97743

Э. Фромм «Иметь или быть»

Реферат

Логика и философия

Фромм особо уделяет внимание тому что невозможно создать здоровое общество без создания гармоничного здорового человека и выдвигает конкретный проект создания. Проект построения здорового общества это- переориентация переосмысление характера человека ценностная установка на бытие которая определит соответствующий тип человеческого существования - бытие.

Русский

2015-10-24

95 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 8

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра философии



Э. Фромм «Иметь или быть»

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                                       Разработал
профессор, доктор                                                               студент гр.МПМ-111

философских наук

_____________ Быстрова А.Н.                                __________ Волчкова К.А.

_____________________                                                 _____________________
    (дата проверки)                                                           (дата сдачи на проверку)


Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3 - 4

ЧАСТЬ 1. Понимание различия между обладанием и бытием                 5 - 9

  1.   Первый взгляд                                                                         5
    1.   Обладание и бытие в повседневной жизни                             6 - 7
      1.  Учеба                                                                           6
      2.  Память                                                                         6
      3.  Беседа                                                                          6
      4.  Чтение                                                                          6
      5.  Власть                                                                          6 - 7

1.2.6 Обладание знанием и знание                                        7

1.2.7 Вера                                                                               7

1.2.8. Любовь                                                                         7

1.3. Обладание и бытие в ветхом и новом завете                         8 - 9

  1.  Ветхий завет                                                                8
    1.  Новый завет                                                                 8
      1.  Майстер Экхарт                                                          8 - 9

ЧАСТЬ 2. ЧТО ТАКОЕ МОДУС ОБЛАДАНИЯ?                                      10 - 13

2.1. Что такое модус бытия?                                                      10 -12

2.2. Другие аспекты обладания и бытия                                      12 - 13

ЧАСТЬ 3. РЕЛИГИЯ, ХАРАКТЕР И ОБЩЕСТВО                                     14 -16

3.1. Условия изменения человека и черты нового человека     15

3.2. Черты нового общества                                                       15 -16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        17

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                    18

Введение

В данной работе я собираюсь рассмотреть концепцию бытия и обладания предложенную Э.Фроммом. Замечательный психолог и социолог, Фромм анализирует формы социального характера в современном обществе и резко критикует его в своей «теории исторического развития», которая также имеет название «теория нормативного гуманизма». В отличие от других философов, Фромм указывает путь к построению здорового общества.

Этот путь представляет собой - гумманизацию общества методами социальной терапии.

Фромм особо уделяет внимание тому, что невозможно создать здоровое общество без создания гармоничного здорового человека и выдвигает конкретный проект создания. Проект построения здорового общества это- переориентация, переосмысление характера человека, ценностная установка на бытие, которая определит соответствующий тип человеческого существования - бытие. В качестве предпосылок Фромм указывает наличие у человека независимости и мышления, которое приводит в конечном итоге к нужной ориентации характера. Автор убедительно доказывает, что продуктивную ориентацию характера способны иметь все человеческие существа, так как потребность в ней изначально заложена в самой человеческой природе. Но, к сожалению, в современном мире она подавляется установкой на обладание, рыночной ориентацией характера, которая в современном обществе является универсальной. В силу того, что люди перестали замечать духовное, заменив на материальное, они потеряли «человечность».

Все же мы видим что радикальный гедонизм (а это учение по которому удовольствие - цель жизни) не может привести к счастью. Наблюдаемые факты со всей безошибочностью свидетельствуют о том, что наш способ «поисков счастья» не приводит к благоденствию. Мы к сожалению представляем собой общество несчастных людей: одиноких, постоянно чем - то встревоженных, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость от кого то, то есть людей, которые улыбаются, если им удалось как - то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить. «Наше время - время величайшего социального эксперимента, который когда - либо был осуществлен, чтобы решить вопрос, может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на проблему человеческого существования. «На мой взгляд пока проблемы социальной реконструкции не займут в наших умах такого значимого места, какое сейчас занимают наука и техника, то есть пока наука о человеке не станет столь же важной, как естественные и технические науки, не представится возможность увидеть реальные альтернативы существующим общественным системам.

