97748

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Реферат

Логика и философия

Марксистская философия обосновала его путем разработки материального понимания общества и объяснения роли практики в этом процессе. Связь человека с внешним миром (в том числе с природой) носит практический характер, то есть человек познает мир не как пассивный созерцатель, а как активный деятель.

Русский

2015-10-24

114 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                                       Разработал

Профессор, д. филос. наук                                                       студент гр. У-212

________ Быстрова А.Н.                                                  ________ Вегель А.А.

(подпись)                                                                                             (подпись)

______________                                                                                  ______________________

(дата проверки)                                                                                 (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. НАУКА И ПОЗНАНИЕ……………………………………………....4

1.1.Наука как социальное явление………………………….……………………4

1.2. Чувства и разум………………………………………………………………5

1.3. Органы чувств открывают нам мир………………………………………...6

1.4. Наука и чувственное отражение мира……….……………………………...6

1.5. От чувств к разуму……………………...…….….………………………......7

1.6. Абстракции и наглядное мышление………………………………………...8

1.7. Понятия и способы мысленного обобщения…………………………...…..9

1.8. Индукция и дедукция………………..………………………………..…....10

1.9. Роль знаков в науке…………………………….……………………...……11

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО И ПОЗНАНИЕ……………………………………..11

2.1. Познание как творческий процесс…………...………………………....….11

2.2. Гипотеза и научная теория………………..………………………...……...14

2.3. Предвидение – функция научного познания……………………..………15

2.4. Ценность и оценка…………………..……………………………...…...…..16

ГЛАВА 3. ПОЗНАНИЕ, ИСТИНА И НАУЧНЫЙ ПОДХОД………………...16

3.1. Что такое истина?………………..…………………………………..….......16

3.2. Диалектика объективного и субъективного в истине…………………….18

3.3. Метод – душа науки……………………………………………………..….18

3.4. Философия как метод научного познания……………………………...…19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных вопросов философии является вопрос о том, можем ли мы познать мир, можем ли верно отразить окружающую нас действительность. Познание развилось в результате потребностей человека освоить мир, раскрыть его тайны и законы, прежде всего для преобразования природы. И цель познания – это результат многовекового практического освоения человеком мира и общественного развития. [2. c 55-56]

Материалисты рассматривают сознание человека, как отражение внешнего мира и поэтому признают его познаваемость, но нужно аргументировать этот принцип.

Марксистская философия обосновала его путем разработки материального понимания общества и объяснения роли практики в этом процессе. Связь человека с внешним миром (в том числе с природой) носит практический характер, то есть человек познает мир не как пассивный созерцатель, а как активный деятель. Основой развития общества, согласно марксистской философии, является материальное производство. Оно включает в себя не только труд и производство, но и любую материальную деятельность, направленную на преобразование природы и общества. Результаты познавательной деятельности служат людям в их производственной деятельности, а для этого нужно, чтобы знание объективно отражало действительность. [2. c 56-57]

Таким образом, можно сказать, что мир познаваем человеком благодаря его активной практической деятельности.

1. НАУКА И ПОЗНАНИЕ

1.1.Наука как социальное явление

Одним из видов познания является наука. Наука представляет собой сложное социальное явление, которое включает в себя не только систему знаний, но и всю деятельность по их получению. Нужно отметить, что основой развития научной деятельности является познание. Наука, согласно Коршунову, это форма общественного сознания,  главной функцией которой является выработка и формирование нового знания, которое может отразить закономерности окружающего мира. [2. c 57-58].

Результат развития науки, согласно Илиади, – это освоение и преобразование мира, включая организм человека и его общество в целом. [1. c112-119] Особенностью науки, является стремление уйти от индивидуальности высказывания к его общности. Становится ясно, что научное познание направлено не только на отражение реальности, но и на изучение духовной стороны общества. Несомненно, особенность каждой науки определяется спецификой объекта, который она изучает, но все науки взаимосвязаны. Это выражается в использовании одними науками методов и  достижений других наук. Также все более тесной становится связь естественных и технических наук, например, в необходимости разрешений глобальных экологических проблем.

