97780

Познание как вид духовной деятельности

Реферат

Логика и философия

Проанализировать проблему взглядов нескольких авторов. Изучить и проанализировать книгу Диалектика процесса познания Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная и справочная литература по данной тематике.

Русский

2015-10-24

75.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT14

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философии и культурологии»



Познание как вид духовной деятельности


Реферат по дисциплине «Философия»


Руководитель                            Разработал
     Доцент                    студент гр.__________

_________Быстрова А.Н.            _________Гончарова Д.А.
(подпись)               (подпись)

______________                     _______________
(дата проверки)           (дата сдачи на проверку)

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА
I. Познаваем ли мир?....……………………………………………..4
ГЛАВА
II. Познание как вид духовной деятельности………………..…….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….16
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….19


ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена теме «Познание как вид духовной деятельности». Данная тема очень интересна для рассуждения.  Познание – совокупность процессов, определенных методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Проблема, поставленная в моей работе, очень актуальна в наше время. Можно многое говорить, рассматривать тему со всех сторон, просматривать высказывания и теории, когда-то сказаны на данную тему.

 Цель реферата – изучить, какие проблемы можно выявить и почему они вообще образуются.

  Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи:

  1.  Проанализировать проблему взглядов нескольких авторов;     2)Изучить и проанализировать  книгу «Диалектика процесса познания»

    Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная и справочная литература по данной тематике.  

ГЛАВА I.
« Познаваем ли мир?»

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как бы далеко мы ушли от каменного века, если бы не обладали к способности познания. Способность к познанию не приходит сама, конечно же при рождение какая-то доля малейшая заложена в человеке, но все не настолько сильная чтоб давать определенные усиленные толчки, чтобы человек начал понимать и видеть реально свои шаги и действия. В первую очередь познание достигается при активной роли человека в самом процессе, речь идет о выяснение предпосылок и обстоятельств, овладением для этого необходимыми , ценными методами и понятиями на данный момент, чтобы мы могли двигаться дальше, переходить на следующую для себя ступень познания. Во вторую очередь человек должен думать и размышлять. Ведь если даже у него будут и методы и предпосылки, он не сможет ими воспользоваться, так как его логика не сработает в нужным момент, когда надо будет сделать какие-либо выводы. Из этого последует, что человек начнет застревать над одним и тем же вопросом (каким бы он не был жизненный или научный и т.п.), у него не будет никаких продвижений вперед, а будет все тонуть и тонуть.

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания. 
Теория познания, рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. На них уже зиждутся более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. 
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, что было сказано выше, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира и общества. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

И все же: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Вопрос не простой. В самом деле, ведь если смотреть на мир объективно, то можно изначально сделать такие доводы, что Вселенная бесконечна, а вот человек наоборот конечен, он не сможет узнать за свою короткую жизнь то, что Вселенная копила в своей копилке знания, такую масштабную информацию, человек очень ограничен в этом. Пути познания мира:

  •  Через житейский опыт, то есть, чтобы ситуации, происходившие ранее в обыденной  жизни, не повторялись.
  •  Через фантастические и эмоциональные образы. Раньше люди жили по мифам и легенды, вот находили решение именно в этом,  то есть я имею ввиду «Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное».  Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.
  •  Через музыку, литературу, архитектуру – то опирается этот путь на целостный художественный образ. Тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.
  •  Через синтез научного познания и художественного, идет смешение двух отдельных познаний в какой-то определенный компромисс. Где-то может одно познание преобладает над другим.

  •  Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами»,  или смысл. С одной стороны, эти смыслы близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания, хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.
    В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.
    Однако научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.

 

Ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостью вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда  данное,

а представляет собой «нечто диалектическое», развивающееся  по  определенным законам. Они имеют длительную  историю,  истоки  которой  уходят  в  древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание  есть  резюме  истории познания, квинтэссенция всех форм человеческой деятельности, в том  числе  и прежде всего — чувственно-предметной (практики).

 Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.



ГЛАВА II.
« Познание как вид духовной деятельности»

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас веще. Познание и знание различаются как процесс и результат. В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта. В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения которые базируются на тождественных принципах. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п. Многие ученые отождествляют понятия истины и правды. Этой же точки зрения придерживается и большой знаток русского языка В. Даль. В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:  

«1) Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.

3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.

4) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство.

5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.

6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение.»

В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Приведем примеры некоторых: «Истина – это соответствие знаний действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это свойство самостоятельно согласовать знания» и другое. Существует несколько определений истины. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.» Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Постоянный соучастник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и  передачи ложного знания или истинного знания как ложного. Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо

становятся истиной. Возникает вопрос, как соотносятся вера и знание в научном познании? Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на общепрактическом опыте людей. Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеологического значения. Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо убеждений, которые были до жизни.

Такая вера - неразделимый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден опираться на свою веру в успех своей работы. Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной информированности о мире объективно не может быть, принимая решения принципиально нельзя просчитать как логический вывод. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой, самой жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернативные подходы, вера позволяет осуществить учёному выбор.

Сами истоки практической деятельности и познавательной деятельности уходят в глобальную веру в то, что мир познаваем и изменяем. Причем вера учёного отличается от веры невежественного человека. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. К тому же она корректируется научным сообществом, ну да так и есть, ее можно подправить со временем, когда появятся новые факты или доказательства той или иной точки зрения. Научное сообщество ничего не принимает на веру. Нету аргументации верой в стиле научного мышления. Всеобщее и радикальное сомнение, организованная критика не допускают в науки недостаточно аргументированных идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание как духовность использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
     Проанализировав представленную работу, я пришла к выводу, что именно философия всесторонне раскрывает поставленную передо мной тему. В настоящий момент для меня тема «Познание как вид духовной деятельности» стала более осмысленной и глубокой
. Теперь, я знаю намного глубже материал, по заданной теме, так как работа с литературой с книгами, всегда расширяет кругозор. Разные научные высказывания было тоже интересно прочитывать, а даже не прочитывать, а понимать, что авторы хотели этим сказать. Работая с книгой Диалектика Процесса Познания, было много разных противоречий и интересных моментов, было предложено много точек зрения, главные два человека в это книги, это конечно же авторы вещающие различные вещи. Это М.Н. Алексеева и А.М. Коршунов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
  2.  Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М. 1982.
  3.  Марксистко –Ленинская Диалектика, книга 3, докт. филос. наук, проф. М. Н. Алексеев, докт. филос. наук, проф. А. М. Коршунов.
  4.  Новейший философский словарь / Сост. А.А.  Грицанов.  —  Мн.: Изд.  В.М.Скакун,1998.-896с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79394. Модель строения твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Упругость, пластичность, хрупкость. Диаграмма растяжения 26.38 KB
  Причиной этих свойств во многом являются силы связи между молекулами материала. Под твердостью понимают сопротивление материала которое он создает при вдавливании или царапании его поверхности другим телом. Оценка твердости материала проводится с помощью простого испытания на твердость методом царапания.
79395. Кристаллические и аморфные тела. Типы кристаллических решёток. Жидкие кристаллы 177.63 KB
  По своим физическим свойствам и молекулярной структуре твердые тела разделяются на два класса аморфные и кристаллические тела. Молекулы и атомы в изотропных твердых телах располагаются хаотично образуя лишь небольшие локальные группы содержащие несколько частиц ближний порядок.
79396. З чого складається комп’ютер 143.5 KB
  Мета уроку: Познайомити учнів з основними складовими частинами комп’ютера, їх призначенням. Скласти модель комп’ютера. Повторити техніку безпеки при роботі з комп’ютером; Виховувати дбайливе відношення до устаткування кабінету;
79397. Поняття оригамі. Відомості з історії оригамі 813.5 KB
  Мета уроку: Ознайомити із поняттям оригамі, збагатити знаннями про історію його виникнення, ознайомити із видами оригамі та способами його створення, навчити виконувати модульне оригамі. Розвивати увагу, мислення, пам’ять, уяву, точність вимірювань при виконанні модулів, фантазію та креативність.
79398. Вустами немовляти 188 KB
  В цій грі приймає участь весь клас. Вона проходить у вигляді змагань: три групи учасників по 8 чоловік – 4 гри по 2 людини. Гра перевіряє вміння учнів виконувати математичні дії, аналізувати, порівнювати, підмічати закономірності, сприяє прищеплюванню зацікавленню учнів до предмету.
79400. Основные направления психологического анализа личности 45.05 KB
  Психоанализ основывается на идее о том что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием сколько бессознательным к которому относятся те желания влечения переживания в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания либо вытесняются из него как бы исчезают забываются но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации побуждая человека к тем или иным поступкам проявляясь в искаженном виде. Почему же возникает эта своеобразная цензура запрещающая...
79401. Динамические тенденции личности. Проблема направленности личности. Направленности личности по Ломову 31.47 KB
  Проблема направленности личности. Направленности личности по Ломову Динамические тенденции личности. Поведение человека во многом определяется имеющимися у него представлениями о долге обязанностях о нравственных нормах или другими словами идеалами личности.
79402. Проблема задатков, способностей, одаренности в психологии личности 24.98 KB
  В современной психологии Способности система свойств личности формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности а также овладение знаниями и навыками. По критерию происхождения различают природные и социальные способности. Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов.