97769

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения

Реферат

Культурология и искусствоведение

Главная особенность культурного феномена России выражалась в том, что она на протяжении многих веков развивалась скорее вопреки, чем благодаря тем или иным обстоятельствам, что позволило выкристаллизовать особый искренний голос, звучащий в каждом проявлении истинных ценностей русской культуры.

Русский

2015-10-24

113 KB

0 чел.

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения

Многое в советской культуре еще требует своего изучения, еще не создано сколько-нибудь стройного взгляда на это противоречивое явление. Октябрьская революция подняла с мест огромные человеческие массы, которые пришли в движение в процессе непримиримого противостояния. “С нами или против нас” — таков был определяющий принцип отношений. Этот принцип отразился в трилогии А.Н.Толстого (1882/83—1945) “Хождение по мукам”; книге И. Бабеля (1894—1941) “Конармия”. Но в круговороте гражданской войны рождались и романтические идеалы мирового коммунизма, отражённые в поэме М. Светлова “Гренада”, в известной картине Рылова «В голубом просторе», в творчестве С. Есенина, М. Цветаевой, А. Блока, В. Брюсова.

После Октябрьской революции возникли сложные отношения новой власти с деятелями культуры, среди них трагические судьбы М. Цветаевой, И. Гумилева (1886—1921), О. Мандельштама и таких столпов, как С. Есенин,                            В. Маяковский, чье понимание этого обстоятельства привело к конфликту с официальной идеологией и к смерти.

Две противоположности двигали русскую культуру довоенного времени: немыслимая тяга к свету знаний и тяжелое недоверие к проявлению любого рода интеллигентности, что привело страну к отставанию в области материальной культуры и к последующим трагическим обстоятельствам Великой Отечественной войны и более поздних лет.

Главная особенность культурного феномена России выражалась в том, что она на протяжении многих веков развивалась скорее вопреки, чем благодаря тем или иным обстоятельствам, что позволило выкристаллизовать особый искренний голос, звучащий в каждом проявлении истинных ценностей русской культуры.

На гребне этой волны в России рождается такое уникальное явление как особая детская литература, с установкой, что “для детей надо писать, как для взрослых, только значительно лучше”. Можно сказать, что возникает особый пласт культуры — культура детства, с ее специфическими формами организации, с детским театром, музыкой, формами самодеятельности детей. Культура для детей несла в себе самый большой заряд оптимизма и веры в советские идеалы.

Культура этого времени пестра, многослойна, мозаична, но при этом она составляет сложную системную целостность. Гуманизм, человечность, искренние чувства и высокие идеалы соединялись в ней с бесстрастной и бесчеловечной машиной административно-командной системы власти, с тоталитаризмом, а гордость историческими достижениями народа выливалась в официальное прославление государственной системы.

Уже в начале советского периода сложилась и выросла проблема многих последующих лет — противоречие между лозунгом и реальностью. Это явление ярко описано в повести А. Н. Толстого “Гадюка, в произведениях “Котлован”, “Чевенгур”, “Ювенильное море” А. Платонова.

При всех тяжелых факторах советской действительности нужно все-таки отметить мощный рост образования, создание системы обучения, доступного самой широкой публике.

Всенародное изучение марксизма приводит к упрощенному его пониманию (“Бытие определяет сознание”). Лишь отдельным теоретикам, занятым гносеологией1, удалось добиться некоторых результатов: работы П. Копнина, Б. Кедрова, Э. Ильенкова. А. Ф. Лосев, чьи работы в области эстетики и философии еще до сих пор не опубликованы полностью, был репрессирован и лишь после реабилитации, больной и почти слепой, получил право преподавания.

Наука начинает ставиться во все большую зависимость от идеологии.

В искусстве этого времени активизировалась борьба за чистоту рядов. На первом съезде Союза писателей в основном докладе, сделанном А. М. Горьким, был впервые провозглашен принцип социалистического реализма. Требования социалистического реализма провозглашают народность и партийность искусства его неотъемлемыми качествами. Ленинское положение о том, что искусство уходит “корнями в самую толщу народных масс”, усекается до начальной фразы” “искусство принадлежит народу”. Из этого делается вывод о том, что должно быть понятно народу, все прочее объявляется “не нужным нашему народу”. На этом основании начинаются гонения на А. Ахматову, О. Мандельштама,  Пастернака, М. Цветаеву.

В этот период в литературе работали М.Булгаков, А. М. Горький,     Н. Островский, М. Шолохов, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, А. Ахматова,                            М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам; в живописи — А. Дейнека, К. Петров-Водкин, М. Нестеров. Музыка обогатилась произведениями Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Д. Кабалевского,   И. Дунаевского. Появился новый театр, в его репертуар вошли лучшие классические произведения и та новая драматургия, которая осмысляла реальность построения нового общего и прошлое, представавшее героическим.

Особое место в российском искусстве занял кинематограф. Сочетая технические достижения с чисто российской страстностью в выражении своих культурных приоритетов, отечественные кинематографисты создали поистине непреходящие художественные ценности.

Разразившаяся война была полной неожиданностью для многих, поскольку население беспрекословно верило всему, что сообщали газеты и радио. В первые дни войны в борьбу с захватчиками вступило искусство. Практически в первые часы войны появилась песня Г. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача “Священная война”, ставшая гимном военных лет, а стихи К. Симонова “Жди меня”, написанные в августе 1941 года, переписывали и знали наизусть чуть ли не поголовно все.

Появляются задевающие самые заветные струны души произведения                           А. Н. Толстого “Русский характер”, фронтовые рассказы А. Платонова, поэзия П. Антокольского, Н. Тихонова, О. Берггольц. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” стала поистине народным произведением. Настоящим подвигом было создание   Д. Шостаковичем знаменитой “Ленинградской симфонии”. Среди наиболее популярных артистов фронтовых театров были Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко. Культура военных лет сплотила народ.

Конец сороковых—начало пятидесятых годов, пожалуй, самое тяжелое время для советской культуры. Непременным условием для искусства считалось отражение в нем роли партии практически в любом сюжете. Жестокой критике подвергли А. А. Фадеева, М. Исаковского, А. Платонова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича и др.

Сталинский период, связанный с развитием отечественной культуры, был слишком длительным и поэтому не мог быть забытым в короткий период времени.

В силу двойственности существования практически каждого советского человека появляются культура андеграунда — “подпольной” литературы. Эта неофициальная культура сформировала тот пласт диссидентов, который во многом пополнил слой русской эмиграции. В связи с этим существует особое явление культуры — культура русской эмиграции, которую двигало стремление сохранить и приумножить русскую культуру. Этому было посвящено творчество поэтов-шестидесятников (Е. Евтушенко,              Р. Рождественского, А. Вознесенского), об этом говорили лучшие киноленты, романы, театральные спектакли.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйственной страны к состоянию великой мировой промышленной державы. Но при этом XX век — это век контрастов.

2. В XX веке резко отличаются друг от друга его начало, середина и окончание. Если начало века было периодом, вобравшим в себя резкие переходы от одного состояния общества к другому, то преобразовательная деятельность середины века (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась в порыве веры в светлое будущее.

3. Начало века создало философию, которая связана с поисками смысла жизни, с образом человека.

4. Русское искусство XX века прошло период поиска, период раздвоенности в своем движении и к классике, и к новациям разного рода: во всех своих поисках никогда не утрачивало гуманизма.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Русская культура представляет собой специфический тип культуры.

              Во-первых, она сложилась в результате слияния первичных культур различных племен не только славянского, но и восточного происхождения.

Во-вторых, она находилась в постоянном движении.

В-третьих, русская культура практически на любом этапе была тесно связана с политическими тенденциями общества. И, наконец, находясь между Востоком и Западом, русская культура впитала в себя некоторые существенные моменты и той, и другой культуры. На этой особенности русской культуры нужно остановиться отдельно.

Восточные культуры несут в себе преимущественно эмоционально-созерцательное отношение к миру, в них преобладают морально-этические взгляды, регулирующие все стороны взаимодействия человека с миром и обществом. На Западе, напротив, преобладает логическое мировосприятие. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

Еще одно обстоятельство характеризует многие особенности русской культуры. Она существует не только в ее официальном выражении, сколько  в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали. Именно в России так сильна и неразрывна связь каждого крупного деятеля культуры со своим народом, именно в России так глубоко и серьезно каждое событие проходит через жизнь отдельного человека. В последние годы многие теоретики говорят о падении уровня духовной культуры, однако следует помнить, что русской культуре свойственно постоянное движение, изменчивость. Можно предполагать, что, преодолев кризисное состояние, Россия еще сможет создать свои лучшие образцы, что ее еще ждет великое будущее.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79462. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики 27.93 KB
  Предмет процессы социализации инкультурации и самореализации личности в институциональных и неинституциональных сферах художественной духовнонравственной социальнопсихологической политической правовой экологической физической культуры. Целевая установка прикладной культурологии вовлечение человека в мир культуры. Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется: в научнометодическом обеспечении культурнопросветительной и культурнотворческой деятельности учебных заведений трудовых коллективов воинских частей...
79463. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы 28.15 KB
  В последнее время учреждения культуры все чаще обращаются к переосмыслению своей деятельности что связано с изменением их роли в обществе. Следовательно они важны сегодня и для учреждения культуры как его руководства так и каждого сотрудника. Репутация это уже созданное общее мнение о достоинствах и недостатках учреждения. Кроме того существует внутренний имидж учреждения то есть представление о нем персонала.
79464. Методологические характеристики исследований СКД 28.54 KB
  Методы исследования делятся на 2 большие группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы исследования всегда существуют в паре. Абстрагирование мысленное вычленение и обращение в самостоятельный объект исследования отдельных сторон свойств или состояний объекта. Наблюдение это наиболее информативный метод исследования.
79465. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение 28.45 KB
  Источники финансирования некоммерческих организаций социальнокультурной сферы: Привлеченные Государственные Собственные; Благотворительные средства; Прямое финансирование: Доходы от основной; Спонсорские средства содержание госсети учреждений деятельности; Гранты программы федеральные Доходы от; Членские взносы региональные отраслевые предпринимательской; Резервные взносы межотраслевые деятельности; Заемные средства кредиты Финансирование потребителя; Косвенное финансирование. НКО некоммерческие организации отличаются высокой...
79466. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности; социально-психологические типы самодеятельных обществ 26.51 KB
  В процессе своего развития возникают связи и группа становится группойассоциацией. Группа прекратила свое существование. Формирование внутригрупповых норм: без норм не может жить ни одна группа. Чем больше существует группа тем больше норм чем больше норм тем больше внутригрупповое давление на личность.
79467. Социально-культурные функции рекламы 28.34 KB
  Реклама – это особый вид создания и распространения информации, имеющий четкого заказчика, передаваемый опосредованно имеющий целью – повышение спроса и повышение интереса к товарам и услугам.
79468. Методы организации СКД 27.68 KB
  Методы социальнокультурной деятельности система информационного и идейноэмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социальнокультурной деятельности направленных на решение конкретных просветительных воспитательных и иных культуросозидающих задач. Методы СКД: Методы формирования культурных знаний которые в свою очередь подразумеваются на методы: информирования сообщения внушения заражения убеждения. Методы стимулирования в этой группе рассматриваются соревнования метод...
79469. Деятельность некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества 26.77 KB
  Роль ОО в становлении гражданского общества. Общественные объединения являются субъектами социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества их влияние на социально-культурную политику и взаимодействие с государственными органами по решению социальных проблем имеет существенное значение. Основной ролью общественных организаций в условиях демократии является активное участие в формировании гражданского общества с привлечением творческого потенциала населения.
79470. Средства социально-культурной деятельности и примеры их использования в различных досуговых программах 27.32 KB
  Множество социальных проблем с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Социально педагогические критерии к средствам культурнодосуговой деятельности соотносятся с критериями предъявляемыми к культурнодосуговой деятельности в целом. Это: критерий социально значимой направленности культурнодосуговой деятельности; критерий соответствия методики работы современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание поведение и отношения людей в условиях...