9775

Общая характеристика современного мирового хозяйства

Реферат

Мировая экономика и международное право

Общая характеристика современного мирового хозяйства Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства (мировой экономики) XX в. является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Диалектика МЭО состоит в том, что укрепл...

Русский

2013-03-16

23.96 KB

17 чел.

Общая характеристика современного мирового хозяйства


Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства (мировой экономики) XX в. является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). 

Диалектика МЭО состоит в том, что укрепление экономической независимости национальных хозяйств отдельных стран происходит параллельно с интернационализацией мирового хозяйства, что в результате приводит к все большей открытости национальных экономик. МЭО — это важный компонент (подсистема) общей системы экономических отношений. 

Предметом МЭО являются, во-первых, собственно МЭО, т.е. экономические связи между субъектами различных стран, во-вторых, механизм реализации этих связей. В систему МЭО входит также механизм возмездных отношений между отдельными странами, интеграционными объединениями, а также отдельными предприятиями (международными корпорациями) по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. 

Первичное условие развития МЭО — географически и исторически сложившаяся неравномерность мирового размещения рабочей силы, природных ресурсов, технических средств, основного и оборотного капитала, научно-технического потенциала. 

Субъектами международных экономических отношений являются: 

1) на микроэкономическом уровне: мелкие и средние предприятия, а также физические лица, осуществляющие внешнеэкономические операции; 

2) на макроэкономическом уровне субъектами международных экономических отношений выступают отдельные страны (их региональные и муниципальные субъекты), интеграционные объединения стран, крупные города и отдельные области (регионы) разных стран; 

3) на обоих уровнях функционируют крупнейшие международные торговые, финансовые, промышленные корпорации (транснациональные корпорации – ТНК), а также институциональные инвесторы: инвестиционные, пенсионные и другие фонды, страховые, трастовые компании. 

4) на наднациональном уровне в качестве субъектов МЭО действуют международные организации и наднациональные институты. 

Механизм осуществления МЭО на микроуровне включает систему международного маркетинга и организации и техники внешнеэкомической деятельности. При всем внешнем сходстве с общим (внутренним) маркетингом международный маркетинг представляет и специфический инструмент управления предпринимательством на международном уровне. Его специфика проявляется, прежде всего, в методах изучения особенностей национальных рынков, а также мировых рынков тех или иных товаров и услуг. 

Изучая теорию и практику МЭО, мы сталкиваемся с таким понятием, как мировое хозяйство (МХ) или мировая экономика. Мировое хозяйство возникло в результате последовательного развития МЭО. С расширением и развитием МЭО происходит расширение и развитие мирового хозяйства (мировой экономики). В результате МЭО предстают как форма существования и развития мирового хозяйства, его внутренний механизм. Современное мировое хозяйство (мировая экономика) — это глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости, организм, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики. 

Субъектом мирового хозяйства выступает мировое сообщество. Оно представляет собой функционально взаимосвязанную целостную систему, складывающуюся из множества подсистем различного уровня и конфигурации (государства, региональные сообщества, международные организации, ассоциации, коллективы предприятий и отдельные личности). 

Объекты мирового хозяйства — национальные экономики, территориально-производственные комплексы, ТНК, фирмы и т.д. 

В XX в. интересы мирового сообщества в целом стали выше любых частных интересов (национальных, классовых, и т.п.). 

Возникла новая система ценностей, включающая мир, экономическое благополучие, социальную и политическую справедливость, экологическую безопасность, самореализацию личности. Появилась возможность создания системы глобального управления мировым хозяйством. Однако, создать такую систему на практике до настоящего времени так и не удалось.

Институты глобального управления — это: 

1) международное право; 

2) межправительственные организации, которые формируют цели мирового сообщества и призваны вводить их в мировую политику (Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный Фонд (МВФ), Мировой банк, Всемирная Торговая Организация (ВТО), Комиссия ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)); 

3) специализированные неправительственные международные организации («Гринпис», «Красный крест» и др.). 