1.2. Чувства и разум

Наука является сложной системой знаний, которая включает в себя различные формы отражения мира. Исходя из книги Коршунова, эмпирическое и теоретическое познание являются основными ее составляющими. Эмпирическое познание строится на основе наблюдений и описаний. На этом уровне объект подвергается первичному осмыслению, в ходе которого выясняются его внешние особенности и некоторые закономерности (эмпирические законы) А на теоретическом уровне раскрываются его внутренние связи (теоретические законы). Эти уровни связаны между собой, так как эмпирическое познание является основой для формирования научных законов, а теоретическое познание позволяет объяснить его. Но в этих уровнях можно выделить и общее - формы, в которых они осуществляются, - чувственные образы (ощущения, представления) и рациональное мышление (понятия, суждения). Многие философы считали ощущения и восприятия исходным и основным звеном для любого познания. Они не отрицали роли разума и мышления, но недооценивали ее. Такое направление в философии называется эмпиризм. Характерным примером эмпиризма может послужить позиция английского философа-материалиста Джона Локка, который считал, что при рождении душа человека представляет собой чистую доску, то есть не содержит никаких идей, а заполняется ими на протяжении жизни, по мере воздействия внешних предметов на органы чувств. Сначала на основе ощущений создаются простые идеи, а сложные формируются разумом, но как комбинация чувственных данных, то есть не содержат, по существу, ничего нового.

Противоположность эмпирикам – рационалисты, которые считают, что решающая роль в познание принадлежит разуму, а чувственное знание является недостоверным, так как оно субъективно. Древнегреческий философ Зенон приводил пример: если бросить на землю одно зерно, то мы не услышим звука его падения, а если бросить мешок зерна, раздастся шум. То есть слух в этих случаях дает нам разную информацию. А разум утверждает, что либо и одно зерно производит шум,  либо и мешок не производит его. Этим он обосновал, что в своих суждениях мы должны основываться на разум, а не на чувства.

Возникает вопрос: кто же на самом деле прав? Каждое из направлений содержит в себе лишь часть истины, и только их объединение дает полную и правильную картину исходного звена любого познания.[2. c 60-63]

1.3. Органы чувств открывают мир

Ощущения и восприятия – это чувственные впечатления, которые возникают у субъекта при взаимодействии с внешними предметами. Ощущения отражают отдельные свойства объектов (синее, мягкое), а восприятие – предмет в целом. Но человек может  воспроизводить чувственные впечатления и по памяти (например, зрительно можно представить мост через реку Обь). Такие образы называются представлениями. Представление, согласно Коршунову, – это чувственный образ предмета, с которым субъект в данный момент не взаимодействует. Имея полученные от действительности впечатления, человек может на их базе создавать новые чувственные образы, то есть у него появляется способность воображения.

Говоря об ощущениях и восприятиях, не стоит забывать об их связи с мышлением. Чувственные образы человека имеют осмысленный характер. Например, наблюдая звездное небо, мы видим светлые точки и их перемещения по небосводу. Для того чтобы получить необходимые знания, нужно знать, что это звезды и планеты. Таким образом, чувства предоставляют материал для мышления, а разум руководит чувствами.[2. c 63-68]

1.4. Наука и чувственное отражение мира

В наши дни нередко встречаются попытки некоторых ученых принизить роль чувственности. Они объясняют это тем,  что не все научные понятия можно свести к данным органов чувств. Например, понятия «озеро», «машина» можно сопоставить с конкретными озерами и машинами, а вот математическим абстракциям, таким как, например мнимое число в природе нельзя найти непосредственный прообраз. Это говорит о сложности познания и об относительной самостоятельности мышления. Но нельзя отрицать то, что  вместе с распространением теоретических методов, в научном исследовании возрастает роль наблюдения и эксперимента.

Наблюдение является целенаправленным видом восприятия. Восприятие становится наблюдением, когда четко поставлена и практическая и познавательная задача. Также существует научный эксперимент, который в отличие от наблюдения означает воздействие на объект, изолированный от внешних воздействий. Из этого можно сделать вывод, что без чувственного в познание наука не будет существовать, а вот его связь с мышлением дает науке необходимый материал для развития.[2. c 77-82]

1.5. От чувств к разуму

Хотя восприятие предметов и явлений играет важную роль в познание мира, познание не сводится только к чувственному отражению. Оно означает еще и выделение некоторых общих признаков в предметах. Обобщение на уровне чувственного позволяет классифицировать предметы только по какому-либо внешнему признаку, предоставляемому органами чувств (например, по цвету). Если же объединять предметы на основе практического опыта, получится более сложный характер обобщения (например, топор, полено, пила – для  пилки и колки дров). Подобные характеристики, осуществляемые на основе чувственного опыта, не могут служить развитию деятельности.

