает вести там ту жизнь, какую вел в этом мире. Знатные и богатые покойники пользуются всеми благами жизни, наслаждаются в тенистых садах, окруженные свитой и слугами, занимаются любимым охотничьим спортом. Сцены из этой счастливой жизни на полях Иалу изображены в гробницах аристократии времен 5-й и 6-й династий. Здесь перед нами традиция древнего и широко распространенного у отсталых народов представления о загробной жизни как о простом продолжении земной, но представление, осложненное классовыми отношениями: всеми благами в загробном мире пользуются те, кто обладает ими и в здешнем. С другой стороны, обеспечивалась эта счастливая загробная жизнь магическими средствами: изображением ее сцен на стенах гробниц, могильными приношениями, волшебными формулами. В этих формулах содержатся, между прочим, следы варварских каннибальских обычаев. "N ест людей, живет богами, - говорится, например, в одном из текстов. - Он варит из них кушанье в котлах своих вечерних... Их великие идут на его утренний стол, их средние идут на его вечерний стол, их малые идут на его ночной стол... Он хватает сердца богов, он есть красное, он пожирает зеленое...".

Еще в древнейшую эпоху у египтян сложилось и представление об особых божествах - покровителях умерших. Известно много таких заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе, Хентиементиу в Абидосе и др. Но в период Древнего царства на первое место в качестве покровителей умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис.

Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мертвых, был Гелиополис, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу. Исходной точкой этих верований о связи души покойника с солнцем, очевидно, служила идея о западе как о стране умерших: уходящее на запад солнце озаряет своим светом эту страну (отсюда известная теория Фробениуса о "солярном периоде" в истории религии, когда сложилась идея о связи солнца с умершими и о стране душ на западе). У египтян было смутное представление о таинственной стране мрака - дуат, куда нисходит солнце ночью и где пребывают души умерших.

Но гораздо большую важность получила в египетском погребальном культе связь его с образом Осириса. О происхождении и эволюции этого образа уже говорилось.

Вначале он не имел отношения к погребальным обрядам и верованиям. Но уже в Текстах пирамид (5-я династия) имя его упоминается в заупокойных формулах. В дальнейшем Осирис превратился в повелителя загробного мира и в посмертного судью душ. Связующим звеном культа Осириса с верой в загробную жизнь послужило представление о нем как об умирающем и воскресающем боге. Будучи по мифу первым умершим, Осирис стал изображаться как владыка умерших, а его ежегодное воскресение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели. Осириса просили о покровительстве покойнику. Больше того, пытались магически отождествить покойника с Осирисом. Вначале удостаивался такого отождествления лишь царь: в Текстах пирамид умерший царь прямо именуется Осирисом. Позже стали называть Осирисом и других умерших, знатного, а впоследствии и простого происхождения. "Осирис такой-то" - так обычно именуется покойник в погребальных текстах. Идея такого отождествления проста: надо магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Главной фигурой погребального культа стал Осирис, в особенности со времени Среднего царства. В Абидосе - втором, после Бусириса, средоточии его культа - стали чтить "гробницу Осириса" (в действительности это была гробница Джера, одного из фараонов 1-й династии), и каждый верующий египтянин желал после смерти быть похороненным возле этого святилища, под защитой Осириса, или хотя бы поставить там свою могильную плиту.

8: Использованная Литература

  1.  Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Москва 2005г
  2.  М. А. Коростовцев "Религия Древнего Египта" Москва, 1976 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8010. Зміст освіти в національній школі 22.64 KB
  Зміст освіти в національній школі. Наукові основи визначення змісту освіти та шляхи його вдосконалення відповідно до Законів України Про освіту, Про загальну середню освіту У Законах України Про освіту, Про загальну середню освіту, у Національ...
8011. Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи 21.08 KB
  Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи Основним джерелом змісту освіти на державному рівні є такі документи: навчальний план школи, освітні стандарти, предметні програми, підручники. Шкільні навчальні плани. У шкі...
8012. Зміст освіти зарубіжної школи 15.94 KB
  Зміст освіти зарубіжної школи Проблема змісту навчання є однією зі стрижневих у теорії та практиці навчання в зарубіжній педагогіці. Уявлення про зміст освіти в зарубіжних школах дає середньостатистичне співвідношення предметів у навчальному плані. ...
8013. Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров 31 KB
  Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров. Цель аттестации - создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирование их профессионального роста, непрерывн...
8014. Аттестация педагогических кадров 45.5 KB
  Аттестация педагогических кадров Профессионализм педагога - решающий фактор обеспечения качества образования. АПК стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. Готов ли сегодняшний учитель раб...
8015. Управление современной школой 37.5 KB
  Управление современной школой Управление школой - научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного и...
8016. Психология компьютерных игр 16.94 KB
  Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...
8017. Завантаження операційної системи (ОС) 1.58 MB
  Тема роботи: Завантаження операційної системи (ОС) Мета роботи: Вивчити механізм завантаження операційної системи Windows, можливі варіанти завантаження ОС. Тип комп’ютера Настільній ПК Ім’я комп’ютера 51f1ddfeb154437. Ім’я робоч...
8018. Файл boot.ini. Системне програмування 828 KB
  Тема роботи: Файл boot.ini Мета роботи: Вивчити структуру файлу boot.ini, призначення його параметрів, навчитись редагувати даний файл Характеристика робочого місця (заповнюється обовязково): Тип компютера Настільній ПК Ім’я комп