97768

Польша в международных экономических организациях

Доклад

Международные отношения

Экономическое положение Польши после 1989 года. Польша в ОЭСР. Польша во Всемирной торговой организации ВТО. Польша в Международном банке реконструкции и развития МБРР и Международном валютном фонде МВФ. Польша в Европейском банке реконструкции и развития ЕБРР. Польша в Европейском союзе ЕС. Польша в Международной финансовой корпорации МФК.

Русский

2015-10-24

89 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Доклад

«Польша в международных экономических организациях »

Студент 3-го курса

отделения «МО»                _________________ Гайдукова Я. А.

Научный руководитель:    _________________ Снапковский В.Е.

Минск

2012

Оглавление

[1] Экономическое положение Польши после 1989 года

[2]
Польша в ОЭСР

[3]
Польша во Всемирной торговой организации (ВТО)

[4]
Польша в Международном банке реконструкции и развития (МБРР) и Международном валютном фонде (МВФ)

[5]
Польша в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР)

[6]
Польша в Европейском союзе (ЕС)

[7]
Польша в Международной финансовой корпорации (МФК)

[8]
Вывод

[9] Список использованных источников

Экономическое положение Польши после 1989 года

После преобразования в 1989 году Польской Народной Республики в Республику Польша и избрания Правительства, которое возглавили премьер Мазовецкий и  министр финансов Бальцерович, в стране начались рыночные и демократические реформы.  Польша достигла хороших взаимоотношений со всеми своими партнерами, подписав соглашения о дружбе и сотрудничестве, которые заменили связи, разорванные с крахом Варшавского договора. Успешный переход Польши к рыночной экономике был в значительной степени облегчен поддержкой международных экономических организаций. Уже в конце восьмидесятых годов Польша установила хорошие взаимоотношения с Международным валютным фондом, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.

В настоящее время Польша является членом следующих экономических организаций:

Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Евросоюза, Международной финансовой корпорации.


Польша в ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Польша начала активно сотрудничать с ОЭСР в 1990 году, а стала ее членом в 1996. Благодаря членству в ОЭСР, регулирование процедуры иностранных инвестиций а так же процесс внесения в закон об иностранной валюте в Польше пошли значительно быстрее. Членство Польши в ОЭСР обеспечивает доступ к выгодным кредитным линиям от международных финансовых институтов, возможность полноправного участия в мировой экономике. Особо важную роль эта организация сыграла в процессе вхождения Польши в европейские структуры. Произошло заметное сближение польского законодательства, институтов, экономической политики, а так же практики, применяемой во многих областях, со стандартами ОЭСР.

В документе ОЭСР содержится следующая оценка польского опыта: “Спустя 10 лет после начала осуществления амбициозной программы экономической перестройки Польша утвердила себя в качестве самой успешной страны с переходной экономикой. Усилия по стабилизации экономики, приведение в порядок государственных финансов, проведение здоровой денежной политики, освобождение рыночных сил и претворение в жизнь структурных реформ были хорошо вознаграждены. Пережив экономический спад в фарватере кризиса в России, главной проблемой для руководства в настоящее время является преобразование зарождающегося восстановления экономики в долгосрочный рост. Это потребует проведения осторожной денежной политики по снижению инфляции, дальнейших усилий по консолидации государственных финансов и роста внутренних сбережений, гибкости валютного курса для облегчения приспособления к шоку извне и быстрого прогресса в приватизации принадлежащих государству предприятий с целью максимизации экономических выгод повышения эффективности ”.

ОЭСР проводит систематические обзоры польской экономики, анализирует направления проводимых реформ и прогресс в их осуществлении. Доклады из этих обзоров рассматриваются в качестве авторитетного и надежного источника информации об экономическом развитии и его перспективах, являясь одновременно основой для оценки достоверности страны на международной арене.


Польша во Всемирной торговой организации (ВТО)

Всемирная торговая организация— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Польша является одной из стран-создателей ВТО, подписавшим Заключительный акт.

Принятие Польшей всех согласованных либеральных обязательств означало, что вместе с улучшением доступа польских товаров на рынки третьих стран, защита внутреннего рынка от импорта уменьшилась, а конкуренция увеличилась.