Однако выше сказанное не говорит о том, что рационалисты были правы, когда утверждали преимущество разума над чувствами. Чувства дают исходную информацию, а уже сложная преобразующая деятельность осуществляется при помощи познания внутренних явлений. Все это реализуется в ходе мышления.[2. c 82-83]

1.6. Абстракции и наглядное мышление

Чувственное восприятие может отражать только данный предмет, а не предмет вообще (например, стол, за которым я сижу, а не все столы). Представления также воспроизводят чувственно-наглядные признаки, хотя и не связаны с прямым воздействием предметов на органы чувств. Но не все, что присуще предметам можно увидеть, осязать, обонять. Опираясь на практику, человек в мышлении при помощи слов отвлекается от чувственно-наглядных признаков и строит абстракции. Таким образом, согласно Коршунову, мышление – это познание мира в логических абстракциях.

В процессе выяснения сущности абстракций возникает вопрос: похожи ли процесс абстрагирования и процесс стирания рисунка, когда одна за другой исчезают все детали? Если бы абстрагирование было бы подобно стиранию рисунка, то, в конце концов, от наших чувственных образов не осталось бы и следа. Но мысленное абстрагирование это процесс, состоящий в выделении из несущественного главного. Абстракция является продолжением чувственного на уровне мышления. Важную роль в этом процессе играет язык. В нем мысль материализуется.

Формирование абстрактных научных понятий происходит с помощью операций анализа и синтеза. Анализ представляет собой мысленное разложение предмета на составные части, синтез, наоборот, «собирание» частей предмета в целое, мысленно восстанавливая его целостность. Анализ и синтез формируются на основе практической деятельности,  практика определяет направление их деятельности. Например, нам поставили задачу изучения процессов живого тела. Организм состоит из органов, органы в свою очередь из клеток, клетки из атомов. Для выполнения поставленной задачи нам не нужно разлагать организм на атомы, иначе мы не добьемся поставленной цели, достаточно разложения на уровне органов. Таким образом, задачи познания заставляют выделить нужный уровень исследования.

Сейчас в науке используются различные виды абстракций. Одна из них - абстракция отождествления, которая представляет собой выделение некоторых общих признаков и отношений, присущих разным предметам (например, хвойные растения). Еще одна – изолирующая абстракция, состоящая в отвлечении некоторых свойств, принадлежащим предметам (например, электропроводность).

Также ученые используют абстракции, полученные путем идеализации. Такие идеальные предметы формируются посредством мысленных изменений условий, в которых находится предмет. Так были созданы такие идеальные модели, как абсолютно черное тело, идея вечного двигателя и многие другие.

Итак, видно, что люди при столкновении с ограниченностью чувственного  отражения, переходят к более высокому уровню отражения мира в абстракциях.

Но переход познания к абстракции не означает, что теперь мышление движется только на уровне чистых мыслей, лишенных чувственности. При произнесении какого-либо слова у человека возникают не только абстрактные мысли, но и наглядный образ (например «лошадь» - «всадник», «сбруя», «ипподром»). Возникает вопрос: случайно ли это? На самом деле, это явление закономерно: как бы мышление не отходило от чувственных образов, оно неразрывно с ними связано, так как происходит из чувственности.  Таким образом, абстракции и наглядные образы взаимосвязаны. Значение наглядных образов велико в таких науках как математика и теоретическая физика. [2. c 83-92]

1.7. Понятия и способы мысленного обобщения

Самой простой ячейкой мышления можно считать понятие. Понятием называется мысль, которая отражает в обобщенной форме не только предметы и явления, но и связи между ними. Понятия образуются путем обобщения (выделение общих существенных признаков) и абстрагирования (отвлечение признаков в предмете). В научном познании абстрактные понятия позволяют классифицировать предметы по группам, сравнивать и различать их. Например, в понятии «техника» содержится нечто общее, которое присутствует и в первых радиоприемниках и в современных айфонах. Используя это понятие, можно установить, что техника – это материально выраженная совокупность средств человеческой деятельности, которые созданы для осуществления процессов производства и обслуживания потребностей общества.

Но существует и другой способ обобщения, позволяющий образовывать конкретные понятия (абстракции особого вида). В таком способе обобщение происходит не только путем выделения общего, но и сохранения каких-либо конкретных признаков. В этом случае в понятии «техника» не только выделено общее, присущее всем видам техники, но и специфическое, присущее радио, телефонам и т.п.