Для сравнительного анализа экономического развития отделы национальных хозяйств и сложных мирохозяйственных связей в мировой практике используется Система национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) — это система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. 

В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь. Сформировалось оно в начале ХХ века.

Мировое хозяйство на рубеже XX—XXI вв. основывается на принципах:

- рыночной экономики, 

-объективных закономерностях международного разделения труда, 

-интернационализации производства и капитала. 

Современную международную экономику и соответствующую ей систему МЭО характеризует:

1. Углубленное развитие международного разделения труда — международной специализации и кооперирования производства. 

2. Высокая степень интенсивности международного движения (мобильности) факторов производства: капитала, рабочей силы, технологии, информации. 

3. Глобальность сферы международного товарного обмена, капиталопотоков, трудовой миграции, информации. 

4. Интернационализация производства и капитала. Рост международных форм производства на предприятиях, располагающихся в разных странах, в первую очередь в рамках крупнейших международных корпораций. 

5. Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, общая либерализация внешнеэкономических связей. 

6. Формирование самостоятельной международной финансовой сферы, непосредственно не связанной с обслуживанием товародвижения и факторов производства. Характерной чертой этой экономики стало преобладание финансовых рынков над рынками материальных товаров и ресурсов. 

7. Информатизация. 

На сегодняшний день существуют следующие направления и формы международных экономических отношений:

- международная торговля товарами, работами, услугами;

- международная специализация производства и научно-технических работ, или международный научно-технический обмен;

- обмен научно-техническими результатами;

- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

- движение капитала (инвестиции);

- движение (миграция) рабочей силы;

- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Исследование закономерностей формирования мирохозяйственных связей и перспектив их развития показывает, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый международный хозяйственный комплекс. Это позволяет говорить о необходимости изучения проблем глобальной экономики как системы, комплекса МЭО. Это иной, боле высокий уровень международных экономических отношений. 

С развитием процесса глобализации мировой экономики, возникают и новые проблемы:

- Глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им дополнительные преимущества. 

- Его развертывание в рамках нынешнего международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение бедных и отсталых государств. Развивающиеся страны (страны «Юга»), пытаясь создать новый экономический порядок, способствовали принятию целого ряда международных документов, которые могли бы способствовать более активному включению этих стран в МЭО. Однако эти документы (например, Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая в 1974 г. в рамках ООН) во многом так и остались декларациями.

Из расчета доли ВВП на душу населения наиболее богатыми странами мира признаны Люксембург ($70 тыс. на душу населения), Катар ($68,7 тыс.), Норвегия ($47,5 тыс.), Бруней ($47,5 тыс.) и Кувейт ($45 тыс.). Однако, вместе взятые они в 2005 году произвели менее 1% мирового ВВП. Среднее значение ВВП на душу населения по всему миру - 8,8 тысяч долларов США (2005 год).

Около двух третьих мирового ВВП (мировой ВВП (по ППС) в 2006 году - $66,8 трлн., источник - Всемирный банк; $55,5 трлн. - 2005 год) обеспечивают всего 12 государств: США (в 2006 году - 19,7% мирового ВВП, в 2005 году - 23% мирового ВВП), Китай, Индия, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Бразилия, Россия, Испания и Мексика. 

По паритету покупательной способности (ППС - это формулировка закона единой цены для международных рынков) в ценах 2005 года Россия произвела 3,09% мирового ВВП (валовой внутренний продукт). Для расчетов авторы использовали сопоставимую корзину из 1 тысячи товаров и услуг с идентичными характеристиками в разных регионах.Экономика России оказалась ненамного больше, чем экономика Италии (2,96% мирового ВВП) и Бразилии (2,88%).  Доля России в ВВП союзных государств в 2005 году достигала 75%. 

Принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что формирование глобальной экономики - это важный признак того, что прежняя мировая экономика, основанная на самодостаточности национальных культур и устойчивости сугубо специфических хозяйственных укладов, начинает подходить к этапу своего логического завершения. 