В области торговли услугами вступление в ВТО означало для Польши принятие оговорки о режиме наибольшего благоприятствования по отношению ко всем партнерам этой организации, а обязательства по отношению ко всем членам ОЭСР были расширены на все страны ВТО. Польша приняла также обязательства по либерализации финансовых услуг.


Польша в Международном банке реконструкции и развития (МБРР) и Международном валютном фонде (МВФ)

Наиболее важное экономическое значение имеет участие республики в МВФ и МБРР. Она вступила в эти международные организации с целью получить необходимую помощь для восстановления равновесия платежного баланса, ускорить структурную перестройку польской экономики, расширить экспорт. В политическом же плане участие Польши в этих организациях способствовало нормализации отношений с развитыми капиталистическими странами.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.

Польша вступила во Всемирный банк в 1986 году. Президент Национального банка Польши представляет страну на заседаниях Всемирного банка. За период с 1990 по 1996 гг. Польша получила помощь от Всемирного банка в эквивалента 3,374 мил. долларов для покрытия расходов по преобразованию страны. Из указанной суммы 46 % было истрачено на непосредственную реструктуризацию польской экономики с целью ее адаптации к принципам мировой рыночной экономики. В 2000 году Всемирный банк выделил помощь частному сектору и на развитие системы защиты окружающей среды.

С 1986 года Всемирный банк последовательно поддерживает экономический рост страны путем восстановления равновесия структур макроэкономики и повышения эффективности государственных издержек и программ. Помощь оказывается также в области обеспечения занятости путем приватизации и реформы банковско-финансового сектора.

 Всемирный банк оказывает текущую помощь Польше в наиболее полном использовании преимуществ от членства в ЕС. Содействует в развитии транспортной инфраструктуры страны и способности правительства использовать структурные фонды Евросоюза.

В 2004 году Всемирный банк утвердил две кредитные линии Польше - одна на сумму 100 млн. евро для поддержки финансирования Проекта строительства и эксплуатации дорог, и вторая на сумму 160 млн. евро для финансирования социальной адаптации в рамках проекта реструктуризации угледобывающей промышленности. Данный проект нацелен на поддержку польского правительства в реформировании угледобывающей промышленности.

    В июне 2004 года при взаимодействии с Конфедерацией польских частных работодателей была создана должность представителя по связям с частным бизнесом, чтобы упростить контакты между Всемирным банком и частным предпринимательством.

Отношения Польши с МВФ и МБРР за период с 1986 г. развивались неравномерно. Главной причиной являлось отсутствие согласованной с МВФ программы приспособления польской экономики к мировому хозяйству, а также неурегулированность платежных отношений с ведущими кредиторами Республики Польша. Положение изменилось в 1989 г. после политических изменений в стране и разработки правительством программы («план Бальцеровича»), получившей поддержку МВФ и МБРР. В соответствии со сложившейся практикой МВФ потребовал от Польши принятия энергичных мер по ограничению потребления, сокращению дотаций из государственного бюджета, повышению цен, увеличению экспорта на Запад. Вместе с тем МВФ пошел на определенные уступки Польше: согласился на достижение равновесия платежного баланса в торговле с капиталистическими странами в 1993 г.

В 1990 г. подписаны соглашения о первых кредитах на сумму 360 млн дол.; 260 млн дол. из них предназначаются на развитие промышленности, в частности на снижение энерго- и материалоемкости производства, а 100 млн дол.— на структурную перестройку производства продовольственных товаров. Кредиты предоставляются, как правило, па срок от 10 до 20 лет со значительным льготным периодом. 

Следует отметить, что последующее предоставление кредитов МВФ и МБРР оговаривают необходимостью дальнейшего углубления экономических реформ в стране, ускорения перевода экономики па рыночные рельсы.


Польша в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был основан в 1991 году для финансирования проектов развития в странах Восточной и Центральной Европы, нацеленных на стимулирование перехода к рыночной экономике. Польша является одной из стран-основателей , которые в 1990 году подписали декларацию об учреждении Банка.