Часть первая. Понимание различия между обладанием и бытием

  1.  Первый взгляд

Оценивая пороки сегодняшнего общества, противопоставляя ему все

великие учения - Христианство, Буддизм, Марксизм и др., Фромм делает вывод, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных способностях людей и типах социального характера.

Интересно, что все чаще люди заменяют глаголы существительными. Например выражение «У меня огромная любовь к вам» бессмысленно. Любовь - это не вещь, а процесс, субъектом которого является сам человек. Чем меньше человек имеет, тем больше он способен любить. Этот пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности.

Когда человек существует по принципу обладания, он хочет сделать весь мир объектом своего владения.

Когда же человек существует по принципу бытия (можно разделить на 2 формы):

1 - жизнелюбие и причастность к миру;

2 - противоположность видимости - она относится к истинной природе, истинной реальности личности, он ориентирован на людей, в целом нет никаких материальных потребностей.

Потребление – одна из форм обладания в индустриальных странах, у людей возникают противоречивые свойства с одной стороны они удовлетворены тем что имеют (это их собственность и она не может быть отобрана), с другой стороны им нужно потреблять каждый раз все больше и больше, так как они не получают уже такого удовольствия как изначально.

  1.  Обладание и бытие в повседневной жизни
    1.  Учеба

Студенты, ориентированные на обладание, слушают лекции, записывают их, и впоследствии зазубривают. При этом на самом деле они не понимают что учат. Студенты же ориентированные на бытие перед занятием предварительно изучают материал, тем самым они участвуют в процессе лекции и проявляют интерес к изучению.

  1.  Память

Память фиксирует чисто механические связи: либо по принципу частотности употребления слов, либо по принципу чисто логических ассоциаций. Воспоминания по принципу бытия - конкретный факт который мы вспоминаем связывая его с другими .(головная боль ассоциируется со словом аспирин) так же человек может помнить то, что слышал когда то ранее или видел на фотографии.

  1.  Беседа

Человек заранее продумывает как себя можно и нужно вести с собеседником. Он представляет как все будет проходить, что будет говорить. Хороший результат зависит от степени артистизма и свойств характера. Но неумелый исполнитель может слыть скучным и скованным. В беседе всегда найдется победитель и побежденный.

  1.  Чтение

Зачастую люди читают «поверхностные» книги, то есть, читая которые не нужно размышлять и задумываться. Но и в такие книги не вчитываются полностью стоит лишь узнать конец книги, (обладать всей историей) как они тут же бросают чтение. Люди, читающие по принципу бытия, глубже самого автора понимают содержание книги.

  1.  Власть

«обладать властью» или «быть властью».

Власть по принципу бытия основывается на сущности личности - компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствие этого авторитет. Для доказательства необходимости именно такой власти Фромм приводит и пример общества: главным источником существования являются охота и собирательство, власть осуществляет лицо, выбранное всеобщим голосованием, и большинство считают его компетентным. Также Фромм показывает, что в большинстве иерархически сложных обществ власть, основанная на компетентности проигрывает власти, основанной на общественном статусе. В современном демократическом обществе власть людей, избранных благодаря сумме денег, вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной компетентности этих лиц.

1.2.6. Обладание знанием и знание

Знание по принципу бытия - это знать глубже, а по принципу обладания - иметь больше знаний.

Современная система образования нацелена на получение минимума, который позволяет выполнять людям служебные обязанности.

1.2.7. Вера

Человек, превращая Бога в идола, творит из него некую вещь.

Вера – это спасение для тех, кто хочет обрести уверенность в себе и понять смысл жизни, но не имеет мужества искать его самостоятельно. Идея обладания верой придает человеку уверенности. Но можем ли мы жить без веры? – Нет, потому что нами овладеют бессилие и страх. Идея бытия - это внутренняя установка ориентация веры.

1.2.8. Любовь

Может ли человек иметь любовь?Если бы это было возможно любовь была бы какой то вещью Но любовь предполагает некую заботу, наслаждение, проявление чувств.В современном мире увеличиваются браки “по расчету”.Все потому, что слово «любовь»употребляют слишком часто даже там где ее нет.И все дело в том, что современное общество слишком эгоистично и алчно.У неопытных людей часто создается  ложное убеждение, что периодические радостные и яркие встречи с человеком возбуждают в них любовь.

  1.  Обладание и бытие в ветхом и новом завете
    1.  Ветхий завет

Одна из основных тем Ветхого Завета звучит так: оставь то, что ты имеешь, освободись от всех уз: будь! Иудейский герой Авраам должен покинуть то, что имеет и отправиться в неизвестность по указанию Божьему. Однако потомки его, оставшиеся в Египте, остались под бременем богатства, и попали в рабство. Моисей, которому Бог поручил вывести иудеев из той страны, которая стала их домом, и уйти в пустыню. Странствия являются неким символом свободы. Пищу собирали, как им наказал Бог: столько, сколько необходимо и не более того.

Этот принцип сформулировал К.Маркс: каждому по его потребностям. Также, Фромм говорит о соблюдение субботы – день освобождения людей от бремени работы. Суббота способствует восстановлению полной гармонии людей друг с другом и с природой.

  1.  Новый завет

В Новом завете  центральным постулатом является то, что люди должны избавиться от всяческой алчности, жадности, да и вообще, освободиться от структуры обладания. Сатана - олицетворяет все материально. Иисус - начало бытия. Когда Сатана искушает Иисуса, последний произносит следующие слова: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих».

  1.  Майстер Экхарт

Экхарт описал различие между двумя способами существования - обладанием и бытием. Человек, который ничего не желает, - это человек, который ни к чему не стремится: в этом суть концепции отсутствия привязанности к чему - либо у Экхарта. Концепция незнания различается обладанием знания и актом познания (проникновение в суть и познание причин). Все это принадлежит модусу обладания. Экхарт утверждает, что мы не должны быть привязаны к тому, что имеем, так как это мешает самовыражению. Свобода всегда ограничена в той степени, в которой он привязан к собственности и к своему «я». Цель человека – избавление от такого способа существования, когда главным является обладание. Бытие Экхарт употребляет в двух смыслах:

  1.  бытие – подлинные мотивы, побуждающие человека к действию. Это совокупность поступков и идей, которые мотивируют наше поведение;
  2.  бытие – жизнь, активность, выражение чувств, умение радоваться жизни. Причем стоит обратить внимание на то, что Экхарт употребляет слово «активный» не в значении быть чем то занятым, он говорит о том, что нужно выйти за пределы своего «я».

Активный, жизнерадостный человек похож на сосуд, который увеличивается по мере того, как он наполняется, но никогда не бывает полон.

Часть вторая. Что такое модус обладания?

Приобретать и владеть - главные права индивида в индустриальном обществе. Фромм выделяет 3 столпа :частную собственность, прибыль и власть. Все - таки обладание живыми существами (патриархальное общество, где мужчина «владеет» своими детьми) является высшим наслаждением. Раньше человек, совершая покупку долго и бережно хранил ее, сейчас же акцент перенесен на сам процесс покупки (приобретения). Ярким примером может служить покупка автомобиля. Столь частая смена автомобиля по мнению Фромма приводит к выводу, что машина - символ статуса владельца (автомобиль более новой марки делает статус владельца выше). Современные люди любят потреблять и покупать, но совсем не дорожат тем, что приобретают. Удивительно, но отсутствие привязанностей у людей с рыночным характером делает их безразличными и к вещам. И, пожалуй, единственное, что имеет для них какое-нибудь значение, - это престиж или комфорт, которые дают эти вещи, а не сами вещи как таковые.

Важным фактором является язык, так как с помощью него мы формулируем понятия, с помощью которых представляем мир.

Фрейд считал, что все дети в своем развитии проходят анально - эротический этап. При  котором жизненная энергия человека направлена на то, чтобы прежде всего иметь беречь и копить деньги и вещи, а также чувства и эмоции, другими словами, - это характер скупца. Для Фрейда личность, ориентированная исключительно на обладание и владение, - это больная личность; и общество, в котором большинство его членов обладают анальным характером, является больным обществом.

В сферах экономики и политики важно то, чтобы были искоренены роскошь, и нищета, равенство означает, что разница доходов не будет превышать такого уровня, который обусловливает различный образ жизни для разных социальных групп.

2.1. Что такое модус бытия?

Основная характерная черта модуса бытия- это активность не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих человеческих потенций. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту и всем тем дарованиям, которыми наделен человек. Это значит достигать чего то нового, узнавать, расти, любить, избавиться от своего «я», испытывать глубокий интерес, быть целеустремленным, отдавать. Слова, по мнению Фромма - «это сосуды, наполненные переполняющими их переживаниями». Они не могут быть переживанием, но могут указывать на него. В структуре обладания правят мертвые слова, в структуре бытия - живой опыт и живое мышление. Только когда мы откажемся от себялюбия и эгоизма, освободимся от суеты и богатства, мы сможем, Быть. Здесь Фромм приводит пример того, что люди используют костыли (их собственность), не подозревая, что могут ходить самостоятельно.

Слова «активный» и «пассивный» сейчас понимаются совершенно по другому.

Активность - относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением. В современном употреблении слова нет разницы между активностью и занятостью. Однако, между ними фундаментальное различие.

И «активность», и «пассивность» могут иметь два совершенно различных значения. Отчужденная активность в смысле простой занятости фактически является «пассивностью" в смысле продуктивности, тогда как пассивность, понимаемая как незанятость, вполне может быть и неотчужденной активностью.

Так, по мнению Фромма Спиноза – философ 17в - в «Этике» утверждает, что чем больше мы приближаемся к человеческой природе, тем полнее ощущение свободы и блага. Желания можно разделить на активные и пассивные. Первые коренятся в условиях нашего существования (по мере того насколько мы свободны); вторые же вызывают внутренние или внешние искаженные условия (зависят от внешней среды). Для Спинозы психическое здоровье человека (или психическое заболевание) зависит от его образа жизни. Известен такой факт: подростки и дети ленивы в стремлении познать материал, потому что его преподносят в скучной и сухой форме, как только тоже самое излагают в более интересной и понятной форме, мы наблюдаем высокую активность и стремление к изучению.

«Истинная любовь развивает способность любить и отдавать себя другим. Тот, кто любит по - настоящему какого - то одного человека, любит весь мир» - говорил Фромм, касаясь темы любви. Многие люди живут под масками: доброта - как возможность эксплуатировать людей, любовь к родине - лишь преследование своих эгоистических целей.

Мое поведение может только частично отражать мое бытие Бессознательное, в основе своей снабжает членов общества всякого рода вымыслами, превращая таким образом истину во что - то мнимое. Доказательства этого утверждения найти нетрудно. Оно и во многих снах, где мы обнаруживаем глубокую проницательность, в отношениях с другими людьми мы видим: что этот человек опасен, этому мы можем доверять и т. д.

Фромм также подчеркивает стремление делиться с другими и жертвовать собой - характерная черта существования по принципу бытие - реальная картина жизни, а не иллюзорная.

2.2. Другие аспекты обладания и бытия

Мы боимся сделать шаг в новое, а тех кто не боиться мы привыкли называть героями. Люди полностью зависят от того, что они имеют и самый главный страх - потерять свое имущество, ведь по сути это все что у них есть. Такие люди являются опустошенными - свидетельство неправильного образа жизни. Те кто предпочитает быть, а не иметь не испытывает тревоги ведь он сам - это то, что я есть, а не то что я имею. Фромм приводит пример с музыкой: покупка записи музыкальной пластинки представляет акт владения этим музыкальным произведением и лишь немногие способны получать истинное наслаждение от музыки. Так же, можем упомянуть отношения между мужчиной и женщиной. Для тех кто привык иметь то, что им нравится непременно желает сексуально обладать объектом. Для тех же, кто ориентирован на бытие общение с другим человеком является само по себе уже наслаждением. Радость - это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой (стать как можно более свободными и активными). Удовольствие - некоторое желание не требующее усилий (выигрыш в лотерее). Уже в самом начале зарождения мира Адам и Ева ослушались Бога, тем самым совершили грех. При авторитарной структуре избавиться от греха можно с помощью раскаяния – наказания - нового подчинения. При ориентации на бытие грех - отчужденность и избавление от него способствует раскрепощение разума и проявление любви. Понятие прошлого настоящего и будущего вошли в нашу жизнь в связи с нашим физическим существованием и ограниченной продолжительностью нашей жизни.

Часть третья. Религия, характер и общество

Основа этих рассуждений кроется во взаимозависимости между структурой характера среднего индивида и структурой общества, где и существует этот индивид. Революционеры считали что необходимо изменить экономическую и политическую структуру, а сознание людей уже в следствие этого изменится само. А ведь новая элита, обладающая прежним социальным характером, будет возвращать старые порядки. Противоположную позицию занимают те, кто считает, что первоначально нужно изменить природу человека (ценности ориентиры характер). Изменения человека ограничивались его частной сферой. Всякая религия мотивирует поведение - это система верований, которая определяет социальный характер человека. В отличии от животных люди, утратив способность действовать под влиянием инстинктов, но обладая разумом, нуждались в объекте поклонения. Социоэкономическая структура, религия и структура характера неразделимы друг от друга. В Европе несмотря на христианизацию высшие ценности - быть сильнее других, покорять и эксплуатировать. Вспомним Олимпийские игры, которые якобы прославляют победителя (лучшего среди всех) сколько рекламы бисснеса и «грязи» стоит за имитацией тех соревнований, что проводились в Древней Греции. Э.Фромм говорит о существовании двух принципов: патриархальный и матриархальный. Материнский принцип - это бузусловная любовь матери к своим детям, это милосердие и сострадание. Эту любовь нельзя заслужить или потерять. Отцовская же любовь зависит от достижений ребенка, от его поведения и от того, насколько он похож на отца. Такую любовь можно потерять, но и вновь заслужить. Самое большое желание человека - чтобы эти принципы дополняли друг друга. Далее автор рассматривает явление под названием «рыночный характер», при котором человек позицианирует себя как товар .Человека не волнует, ни его жизнь, ни его счастье, а только насколько он годится для продажи. Цель этого - сохранить спрос на себя постоянно быть в движении. Люди с таким характером не умеют любить, они не испытывают никакой привязанности ни к себе ни к другим. Современные люди в большинстве своем любят покупать и потреблять, но не дорожат тем, что приобретают. Это безразличие к вещам объясняется тем, что люди опираются лишь на эмоциональную сторону. Их очень легко обмануть и они не могут отличить фальшивого человека от настоящего. Фромм знакомится с работой Майкла Маккоби, который проанализировал структуру характера руководителей, из нее следует, что большинству не интересна работа, она является лишь средством обеспечения экономического положения. Учение Маркса, в котором главный вопрос состоял в том, чтобы иметь или быть, не нашел своего существования в связи с тем, что философ родился на 100 лет раньше, чем следовало бы. Если бы Маркс высказался сегодня, он бы нашел отклик и смог задеть умы современных людей.

3.1. Условия изменения человека и черты нового человека

Характер человека может измениться только, когда он сам осознает, что нужно меняться, понимает причины и представляет путь спасения. В сущности, фрейдовская теория лечения больных заключается в том, что люди осознавали что страдают, но не понимали от чего. Зная причины, пациенты могут сами сделать следующий шаг - излечение. Функция нового общества - возникновение человека, который будет обладать характером по принципу бытия.

3.2. Черты нового общества

Если естественные науки уступят свое положение новой науке об обществе, то мы сохраним шанс выжить. Но и тут все зависит от будущих умов человечества, от того сможем ли мы господствовать над техникой. Нужно начать с переориентации производства на «здоровое потребление». Но государство не может принудительно диктовать, что полезно, а что нет. Чтобы создать общество основанное на принципе бытия, все люди должны участвовать в экономической и политической деятельности общества. Фромм говорит о необходимости создания «Нижней палаты», которая бы оказывала влияние на законодательную власть.

Далее он упоминает методы промывания мозгов. Они заставляют нас покупать вещи, которые нам не нужны и более того, используют гипнотическое влияние на людей. Также выдвигается идея о том, чтобы предоставить людям, не зависимо работают они или нет, пищу и кров. У общества есть шанс спастись подобно тому, что если у больного жизнь идет на часы грамотный врач сделает все возможное чтобы спасти его.

Заключение

Итак, мы рассмотрели разницу двух методов существования. Под бытием мы понимаем способ существования человека, противопоставляя ему обладание (как небытие) и определяет существование по принципу бытия как труд, творческая активность, отказ от отчужденного существования.

Отличительной особенностью концепции Фромма является то, что он в своих рассуждениях опирается на данные современной науки, в частности психологии, и предлагает путь к переустройству общества. Автор говорит о создании нового общества, но нужно начать с самого человека. Общество, где нет лжи, жадности, эгоизма, а есть люди способные любить, радоваться. Этот путь - человеческий разум, который необходимо пробудить в каждом человеке: «Нельзя создать подводную лодку, только читая Жюля Верна; невозможно создать и гумманистическое общество, лишь читая книги пророка». Э.Фромм утверждал:

- высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

-  разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека;

- каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее.

Библиография

Э. Фромм, «Иметь или быть», М.: «Прогресс» 1986


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46656. Договор международного факторинга 24.74 KB
  Договор международного факторинга это специфический по своему характеру вид факторинга. Преимущества субъектов международного факторинга Поставщик отгрузивший продукцию получает оплату за товар не дожидаясь оплаты покупателем что увеличивает объемы продаж и конкурентоспособность. Содержание договора международного факторинга ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА Согласно ст.
46657. Международный кодекс рекламной практики 24.91 KB
  Реклама должна расцениваться прежде всего с точки зрения ее воздействия на покупателя причем следует обращать внимание каким видом СМИ она будет распространяться. Определения Для целей настоящего Кодекса: термин реклама должен употребляться в самом широком смысле включающем любую форму рекламы относительно изделий услуг и благ независимо от вида СМИ которое используется в том числе рекламные надписи и изображения на упаковках этикетках. А также любые надписи и изображения на самом товаре; термин товар включает изделия...
46658. Макроэкономическая нестабильность: инфляция 28.87 KB
  Главным показателем инфляции явлся темп инфляции – процентное отношение разницы уровня цен текущего и базисного периода. П – темп инфляции П = Р1Р0 Р0 100 По уровню темпа инфляции выделяют виды инфляции: Умеренная ползучая – темп инфляции составляет до 10 в год; галопирующая – выражается 2ух значными числами и считается серьезной экон проблемой; гиперинфляция – измеряется в месяц и может составлять более 100 в год....
46663. Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся 25 KB
  Режим работы во время занятий должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха зависит от возраста учащихся темы. Эргономические факторы при организации работы в мастерских эргономика наука изучающая возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда которые делают труд высокопроизводительным и в тоже время обеспечивают работающему необходимые удобства сохраняя его силы здоровье и работоспособность. Рассказывать технику безопасности...