97783

Национальная стратегия безопасности Республики Польша

Реферат

Международные отношения

Польша хорошо воспользовалась международной ситуацией, наилучшим образом за много десятилетий. Вместе с другими государствами Центральной Европы Польша вступила в Североатлантический Альянс и Европейский Союз, став, таким образом, членами западного сообщества свободных государств.

Русский

2015-10-24

114 KB

10 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат

«Национальная стратегия безопасности Республики Польша»

Студент 3-го курса

отделения «МО»                ______________________             Горх Владислав Анатольевич

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор                            _________________          Снапковский Владимир Евдокимович

Минск

2012


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Свой доклад я хочу начать с выдержки из вводной части Национальной стратегии безопасности Республики Польша, которая как нельзя лучше отражает те значительные перемены в жизни страны, которые произошли на протяжении последних десятилетий и происходят по сей день: “В первом десятилетии нового тысячелетия Республика Польша является безопасной страной. Безопасность страны является результатом значительных геополитических трансформаций, которые произошли в Европе в конце 20 века.  Поляки находились на «передовой» этих трансформаций. Движение «солидарность», основанное на христианских ценностях сформировавших европейскую цивилизацию и идее суверенитета наций и независимости государств, изменило образ Европы. После падения коммунистического режима в европейских государствах исчезло искусственное разделение на свободные и доминирующие государства. Вступление Польши в Евросоюз в 2004 году положительно повлияло на международную ситуацию и безопасность государства.  Польша стала одним из определителей процесса европейской интеграции.

Польша хорошо воспользовалась международной ситуацией, наилучшим образом за много десятилетий. Вместе с другими государствами Центральной Европы Польша вступила в Североатлантический Альянс и Европейский Союз, став, таким образом, членами западного сообщества свободных государств.  Членство в вышеуказанных организациях стало гарантией нерушимости границ и территориальной целостности государства. Польша повторно обрела свободу определять собственное будущее и возможность цивилизованного развития собственной страны и полноправного участия в развитии международного и европейского сообщества.”.

Польская национальная стратегия сосредоточена вокруг важнейшего вопроса: как сохранить свою национальную идентичность и независимость. Находясь в центре Европы, Польша нередко оказывалась втянутой в конфликты и военные действия. Польша колебалась от независимости и регионального доминирования до простого исчезновения с карты, выживая лишь в языке и памяти перед тем, как возникнуть вновь.

Для некоторых стран геополитика является второстепенным вопросом. Но для Польши геополитика является делом первостепенной важности. Польская национальная стратегия безопасности построена на преобладании чувства страха и отчаяния, что не является неожиданностью, учитывая факт её продолжительной политической и экономической зависимости от других стран.

Чтобы лучше понять смысл, заложенный в НСБРП, нужно вспомнить, что в 17-м столетии Польша, совместно с Литвой (и Беларусью как важной её частью), была одной из крупнейших европейских сил. Она простиралась от Балтийского моря почти до Чёрного моря, с западной Украины до германских регионов. В 1795 году она прекратила существование в качестве независимого государства, будучи разделённой между тремя растущими странами: Пруссией, Россией и Австрией. Польша не восстановила независимости до конца Первой мировой, после чего ей пришлось сражаться с Советами за своё существование. Польша вновь попала под контроль внешней силы, когда Германия оккупировала её в 1939 году. Её государственность была формализована в 1945 году, но СССР сохранял доминирование над ней до 1989 года. Зная свою историю, Польша понимает, что она должна сохранить свою независимость и избежать внешней оккупации.