В мышлении понятия не выступают отдельно, они определенным образом взаимосвязаны. Такой формой связи является суждение. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, содержащее в себе утверждение или отрицание. Можно привести примеры суждения: «медь - металл», «все металлы электропроводны», следовательно, можно сделать вывод, что медь – электропроводна. Этот пример показывает логику движения познания в суждениях. Начиная с частного положения, мысль переходит к более общему, а от него к формированию общего закона. Такое движение познания явлений характерно для любого познавательного процесса.[2. c 93-97]

1.8. Индукция и дедукция

В мышлении важным является вывод, или умозаключение. Умозаключение, согласно Коршунову, – это форма мышления, в которой с помощью уже имеющихся у людей знаний и опыта, строится новое знание. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Индукция – это переход от частных суждений к общим, дедукция – от общих к частным. Например, корова, овца и некоторые другие животные питаются травой, следовательно, животные, употребляющие в пищу траву – травоядные. Это индукция. Обратное движение мысли – животные питающиеся травой – травоядные, значит, овца травоядная составляет дедукцию.  В жизни выводы могут иметь более сложную форму, чем в приведенном примере.

Возникает вопрос: Как у человека возникла и сформировалась способность к умозаключениям? Возникали мнения, что способности к логическим заключениям у человека являются врожденными, но это неверно, так как логические операции вырабатывались на протяжении всей жизни в процессе практики.

Индукция и дедукция являются хорошими средствами построения научных теорий. С помощью индуктивных выводов в науке формируются некоторые общие теоретические положения. А дедуктивный способ познания проявляется в аксиоматическом методе. Этот метод заключается в том, что теория строится из некоторых начальных положений и понятий, получивших название аксиом. Исходя из аксиом, выводятся другие положения теории. Например, в математике аксиомы представлены в виде формул, значит, вывод в таком случае будет осуществляться в виде оперирования знаками искусственного языка при помощи правил.[2. c 97-102]

1.9. Роль знаков в науке.

Главной гносеологической функцией знаков является то, что они должны быть средством выражения знаний об изучаемых предметах. Это выразительная функция. Являясь средством выражения мыслей, знаки соотносятся с определенной реальностью, то есть они представляют в сознании человека вещи и их свойства.

Например, большое значение имеет использование знаков в математике для замены словесных формулировок. Преимущество их использования заключается не только в получении более кратких записей, но и избавляет от многозначности, которыми обладают слова. Таким образом, математика, используя экономную систему знаков, может сконцентрировать огромное количество утверждений в одной краткой формуле.

Основным преимуществом является то, что производя над знаками действия по определенным правилам, мы можем преобразовывать одни формулы в другие.[2. c 102-104]

2. ТВОРЧЕСТВО И ПОЗНАНИЕ

2.1. Познание как творческий процесс

Все выше сказанное, согласно Коршунову, позволяет понять познание как творческий процесс, хотя на протяжении долгого времени это было спорно. Познание является важной сферой творчества, но творчество не сводится к познанию. Как уже отмечалось, основа познания заключается в практической деятельности человека. Творчество же понимается как свободная, ничем не обусловленная деятельность. При таком подходе не считается, что творчество является отражением действительности.[1. c 104-106]

Но ранее одна из распространенный теорий гласила, что искусство не обладает самостоятельной ценностью, оно лишь сводится к простой иллюстрации формул и законов. В ходе чтения книги Илиади, можно понять, что все художественные произведения с этой позиции - это «картинки», перевариваемые человеческим умом. Но позднее был поставлен вопрос о природе художественного мышления. Перед художником, скульптором, поэтом находится нечто, что отображается в его сознании. Но чтобы нечто стало объектом познания, оно должно быть освоено и преобразовано самим человеком, а не взято созерцательно. Только такое освоенное и преобразованное может считаться объектом человеческого познания. Таким объектом для литературы и искусства является духовный облик человека, его внутренний мир и неповторимое отношение к реальности.

Безусловно, художественная деятельность – это творческое освоение и преобразование мира и именно поэтому творческое освоение мира и есть его художественное познание. Как всякое познание оно возникает у художников, скульпторов, поэтов в процессе творения, а не до него.

