97767

Главные проблемы польско-американских отношений в начале XXI века

Реферат

Международные отношения

США и Польша наладили тесные двухсторонние отношения с 1989 года. Польша тесно сотрудничает с США по таким вопросам как демократизация нераспространение ядерного оружия права человека региональное сотрудничество в центральной и Восточной Европе. Кроме того Польша поддерживает США по вопросу реформы Организации Объединенных Наций.

Русский

2015-10-24

35.41 KB

1 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат на тему

«Главные проблемы польско-американских отношений в начале XXI в.»

  

Подготовил студент 3 курса

отделения «МО», группа 1
Втюрин А.А.

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Направление партнерства США и Польши

Глава 2. Основные проблемы американо-польских отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Польско-американские отношения официально началась в 1919 году. С 1989 года польско-американские отношения остаются очень хорошими, а Польше является одним из самых стабильных европейских союзников Соединенных Штатов.

США и Польша наладили тесные двухсторонние отношения с 1989 года. С 1989 польское правительство стало решительным сторонником продолжения американского военного и экономического присутствия в Европе, я Польша является одним из самых верных союзников Соединенных Штатов в этой сфере. Когда Польша вступила в НАТО 12 марта 1999 года, две страны стали частью одного военного альянса. Наряду с поддержкой глобальной войны с террором, Польша приняла участие в операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, тем самым делая вклад в усилия иностранной коалиции в Ираке. Стоит отметить, что польский контингент в Ираке был одним из крупнейших, среди стран континентальной Европы, а Польша принимала активное участие в операции наравне с американскими союзниками. Польша тесно сотрудничает с США по таким вопросам, как демократизация, нераспространение ядерного оружия, права человека, региональное сотрудничество в центральной и Восточной Европе. Кроме того, Польша поддерживает США по вопросу реформы Организации Объединенных Наций.

Кроме того, стоит отметить, что на отношения между странами влияет то, что на территории США проживает большое количество иммигрантов из Польши, что, безусловно, влияет на внешнюю политику США. Американцы с польскими корнями составляют 3,2% от населения США, а при подсчетах процента избирателей, в некоторых штатах число доходит до 10%. Это приводит к тому, что вопрос о американо-польских отношениях интересует избирателей. Кроме того, польское население в основном сосредоточено в т.н. «колеблющихся штатах». К примеру, во время президентских дебатов, кандидат от Демократической партии Джон Керри обвинил Джорджа Буша-младшего в провале попытки заручиться широкой международной поддержкой перед началом войны: «…когда мы начали, там были всего три страны: ВеликобританияАвстралия и Соединённые Штаты. Это не широкая коалиция. Мы способны на лучшее», на что Буш-младший заметил «Ну на самом деле, он (Керри) забыл про Польшу», таким образом, одновременно отмечая вклад Польши в дело коалиции, и стараясь заручиться поддержкой американцев польского происхождения.


ГЛАВА 1. НАПРАВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА США И ПОЛЬШИ

Определенные моменты истории, сильная поддержка антикоммунистической оппозиции во времена «Солидарности», а также многочисленная польская диаспора в США (более 10 млн. человек) привели к тому, что больше всех прочих народов поляки любят американцев. Это польское восхищение Америкой всегда вызывало у европейских политиков определенные подозрения и раздраженность, что нашло подтверждение в устах одного из французских политиков, несколько лет назад назвавшего Польшу «троянским конем США в Европе».

Несмотря на определенный вред подобного имиджа для кандидата в члены ЕС, Польша не отказалась от статуса наиболее проамериканской страны Европейского континента, если помнить, что Великобритания — это остров. Особенно сильно свою преданность Америке Польша проявляет в критические моменты, и американцы это ценят. Когда начался вооруженный конфликт в Персидском заливе, представители польских спецслужб тайно вывезли американских дипломатов из Ирака, спасая им жизнь. С тех пор при посольстве РП в Багдаде существует особая секция, представляющая интересы США в Ираке, поскольку дипломатические отношения между обеими странами прерваны. Внутри же самого альянса Польша остается хотя и не самым важным, зато самым верным союзником США. Вскоре после террористических атак на ВТЦ и Пентагон 11 сентября Варшава стала организатором международной антитеррористической конференции, на которой президент США с помощью спутниковой связи ознакомил европейских политиков с позицией Америки. И последнее, что наиболее близко лично американскому президенту, — это реакция Польши на его европейский визит год назад. В то время как на улицах еэсовских столиц его встречали демонстрации протеста, а газеты критиковали, поучали и высмеивали, в Польше Джорджа Буша ждала доброжелательная встреча на высшем уровне, а на улицах его с энтузиазмом приветствовали толпы поляков с лозунгами поддержки и дружелюбия. Окружение президента США даже оценило выступление Джорджа Буша перед польской элитой в стенах библиотеки Варшавского университета как наиболее удачный момент всего визита.

Поскольку теплый прием в США был почти гарантирован, основной задачей польского президента оставалось извлечь из визита какую-то вполне реальную пользу для страны. В этом смысле чаще всего говорилось об углублении военного сотрудничества и стремлении увеличить инвестиции американского капитала в польскую экономику. Относительно экономического сотрудничества — это дело непростое, поскольку Польша остается страной с неурегулированными (с точки зрения западного бизнесмена) налоговыми и таможенными правилами, высоким уровнем бюрократизма и коррупции, а также со слишком сильными профсоюзами. Однако, как заявил «Газете выборчей» один из польских дипломатов: «Американские инвесторы знают и то, что Польша является надежным местом для долгосрочных инвестиций, поскольку это поддерживает Белый дом».

Значительно более плодотворным этот визит оказался для укрепления военного сотрудничества двух стран. Во-первых, вслед за польским президентом в его страну приедут «подарки» из Америки, важнейший из которых — военный фрегат Wadsworth (под польским флагом будет называться «Косцюшко»). Польское МО и Пентагон подготовят план совместных учений военных подразделений, прежде всего «морских пехотинцев». Но важнейшим результатом визита, как пишет польская пресса, окружение президента Квасьневского считает возможность для Польши стать вторым после Великобритании стратегическим союзником США в Европе. Якобы сам президент Буш говорил, что очень на это рассчитывает. «Этот визит является приглашением к тому, чтобы поднять отношения между США и Польшей на более высокий стратегический уровень», — сказал Александр Квасьневский.

Чтобы повысить этот уровень, американцы выдвигают конкретные требования к польской стороне. Во-первых, Вашингтон осуществлял давление на высшем уровне, чтобы Польша приобрела для своих вооруженных сил именно американский полифункциональный самолет F-16 (поляки рассматривают также предложения шведов и французов). Во-вторых, США были бы не прочь построить на территории Польши определенные элементы системы обороны от ракетных ударов — так называемого антиракетного щита — для перехвата ракет, выпущенных на Ближнем Востоке. В-третьих, Варшава, скорее всего, будет одной из немногих европейских столиц, на поддержку которой будут опираться Штаты в случае вооруженной атаки против Ирака.

Судя по комментариям в польской прессе, в Варшаве хорошо понимают, что Польша не владеет достаточной военной или экономической базой, чтобы быть равноценным партнером такой страны, как США. «Реалистичной задачей является наша роль лидера группы посткоммунистических стран в НАТО и Европейском Союзе, — пишет в журнале Wprost исполнительный директор Новой атлантической инициативы в Вашингтоне, польский дипломат Радек Сикорски, — и это именно то довольно важное место, которое Вашингтон зарезервировал для Александра Квасьневского». Эту же идею подхватывает и газета The Wall Street Journal Europe, в редакционном комментарии которой сказано, в частности: «Квасьневский показывает, что можно быть одновременно проевропейским и проамериканским... Забавно, но кажется, что неожиданной пользой от расширения ЕС на Польшу и другие страны могут быть лучшие отношения между Европой и Америкой».

Многие наблюдатели отмечают, что успех этого визита — личная заслуга тогдашнего польского президента. В одном из комментариев даже было сказано, что в Америку Квасьневский ехал как обычный президент, а возвращается как «государственный деятель», которых среди лидеров европейских государств не так уж и много.

Теплые личные отношения Джорджа Буша и Александра Квасьневского завязались еще во времена вышеупомянутого посещения американским президентом Варшавы. Хорошо информированные источники утверждают, что Квасьневский был одним из немногих лидеров европейских стран, которым Буш сообщил о начале военных действий в Афганистане. И этот визит продемонстрировал, что доброе отношение к польскому президенту в США выходит далеко за рамки дружеского отношения к нему президента американского. «После ожидаемого ухода Вацлава Гавела американцы рассматривают Квасьневского в качестве его естественного преемника на роль лидера Центрально-Восточной Европы — единственного, кто будет гарантировать стабильность этого региона», — заявил журналу Polityka анонимный польский дипломат. Однако в 2004 году, по окончании двух сроков, с президентством Квасьневского завершится его первый (возможно, не последний) период руководства Польшей, но не завершится его политическая карьера. Поэтому после визита к Вашингтон появились намеки, что американцы были бы не прочь видеть Квасьневского со временем в кресле генсека НАТО. Поэтому, активно поддерживая сегодня европейские страны, желающие стать членами альянса, польский президент приобретает, возможно, очки не только для
своей страны. «Голоса новых членов, бесспорно, пригодятся нашему президенту на выборах следующего генерального секретаря НАТО», — пишет Сикорски.

По стечению обстоятельств, в первый же день после возвращения польского президента на родину о своей дружбе напомнил ему и украинский Президент, статья которого «Через Польшу в Европу» появилась во влиятельном журнале Wprost рядом со статьей об американском визите Квасьневского. В своей статье Леонид Кучма в основном повторяет то, что он уже неоднократно заявлял о евроатлантическом выборе Украины, важности украинско-польских отношений и необходимости цивилизованного разрешения проблемы польских военных погребений на львовском Лычаковском кладбище. Заинтересовать польских наблюдателей могла разве что готовность Киева «развивать сотрудничество в самых разнообразных конфигурациях: Польша—Украина—страны Балтии; Германия—Польша—Украина; Польша—Украина—Россия и т.п.». Но не заинтересовала — по крайней мере в течение первых нескольких дней после появления статьи украинского президента не появилось ни одной реакции.


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АМЕРИКАНО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Основными вопросами современных американо-польских отношений являются:

  1.  Комплекс ПРО США на территории Польши;
  2.  Визовый режим для польских граждан в США;
  3.  Существование польских «лагерей смерти»;

Американская система противоракетной обороны в Центрально-Восточной Европе, также известная как European Interceptor Site (EIS) — система ПРО, которая являлась частью потенциального европейского противоракетного комплекса. Ее планировалось разместить в районе поселка Редзиково близ Слупска, Польша, сформировав, таким образом, наземную систему противоракетной обороны в средней фазе полета, связанную с американской узколучевой радарной системой наведения и распознавания на холмах Брды в Чехии. Система должна была состоять из 10 ракет-перехватчиков шахтного базирования, двухступенчатых модификаций существующих трехступенчатых наземных перехватчиков с приблизительной скоростью сближения 7 км/ч. По мнению российского академика Олега Богомолова: "ясно, что размещение американских систем ПРО в Польше и Чехии связано…с желанием иметь рычаг давления на Россию". В феврале 2007 года правительство США начало переговоры с правительствами Польши и Чехии, о начале размещения объектов. Однако, в апреле 2007 года Washington Post сообщила, что 57% поляков выступают против плана. Одновременно, Россия пригрозила разместить ядерных ракет короткого действия на своих границах с НАТО, если бы Соединенные Штаты отказались отказаться от своих планов по размещению 10 ракет-перехватчиков и радаров в Польше и Чешской Республике. В апреле 2007 года тогдашний президент Путин предупредил о новой холодной войне, если американцы развернут щита в Центральной Европе. Путин также заявил, что Россия готова отказаться от своих обязательств по Договору ядерных сил в 1987 году с Соединенными Штатами. 4 июля 2008 года, Польша не согласится на условия, изложенные в Соединенных Штатах, касающиеся установки ракет на ее территории. 14 августа 2008 года, вскоре после войны в Южной Осетии, Соединенные Штаты и Польша объявила о сделке по внедрению системы противоракетной обороны на польской территории, с системой слежения размещены в Чешской Республике. Россия заявила, что такие действия "не могут остаться безнаказанным». «То, что это была подписана в период очень тяжелого кризиса в отношениях между Россией и США по поводу ситуации в Грузии показывают, что, конечно, система противоракетной обороны будет развернута не против Ирана, а против стратегического потенциала России ", заявил Дмитрий Рогозин, представитель России в НАТО. 8 ноября, президент США Барак Обама назвал выдумкой утверждение, сделанное в президентом Польши Лехом Качиньским о том, что решение о размещении ракет было принято по результатам телефонных переговоров лидеров двух стран. 17 сентября 2009 года, Белый дом выступил с заявлением, сказав, что США не планирует продолжать проект. По словам президента Обамы, новые разведданные показали, Иран размещает ракеты ближнего и среднего радиуса, что требует изменения стратегии.

Существенная и неоднократная критик Польши вращается отказа на безвизовый въезд граждан Польши в Соединенные Штаты, несмотря на то, что большинство стран Европейского Союза - зачастую гораздо менее благоприятной США на международной арене - не имеют визовых требований. США остается последней неарабской развитой страной в мире требующей краткосрочных виз от граждан Польши. Польские паспорта в принципе позволяют свободное передвижение или позволяют проходить упрощенную  процедуру получения виз в каждой страны в мире, за исключением США. Во время своего визита в Польшу в 2011 году, Барак Обама высказался насчет программы безвизового въезда: "Я собираюсь сделать это приоритетом. И я хочу, чтобы решить эту проблему, в краткосрочной перспективе. Я ожидаю, что эта проблема будет решена во время моего президентства". Некоторые поляки были глубоко разочарованы бездействием администрации Обамы по этому вопросу, и считают, что это были пустые обещания. Европейский Союз пригрозил США ввести визовый режим для американцев,  в любой из своих стран-членов, если визовый режим для Польши сохранится.

В мае 2012 года, во время церемонии вручения Медалей Свобод, Обама допустил оговорку и назвал концентрационные лагеря нацистов в Польше во время Второй мировой войны «польскими лагерями смерти», на что премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Обама проявил «невежество, отсутствие знаний и недоброжелательность». По мнению Туска, назвав их "польскими лагерями смерти", Обама подразумевал, что Польша была ответственной за создание лагерей. Позднее пресс-секретарь Белого дома опубликовал официальные извинения, уточняя, что Президент имел в виду нацистские лагеря смерти, и имело место оговорка.

1 сентября 2009, 70-летняя годовщина начала Второй мировой войны, также отметило конец эпохи особой близости между Польшей и Соединенными Штатами.

Среди почетных гостей, толкающихся возле мемориала в Гданьске, где прозвучали первые выстрелы Второй мировой, были канцлер Германии Ангела Меркель и российский премьер Владимир Путин. США были представлены генералом Джеймсом Джонсом (James Jones), советником по национальной безопасности.

Джонсон был даже на ступень выше первоначальной кандидатуры - Уильяма Перри, бывшего министра обороны. Об этом сообщил Славомир Новак, близкий советник премьер-министра Польши Дональда Туска.

Низкая приоритетность события с точки зрения США, которая имела громадную символическую значимость для поляков, - знак смены приоритетов Вашингтона. У президента Барака Обамы полон рот хлопот, связанных с последствиями экономического кризиса, он поглощен Ираком и расширяет операцию в Афганистане, а также не спускает глаз с Китая, Северной Кореи и Ирана. При этом он одновременно пытается реформировать американскую систему здравоохранения. Кажется, у администрации не осталось сил на развитие отношений в той части мира, где немедленное внимание пока не требуется.

'США признали, что трансформация Европы прошла успешно, и что нет необходимости заниматься этим регионом', - сказал Адам Дэниэль, бывший министр иностранных дел Польши, в интервью газете Rzeczpospolita.

Перемена взглядов уже стала очевидной. Тогда как во время президентства Джорджа Буша поляки поддерживали американского лидера как никакая другая страна мира, включая самих США, новое исследование показывает явное охлаждение. Западная Европа, которая от Буша вздрагивала, настроена за Обаму, тогда как Центральная Европа относится к шагам американского лидера навстречу России скорее с опаской.

В прошлом году Опрос трансатлантических тенденций, проведенный Фондом Маршалла и другими институтами, обнаружил, что 44 процентов поляков поддерживают Буша, это самый высокий уровень поддержки, который у него был в Европе, - среди французов, например, неоднозначный техасец пользовался поддержкой лишь 11 процентов населения. В этом году Обаму поддерживают лишь 55 процентов поляков, это самый низкий показатель по Европе, тогда как 88 процентам французов Обама по душе.

Хотя дискуссии на тему того, кого послать на церемонию 1 сентября, были чисто символическими, отход США от Центральной Европы можно наблюдать в более реальных политических решениях.

Самая важная политическая перемена касается ПРО, часть которой должна была располагаться в Польше и Чешской республике с целью перехвата ракет из таких недружественных государств как Иран. Во времена администрации Буша поляки провели тяжелую сделку, настояв на том, чтобы установить дивизион ракет Пэтриот в обмен на строительство ПРО в Польше.

Программа вызвала ярость в России, которая восприняла это как потенциальную угрозу, и беспокойство среди союзников Польши по ЕС. За последние недели власти США, включая генерала Патрика О'Райли, главу Агентства по противоракетной обороне, начали заявлять, что будет более разумно не размещать часть системы в Центральной Европе.

Лидеры центральноевропейских стран так обеспокоились изменением тенденции в американской политике, что некоторые из них, включая бывшего президента Чехии Вацлава Гавела и бывшего президента Польши Леха Валенсу, написали администрации Обамы письмо, в котором заявили, что противоракетная оборона - лакмусовая бумажка значимости, которую США придают связям с Центральной Европой.

В письме, воспринятом в Вашингтоне без энтузиазма, также высказывался совет о том, что США следует предпринять усилия для укрепления связей, потому что новое поколение лидеров, приходящих к власти в Центральной Европе, настроено не так рефлекторно проамерикански, как предыдущее.

Поляки были страшно благодарны за непоколебимый антикоммунизм Рональда Рейгана и воспринимали США как лучшего гаранта их независимости от России после конца коммунистической эпохи в 1989 году.

Таким образом, отношения США и Польши на данный момент развиваются крайне неоднозначно и можно прогнозировать некоторое охлаждение отношений между странами в ближайшее время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2078. Учебно-методический комплекс по дисциплине 1.02 MB
  Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы. Организация промежуточного и итогового контроля знаний.
2079. Хозяйственная жизнь общества (Производство и распределение) 983.61 KB
  Восхождение от абстрактного к конкретному как метод построения логической целостной теории хозяйственной деятельности. Производство как основа существования и развития общества. Технологический способ производства как функционирование производительных сил. Диалектика духовного и материального производства.
2080. Расчет схем на диодах 1.29 MB
  Расчет схем на полупроводниковых диодах. Пример расчета диодного ограничителя. Стабилизаторы напряжения на диодах. Расчет параметрического стабилизатора.
2081. Учебное пособие Логика 877.93 KB
  Предмет и значение логики. совместимые отношения между понятиями. объем и содержание понятия. Правила и ошибки понятий. Виды сложных суждений. Непосредственные умозаключения. Методы научной индукции.
2082. Локальные компьютерные сети 627.36 KB
  Локальные компьютерные сети, базовые понятия. Оборудование компьютерных сетей. Локальные сети в общей классификации компьютерных сетей. Структура стандартов IEEE 802.X. Формат кадра и этапы доступа к среде. Производительность сети Ethernet. Маркерный метод доступа к разделяемой среде.
2083. Физико-химические основы микроэлектроники и технологии РЭС и ЭВС 2.33 MB
  Строение твердых тел. Основы кристаллографии. Основы квантовой физики. Основы зонной теории твердых тел и квантовой статистики. Гальваномагнитные эффекты в твердых телах. Оптические и фотоэлектрические явления в твердых телах
2084. Конспект лекций Turbo Pascal -2 725.88 KB
  Параметры-переменные и параметры-значения. Новые графические процедуры и функции. Вертикально-горизонтальное отношение. Поворот фигур и вывод текста. Тип данных множество и записи. Файлы с прямым доступом.
2085. Конспект лекций Turbo Pascal 1.57 MB
  Знакомство со средой PASCAL. Структура программы на Паскале. Печать списка и текстов. Переменные. Оператор присваивания. Управление выводом информации. Ввод данных (операторы READLN и READ). Логические переменные и операции. Многомерные массивы. Процедуры и функции с параметрами.
2086. Техническое диагностирование и неразрушающий контроль деталей и узлов локомотивов 182.16 MB
  Основы управления техническим состоянием локомотива, задачи и средства диагностирования. Акустический вид неразрушающего контроля. Диагностирование полупроводниковых и тиросторных блоков. Диагностирование тяговых электродвигателей. Выбор и расчет параметров диагностирование.