97705

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Дипломная

Физкультура и спорт

Систематизировать и обобщить знания о силовых способностях и методиках их развития. Провести анализ литературы по вопросам использования упражнений пауэрлифтинга с учётом анатомо-физиологических особенностей организма юношей старших классов, как средства воспитания силовых способностей..

Русский

2015-10-24

258 KB

20 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиль «Физическая культура»

                                     Карачакова Анжелика Константиновна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

«Допустить к защите в ГАК»

Декан факультета к.п.н., доцент

______________О.В.Остапович

«______»_________________2015г.

Зав. кафедрой

 к.филос.н., доцент

_____________П.Я.Захаров

«______»_________________2015г.

Научный руководитель

    к.и.н, доц., Ельдепов В.Я.

___________________

Работа защищена

«______»_________________2015г.

с оценкой____________________

председатель ГАК_____________

(подпись)

Горно-Алтайск 2015

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Анализ научно-методической литературы………………………………….. 6

1.1 Сила как физическое качество, её виды и методика их развития…………………………………………………………………………...6

1.2 Специфика силовых способностей в пауэрлифтинге……………………..21

1.3 Анатомо-физиологические особенности организма юных пауэрлифтеров в возрасте 15-17 лет……………………………………………………………….27

2  Организационно-методическая основа исследования ……………………..31

2.1 Методы исследования……………………………………………………….31

2.2 Организация исследования………………………………………………….32

3  Результаты исследования и их обсуждение…………………………………34

Заключение……………………………………………………….………………38

Литература………………………………………………….…………………….40

Приложение 1 (рекомендуемое) .……………………………………………….43

                                          ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, как в основной форме урока, но в большей части  внеурочной (внеклассная, внешкольная), в частности у школьников старших классов, всё большое значение приобретают занятия силовыми видами спорта. Силовое троеборье (пауэрлифтинг) является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств (силовые способности), занятия им сказываются на повышении физической работоспособности в целом. В пауэрлифтинге соревнования проходят в трех упражнениях – приседание со штангой на спине, жиме штанги лежа на горизонтальной скамье и становая тяга. По результатам анализа научно-методической литературы Воробьева А.Н., Зациорского В.М., Роман Р.А.. Верхошанского Ю.В., Смолова С. Ю.  эти  упражнения вовлекает в работу наибольшее количество мышечных групп и тем самым оказывают быстрый эффект в развитии силы.

Развитие силы это не самоцель, а стремление к достижению высокой работоспособности, сохранению и укреплению здоровья. Тем не менее, нередко в повседневной трудовой деятельности и, особенно, в допризывный период и во время службы в армии молодые люди оказываются не способными преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений.

По ряду авторов двигательные качества - быстрота, ловкость, гибкость - имеют для здоровья меньшее значение, по сравнению чем сила и выносливость (Я.С. Вайнбаум, 1991), т.к. силовые способности проявляются так или иначе в любых видах двигательной деятельности. (Л.П. Матвеев, 1991; Л.С. Дворкин, 1989).

Возраст специализации в пауэрлифтинге может начинаться не ранее 14 лет, а верхней границы практически не существует. Целенаправленное воспитание начинают с 17-18 летнего возраста [14].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что при  правильной организации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, при этом,  делая акцент на внеурочную форму занятий по воспитанию силовых способностей у юношей старших классов, занятия пауэрлифтингом существенно окажет влияние на повышение уровень развития этого качества. Эти обоснования и послужили выбором этой темы.

Объектом исследования – учебно-тренировочный  процесс учащихся старших классов занимающихся  пауэрлифтингом внеурочной форме занятий в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – влияние пауэрлифтинга на развитие силовых способностей  учащихся старших классов  общеобразовательной школы.

Цель работы – изучить влияние занятий физических упражнений  пауэрлифтинга на силовые способности юношей старших классов.

Задачи исследования:

1. Систематизировать и обобщить знания о силовых способностях и методиках их развития.

2. Провести анализ  литературы по вопросам использования упражнений  пауэрлифтинга с учётом анатомо-физиологических особенностей организма юношей старших классов, как средства воспитания силовых способностей.

3. Выявить зависимость влияния физических упражнений  пауэрлифтинга  на развитие силовых способностей учащихся старших классов.

Методы исследования: анализ литературы, педагогическое тестирование, математические методы, педагогический эксперимент.

Гипотеза: Предполагается, что при  правильной организации учебно-тренировочного процесса занятий пауэрлифтингом  с юношами  старших классов с акцентом на внеурочную форму, приведет к наиболее быстрому увеличению  уровня развития силовых способностей.

Теоретическая и практическая значимость - с теоретической точки зрения, данную дипломную работу можно использовать при написании рефератов, курсовых работ; с практической точки зрения, результаты исследования можно применять по классной и внеклассной работе в общеобразовательной школе.

   

1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Сила как физическое качество, её виды и методика их развития

Сила является основополагающим физическим качеством человека. И самое замечательное в характеристике силы (согласно законам движения Ньютона) - это их точная количественная форма оценки. В этой связи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодействие измерять. Количественная мера воздействия тел друг на друга называется в механике силой [2].

Если в механике сила - количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, будучи количественной мерой, принимает качественную информативность. Двигательные акты человека характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны моторного акта всегда в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор нередко мало кого волнует. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека [19].

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий [9].

Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу- это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длины и изометрического  напряжение мышц без сокращения и движения в суставах. Результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлинятся, например, удерживая очень тяжёлый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.

Сокращение мышц при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина её укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость её укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанги, гирь, гантелей, отягощений на блочном устройстве). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движения, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим аналогичным снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельны мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной мере выполняется по инерции. Поэтому, упражнения со штангой и подобными снарядами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленном и среднем темпе. Однако, указанные недостатки силовых упражнений со штангой, гантелями, гирями с лихвой компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений [9].

В последние годы в мировой практике разработаны и широко применяются тренажёры специальных конструкций, при работе на которых задаётся не величина отягощения, а скорость перемещения звеньев тела. Такие тренажёры позволяют выполнять движения в очень широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные и близкие к ним усилия практически на любом участке траектории движения. Режим работы мышц на тренажёрах такого типа называется изокинетическими. При этом мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движения. Изокинетические тренажёры широко применяются пловцами, а также в общефизической подготовке. Многие специалисты высказывают мнения о том, что силовые упражнения на тренажёрах с данным режимом работы мышц должны стать основным средством силовой подготовки при развитии максимальной и «взрывной» силы. Выполнение силовых упражнений с высокой угловой скоростью движений более эффективно, по сравнению с традиционными средствами, при решении задач развития силы без значительного прироста мышечной массы, для развития скоростно-силовых качеств [4].

Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины мышц. Такой режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозными охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает. При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50-100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в армотизационной фазе отталкивания в прыжках, в быстрых движениях, когда необходимо погасить кинетическую энергию движущегося звена тела. Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила.

Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцах генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно пропорциональная зависимость [10].

Важным является и то, что возможные значения силы и скорости при различных отягощениях зависят от величины максимальной силы, проявляемой в изометрических условиях. Ненагруженная мышца (без всяких отягощений и сопротивлений) укорачивается с максимальной скоростью [24].

Если постепенно наращивать величину отягощения (или сопротивления), то сначала с увеличением этого отягощения (перемещаемой массы тела) сила до определённого момента возрастает. Однако, попытки дальнейшего повышения отягощения силу не увеличивают. Например, сила, прикладываемая к теннисному мячу при его метании, будет существенно меньше, чем при метании металлического ядра весом 1-2 килограмма. Если же массу метаемого с ускорением снаряда постепенно повышать и далее, то наступает предел, выше которого развиваемая человеком сила уже не будет зависеть от величины перемещаемой им массы, а будет определятся лишь его собственно силовыми возможностями, то есть уровнем максимальной изометрической силы [9].

Таким образом, сила – это качество с которым человек ежедневно сталкивается, которую необходимо развивать для нормальной жизнедеятельности.

Силовые способности — это комплекс различных проявление человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» [4].

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от: конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные, 2) центрально-нервные, 3) личностно-психические, 4) биомеханические, 5) биохимические, 6) физиологические факторы, 7) различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания) факторы [7].

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются:

1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу [17].

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [24].

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:

1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила) [22].

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг) [19].

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины [18].

Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу, 2) взрывную силу, 3) стартовая сила, 4) ускоряющая сила.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой.

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость [18].

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50 % от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость [4].

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К. Холодов, 1981) [22].

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия [18].

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия). В тоже время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа [25].

Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды [20].

Самыми благоприятными периодами развития силы у юношей считается возраст от 13 до 18 лет, а у девушек – от 11 до 16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23 %, к 14-15 годам – 33 %, а к 17-18 годам – 45 %). Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [1].

Задачи развития силовых способностей.

1. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

2. Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков).

Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

3. Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки [20].

Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе обшей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки [14]. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Для развития силовых способностей применяются средства. Которым относятся - физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

— упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал»).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды.

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов.

3. С использованием подручных средств.

4. Упражнения с противодействием партнёра.

5. Изометрические упражнения с использованием спортивного инвентаря [5].

По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры) [17].

Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы – его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление [11].

Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю [15].

При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).

В первом случае вес может быть минимальным (60 % от максимума), малым (от 60 до 70 % от максимума), средним (от 70 до 80 % от максимума), большим (от 80 до 90 % от максимума), максимальным (свыше 90 % от максимума).

Во втором случае вес может быть:

предельным — 1 ПМ,

околопредельным — 2—3 ПМ,

большим — 4—7 ПМ,

умеренно большим — 8—12 ПМ,

малым - 19—25 ПМ,

очень малым — свыше 25 ПМ [27].

Подводя итого можно сказать, что для того чтобы развивать силу нужно использовать различные средства в зависимости от того, какую силу развивает спортсмен.

Чтобы развить силовые способности существуют методы.

Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или сопротивлениями. Тренирующее воздействие метода направлено преимущественно на совершенствование возможностей центральной моторной зоны генерировать мощный поток возбуждающей импульсации на мотонейроны, а также на увеличение мощности механизмов энэргообеспечения мышечных сокращений. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы. Для практической реализации метода используется несколько методических приёмов: равномерный, «пирамида», максимальный.

Примеры:

Методический приём «равномерный» - упражнения выполняются с весом 90-95% от максимального 2-3 раза в 2-4 подходах с интервалами отдыха 2-5 минут. Темп движений – произвольный.

Методический приём «пирамида» - выполняется несколько подходов с увеличением отягощения и сокращением количества повторений упражнения в каждом последующем подходе, например: 1) вес 85% - поднять 5 раз; 2) вес 90% - поднять 3 раза; 3) вес 95% - поднять 2 раза; 4) вес 97-100% - поднять 1 раз; 5) с весом более 100% - попытаться выполнить 1 раз. Интервалы отдыха между подходами – 2-4 минуты.