В принятой в 1999 году Советом директоров Банка стратегии сотрудничества с Польшей предусматривается концентрация деятельности в следующих сферах: оказание финансовой и технической помощи в области приватизации и реструктуризации государственных предприятий и банков, а так же помощи частным предприятиям в приоритетных секторах народного хозяйства; оказание технической и финансовой помощи банкам и финансовому сектору в целом, а также продвижение специализированных финансовых институтов и банковских услуг для малых и средних предприятий; оказание технической и финансовой помощи программам защиты окружающей среды; оказание технической и финансовой помощи энергетическим программам, учитывающим требования защиты окружающей среды, а так же помощи в области модернизации, стабилизации и приватизации поставок энергии.

Томас Миров, президент ЕБРР, в интервью ответил, что последний экономический кризис доказал, что «трансформация не была такой глубокой и такой быстрой, как казалось раньше». В настоящее время длительное финансирование практически недоступно, считает президент ЕБРР. «Это доказательство того, что в некоторых сферах польской экономики есть необходимость нашей поддержки. Кроме того Польша не смогла ввести так называемый энергетический микс, характерный для развитых стран. Доля угля, а вместе с ним выбросов углекислого газа, остаётся довольно большой». Электростанции и сети требуют серьёзной модернизации. Томас Миров заявил в интервью, ЕБРР также активно собирается участвовать в банковской сфере польской экономики.


Польша в Европейском союзе (ЕС)

Польша вступила в ЕС в 2004 году, а идея интеграции Польши с ЕС появилась вскоре после начала системных реформ 1989 года. С1 мая 2004 года Польша участвует и принимает решение во всех органах ЕС. Польша имеет относительно большое представительство в органах ЕС, прежде всего благодаря численности своего населения.

Вступление Польши в ЕС означало принятие всей правовой базы ЕС. Имели место также некоторые исключения, оформленные в вие переходных периодов. Зафиксированные в договоре о вступлении, в большинстве своем они были введены по инициативе Польши, как более слабого партнера, опасающегося серьезных затрат по внедрению норм ЕС, что могло бы повлиять на снижение конкурентоспособности польских товаров и услуг. Самое большое количество переходных периодов удалось получить в области охраны окружающей среды, что позволит Польше распределить во времени огромные инвестиционные усилия, связанные с внедрением высоких стандартов ЕС в этой области. Также они касались свободного перемещения товаров, капитала, политики конкуренции, транспорта.

Вопросы, связанные с сельским хозяйством, были особенно трудными ввиду относительно большой доли населения Польши, занятого в польском хозяйстве и опасений польских крестьян относительно возможности на европейском рынке с крестьянами из ЕС.

Вступление Польши открыло дорогу к очередному этапу экономической интеграции, которым является членство в зоне евро. Вступая в ЕС Польша обязалась в дальнейшей перспективе перейти на евро и таким образом участвовать в проведении совместной денежной политики со странами, принадлежащими к валютному союзу.

Однако Польше пока не удается добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета, а также стабильности национальной валюты. "Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014-2015 годов", - заявила Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Центробанка страны. Того же мнения придерживается и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски. "Мы присоединимся только тогда, когда сможем объявить нашему народу, что вступление в еврозону будет безопасным", - подчеркнул министр. Сикорский добавил, что европейцы едва ли могут упрекнуть Польшу за то, что она отказывается входить в валютный союз в период, когда он переживает острейший долговой кризис.

После вступления в ЕС 1 мая 2004 года Польша может пользоваться различными фондами Евросоюза, ассигнованными для его членов. На копенгагенской встрече 2002 года было принято решение, об открытии Польше доступа почти к 13,5 млрд. евро в период 2004-2006 годов в рамках целевых структурных фондов, прямых выплат и других программ.

    Например, программа "ИСПЕ" является инструментом структурной политики на этапе, предваряющем вступление в ЕС, нацеленным на поддержку широкомасштабных инвестиций в экологию и транспорт. Бюджет программы "ИСПЕ" для десяти стран-кандидатов в ЕС в 2000-2006 годах был установлен в размере 1 млрд. 40 млн. евро в год. Польша могла получать от 312 до 385 млн. евро в год. В 2000-2004 годы Польша получила из фондов ИСПЕ общим числом 1,4 млрд. евро (экологические и транспортные проекты).   

Программа "САПАРД" является очередным инструментом финансовой поддержки для стран-кандидатов в ЕС. Ее задача - поддержать модернизацию сельского хозяйства и развитие села. В 2000-2003 годах Польша получила почти 700 млн. евро, и реализация части проектов продолжается.

    С 2000 года и далее Польша получила предвступительную помощь на ежегодную сумму до 1 млрд. евро. В период 1990-2003 годов Польша получила порядка 5,8 млрд. евро в рамках ИСПЕ и САПАРД. 

Вступая в ЕС, Польша не только укрепила свою международную позицию, но и получила возможность оказывать влияние на политику ЕС. Улучшение репутации Польши на международной арене способствовало дополнительному притоку прямых иностранных инвестиций в страну.


Польша в Международной финансовой корпорации (МФК)

Международная финансовая корпорация (МФК) - член группы Всемирного банка, поощряющая экономический рост в развивающихся странах посредством финансирования капиталовложений в частном секторе, мобилизации капитала на международных финансовых рынках и обеспечения технической и консалтинговой поддержки правительственным и деловым структурам. Миссия МФК - это продвижение капиталовложений в частном секторе развивающихся стран, что снижает уровень бедности и повышает благосостояние населения.

В свете вступления Польши в Евросоюз и растущей доступности долгосрочного финансирования из частных источников, МФК, как организация с гибким подходом, реорганизовала свою миссию в Польше. С 1 июля 2004 года МФК сократила свое представительство в Польше и продолжит операции посредством Особого регионального представителя на Центральную и Восточную Европу, располагающегося в варшавском офисе Всемирного банка. МФК фокусирует свою инвестиционную и консалтинговую деятельность избирательно в некоторых областях, где отдача может быть наивысшей, в т.ч.:
    - инвестиции польских фирм на восточном направлении;
    - комплексная приватизация и пост-приватизация, где участие МФК может способствовать усилению прозрачности процесса приватизации и доверия к нему, а также поддержка структурирования инвестиционных программ в период после вступления в ЕС. Запуск программы послеприватизационных инвестиций. Возможные области включают химическую и нефтегазовую отрасли промышленности, а также различные отрасли инфраструктуры.
    - содействие партнерству государственного и частного секторов в области здравоохранения и образования;
    - поддержка дальнейшего институционального развития в финансовом секторе (поддержка экспансии в области доступа к финансированию жилищного строительства, упрощение продажи трудных займов, развитие рынка ценных бумаг и т.д.);
  а также содействие развитию возобновляемых энергоносителей и энергосбережения.

С момента вступления Польши в МФК, что произошло в 1987 году, корпорация вложила свыше 550 млн. долларов США (404 млн. долларов США самостоятельно и 153 млн. долларов США в кооперации) в широкий спектр отраслей экономики. В их числе: стеклоделие, целлюлозно-бумажная промышленность, электромашиностроение, сталелитейное производство, гостиничное хозяйство, связь, городское строительство, розничная торговля, агропромышленность, ипотечное финансирование, финансирование малых и средних предприятий, здравоохранение, банковское дело и частные фонды ценных бумаг. МФК также одобрило вложение дальнейших 200 млн. долларов США в центрально-европейском регионе, причем большая часть этих средств будет инвестирована в Польше. Помимо того МФК произвела целый ряд мероприятий по технической поддержке и консалтингу в Польше, начиная с приватизации ряда цементных заводов в начале 90-х годов и вплоть до консалтинга в области лизинга, финансирования жилищного строительства, пенсионной реформы и корпоративного управления.


Вывод

Благодаря тому, что Польша является активным участником многих международных экономических организаций, Польша добилась существенного прогресса в создании рыночной экономики. Она стала первой страной Восточной Европы, которая вышла из трансформационного спада и добилась увеличения ВВП, размеры которого превысили дореформенный уровень. Увеличившийся рынок создает большие шансы развития, на получение многих технологий, капитала развития, инвестиций. Кроме того, членство Польши в основных международных экономических организациях повышает авторитет государства, укрепляет его международную позицию.

Список использованных источников

  1.  Рышард Михальски. Польша. Твой экономический партнер.-Варшава: Институт исследований рынка потребления и конъюнктуры, 2007. с.13-23.
  2.  В каких международных организациях участвует Польша? Что дает ей членство в МВФ и МБРР? //http://eursa.org
  3.  ЕБРР планирует большие инвестиции в Польше//http://www.radioporusski.pl
  4.  Польша не может присоединиться к зоне евро ранее 2014-2015//http://afn.by
  5.  Сотрудничество с международными организациями//http://www.polska.ru
  6.  Экономика Польши//wikipedia.ru
  7.  Список стран по будущему государственному долгу//wikipedia.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29868. Бюджетная система РФ 19.67 KB
  10 бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; Бюджетов субъектов Российской Федерации региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; Местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет 21 республиканский бюджет республик в составе РФ 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты Москвы и СанктПетербурга один областной бюджет автономной области 10 окружных бюджетов автономных...
29869. Бюджетный процесс и концепция его реформации 16.35 KB
  6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов контролю за их исполнением осуществлению бюджетного учета составлению внешней проверке рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Все стадии жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права призванными обеспечить четкое...
29870. Инвестиции – вложения средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри страны и за границей в целях получения прибыли 15.64 KB
  Прямые инвестиции осуществляются с целью непосредственного управления объектом инвестиций через контрольный пакет акций или в иной форме контрольного участия.Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг принадлежащих различным эмитентам и не обеспечивающих контрольное участие и прямое управление объектом инвестиций. Цель подобных инвестиций в отличие от прямых – получение прибылей от роста курсовой стоимости портфеля от созданных ими стабильных денежных потоков дивидендов процентов при диверсификации...
29871. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ 16.75 KB
  на свой страх и риск. В связи с этим появляются различные методы управления риском и повышается роль страхования как основного метода снижения степени риска. Риск это финансовая категория. Снижение величины риска осуществляется через финансовые методы: диверсификацию лимитирование самострахование страхование и др.
29872. Структура капитала 16.72 KB
  Структура капитала соотношение собственных и заемных финансовых средств используемых в хозяйственной деятельности. Она влияет на коэффициент рентабельности активов и собственного капитала определяет систему коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности и формирует соотношение доходности и риска.Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных средств долгосрочного характера. Управление структурой капитала заключается в создании смешанной структуры капитала представляющей такое оптимальное сочетание...
29873. Долгосрочная финансовая политика РФ 35 KB
  Очевидно что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Безусловно российские предприятия имеют большой опыт в области разработки финансовой политики прогнозной и плановой работы оценок экономической эффективности проектов который не следует игнорировать. Финансовая политика предприятия совокупность мероприятий по целенаправленному формированию организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Финансовая политика наиболее важный составной элемент общей политики...
29874. Характеристика федеральных налогов. порядок их исчисления и уплаты 44 KB
  характеристика федеральных налогов. порядок их исчисления и уплаты Законом Об основах налоговой системы в Российской Федерации а также в Налоговом кодексе глава 2 статья 12 устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные региональные и местные Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы которые установлены НК Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам откосятся статье 13 НК РФ: 1 налог на добавленную стоимость; 2 акцизы; 3 налог на доходы...
29875. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка 27.5 KB
  Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка. При этом вид товара – ценные бумаги – определяет структуру фондового рынка и компоненты этой структуры осуществляющие как собственно его функционирование так и управление его работой: состав участников рынка местоположение порядок функционирования правила регулирования и т. В целом структуру фондового рынка можно представить следующим образом: субъекты рынка; собственно рынок биржевой и внебиржевой фондовые рынки; органы государственного регулирования и надзора в...
29876. Государственные внебюджетные фонды: источники формирования доходов и направления использования средств 37 KB
  В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации ФСС РФ один из государственных внебюджетных фондов созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом Об основах обязательного социального страхования. Федеральный фонд обязательного...