97739

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Актуальность заключается в том что в настоящее время к Италии и Риму приковано внимание историков археологов искусствоведов иностранных туристов так как Древний период Римской империи хранит загадки многие из которых еще не разгаданы. История и культура Римской эпохи сохранилась не только на развалинах города но и во многих источниках литературы.

Русский

2015-10-24

752.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 8

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

     Кафедра  «______Философии_и_культурологии___________»

(название кафедры)

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                                                 Реферат

                          По дисциплине «Культурология»

Руководитель: Быстрова А.Н.                                                         Разработал

    Профессор : Быстрова А.Н.                                                        студент гр. Д-111

            __________ Быстрова А.Н.                                    ________  Власов Д.Ю.

      (подпись)                                                                    (подпись)

_______________                                                      ______________

                      (дата проверки)                                                                             (дата сдачи на проверку)

 

     Содержание

Введение……………………………………………………3

Глава I Основание Рима. Характеристика периодов  исторического развития Рима …………………………...5   

Глава II Истоки римской культуры и цивилизации …....7

Глава III Образование …………………………………...10  

Глава IV Литература ………………………………….....12

         4.1. Научная литература ………………………….12

         4.2. Поэзия …………………………………………13

        Глава V Религия ……………………………………14

Глава VI Искусство ………………………………………16

           6.1. Строительство и архитектура …………..…16

           6.2. Скульптура ..………………………………...21

           6.3.  Живопись ……………………………………23

           6.4.  Стенная живопись …………………….……24

           6.5. Театр …………………………………………25  

Заключение ……………………………………………..…28

Библиография ………………………………………….…30

Приложения ………………………………………………31                                      

         

                                                    

                                  

                                     Введение

    «Вечный город» Рим богат историческими и духовными ценностями. Столица современной Италии не может быть сравнима  с   другим городом мира в области античной культуры, она до сих пор восхищает своими памятниками.

  Выбор темы реферата не случаен. Из истории Древнего мира известно, что древнеримская цивилизация явилась источником зарождения европейской цивилизации. Более глубокое изучение истории и культуры римлян позволяют понять их пути развития и человечества.

   Актуальность заключается в том, что в настоящее время к Италии и Риму приковано внимание историков, археологов, искусствоведов, иностранных туристов, так как Древний период Римской  империи хранит загадки, многие из которых еще не разгаданы. История и культура Римской эпохи сохранилась не только на развалинах города, но и во многих источниках литературы. История Древнего Рима является примером возникновения и гибели целых племен и народов, их культуры.   

   Материалом для написания реферата послужили книги, словарь иностранных слов, малый толковый словарь русского языка для определения понятий, но опорными источниками в написании работы явились энциклопедии, в которых кратко представлены исторические факты, известные люди, события, даты, иллюстрации, портреты, географические карты, труды художников.     

  Цель реферативной работы заключается в том, чтобы дать краткое представление о зарождении и развитии культуры в период Римской республики и духовной жизни римлян.   

  Основными задачами являются кратко охарактеризовать основные периоды  истории Рима, показать источники возникновения и  особенности римской культуры в древности, превращения ее в расцвет цивилизации, познать больше о культурных ценностях римлян.

   Реферат состоит из введения, основной части и заключения.

  Во введении обоснован выбор темы, ее актуальность. Определены цель и задачи.

  Основная часть реферата состоит из глав и разделов. В первой главе показаны исторические характеристики основных периодов Римской Империи, зарождение города Рима, его географическое положение, управление и структура государства, образование аристократической республики, зарождение и развитие искусства.

   Римская цивилизация в своих чертах похожа на греческую, но особенность ее заключается в том, что определенные достижения римляне сделали в технике, законодательстве. С развитием образования у римлян появляются школы, в которых обучается молодежь, активизируется политическая жизнь, ораторская деятельность. Развивается научная литература, поэзия. В Римской республике появляются замечательные поэты и писатели, историки, философы. Лучшие представители римского общества писали о пороках, проповедовали презрение к материальным благам жизни. Римляне суеверны. Они чтят своих богов, соблюдают строго обряды и запреты. Дима, ты разве диссертацию пишешь? Где ты взял все эти формулировки?

  Современный Рим богат памятниками искусства, многие из которых потеряли свой первоначальный облик. Великое наследие античности породило современную художественную культуру.

             Глава I

                    Основание Рима. Характеристика периодов            исторического развития Рима.

  Рим – город на реке Тибр, который находится в центре Апеннинского полуострова, столица современной Италии. Удивительная судьба этого города в истории мировых цивилизаций. Он прошел путь от маленького поселения на берегу Тибра до «господина мира», столицы мировой державы. Рим стал отчизной для разных народов.  

  С основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого отца бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Легендарной датой основания Рима считается 21 апреля 753 года до н.э. Согласно легенде, город основан близнецами Ромулом (в честь которого назван) и Ремом, сыновьями весталки Реии Сильвии и бога войны Марса. Но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем Рима. Первое поселение появилось на Палатинском холме, а в дальнейшем город занял еще шесть холмов: Капитолий, Авентин, Эсквилин, Квиринал, Виминал и Целий.

  Таким образом, образовался город на семи холмах, «вечный город» Рим, положивший начало Великой Римской империи.

  За свою историю Рим прошел три четко обозначенных периода развития.

  В первый – царский период (VIII-VI вв. до н.э.) – Рим занял главенствующее положение в Лации. Царский период важен тем, что в это время совершился переход от первобытнообщинного общества к классовому и возникла структура государства. Сервий Туллий (один из семи римских царей) разделил всех граждан, способных носить оружие, на пять классов в соответствии с их богатством и принадлежностью их к могущественным родам. Он включил в состав римского народа бедных, но свободных граждан Рима – плебеев. Рим был под властью этрусков.

  В 510 году до н.э. с изгнания этрусского царя Тарквиния по прозвищу Гордого начинается второй этап римской истории (510-30 годы до н.э.) – республиканский. Римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом. Такое управление римляне назвали республикой - (лат. res publica общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти; государство с такой формой правления1. Смысл термина раскрывает словарь иностранных слов.  В эпоху Республики городом-государством ежегодно управляли сменявшиеся магистраты (должностные лица). Высшими государственными постами были должности двух консулов, избиравшихся сроком на один год, а высшим органом власти – римский сенат. Все важные вопросы решались общим собранием римского народа на Капитолийском холме.                           

  По мнению М.В. Хачатуряна «Современные историки называют Рим аристократической республикой, т.е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть консулов, не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию2 ».  

  Третий период (31г. до н.э. – 476г.) – императорский, период единоличной власти.  Октавиан  сделался единоличным правителем Рима и принял титул Августа. Особо преданные ему сенаторы теперь лично перед императором несли ответственность за соблюдение общественного порядка.  

  Можно сделать заключение, что каждый период римской истории полон исторических событий, а они в свою очередь наложили отпечаток на культуру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Глава II

Истоки римской культуры и цивилизации

  Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Первое условие, благодаря которому римляне поднялись до такой высоты, состоит в том, что Италия окружена морями, но гаваней мало, зато они удобны и обширны, что выгодно для отражения извне и полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.

  Апеннинский полуостров с мягким теплым климатом и плодородными долинами рек населяло множество племен: лигуры, умбры, венеты, а также латины. Эта область называлась Лаций. Считается, что именно здесь возник центр будущей римской цивилизации. На более высокой ступени развития стояли греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков. В VI веке до н.э. Рим был под властью этрусков, которые ввели в нем заимствованные у греков алфавит, чеканку монет. Этруски умели воздвигать на своей территории города с правильной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в особой архитектуре домов с внутренним двориком. Через этрусков перенималась греческая культура. Цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

  Благодаря своему все возрастающему могуществу Рим завоевал власть над   соседними племенами и народами. В результате войн Рим утвердил господство над всем Апеннинским полуостровом. В ходе трех Пунических войн (264 – 241гг. до н.э.,  218 – 201гг. до н.э., 149 – 146гг. до н.э.) римляне победили сильнейшего противника Карфагена.  Карфагенян они называли пунами. Благодаря войнам, Рим получал в неограниченном количестве рабов для городских каменоломен, рудников и мастерских. Военные успехи и расширение территории вызвали глобальные изменения в самых разных сферах римской цивилизации. Победы над Карфагеном и Грецией обогатили Рим.

  «Римляне покорили своей властью почти весь известный мир и подняли свое могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками3 ». (Полибий, греческий историк).

  Итак, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культуры. Общение с ними давало возможность воспользоваться чужими достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации.

«Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства4 ». (Гораций, выдающийся римский поэт, 65 -8гг. до н.э.).

  Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима». Считается, что римская цивилизация была эпохой расцвета римской культуры. Смысл термина «культура» раскрывается в словаре иностранных слов.

  Культура5 (лат. cultura) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру.

Глава III Образование

  Во II и I веках до н.э. в историю римского образования проникает новая греческая система образования. Когда родители не имели возможность заниматься образованием своих детей, они поручали их учителям грекам или отдавали в школу (ludus). Школы были частные: низшие (начальные), (ludi litterarii); средние (грамматические), (scholae); высшие (риторические), (scholae). В Риме  появлялись философские школы.

  Обучение в начальной школе начиналось с 7 и продолжалось до 11 или 12-летнего возраста. Основными предметами начального обучения были чтение, письмо и счет. Также заучивались наизусть нравоучительные отрывки в стихах и законы (XII таблиц).

  В средних (грамматических) школах обучали греческому и латинскому, этимологии и синтаксису, литературе, грамматике, читали стихи и басни Эзопа. Из числа греческих писателей читали Гомера, из римских – Ливия Андронника (III век до н.э.), сочинения Цицерона, Горация, комедии Теренция. Также сообщались сведения географии, истории, мифологии, метрике. Обучение римлян продолжалось до достижения возраста 14-15 лет. Учителями были в основном образованные греки.

  Большинство римлян получали начальное и среднее образование, но молодежь высшего круга продолжали свое образование в риторических школах, где они обучались риторике, юриспруденции, философии. Это ученье оканчивалось в 17-летнем возрасте.

  В Риме открывались риторские школы для молодежи  высшего круга, в которых преподавали греки. Риторика означает искусство красноречия. Живое слово имело огромное значение, владение искусством публичной речи было важнейшим способом достижения авторитета и политической власти. Риторика стала важнейшим предметом образования. Дошли до настоящего времени сочинения «Риторика», написанные Аристотелем, (род.384г. до н.э., ум. 322 г. до н.э., греческий философ, воспитатель Александра Македонского).  В конце республиканской эпохи проявилось гениальное ораторское дарование Цицерона. Его наследие составляет более 50 полностью сохранившихся речей и сочинений по теории риторики. Язык Цицерона до сих пор остается классическим образцом латинской прозы.

  В итоге можно прийти к выводу, что риторика была основой не только образования, но и этики, литературы и литературной теории.

Образование в Древнем Риме играло значительную роль в обучении и воспитании гражданина республики. Образованные римляне могли получить доступ к политической и военной деятельности.

  В эпоху республиканского периода Римская цивилизация переживала взлет: в обществе была достигнута определенная стабильность, высокого расцвета достигла римская литература, в которой появилась целая плеяда талантливых поэтов, сочетавших греческие и римские традиции (Овидий, Вергилий, Гораций, Тибулл). Современники воспринимали эту эпоху как «золотой век».

Глава IV Литература

4.1. Научная литература

  Греки заложили в Риме основу художественной прозы и научной литературы. Важную роль в становлении научной литературы сыграл греческий историк  Полибий  (ок.204 -122 годы до н.э.), отправленный в Рим в составе группы знатных заложников. Им была написана первая в античности «Всемирная история», раскрывающая силу римского гражданского общества и государства, а также показано историческое значение объединения всех государств Средиземноморья под властью Рима.

  Во II веке до н.э. возникает литературная и научная проза на латинском языке. Ее основателем был Катон, Марк Порций Старший (234 -149 годы до н.э.), который написал несколько трактатов о красноречии, военном деле, законах, об истории и ведении хозяйства. До нас дошел трактат Катона «О земледелии».

  Римская историческая наука связана с именем Тита Ливия. Тит Ливий (59г. до н.э. -17г.н.э.) создал «Историю Рима от основания города», состоящую из 142 книг. В своей работе он воспел доблестные традиции предков, их героизм и самопожертвование.

   Расцвет латинского литературного языка связан с именем Цицерона. Цицерон, Марк Туллий (106 -43г.г. до н.э.) возглавил Сенат в последние десятилетия существования республики. В искусстве красноречия и полемики он был признан величайшим оратором того времени. Своими сочинениями, письмами, научными трудами он заслужил право на бессмертие.

                               

                                  4.2. Поэзия

  В эпоху поздней республики расцветает римская поэзия. В I веке до н.э. молодые поэты, образовавшие литературный кружок, существенно преобразовали латинский поэтический язык, отбросили его старые архаические формы и ввели разнообразные размеры греческого стиха. Выдающийся поэт Катулл (полное имя Гай Валерий Катулл , 87 – 54годы     до н.э.) являлся одним из наиболее известных поэтов Древнего Рима, главным представителем римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.  Он раскрывал в своих стихах внутренний мир влюбленного человека.

Ненависть – и любовь. Как можно их чувствовать

вместе?

Как – не знаю, а сам крестную муку терплю.

(Катулл)

  Слава величайших поэтов Рима принадлежит Горацию, Вергилию и Овидию.

  Гораций (полное имя Гораций, Квинт Флакк, 65 - 8 годы до н.э.) сумел получить образование в Риме и Афинах. Первая книга «Сатир» состояла из 10 стихотворений. В 23году до н.э. он выпустил «Оды». Гораций  довел до совершенства латинское стихосложение, ему принадлежит знаменитая ода «К Мельпомене» (Мельпомена – муза трагедии):

Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся…

(Гораций)

  Вергилий (полное имя Публий Вергилий Марон, 70 – 19 годы до н.э.) – национальный поэт Древнего Рима, получил блестящее риторическое и философское образование. В своих сборниках поэтических песен «Буколики» и «Георгики» он воспел труд и отдых земледельцев. Мировую славу принесла ему эпическая поэма «Энеида», над которой он трудился 10 лет. В ней он описывает странствия троянского героя Энея, потомки которого основали Рим.

Воды, поехал родитель под небом открытым и, коней

Вспять повернув, бросил вожжи, в послушной летя колеснице

(Вергилий)

  Овидий (полное имя Публий Овидий Назон ,43г. до н.э. – 17г. н.э.) -  поэт любви. В своих поэтических сочинениях размышлял о жизни и судьбе человека. Лучшими его произведениями считаются «Фасты» (Календарь») о римских праздниках и «Метаморфозы» («Превращения») – мифологические превращения людей в растения и животных.

   Пакувий (220-131годы до н.э.) – римский трагик и поэт. Нам известно 13 его трагедий и 425 стиха. Гораций назвал его ученым старцем.

  Таким образом, римское духовное наследие стало основой для культуры современного европейского общества.

Глава V Религия

  Большое значение в жизни римлян в римский республиканский период имела религия. Древнейшими богами были  двуликий Янус – творец Вселенной, Юпитер – бог неба, Марс – бог войны. Римляне почитали Весту – хранительницу домашнего очага и государства, Юнону – богиню Луны и покровительницу женщин, Минерву – богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было множество и других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали чужих богов – этрусских, греческих, а потом и восточных.

  Важную роль в римском пантеоне богов играло древнейшее италийское божество дверей, входа и выхода двуликий Янус. Одно лицо его обращено в прошлое, другое  - в будущее, что символизировало начало и конец любого дела. Например: начиная войну, римляне открывали двери храма бога Януса, а когда война прекращалась, закрывали двери.

 Религиозные обряды были общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая семейных богов. Их называли Ларами и Пенатами. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.

 Число богов в римском пантеоне постоянно увеличивалось. По мере захвата новых земель и народов римляне включали в него новых богов. Они считали, что чем больше их будет, тем сильнее будут сами римляне. Народ совершал жертвоприношения только для того, чтобы получить поддержку и защиту в конкретном деле. В религиозных обрядах и ритуалах участвовало много жрецов избираемых из числа знатных граждан. Во главе римских жрецов – знатных и уважаемых граждан - стояли понтифики – знатоки всех религиозных обрядов, строго следили за правильностью богослужений и исполнения молитв, устанавливали дни религиозных праздников.

  Римляне были очень суеверны и верили в разные приметы.

  В итоге  историки пришли к выводу, что римскую религию можно назвать рациональной и практичной. Отношения с богами имели деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.

Глава VI Искусство

6.1. Строительство и архитектура

Архитектура6 – слово латинского происхождения, означающее искусство проектировать, строить дома и сооружения; характер, стиль (в 1 значении) постройки. Архитектура как вид искусства  является частью духовной культуры.

 Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Они много заимствовали от греков и этрусков, но создали свой – римский стиль архитектуры. Активное строительство потребовало много новых строительных материалов и усовершенствование техники строительства. В этом им помогла греческая «рабская интеллигенция». Греки прокладывали трубы, по которым шел пар и обогревал помещения, использовали особую полировку мрамора, зеркальную черепицу. Римляне первыми начали применять обожженный кирпич, благодаря чему были построены дома в четыре и пять этажей (фавелы). До наших времен сохранились такие понятия, как «римская кладка», «римский бетон». В поздний республиканский период широко использовался мрамор. Римлянам принадлежит еще одно изобретение – повсеместное использование арок.  Арочными сооружениями были прочные виадуки (мосты) и акведуки (водопроводы).

 Среди множества виадуков известны мост Мульвия, построенный в 26 веке до н.э., что уже входит в период ранней Римской империи и мост Фабриция – 62 год до н.э.  

 Первый акведук, Аква Аппия, был построен в 312г. до.н.э. цензором Аппием Клавдием и имел длину 16,5 километров. Два акведука, снабжавшие водой Рим, - Аква Юлия (длиной 20 км) и Аква Вирго (длиной 21 км) – построил Марк Випсаний Агриппа (20-е годы до н.э.).

  В Риме была создана система канализации, так называемая Большая Клоака. Арка и арочные перекрытия были незаменимы при строительстве амфитеатров. После победоносных походов войск сооружали триумфальные арки, как памятники военной славы. Например: триумфальная арка императора Тита Веспасиана Августа- римского политического и военного деятеля (конец III века до н.э.).

  Можно сделать заключение, что арка – символ достижений римской архитектуры.

 Город Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямолинейными улицами и проспектами. Главные улицы освещались светильниками и факелами. На площадях стояли храмы, памятные обелиски, колонны, гимнастические залы и термы (римские бани). Для улучшения условий судоходства в низовьях Тибра был вырыт пятикилометровый канал, который существует и в настоящее время.

 От Рима в республиканский период во все стороны света расходились прямые дороги. Вымощенные плитами из тесаного камня, они были ровными. Фламиниевая дорога соединяла Рим с городом Аримином на Адриатическом побережье Италии. Она построена в консульство Гая Фламиния около 220 года до н.э.  

  Эмилиева дорога, проложенная консулом Марком Эмилием Лепидом в 187 году до н.э.,   представляет наиболее удобный путь поперек Апеннинского полуострова. Длина Эмилиевой дороги – около 300 километров.

  Самая древняя и самая знаменитая Аппиева дорога соединяла Рим с городами южной Италии. Начало строительства – 321 год до н.э. Дорога названа по имени строителя-цензора Аппия Клавдия Цека. Вблизи Рима дорога выложена квадратами туфа, а на остальном протяжении – блоками вулканической лавы. Туфы7 – собирательное название группы горных пород разного происхождения: известняковый (или травертин), вулканический, кремнистый. Ширина дороги – до 6 метров. Такая ширина позволяла разъехаться двум конным экипажам, по бокам дороги шли возвышения, похожие на тротуары, и глубокие канавы для стока воды. По обеим сторонам Аппиевой дороги расположены семейные гробницы римской знати. Монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I веке до н.э., по своей архитектуре представляет собой громадный цилиндр, который опирается на квадратное основание со стороной около 23 метров. Конструкция гробницы характерна для римского зодчества – это бетонный массив, облицованный пригнанными блоками травертина.    

  Республиканский период оставил немного произведений архитектуры. Храмы сооружались из легкого вулканического туфа. Своего мрамора в Италии еще не было до II века до н.э.

  На Капитолийском холме стоял почитавшийся римлянами храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами Юпитера, Юноны и Минервы, освященный в 509 году до н.э.  Целла (лат. cella) – внутреннее помещение античного храма, где находилось изваяние божества. Глубоким портиком, трехчастной целлой,  почти квадратный он напоминал этрусские храмы, а глухой тыльной стороной был похож на греческое сооружение.

  На Капитолийском холме возвышалась одна из первых триумфальных арок Сципиона Африканского Старшего (около 235-около183 годы до н.э.), украшенная конными статуями.

  В начале II века до н.э. на холме Палатин стоял храм Великой Матери Кибелы.

  Храм Весты (или Геркулия Оливариуса – покровителя продавцов масла) – мраморная постройка, находившаяся на форуме. В III веке до н.э. он был обнесен колоннадой. Двадцать мраморных колонн стоят на туфовом постаменте.

  Форум в республиканский период – рынок и центр политической, религиозной и экономической жизни Рима. В связи с перепланировкой города форум приобрел новый облик. Заново построены храм Кастора и Поллукса,  храм Конкордии, храм Сатурна, проложены  новые дороги для связи города с другими районами города. Во II веке до н.э. на площади возводились статуи и монументы представителей знати Рима. В середине  I века до н.э. была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы. Она служила для судебных торговых дел и народных собраний. По типу базилики строились позже христианские церкви. Люди спешили в центр города, чтобы послушать ораторов, встретиться с друзьями, для деловых встреч.

  Одной из главных достопримечательностей Рима считается Пантеон, храм всех богов. Первое здание сооружено в 27-25годах до н.э. римским полководцем Марком Випсанием Агриппой (63 -12 годы до н.э.) на месте старого языческого храма. В храме отсутствуют окна, но он освящен естественным светом, который проникает внутрь через широкое не застекленное отверстие в куполе. Купол – точный полукруг, опирающийся на стены. В надписи на фронтоне написано по латыни, но в переводе на русский язык звучит так «Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

 Храм Венеры Прародительницы был возведен Юлием Цезарем в 46 году до н.э. в знак признательности Венере – богине домашнего очага и материнства и за то, что она привела Цезаря к победе в Фарсале над Помпеем. Фасад храма был украшен 8 колоннами, но в настоящее время сохранились только 3 колонны и подиум.

  Храм бога Януса – храм двуликого бога на римском форуме. Руины храма не сохранились, но остались его изображения на монетах императора Нерона.

  Храм Фортуны Вирилис определяют как храм бога Портунаса. На набережной реки Тибр сохранился храм, посвященный богине судьбы. Он был построен в I веке до н.э. на Бычьем форуме, площади, где торговали скотом. Здание отличается строгими пропорциями, стоит на высоком подиуме, широкая лестница и портик с шестью колоннами украшают фасад. Стены храма сложены из туфа, а колонны вытесаны из твердого травертина.

6.2. Скульптура

  Мощное культурное движение происходит в Риме в конце III века до н.э. Главной особенностью являлось влияние греческой культуры и образованности греков. Многочисленные деятели римской культуры были не римлянами. Сами римляне были слабо одарены способностью к творчеству. Им было достаточно заимствований от этрусков. Этруски создали эмблему Рима – статую Капитолийской волчицы (V век до н.э.), по легенде она вскормила братьев-близнецов. Один из них по имени Ромул, считается основателем Рима. Этрусскому мастеру удалось показать в образе волчицы духовную силу природы, воспитательницу воинственных римлян.  Анна Мария Карруба, реставратор скульптуры волчицы, смотрит на эту проблему по–другому. Она считает, что скульптура не могла быть отлита целиком в античном мире. Большие статуи делались по частям, а потом соединялись. Волчица же изготовлена сразу и целиком (без статуэток детей), а исследование металла указывает на XIII век как наиболее вероятную дату появления статуи.

   Для знакомства с греческой культурой знати и простого народа большое значение имело скопление вывезенных из Греции картин и статуй в результате захватнических войн. Статуи «в греческом стиле» буквально наводнили город. Все это служило образцом для римских мастеров. Скульптура и живопись активно начинают развиваться в III-II веках до н.э. под влиянием греческого искусства, прежде всего. Первые скульптуры появились в Риме при Тарквинии Гордом. По этрусскому обычаю он украсил крышу построенного им храма Юпитера.

   Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры (V век до н.э.). С IV века до н.э. скульпторы делают статуи частным людям. Со II века до н.э. статуи стали отливаться греческими мастерами. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.

   Римские портретные бюсты произошли от посмертных масок. В каждой фамилии существовал культ почитания предков. С лица умершего отца семейства снимали восковую маску, которая точно передавала черты лица, позже изображения предков стали делать из мрамора. Скульпторы стремились запечатлеть черты: силу духа, стойкость характера, благородство. Портретной в статуях была только голова.

   Знатоки искусства считают, что приход греческих скульптур тормозил развитие собственной римской скульптуры, но все-таки римляне сумели создать несколько шедевров. Ими были созданы тип статуи «тогатус», изображавший оратора в тоге и бюсты, работы «Брут», «Оратор», портрет старого патриция, бюсты Цицерона и Цезаря.

   Предметы искусства пробуждали художественный вкус и страсть к коллекционированию у римлян. Среди коллекционеров были Цезарь, Антоний, Октавиан, Цицерон. В Риме возникали мастерские, в них работали местные мастера и мастера невольники. Живопись и скульптура ценились как украшение архитектуры. Политические деятели заботились об украшении храмов и портиков, садов, парков, общественных бань (терм) – излюбленных мест времяпрепровождения римлян.

   Таким образом, к концу республиканского периода сложилось особое римское искусство – смесь этрусских и греческих элементов, но имеющее своеобразный характер. Главная черта такого искусства – стремление к роскоши и декоративности. Государственные люди, богатые римляне стали привлекать в Рим художников для удовлетворения художественных желаний своих заказчиков.

                                   6.3. Живопись

  Первое знакомство с живописью римляне получили от этрусков, которые уже умели украшать свои погребальные склепы, жилища и храмы. В Римской республики живопись ценилась сильнее скульптуры. Искусствоведы, которые занимаются живописью Древнего Рима, имеют в своем распоряжении только половину произведений живописи. Большую часть их представляют фрески. Фрески написаны на мифологические и религиозные темы, есть портреты.

  Во времена Римской республики славился Фабий Пиктор (254-201годы до н.э.), расписавший храм Безопасности.

  За свои работы был уважаем поэт Пакувий (220-131 годы до н.э.).

  Возглавил несколько искусных живописцев знаменитый Лудий или Студий. Он рисовал спокойные пейзажи, отображающие мир и процветание, натюрморты, где изображались фрукты, овощи, рыба и дичь. Но все это было преимущественно декорациями.

6.4.Стенная живопись

  Раскопки Помпеи, расчистки остатков терм, находки в погребальных склепах, на развалинах свидетельствуют об образцах Римской живописи. В них встречаются изображения человеческих фигур, пейзажей и целых сцен. Это позволяет специалистам судить о рисунке, колорите и техники живописи того времени. Художественная помпейская стенная живопись подражала греческой и была делом не очень хороших художников, но встречаются мастерски нарисованные картины, производящие приятное впечатление. Как и греки, римские художники использовали водяные краски по мокрой штукатурке – фрески (лат. al fresco) или по сухой штукатурке (лат. a secco). До нас дошли очень немногие образцы живописи. Так при раскопках в1606 году найдена стенная картина «Альдобрандинская свадьба», выполнена неяркими красками и замечательна благородством композиции.

  Отсюда следует сделать вывод, что к середине I века до н.э. римское республиканское  искусство уже сложилось в своих основных чертах и заняло определенное место в искусстве античного мира.

6.5.Театр

  Истоки римского театра и драма идут из сельских праздников сбора урожая. В связи с окончанием жатвы пели веселые песни. Римский историк Тит Ливий (I век до н.э.) повествует, что в 364 году до н.э. в Риме учреждены сценические игры, чтобы умилостивить богов. Для этого из Этрурии были приглашены плясуны, актеры. Актерами называли артистов на сцене. Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, которая к пляске прибавила шуточный диалог и жестикуляцию. Так возникли сатуры (смесь). Сатуры – это драматические сценки бытового и комического характера.

  Другим видом драматического представления комического характера были в Риме аттеланы (басни из города Аттелы). Римляне заимствовали у греков обрядовые игры. После победного окончания 1-й Пунической войны (264-241годы до н.э.) на праздничных играх было решено поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику (около 280 года до н.э. – конец III века до н.э.), основателю эпической и лирической поэзии римлян, военнопленному в Риме. Эта постановка явилась толчком к развитию римского театра.  

  Древнеримский актер Росций Квинт (около 130 года до н.э. – около 62 года до н.э.) комедийный актер, содержал театральную школу и был признанным педагогом. Его искусство высоко ценил Цицерон, который учился у него и у трагика Эзопа декламации (искусство выразительного чтения). Римская литература долгое время подражала греческим образцам. Римские поэты повторяли греческие комедии филолога Аристофана (260/257 год до н.э. – 180 год до н.э.), заменяя греческие имена на римские. Особенно прославились Плавт (254-184 годы до н.э.) и Теренций (195 или 185 – 159 годы до н.э.). Римские комедии изобиловали грубыми шутками, что отражало низкую духовность общества.

 В  III и II веках до н.э. в Риме шла литературная комедия. Римскую литературную комедию, явившуюся переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, т.к. ее персонажи носили греческий плащ – палий. Публий Теренций  Афр (195 или 185 – 159 г.г. до н.э.) – представитель древнеримской комедии.  Сохранились 6 комедий Теренция: «Девушка  с Андроса», «Евнух», «Братья» и другие. Они поставлены между 166-160 годами до н.э. Темы пьес Теренция – семейные конфликты, определяющую роль играет мотив любви. После смерти Теренция его пьесы ставились еще несколько десятилетий, а потом исчезли из репертуара.

  Выдающимся римским комедиографом  древности является Тит Макций Плавт (254-184 г.г. до н.э.), мастер паллиаты. В свободное время он писал комедии. Большую роль в его пьесах играют рабы. Его комедии оканчивались благополучно для главного героя. В пьесах использовал музыкальное сопровождение.

 Творчество Луция Акция (170 – после 90 годы до н.э.) связано с трагедией, которая достигла своего расцвета в период Римской республики. На такие постановки любили ходить граждане средних и низших слоев населения. Трагедии отражали настоящую действительность того времени на сцене, например: военные сюжеты.

  Драматург Гней Невий (280-201 годы до н.э.)   сочиняет трагедии и комедии и ставит их. Невий был создателем трагедий из римской истории. Такая трагедия у римлян называется претекстой.

  К народной драме восходит мим (в переводе с греческого языка означает подражание, подражатель). Мим воспроизводил сценки из народного быта.

  Актеры (или гистрионы) играли без масок. Маски заменялись гримом или париками. В отличие от греков римляне могли следить за мимикой актеров во время представлений. Театральная маска появилась в 130 году до н.э.  

  В Древнем Риме театральные представления назывались зрелищами. Зрелищность достигалась не только путем игр актеров в ярких костюмах с драгоценными камнями, но и в доспехах и оружием. Успех спектакля заключался в натуральности, но актерское исполнение ролей оставалось несовершенным у римлян.

  Римский театр сначала представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий. В театре имелась сцена. Внутреннее пространство в театре было замкнуто.

  В период поздней республики в Риме сложился тип театрального здания. Важным событием в театральной жизни Рима явилось появление первого постоянного театра из камня, сооруженного в 55 году до н.э. Гнеем Помпеем Великим. Этот театр вмещал до 40 тысяч зрителей. В I веке до н.э. построили еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. В наши дни от Марцеллы сохранились только остатки наружной стены с тремя внутренними ярусами (этажами). В наши дни в театрах Рима продолжают ставить пьесы античных и современных драматургов.

  Итак, в области театрального искусства римляне часто заимствовали готовые формы у греков. Но римской культуре присущи многие оригинальные черты древности. Взятое у греков подвергалось переработке в соответствии с потребностями и вкусами Римского общества.  Римская республика поглотила греческие территории, драму и театр.

                                                         Заключение

  Изучение культуры Римской республики дает представление не только о единстве, но и о многообразии культурного процесса со своими особенностями, достоинствами и недостатками.

  Римская республика – отдельно взятая цивилизация, которая представляет собой сложную систему. С течением времени, цивилизация меняется, испытывает внешнее влияние, но не погибает, остается ее основа, благодаря чему она непохожа на другую цивилизацию.

Это была цивилизация расцвета римской культуры, которая повлияла на культурное развитие человечества в дальнейшем. Античная цивилизация  явилась толчком для развития образования, науки и культуры европейской цивилизации.

  Архитектура республики оказало существенное влияние на архитектуру западноевропейских стран. В основе строительства христианских церквей лежит римская базилика.

 Жанры литературы, появление европейского театра, показ комедий и трагедий на сцене исходят из периода Римской республики.

 В моей реферативной работе даны краткие представления о развитии культуры Римской республики. Я в большей степени согласен с выдающимся российским культурологом Н.Я.Данилевским (1822-1885г.г.) в том, что «культурная деятельность … совершенно незначительна: в науке, в философском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением архитектуры, Рим не производит ничего оригинального».

                               Библиография

1.Вербицкая Л.А. Школьная энциклопедия История Древнего мира,- М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003

2. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка,-М.:, «Русский язык», 1990

3.Пчелкина В.В. Словарь иностранных слов,- М.: «Русский язык»,1988

4.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций,- М.: «Дрофа», 2002

5.Ярошенко Натела.  Люди, события, даты Всемирная история,- Франция:- «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2001

 

  

    

  

 

                                                     

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

                                   Приложение 1 (Научная литература)

  1.  Полибий (ок.204 -122 годы до н.э.)

                                                 

  1.  Катон, Марк Порций Старший (234 -149 годы до н.э.)

                                         

  1.  Тит Ливий (59г. до н.э. -17г.н.э.)

                                         

  1.  Цицерон, Март Туллий (106 -43г.г. до н.э.)

                                   

                                             Приложение 2 (Поэзия)

  1.  Катулл, Гай Валерий (87 – 54годы     до н.э.)

                                   

  1.  Гораций, Квинт Флакк (65 - 8 годы до н.э.)

                                  

  1.  Публий Вергилий Марон ( 70 – 19 годы до н.э.)

                                  

  1.  Публий Овидий Назон (43г. до н.э. – 17г. н.э.)

                          

                           Приложение 3 (Строительство и архитектура)

  1.  Акведук «Аква Аппия» (312г. до н.э.)

                                 

  1.  Триумфальная арка Тита Веспасиана Августа (конец III в. до н.э.)

                                    

  1.  Аппиева дорога (нач. 321г. до н.э.)

                                   

  1.  Храм Весты

                                   

  1.  Форум

               

  1.  Пантеон, храм всех богов (27-25гг. до н.э.)

                                 

  1.     Храм Фортуны  Вирилис

                                 

                                 Приложение 4 (Скульптура)

  1.  Статую Капитолийской волчицы (V век до н.э.)

                            

  1.  Статуя богини плодородия Цереры (V век до н.э.)

                                  

1  Пчелкина В.В. Словарь иностранных слов.-М.:  “Русский язык”, 1988.-с. 431-432

2 Хачатурян М.В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века.-М.:«Дрофа», 2002.-с. 98

3 Хачатурян М.В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века.-М.:«Дрофа», 2002.-с. 99

4 Хачатурян М.В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века.-М.:«Дрофа», 2002.-с. 99

5 Пчелкин В.В. Словарь иностранных слов.-М.: “Русский язык”, 1988.-с.266

6 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка.-М.:”Русский язык”, 1990.-с.19

7 Пчелкин В.В. Словарь Иностранных слов.-М.:”Русский язык”,1988.-с.512

                                                                             Новосибирск 2012


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30857. Вегетативная нервная система 35.5 KB
  Очаговое представительство нервных центров СНС и ПСНС в ЦНС и. СНС боковые рога тораколюмбального отдела спинного мозга. ПСНС три зоны где лежат её центры:а мезенцефальный отдел ветви в составе глазодвигательного нерва зрачок некоторые слюнные железы;б бульбарный отдел лицевой языкоглоточный нерв и n. ВНС представлена двумя отделами: а симпатическая нервная система СНС б парасимпатическая нервная система ПСНС.
30858. Гуморальная регуляция функций 39.5 KB
  Классификация биологически активных веществ БАВ: Неспецифические метаболиты. Специфические метаболиты: а тканевые гормоны парагормоны; б истинные гормоны. Неспецифические метаболиты продукты метаболизма вырабатываемые любой клеткой в процессе жизнедеятельности и обладающие биологической активностью СО2 молочная кислота. Специфические метаболиты продукты жизнедеятельности вырабатываемые определенными специализированными видами клеток обладающие биологической активностью и специфичностью действия: а тканевые...
30859. Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень 29.5 KB
  Истинные гормоны. Парагормоны. Истинные гормоны БАВ вырабатывающиеся в специализированных железах внутренней секреции обладающие дистантным действием и высокой активностью. Делятся по принадлежности к железам внутренней секреции половые гормоны тиреоидные гормоны и т.
30860. Гипоталамо-гипофизарная система 24 KB
  Меланостатин Релизинг–факторы регулируют выделение гормонов передней доли гипофиза большая часть которых гландулярные регулируют деятельность других желез внутренней секреции выделение ими гормонов. Регуляция в системе гипоталамус гипофиз осуществляется по принципу отрицательной обратной связи избыток гормонов в крови торможение их выработки: 1. Короткая петля регуляции: Рецепторы ГФ реагируют на концентрацию тропныхсобственных гормонов изменяют их выделение и опосредовано уровень гормонов периферических желез вн. Длинная...
30861. Передняя, задняя и промежуточная доли гипофиза 35.5 KB
  Передняя доля гипофиза Все гормоны передней доли являются веществами белковой природы пептиды белки гликопротеиды. Гормоны передней доли гипофиза: 1. Соматотропный гормон СТГ гормон роста соматотропин. Этот гормон белковой природы 191 аминокислота 1стимулирует синтез белка в органах и тканях 2способствует утилизации аминокислот 3увеличивает дифференцировку и созревание клеток.
30862. Щитовидная железа 32.5 KB
  Тиреокальцитонин гормон сберегающий кальций в организме снижает его уровень в крови способствует переходу кальция в костную ткань усиливает минирализацию костной ткани угнетает активность остеокластов ; активирует активность остеобластов угнетает процессы всасывания Са в кишечнике; угнетает процесс реабсорбции Са в почечных канальцах. Паратгормон повышает содержание кальция в крови: активирует функцию остеокластов разрушающих костную ткань активирует процессы всасывания Са в кишечнике; усиливает процесс реабсорбции Са в...
30863. Физиология надпочечников 43.5 KB
  Они представляют собой разные по структуре и функциям образования выделяющие отличающиеся по своему действию гормоны. Гормоны коры надпочечников делятся на три группы: 1 минералокортикоиды 2 глюкокортикоиды 3 половые гормоны Минералокортикоиды. Эти гормоны участвуют в регуляции минерального обмена: и в первую очередь уровня натрия и калия в плазме крови. Альдостерон как и другие стероидные гормоны вызывает индукцию синтеза специфических белков.
30864. Эндокринная функция поджелудочной железы 33.5 KB
  Эффекты инсулина Инсулин оказывает влияние на все виды обмена веществ он способствует анаболическим синтез процессам усиливает синтез гликогена жиров белков тормозит эффекты гормонов обладающих катоболическим действием катехоламины глюкокортикоиды глюкогон и др Эффекты инсулина по скорости реализации делят на четыре группы 1 очень быстрые через несколько секунд 1.очень медленные эффекты от часов до суток активация митогенеза и размножения клеток Действие...
30865. Женские половые железы 27 KB
  Стероидные гормоны: а Андрогены тестостерон андростерон б Эстрогены эстрон эстриол эстрадиол в Прогестерон 2. Эстрогены в женском организме в значительных количествах вырабатываютя клетками гранулеза фоликулов у мужчин в незначительном количествеклетками Сертоли представлены в основном эстрадиолом в меньшем количестве синтезируется эстрон. Эстрогены участвуют 1 в формировании полового поведения 2 в овогенезе3 в процессе оплодотворения и имплантации оплодотворенной яйцеклетки в слизистую матки 4 в развитии и...