Методический приём «максимальный» - упражнение выполняется с максимально возможным в данный момент времени отягощением: 1 раз x 4-5 подходов с произвольным отдыхом.

В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

Метод повторных усилий

Этот метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора является не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом (сопротивлением). В этом методе используются различные варианты построения тренировки. В зависимости от избранных компонентов упражнения направленность метода может широко варьировать.

Для его практической реализации применяют различные методические приёмы: равномерный, суперсерийный и комбинации упражнений, круговой. При этом возможно использование как изотоническог, изокинетического, так и переменного режимов работы мышц.

Отдельно выделяются методы развития «взрывной» и реактивной силы, динамической (скоростной) силы, работы до «отказа».

Внутри метода «до отказа» можно применять различные методические приёмы.

Например:

в каждом подходе выполнять упражнения «до отказа», но количество подходов ограничивать;

в каждом подходе выполнять фиксированное количество повторений упражнения, а количество подходов – «до отказа»;

выполнять «до отказа» и количество повторений, и количество подходов.

«Ударный» метод применяется для различных мышечных групп. При тренировке мышц ног наиболее широко используются отталкивания после прыжка в глубину с дозированной высоты. Приземление должно быть упругим, с плавным переходом в амортизацию. Глубина подседания находится опытным путём. Амортизация и последующее отталкивание должны выполнятся как единое целостное действие. Оптимальная дозировка прыжковых «ударных» упражнений не должна превышать четырёх серий по 10 прыжков в каждой для хорошо подготовленных людей, а для менее подготовленных – 1-3 серий по 6-8 прыжков. Отдых между сериями в течении 3-5 минут можно заполнить лёгким бегом трусцой и упражнениями на расслабление и растягивание. Прыжки в глубину в указанных объёмах следует выполнять не чаще 1-2 раз в неделю на этапах подготовки к массовым соревнованиям или зачётам по физической подготовки.

Возможно применение «ударного» метода и для тренировки других мышечных групп с отягощениями или весом собственного тела. Например, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа с отрывом от опоры. При использовании внешних отягощений на блочных устройствах груз вначале опускается свободно, а в крайнем нижнем положении траектории движения резко поднимается с активным переключением мышц на преодолевающую работу. Выполняя упражнения с отягощениями «ударным» методом, рекомендуется соблюдать следующие правила.

Применять их можно только после специальной разминки тренируемых мышечных групп.

Дозировка «ударных» движений не должна превышать 5-8 повторений в одной серии.

Величина «ударного» воздействия определяется весом груза и величиной рабочей амплитуды движений. Оптимальные сочетания в каждом конкретном случае подбираются эмпирически, в зависимости от уровня подготовленности. Однако, предпочтение рекомендуется всегда отдавать рабочей амплитуде, стремясь увеличивать её до максимально возможного уровня.

Исходная поза выбирается с учётом соответствия положению, при котором развивается рабочее усилие в тренируемом упражнении.

Соблюдая данные правила, можно значительно увеличить влияние упражнений на развитие силы.

Изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длинны. Выполняемые этим методом упражнения рекомендуется применять как дополнительные средства развития силы.

Напряжение мышц надо увеличивать плавно до максимального или заданного, и удерживать его в течение нескольких секунд в зависимости от развиваемого усилия.

Целесообразно выполнять изометрические напряжения в положении и позах, адекватных моменту проявления максимального усилия в тренируемом упражнении. Эффективно сочетание изометрических напряжений с упражнениями динамического характера, а также с упражнениями на растягивание и расслабление.

Таким образом выполняя в одной серии 2-3 подхода по 5-6 напряжений в каждом продолжительностью по 4-6 секунд и отдыхом между подходами не менее 1 минуты. Можно сделать 1-2 таких серии с отдыхом 3-5 минут. После изометрических упражнений надо выполнить упражнения на расслабление, и затем динамические упражнения умеренной интенсивности [9].

1.2 Специфика силовых способностей в пауэрлифтинге

В настоящее время развитие силовых видов спорта, в частности пауэрлифтинга, получило широкое распространение. Сотни тысяч людей занимаются этим видом спорта. Популярность пауэрлифтинга объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена.

Занятия пауэрлифтингом способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливость, гибкость и другие полезные качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма.

Все это вместе взятое делает пауэрлифтинг одним из ценных и полезных средств в воспитании молодого поколения.

Достижение высоких спортивных показателей в пауэрлифтинге, как и в любом другом виде спорта, возможно только при условии систематических занятий, направленных на всестороннее физическое развитие, выработку волевых качеств, стремления к постоянному совершенствованию техники выполнения разного рода упражнений высокую технику исполнения и отличную физическую подготовку.

Занятия этим видом спорта преображают любого человека. Имея в арсенале почти весь набор упражнений, применяемых культуристами и тяжелоатлетами, занимающиеся пауэрлифтингом гармонично развивают мускулатуру всего тела. Уже после нескольких месяцев регулярных тренировок заметно улучшается внешний облик спортсмена.

Благодаря упражнениям с отягощениями, у атлета укрепляется костно-связочный аппарат, мышцы становятся рельефнее и намного объемнее. Молодой человек приобретает правильную осанку. Более того, занятия пауэрлифтингом исключительно благотворно сказываются на работе внутренних органов. Это следствие мышечной деятельности, столь необходимой организму человека.

Работа со штангой и другими отягощениями относится к самому трудоемкому и наиболее интенсивному виду физической деятельности. А это значит, что у занимающегося значительно улучшается кровообращение органов и тканей. Дозированные физические нагрузки положительно влияют на центральную нервную систему спортсмена.

Вся система подготовки в пауэрлифтинге, начиная с подготовительного периода, имеет задачу плавного увеличения веса отягощений, что влечет за собой и увеличение силы занимающегося[5].

В пауэрлифтинге предпочтение отдается тем спортсменам, которые не имеют отклонений в опорно-двигательном аппарате и при этом обладают относительно короткими конечностями - гиперстеникам. И тем у кого  в мышцах преобладает соотношение числа быстрых (белых) по отношению медленным (красным) волокнам.

Быстрые волокна характеризуются высокой сократительной скоростью и возможностью развивать большую силу. По сравнению с медленными волокнами они могут вдвое быстрее сокращаться и развивать в 10 раз большую силу. Процесс взаимодействия различных типов волокон в настоящее время до конца не выяснен. Установлено, что при нагрузках менее 25 % от максимальной силы сначала начинают функционировать преимущественно медленные волокна, а позже, когда потребность в силе превысит 25 % от максимальной, в активность вступают и быстрые волокна. После исчерпания их энергии работа прекращается. В случаях, когда силовая нагрузка постепенно возрастает от низких до максимальных величин, возникает так называемый «эффект рампы», когда почти все волокна вовлекаются в работу [2].

При взрывных движениях волокна обоих типов начинают сокращаться почти одновременно, однако быстрые волокна сокращаются значительно быстрее и раньше достигают своего силового максимума (приблизительно за 40-90 мс), чем медленные волокна (приблизительно 90-140 мс). Поэтому за взрывную силу, которая должна быть реализована в течение 50-120 мс, «отвечают» главным образом быстрые волокна. И большое ускорение незначительного веса (большая скорость движения), и незначительное ускорение большого веса (медленная скорость движения) осуществляются за счет интенсивного участия быстрых мышечных волокон. Взрывные силы, направленные на преодоление неподвижных сопротивлений (статический режим работы, скорость движения равна 0), также обеспечиваются активностью быстрых волокон. Отсюда следует, что от них зависит развитие не только скоростно-силовых, но и собственно-силовых способностей, однако величина преодолеваемого сопротивления должна составлять не менее 70 % индивидуального максимума.

Состав мышцы определяют двигательные единицы, включающие нервные клетки и мышечные волокна. Все мышечные волокна одной двигательной единицы относятся к одному типу (быстрые или медленные). Двигательные единицы активизируются по принципу «все или ничего», т.е. на возбуждение реагируют или все мышечные волокна двигательной единицы, или ни одного.

Способность управлять двигательными единицами синхронно называют внутримышечной координацией.

Ее уровень считается высоким, если спортсмен, с одной стороны, умеет хорошо дифференцировать силовые напряжения, а с другой - одновременно включать в работу большое количество двигательных единиц.

Следует отметить, что наибольшую силу проявляет мышца, растянутая непосредственно перед выполнением упражнения тем или иным способом. В такой мышце, помимо формирования в ней подъемных сил, происходит усиленное общее развитие. Это качество обусловлено тем, что в состоянии покоя растянутые мышцы слегка сокращены (примерно на 15 % своей длины) и из этого начального состояния способны развить большую силу.

Помимо объема мышц, поперечного сечения мышечных волокон, строения волокон и внутримышечной координации, на базовый потенциал силы спортсмена влияет и межмышечная координация. То есть высокий спортивный результат может быть получен, только если отдельные мышцы или мышечные группы будут последовательно задействованы в соответствии с двигательной задачей.

Так как качеством, определяющим успех в пауэрлифтинге, является максимальная сила, предпочтение будет отдаваться тем спортсменам, у которых соотношение между медленными и быстрыми волокнами сдвинуто в сторону большим объемам работы, при этом одновременно происходят положительные морфологические изменения в мышцах, исключается с детьми и подростками[19].

Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений. Для воспитания собственно силовых способностей и одновременного увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариативном темпе. Причем каждое упражнение выполняется до явно выраженного утомления.

Для начинающих величина отягощения берется в пределах 40-60% от максимума, для более подготовленных - 70-80%, или 10-12 ПМ. Отягощение следует увеличивать по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное, Т.е. необходимо сохранять ПМ в пределах 10- 1 2. В таком варианте эту методику можно применять в работе, как со взрослыми, так и с юными и начинающими спортсменами.

Для более подготовленных по мере развития силы вес отягощения постепенно увеличивают до 5-6 ПМ (приблизительно до  80% от максимума).

Количество упражнений для развития различных групп мышц не должно превышать 2-3 для начинающих и 4-7 для более подготовленных. Интервалы отдыха между повторениями близки к ординарным (от 2 до 5 мин) и зависят от величины отягощения, скорости и длительности движения. Характер отдыха - активно-пассивный.

Положительные стороны данной методики: 1) не допускает большого общего перенапряжения и обеспечивает улучшение трофических процессов благодаря большим объемам работы, при этом одновременно происходят положительные морфологические изменения в мышцах, исключается возможность травм; 2) позволяет уменьшить натуживание, нежелательное в работе с детьми и подростками[19].

Методика около предельных и предельных отягощений

Воспитание собственно силовых способностей с использованием около предельных и предельных отягощений.

Сущность этой методики заключается в применении упражнений, выполняемых: 1) в преодолевающем режиме работы мышц; 2) в уступающем режиме работы мышц.

Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в преодолевающем режиме работы мышц, предусматривает применение около предельных отягощений, равных 2-3 пм (90-95% от максимума). Работу с такими отягощениями рекомендуется сочетать с весом 4-6 ПМ. Интервалы отдыха -оптимальные, до полного восстановления (4-5 мин).

Эта методика является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, Т.е. прирост силы идет без увеличения мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми ее применять не рекомендуется.

Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматривает применение в работе с начинающими спортсменами отягощений весом 70-80% от максимума, показанного в преодолевающем режиме работы мышц. Постепенно вес доводится до 120-140%. Целесообразно применять 2-3 упражнения с 2-5 повторениями (например, приседания со штангой на плечах). Более подготовленные могут начинать работу в уступающем режиме с отягощением 100-110% от лучшего результата в преодолевающем режиме и доводить его до 140-160%. Количество повторений упражнения небольшое (до 3), выполняемых с медленной скоростью. Интервал отдыха не менее 2 мин.

При обучении новичков, обязательно надо применять подводящие упражнения. Это такие упражнения, которые по координации близки к отдельным частям обучаемого упражнения, но значительно проще его.

Например, иногда бывает в приседаниях долго объясняешь как держать спину, колени, не получается. А стоит сделать приседания на скамейку, с нужной высотой, спортсмен сразу улавливает. Или для того, чтобы легче научить прогибу в жиме лежа, мы просто подкладываем под поясницу валик и постепенно в течение месяца спортсмен привыкает принимать положение тела какое нужно.

То же самое касается и тяги становой. По нашим наблюдениям легче научить правильному движению, если начинать обучение с плинтов, причем, первую неделю, гриф должен быть на 10 см выше колен. Потом с опусканием высоты плинтов постепенно приходим к исходному положению с помоста. А в сочетании с приседаниями на плинтах, техника выполнения тяги становой закрепляется намного быстрее.

У тяжелоатлетов это упражнение называлось "Приседания в глубину". Спортсмен встает на два плинта высотой 50-60 см, стоящих друг от друга на расстоянии 70-80 см. В опущенных руках держит гирю, не наклоняя спины, делает 5-8 разовые приседания.

Таким образом, начинающие атлеты сначала осваивают один способ выполнения упражнения, а затем другой.

На начальном этапе многие атлеты часто переоценивают свои возможности и на каждой тренировке они стараются поднимать максимальные веса, что может привести к случаям травматизма. Здесь очень важно не допустить этого - тренеру необходимо вести постоянный контроль за дозировкой и интенсивностью выполняемых упражнений. Также тренер всегда должен помнить, что во время разучивания техники выполнения классических упражнений, главное значение имеет не вес штанги, а количество повторений в подходе. "При выполнении упражнений со штангой нельзя допускать больших напряжений. Разучивать технику полезно со снарядом среднего веса. По мере освоения упражнения и улучшения общего физического состояния спортсмена вес штанги постепенно увеличивается.

Как сильные, так и слабые раздражители не являются оптимальными, наиболее выгодными при формировании условного рефлекса. Только средние отягощения могут обеспечивать успешное закрепление эффективных форм движения в структуре упражнения и способствовать лучшему развитию специальных физических качеств, которые необходимы при поднимании штанги максимального веса.

В конце месяца целесообразно провести соревнования среди новичков на лучшую технику классических упражнений. И не обязательно делать все три упражнения и строго в соревновательном порядке: приседания, жим, тяга становая. Возможно и в таком порядке: понедельник - приседания, пятница - жим, лежа, понедельник - тяга становая. Эти соревнования помогают тренеру выявить эффективность обучения, выявляют ошибки в выполнении техники упражнений, что позволяет вовремя внести коррективы в методику обучения и дополнительно включить упражнения, влияющие на исправление ошибок[12].

1.3 Анатомо-физиологические особенности организма юных пауэрлифтеров в возрасте 15-17 лет

В процессе развития организма детей и юношей происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и относительно равномерно на протяжении школьного возраста. По данным [1], мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды относительно умеренного прироста силы сменяются периодами более выраженного ее изменения.

Одной из причин увеличения мышечной силы у детей является возрастание мышечной массы тела, т.е. увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса начинает возрастать с 7 лет, но более заметный ее рост происходит в период полового созревания.

Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, по-видимому, дифференциации нервно-мышечного аппарата. Это подтверждается, в частности, исследованиями, которые отметили, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения.

Как указывает [4], особая роль в увеличении мышечной силы с возрастом принадлежит моторно-висцеральным рефлексам, которые в подростковом возрасте становятся более совершенными, чем в детском. Формирование относительной силы различных групп мышц завершается в 16--17 лет, а ее уровень сохраняется до 41--50.

На проявление мышечной силы значительное влияние оказывают занятия физической культурой и спортом, начиная с детского и подросткового возраста. По мнению [11,14], актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авторы отмечают, что создание правильной системы силовой подготовки является решающим фактором роста спортивных достижений во многих видах спорта.

Увеличение физиологической напряженности тренировки «на силу» в период начальной подготовки (высокий темп движений, малые интервалы между занятиями), по [17], не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности. Из исследований [14] известно, что на протяжении восьми занятий упражнения с грузом в 45--60% от максимального были несколько эффективнее, чем с грузом в 60--75% и 75--90%. В дальнейшем, после 66 занятий наибольший эффект дали упражнения с грузом в 75--90%, а наименьший - в 45-60%.

Ежегодный прирост силы различных групп мышц неодинаков. Так, в возрастной период от 10 до 14 лет более выраженно увеличивается мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), менее - сгибателей плечевого пояса (24%). По мнению [18], акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 13 и 15 лет. На необходимость развития мышечной силы в период развития организма детей, подростков и юношей указывали многие авторы. Подбор силовых упражнений  юношей должен предусматривать гармоничное развитие мускулатуры и достаточное развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. Особенно заметно отражается на увеличении мышечной силы характер специфической мышечной деятельности при занятиях тяжелой атлетикой. В то же время любая мышечная деятельность в различных видах спорта влияет на развитие силы.

У старших школьников опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц. В этом возрасте, спортивная тренировка влияет на развитие опорно-двигательного аппарата. В  скелете   увеличивается толщина и плотность костей и степень их минерализации. Мышечная масса и сила преимущественно нарастают в наиболее тренируемых мышцах, создавая специфику топографии мышечной силы.

В процессе многолетней спортивной тренировки в скелетных мышцах увеличивается объем быстрых гликолитических волокон типа  II – б  (анаэробных). Возможно также, что под влиянием скоростно – силовых физических упражнений многие волокна промежуточного типа (II – а, окислительные, аэробные) приобретают свойства волокон типа   II – б (гликолитических). Увеличивается  в крови концентрация гормона тестостерона в состоянии покоя и большей концентрацией лактата при анаэробной работе.

У  юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови, интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития юношей.

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников. Минутный объем дыхания (МОД)  составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом [27].

Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в  юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ. Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у юношей, занимающихся циклическими видами спорта.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК - с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 17-18 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. В настоящее время у подростков наблюдается акселерация - сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости [27].

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

В работе использовались следующие методы исследования - анализ литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математические методы.

Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных источника.

Тестирование. Тест - это стандартизированное задание, предназначенное для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Тестирование - это способ определения с помощью тестов наличия тех или иных качеств, свойств личности по специально разработанной методике1.

Для исследования силовой  подготовленности учащихся проводились следующие тесты:

1. Упражнения силового троеборья: приседание, жим лёжа, тяга (сумма трёх упражнений)

2. Подтягивание на перекладине, кол-во раз

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

4. «Пистолет», кол-во раз

5. Прыжок в длину с места, (см)

6. Сгибание туловища, за 30 сек (раз)

Методы математической статистики. Анализ полученных экспериментальных данных осуществлялся при помощи методов математической статистики: метод средних величин, где вычислялось – Х выборочное среднее значение, определение коэффициента корреляции при количественных измерениях, где по формуле вычислялся коэффициент корреляции и определялась достоверность. Величина коэффициента корреляции составляет от -1 до +1. Если коэффициент корреляции меньше 0,3, считается, что связь слабая, от 0,31 до 0,69 – средняя и при 0,70 до 0,99 – сильная. Формула расчёта коэффициента корреляции

2.2 Организация исследования

Экспериментальная работа проводилась со школьниками. В исследовании принимали участие юноши 9,10-х классов (n=6), которые приступили к занятиям пауэрлифтингом впервые. Тренировки проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница).  Тренировочный процесс проходил с октября месяца 2014 г. по апрель 2015 г. в четыре  этапа:

1) Ознакомление с тренировочной программой и направленностью тренировочного процесса (октябрь 2014 г.). Где проводились начальные мероприятия: ознакомления юношами вида спорта, техническим исполнением соревновательных, специально-вспомагательными и общеразвивющими упражнениями и начало практического тренировочного  процесса  подготовительного этапа (приложение 1).

2) Проведение тестирования (начало ноября 2014 г.) по классическому троеборью (приседания, жим лёжа, тяга становая,), контрольные упражнения из программы по физическому воспитанию для общеобразовательной школы о которых упоминалось выше.

3)  Проведение тренировочного процесса (ноябрь 2014 г. по апрель 2015 г.).

4) На четвёртом этапе (начало мая 2015 г.) проводилась обработка полученных данных, и интерпретация полученных результатов исследования.

                                   

                             

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели силовой подготовки юношей старших классов экспериментальной группы до и после эксперимента (n =6)

Контрольное упражнение

До экспер

х

После экспер

х

Прирост в %

1

Упражнения силового троеборья: приседание, жим лёжа, тяга (сумма трёх упражнений в кг)

234,2

265,0

13

2

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

7,4

12,0

62

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

16,6

28.0

68,7

4

«Пистолет», кол-во раз

16,6

23,8

43,4

5

Прыжок в длину с места, (см)

192,5

218,0

13,3

6

Сгибание туловища, за 30 сек (раз)

18,8

28,0

48,9

Таким образом, из табличных данных мы видим, что силовые показатели до и после эксперимента получили большой прирост. Особенно  возросли показатели подтягивание на перекладине 62 %, сгибание и разгибание рук в упоре лежа 68,7 %, сгибание туловища 48,9, «пистолет» 43,4. Эти цифры в полной мере подтверждает эффективность занятий юношами старших классов пауэрлифтингом.

На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая эти показатели.

Рисунок 1 - Динамика роста показателей тестовых упражнений экспериментальной группы до и после эксперимента выраженная в процентах.

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Коэффициенты корреляций между упражнениями силового троеборья и контрольными упражнениями  силовой подготовки по программе физического воспитания общеобразовательной школы после эксперимента

Контрольные упражнения

Упражнения силового троеборья: приседание, жим лёжа, тяга (сумма трёх упражнений)

r

P

1

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

0,947

р > 0,05

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

0,95

р > 0,05

3

«Пистолет», кол-во раз

0,69

р < 0,05

4

Прыжок в длину с места, (см)

0,95

р > 0,05

5

Сгибание туловища, за 30 сек (раз)

0,764

р < 0,05

      

        При определении коэффициента корреляции при количественных измерениях в упражнениях между силовым троеборьем  и остальными, было установлено следующее: 

1) Имеет сильную положительную взаимосвязь с упражнением «подтягивание на перекладине» при г=0,947 (Р>0,05). 

2) С упражнением «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» при г=0,95 (Р>0,05), сильная положительная связь.

3)  С упражнением «пистолет», г=0,69 (Р>0,05), средняя положительная связь.

4) С упражнением сгибание туловища г=0,764 (Р>0,05), сильная положительная связь.

На рисунке 2 представлена диаграмма, отражающая эти показатели.

          Рисунок 2 - Коэффициенты корреляций между упражнениями силового троеборья и контрольными упражнениями  силовой подготовки по программе физического воспитания общеобразовательной школы после эксперимента.

Таким образом, корреляционной анализ выявил что при  трёхразовых занятиях в неделю пауэрлифтингом внеурочной форме занятий в течении полугода, дал отличный результат в повышении  уровня развития силовой подготовки юношей старших классов.  

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

Методика включает в себя: упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы. Применяются методы максимальных усилий, метод повторных усилий, метод воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений.

Благодаря целенаправленному развитию силы при помощи пауэрлифтинга  юноши старших классов  значительно быстрее повышают уровень её развития. На основе проведённого экспериментального исследования  в  предварительном этапе нами  было выявлено, что  уровень развития силы оказался незначительным. В заключительном этапе  уровень  вырос значительно, о чём свидетельствуют цифры: подтягивание на перекладине 62 %, сгибание и разгибание рук в упоре лежа 68,7 %, сгибание туловища 48,9, «пистолет» 43,4. Эти цифры в полной мере подтверждает  выдвинутую нами гипотезу.

И в заключении делая   главный вывод, по теме нашего исследования, ссылаясь на корреляционный анализ, выявили:

1) Сильную положительную взаимосвязь с упражнением «подтягивание на перекладине» при г=0,947 (Р>0,05). 

2) С упражнением «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» при г=0,95 (Р>0,05), сильная положительная связь.

3)  С упражнением «пистолет», г=0,69 (Р>0,05), средняя положительная связь.

4) С упражнением сгибание туловища г=0,764 (Р>0,05), сильная положительная связь.

Таким образом, при  трёхразовых занятиях в неделю пауэрлифтингом внеурочной форме даже в течении полугода при правильно построенным тренировочным процессом, даёт отличный результат в повышении  уровня  силовой подготовки юношей старших классов.  

Список использованной литературы

  1.  Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. – Камянец – Подольский П.П., Буйницкий О.А., 2011, С 73 - 81.
  2.  Бальсевич, В.К. «Здоровье - в движении!», Москва, «Советский спорт»,1988, с.-3-4.
  3.  Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 23 - 25.
  4.  Бартош, О.В. «Сила и основы методики её воспитания», методические рекомендации / Владивосток:Мор. гос. ун-т; 2009,С - 47.
  5.  Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  6.  Доман, Г. Гармоническое развитие ребенка: Пер.с англ. / Глен. Доман; Сост., вступ. ст. В. Дольникова. — М.: Аквариум, 1996. — 442 с.: ил.
  7.  Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов. — Ростов н / Д: Феникс, 2002. — 382 с.
  8.  Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учеб. пособие для пед. вузов. — М.: Академия, 2004. — 269 с.
  9.  Захаров, Е.Н., Карасёв, А.В., Сафонов, А.А. «Энциклопедия физической подготовки», Методические основы развития физических качеств / под общей ред. Карасёва А.В.-М.:Лептос, 1994, С. 61 - 134.
  10.  Зибаров, О.И. «К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях» // Теория и практика физической культуры, - 1997, - № 7, С. 234 - 247.
  11.  Иванов, С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура, 3-е издание — М.: ИНФРА, 2003. — 437 с.
  12.  Комков, А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / Комков А.Г., Кириллова Е.Г. — // Физ.культура:воспитание,образов.,тренировка. — 2002. — №1. — С. 2-5.
  13.  Коневой, Е.В. Физическая культура: учебн. Пособие / Под общ. ред. Е.В. Конеевой. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 558 с.: ил.
  14.  Коростелёв, Н.Б. «Найденное время», Москва «Физкультура и спорт», 1988, С - 56.
  15.  Круцевич, Т.Ю. «Теория и методика физического воспитания», Олимпийская литература; Киев 2008, С 8 - 13.
  16.  Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  17.  Лях, В.И. Журнал «Физическая культура в школе» № 6, 2005 г. 36 с.
  18.  Лях, В.И. Мой друг — физкультура. — М.: Просвещение, 2001. — 192 с.
  19.  Лях, В.И., Зданевич.А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов. — М.: Просвещение, 2003. — 296 с.
  20.  Лях, В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г. Б. Физическая культура. — М.: Просвещение, 1998. — 155 с.
  21.  Минаев, Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  22.  Приходько, С.Е. Влияние учебного процесса на уровень здоровья и заболеваемость школьников и студентов // «Теория и методика физического воспитания и спорта» научно-теоретический журнал № 2.2010г., С-81 - 83.
  23.  Солоха, Л.К. Спортивная физиология // методических указания к теоретическому изучение курса. — Симферополь , 2003. — С. 49-60.
  24.  Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. училищ / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.М. Минаев и др.; Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.: ил.
  25.  Теория и методики физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др; Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  26.  Хорунжий, А.Н. Развиваем силу // Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. — 2008. — №6. С 21 – 24.

27. Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг настольная книга тренера.- М.: Издательский центр «Спорт сервис», 2004.-540с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(рекомендуемое)

Тренировка для начинающих юношей в пауэрлифтинге

Юные троеборцы должны тренироваться не так, как опытные спортсмены. Нельзя копировать тренировки хорошо подготовленных атлетов.  Чтобы не было травм, перетренировок, нежелательных изменений в деятельности сердечно-сосудистой и других систем. Основным направлением занятий начинающих должно быть гармоничное развитие всех систем организма, создание базы для будущих тренировок и спортивных достижений. Нагрузка в этот период, как и уже отмечалось подбирается (см. параграф 1.3) 45-60% от максимальной.

Тренировка начинающих делится на 2 этапа: основополагающая  и начального совершенствования. Продолжительность их определяется индивидуально, в зависимости от поставленных целей. В среднем их длительность равняется 6 месяцам для каждого. 

За время одной тренировки основополагающего этапа надо стараться прорабатывать основные мышечные группы. В результате происходит уменьшение жировой прослойки, увеличивается сила при сохранении собственного веса. Занятия проводятся 3 раза в неделю, упражнения выполняются в 3-5 сериях по 8—10 раз. 

Упражнения для начального этапа:

1. Жим штанги стоя с груди или из-за головы.

2. Подъем гантелей или штанги на бицепс стоя.

3. Вертикальная тяга блока трицепсами.

4. Жим гантелей на наклонной скамье.

5. Тяга рукояти блока к груди или за голову.

6. Тяга штанги в наклоне.

7. Разгибание туловища лежа на животе.

8. Подъем туловища на умеренно наклонной плоскости. 

9. Приседание со штангой на плечах.

10. Тяга штанги («сумо», классическая)

11. Беговые, прыжковые упражнения, упражнения на растягивание велосипед. 

Упражнения для основополагающего этапа

В каждой тренировке развиваются навыки одного-двух соревновательных движений. Необходимо следить за правильной техникой, не гнаться за большим весом отягощения. Приседания выполнять со штангой, лежащей высоко, с развернутой грудью, выпрямленной спиной. Более низкое положение штанги и наклон во время приседания несколько облегчает выполнение упражнения, однако снижает нагрузку на мышцы ног. 

Основные мышечные группы, определяющие результат в жиме лежа и приседаниях, прорабатываются дважды в неделю. Таким образом, за год занятий начинающие формируют солидную базу для дальнейших тренировок. Наилучший недельный режим занятий для начинающих — понедельник, среда, пятница или вторник, четверг, суббота с одним днем отдыха после каждого тренировочного дня. Тренировка обеспечивает гармоническое развитие основных мышечных групп и формирование оптимальной техники соревновательных упражнений. В начале занятия выполняются динамические упражнения для развития подвижности и быстроты, в конце — для развития выносливости. Не старайтесь форсированно увеличивать тренировочные веса, стремитесь к технически правильному выполнению каждого повторения. 

Понедельник, пятница: 

1. Подъем штанги на грудь в высокую стойку, 3X8.

2. Тяга штанги к подбородку узким хватом стоя, 3X8.

3. Приседание со штангой или гирей в руках, опущенных позади тела, 6X8.

4. Жим лежа, 6X8.

5. Жим из-за головы сидя, 3X8.

6. Разгибание рук трицепсами - со штангой стоя или лежа, или на блоке, 3X8.

7. Подъем туловища на наклонной доске, 3X10-15. 

Среда:

1. Подъем штанги на грудь с подседом, 3X8.

2. Полные приседания со штангой на плечах, 6x8.

3.  Тяга становая, 6X8.

4. Сведение плеч со штангой в опущенных руках, 3X8.

5. Жим гантелей на наклонной скамье, 3X8.

6. Разгибание туловища лежа на животе, 3X8.

7. Наклоны в стороны с гантелью в опущенной руке, 3X10.

                                              

1 Начинская С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: 2005. с 194.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71186. Транзакции 496.74 KB
  Транзакция позволяет объединить операторы в группу и гарантировать что все операции внутри группы будут выполнены успешно. Если часть транзакции выполнится со сбоем, результаты выполнения всех операторов до места сбоя отменятся...
71187. MySQL+Lazarus: Работа и базой данных из Lazarus. TMySQL50Connection, TSQLTransaction, TSQLQuery – компоненты для работы с базой данных 937.82 KB
  Создайте пустой проект. В папку проекта необходимо скопировать библиотеку DLL для работы с MySQL. Скачать ее можно здесь: libmysql.dll. Разместите на форме компоненты TMySQL50Connection, TSQLTransaction, TSQLQuery из панели SQLbd; и компонент TDatasource из панели Data Access.
71189. Дополнительные возможности пакета программ SolidWorks 267 KB
  Цель: Изучить дополнительные возможности пакета программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Дополнительные возможности пакета программ SolidWorks. Уметь: Использовать в своей работе дополнительные возможности пакета программ SolidWorks.
71190. Создание эскизов в пакете программ SolidWorks 1.77 MB
  Цель: Изучить основные приемы создания эскизов в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания эскизов. Уметь: Создать эскиз различными методами.
71191. Создание трехмерной модели в программе SolidWorks 531.5 KB
  Цель: Изучить основные приемы создания трехмерных моделей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания трехмерных моделей. Уметь: Создать трехмерные модели различными методами.
71192. Построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks 1.63 MB
  Цель: Изучить основные приемы построения твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks.
71193. Формирование чертежа в пакете программ SolidWorks 319 KB
  Цель: Изучить основные правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать чертеж в пакете программ SolidWorks.
71194. Создание деталей из листового материала в пакете программ Solid-Works 597 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks.