97770

«Традиции и новшество» в произведениях Ивана Тургенева, Даниила Гранина и Эрве Базена

Реферат

Литература и библиотековедение

За домом прекрасный, ухоженный старый сад. Интерьер носит отпечаток новейшего, деликатного вкуса Валентины Михайловны. Сама она высока и стройна, лицо её напоминает о Сикстинской Мадонне. Она привыкла смущать сердечный покой, причем вовсе не для того, чтобы завести особые отношения с объектом своего обнадеживающего внимания.

Русский

2015-10-24

11.47 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «________________Философии_________________________»

традиции и новшество в произведениях тургенева «новь», даниила гранина «картина» ,эрве базена «семья резо»

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

     Профессор                                                                   студент гр. Д-113

_________Быстрова А.Н.                                         _______гареев т.р

 (подпись)                                                              (подпись)

_____________                                                       _________________

(дата проверки)                                                  (дата сдачи на проверку)

2012год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………...3

ГЛАВА I. Традиции и новшество в романе Ивана Тургенева«Новь…………….4-5

ГЛАВА II. Традиции и новшество в романе Даниила Гранина«Картина………....5-7

ГЛАВА III. Традиции и новшество  в романе Эрве Базена

«Семья Резо..........7-9

Заключение……………………………………………………….........10

Библиография………………………………………………………….11

Введение

Тема моего реферата - «Традиции и новшество» в произведениях Ивана Тургенева, Даниила Гранина и Эрве Базена.

Я постараюсь раскрыть связь между тремя разными произведениями, написанными совершенно непохожими людьми, в разное время,герои которые пытаются изменить или внести что то новое.

ГЛАВА I. Традиции и новшество в романе

Ивана Тургенева «Новь»

В первой книге описывается как группировки или как правильно народники бунтовали из- за введении  новой реформы 1861г,вот наглядная связь с моей темой.

Из записок экономиста-агронома.

Действие происходит в 1861года после выхода реформы"отмена крепостного права"

Нежданов получает место учителя у сепягиных,как раз он нуждался в деньгах и в смене обстановки.У Сипягиных был большой каменный дом, с колоннами и греческим фронтоном. За домом прекрасный, ухоженный старый сад.Интерьер носит отпечаток новейшего, деликатного вкуса  Валентины Михайловны. Сама она высока и стройна, лицо её напоминает о Сикстинской Мадонне. Она привыкла смущать сердечный покой, причем вовсе не для того, чтобы завести особые отношения с объектом своего обнадеживающего внимания. Нежданов не избежал его, но быстро понял отсутствие, так сказать, содержания в её едва уловимой призывности и демонстрации якобы отсутствия дистанции между ними. Склонность её подчинять и верховодить особенно очевидна в отношениях с Марианной, племянницей мужа. Ее отец, генерал, был осужден за растрату и отправлен в Сибирь, потом прощен, вернулся, но умер в крайней бедности. Вскоре умерла и мать, а Марианну приютил дядюшка Борис Андреевич. Девушка живет на положении бедной родственницы, дает уроки французского сыну Сипягиных и очень тяготится своей зависимостью от властной «тетушки». . Кроме того, «от всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, стремительным и страстным». Удивительно ли, что Нежданов видит в ней родственную душу и обращает на нее свое внимание, не оставшееся безответным. Но в Марианну страстно и безнадежно влюблен брат Валентины Михайловны Сергей Михайлович Маркелов, некрасивый и желчный человек. На правах родственника он бывает в доме. Неожиданно оказывается, что Маркелов приехал ради встречи с Неждановым, которому привез письмо «самого» Василия Николаевича, рекомендующего им обоим взаимодействовать «в распространении известных правил».  Впрочем, когда Марианна говорит: нужно бежать, он восклицает, что пойдет с ней на край света. Сипягины тем временем делают попытку переманить к себе Соломина. Приглашение посетить их и осмотреть фабрику тот принял, но перейти отказался. . Вот и мысль уйти обоим от Сипягиных Соломин сразу сделал реальностью, предложив убежище у него на фабрике. И вот первый шаг навстречу народу сделан. Они на фабрике в незаметном флигельке. В помощь отряжены преданный Соломину Павел и его жена Татьяна, которая недоумевает: молодые люди живут в разных комнатах, любят ли друг друга? Собираются вместе поговорить, почитать. В том числе стихи Алексея, которые Марианна оценивает довольно сурово. Нежданов задет: «Похоронила же ты их — да и меня кстати!» Настает день «идти в народ». Нежданов, в кафтане, сапогах, картузе со сломанным козырьком. Его пробный выход длится недолго: мужики глухо враждебны или не понимают, о чем речь, хотя жизнью недовольны. В письме другу Силину Алексей сообщает, что время действовать вряд ли когда наступит. Сомневается и в своем праве окончательно присоединить жизнь Марианны к своей, к существу полумертвому. А как он «ходит в народ» — ничего глупее представить невозможно. Или уж взяться за топор. Только солдат мигом убухает тебя из ружья. УЖ лучше самому с собой покончить.  Наконец возвращаются Павел с Неждановым, от которого разит перегаром и который едва держится на ногах. Оказавшись в толпе мужиков, он было начал с жаром ораторствовать, но какой-то парень потащил его в кабак. Павел едва вызволил его и привез домой уже пьяного. Неожиданно с новостями появился Паклин: Маркелова схватили крестьяне, а приказчик Голушкина выдал хозяина, и тот дает откровенные показания. Полиция вот-вот нагрянет на фабрику. На другое утро происходит финальное объяснение. Нежданову ясно: Марианне нужен другой человек, не как он, а как Соломин… или сам Соломин. В нем же самом два человека — и один не дает жить другому. УЖ лучше перестать жить обоим. Последняя попытка пропаганды доказала Нежданову его несостоятельность. Он не верит больше в дело, которое соединяет его с Марианной. Она же — верит и посвятит делу всю свою жизнь. Соединила их политика, теперь же само это основание их союза рухнуло. «А любви между ними нет». Когда Марианна отправляется укладывать вещи, Нежданов, оставшись один, кладет на стол две запечатанные бумажки, заходит в комнату Марианны и, поцеловав в ногах её постель, отправляется во двор фабрики. У старой яблони он останавливается и, поглядев вокруг, стреляет себе в сердце.

 

ГЛАВА II.Традиции и новшество в романе

Даниила Гранина «Картина»

Дождь застаёт Лосева на мосту и чтобы не промокнуть он заходит на выставку. проходясь по музею он останавливается возле одной простой картины.Неожиданно что-то  словно  дернуло  Лосева.  Как  будто  он  на  что-то наткнулся. Но что это было - он не понял. Кругом него было пусто.  Он пошел было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся,  стал озираться  и

вновь почувствовал смутный призыв. Исходило это от одной  картины,  чем-то она останавливала. Осторожно,  стараясь  не  утерять  это  чувство,  Лосев подошел к ней - перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и  домом на берегу. Название картины, написанное на латунной дощечке - "У реки",  -

ничего не говорило.Узнав где живёт обладательница этой картины он в сию минуту отправляется к ней.Дверь ему открыла вдова Астахова. Она протянула  Лосеву  большую белую руку, привычно выгнув кисть, как  для  поцелуя.По какому поводу?  -  громко  спросила  Ольга  Серафимовна.Лосев объяснил всю данную ситуацию.В Лыкове картина не произвела впечатления. Виноват был  сам  Лосев,  он сразу  понял  свою  ошибку:  сперва  надо  было  дать  людям  полюбоваться картиной,  рассказать  про  художника,  про  его  вдову,   про   выставку,заинтересовать всех. Вместо этого  он  начал  с  того,  что  назвал  цену,похвастал стоимостью. Позже Лосев дарит картину школе.

Приехавший из Москвы директор строительной фирмы распоряжается убрать жмуркину заводь и построить там завод.Местные жители стали против этого проекта и потребовали от Лосева как представителя этого посё1лка защитить жмуркину заводь.Уступать конечно Уваров и не собирался так как всё уже было  готово с зачистке этого места,а перенести стройку это стоит кучу денеги и опять новые заботы..Тут ещё на  днях посещал Лосева Поливанов,он поделился со своей идеей с Лосевым сделать жмуркину заводь музеем.Вот тут и выявляется моя тема "Традиции и новшество" Лосев борется за достопримечательность посёлка за то сооружение в котором заложена вся  жизнь лыкова.Уваров ведёт борьбу за будущее посёлка внедрить свой филиал чтобы лыков жил и процветал.Заканчивается это произведение тем,что Поливанов умирает так и не успев застать открытия своего музея.Жмуркину заводь отстояли.Лосев из за всех этих событий которые приключились с ним оставляет свою должность и даже повышение и уезжает из лыкова.   

