97712

Разработка базы данных для системы складского учёта оптовой продовольственной базы

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Обзор существующего ПО для разработки базы данных; выбор системы управления базами данных; описание основных этапов проектирования базы данных; построение информационной модели предметной области; физическая реализация базы данных в выбранной среде; тестирование базы данных; разработка к базе данных технической документации...

Русский

2015-10-24

665.44 KB

20 чел.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства

и профессиональных технологий

СОГЛАСОВАНО:

Зав. дневным отделением:

__________ А.Х. Хасанова

«___»__________20____г.

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:

Зам. директора по учебной работе

_________ В.А. Роганова

«___»__________20____г.

Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

ДИПЛОМНАЯ

РАБОТА

(пояснительная записка)

Тема: разработка базы данных для системы складского учёта оптовой продовольственной базы

Студент группы ПО-41_______________________________ /Цацин Максим Викторович/

(Подпись)     (Ф.И.О.)

Руководитель дипломной работы__________________ /Комиссарова Ольга Анатольевна/

(Подпись)     (Ф.И.О.)

Рецензент___________________________________________ /Аришина Вера Федоровна/

(Подпись)     (Ф.И.О.)

Оценка___________________________

«____»____________________2015 г.


Содержание

Введение 3

1. Общая (теоретическая) часть 4

1.1. Анализ технологий и возможных средств решения проблемы 4

1.2. Выбор средств и технологий 17

2. Техническая (практическая) часть 19

2.1. Постановка задачи 19

2.2.1. Схема данных 19

2.2.2. Таблицы 20

2.2.3. Формы 24

2.2.4. Запросы 26

2.2.5. Отчеты 28

3. Расчетно-экономическая часть 31

3.5 Расчет затрат на создание программного продукта 35

3.6 Расходы, связанные с разработкой программы на ПК 36

3.17 Расчет денежного годового экономического эффекта 40

4. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности 44

4.1 Охрана труда 44

4.2 Техника безопасности 45

4.3 Защита от энергетических воздействий 48

  4.4     Характеристика электробезопасности 49

Заключение 50

Список литературы 51

Приложение 52


Введение

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности. В разных областях экономики зачастую приходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки.

Целью дипломной работы является создание базы данных «Система складского учёта для оптовой продовольственной базы».

Задачами дипломной работы являются:

  1.  обзор существующего ПО для разработки базы данных;
  2.  выбор системы управления базами данных;
  3.  описание основных этапов проектирования базы данных;
  4.  построение информационной модели предметной области;
  5.  физическая реализация базы данных в выбранной среде;
  6.  тестирование базы данных;
  7.  разработка к базе данных технической документации;
  8.  обоснование затрат на реализацию базы данных;
  9.  описание охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Объект – система управления базами данных Microsoft Access.

Предмет – программный продукт (база данных) для оптовой реализации товара и техническая документация к нему.

Практическая значимость – в конечном итоге планируется получить полностью рабочую базу данных, способную на автоматизированном уровне проводить распределение оптовой продукции по складам и ввести по ним отчетность.


  1.  Общая (теоретическая) часть
  2.  Анализ технологий и возможных средств решения проблемы

База данных создается при помощи системы управления базами данных. В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД.

Система управления базами данных (СУБД) — специализированная программа или комплекс программ, предназначенная для организации и ведения базы данных. Она обеспечивает хранение данных и взаимодействие пользователя с БД, позволяя пользователям производить поиск, сортировку и выборку информации в базе данных, а некоторым пользователям - добавлять, удалять и изменять записи в БД.

DBase и Visual dBase

Первая промышленная версия СУБД dBase — dBase II (принадлежащая тогда компании Ashton-Tate, приобретенной позже компанией Borland) появилась в начале 80-х годов. Благодаря простоте в использовании, нетребовательности к ресурсам компьютера и, что не менее важно, грамотной маркетинговой политике компании-производителя этот продукт приобрел немалую популярность, а с выходом следующих его версий — dBase III и dBase III Plus (1986 г.), оснащенных весьма комфортной по тем временам средой разработки и средствами манипуляции данными, быстро занял лидирующие позиции среди настольных СУБД и средств создания использующих их приложений.

Хранение данных в dBase основано на принципе «одна таблица — один файл» (эти файлы обычно имеют расширение *.dbf). MEMO-поля и BLOB-поля (доступные в поздних версиях dBase) хранятся в отдельных файлах (обычно с расширением *.dbt). Индексы для таблиц также хранятся в отдельных файлах. При этом в ранних версиях этой СУБД требовалась специальная операция реиндексирования для приведения индексов в соответствие с текущим состоянием таблицы.

Формат данных dBase является открытым, что позволило ряду других производителей заимствовать его для создания dBase-подобных СУБД, частично совместимых с dBase по форматам данных. Например, весьма популярная некогда СУБД FoxBase (разработанная Fox Software, Inc. и ныне принадлежащая Microsoft) использовала формат данных dBase для таблиц, однако форматы для хранения MEMO-полей и индексов были своими собственными, несовместимыми с dBase. Очень популярное в начале 90-х годов (и кое-где применяемое до сих пор) средство разработки Clipper компании Nantucket Corp (приобретенной впоследствии компанией Computer Associates) манипулировало как с данными формата dBase III (включая индексные файлы и файлы для MEMO-полей), так и с индексными файлами собственного формата.

Помимо популярного формата данных dBase является родоначальником и некогда популярного семейства языков программирования, получившего называние xBase. Все языки этого семейства, использующиеся и в FoxBase, и в Clipper, и в некоторых более поздних средствах разработки, таких как канувший в Лету CA Visual Objects фирмы Computer Associates, содержат сходный набор команд для манипуляции данными и являются по существу интерпретируемыми языками. В роли интерпретатора команд xBase выступает обычно либо среда разработки приложения на этом языке, либо среда времени выполнения, которую можно поставлять вместе с приложением. Отметим, что для скрытия исходного текста xBase-приложения подобные СУБД обычно содержат утилиты для псевдокомпиляции кода, который затем поставляется вместе со средой времени выполнения. В случае Clipper среда времени выполнения содержится в самом исполняемом файле (и сам Clipper формально считается компилятором), но тем не менее этот язык по существу также является интерпретируемым.

Обладавшие немалым сходством в синтаксисе и поддерживаемом наборе команд во времена широкого применения DOS, языки семейства xBase, тем не менее, имеют немало различий, особенно в поздних версиях «наследников», использовавших их СУБД. Как правило, все они имеют собственные объектные расширения, и поэтому в настоящее время говорить об их совместимости между собой практически не приходится.

Отметим, однако, что для работы с данными формата dBase (или иных dBase-подобных СУБД) совершенно необязательно пользоваться диалектами xBase. Доступ к этим данным возможен с помощью ODBC API (и соответствующих драйверов) и некоторых других механизмов доступа к данным (например, Borland Database Engine, некоторых библиотек других производителей типа СodeBase фирмы Sequenter), и это позволяет создавать приложения, использующие формат данных dBase, практически с помощью любого средства разработки, поддерживающего один из этих механизмов доступа к данным.

После покупки dBase компанией Borland этот продукт, получивший впоследствии название Visual dBase, приобрел набор дополнительных возможностей, характерных для средств разработки этой компании и для имевшейся у нее другой настольной СУБД — Paradox. Среди этих возможностей были специальные типы полей для графических данных, поддерживаемые индексы, хранение правил ссылочной целостности внутри самой базы данных, а также возможность манипулировать данными других форматов, в частности серверных СУБД, за счет использования BDE API и SQL Links.

В настоящее время Visual dBase принадлежит компании dBase, Inc. Его последняя версия — Visual dBase 7.5 имеет следующие возможности:

Средства манипуляции данными dBase и FoxPro всех версий.

Средства создания форм, отчетов и приложений.

Средства публикации данных в Internet и создания Web-клиентов.

Ядро доступа к данным Advantage Database Server фирмы Extended Systems и ODBC-драйвер для доступа к данным этой СУБД.

Средства публикации отчетов в Web.

Средства визуального построения запросов.

Средства генерации исполняемых файлов и дистрибутивов.

В настоящее время к Visual dBase в качестве дополнения может быть приобретен компонент dConnections, позволяющий осуществить доступ к данным Oracle, Sybase, Informix, MS SQL Server, DB2, InterBase из Visual dBase 7.5 и приложений, созданных с его помощью.

