97698

Проблема культуры Японии

Реферат

Культурология и искусствоведение

Изучение японской культуры религии политической системы ведется с единственной задачей понять каким образом страна которая практически не имела богатств природных ресурсов развилась такими быстрыми темпами. Основной задачей написания реферата является прослеживание всех составляющих японской культуры установление причин образования своеобразия культуры страны.

Русский

2015-10-20

35 KB

1 чел.

2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Управления процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема культуры Японии

Реферат

по дисциплине «Культуралогия»

Руководитель                                                                                 Разработал

            Доцент                                                                                       студент гр. Д-112

___________Быстрова А.Н.                                                        __________Быстрова А.О.

___________                                                                                    ___________

2012 год


Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.Историческая справка………………………………………………………..3

2.Религия…………………………………………………………………………5

3.Нравственность……………………………………………………………….5

4.Искусство……………………………………………………………………….6

 4.1.Гейши…………………………………………………………………..7

4.2.Сумо……………………………………………………………………7

4.3.Живопись……………………………………………………………...8

4.4.Чайная церемония…………………………………………………..9

4.5.Икебана……………………………………………………………….9

4.6.Театр………………………………………………………………….10

4.7.Архитектура………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..11

Библиография………………………………………………………………….12

Введение:

Культура Японии несравнима со всей мировой культурой. С X - XI веков идет её постепенное развитие. В период  с XVII и до середины XIX века страна была практически изолирована от всего мира. Её изолированность и недосягаемость привлекала множество деятелей науки, путешественников, которые хотели понять быт и культуру японского народа. Но на протяжении веков страна оставалась непреступна, что способствовало развитию её культурному своеобразию. Изучение японской культуры, религии, политической системы ведется с единственной задачей  – понять, каким образом страна, которая  практически не имела  богатств природных ресурсов, развилась такими быстрыми темпами. Результатами изучения можно отметить работу Твардовского Ю. «Загадки японского духа», Овчиникова В. «Ветка сакуры» и многие другие.

Основной задачей написания реферата является прослеживание всех составляющих японской культуры, установление причин образования своеобразия культуры страны.

1.Историческая справка.

Культура любой стран тесно связана с её историей, история в большей части определяет культуру, поэтому я немного расскажу о японской истории. В эпоху мезолита Япония обрела те очертания, которые мы видим сейчас. Для эпохи неолита характерны рыболовство, охота земледелий. В следующие8 000 лет длилась эра  Йомон. Следующий период Яйойский. Бытую мнение, что японская национальность было образована в период Ямато. С 660 года до нашей эры развития страны было подвержено корейскому и китайскому влиянию, которые были более развитые. Первая конституция была принята в 604 году, в Японию из Кореи постепенно просачивается буддизм. В XIII столицей страны стал город Нара, а затем столица была перенесена в Киото. С XII по XIX века к власти пришли самураи, правителями были сегуны, т.е. военные диктаторы. В этом же веке была Гражданская война, которая продолжалась около 100 лет. В XVII веке правителем объявлен Токугава Иэясу, период правления, которая страна была полностью изолирована на 200 лет. В 1853 году идет постепенное открытие страны и налаживание отношений с Америкой и Европой. В 1867 году власть сегуна Токугавы  была передана Мэйдзи. В конце XIX начале ХХ веков страна участвовала в ряде война, благодаря которым был присоединен остров Тайвань, Корея и часть Сахалина. Япония также участвовала в Первой мировой войне, по окончании которой стране достались острова в Тихом океане. Позже в 1941 году 7 декабря Япония нанесла сокрушительный удар Америке на военную базу Перл-Харбор, что знаменовало вступление Японии во Вторую мировую войну. После активных действий союзников в августе 1945 года, был подписан указ о полной капитуляции Японии. В сентябре была принята новая Конституция, Америка вела надзор над военной деятельностью Японии, чтобы не допустить повторной войны. По вопросам Курильских островов были серьезные споры с Россией. Сегодня Япония – член ООН, МВФ и т.д. Сейчас это высокоразвитая страна не только в экономическом плане, но и в культурном плане.

Периоды истории страны.

Палеолит    до 8 000 до нашей эры

Йомон   8 000 до нашей эры — 300 до нашей эры

Яйой    300 до нашей эры — 300 нашей эры

Ямато   300 нашей эры — 593

Асука   593 — 710

Нара    710 —794

Хэян    794 — 1192

Камакура   1192 — 1338

Муромачи   1338 — 1573

Азучи-Момояма  1573 — 1600

Эдо    1600 — 1868

Мэйдзи   1868 — 1912

Тайшо   1912 — 1926

Шоуа   1926 — 1989

Хэйсэй   1989 — настоящее время

2.Религия.

Религия с самого своего появления и по настоящее время занимает свою нишу в жизни каждого японца. Национальная религия Японии – Синто, что в буквальном переводе означает «путь богов». Эта религиозная система постепенно начала формироваться в VIII веке, а элементами синтоизма являются культы предков и природные божества. Считается, что каждый предок, который когда – либо умер превратился в камень. Глава семьи или рода обязан каждый день обязан совершать моления и жертвоприношение. Обязательной частью дома является алтарь, с шкафчиком для фотографий умерших. Благодаря синтоистской системе в японском народе была воспитанность чуткость к природе, бережное отношение с ней, радоваться её постоянной переменчивостью и разнообразной красоте. Эта религиозная система не требовала от верующих постоянного присутствия на божественных праздниках, но требовала соблюдения чистоты.

Синстоистский культ состоит молитвенных слов и принесению жертв. Важно, чтобы во время обрядов все было чистое, если есть что-то нечистое, то это обязательно должно пройти очистительный обряд.

В современное время, религия у японцев проявляется  в соблюдении национальных обрядов, особенное внимание уделяется бытовым.

3.Нравственность.

Для измерения красоты у японцев служат понятия саби, ваби, сибуй, которые берет свои корни в религии синто, и югэн, из буддистской философии.

«Саби» - означается красота и естественоть. Для японского народа красиво все то, что естественно. Своеобразную красоту они так же видят в возрасте чего – либо, будь то человек или даже дерево.

«Ваби» - это красота простаты, прелесть повседневного, отсутствие вульгарного. Это воспитывает в японцах умение радоваться и ценить  то, что ты имеешь, видить прекрасное даже в самых обыденных вещах. Будь это горшок под цветы или лопаточка для риса – все это может быть произведением искусства.

«Ваби» и «саби» в дальнейшем начали употреблять совместно, образовалось одно понятие – «сибуй». «Сибуй» это своего рода приговор красоты. Понятия «ваби» и «саби» или «сибуй» схожи в том, что все вещи существа одушевленные и именно в этом узнаваем отзвук древней религиозной системы синто. Можно сказать, что понимание красоты привито японцу с рождения. Тайна красоты состоит в умении вслушиваться в тишину, любоваться невидимым. Именно отсюда и берется четвертое понятие «юген». «Юген» - это мастерство намека или подтекста. Постоянная гроза непредвиденных стихийных бедствий образовала у японцев способность очень чутко реагировать на все природные изменения. «Юген» - это особая красота, которая не стремиться наверх. Однако умение видить прекрасное в обыденному дано не всем.

Для японского народа также не характерна симметричность, так как она воплощается повторение. Посуда на японском столе имеет самую разнообразную роспись.

Наивысшее проявление «юген» - это философский сад, который создал Соами в монастыре Рёанзи. Он состоит из песка и камня. Это выражение вечности мира, его бесконечную изменчивость.

4.Искусство.

В японской культуре и искусстве выделяют три древних и до настоящего времени сохранившихся течения: синто – японская религия; дзэн – наиболее распространившееся в стране течение буддизма; бусиндо – эстетика самурайста. Эти течения в большой мере формируют последовательность развития культуры страны.

  В III – IV веках, образуется идейно-художественный комплекс, который относится к синто. Он был наиболее популярным в эпоху формирования государства Ямато. Поначалу занимал свои прежние позиции во время первого появления буддизма, а в VIII веке слился с ним. В XII – XIII веков выступает новая сложившаяся идейно-художественная система бусиндо, которая идет под знаком меча.  В XX веке появляются чайные церемонии, сады камней, трехстишия – хоку. 

Для полного понимания культуры Японии, уместно будет рассмотреть элементы японского искусства: гейши, сумо, живопись, чайная церемония, икебана, архитектура, театр.

Гейши.

Понятием  «гей ся» в Киото обозначали людей искусства: музыкантов, танцоров и актеров. В дальнейшем появляются женщины-искусницы, которые в совершенстве владеют умением развлекать собеседника. Прежде всего стоит отметить, что они не оказывали сексуальных услуг. Основными их обязанностями было ведение вечеринок, развлечение гостей. А оказание более низменных желаний входило в обязанности касты дзёро, которая ничего общего не имела с гейшами.

Процесс обучания мастерсву гейш занимал несколько лет. Обычно гейшами становились девочки из бедных семей, которых продали родители дому гейш – окейе. Начинающая гейша называлась «мэйко», что означало «ученица». По достижении совершеннолетия она, в случае утраты девственности, становилась полноправной гейшей. Отношение к девственности в культуре гейш было очень трепетным. Невинность – главное достоинство мэйко. Гейши строго следили за своей репутацией, стараясь любыми способами ее сохранить. В конечном итоге гейша не только обладала различными талантами, но и сама была своеобразным произведением искусства.

Сумо.

Наряду с расцветом гейш наступает расцвет борьбы сумо. В эпоху Токугава складывается свод правил борьбы сумо и упорядочивается ритуальная сторона состязаний. Для встречи двух борцов служит специальный помост – дохё, на нем была определена граница круга, в которой и происходила борьба. В сумо наиболее интересна не только сама борьба, но и ритуальная сторона поединка. Перед началом борьбы на помост выходят борцы, совершая своеобразный круг почета, заканчивает шествие «великий чемпион» — ёкодзуна!!!!.Он поочередно топает левыми и правыми ногами, отгоняя злых духов. После выхода первой пары борцов, начинается обряд очищения: борцы разбрасывают соль по площадке и сами натираются ею. Сама схватка начинается отнюдь не с телесной борьбы, а с «сикири»: борьцы становясь друг против друга и смотря друг другу в глаза, пытаются одержать моральную победу. Затем они расходятся и снова разбрасывают соль. Так могло продолжаться до бесконечности. Схватка начиналась в тот момент, когда борцы бросались друг на друга.

Дети обучались искусству борьбы сумо с 10 лет в специальных школах, подчиняясь специальному распорядку и дисциплине. Существовала особая лестница разрядов. Наивысший разряд- «ёкодзуна» - присуждался пожизненно, но заработать его было кране тяжело. За всю историю японского сумо им были награждены не больше 70 человек.

Живопись.

Первоначально японцы не имели собственной живописи, а потому заимствовали уже выработанную технику изображения на шелке и бумаге с континента. Постепенно приемы совершенствовались, а в изображениях стали появляться специфические японские черты. Своё применения живопись нашла в религиозных схематических изображениях – мандала. Мандалы писались золотом и серебром на плотном шелке красного или фиолетового цветов. Мёо – это стиль изображения божеств, охраняющих буддистское учение. Портретная живопись развита слабо. Особенно была распростанена живопись не на шелке, а на стенах. Свидетельством тому служат многочисленные изображения Будды Амиды в храмах дзёдо. Кроме храмов настенная живопись широко применялась для украшения светских жилищ, в быту все чаще появляются разрисованные ширмы.

Еще одной сферой распространения живописи стала «эмакимоно» - манера иллюстрации свитков с записями художественных произведений. Появляются «какэмоно» - вертикальные свитки, служившие не для чтения,а для украшения стен. Развитие иллюстрации способствовало появлению японской графики. Для японского народа красота каллиграфии заключена в плавных линиях, движениях кисти, игре цветов и других тонкостях.

Чайная церемония.

Чайная церемония (тя но ю) оказала большое влияние на развитие японской культуры: на архитектура, обустройство садов и прикладное искусство. Разработка канонов проведения чайной церемонии принадлежит буддийскому монаху Мурата Сюко. Церемонию стали возглавлять специальные мастера чая (тядзины). В XV веке начинают строить чайные домики (тясицу).Он долже был отличаться строгостью и простотой формы, скромностью отделки, как внешней, так и внутренней. Единственным украшением и художественным центром чайного дома была токонома, в которой помещали свиток монохромной живописи и букет цветов, обычно определяющих главную тему церемонии, ее философский настрой. Так же, как и в обычных домах, важную роль в ансамбле чайного павильона играл сад, получивший специальное название — тянива. Его отличало обилие насаждений, а также специальные дорожки из плоских камней для уединенных прогулок, с каменным фонарем и каменными сосудами для воды — цу-кубаи.

Икебана.

Чайная церемония с самого своего появления оказала огромное влияние на все сферы жизни и культуры Японии. Икебана – пример такого влияния. Как уже говорилось ранее, цветы в виде букета были обязательным компонентом чаепития в качестве символа единения человека с природой. Постепенно формируются особые каноны составления букетов, служащих для созерцания и медитаций. В дальнейшем икебана освобождается от религиозного подтекста и становится самостоятельным элементом декора. В современном мире букеты цветов часто становятся украшением праздничного интерьера.

Структура составления букетов была строго определена и требует обязательное наличие элементов: Небо как символ природы и космоса, Земля как символ мирского и Человек. Умение совмести все эти три элемента в прекрасную композицию приходит лишь после долгого учения, которое требует упорства и терпения.

Со времени появления искусство икебана потерпело множество изменений. Существовало множество стилей цветочных аранжировок. Классическим был стиль рикка — аранжировка храмовых монументальных букетов. Со временем появляются тенденции к упрощению, что рождает новые стили икебана: нагаирэ (букеты для чайных церемоний) и сэйка (единственный стиль периода Эдо).

Со временем икебана несет в себе уже не только способ проявления своих способностей в составлении цветочных композиций, но и этическое значение. Икэбана рассматривалась как путь приобщения к культуре, как средство обучения человека умению видеть и понимать скрытую красоту, что обусловило ее место в системе воспитания. Искусство икэбана в итоге стало одной из составляющих нравственного и эстетического формирования национального японского характера. 

Театр.

Театр Но  – это самое значительное достижение японской культуры на протяжении всех эпох. Впервые высокое драматическое искусство сочетается с большой литературной ценностью театрального репертуара, пьесы которого — ёкёку — до сих пор почитаются шедеврами японской литературы. Создателем этого жанра был Канъями. На формирование художественных принципов театра Но большое влияние оказали дзэн-буддизм и эзотерические учения. Существовало два принципа : «моно-манэ» — подражание, и «югэн» — скрытая красота. Актер должен был показать скрытые основы жизни, а зритель с воображением должен был уже сам создать полную картину. Непосвященному было трудно понять то, что происходило на сцене. Но поражало все: минималистическое оформление зала, плавные движения, способность актера обращаться с веером, хор, передававший эмоциональное состояние героя. Все представление сопровождалось игрой на национальных японских инструментах. Театр имеет культурное значение и в наши дни.

Архитектура:

Для японской архитектуры  свойственны постройки из дерева с крупными крышами и слабыми стенами. Это объясняется теплым климатом и частыми обильными дождями. При возведения здания надо было обязательно учитывать опасность землетрясения. Проникновение в Японию буддизма принесло с собой изменения в архитектуре. Он принес с собой не только новые формы построек,но и новую технику строительства. Наверное, важнейшим техническим нововведением было сооружение фундаментов. С VII века широко распространяются изогнутые крыши с приподнятыми углами. Для японского храмового строительства можно выделить два течения. Первое, Сингон, состоял всего из трех зданий. Простота символизировала неприметность на фоне природы. В IХ веке в архитектурном ансамбле храмового комплекса появляется реликварий. Реликварий представлял собой полусферу с характерной для японских пагод крышей. Строения эти были глинобитными, поверхность которых выравнивалась слоем штукатурки. В дальнейшем развитии реликварий станет обязательным элементам комплекса.

Второе направление храмового зодчества Тэн-дай, возникшее под влиянием дзёдо, было распространено в основном на равнинах. Храмы строились на большом пространстве для того ,чтобы верующие без труда могли осуществлять главный ритуал поклонения Будде Амиде - хождение вокруг статуи божества с повторением одной и той же фразы. В амидских храмах наблюдается контраст между относительным внешним оформлением и роскошным внутренним убранством

Заключение.

Целью моей работы было рассмотрение всех составляющих японской культуры и установление причин её своеобразия. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что своеобразие японской культуры установилось в не только из - за её изолированности от других стран на 200 лет, но и из-за сплоченности японского народа.

Подведём некоторые итоги:

Главным стержнем развития культуры страны является религия – Синто, по которой единственно идеальной является природа.

Нравственность японцев и в настоящем времени остается загадкой для многих стран мира, так как нет нигде больше на планете таких мест, в которых природы была бы настолько близка к людям и настолько бы определяла их образ жизни и поведение.

Библиография.

  1.Гаджиева Е.А. «Страна восходящего солнца».  – Ростов  на Дону: 2006 год.

  2. Пришилева Л. Д. Формирование японской национальной культуры XVI - XX в. – Москва: 1968 год.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Японии