ГЛАВА III. Традиции и новшество  в романе

Эрве Базена «Семья Резо»

Роман « Семья Резо »был написан французким писателем Э.Базеном.

книга начинается с того,что два маленьких брата находятся на попечении у бабушки и хотя при живых родилей.Бaбушкa умерлa. Появилaсь  мaть.И вот идиллия стaновится дрaмой..Мать их всстречает далеко не тёплым образом.Также ещё есть меньший брат марсель,любимчик матери как потом уже поняли старший брат Фреди и средний брат хватай глотай.В то время мaдaм Резо исполнилось тридцaть пять лет, онa былa нa десять лет моложе отцa и нa двa сaнтиметрa выше его. происходилa онa из родa Плювиньеков, весьмa богaтого, но не стaринного… Выйдя зaмуж, онa стaлa нaстоящей Резо и держaлa себя высокомерно.И так действие происходит в хвалебном,пять действующих лиц; рохля-старший брат  кропетт-младший мисье и мадам Резо и средний сын -хватай глотай...Детство у братьев проходило не лучшим образом.Рано утром братья вставали и ходили молиться.Потом они учились у наставника а вечером за место прогулки они убирались как  говориться уборка на свежем воздухе.Мать у них была далеко не святая и братья очень часто страдали из за её нововедений в распорядок дня.Прошло время братья подрастают и им надоедает такая жизнь и они стараются разными способами противиться матери но получается это в большей степени  только у среднего брата.Вот братья вырастают и их отправляют учиться.Из за ссоры с родителями хватай глотай отказывается от поддержки родителей и становиться самостоятельным.Где только его судьба не носила он заканчивает высшее образование и влюбляется в Монику.Через несколько месяцев они поженятся.Утром 1946 года Фред,как вы помните старший брат приносит своему брату письмо где говорится что их родной отец умер.После кончины мистера Резо происходит делёжка имущества,где их мать по прозвищу кикимора делает так что основное имущество перешло в руки Марселя-младшего брата который вот на днях должен пожениться на богатой аристократки.И финальная сцена происходит у среднего брата дома.Звонок квартиру,приходит мать чтобы отдать долю денег и договориться что имение переходит оканчательно Марселю.Затем приходит Фред а чуть позже и сам Марсель.Все стало на свои места. Господа братья ушли, как уходят акционеры, довольные удачной ликвидацией акционерного общества. Ясно, мы никогда больше не увидимся. Станем чужаками, и нас разделит своеобразная ксенофобия, которая недостойна даже зваться ненавистью. Резо разбились на три клана. Клан ублюдка, на долю которого достались земли, деньги и генеалогия, который будет считаться хранителем семейных традиций и — о ирония! — чистоты крови. Мой клан не принадлежит ни к какому определенному классу, он скоро присоединится к бесчисленной  когорте людей вне касты, которых множит наш век. А между нами двумя окажется Фред (оставим его для счета), изысканный бродяга, которому до смерти хочется вернуться в лоно буржуазии, но который к этому совершенно не способен, — скорее всего, ему на роду написано «опуститься в низы», как говаривал наш отец (но если Фред и опустится до народа, то будет стыдиться этого, как стыдятся своих посещений борделя).  А ты не стал разговорчивее,мой мальчик… сказала мадам Резо все еще попивая кофе.Интересно какое образование вы сможете дать образование вашему ребёнку? судя по вашей обстановке вы получаете немного.Нам хватает,ответила моника.

И  вы счастливы? НЕ понимаю я вас....Если это тебе улыбается, ну что ж, будь тем, кем ты, по твоим словам, стал. В конечном счете страшнее всего изменить самому себе.С этими словами она ушла,ушла с пустой сумочкой, прижатой к пустому сердцу.В этой книге моя тема

"традиции и новшество"выражена  уже в молодой семье хватай-глотая.Он живёт по тем же традициям что когда то жил и сам, но внеся ряд изменений-любовь к близким людям он тем самым делает свою семью счастлитвой.  

Заключение

Целью моей работы являлось  выявить в моей теме "традиции и новшество"  связь между тремя абсолютно разными художественными произведениями, в которых показаны совершенно разное развитие событий и   разные эпохи человечества.Каждый автор отразил мою тему"традиции и новшество" ясно,но каждый отразил её по своему,основываясь на разных жизненных ситуациях.  

 

Библиография

1.И.Тургенев.Новь – М:Рассказы повести, 2002.

2. Д.Гранин. Картина – М: Государственное издание художественной     литературы, 1961.

3. Э.Базен. Семья Резо– Барнаул: Зарубежный исторический роман,  1993.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81713. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы 46.25 KB
  Петербургские повести с включением Коляски и отрывка Рим были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г. Три повести Арабесок рассредоточены по всему сборнику чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Портрет является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали его денег его страшного портрета.
81714. Тема России в поэзии А. Блока. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 32.56 KB
  В основе символизма лежит философия Владимира Соловьева, именем которого было ознаменовано для Блока - и не для него одного – начало 90 – х г. г. 19 в., то есть период « Прекрасной Дамы». Учение, теократию В. Соловьева можно довольно точно определить как воплощение духовного в жизненном. Вечная Женственность
81715. Черты социально – бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А. Островского « Гроза». Речевая характеристика персонажей 35.44 KB
  Катерина луч света в темном царстве по выражению Добролюбова появилась не откуда-то из просторов другой жизни другого исторического времени ведь патриархальный Калинов и современная ему Москва где кипит суета или железная дорога о которой рассказывает странница Феклуша это разное историческое время а родилась сформировалась в тех же калиновских условиях. О подробно демонстрирует это уже в экспозиции пьесы когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве Главный мотив этого рассказа все пронизывающая любовь к...
81716. Противопоставление героев (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга) и его значение в идейном содержании романа И.А.Гончарова «Обломов» 34.08 KB
  В 1849 г в альманахе Литературный сборник с иллюстрациями при журнале Современник был напечатан Сон Обломова. Современник признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в Сне Обломова творческий шаг вперед по сравнению с Обыкновенной историей. Но степень объективной моральной ценности Обломова все же невелика. Внутреннее единство барина и опустившегося слуги Захара трагикомическое по своей сути воспринимается как фарсовый вариант морального умирания Обломова.
81717. Лирика С. А. Есенина. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть одного стихотворения 44.16 KB
  Уже первый и единственный вышедший до революции сборник поэта Радуница 1916 содержал в себе эстетически завершенную картину деревенского мира воплощенную в такой же цельной системе неповторимых есенинских образов и интонаций. Так намечается уход поэта из реального мира на поиски какойто заповедной родины нездешних полей и перелесков неразгаданной земли скрытых от его взора синим мраком куда тем не менее влечется его душа. Туда в свою вневременную звездную стихию и устремляется душа поэта. В стихотворении Там где вечно...
81718. Образ Наполеона и тема наполеонизма в произведениях отечественной классики 19 века 31.37 KB
  В связи с этим возникает вопрос о роли личности в данном историческом событии и в истории вообще. утверждает решающую роль народных масс в истории. Вопрос о роли личности в истории поднимается в начале 3 тома 1 часть 1 глава: 1. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно чем сознательно.
81719. Конфликт поколений и его разрешение в романе И. Тургенева « Отцы и дети» 35.11 KB
  Либералам противопоставлен нигилист Базаров в котором читатель без труда узнавал выразителей идей и настроений революционной молодежи. Базаров выражает эти идеи и настроения в самой крайней форме. Такова логика Базарова поэтому вместе с постановлениями отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь поэзию музыку красоту природы философское мышление семейные связи альтруистические чувства такие нравственные категории как долг право обязанность. Базаров выступает сознательным...
81720. Новаторство лирики В.Маяковского. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 33.28 KB
  Уже в Облаке в штанах проявляются основы новых принципов стиха которые сделали поэзию В. Эти принципы и в дальнейшем проявлялись в стихотворениях и поэмах В. Художественные принципы М. ЛЕФовцы выдвинули 3 новых принципа искусства: 1.
81721. Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы 31.91 KB
  И на пути к заветной цели к миллиону и своему винокуренному заводику Ч. Он на этом пути не успокоится пока не завоюет миллион а с ним и власть над миром мертвых душ. определяет 2 пути для России: светлый и трагический. символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека.