97769

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения

Реферат

Культурология и искусствоведение

Главная особенность культурного феномена России выражалась в том, что она на протяжении многих веков развивалась скорее вопреки, чем благодаря тем или иным обстоятельствам, что позволило выкристаллизовать особый искренний голос, звучащий в каждом проявлении истинных ценностей русской культуры.

Русский

2015-10-24

113 KB

0 чел.

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения

Многое в советской культуре еще требует своего изучения, еще не создано сколько-нибудь стройного взгляда на это противоречивое явление. Октябрьская революция подняла с мест огромные человеческие массы, которые пришли в движение в процессе непримиримого противостояния. “С нами или против нас” — таков был определяющий принцип отношений. Этот принцип отразился в трилогии А.Н.Толстого (1882/83—1945) “Хождение по мукам”; книге И. Бабеля (1894—1941) “Конармия”. Но в круговороте гражданской войны рождались и романтические идеалы мирового коммунизма, отражённые в поэме М. Светлова “Гренада”, в известной картине Рылова «В голубом просторе», в творчестве С. Есенина, М. Цветаевой, А. Блока, В. Брюсова.

После Октябрьской революции возникли сложные отношения новой власти с деятелями культуры, среди них трагические судьбы М. Цветаевой, И. Гумилева (1886—1921), О. Мандельштама и таких столпов, как С. Есенин,                            В. Маяковский, чье понимание этого обстоятельства привело к конфликту с официальной идеологией и к смерти.

Две противоположности двигали русскую культуру довоенного времени: немыслимая тяга к свету знаний и тяжелое недоверие к проявлению любого рода интеллигентности, что привело страну к отставанию в области материальной культуры и к последующим трагическим обстоятельствам Великой Отечественной войны и более поздних лет.

Главная особенность культурного феномена России выражалась в том, что она на протяжении многих веков развивалась скорее вопреки, чем благодаря тем или иным обстоятельствам, что позволило выкристаллизовать особый искренний голос, звучащий в каждом проявлении истинных ценностей русской культуры.

На гребне этой волны в России рождается такое уникальное явление как особая детская литература, с установкой, что “для детей надо писать, как для взрослых, только значительно лучше”. Можно сказать, что возникает особый пласт культуры — культура детства, с ее специфическими формами организации, с детским театром, музыкой, формами самодеятельности детей. Культура для детей несла в себе самый большой заряд оптимизма и веры в советские идеалы.

Культура этого времени пестра, многослойна, мозаична, но при этом она составляет сложную системную целостность. Гуманизм, человечность, искренние чувства и высокие идеалы соединялись в ней с бесстрастной и бесчеловечной машиной административно-командной системы власти, с тоталитаризмом, а гордость историческими достижениями народа выливалась в официальное прославление государственной системы.

Уже в начале советского периода сложилась и выросла проблема многих последующих лет — противоречие между лозунгом и реальностью. Это явление ярко описано в повести А. Н. Толстого “Гадюка, в произведениях “Котлован”, “Чевенгур”, “Ювенильное море” А. Платонова.

При всех тяжелых факторах советской действительности нужно все-таки отметить мощный рост образования, создание системы обучения, доступного самой широкой публике.

Всенародное изучение марксизма приводит к упрощенному его пониманию (“Бытие определяет сознание”). Лишь отдельным теоретикам, занятым гносеологией1, удалось добиться некоторых результатов: работы П. Копнина, Б. Кедрова, Э. Ильенкова. А. Ф. Лосев, чьи работы в области эстетики и философии еще до сих пор не опубликованы полностью, был репрессирован и лишь после реабилитации, больной и почти слепой, получил право преподавания.

Наука начинает ставиться во все большую зависимость от идеологии.

В искусстве этого времени активизировалась борьба за чистоту рядов. На первом съезде Союза писателей в основном докладе, сделанном А. М. Горьким, был впервые провозглашен принцип социалистического реализма. Требования социалистического реализма провозглашают народность и партийность искусства его неотъемлемыми качествами. Ленинское положение о том, что искусство уходит “корнями в самую толщу народных масс”, усекается до начальной фразы” “искусство принадлежит народу”. Из этого делается вывод о том, что должно быть понятно народу, все прочее объявляется “не нужным нашему народу”. На этом основании начинаются гонения на А. Ахматову, О. Мандельштама,  Пастернака, М. Цветаеву.

В этот период в литературе работали М.Булгаков, А. М. Горький,     Н. Островский, М. Шолохов, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, А. Ахматова,                            М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам; в живописи — А. Дейнека, К. Петров-Водкин, М. Нестеров. Музыка обогатилась произведениями Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Д. Кабалевского,   И. Дунаевского. Появился новый театр, в его репертуар вошли лучшие классические произведения и та новая драматургия, которая осмысляла реальность построения нового общего и прошлое, представавшее героическим.

Особое место в российском искусстве занял кинематограф. Сочетая технические достижения с чисто российской страстностью в выражении своих культурных приоритетов, отечественные кинематографисты создали поистине непреходящие художественные ценности.

Разразившаяся война была полной неожиданностью для многих, поскольку население беспрекословно верило всему, что сообщали газеты и радио. В первые дни войны в борьбу с захватчиками вступило искусство. Практически в первые часы войны появилась песня Г. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача “Священная война”, ставшая гимном военных лет, а стихи К. Симонова “Жди меня”, написанные в августе 1941 года, переписывали и знали наизусть чуть ли не поголовно все.

Появляются задевающие самые заветные струны души произведения                           А. Н. Толстого “Русский характер”, фронтовые рассказы А. Платонова, поэзия П. Антокольского, Н. Тихонова, О. Берггольц. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” стала поистине народным произведением. Настоящим подвигом было создание   Д. Шостаковичем знаменитой “Ленинградской симфонии”. Среди наиболее популярных артистов фронтовых театров были Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко. Культура военных лет сплотила народ.

Конец сороковых—начало пятидесятых годов, пожалуй, самое тяжелое время для советской культуры. Непременным условием для искусства считалось отражение в нем роли партии практически в любом сюжете. Жестокой критике подвергли А. А. Фадеева, М. Исаковского, А. Платонова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича и др.

Сталинский период, связанный с развитием отечественной культуры, был слишком длительным и поэтому не мог быть забытым в короткий период времени.

В силу двойственности существования практически каждого советского человека появляются культура андеграунда — “подпольной” литературы. Эта неофициальная культура сформировала тот пласт диссидентов, который во многом пополнил слой русской эмиграции. В связи с этим существует особое явление культуры — культура русской эмиграции, которую двигало стремление сохранить и приумножить русскую культуру. Этому было посвящено творчество поэтов-шестидесятников (Е. Евтушенко,              Р. Рождественского, А. Вознесенского), об этом говорили лучшие киноленты, романы, театральные спектакли.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйственной страны к состоянию великой мировой промышленной державы. Но при этом XX век — это век контрастов.

2. В XX веке резко отличаются друг от друга его начало, середина и окончание. Если начало века было периодом, вобравшим в себя резкие переходы от одного состояния общества к другому, то преобразовательная деятельность середины века (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась в порыве веры в светлое будущее.

3. Начало века создало философию, которая связана с поисками смысла жизни, с образом человека.

4. Русское искусство XX века прошло период поиска, период раздвоенности в своем движении и к классике, и к новациям разного рода: во всех своих поисках никогда не утрачивало гуманизма.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Русская культура представляет собой специфический тип культуры.

              Во-первых, она сложилась в результате слияния первичных культур различных племен не только славянского, но и восточного происхождения.

Во-вторых, она находилась в постоянном движении.

В-третьих, русская культура практически на любом этапе была тесно связана с политическими тенденциями общества. И, наконец, находясь между Востоком и Западом, русская культура впитала в себя некоторые существенные моменты и той, и другой культуры. На этой особенности русской культуры нужно остановиться отдельно.

Восточные культуры несут в себе преимущественно эмоционально-созерцательное отношение к миру, в них преобладают морально-этические взгляды, регулирующие все стороны взаимодействия человека с миром и обществом. На Западе, напротив, преобладает логическое мировосприятие. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

Еще одно обстоятельство характеризует многие особенности русской культуры. Она существует не только в ее официальном выражении, сколько  в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали. Именно в России так сильна и неразрывна связь каждого крупного деятеля культуры со своим народом, именно в России так глубоко и серьезно каждое событие проходит через жизнь отдельного человека. В последние годы многие теоретики говорят о падении уровня духовной культуры, однако следует помнить, что русской культуре свойственно постоянное движение, изменчивость. Можно предполагать, что, преодолев кризисное состояние, Россия еще сможет создать свои лучшие образцы, что ее еще ждет великое будущее.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1745. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В XIX ВЕКЕ 1.49 MB
  Разведочные экспедиции по изысканию золотых месторождений. Техническая модернизация золотодобывающих предприятий. Пути увеличения добычи золота. Состав, категории и источники комплектования рабочей силы. Условия труда и быта приискового населения. Забастовки и протесты рабочих-золотодобытчиков.
1746. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.48 MB
  Развитие эмоциональной сферы подростков специальных школ как педагогическая проблема. Опытно-экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы подростков специальной школы в процессе музыкального образования. Педагогические условия и средства развития эмоциональной сферы подростков в процессе музыкального образования.
1747. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АГРЕГИРОВАНИЯ В МЕТОДАХ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ КОТИРОВКИ АКЦИЙ 1.48 MB
  Неопределенность котировки акций и проблема ее прогнозирования. Агрегирование как способ усиления структурированности данных. Фрактальный анализ временных рядов котировок четырех видов акций. Фазовые портреты временных рядов котировки акций, агрегированных недельными интервалами.
1748. Рынок ценных бумаг 1.47 MB
  Сделки и операции с ценными бумагами. Фьючерс на ценные бумаги и финансовые инструменты. Опцион на ценные бумаги и финансовые инструменты. Фьючерсы на индексы и иные финансовые инструменты. Спрэды, стрэддлы и стрэнглы.
1749. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ 1.47 MB
  Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной России. Университетское педагогическое образование на современном этапе. Основные направления преобразований. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров. Формирование студенческого контингента.
1750. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ 1.47 MB
  Сущность процесса адаптации систем централизованного теплоснабжения к условиям реформирования энергетики. Пути совершенствования теплоснабжения г. Барнаула в процессе адаптации к условиям конкурентного рынка. Механизм реализации методических рекомендации по адаптации предприятий централизованного теплоснабжения к условиям конкурентного рынка электроэнергии.
1751. Reference Architecture for Commerce 1.46 MB
  Introduction to the Reference Architecture. Installing the Prerequisite Software. Installing the Reference Architecture Application. Business Requirements and Design Model. Reference Architecture Application Business Requirements. The MSF Application Model. Debugging a Custom Site Built on the Reference Architecture.
1752. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА 1.46 MB
  Современное состояние проблемы социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра. Театр как форма коллективной деятельности. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции на разных этапах становления и развития.
1753. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Ставропольского края) 1.46 MB
  Теоретические и прикладные аспекты изучения преступности в регионе. Криминологическая характеристика преступности в Ставропольском крае. Основные направления и особенности регионального предупреждения преступности. Социально- экономическое состояние, геополитическое положение и национальный состав Ставропольского края и их значение для предупреждения преступности.