Компания dBase, Inc объявила также о проекте dBASE Open Source, целью которого является разработка сообществом пользователей dBase новых компонентов и классов с целью включения их в последующую версию dBase (получившую название dBase 2000). Иными словами, имеется тенденция превращения dBase (или его частей) в некоммерческий продукт с доступными исходными текстами.

Paradox

Paradox был разработан компанией Ansa Software, и первая его версия увидела свет в 1985 году. Этот продукт был впоследствии приобретен компанией Borland. С июля 1996 года он принадлежит компании Corel и является составной частью Corel Office Professional.

В конце 80-х — начале 90-х годов Paradox, принадлежавший тогда компании Borland International, был весьма популярной СУБД, в том числе и в нашей стране, где он одно время занимал устойчивые позиции на рынке средств разработки настольных приложений с базами данных.

Принцип хранения данных в Paradox сходен с принципами хранения данных в dBase — каждая таблица хранится в своем файле (расширение *.db), MEMO- и BLOB-поля хранятся в отдельном файле (расширение *.md), как и индексы (расширение *.px).

Однако, в отличие от dBase, формат данных Paradox не является открытым, поэтому для доступа к данным этого формата требуются специальные библиотеки. Например, в приложениях, написанных на C или Pascal, использовалась некогда популярная библиотека Paradox Engine, ставшая основой Borland Database Engine. Эта библиотека используется ныне в приложениях, созданных с помощью средств разработки Borland (Delphi, C++Builder), в некоторых генераторах отчетов (например, Crystal Reports) и в самом Paradox. Существуют и ODBC-драйверы к базам данных, созданным различными версиями этой СУБД.

Отметим, однако, что отсутствие «открытости» формата данных имеет и свои достоинства. Так как в этой ситуации доступ к данным осуществляется только с помощью «знающих» этот формат библиотек, простое редактирование подобных данных по сравнению с данными открытых форматов типа dBase существенно затруднено. В этом случае возможны такие недоступные при использовании «открытых» форматов данных сервисы, как защита таблиц и отдельных полей паролем, хранение некоторых правил ссылочной целостности в самих таблицах — все эти сервисы предоставляются Paradox, начиная с первых версий этой СУБД.

По сравнению с аналогичными версиями dBase ранние версии Paradox обычно предоставляли разработчикам баз данных существенно более расширенные возможности, такие как использование деловой графики в DOS-приложениях, обновление данных в приложениях при многопользовательской работе, визуальные средства построения запросов, на основе интерфейса QBE — Query by Example (запрос по образцу), средства статистического анализа данных, а также средства визуального построения интерфейсов пользовательских приложений с автоматической генерацией кода на языке программирования PAL (Paradox Application Language).

Windows-версии СУБД Paradox, помимо перечисленных выше сервисов, позволяли также манипулировать данными других форматов, в частности dBase и данными, хранящимися в серверных СУБД. Такую возможность пользователи Paradox получили благодаря использованию библиотеки Borland Database Engine и драйверов SQL Links. Это позволило использовать Paradox в качестве универсального средства управления различными базами данных (существенно облегченная версия Paradox 7 под названием Database Desktop по-прежнему входит в состав Borland Delphi и Borland C++Builder именно с этой целью). Что же касается базового формата данных, используемого в этом продукте, то он обладает теми же недостатками, что и все форматы данных настольных СУБД, и поэтому при возможности его стараются заменить на серверную СУБД, даже сохранив сам Paradox как средство разработки приложений и манипуляции данными.

Текущая версия данной СУБД — Paradox 9, поставляется в двух вариантах — Paradox 9 Standalone Edition и Paradox 9 Developer’s Edition. Первый из них предназначен для использования в качестве настольной СУБД и входит в Corel Office Professional, второй — в качестве как настольной СУБД, так и средства разработки приложений и манипуляции данными в серверных СУБД. Обе версии содержат:

  1.  Средства манипуляции данными Paradox и dBase.
  2.  Средства создания форм, отчетов и приложений.
  3.  Средства визуального построения запросов.
  4.  Средства публикации данных и отчетов в Internet и создания Web-клиентов.
  5.  Corel Web-сервер.

ODBC-драйвер для доступа к данным формата Paradox из Windows-приложений.

Средства для доступа к данным формата Paradox из Java-приложений.

Помимо этого Paradox 9 Developer’s Edition содержит:

Run-time-версию Paradox для поставки вместе с приложениями.

Средства создания дистрибутивов.

Драйверы SQL Links для доступа к данным серверных СУБД.

Отметим, однако, что популярность этого продукта как средства разработки в последнее время несколько снизилась, хотя в мире эксплуатируется еще немало информационных систем, созданных с его помощью.

Microsoft FoxPro и Visual FoxPro

FoxPro ведет свое происхождение от настольной СУБД FoxBase фирмы Fox Software. Разрабатывая FoxBase в конце 80-х годов, эта компания преследовала цель создать СУБД, функционально совместимую с dBase с точки зрения организации файлов и языка программирования, но существенно превышающую ее по производительности. Одним из способов повышения производительности являлась более эффективная организация индексных файлов, нежели в dBase, — по формату индексных файлов эти две СУБД несовместимы между собой.

По сравнению с аналогичными версиями dBase, FoxBase и более поздняя версия этого продукта, получившая название FoxPro, предоставляли своим пользователям несколько более широкие возможности, такие как использование деловой графики, генерация кода приложений, автоматическая генерация документации к приложениям и т.д.

Впоследствии этот продукт был приобретен компанией Microsoft. Его последние версии (начиная с версии 3.0, выпущенной в 1995 году) получили название Visual FoxPro. С каждой новой версией этот продукт оказывался все более и более интегрирован с другими продуктами Microsoft, в частности с Microsoft SQL Server, — в состав Visual FoxPro в течение нескольких последних лет входят средства переноса данных FoxPro в SQL Server и средства доступа к данным этого сервера из Visual FoxPro и созданных с его помощью приложений. Хотя формат данных FoxPro также модифицировался с каждой новой версией, приобретая такие возможности, как хранение правил ссылочной целостности и некоторых бизнес-правил в самой базе данных, миграции приложений Visual FoxPro на серверные платформы уделялось значительно большее внимание.

Последняя версия этого продукта — Visual FoxPro 6.0, доступна и отдельно, и как составная часть Microsoft Visual Studio 6.0. Отличительной особенностью этой настольной СУБД от двух рассмотренных выше является интеграция этого продукта с технологиями Microsoft, в частности поддержка COM (Component Object Model — компонентная объектная модель, являющаяся основой функционирования 32-разрядных версий Windows и организации распределенных вычислений в этой операционной системе), интеграция с Microsoft SQL Server, возможности создания распределенных приложений, основанных на концепции Windows DNA (Distributed interNet Applications).

Visual Fox Pro 6.0 предоставляет следующие возможности:

  1.  Средства публикации данных в Internet и создания Web-клиентов.
  2.  Средства создания ASP-компонентов и Web-приложений.
  3.  Средства создания COM-объектов и объектов для Microsoft Transaction Server, позволяющих создавать масштабируемые многозвенные приложения для обработки данных.

Средства доступа к данным серверных СУБД, базирующиеся на использовании OLE DB (набор COM-интерфейсов, позволяющий осуществить унифицированный доступ к данным из разнообразных источников, в том числе из нереляционных баз данных и иных источников, например, Microsoft Exchange).

Средства доступа к данным Microsoft SQL Server и Oracle, включая возможность создания и редактирования таблиц, триггеров, хранимых процедур

Средства отладки хранимых процедур Microsoft SQL Server.

Средство визуального моделирования компонентов и объектов, являющиеся составными частями приложения — Visual Modeller.

Средство для управления компонентами приложений, позволяющее осуществлять их повторное использование.

Итак, тенденции развития этого продукта очевидны: из настольной СУБД Visual FoxPro постепенно превращается в средство разработки приложений в архитектуре «клиент/сервер» и распределенных приложений в архитектуре Windows DNA. Впрочем, эти тенденции в определенной степени характерны для всех наиболее популярных настольных СУБД — мы уже убедились, что и dBase, и Paradox также позволяют осуществлять доступ к наиболее популярным серверным СУБД.

Microsoft Access

Первая версия СУБД Access появилась в начале 90-х годов. Это была первая настольная реляционная СУБД для 16-разрядной версии Windows. Популярность Access значительно возросла после включения этой СУБД в состав Microsoft Office.

В отличие от Visual FoxPro, фактически превратившегося в средство разработки приложений, Access ориентирован в первую очередь на пользователей Microsoft Office, в том числе и не знакомых с программированием. Это, в частности, проявилось в том, что вся информация, относящаяся к конкретной базе данных, а именно таблицы, индексы (естественно, поддерживаемые), правила ссылочной целостности, бизнес-правила, список пользователей, а также формы и отчеты хранятся в одном файле, что в целом удобно для начинающих пользователей.

Последняя версия этой СУБД — Access 2000 входит в состав Microsoft Office 2000 Professional и Premium, а также доступна как самостоятельный продукт. В состав Access 2000 входят:

  1.  Средства манипуляции данными Access и данными, доступными через ODBC (последние могут быть «присоединены» к базе данных Access).
  2.  Средства создания форм, отчетов и приложений; при этом отчеты могут быть экспортированы в формат Microsoft Word или Microsoft Excel, а для создания приложений используется Visual Basic for Applications, общий для всех составных частей Microsoft Office.
  3.  Средства публикации отчетов в Internet.
  4.  Средства создания интерактивных Web-приложений для работы с данными (Data Access Pages).
  5.  Средства доступа к данным серверных СУБД через OLE DB.
  6.  Средства создания клиентских приложений для Microsoft SQL Server.
  7.  Средства администрирования Microsoft SQL Server.

Поддержка COM в Access выражается в возможности использовать элементы управления ActiveX в формах и Web-страницах, созданных с помощью Access. В отличие от Visual FoxPro создание COM-серверов с помощью Access не предполагается.

Microsoft Access может быть использован, с одной стороны, в качестве настольной СУБД и составной части офисного пакета, а с другой стороны, в качестве клиента Microsoft SQL Server, позволяющего осуществлять его администрирование, манипуляцию его данными и создание приложений для этого сервера.

Помимо манипуляции данными Microsoft SQL Server, Access 2000 позволяет также в качестве хранилища данных использовать Microsoft Data Engine (MSDE), представляющий собой по существу настольный сервер баз данных, совместимый с Microsoft SQL Server.

Microsoft Data Engine

MSDE представляет собой СУБД, базирующуюся на технологиях Microsoft SQL Server, но предназначенную для использования в настольных системах или в сетевых приложениях с объемом данных до 2 Гбайт и небольшим количеством пользователей. MSDE является облегченной версией Microsoft SQL Server, не содержащей средств администрирования, и к настольным СУБД может быть отнесена весьма условно.

В Microsoft Access пользователь может выбрать, какой механизм доступа к данным следует применять: Microsoft Jet — стандартный набор библиотек доступа к данным или MSDE (в этом случае управление базой данных осуществляется с помощью отдельного процесса). Возможно преобразование имеющихся баз данных Access в базу данных MSDE из среды разработки Access.

Базы данных MSDE полностью совместимы с базами данных Microsoft SQL Server и могут при необходимости управляться этим сервером. Как большинство серверных СУБД, эти базы данных поддерживают транзакции, позволяют создавать триггеры и хранимые процедуры (недоступные в базах данных Access), использовать механизмы защиты данных, предоставляемые операционной системой. Помимо этого при большом числе пользователей и большом объеме данных приложения, использующие MSDE, отличаются более высокой производительностью, так как обработка запросов происходит внутри процесса, управляющего базой данных, а не внутри клиентского приложения, что позволяет снизить сетевой трафик, связанный с передачей данных от сервера к клиенту.

MSDE входит в состав Microsoft Office 2000 Premium или Developer, а также доступна на Web-сайте Microsoft для зарегистрированных пользователей Visual Studio 6.0 Professional, Enterprise Edition либо любого из средств разработки, являющегося частью Visual Studio 6.0 Professional или Enterprise Edition. MSDE может свободно распространяться в составе приложений, созданных с помощью любого из средств разработки, входящего в состав Visual Studio 6.0 или Office 2000 Developer.

Firebird

Firebird полностью поддерживает стандартны ANSI в синтаксисе языка SQL и может работать под управлением многих операционных систем - Windows, Linux, MacOS, Solaris и различных Unix-платформах. Среди достоинств этой системы использование очень развитого языка для хранимых процедур и триггеров. Предшественник Firebird, СУБД Interbase использовалась в информационных системах начиная с 1981 года.

Firebird это свободный проект, поддерживаемый многими программистами и специалистами из других областей по всему миру. Его начало было положено 25 июля 2000 года, когда корпорация Inprise Corp (ныне известная как Borland Software Corp) открыла исходные коды своей СУБД Interbase, которая использовалась в различных информационных системах начиная с 1981 года.

Firebird полностью бесплатна, она не требует ни регистрации, ни оплаты за поддержку. Исходный код этой системы открыт и любой желающий может разрабатывать на его базе собственные некоммерческие проекты, при условии соблюдения требований лицензии IDPL, по которой распространяется Firebird.

Firebird (FirebirdSQL) — компактная, кроссплатформенная, свободная система управления базами данных (СУБД), работающая на Linux, Microsoft Windows и разнообразных Unix платформах.

Firebird основан на исходном коде InterBase 6.0 который был выпущен как Open Source компанией Borland в августе 2000 года. История Interbase начинается в 1984 году, таким образом, продукт является наследником более чем 20-летнего опыта работы с реляционными базами данных

В качестве преимуществ Firebird можно отметить многоверсионную архитектуру, обеспечивающую параллельную обработку оперативных и аналитических запросов (это возможно потому, что читающие пользователи не блокируют пишущих), компактность (дистрибутив 5Mb), высокую эффективность и мощную языковую поддержку для хранимых процедур и триггеров.

Firebird используется в различных промышленных системах (складские и хозяйственные, финансовый и государственный сектора) с 2001 г. Это коммерчески независимый проект C и C++ программистов, технических советников и разработчиков мультиплатформенных систем управления базами данных, основанный на исходном коде, выпущенном корпорацией Borland 25 июля 2000 года в виде свободной версии Interbase 6.0.

Firebird является сервером баз данных. Один сервер Firebird может обрабатывать несколько сотен независимых баз данных, каждую с множеством пользовательских соединений. Он является полностью свободным от лицензионных отчислений даже для коммерческого использования.

Среди недостатков: отсутствие кэша результатов запросов, полнотекстовых индексов.

Соответствие требованиям ACID: Firebird сделан специально, чтобы удовлетворять требованиям “атомарности, целостности, изоляции и надёжности” транзакций (“Atomicity, Consistency, Isolation and Durability”).

Версионная архитектура: Основная особенность Firebird — версионная архитектура, позволяющая серверу обрабатывать различные версии одной и той же записи в любое время таким образом, что каждая транзакция видит свою версию данных, не мешая соседним (“читающие транзакции не блокируют пишущие, а пишущие не блокируют читающих”). Это позволяет использовать одновременно OLTP и OLAP запросы.

Хранимые процедуры: Используя язык PSQL (процедурный SQL) Firebird, возможно создавать сложные хранимые процедуры для обработки данных полностью на стороне сервера. Для генерации отчётов особенно удобны хранимые процедуры с возможностью выборки, возвращающие данные в виде набора записей. Такие процедуры можно использовать в запросах точно так же как и обычные таблицы.

События: Хранимые процедуры и триггеры могут генерировать события, на которые может подписаться клиент. После успешного завершения транзакции (COMMIT) он будет извещён о произошедших событиях и их количестве.

Генераторы: Идея генераторов (последовательностей) делает возможной простую реализацию автоинкрементных полей, и не только их. Генераторы являются 64-битными хранимыми в базе данных счётчиками, работающими независимо от транзакций. Они могут быть использованы для различных целей, таких как генерация первичных ключей, управление длительными запросами в соседних транзакциях, и т. д.

Базы данных только для чтения: позволяют распространять базы данных, к примеру, на CD-ROM. Особенно упрощает распространение данных их использование в комбинации с встраиваемой версией сервера Firebird (Firebird Embedded).

Полный контроль за транзакциями: Одно клиентское приложение может выполнять множество одновременных транзакций. В разных транзакциях могут быть использованы разные уровни изоляции. Протокол двухфазного подтверждения транзакций обеспечивает гарантированную устойчивость при работе с несколькими базами данных. Так же доступны оптимистическое блокирование данных и точки сохранения транзакций.

Резервное копирование на лету: Для резервного копирования нет надобности останавливать сервер. Процесс резервного копирования сохраняет состояние базы данных на момент своего старта, не мешая при этом работе с базой. Кроме того, существует возможность производить инкрементальное резервное копирование БД.

Триггеры: Для каждой таблицы возможно назначение нескольких триггеров, срабатывающих до или после вставки, обновления или удаления записей. Для триггеров используется язык PSQL, позволяя вносить начальные значения, проверять целостность данных, вызывать исключения, и т. д. В Firebird 1.5 появились “универсальные” триггеры, позволяющие в одном триггере обрабатывать вставки, обновления и удаления записей таблицы.

Внешние функции: библиотеки с UDF (User Defined Function) могут быть написаны на любом языке и легко подключены к серверу в виде DLL/SO, позволяя расширять возможности сервера “изнутри”.

Декларативное описание ссылочной целостности: Обеспечивает непротиворечивость и целостность многоуровневых отношений “master-detail” между таблицами.

Наборы символов: Firebird поддерживает множество международных наборов символов (включая Unicode) с множеством вариантов сортировки.

  1.  Выбор средств и технологий

Для решения поставленной задачи было выбрано приложение Microsoft Office 2013 Access. Приложение Access является реляционной СУБД, которая поддерживает все средства и возможности по обработке данных, свойственные реляционным моделям. При этом информация, которую необходимо хранить в соответствующих БД, может быть представлена в практически любом формате, в частности, текстовом, графическом, числовом, денежном, дата или время и т. д.

Среди средств, которые предлагает СУБД Access можно отметить возможность динамического обмена данными (DDE) между Access и другими приложениями, которые поддерживают эту технологию. Также имеется возможность применения технологии ActiveX, позволяющей использовать разработчику в своем программном продукте не только, те объекты, которые свойственны данному приложению (в частности, Access), но и объекты других приложений (например, Excel или Word).

Удобной возможностью является то, что пользователь при обработке данных может работать не только с БД обрабатываемого в Access формата, но и экспортировать данные других СУБД, имеющие совершенно другой формат представления, в частности, формат FoxPro, Paradox т.д. Кроме этого, при помощи Access пользователь может обрабатывать БД, поддерживающие открытый доступ к данным (стандарт ODBC), в частности, весьма популярных в последнее время серверов баз данных Oracle и SQL Server.

При обработке данных в MS Access используется структурированный язык запросов SQL, который без преувеличения можно назвать стандартным языком БД. С его помощью можно выполнять самую разнообразную обработку имеющихся данных, в частности, создавать выборки требуемой структуры, вносить необходимые изменения в имеющиеся БД, преобразовывать или удалять таблицы, формировать данные для отчетов и многое другое.

Важным преимуществом СУБД Access является то, что с ее помощью можно разрабатывать системы, которые обрабатывают БД как на отдельном компьютере, так и в локальной сети предприятия или в Internet, используя режим обработки данных "клиент – сервер".

Необходимо также отметить, что Access предоставляет широкие возможности по созданию приложений, связанных с обработкой БД. При этом разработчику не обязательно быть программистом высокого класса, а вполне достаточно иметь представление о создании событийных приложений в среде Windows, а также владеть некоторыми навыками программирования на языке Visuai Basic. В этом случае разработчик достаточно быстро сможет овладеть навыками по созданию приложений в Access, что позволит выполнять автоматизирование как простых, так и достаточно сложных задач, связанных с обработкой данных.

СУБД имеет развитую систему защиты от несанкционированного доступа, а также возможности одновременной работы многих пользователей с одним файлом также позволяют это делать, но их возможности существенно проще. В MS Access возможно создание связи между таблицами, что позволяет совместно использовать данные из разных таблиц. Это экономит память, увеличивает скорость обработки данных, позволяет избежать ненужного дублирования и лишних ошибок.

СУБД MS Access обычно применяют в тех случаях, когда прикладная задача требует хранения и обработки разнородной информации о большом количестве объектов и предполагает возможность многопользовательского режима работы. Тем не менее, даже для хранения не очень большого объема данных в некоторых случаях лучше использовать пакет MS Access просто потому, что в нем заранее предусмотрена защита данных не только от несанкционированного доступа, но и от не вполне корректного обращения, то есть выше сохранность данных. Электронные таблицы являются удобным средством хранения ограниченного количества записей, но все-таки их основное назначение – расчеты и анализ данных.


  1.  Техническая (практическая) часть
  2.  Постановка задачи

  1.  Разработать базу данных (БД) «Система складского учёта для оптовой продовольственной базы», позволяющую вести:
  2.   учет имеющегося товара;
  3.   учет покупателей;
  4.   учет поставки товара;
  5.  Основные требования к БД по функциональному набору:

Требования по учету торговли:

  1.  Покупка товаров по видам;
  2.    Покупка товаров по датам за определенный срок;
  3.  Требования по учету покупателей
  4.   Данные о поставке продуктов покупателям;
  5.   Ассортимент птицы-рыбы;
  6.   Отчет покупок по датам;
  7.   Отчет покупок по видам
  8.  Структура базы данных
    1.  Схема данных

Схема данных отображает в виде дерева модель данных для страницы доступа к данным. В ней хранятся источники данных, поля и элементы управления страницы. Поскольку список полей не отображает содержимого конкретной страницы, для ознакомления со структурой страницы лучше использовать структуру данных. Можно также выбирать отображаемые в структуре данных объекты, задавать их параметры, определять и редактировать связи между источниками данных, удалять поля и источники данных.


Рис 1 Схема данных

 Составляющими схемы данных являются три таблицы:

  1.   «Номенклатура»
  2.   «Поставка товара»
  3.   «Покупатели»
    1.  Таблицы

Таблицы – это основные объекты любой базы данных. Во-первых, в таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе, а во-вторых, таблицы хранят и структуру базы (поля, их типы и свойства).

Все 3 таблицы созданы в режиме конструктора, во всех таблицах ключевым полем является - КодТовара.

Конструктор таблицы «Номенклатура птицы-рыбы» показан на рис.2.

Рис.2. Конструктор таблицы номенклатура птицы-рыбы


Таблица «Номенклатура птицы-рыбы» показана на рис.3 предназначена для отображения всего имеющегося ассортимента который есть в наличии у организации.

Рис.3. Таблица номенклатура птицы-рыбы

Конструктор таблицы «Покупатели» показан на рис.4.

Рис4. Конструктор таблицы «Покупатели

Таблица «Покупатели» на рис.5 показывает список покупателей, которые приобретают товар у торговой организации.

Рис5. таблица покупатели

Конструктор таблицы «Поставка товара» показан на рис.6.

Рис.6. Конструктор таблицы поставка товара

Таблица «Поставка товара» на рис.7 показывает, когда поставлен товар в организацию, его вес, количество и цену.

Рис.7. Таблица поставка товара

  1.  Формы

Если запросы – это специальные средства для отбора и анализа данных, то формы – это средства для ввода данных. Смысл их тот же – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков.

Для реализации интерфейса созданы формы.

Главная кнопочная форма была создана в режиме конструктора. На главной форме мною были созданы 4 кнопки с переходами в таблицу «Поставки», в форму «Покупатели», и 2 отчета «Отчет по датам» и «Отчет по видам».

Рис.8. общая форма

 

Форма «Данные о поставке материалов» была создана в режиме конструктора. В данной форме созданы поля в которых отображается дата поставки, количество и цена наименования товара которые заказывал магазин.

Рис.9. Форма данные о поставке материалов

Форма «Поставщики» была создана в режиме конструктора. В данной форме  созданы поля которые показывают какие магазины приобретают продукцию у нашей организации.

Рис.10. Форма поставщики

Форма «Материалы» была создана в режиме конструктора. В данной форме показаны поля с имеющимся ассортиментом, страны поставщика и его единицей измерения.

Рис.11. Форма материалы

  1.  Запросы

Эти объекты служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.

Для реализации необходимых функции по ведению базы данных были созданы запросы:

«Покупка покупателями продуктов по видам»

«Покупка товаров по датам за определенный срок»

Запрос «По видам продукции». Запрос «По видам продукции» построен с использованием трех таблиц. Тип запроса – выборка. На его основе формируется таблица, показанная на рис. 12.

Рис.12. запрос по видам продукции

Запрос «Покупка товаров по датам за определенный срок»

Запрос «Покупка товаров по датам за определенный срок» построен с использованием трех таблиц. Тип запроса – выборка. Запрос предназначен для вывода на экран продукции которая поступила в определенный период времени.

В качестве условия для отбора записей определено выражение: Between [Дата начало периода] And [Дата конец периода] - для текущей записи в форме, предназначенной для поиска продукции. Форма для ввода данных показана на рис.

Рис.13. Введите значение параметра

Рис.14. Запрос покупка товаров по датам

  1.  Отчеты

Отчет — это объект базы данных, который используется для отображения и обобщения данных. С помощью отчетов можно распространять и архивировать мгновенные снимки данных в печатном виде, в виде PDF- или XPS-файлов и файлов других форматов.

Отчет «По датам» сформулирован с помощью запроса «Покупка товаров по датам за определенный срок». Предназначен для отображения даты поставки продукции заказчику, в каком количестве и во сколько это обошлось.

Рис.15. введите значение параметра

Рис.16. Отчет по датам

Отчет «По видам продукции» сформулирован с помощью запроса «Покупка покупателями продуктов по видам» для отображения всего ассортимента которая наша организация продала заказчику, в каком количестве, в какой единице измерения и за какую сумму.

Рис.17. Отчет по видам


  1.  Расчетно-экономическая часть
  2.  Оценка конкурентоспособности в сравнении с аналогом

В качестве программы для сравнения при разработке проекта принята программа Paradox.

Для оценки конкурентоспособности разрабатываемого продукта необходимо провести анализ и сравнение с выбранным аналогом по функциональному назначению, основным техническим и эксплуатационным параметрам, областям применения. Подобный анализ осуществляется с помощью оценки эксплуатационно-технического уровня разрабатываемого продукта.

Эксплуатационно-технический уровень (ЭТУ) разрабатываемого продукта – это обобщенная характеристика его эксплуатационных свойств, возможностей, степени новизны, являющихся основой качества продукта. Для определения ЭТУ продукта можно использовать индекс эксплуатационно-технического уровня JЭТУ, который рассчитывается как сумма частных индексов, куда входят показатели качества программного продукта. Для учета значимости отдельных параметров применяется балльно-индексный метод.

Тогда

,

где JЭТУ комплексный показатель качества продукта по группе показателей;

n число рассматриваемых показателей;

Вj – коэффициент весомости j-го показателя в долях единицы, назначаемый в соответствии с потребностями организации-заказчика программного продукта;

Xj относительный показатель качества, устанавливаемый экспертным путем по выбранной шкале оценивания

В таблице 1 представлены результаты расчета балльно-индексным методом при пятибалльной шкале оценивания.

Таблица 1. Расчет показателя качества балльно-индексным методом

Показатели качества

Коэффициент весомости, Вj

Проект

Аналог

Xj

ВjXj

Xj

ВjXj

1. Удобство работы (пользовательский интерфейс)

0,1

4

0,3

2

0,3

2.Новизна (соответствие современным требованиям)

0,06

4

0,24

3

0,18

3.Соответствие профилю деятельности заказчика

0,15

4

0,45

2

0,3

4.Операционная система (многозадачность, графика)

0,05

4

0,2

4

0,2

5. Надежность (защита данных)

0,13

3

0,65

3

0,39

6.Скорость доступа к данным

0,09

4

0,36

4

0,36

7.Гибкость

0,05

3

0,25

3

0,15

8.Функции обработки информации

0,13

5

0,65

3

0,39

9.Соотношение стоимость/возможности

0,09

5

0,45

3

0,27

10. Время обучения персонала

0,15

4

0,6

3

0,3

Обобщенный показатель качества JЭТУ

JЭТУ1=4,2

JЭТУ2=3,1

Отношение двух найденных индексов называют коэффициентом технического уровня Аk первого программного продукта по отношению ко второму:

.   

Коэффициент больше 1 разработка проекта с технической точки зрения оправдана.

  1.  Определение затрат на создание программного продукта

Для определения затрат на создание программного изделия необходимо рассчитать:

-расходы по оплате труда разработчиков программы;

-расходы по оплате машинного времени при разработке программы и отчисления на социальные нужды.

Таблица 2 Исходные данные

Обозначение

Наименование показателя

Единицы измерения

Значение показателя

СЭВМ

Стоимость ЭВМ

тыс. руб.

23000

ДМ

Среднее количество дней в месяце

дни

22

н

Норматив рентабельности

0,25

д

Коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату разработчика программы

0,40

с

Коэффициент, учитывающий начисления органам социального страхования

0,36

qI

Количество I-задач, решаемых потребителем

зад. год

50

tМ.В.I

Время решения I-ой задачи разработанной программой

маш. час

1

tМ.В.I

Время решения I-ой задачи базовой программой

маш. час

5

nп

Количество организаций, которые приобретут данную программу

шт.

3

ZЭЛ

Тариф за 1 кВт/час

руб.

2,35

н

Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений

0,25

ТС

Срок службы разработанной программы

год

3

НДС

Налог на добавленную стоимость

%

18

ТР

Количество рабочих дней в году

дн

247

NСМ

Количество смен работы ЭВМ

1

tСМ

Продолжительность смены

ч

8

Простои ЭВМ

%

5

P

Мощность, потребляемая ЭВМ

кВт

0,4

NСР

Среднее количество ремонтов в год

2

SД

Стоимость деталей, заменяемых при ремонте

руб.

800

  1.  Расчет расходов по оплате труда разработчиков программы

Расходы по оплате труда разработчиков программы определяются, как умножение трудоемкости создания программы, выраженной в часах, на среднюю часовую оплату программиста:

Зразр. = t разр. * Сразр.

Для того, чтобы сразу учесть затраты, связанные с отчислениями на социальные нужды, вводится коэффициент отчислений на социальные нужды. А затем средняя часовая оплата программиста учитывается уже с этим коэффициентом.

t разр. – трудоемкость создания программы, включает в себя затраты труда на следующие действия:

-Знакомство с проблемой и определение путей повышения надежности;

-Разработка информационной структуры;

-Разработка схемы алгоритма;

-Разработка и программирование;

-Отладка программы на ПК;

-Подготовка документации по задаче.

Все эти слагаемые могут быть известны по опыту работы предприятия или заданы по нормативам. При разработке программного продукта их можно определить через условное число операторов в программном продукте. Причем в это число входят те операторы, которые программисту необходимо написать в процессе работы над задачей с учетом возможных уточнений в постановке задачи и совершенствования алгоритма.

Для определения трудоемкости используем реально затраченное время на разработку программы

  1.  Календарный план

Календарный план выполнения работ по созданию программы

Таблица 3 Календарный план

Наименование этапов выполнения работ

Срок выполнения

Количество часов на выполнение

Знакомство с проблемой и определение путей повышения надежности

2

16

Разработка информационной структуры

4

32

Разработка схемы алгоритма

2

16

Разработка и программирование

9

72

Отладка программы на ПК

2

16

Подготовка документации по задаче

3

24

 

Пользуясь календарным планом выполнения работ (таблица 3), можем рассчитать суммарную трудоемкость.

tразр. = tопис. + tреш. + tпрог. + tотл. + tдок.

tразр. =16+32+16+72+16+24=176 чел.час

3.5 Расчет затрат на создание программного продукта

Для определения затрат на создание программного изделия необходимо рассчитать:

  1.  расходы по оплате труда разработчиков программы;
  2.  расходы по оплате машинного времени при разработке программы и отчисления на социальные нужды.

Для определения средней часовой оплаты программиста необходимо сначала определить его годовой фонд заработной платы с учетом отчислений на социальные нужды. Это можно сделать, зная месячный оклад программиста. Пример. Если он составляет примерно 13000,00 рублей. Следовательно, заработная плата программиста с учетом премий (15%) 1500 и районного коэффициента (15%) составляет 1 500,00 рублей в месяц. Таким образом, годовой фонд заработной платы составит 192000,00 рублей. С этой суммы берутся отчисления в социальные фонды (36%), то есть рублей.  Итого годовой фонд заработной платы с учетом отчислений на социальные нужды составил   122880 рублей.

Теперь необходимо определить число рабочих часов в году, по формуле:

n(p) = (N - N(п) - N(в)) * tсм, где:

В 2015 году число праздничных дней в году -28, а выходных -90. Следовательно, число рабочих часов в году равняется:

n(p) = (365 - 28 - 90) * 8 = 1976 часа.

Средняя часовая оплата программиста определяется соотношением:

Сразр. = ФЗРсн / n(p), где:

ФЗРсн - годовой фонд заработной платы с учетом отчислений на социальные нужды.

Сразр. = 122880/1976= 62.18 (руб)

Считаем  расходы по оплате труда ( Зразр. ) разработчиков программы.

Зраз=176*62.18 =10943.68

3.6 Расходы, связанные с разработкой программы на ПК

Расходы, связанные с разработкой программы на ПК, определяются, как произведение времени использования ПК для разработки программы на себестоимость машино-часа вычислительной техники. Себестоимость ( СПК ) одного часа работы ПК равна отношению годовых текущих затрат на эксплуатацию ПК ( ЗгПК ) к годовому фонду времени (ТгПК) полезной работы ПК.

СПК = ЗгПК / ТгПК

3.7 Расчет годового фонда времени работы ПК

Определив действительный годовой фонд времени ЭВМ в часах, мы получим возможность оценить себестоимость часа машинного времени. Действительный годовой фонд времени ЭВМ равняется числу рабочих часов в году для оператора, за вычетом времени на профилактику и ремонт ЭВМ. Время профилактики: ежемесячная – 5 часов; ежегодная - 7 суток.

ТгПК = 1976 - (7*8+5*12) = 1860 часов.

Годовые текущие затраты на эксплуатацию определяются по формуле:

ЗгПК = ЗгЗП + ЗгАМ + ЗгЭЛ + ЗгРЕМ + ЗгМАТ + ЗгДР ,

3.8 Фонд заработной платы обслуживающего персонала

Этот расчет уже был приведен выше, задавшись окладом обслуживающего персонала 13000,00 рублей, мы получим годовой фонд заработной платы, с учетом отчислений на социальные нужды, равный 126 720 рублей.

3.9 Амортизационные отчисления

Сумма годовых амортизационных отчислений определяется по формуле:

ЗгАМ = ЦПК * НА

НА - норма амортизационных отчислений, равная 12,5%.

Балансовая стоимость ПК :

Цпк = Цр * ( 1+ Кун ) где:  

Кун - коэффициент, учитывающий затраты на установку и наладку, равный 12%.

Цпк = 23000* ( 1 + 0.12 ) = 25760 рублей

ЗгАМ = 25760  * 12,5% = 3220 рублей

3.10 Затраты на электроэнергию, потребляемую ПК

Затраты на электроэнергию, потребляемую ПК, определяются по формуле:

ЗгЭЛ = РчПК * ТгПК * ЦЭЛ * А, 0,4*1860*2,35*(0,94)= 1643.49

PчПК - установочная мощность ПК ( PчПК = 0.4 кВт );

ЦЭЛ - стоимость 1 кВт/час электроэнергии (ЦЭЛ = 2,35 руб.);

А - коэффициент интенсивного использования ПК (0.94 ).

3.11 Затраты на текущий и профилактический ремонт

Затраты на текущий и профилактический ремонт принимаются равными 6% от стоимости ПК:

ЗгРЕМ = ЦПК * 0.06 =23000*0,06=1380

3.12 Затраты на материалы

Затраты на материалы, затраты необходимые для обеспечения эксплуатации ПК принимаются равными 2% от стоимости ПК.

ЗгМАТ = ЦПК * 2% =23000*0,02=460

3.13 Косвенные затраты

Косвенные затраты, затраты связанные с эксплуатацией ПК принимаются равными 6% стоимости ПК.

ЗгДР = ЦПК * 6%=35000*0,06=2100

3.14 Полные затраты на эксплуатацию ПК

Полные затраты на эксплуатацию ПК в течении года определяются суммой соответствующих показателей.

ЗгПК= 122880+3220+1643.49+1380+460+2100=131683.49

Определим себестоимость одного часа работы ПК (CПК ).

СПК = 131683.49/1860=70.79

3.15 Затраты машинного времени

В ходе разработки программного комплекса машина использовалась на этапах программирования:

 Написания программы по готовой схеме алгоритма;

Отладки программы на ПК;

 Подготовки документации по задаче.

Таким образом, затраты машинного времени составили ( tмаш ):

tмаш = tпрог.+ tотл. + tдок.

tмаш = 72+16+24=  112  чел.-час

Затраты на оплату машинного времени можно рассчитать по формуле:

Змаш = tмаш * СПК    

Змаш =  112  *   70.79=  7928.48 руб.

3.16 Общие затраты на создание программного комплекса

Зобщ = З разр. + З маш          

Зобщ = 10943.68+7928.48 = 18872.16 руб.

Расчет цены разработанной программы

Оптовая цена разработанной программы определяется по следующей формуле:

ZП = SРП + П

П = н  SРП ,

ZП = SРП  (1+ н),

ZП = 18872.16  (1+ 0.25) = 23590.2 (руб.)

Розничная цена программы рассчитывается с учетом налога на добавленную стоимость (НДС = 18%) по формуле:

ZПр = 23590.2  (1+0, 18) = 27836.43 (руб.)

Выручка от продаж при условии nп = 7– количество организаций, желающих прибрести программу, составит:

В = ZПр  nп ,

В =27836.43*7=194855.01.

Расчет капитальных вложений

Капиталовложения, связанные с работой ЭВМ рассчитываются по формуле:

КЭВМ = СЭВМ+SТ+SМ+SЗ+SПЛ,

ST = 0, 05  35000 ; ST = 0,05  23000 = 1150 (руб.);

SЗ = 0, 15  СЭВМ ; SЗ = 0,15  23000 = 3450 (руб.);

SМ = 0,03  (СЭВМ + S3) ; SМ = 0,03  (23000 +3450) = 3450 (руб.).

Капиталовложения в ЭВМ составляют:

КЭВМ = 23000 + 1150 + 3450+ 3450 = 31050 (руб.)

Расчет эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы на ЭВМ рассчитываются по формуле:

Е =(50* 75.43) +(27836.43 /13)= 5912.76

Полезный фонд времени работы ЭВМ рассчитывается по формуле:

ТПОЛ = 247*8*1*(1-(5/100)) = 1877,2

Машинное время для решения задач с помощью данной программы рассчитывается по формуле:

ТМ.В. = 501 = 50 (маш.час / год).

 Эксплуатационные расходы, приходящиеся на 1 час работы ЭВМ, оцениваются по формуле:

еч  =((15360+122880+1764.56 +1600))/ 1877,2=75.43

 Амортизационные отчисления рассчитываются с учетом нормы амортизации (ан =12,5 %);

АО = ан  КЭВМ

АО=12.5%*31050=3881.25

Стоимость потребляемой энергии оценивается по формуле:

SЭЛ = P  ТПОЛ  ZЭЛ ,

SЭЛ = 0,4   1877,2 2,35 = 1764.56 (руб.).

Затраты на ремонт ЭВМ вычисляются по формуле:

RРМ = NСР  SД ,

RРМ = 2  800 = 1600 (руб.).

3.17 Расчет денежного годового экономического эффекта

Денежный годовой экономический эффект оценивается по следующей формуле:

WГЭ = ЕМ.Э. + н  КЭ ,

WГЭ  = 0.37+0,25*4763.21= 15913.20

 Расчет экономии капитальных вложений производится по формуле:

ТМ.В.1 = 50  5 = 250 (маш. час/год).

КЭ =((250-50)* 31050)/ 1877,2=3308.11

Расчет экономии стоимости машинного времени производится по формуле:

ЕМ.Э. = еч  (ТМ.В.1-ТМ.В.2) ,

 После определения годового экономического эффекта необходимо рассчитать срок окупаемости затрат на разработку продукта по формуле

ЕМ.Э  =75.43/(250-50)= 0.37

Ток = Затраты/ЭкЭфф

Ток=131683.49/194855.01=0.6

Таблица 4. Расчетные показатели

n(p)

Рабочие часы в году

1976(ч)

Сразр

Средняя часовая

62.18 (руб)

Зразр

Оплата труда

13000 руб

ТгПК

Действительный годовой фонд времени ЭВМ

1860 ч

ЗгАМ

Сумма годовых амортизационных отчислений

3220 (руб)

Цпк

Балансовая стоимость ПК

25760 (руб)

ЗгЭЛ

Затраты на электроэнергию

1764 (руб)

ЗгРЕМ

Затраты на текущий и профилактический ремонт

1300 (руб)

ЗгМАТ

Затраты на материалы

460(руб)

ЗгПК

Полные затраты на эксплуатацию ПК

131683 руб

СПК

Себестоимость одного часа работы ПК

70.79 (руб)

tмаш

Затраты машинного времени

112 чел.-час

Змаш

Затраты на оплату машинного времени

7928 (руб.)

Зобщ

Общие затраты на создание программного комплекса

18872 (руб.)

ZПр

Розничная цена программы

27836 (руб.)

В

Выручка от продаж

184855.01(руб.)

КЭВМ

Капиталовложения в ЭВМ

31150 (руб.)

Е

Эксплуатационные расходы на ЭВМ

30025 руб

ТПОЛ

Полезный фонд времени работы ЭВМ

1877,2(руб.)

еч

Эксплуатационные расходы, приходящиеся на 1 час работы ЭВМ

75.43(руб.)

WГЭ

Денежный годовой экономический эффект

14200.35(руб.)

КЭ

Расчет экономии капитальных вложений

4556.21(руб.)

Ток

Годовой эффект окупаемости

9 месяцев



4 Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

4.1 Охрана труда

К самостоятельной работе в должности инженера-программиста допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, прошедшие инструктаж и проверку знаний по охране труда (в том числе по охране труда и электробезопасности на I квалификационную группу), прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Инженер-программист обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, установленные ими режимы труда и отдыха.

При осуществлении производственных действий в должности инженера-программиста возможно воздействие на работающего следующих опасных и вредных факторов:

нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, а также зрительное утомление при длительной работе с документами и (или) с ПЭВМ;

поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям с нарушенной изоляцией или заземлением (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещениях;

получение травм от движущихся частей внешних устройств;

снижение иммунитета организма работающего от чрезмерно продолжительного (суммарно – свыше 4 ч. в сутки) воздействия электромагнитных излучений при работе на ПЭВМ (персональных электронно-вычислительных машинах);

снижение работоспособности и ухудшение общего самочувствия ввиду переутомления в связи с чрезмерными для данного индивида фактической продолжительностью рабочего времени и (или) интенсивностью протекания производственных действий;

получение травм вследствие неосторожного обращения с канцелярскими принадлежностями либо ввиду использования их не по прямому назначению;

получение физических и (или) психических травм в связи с незаконными действиями работников, учащихся (воспитанников), родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, вошедших в прямой контакт с инженером-программистом для решения тех или иных вопросов производственного характера.

Лица, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

4.2 Техника безопасности

Рабочее место - это часть пространства, в котором инженер осуществляет трудовую деятельность, и проводит большую часть рабочего времени. Рабочее место, хорошо приспособленное к трудовой деятельности инженера, правильно и целесообразно организованное, в отношении пространства, формы, размера обеспечивает ему удобное положение при работе и высокую производительность труда при наименьшем физическом и психическом напряжении.

При правильной организации рабочего места производительность труда возрастает с 8 до 20 процентов.

Согласно ГОСТ 12.2.032-10 конструкция рабочего места и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Размещение технических средств и кресла оператора в рабочей зоне должно обеспечивать удобный доступ к основным функциональным узлам и блокам аппаратуры. Кроме того, схема размещения должна удовлетворять требованиям целостности, компактности и технико-эстетической выразительности рабочего места.

Дисплей должен размещаться на столе или подставке так, чтобы расстояние наблюдения информации на экране не превышало 700 мм (оптимально - 450..500 мм). В общем случае расстояние наблюдения выбирается в зависимости от высоты и угловых размеров знака. Экран дисплея по высоте должен быть расположен так, чтобы угол между нормалью к центру экрана и горизонтальной линией взгляда составлял 200. В горизонтальной плоскости угол наблюдения экрана не должен превышать 600. Клавиатура должна быть размещена на столе или подставке так, чтобы высота по отношению к полу составляла 650-720 мм. При использовании обыкновенного стола высотой 750 мм необходимо использовать кресло с регулируемой высотой сидения и подставку для ног.

Интенсивная и продолжительная работа за ЭВМ может привести к ряду заболеваний, таких как мигрень, частичная потеря зрения, сколиоз, кожные воспаления, болезненное поражение срединного нерва запястья, воспалительные процессы в тканях сухожилий, стенокардия, различные стрессовые состояния, а также множество различных симптомов, которые ведут не только к снижению трудоспособности, но и подрывают здоровье работников.

Эргономическое качество компоновки рабочего места должно удовлетворять следующим условиям:

  1.  форма и площадь рабочего места должны обеспечивать удобство работы;
  2.  перемещения оператора при смене операций должны быть минимальными;
  3.  поза оператора должна быть естественной, пространство для постановки ног должно быть достаточным;
  4.  руки оператора не должны быть подняты слишком высоко;
  5.  освещенность рабочей зоны должна соответствовать СНиП 23.05-13 "Искусственное освещение"   для зрительной работы средней степени точности;
  6.  для избегания присутствия бликов на экране дисплея, в нем должна быть предусмотрена возможность изменения его положения: поверхность экрана дисплея устанавливается относительно вертикальной плоскости на +6..-15 градусов, относительно горизонтальной - на 0..45 градусов;
  7.  не следует располагать дисплей непосредственно под источником освещения или вплотную с ним;
  8.  желательно, чтобы освещенность рабочего места оператора не превышала 2/3 нормальной освещенности помещения;
  9.  стена позади дисплея должна быть освещена примерно также, как и его экран;
  10.  общее время работы с компьютером не должно превышать 50% всего рабочего времени;
  11.  при обычной работе с ЭВМ необходимо делать 15-минутные перерывы через каждые два часа.

Соблюдение приведенных выше рекомендаций поможет снизить воздействие вредных психофизиологических и эргономических факторов на организм и сохранить здоровье работника.

Уровень шума при работе вычислительной техники должен соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-13 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Шумящее оборудование (принтеры и др.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ПЭВМ.

Снизить уровень шума в помещениях с ПЭВМ можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 31,5 - 8000 Гц для отделки помещений (разрешенных органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России). Наиболее выраженными звукопоглощающими свойствами обладают волокнисто-пористые материалы: фибролитовые плиты, стекловолокно, минеральная вата, полиуретановый поропласт, пористый поливинилхлорид и др. К звукопоглощающим материалам относятся лишь те, коэффициент звукопоглощения которых не ниже 0.2.

Звукопоглощающие облицовки из указанных материалов (например, маты из супертонкого стекловолокна с оболочкой из стеклоткани нужно разместить на потолке и верхних частях стен). Максимальное звукопоглощение будет достигнуто при облицовке не менее 60% общей площади ограждающих поверхностей помещения.

Повышенная запыленность рабочей зоны помещения, в котором планируется использовать вычислительную технику с установленным программным комплексом планирования закупок, приводит к оседанию пыли на экране дисплея, на внутренних элементах ЭВМ и на коже человека. Пыль может вызывать раздражения кожи и слизистой оболочки глаз, особенно при длительной работе с компьютером, ухудшение видимости экрана, вследствие его запыленности, негативно сказывается на зрении человека вследствие перенапряжения глаз. Запыленность внутренних элементов ЭВМ увеличивает их нагрев, из-за ухудшения теплоотдачи, что может привести к сбоям и выходу из строя ЭВМ, а в худших случаях к пожару.

Требуемое состояние воздуха рабочей зоны обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

  1.  применение вентиляции;
  2.  кондиционирование воздуха;
  3.  проведение влажной уборки в помещении, где эксплуатируется вычислительная техника.

После проведения этих мероприятий, воздух рабочей зоны соответствует требованиям ГОСТ 12.1.005-10.

4.3 Защита от энергетических воздействий 

Повышенная напряжённость электрического и магнитного полей является вредным фактором. При эксплуатации программного продукта используются средства вычислительной техники, в результате работы которых (блок питания, монитор, радиодетали системного блока) возникают электромагнитные поля. Электромагнитное воздействие зависит от ряда факторов:

  1.  напряженности электрического поля;
  2.  напряженности магнитного поля;
  3.  частоты электромагнитных колебаний.

Электромагнитные поля вызывают поляризацию молекул, из которых состоит тело человека, нарушение циркуляции жидкости, нагрев тканей. При воздействии полей, имеющих напряженность выше предельно допустимого уровня, нарушается работа нервной системы, органов дыхания и пищеварения, изменяются биохимические показатели крови и структура электрических потенциалов.

Величины напряженности, интенсивности и частоты при рассмотрении проблемы воздействия переменного электромагнитного поля в помещении, где предусматривается эксплуатировать программное обеспечение, соответствует нормам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-10 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

4.4 Характеристика электробезопасности

Повышенное напряжение, замыкание которого может произойти через тело человека, оказывает термическое, электролитическое и биологическое действие. В зависимости от величины силы тока, длительности воздействия на тело человека, рода и частоты, электрический ток может вызывать шок, временное прекращение дыхания, остановку сердца и смерть. При воздействии электрического тока на организм человека возможны ожоги, изменение состава крови.

Причинами поражения человека электрическим током могут быть:

  1.  случайное прикосновение или приближение на опасное расстояние к токоведущим частям, находящимся под напряжением;
  2.  появление напряжения на металлических конструктивных частях электрооборудования – корпусах, кожухах и т.п. в результате повреждения изоляции и других причин;
  3.  появление напряжения на отключенных токоведущих частях, с которыми работают люди, из-за ошибочного включения устройства.

Электробезопасность достигается:

  1.  защитное заземление сети;
  2.  устранение опасности поражения при появлении напряжения на частях оборудования: заземление, защитное отключение;
  3.  недоступность токоведущих частей, находящихся под напряжением.

После проведенных мероприятий средства защиты от поражения электрическим током и требования по безопасности, обеспечиваемой электрооборудованием соответствуют ГОСТ Р МЭК 61140-2010.


Заключение

Разработка базы данных средствами Microsoft Access является востребованной, так как практически в каждой организации присутствует данный раздел, который предполагает оценку качества предлагаемых услуг.

Цель дипломной работы была полностью достигнута, так как по ее завершению, была разработана рабочая система складского учёта для оптовой продовольственной базы.

Все задачи были выполнены, а именно был осуществлен обзор существующего ПО для разработки базы данных, выбрана система управления базами данных, описаны основные этапы проектирования базы данных, построена схема данных, физически реализована база данных в выбранной среде, база данных протестирована, разработана техническая документация, обоснованы затраты на реализацию базы данных, описана охрана труда и безопасность жизнедеятельности при эксплуатации системы складского учета.

Объектом дипломной работы была система управления базами данных Microsoft Access. Предметом – программный продукт (база данных) для оптовой реализации продукции и технической документации к нему.

В конечном итоге было получено полностью рабочая база данных, способная на автоматизированном уровне проводить оптовую реализацию продукции и выводить отчетность по сделанным продажам.


Список литературы

  1.  Гончаров А. Access 13 в примерах.-С.-Петербург: Питер, 2013.
  2.  Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. СПб.: Питер, 2010.
  3.  Корнелюк В. К., Веккер 3. Е., Зиновьев Н. Б. Access 13. М.: СОЛОН, 2013.
  4.  Мари Свонсон. Microsoft Access 13: наглядно и конкретно.-Москва: Microsoft Press, Русская редакция, 2014.
  5.  Пасько В. Access 13 для пользователя.-Киев: BHV, 2014.
  6.  Скотт Баркер. Использование Microsoft Access 13.-Киев-Москва: Диалектика, 2014.
  7.  http://more-it.ru/cat_hendler.php?cat=2
  8.  http://read.ru/id/540394/
  9.  http://goubmst.narod.ru/LIB/tsi/index.htm
  10.  http://www.znaytovar.ru/gost/2/GOST_R_5127599_Zashhita_inform.html
  11.  https://ru.wikipedia.org/wiki/
  12.  http://life-prog.ru/view_shpargalkiCompStroi.php?id=83
  13.  http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t4.html
  14.  http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/СУБД
  15.  http://www.interface.ru/home.asp?artId=7628
  16.  http://www.0zd.ru/programmirovanie_kompyutery_i/osobennosti_raboty_s_microsoft_access_2.html
  17.  http://otherreferats.allbest.ru/programming/00035006_0.html
  18.  http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=6547
  19.  http://visualfp.ucoz.ru/publ/1-1-0-3
  20.  http://any-book.org/download/35918.html
  21.  http://www.sql.ru/articles/mssql/2006/031701iintroductionindatabases.shtml


Приложение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37370. Управления параболической антенной по углу наклона с помощью мехатронных систем 2.05 MB
  Мехатроника — это новая область науки и техники, посвященная созданию и эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движением, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики и компьютерного управления движением машин и агрегатов. Мехатроника является научно-технической дисциплиной, которая изучает построение электромеханических систем нового поколения, обладающих принципиально новыми качествами и, часто, рекордными параметрами.
37371. Стабилизация частоты вращения вала газовой турбины с помощью мехатронных систем 2.24 MB
  Выбор и обоснование схемы привода стабилизации частоты вращения вала газовой турбиной Схема привода стабилизации частоты вращения вала газовой турбины с помощью баипаса. Системы управления газовых турбин должны сохранять управляемость во всем диапазоне тепловой мощности турбины.Типовая схема газовой турбинной группы Газ от источника проходит к ступени высокого давления паровой турбины через два главных паровых регулирующих клапана поз.
37372. Стабилизация частоты вращения вала паровой турбины с помощью мехатронных систем 2.78 MB
  Паровая турбина В данном курсовом проекте рассматривается тема стабилизация частоты вращения вала паровой турбины с помощью мехатронных систем.1Схема привода стабилизации частоты вращения вала паровой турбины с помощью баипаса. В сравнении с газовыми турбинами системы управления паровых турбин должны сохранять управляемость во всем диапазоне тепловой мощности турбины.Типовая схема паровой турбинной группы Пар от источника проходит к ступени высокого давления паровой турбины через два главных паровых регулирующих клапана поз.
37373. Реконструкция жилого дома 95 KB
  Несущие конструкции – деревянные стропила кровля из шиферных листов. Графически усиление фундамента а так же обследования по разрезам шурфов представлены на листе 7. лист 8. Графически усиление перекрытий представлено на листе 5.
37374. Анализ конструкции и наладка станка мод. МР315 4.63 MB
  Выбор станка и анализ его конструкции. Назначение станка техническая характеристика устройство станка. Компоновка станка и его кинематическая схема.
37375. Разработка грунта и устройства фундамента в грунтах 2 группы, в частности грунт – суглинок 2.76 MB
  Подсчет объемов работ приложения Технология и организация строительных процессов.25 Календарный график производства работ.34 Область применения Работы нулевого цикла описанные в данной работе предназначены для возведения сооружения для промышленных целей. Данная технологическая карта рассчитана на разработку грунта и устройства фундамента в грунтах 2 группы в частности грунт – суглинок.
37376. Разработка технологического процесса изготовления детали крышки подшипниковой глухой 420.36 KB
  Выбор технологического оборудования режущего инструмента и способа установки заготовки. Выбор Баз Базирование это придание заготовки или изделию требуемого положения относительно выбрано системы координат. При выборе баз необходимо учитывать два принципа базирования: принцип единства баз который заключается в том что в качестве технологических баз применяют поверхности которые являются также конструкторскими и измерительными базами; принцип постоянства баз − для обработки заготовки или детали...
37378. Разработка базы данных частного охранного предприятия 365.83 KB
  Структура пользовательского интерфейса информационной системы. Функциональный аспект информационной страты. Уровень структурного аспекта информационной страты объекта. Функционально-структурный аспект информационной страты объекта