97769

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения

Реферат

Культурология и искусствоведение

Главная особенность культурного феномена России выражалась в том, что она на протяжении многих веков развивалась скорее вопреки, чем благодаря тем или иным обстоятельствам, что позволило выкристаллизовать особый искренний голос, звучащий в каждом проявлении истинных ценностей русской культуры.

Русский

2015-10-24

113 KB

0 чел.

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения

Многое в советской культуре еще требует своего изучения, еще не создано сколько-нибудь стройного взгляда на это противоречивое явление. Октябрьская революция подняла с мест огромные человеческие массы, которые пришли в движение в процессе непримиримого противостояния. “С нами или против нас” — таков был определяющий принцип отношений. Этот принцип отразился в трилогии А.Н.Толстого (1882/83—1945) “Хождение по мукам”; книге И. Бабеля (1894—1941) “Конармия”. Но в круговороте гражданской войны рождались и романтические идеалы мирового коммунизма, отражённые в поэме М. Светлова “Гренада”, в известной картине Рылова «В голубом просторе», в творчестве С. Есенина, М. Цветаевой, А. Блока, В. Брюсова.

После Октябрьской революции возникли сложные отношения новой власти с деятелями культуры, среди них трагические судьбы М. Цветаевой, И. Гумилева (1886—1921), О. Мандельштама и таких столпов, как С. Есенин,                            В. Маяковский, чье понимание этого обстоятельства привело к конфликту с официальной идеологией и к смерти.

Две противоположности двигали русскую культуру довоенного времени: немыслимая тяга к свету знаний и тяжелое недоверие к проявлению любого рода интеллигентности, что привело страну к отставанию в области материальной культуры и к последующим трагическим обстоятельствам Великой Отечественной войны и более поздних лет.

Главная особенность культурного феномена России выражалась в том, что она на протяжении многих веков развивалась скорее вопреки, чем благодаря тем или иным обстоятельствам, что позволило выкристаллизовать особый искренний голос, звучащий в каждом проявлении истинных ценностей русской культуры.

На гребне этой волны в России рождается такое уникальное явление как особая детская литература, с установкой, что “для детей надо писать, как для взрослых, только значительно лучше”. Можно сказать, что возникает особый пласт культуры — культура детства, с ее специфическими формами организации, с детским театром, музыкой, формами самодеятельности детей. Культура для детей несла в себе самый большой заряд оптимизма и веры в советские идеалы.

Культура этого времени пестра, многослойна, мозаична, но при этом она составляет сложную системную целостность. Гуманизм, человечность, искренние чувства и высокие идеалы соединялись в ней с бесстрастной и бесчеловечной машиной административно-командной системы власти, с тоталитаризмом, а гордость историческими достижениями народа выливалась в официальное прославление государственной системы.

Уже в начале советского периода сложилась и выросла проблема многих последующих лет — противоречие между лозунгом и реальностью. Это явление ярко описано в повести А. Н. Толстого “Гадюка, в произведениях “Котлован”, “Чевенгур”, “Ювенильное море” А. Платонова.

При всех тяжелых факторах советской действительности нужно все-таки отметить мощный рост образования, создание системы обучения, доступного самой широкой публике.

Всенародное изучение марксизма приводит к упрощенному его пониманию (“Бытие определяет сознание”). Лишь отдельным теоретикам, занятым гносеологией1, удалось добиться некоторых результатов: работы П. Копнина, Б. Кедрова, Э. Ильенкова. А. Ф. Лосев, чьи работы в области эстетики и философии еще до сих пор не опубликованы полностью, был репрессирован и лишь после реабилитации, больной и почти слепой, получил право преподавания.

Наука начинает ставиться во все большую зависимость от идеологии.

В искусстве этого времени активизировалась борьба за чистоту рядов. На первом съезде Союза писателей в основном докладе, сделанном А. М. Горьким, был впервые провозглашен принцип социалистического реализма. Требования социалистического реализма провозглашают народность и партийность искусства его неотъемлемыми качествами. Ленинское положение о том, что искусство уходит “корнями в самую толщу народных масс”, усекается до начальной фразы” “искусство принадлежит народу”. Из этого делается вывод о том, что должно быть понятно народу, все прочее объявляется “не нужным нашему народу”. На этом основании начинаются гонения на А. Ахматову, О. Мандельштама,  Пастернака, М. Цветаеву.

В этот период в литературе работали М.Булгаков, А. М. Горький,     Н. Островский, М. Шолохов, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, А. Ахматова,                            М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам; в живописи — А. Дейнека, К. Петров-Водкин, М. Нестеров. Музыка обогатилась произведениями Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Д. Кабалевского,   И. Дунаевского. Появился новый театр, в его репертуар вошли лучшие классические произведения и та новая драматургия, которая осмысляла реальность построения нового общего и прошлое, представавшее героическим.

Особое место в российском искусстве занял кинематограф. Сочетая технические достижения с чисто российской страстностью в выражении своих культурных приоритетов, отечественные кинематографисты создали поистине непреходящие художественные ценности.

Разразившаяся война была полной неожиданностью для многих, поскольку население беспрекословно верило всему, что сообщали газеты и радио. В первые дни войны в борьбу с захватчиками вступило искусство. Практически в первые часы войны появилась песня Г. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача “Священная война”, ставшая гимном военных лет, а стихи К. Симонова “Жди меня”, написанные в августе 1941 года, переписывали и знали наизусть чуть ли не поголовно все.

Появляются задевающие самые заветные струны души произведения                           А. Н. Толстого “Русский характер”, фронтовые рассказы А. Платонова, поэзия П. Антокольского, Н. Тихонова, О. Берггольц. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” стала поистине народным произведением. Настоящим подвигом было создание   Д. Шостаковичем знаменитой “Ленинградской симфонии”. Среди наиболее популярных артистов фронтовых театров были Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко. Культура военных лет сплотила народ.

Конец сороковых—начало пятидесятых годов, пожалуй, самое тяжелое время для советской культуры. Непременным условием для искусства считалось отражение в нем роли партии практически в любом сюжете. Жестокой критике подвергли А. А. Фадеева, М. Исаковского, А. Платонова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича и др.

Сталинский период, связанный с развитием отечественной культуры, был слишком длительным и поэтому не мог быть забытым в короткий период времени.

В силу двойственности существования практически каждого советского человека появляются культура андеграунда — “подпольной” литературы. Эта неофициальная культура сформировала тот пласт диссидентов, который во многом пополнил слой русской эмиграции. В связи с этим существует особое явление культуры — культура русской эмиграции, которую двигало стремление сохранить и приумножить русскую культуру. Этому было посвящено творчество поэтов-шестидесятников (Е. Евтушенко,              Р. Рождественского, А. Вознесенского), об этом говорили лучшие киноленты, романы, театральные спектакли.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйственной страны к состоянию великой мировой промышленной державы. Но при этом XX век — это век контрастов.

2. В XX веке резко отличаются друг от друга его начало, середина и окончание. Если начало века было периодом, вобравшим в себя резкие переходы от одного состояния общества к другому, то преобразовательная деятельность середины века (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась в порыве веры в светлое будущее.

3. Начало века создало философию, которая связана с поисками смысла жизни, с образом человека.

4. Русское искусство XX века прошло период поиска, период раздвоенности в своем движении и к классике, и к новациям разного рода: во всех своих поисках никогда не утрачивало гуманизма.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Русская культура представляет собой специфический тип культуры.

              Во-первых, она сложилась в результате слияния первичных культур различных племен не только славянского, но и восточного происхождения.

Во-вторых, она находилась в постоянном движении.

В-третьих, русская культура практически на любом этапе была тесно связана с политическими тенденциями общества. И, наконец, находясь между Востоком и Западом, русская культура впитала в себя некоторые существенные моменты и той, и другой культуры. На этой особенности русской культуры нужно остановиться отдельно.

Восточные культуры несут в себе преимущественно эмоционально-созерцательное отношение к миру, в них преобладают морально-этические взгляды, регулирующие все стороны взаимодействия человека с миром и обществом. На Западе, напротив, преобладает логическое мировосприятие. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

Еще одно обстоятельство характеризует многие особенности русской культуры. Она существует не только в ее официальном выражении, сколько  в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали. Именно в России так сильна и неразрывна связь каждого крупного деятеля культуры со своим народом, именно в России так глубоко и серьезно каждое событие проходит через жизнь отдельного человека. В последние годы многие теоретики говорят о падении уровня духовной культуры, однако следует помнить, что русской культуре свойственно постоянное движение, изменчивость. Можно предполагать, что, преодолев кризисное состояние, Россия еще сможет создать свои лучшие образцы, что ее еще ждет великое будущее.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22804. Київська Русь періоду розквіту. Володимир Великий. Ярослав Мудрий 34.5 KB
  Володимир Великий. Ставши Великим князем київським Володимир багато зробив аби зміцнити державу встановити лад і порядок. За часів Володимира в загальних рисах завершилося формування держави. Видатний політик і адміністратор Володимир здійснив серію реформ.
22805. Зовнішня політика Київської Русі та ГВК 25 KB
  Зовнішня політика Київської Русі та ГВК Починаючи із заснування Київської Русі вона досить активно займалася зовнішньою політикою у різних напрямках: політичному економічному релігійному та культурному. перервало зв'язки північносхідних земель Русі з Європою. Для Київської Русі була характерна договірна торгівля значне місце посідав звичайний обмін товар на товар .Отже і в період існування Київської Русі і під час розвитку ГалицькоВолинського князівства зовнішня політика проводилася досить активно і різнобічно.
22806. Причини та наслідки занепаду ГВК 24 KB
  останнього правителя ГалицькоВолинської держави Юрія II була успадкована князями литовської династії Гедиміновичів. Так припинила своє існування ГалицькоВолинська держава. Роль ГалицькоВолинського князівства надзвичайно велика. ГалицькоВолинське князівство відкрило широкий шлях західноєвропейським культурним впливам на Україну зберігаючи при цьому кращі традиції української національної культури.
22807. Хмельниччина 125 KB
  Це час коли ряд блискучих перемог зрушив все українське суспільство мобілізував широку підтримку для Хмельницького і перетворив суто козацьке повстання на загальноукраїнський антипольський рух. 1648 Хмельницький на чолі невеликого загону реєстрових і запорізьких козаків напав на польську залогу на острові Базавлук на Дніпрі і знищив її. Це звільнило Запорізьку Січ від польського контролю притягнуло запорожців на бік Хмельницького обраного гетьманом. Не сподіваючись поважніших труднощів польські полководці Великий гетьман М.
22808. Руїна. Становище України в другій половині XVII ст. 24.5 KB
  Серед козацьких ватажків виникли гострі розходження щодо того чи лишатися Україні під Москвою чи ж шукати покровителів серед інших сусідніх держав. Чи стане Україна унікальним суспільством вільних козаківземлеробів як цього хотіли селяни й рядове козацтво чи ж козацька старшина просто займе місце шляхти відтак повернувши розхитаний суспільний устрій знаті що відповідало б типовим для доби моделям Серед українців ще десятиліттями по смерті Хмельницького точилися запеклі суперечки навколо цих питань.
22809. Наступ царату на автономію України. Остаточна ліквідація гетьманського правління 28.5 KB
  Наступ царату на автономію України.Політику Петра І щодо України продовжували самодержавні імператори Росії з більшою чи меншою жорстокістю і фанатичною впертістю.Певні позитивні зміни в політиці щодо України були можливими після того як російський престол перейшов до дочки Петра І Єлизавети.Розумовський добився того що зносинами Росії з Україною займалися не в Сенаті а в колегії закордонних справ під владу гетьмана було повернуто Київ і Запорожжя з України виведено російські військові підрозділи.
22810. Три поділи Речі Посполитої 70.5 KB
  Австрія та Пруссія перелякавшись що Росія зможе поступово прибрати до рук усю Річ Посполиту вирішили поділити її між собою. За таких обставин пропозиція прусського короля Фрідріха II у 1771 році про поділ польських земель знайшла сприятливий грунт. І 5 червня 1772 повноважні представники Прусії Австрії та Росії підписали в Петербурзі договір про поділ польських земель за яким відбирали на свою користь так звані санітарні смуги тобто території по периметру Речі Посполитої.
22811. Руська трійця 33.5 KB
  Руська трійця У першій половині XIX ст. Тут на початку 30х років виникло напівлегальне демократичнопросвітницьке та літературне угруповання Руська трійця засновники М. Головацький яке виступило на захист української мови термін руська для галичан означав українська. Особливістю виникнення та діяльності громадськокультурного об'єднання Руська трійця було те що воно будучи яскравим самобутнім представником культурницького етапу українського національного руху одночасно зберігало певні риси етапу фольклорноетнографічного і...
22812. Кири́ло-Мефо́діївське бра́тство 54 KB
  Історія створення Ініціаторами створення братства виступили Василь Білозерський Микола Гулак Микола Костомаров Пантелеймон Куліш Опанас Маркевич. Знаком братства став перстень з написом Св. Крім організаторів до братства незабаром увійшли: Георгій Андрузький Олександр Навроцький Дмитро Пильчиков Іван Посяда Микола Савич Олександр Тулуб. У квітні 1846 року до братства вступив Тарас Шевченко.