Существует следующая классификация глобальных проблем: 

  1.  
    Политические и социально-экономические проблемы (сохранение мира и предотвращение ядерной войны, ограничение гонки вооружений и разоружение, устойчивость развития мирового сообщества). 
  2.  
    Проблемы, связанные с природно-экономическим развитием (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, сохранения климата). 
  3.  
    Социальные проблемы (межнациональные конфликты, демографические проблемы, вопросы культуры, образования и здравоохранения). 
  4.  
    Смешанные проблемы, возникновение и нерешенность которых таит угрозу массовой гибели людей (военные и региональные конфликты, преступность, техногенные катастрофы, стихийные бедствия). 
  5.  
    Научные проблемы (освоение космического пространства, долгосрочное прогнозирование в различных областях и др.). 


Глобальные проблемы нельзя решить быстро и на уровне отдельных стран. Необходим единый международный механизм их решения и регулирования, определения международных правовых и экономических норм. Их решение возлагается на ООН, МВФ, ВТО, региональные и отраслевые организации, которые имеют большой опыт координации международных усилий, использования ресурсов, регулирования МЭО. 

Регионализация в современных условиях проявляется в развитии интеграционных процессов и является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13933. Lesson. Ми – одинадцятикласники. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 11-х класів 51.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 2 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 2 Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Ми – одинадцятикласники. Мета: Практикувати учнів у зв’язних монологічних та діалогічних висловлюваннях за темою
13934. Календарно-обрядові пісні літнього циклу. «Пісенька житнього віночка» 96.5 KB
  УРОК № 2 Тема.Календарнообрядові пісні літнього циклу. Пісенька житнього віночка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями літнього циклу; розвивати навички виразного читання аналізу купальських жниварських пісень; виховувати повагу до людської п
13935. Державна служба. Поняття Дисциплінарне провадження 258 KB
  Дисциплінарне провадження - процедура розгляду в Дисциплінарній комісії АПУ фактів неналежного виконання аудитором (аудиторською фірмою) професійних обовязків, та вибір заходів впливу на аудитора (аудиторську фірму) у формі стягнення.
13936. Календарно-обрядові пісні зимового циклу. «Ой хто, хто Миколая любить», «Добрий вечір тобі, пане господарю!», «Щедрик, щедрик, щедрівочка» 60.5 KB
  УРОК № 3 Тема.Календарнообрядові пісні зимового циклу. Ой хто хто Миколая любить Добрий вечір тобі пане господарю Щедрик щедрик щедрівочка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями зимового циклу; розвивати навички виразного читання й ана
13937. Форматування диску 20.06 KB
  Урок №16 Тема: Форматування диску. Мета: Теоретичні та практичні аспекти форматування диску. Програмне забезпечення для виконання форматування. Хід уроку Перевірка домашнього завдання. Усне опитування. Мотивація навчання. Для того щоб записат...
13938. Анализ контрольной работы. Повторение 63 KB
  Тема урока: Анализ контрольной работы. Повторение. Цели урока: закрепить полученные представления: о множестве элементе множества подмножестве пересечении множеств объединении множеств; о высказывании истинности высказывания об отрицании о высказы...
13939. Батьки та діти. Outline for the lesson of English for 11th-graders 69.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 4 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 4 Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Батьки та діти. Мета: Організувати спілкування учнів за темою уроку з опорою на текст домашнього читання анкету
13940. Виразне читання віршів напам’ять 49 KB
  УРОК № 4 Тема.Виразне читання віршів напам’ять. Мета:розвивати навички виразного читання віршів пам’ять артистичні здібності учнів; викликати інтерес до українських звичаїв обрядів та пісень що їх супроводжують; виховувати естетичні смаки пошану до народної тво...
13941. Шлюб і родина. Outline for the lesson of English for 11th-graders 54.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 5 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 5 Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Шлюб і родина. Мета: Формувати вміння в учнів аргументовано висловлювати свої думки за темою уроку. Практикувати...