Искусство «воспитывает» людей, преобразует их внутренний мир и духовный облик. И поэтому духовный облик является специфическим предметом творчества как вида познания. Талант отображает объективную реальность, которая является содержанием искусства. А под формой стоит понимать ту реализацию содержания, которую художник изображает с помощью «инструментов».

Главным элементом содержания в искусстве, как и в науке, является язык художественных произведений. Но в зависимости от вида искусства таким «языком» выступают самые разнообразные «строительные материалы»: глина, краски, звук, металл. И важнейшей задачей художника является познание законов существования это материала и выявление его в произведении. Только представить, сколько требуется труда, чтобы вдохнуть жизнь в простой кусок металла, и, сделав из нее произведение искусства, передать всю гамму ощущений: радость и горечь, ум и иронию человека … Но ведь за этим результатом стоят годы непрерывного труда. Ведь металл, который входит не только в форму, но и в содержание предмета, должен быть познан человеком как часть природы и изучен именно как материал, ведь каждый материал, будь то бронза, дерево, мрамор или любой другой имеет свои свойства, дает определенные результаты обработки поверхности. И такое освоение материала, с которым работает художник, является делом всей его жизни. Если и есть такие виды искусства, как музыка, литература, живопись, в которых материал отступает на второй план, то в архитектуре и прикладном искусстве он играет важную роль.

В основном во всех видах творчества воспроизводится образ человека, однако в целом круг воспроизводимых явлений и предметов гораздо шире. Но если в целом возьмем предмет воспроизведения, то он представляет собой человека со всеми его внешними или внутренними чертами. И это отличает художественное познание от научного. Этот вывод вытекает из факта, что специфическим предметом освоения искусства является духовный облик человека. Вот, например, взять картину, в которой художник воспроизводит чемодан, цветы, завернутые в газету и фуражку. Но ведь не эти предметы интересуют и художника и зрителя. Они вовлекают в творческий процесс наше воображение, и в результате этого возникает образ человека, войны. Более того, мы дает возможность нашему воображению развиться и представить образы других людей, находящихся по близости, природа вокруг. Именно этот объем действительности, связанный с предметом воспроизведения будет еще одним важным компонентом содержания – предметом познания. Предмет познания, согласно теории, должен быть ясной и определенной картиной, но вдруг она теряется, ускользает от исследования. Для того чтобы понять  специфическую природу искусства как одного из двух видов познания, нужно уяснить, что художественное творчество, раскрывая индивидуальные отношения к предметам, способствуют нашему познанию предмета и его свойств, а шире – нашему освоению объективной реальности.[1. c 123-135]

Если в общем говорить о творческом познании человека, то следует отметить, что это сознательный процесс. Вообще процесс познания, как считает Коршунов, можно представить в виде сменяющих друг друга стадий. Самая первая стадия – выдвижение проблемы и формулирование вопроса. Проблемы возникают не просто так, они формируются в процессе деятельности людей, когда между объектом и субъектом возникают противоречия. Иногда вопрос возникает из-за умения найти необычное в чем-то обычном.

Следующая стадия – решение проблемы. Оно состоит в том, что используя имеющийся опыт и знания человек, старается установить причину существования явления, понять его закон.

В процессе познания и объяснения важным является наличие у субъекта знаний, без них он бы не смог приступить к процессу познания, но ограничиваться только лишь имеющимся запасом знаний не стоит, в исследуемом объекте человек выявляет новые закономерности, а для этого ему необходимы новые знания.[2. c 106-109]

2.2. Гипотеза и научная теория

Одним из главных средств формирования новых знаний в процессе творческого познания является гипотеза. Гипотеза, как считает Коршунов, – это лишь предположение о каких-либо свойствах и закономерностях окружающей действительности. Она представляет собой знания, истинность которых еще не доказана. Значение гипотезы состоит в том, что она является переходом от известного к неизвестному. Возникновение и развитие гипотезы включает в себя несколько этапов. Первый – ее выдвижение. Гипотезы могут формироваться индуктивным путем, на основе наблюдения, либо дедуктивным. Любая научная гипотеза должна объяснить определенные явления, в противном случае она заменится новой. И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет создано гипотезы, способной объяснить изучаемое явление. Важным условием гипотезы является ее проверяемость. отсюда следует второй этап в движении гипотезы – этап проверки. Различают три проверки: практическую, опытную и логическое доказательство. Практическая проверка заключается в том, что действуя на практике и получая определенные результаты, подтверждается либо опровергается истинность гипотезы. Логический же путь состоит в том, чтобы показать внутреннюю связь гипотетических высказываний с уже подтвержденными на практике научными положениями.

Процесс превращения гипотезы в теорию завершают ее доказательство и проверку. Теория – это знание, получившее логическое обоснование и практическое подтверждение. То есть знания, составляющие теорию, являются объективными. Важной особенностью теории является то, что она является развивающимся знанием. Теория, формирующаяся из научной проблемы, в своей структуре сама формирует проблемы, решения которых служит средством для ее дальнейшего развития и создания новых теорий.[2. c 109-115]

2.3. Предвидение – функция научного познания

Согласно Коршунову, наиболее ярким проявлением научного творчества в теории является представление. Это результат познания человеком объективных законов. Чем глубже познаны законы объективной действительности, тем более точным оказывается объяснение теорий и большими предсказательными функциями обладает научная теория. Предвидение тесно связано с гипотезой, так как  гипотеза является своеобразным предвидением событий, то есть чем больше событий гипотеза может представить, тем большей ценностью она обладает. В рамках теории предвидение как ее функция, не носит характер предположения, а является верным, хотя и может содержать долю вероятности. Процесс предвидения представляет собой сложную мыслительную деятельность субъекта. Существуют различные уровни предвидения. Наиболее элементарным является предвидения на основе обычной повторяемости событий. Хотя возможен и другой уровень – предвидение, основанное на умозаключения по аналогии, то есть  установление сходства между явлениями.

Осуществить предвидение можно не только путем логических умозаключений, но и с помощью воображения. Оно возникает и развивается в практической деятельности человека и играет значительную роль во всех сферах духовной деятельности, включая науку. Воображение, согласно Коршунову, – это построение субъектом наглядных образов ранее не воспринимавшихся предметов и явлений.

В научном познании формирование образов воображения строится на основе прошлого опыта, прежде всего чувственного. Главную роль в таком преобразовании играет мышление. Чтобы построить воображаемый образ, надо знать явление. Согласно исследованиям, способности воображения не просто связаны с мышлением, они являются особой формой мыслительной деятельности. При возникновении трудностей в решении задачи, логический ход мышления принимает характер воображения.[2. c 115-120]

2.4. Ценность и оценка

Важную роль в познании мира играет ценностно-оценочное отношение. Без него невозможно понимание научного познания. Ценность можно определить как значимость чего-либо для человека, для его деятельности и удовлетворения потребностей.  Таким образом, социальное и природное связаны. Полезность вещи используемой в производстве нельзя отделить от ее природных свойств. Однако сами по себе природные объекты не являются полезными или бесполезными. Ценность предметов определяется человеческой деятельностью и ее потребностью.

Ценностно-оценочное отношение является необходимой составляющей социального исследования, поскольку в обществе в процессе деятельности возникают противоположности, такие как новое и старое, прогрессивное и регрессивное и тому подобное. Познание таких явлений требует оценочного подхода. [2. c 120-123]

3. ПОЗНАНИЕ, ИСТИНА И НАУЧНЫЙ ПОДХОД

3.1. Что такое истина?

Из всего написанного можно сделать вывод, что возникая в человеческой деятельности, познание является отражением действительности. Возникает вопрос об истинности познания. Истина, согласно Коршунову, это адекватное отражение действительности в сознании человека. То есть истинное знание соответствует действительности, а ложное – нет. С точки зрения материалистов истина должна объективно отражать реально существующий мир, не зависящий от человека. Идеалисты же считают, что  знание не может отражать действительный мир, потому что мир является продуктом человеческого сознания. Так  какое знание можно считать истинным? Современные философы утверждают, что истинность знаний – это соответствие научных положений друг другу. На самом же деле истина это не отношение научных положений друг другу, а соответствие знаний отражаемому объекту.[2. c 123-127]

И критерием истинности знаний, как это доказала марксистско-ленинистская теория, является практическая деятельность, в которой возникает и развивается познание. Маркс показал, что попытки найти истину внутри человеческой головы обречены на неудачу. Возможность проверить истинность или ложность теорий человек получает тогда, когда выходит за пределы своего сознания, то есть «возвращает» свои мысли в действительность. Марксизм признает наличие в теоретическом знании такого знания, которое не зависит от человека. Если материя первична и существует объективный мир, не зависящий от сознания, а сознание может отразить этот мир в ощущениях, понятиях и суждениях, то значит, отражение и содержит в себе объективную истину.

Основоположники марксизма-ленинизма показали, что объективная истина исходит из противоречия  между человеческим мышлением, которое должно быть абсолютным, как отражение реальности и тем фактом, что познание осуществляется отдельными людьми с ограниченным мышлением. Абсолютная истина, согласно Илиади, точное отражение объективной реальности. Но сама реальность – это не что-то неизменное, она постоянно движется и меняется. [1. c 121-123]

Таким образом, и Коршунов и Илиади склонны считать, что истинность или ложность знаний устанавливается практикой по мере того, как люди сопоставляют свои и понятия идеи с отражаемым окружающим миром.

3.2.Диалектика объективного и субъективного в истине.

Проявлением активности познания в истине служит объективное и субъективное. Объективное содержание истины достигается воспроизведением того, что имеется в объективном мире. Субъективной же истина не может не быть, так как она – продукт творческой деятельности человека или общества, его знание. Практические задачи направляют исследователя на изучение именно тех сторон, которые нужны для человеческой деятельности. Характерной чертой развития науки является связь истинного знания с решением практических задач. Но между практикой и развитием знания нет линейной зависимости, знания развиваются относительно независимо от практических потребностей.

Диалектический процесс развития знания выражается в соотношении абсолютной и относительной истины. На протяжении всей истории развития науки человек использует знания, которые нельзя считать вечными или завершенными, они изменчивы, неокончательны, а, следовательно, они относительны. Иногда абсолютными называют истины, которые не могут быть опровергнуты. Тогда относительные истины – это приблизительное отражение действительности, которое с появлением новых открытий в науке будет уточняться и углубляться. Согласно Коршунову, относительность истины означает, что человек отражает мир неполностью,  а абсолютность заключается в отражении отдельных сторон мира. Диалектика познания и заключатся в том, что объективная истина и абсолютна и относительна, т.к. она включает в себя частное знание об объективном мире. Таким образом, абсолютная истина представляет собой сумму относительных.[2. c 128-132]

3.3. Метод – душа науки

Применение метода познания, согласно Коршунову, является обязательным для научного творчества. Метод (или способ) познания действительности включает в себя использование уже имеющихся знаний для получения новых, но нужно соблюдать некоторые требования. Например, диалектический метод требует  рассмотрения явлений не только в процессе развития, но и во взаимосвязи с другими явлениями, научный метод должен содержать в себе закономерности объективного внешнего мира.

В любой науке существует единство и неразделенность теории и метода, то есть теория – это метод, а метод суть теории. Теория выполняет функции метода познания, так как она позволяет получить новое знание, но метод нельзя отделять от теории, поскольку отделение превратит его в простой свод правил.

Так как каждая наука изучает специфические закономерности, они пользуются различными методами. Но вместе с этим характерной чертой научного познания является не только отделение одной науки от другой, но и их взаимное проникновение.

Помимо описанных ранее в науке используется метод моделирования. В процессе изучения человек сталкивается с такими явлениями, познание которых затруднено. При возникновении такой ситуации человек прибегает к созданию моделей  - некоторого явления, которое сходно с исследуемым, но заменяет его. Тогда изучение объекта будет происходить по исследованиям модели. А так как между моделью и моделированным явлением существует аналогия, то результаты исследования модели можно будет применить к оригиналу.

Моделирование используется как метод познания не только в науках о живой и неживой природе, но и в изучении социальных явлений.[2. c 132-137]

3.4. Философия как метод научного познания

Нередко можно услышать, что физика, химия, биология и математика являются безусловно полезными науками, чего нельзя сказать например о философии. В лучшем случае это наука интересная для ума, но не приносящая практической пользы. Чтобы рассеять это мнение, нужно уйти от узкого понимания полезности науки. Ведь не всегда полезность науки выражается только в том, чтобы строить здания, создавать машины и тому подобное. Если рассматривать науки только со стороны их прикладного значения, то ненужными окажутся и теоретическая физика и многие разделы физики и биологи, однако никто не отрицает их важность. Многие открытия, совершаемые в науке, не имеют прикладного характера.

Философия занимается изучением общих законов развития мира, поэтому является всеобщим методом познания, который применяется во всех науках.  Чтобы проникнуть в сущность явлений, необходимо знать, как они развиваются, какими внутренними противоречиями обладают. Значение философии заключается в том, что она дает инструмент для познания и формирует его теоретическое мышление. С этой позиции философия – метод и логика научного познания.[2. c 137-140]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из прочитанных книг, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что наука и искусство - это разные сферы, у них все же есть общее: они являются средствами познания мира. Но если важность роли познания в науке не вызывала сомнений, то в творчестве долгое время не было доказательств, что оно является специфическим видом познания. Считалось, что творчество сводится к простой иллюстрации законов и формул, но позже было доказано, что нечто, находящееся перед художником или скульптором и отражаемое в его сознании, должно быть преобразовано самим человеком, а не взято созерцательно. Только такое освоенное и преобразованное может считаться объектом познания.

Предмет познания, согласно Илиади, должен быть четким и ясным. Но о какой ясности и четкости может идти речь, например, в сонатах или балладах? Именно здесь и можно увидеть главное отличие научного познания от творческого: в творчестве, в отличие от науки, познается не сама реальность, а отношение человека к ней. В научном познании главным является необходимость уйти от субъективности, в то время как в творческом основным можно назвать индивидуальное отношение к предмету, что способствует нашему познанию предмета и его свойств, а шире – нашему освоению объективной реальности. [1. c 135-143]

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Илиади А.И. Практическая природа человеческого познания. – М: 1962.
  2.  Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М: Политиздат, 1984.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36528. Информация, информационные революции, основные этапы. Классификация информации 25.5 KB
  Iя революция – изобретение письменности. IIя революция сер. IIIя революция кон. IVя революция 70е гг.
36529. Возникновение эвм, поколения эвм. Критерии классификации 26 KB
  Возникновение ЭВМ. Поколения ЭВМ. Под поколением ЭВМ понимается серия вычислительных машин обладающих едиными научными и техническими принципами возможностью создания разными коллективами 1е поколение 194650 – элементная база – электронные лампы Стрела Урал1 и.
36530. Характеристика поколений Эвм 25.5 KB
  Под поколением ЭВМ понимается серия вычислительных машин обладающих едиными научными и техническими принципами возможностью создания разными коллективами 1е поколение 194650 – элементная база – электронные лампы Стрела Урал1 и. Программирование – коды ЭВМ. Основной тип – большие ЭВМ.
36531. Принципы фон Неймона как основы информации эвм. Схема эвм, основные компоненты 31 KB
  Схема эвм основные компоненты. Принципы Неймона как основы информации ЭВМ. 1ВМ строится на основе двоичной системы счисления 2Программный принцип управления ЭВМ заключаются в том что ЭВМ выполняет решение задачи с помощью программы которая записывается в память до момента ввода исходных данных задачи и выполняется под управлением программы также записанной в памяти.
36532. Понятие систем исчисления,Виды систем исчисления.Правила двоичной арифметики.Кодировка систем исчисления 27.5 KB
  Правила двоичной арифметики: Для автоматизации работы с данными относящимися к различным типам очень важно унифицировать их форму представления для этого обычно используется прием кодирования то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. Естественные человеческие языки это не что иное как системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи. К языкам близко примыкают азбуки системы кодирования компонентов языка с помощью...
36533. Современная методология программирования 28.5 KB
  Однако процесс создания программы остается кустарным и творческим. Появляется противоречие между кустарным способом разработки программ и индустриальным характером продукции отсюда возникает потребность в создании методологии программирования его стандартизации и разработке логических правил синтеза программы. Для оценки качества программ существуют следующие критерии: 1Работоспособность возможность выполнения программы на имеющемся ЭВМ 2Правильность или корректность строгое соответствие результата полученного при выполнении программы...
36534. Основные принципы информационного программирования 24.5 KB
  Современная методология программирования базируется на следующих основных принципах: 1Разбиение процесса создания программы на отдельные этапы и соблюдение их четкой последовательности. 5Использование принципов структурного программирования которое включает в себя проектирование алгоритма на основе ограниченного набора базовых конструкций: 1.
36535. Наставничество в органах внутренних дел 172 KB
  Наставничество в органах внутренних дел представляет собой важную форму повышения профессионального мастерства, трудового и нравственного воспитания лиц рядового и начальствующего состава.
36536. Жизненный цикл программного обеспечения. Понятия спецификации 26.5 KB
  Совукупность требований: пределенные требования спецификаций. Специфика́ция инженерный термин обозначающий набор требований и параметров которым удовлетворяет некоторая сущность. Совокупность требований рограмма.