97750

Понятие экономической безопасности и её критерии

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

В данных определениях, как правило, показаны объекты безопасности, а также то, что они должны быть защищены от внутренних и внешних угроз. Но в то же время, по нашему мнению, определение безопасности как состояние защищенности не является конкретным, а потому нуждается в уточнении.

Русский

2015-10-24

40.01 KB

6 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

080100.62 «Экономика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Понятие экономической безопасности и её критерии»

Выполнил:         

Верещагина Э.С.    студент гр. 12-ЭУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н., преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

Котлас

2013 г.


         Содержание

  1.  Понятие и критерии национальной экономической безопасности.......3-6стр.
  2.  Уровни экономической безопасности, подходы к её определению…7-9стр.
  3.  Пути повышения национальной экономической безопасности в РФ……………………………………………………………………………..10-13стр.
  4.  Заключение…………………………….................................................14-15стр.
  5.  Список использованной литературы…………………………………….16стр.

  1.  Понятие и критерии национальной экономической безопасности

Для проникновения в сущность национальной экономической безопасности необходимо выяснить, что понимать под безопасностью. Термин «безопасность» начали употреблять в XII в., но более широкое распространение в научных и политических кругах он приобретает благодаря философским концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и других мыслителей в XVII-XVIII в.в., где означает спокойное состояние духа человека, проявляющееся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной). В России это понятие использовалось редко, хотя русские ученые еще в XIX в. отчетливо понимали исключительную важность безопасности и подчеркивали, что «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития»

В словарях безопасность трактуется, во-первых, как состояние отсутствия опасности, угрозы или вреда (ущерба) и, во-вторых, как синоним сохранности (защищенности), надежности. В настоящее время в научной литературе, к сожалению, нет единого понимания сущности безопасности. Так, В.К. Сенчагов считает, что «безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов»

В данных определениях, как правило, показаны объекты безопасности, а также то, что они должны быть защищены от внутренних и внешних угроз. Но в то же время, по нашему мнению, определение безопасности как состояние защищенности не является конкретным, а потому нуждается в уточнении. В процессе уточнения понятия «безопасность» на основе множества критериальных признаков многие исследователи анализируют конкретные виды безопасности: военную, политическую, экономическую, экологическую и т.п., международную, национальную, региональную и т.д., геобиофизическую, техническую, общественную.

С точки зрения системного подхода безопасность следует рассматривать как качественную характеристику, неотъемлемое свойство сложных социально-экономических систем. Термин «безопасность» имеет две стороны: внешнюю, определяющую воздействие объекта на среду, и внутреннюю, характеризующую свойства сопротивляемости объекта по отношению к действиям среды.

Внутренняя безопасность-характеристика целостности системы, описывающая способность системы поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Внешняя безопасность-способность системы взаимодействовать со средой без нарушения важнейших параметров, характеризующих состояние среды, принятое за допустимое.

Экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. По Л.И. Абалкину, экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. Итак, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Родившись в Америке 1930-х, понятие "национальная экономическая безопасность" в 1970-е стало активно эксплуатироваться во всех развитых странах. Однако наиболее активно оно по прежнему используется именно в США, что объясняется, видимо, претензиями этой державы на мировое экономическое лидерство и на роль "мирового полицейского". После окончания «холодной войны» обеспечение экономической безопасности стало приоритетным направлением политики США, о чем неоднократно официально заявляло руководство этой страны.

В развитых странах в настоящее время преобладает понимание национальной экономической безопасности как защищенности национальной экономики от главным образом внешних угроз. Что касается внутренних угроз, то они признаются, но считаются относительно второстепенными. Однако такие приоритеты не универсальны. В России сформировалась во многом иная доктрина национальной экономической безопасности.

Рассмотрим развитие доктрины национальной экономической безопасности в период президентства В.В. Путина. В 2000-е гг. происходило эволюционное развитие того подхода к пониманию экономической безопасности России, которое было заложено предыдущей администрацией.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Анализ, оценка, прогноз и контроль за исполнением директив в сфере безопасности были возложены на Секретаря Совета Безопасности РФ.

Российская официальная доктрина национальной безопасности начала формироваться гораздо позже американского, однако приоритетность национальной экономической безопасности среди прочих компонентов национальной безопасности была осознана достаточно быстро и нашла отражение в официальных документах. Однако в российской доктрине, в отличие от американской, сделан более сильный акцент не на внешних, а на внутренних факторах национальной экономической безопасности. Национальная экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз.

На Западе широко распространен подход, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. В последние годы понятие экономической безопасности было дополнено таким признаком, как способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене.

  1.  Уровни экономической безопасности, подходы к ее определению

Фиксация проблемы национальной экономической безопасности в официальных правительственных документах и формирование специальных государственных организаций, занятых обеспечением этой безопасности, является результатом проникновения в массовое сознание концепций, ранее выработанных в экономической теории. Именно парадигмы экономической теории определяют общие рамки обсуждения национальной экономической безопасности.

Организационные структуры, целенаправленно и системно защищающие национальную экономическую безопасность, начали формироваться только в ХХ в. Однако теоретическое осознание проблемы защиты национальной экономической безопасности произошло почти за столетие до образования рузвельтовского Федерального комитета. Теоретические концепции национальной экономической безопасности - это все базовые экономические концепции, посвященные выработке эффективной экономической политики национального государства.

Эволюция парадигм понимания национальной экономической безопасности:

Камералистская концепция национальной экономической безопасности. Основоположником теоретического анализа национальной экономической безопасности следует считать немецкого экономиста XIX в. Фридриха Листа, одного из первых критиков классической политэкономии. Камералистское понимание национальной экономической безопасности предполагает, что основная тяжесть борьбы за обеспечение этой безопасности ложится на центральное правительство, инициирующее законы об ограничении импорта, а также на таможенные и пограничные службы, ведущие борьбу с контрабандой зарубежных товаров.

Кейнсианская концепция национальной экономической безопасности. Если до ХХ в. защита национальной экономической безопасности была актуальна в основном для периферийных стран, то в 1-ой половине ХХ в. объективное существование опасных угроз национальной экономике осознали и нации развитых стран. При этом существенно изменилось понимание источников этих угроз и путей борьбы с ними. Новую парадигму экономической теории, а также новый подход к пониманию национальной экономической безопасности, сформулировал в 1930-х гг. английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Теперь главными опасностями для национальной экономики стали считать не конкуренцию иностранных товаров, а безработицу и экономическую депрессию. Чтобы справиться с этими угрозами, правительству рекомендовалось осуществлять активное регулирование хозяйственной деятельности путем не только раздачи госзаказов и субсидий, но и прямого административного контроля за конкуренцией.

Современная Россия, как известно, является страной и не периферии, и не "ядра", а полупериферии. Это означает, что для нее во многом актуальны как камералистская версия, так и кейнсианская версия национальной экономической безопасности.

Институциональная концепция национальной экономической безопасности. В конце ХХ в. неоклассическая экономическая теория вошла в полосу кризиса. Современные экономисты все сильнее сомневаются в корректности базовой для неоклассиков модели "человека экономического", а правительства разных стран - в эффективности предлагаемых ими мер, направленных в основном на укрепление частной собственности и борьбу с инфляцией. На роль приоритетной экономической теории все более претендует институционализм - экономическая парадигма, акцентирующая внимание на экономических "правилах игры" (институтах). В понимании проблем национальной экономической безопасности самая важная предложенная институционалистами концепция связана с именем перуанского экономиста Эрнандо де Сото, специалиста по проблемам теневой экономики. Основной причиной массовой теневой экономической активности, по Э. де Сото, следует считать неэффективный правовой режим, когда “процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей - от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством”. Следовательно, главной угрозой национальной экономике оказываются не "провалы рынка", а "провалы государства. Согласно институциональной версии Э. де Сото, главными угрозами национальной экономической безопасности являются административные барьеры - "плохие" законы и/или плохое выполнение "хороших" законов. Основными мерами сдерживания этих угроз, следовательно, должны стать принятие новых законов, содержание которых соответствовало бы нормам экономической демократии, и контроль за надлежащим исполнением этих законов.

Три основные парадигмы национальной экономической безопасности - камералистская, кейнсианская и институциональная - не отвергают друг друга, а скорее взаимодополняют. Реальные или потенциальные угрозы национальной экономике каждой страны могут создаваться и зарубежными конкурентами (на что обращал внимание Ф. Лист), и «провалами рынка» (о чем писал Дж.М. Кейнс), и «провалами государства» (как считает Э. де Сото). Задача национальной политики заключается в том, чтобы отразить объективно наиболее опасные угрозы, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам.

  1.  Пути повышения национальной экономической безопасности РФ

В ныне действующих нормативно-правовых актах четкого определения понятия "экономическая безопасность" России не существует, но есть указания на угрозы и критерии этой безопасности.

На практике можно использовать трехуровневую систему показателей экономической безопасности.

Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики страны, но их достижение ориентировано на долгосрочную перспективу. Поэтому такие показатели в настоящий момент не могут являться пороговыми в российской экономике, из целесообразно использовать в экономиках развитых стран, где имеется стабильный рост.

Второй уровень – критериальные значения, при которых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса, однако изменение качественных характеристик системы маловероятно. Примером качественных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение режима внешней торговли, налоговая реформа, изменение условий обслуживания рынка государственных заимствований и т.п. Эти показатели целесообразно использовать при анализе экономической безопасности в переходной экономике.

Третьим уровнем экономической безопасности являются показатели, достижение которых экономическую систему к серьезному структурному кризису. Использование этих показателей наряду с показателями экономической безопасности второго уровня позволило бы прогнозировать кризис обслуживания долга и разрушение финансовой системы страны.    

Для оценки уровня экономической безопасности используются математические методы расчета на основе конкретных данных. Не все показатели состояния экономической безопасности могут быть выражены количественно, но они отражают те свойства исследуемого объекта, которые невозможно определить эмпирически. Цифровые индикаторы необходимы для определения состояния экономики в целом или ее отраслей. Однако для определения уровня экономической безопасности более важны не сами показатели, а их предельные или пороговые значения, превышение которых ведет к формированию опасных для экономики тенденций. Приближение количественных показателей экономической  безопасности к их пороговым значениям свидетельствует о нарастании социальной напряженности в обществе, превышение пороговых значений – о переходе общества в состояние возможных социальных конфликтов.

Во втором разделе Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, были отнесены следующие четыре.

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

- расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

- увеличение доли бедных слоев населения в городе и деревне, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции, и, тому подобного;

- рост безработицы, чреватый социальными конфликтами;

- задержки выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

- рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

- нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

- сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

- ослабление системы государственного контроля, приводящее к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

На сегодняшний день многие из этих угроз продолжают действовать, некоторые нейтрализованы, но вместе с тем появились и новые.

Заключение

Национальная экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз. До недавнего времени доминировало традиционное понимание, согласно которому национальная экономическая безопасность рассматривалась как способность к обеспечению выживаемости страны в условиях военных действий. Применительно к мирному периоду - как способность к обеспечению выживаемости экономики страны в случае природных бедствий и экологических катастроф. На Западе широко распространен подход, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. В последние годы понятие экономической безопасности было дополнено таким признаком, как способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Три основные парадигмы национальной экономической безопасности - камералистская, кейнсианская и институциональная - не отвергают друг друга, а скорее взаимодополняют. Реальные или потенциальные угрозы национальной экономике каждой страны могут создаваться и зарубежными конкурентами (на что обращал внимание Ф. Лист), и «провалами рынка» (о чем писал Дж.М. Кейнс), и «провалами государства» (как считает Э. де Сото). Задача национальной политики заключается в том, чтобы отразить объективно наиболее опасные угрозы, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам. Вопрос о выборе приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, тем, к какой группе принадлежит конкретная страна. Для более развитых стран (стран ядра капиталистической мир - экономики) наиболее актуален подход Д.М. Кейнса, для менее развитых (стран периферии и полупериферии) - подход Э. де Сото. Что касается подхода Ф. Листа, то в глобализирующейся экономике он имеет значение для всех стран, но скорее второстепенное, чем основное. Принципиальная сложность анализа российской экономики заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершенно неясно, например, что означает превышение в условиях России отдельных предельно допустимых уровней - либо мы уже находимся в условиях экономического краха, пока не ощущая в должной мере его последствий, либо пределы допустимого для России являют собой еще неведомый миру феномен. В такой ситуации отрадно осознавать, что вопросам безопасности уделяется все большее внимание в российском обществе, причем как на высшем уровне, так и на уровне отдельных организаций и институтов. Представляется, что в конечном счете это приведет к заметному улучшению состояния национальной экономической безопасности.

Список использованной литературы:

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

3.Абалкину Л.И. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 2003.

5. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Издательство «Европа», 2005.

6. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 2002.

7. Экономическая безопасность России: Общий курс. / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2006.

8. . Ларина О.Н. Экономическая безопасность и обеспечение национальных интересов // http://www.enter.ru/economist/278/html.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79682. Проблемы и препятствия на пути воздействия на трудовую мотивацию персонала. Пути совершенствования мотивации труда 324.5 KB
  Государственное управление заключает в себе огромный материальный и человеческий риск. Это прежде всего высокие затраты, опасность ущемления общественного благосостояния, и, вызванная последним, низкая репутация чиновничества и государства в целом в глазах общественности.
79683. Факторы формирования чувства преданности организации 153.5 KB
  Определение понятия преданность организации. Психологические механизмы лежащие в основе чувства преданности организации. Приверженность организации и самочувствие.
79684. Формирование кадровой политики предприятия связи ОАО Липеком 739.5 KB
  Практика управления предприятием связи Липеком. Кадры управления менеджеры и их роль в процессе деятельности предприятия. Общая характеристика управления кадрами. Статья приложения структуры управления Липекома и статья приложения аудиторской проверки сканированы и отпечатаны с оригинала.
79685. Создание тренинга. Разработка программы тренинга 122 KB
  Разработка программы тренинга. С Заказчиком обсуждаются следующие вопросы: цели и задачи предстоящего тренинга Цели должны представлять направление на долгосрочную перспективу. Но можно по крайней мере оценить достаточно ли было упражнений на отработку навыков помогал ли тренер в процессе этих упражнений изучал ли тренер компанию и группу до тренинга и есть ли посттренинговое сопровождение.
79686. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА БЕЗРАБОТИЦУ 135 KB
  Закона о занятости населения в Российской Федерации Безработными признаются трудоспособные граждане которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы ищут работу и готовы приступить к ней. В Законе РФ О занятости населения в РФ определена политика государства в области занятости населения права граждан в области занятости а также вопросы регулирования организации занятости и создания государственной службы занятости населения. Международная Организация Труда...
79687. Деятельность кадрового подразделения организации 246.5 KB
  Любая организация существует только тогда, когда есть работающие в ней люди. Открытие какой угодно фирмы, предприятия, учреждения, организации начинается с подбора и оформления работников. Поэтому наличие службы кадров или специально выделенного сотрудника, занимающегося оформлением кадров, обязательно для организации не только любого масштаба, но и любой организационно-правовой формы.
79688. Обучение персонала как фактор повышения эффективности работы организации 785.5 KB
  Исследовать пути создания конкурентных преимуществ организации в рыночных условиях хозяйствования; обосновать важность человеческого ресурса как главного ресурса в организации; рассмотреть понятие кадрового потенциала и пути его повышения; рассмотреть порядок организации работы по обучению персонала и систематизировать методы обучения...
79689. Планирование кадров предприятия и их подбор 233.5 KB
  Любая организация создается для выполнения каких-либо целей и нуждается в управлении, а от того насколько эффективно ею управляют, и зависит достижение поставленных задач. Найти правильные методы налаживания связей между целями организации и людьми, которые их выполняют должен руководитель
79690. Презентационные и коммуникативные навыки тренинг-менеджера 177 KB
  Обычно выделяют четыре основные цели презентации в отношении других людей: сообщить информацию; научить; создать мотивацию; развлечь. Сообщить информацию значит дать другим людям полное представление о том что является предметом презентации.