В связи с этим, как уже было сказано раннее, вполне очевидным и закономерным является стремление Польши к поддержанию и укреплению суверенитета страны после долгих лет нахождения в сфере влияния соседних государств. Национальная стратегия безопасности Республики Польша является новым подходом к вопросу национальной безопасности.  В нем предоставляется объяснение национальных интересов Польши и ее стратегических задач в соответствии с основным законодательным документом страны – Конституцией Республики Польша. В то же время, НСБРП является своего рода директивой, которая предписывает всем государственным органам страны осуществлять свою деятельность на принципах верховенства интересов страны в целях обеспечения её безопасности. НСБРП издавалась несколько раз. Последняя редакция была принята в 2007 году, предыдущая – в 2003 году. Несомненно, в неотдалённом будущем следует ожидать обновления этого документа в связи с изменением политической и экономической обстановки в Европе и в мире в целом. В своей работе я рассмотрел наиболее важные разделы Национальной стратегии безопасности Республики Польша 2007 года издания и постарался тезисно изложить и охарактеризовать её основные положения.

РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Данный раздел посвящён детерминации национальных интересов и задач в сфере национальной безопасности Польши. Вступительная часть даёт краткое представление о внутренней обстановке в стране, очерчиваются реалии, в которых существует Республика Польша. В частности, отмечается, что Польша является демократическим суверенным государством, расположенным в Центральной Европе. Страна обладает значительным количеством населения, политическим, экономическим и военным потенциалом. Государство создает условия для процветания граждан, где соблюдается законодательство и демократические ценности. В то же время страна хочет способствовать сохранению общих ценностей и развитию механизмов сотрудничества в рамках Евросоюза, евроатлантического альянса и международной безопасности.

Также определяется роль РП в международных организациях, в которых она состоит, и связанные с этим новые возможности: благодаря членству в политически, военно, и экономически сильных организациях: Североатлантическом Альянсе, Евросоюзе – Польша стала серьезным участником международных событий. Членство в НАТО, ЕС и партнерство с США обеспечили высокий уровень безопасности страны и стали одной из основных гарантий внутреннего развития и положения на международной арене. В то же время, являясь приграничным государством НАТО и ЕС, Польша является важным элементом системы безопасности, а территория страны является стратегически важным объектом.

  1.  Национальные интересы

 Основные национальные интересы Республики Польша основываются на концепции государственной безопасности с учетом политического, военного, экономического, социального и экологического аспектов. Согласно Конституции Республики Польша национальные интересы страны включают в себя: защиту независимости, нерушимость территории, свободу, безопасность, уважение прав человека и гражданских прав, сохранение национального наследия, охрана окружающей среды в условиях постоянного развития. Национальная стратегия безопасности Польши основывается на этих интересах и структурирует их, объединяя в несколько фундаментальных групп.

Национальные интересы РП могут быть разделены на три группы:

     Жизненно важные                         Важные                  Значительные

  •  К жизненно важным национальным интересам государства можно отнести:
    •  Гарантия выживания государства и его граждан. Речь идет о необходимости сохранения независимости и суверенитета государства, территориальной целостности и нерушимости границ
    •  Гарантия безопасности, защиты фундаментальных прав и свобод граждан и сохранения демократического строя. Основным приоритетом является соблюдение этих интересов.
  •  К важным национальным интересам Польши относятся:
    •  Гарантия цивилизованного и экономического развития страны
    •  Гарантия создания условий для роста благополучия граждан, развития науки и техники
    •  Защита национального наследия и идентичности
    •  Защита окружающей среды.
  •  К значительным интересам Польши относятся:
    •  Гарантия устойчивого положения государства на международной арене и эффективного продвижения интересов Польши за рубежом
    •  Укрепление способности участвовать и эффективно сотрудничать с наиболее важными международными организациями, членом которых Польша состоит
    •  Налаживать международные контакты, основанные на уважении закона и эффективном многостороннем сотрудничестве, соответствующем принципам и задачам, изложенным в Хартии ООН.

Соблюдение национальных интересов и обеспечение выполнения задач достигается государством посредством мер предпринимаемых государством во внутренней и внешней политике.

 

  1.  Стратегические задачи

Стратегические задачи Республики Польша являются следствием и логическим продолжением национальных интересов безопасности страны.

Основной стратегической задачей Республики Польша является создание выгодных и безопасных условий выполнения национальных интересов. Остальные задачи базируются на этом постулате. К ним относятся:

  •  Гарантия независимости и территориальной целостности Республики Польша, сохранение суверенитета государства в вопросах внутренней политики государства, организационной структуры и политической системы;
  •  Создание условий для развития цивилизации и экономического развития, принятие решений о возможности работы государства и конкретно взятого гражданина;
  •  Гарантия конституционных прав, фундаментальных прав и свобод граждан, создание безопасных условий для ведения достойной жизни граждан, материального и духовного развития целой нации;
  •  Активное налаживание международных контактов, принятие эффективных мер по защите национальных интересов и создание имиджа страны как надежного участника международных отношений и выполнение влияющих на надежность Польши обязательств перед союзниками;
  •  Гарантия защищенности и безопасности граждан Польши за рубежом, предоставление помощи гражданам Польши за рубежом;
  •  Развитие польской экономики и поддержка польских предпринимателей, создание престижа Польши на международной арене;
  •  Улучшение имиджа власти в глазах граждан Польши;
  •  Защита материального и духовного наследия Республики Польша (природных ресурсов, частной собственности и общей государственной собственности), гарантия безопасного развития во всех сферах государственной деятельности: экономической, социальной и интеллектуальной сфере;
  •  Охрана окружающей среды и ликвидация последствий природных катаклизмов и катастроф, произошедших по вине человека;
  •  Обеспечение широкого доступа к информации, поднятие уровня национального образования, создание сильной производственной базы для увеличения конкурентоспособности экономики;

На практике данные задачи реализуются посредством их трансформации в конкретные меры: задания, директивы, указы и т.д. Здесь следует подчеркнуть продуманность, постепенность и гибкость Польши в реализации поставленных задач, которые реализуются в зависимости от ситуации с учетом нужд и возможностей их самостоятельного или совместного внедрения.

РАЗДЕЛ 2. УСЛОВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

Во втором разделе очерчиваются факторы, влияющие на безопасность Республики Польша, а также связанные с этим возможности, проблемы и риски. Введение данной главы посвящено преимущественно условиям национальной безопасности РП. Тезисно их можно свести к следующим ключевым моментам:

  •  На безопасность РП оказывают влияние процессы и события, происходящие вокруг нее, в регионе, в Европе и в Евроатлантическом сообществе.
  •  Международным гарантом безопасности выступают США.
  •  Падение репутации страны после операций в Ираке.
  •  Улучшение трансатлантических отношений и общий взгляд союзников на самые важные аспекты безопасности: борьбу с терроризмом и распространением оружия массового поражения являются позитивным аспектом.
  •  Ухудшение обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, угроза терактов и дестабилизации.
  •  Значительное увеличение важности экономической составляющей безопасности, включая энергетическую безопасность. Использование некоторыми государствами энергоресурсов в качестве инструмента политического прессинга и рост конкуренции среди поставщиков энергии
  •  Необходимость обеспечения энергетической безопасности, поиска альтернативных источников энергии, прекращения негативных изменений климата.
  •  Увеличивающиеся участие вооруженных сил многих стран в ликвидации асимметрических угроз, в миротворческих операциях и операциях по стабилизации обстановки.
  •  Государства, которые не в состоянии контролировать свои территории, являются источниками угроз.
  •  Раздираемый местными войнами и конфликтами, эпидемиями ВИЧ Африканский континент стал источником массовых миграций в развитые страны.
  •  Увеличивающийся разрыв в развитии между регионами некоторых стран, способствующий увеличению напряженности в международных отношениях.

Приведенные выше условия и факторы в значительной мере определяют внешнюю политику не только Польши, но и тех международных организаций, в которых РП состоит. Подобные негативные тенденции способствуют росту коллективной ответственности и уверенности в том, что для борьбы с угрозами и решения проблем необходимы совместные действия.

2.1 Возможности для безопасности

Возможности для безопасности Республики Польша реализуются по нескольким векторам:

1) НАТО-США

Польша является активным солидарным членом НАТО. Интерес Польши состоит в том, что бы НАТО осталось элементом коллективной безопасности стран-участниц НАТО. В то же время, являясь близким союзником США, РП заинтересована в расширении его влияния на территории Европы в качестве гаранта безопасности и силы, стабилизирующей политические и военные взаимоотношения в Европе.

2) Европейский Союз

Интеграция Евросоюза создает условия для развития с партнерами отношений, основанных на общепринятых ценностях и интересах. Участвуя в формировании процесса интеграции, Польша может оказывать влияние на его функциональные и институциональные параметры. Положительная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся благодаря членству государства в ЕС, сузила пробел в развитии между Польшей и лидирующими государствами западного блока. Членство Польши в ЕС создало новые возможности взаимодействия на международной арене и способствовало укреплению положения Польши на международной арене.

3) Центральная, Восточная и Южная Европа

Динамика процессов демократизации и экономических трансформаций в Центральной, Восточной и Южной Европе и желание большинства государств региона наладить более близкие отношения с Североатлантическим Альянсом и ЕС способствует миру и стабильности на Европейском континенте. Поддерживая вышеуказанные процессы, в особенности по отношению к Украине, Молдове, странам Балканского блока и государствами Южного Кавказа, Польша развивает партнерские отношения с этими странами в целях укрепления их демократических начинаний. Демократизация Беларуси окажет положительный эффект на положение Польши.

Следует также отметить ещё один важнейший вектор – польско-германский. Республика Польша всё больше сближается с ФРГ - безусловным европейским лидером – тем самым упрочняя свою безопасность. ФРГ является главным торговым партнёром РП. Германия занимается поставкой военных технологий и военной техники для Польши. Этим обуславливается некоторое отдаление РП от США, и всё большее сближение с ФРГ.

2.2 Проблемы и риски безопасности

Безопасность Польши зависит в значительной степени от способности государства противостоять проблемам вне традиционного понимания рисков безопасности. Вышеуказанные проблемы являются результатом политических, экономических, социальных, демографических и природных процессов, которые в большинстве случаев идут дальше государственных границ. Способность Польши решать вышеуказанные проблемы будет определяться степенью и способом сужения технологического отставания между Польшей и развитыми европейскими государствами.

Проблемы и риски национальной безопасности Республики Польша можно свести к следующим ключевым аспектам:

  •  Изменение состава населения Польши, в особенности характера и степени миграции поляков в другие государства в поисках работы и лучшей жизни, падение природного прироста населения и старение населения. Значительная градация достатка и жизненных стандартов граждан и разделение между регионами Польши может создать напряженность и привести к ослаблению сплоченности граждан
  •  Необходимость завершения трансформации польской законодательной системы в особенности аспектов касающихся права собственности и последствий
  •  Проблема улучшения инфраструктуры
  •  Зависимость польской экономики от поставок энергоресурсов – неочищенной нефти и природного газа из одного источника
  •  Коллапс процесса евро интеграции, вызванный решением государств о самостоятельном принятии решений, основываясь только на национальных интересах и отношении к ЕС как к противовесу США, и неспособность ЕС строить общую политику. Ослабление связей между государствами трансатлантического сообщества может привести к отторжению государств, находящихся по другую сторону Атлантического Океана, что также может оказаться угрозой
  •  Организованные террористические группы
  •  Текущий уровень интеграции экономической жизни и финансового рынка несет ответственность за возможное негативное влияние насильственных изменений и кризисов, происходящих не только в непосредственной близости к Польше, но и в других регионах, на стабильность, конкурентоспособность и потенциал развития польской экономики и безо Организованная международная преступность опасности государства
  •  Организованная международная преступность
  •  Угроза экологической катастрофы

РАЗДЕЛ 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Раздел III излагает основные стратегические цели и задачи национальной безопасности республики Польша. Во вводной части раздела оговариваются способы их достижения. В частности, для достижения стратегических целей в государстве есть целый ряд политических, экономических, военных и дипломатических инструментов и мер. Также делается акцент на необходимости максимального использования возможности членства Польши в НАТО, ЕС и партнерства с США. Государству следует последовательно внедрять меры по укреплению государственной безопасности и безопасности граждан, улучшать условия для развития населения страны. В особенности:

  •  Укреплять политический и экономический суверенитет Польши;
  •  Гарантировать высокие жизненные стандарты и лучшее качество жизни для граждан страны;
  •  Модернизировать вооруженные силы страны и развивать их мощности для взаимодействия с вооруженными силами союзников;
  •  Консолидировать положение Польши на международной арене, создавать позитивный образ государства и принимать более активное участие в развитии международного сообщества.

Цели и задачи стратегической концепции национальной безопасности должны реализовываться посредством политических, военных, экономических и других мер с участием государственной администрации, неправительственных организаций и граждан.

3.1 Внешняя безопасность

В данном подразделе оговариваются обязанности государства и приоритеты политики внешней безопасности Республики Польша. Так, следуя изложенному в документе материалу, к наиболее важным приоритетам внешней политики Польши относятся:

  •  Прикладывание любых усилий для создания наиболее благоприятной для страны международной обстановки, создания положительного имиджа и поддержание престижа государства
  •  Создание и расширение возможностей достижения национальных стратегических целей в сфере безопасности, которые находятся в непосредственной близости от государства, на европейском, евроатлантическом и мировом пространстве.
  •  Государству необходимо поддерживать процессы трансформации в Восточной и Южной Европе.
  •  Североатлантический альянс является основной формой многостороннего сотрудничества Польши на политическом и военном уровнях с точки зрения безопасности. Польша будет прилагать все усилия, направленные на расширение роли НАТО как средства стратегического трансатлантического диалога. 
  •  Польша поддерживает развитие сотрудничества между Альянсом и партнерскими государствами, рассматривая подобное сотрудничество в качестве элемента, укрепляющего безопасность всего евроатлантического региона
  •  Членство Польши в ЕС определяет в значительной степени основы безопасности государства.
  •  К интересам сферы безопасности Польши относится укрепление позиции ЕС на мировой арене и расширение ее участия на региональном и международном уровне
  •   Польша поддерживает политику европейской безопасности и обороны. Польша планирует внести значительный вклад в развитие военных и гражданских мощностей ЕС в сфере реагирования на кризисные ситуации
  •  Польша поддерживает сотрудничество ЕС в сферах, касающихся внутренней безопасности: судебная система и внутренние дела, борьбы с организованной преступностью и терроризмом и противодействию нетрадиционным угрозам и проблемам
  •  Двусторонние отношения между Польшей и США занимают значительное место в политике безопасности Польши
  •  Польша тесно сотрудничает и поддерживает дружественные отношения со всеми соседями
  •  Польша развивает двустороннее и многостороннее сотрудничество с другими государствами Центральной и Восточной Европы, рассматривая его как возможность консолидации безопасности в этой части континента
  •  Польша поддерживает обязательства ООН по сохранению мира и международной безопасности как указано в Хартии ООН и способствует укреплению влияния Совета Безопасности ООН в этой сфере
  •  Польша поддерживает развитие международного права и усилий для его безоговорочного уважения
  •  Польша предприняла действия, направленные на остановку распространения оружия массового поражения, контроль действий связанных с международной торговлей оружием и товарами «двойного назначения»
  •  Польша будет продолжать участвовать в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития и других международных организациях.

3.2 Военная безопасность

В данном подразделе определяются основные цели деятельности Польши в сфере военной безопасности, даётся оценка вероятности возникновения военных конфликтов регионов, определяются условия проведения военных операций. Отмечается, что РП строит оборонительную политику по принципу солидарности и верности союзникам. Готовность помочь любому государству- члену НАТО увеличивает мощности по отражению нападения, обеспечивая безопасность странам- участницам НАТО и НАТО в целом.

Основной целью деятельности государства в сфере военной безопасности является готовность защищать территорию и независимость страны и ее союзников, минимизация военных угроз и противостояние возможным негативным изменениям в военном балансе.

Вероятность возникновения крупномасштабных вооруженных конфликтов в ближайшем будущем оценивается как крайне малая. Более актуальна вероятность возникновения конфликтов на региональном или местном уровне, к которым Польша не имеет прямого отношения. Их течение и последствия могут создать кризисные ситуации, которые могут распространиться и перерасти в войну.

В документе также отмечается, что важным условием для успешного проведения военных операций является необходимость информационного превосходства, использование тактических групп, превосходство над противником в сфере технической оснащенности, применение более совершенных технологий командования, способность эффективно вести огонь, маневрировать и защищать себя от огня противника, умело применять симметричные противнику маневры, полностью использовать транспортные ресурсы страны, гражданское и военное сотрудничество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная стратегия безопасности Республики Польша является важнейшим документом, регламентирующим внутреннюю и внешнюю политику безопасности государства. После долгих десятилетий нахождения в сфере влияния других государств, этот документ стал важным шагом, который подчеркнул суверенитет Польши.  НСБРП представляется собой трактовку национальных интересов государства, стратегических целей в сфере безопасности и планов их достижения с учетом заданий предусмотренных для различных управленческих подсистем. В национальной стратегии безопасности Польши также описаны способы поддержки национальной системы безопасности и направления модернизации национальной системы безопасности. НСБРП адресована и предназначена для государственных властей всех уровней и организаций, выполняющих задачи в сфере безопасности. Тем не менее, национальная стратегия безопасности Республики Польша одновременно является директивой, которая предписывает всем государственным органам страны осуществлять свою деятельность на принципах верховенства интересов страны в целях обеспечения её безопасности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69841. Методическая работа преподавателя при подготовке к учебному занятию 54 KB
  Правильно отобрать материал разбить его на темы и занятия определить содержание каждого занятия наконец выбрать оптимальное чередование информационных и репродуктивных форм учебных занятий все это большой труд требующий не только отличного знания предмета но и не малого творчества.
69842. Формування цінової політики ПАТ «ЦГЗК» 10.05 MB
  Метою роботи є розкриття теоретичних основ формування цінової політики, узагальнення практичного досвіду ПАТ «ЦГЗК» і розробка рекомендацій щодо оптимізації ціноутворення на підприємстві.
69843. СОВЕТСКАЯ ПОБЕДА В МОЛДАВСКОЙ “ИСТОРИИ РУМЫН” 23.5 KB
  Кишиневские авторы трудов по истории румын сокрушаются о том что Ион Антонеску не успел капитулировать перед англо-американскими войсками чтобы предотвратить советизацию страны что он до самого последнего момента вел консультации с американцами и англичанами и верил...
69844. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 47 KB
  Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций Мультинациональные деловые коммуникации становятся все более значимой сферой в деловой среде. Уровни деловой культуры: национальный региональный глобальный Известно что по критерию границ или масштабов операций...
69846. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2.09 MB
  Физическая культура направлена на поддержание здоровья, развитие физических способностей студента и использование их в соответствии с потребностями общественной жизни. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих...
69847. Основы безопасности жизнедеятельности 64.88 KB
  Принцип гуманизации труда освобождение человека от выполнения механических стереотипных тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующих...
69848. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 738.5 KB
  Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти – исполнительной.
69849. Арбитражный процесс: Учебно-методический комплекс 608 KB
  Учебно-методический комплекс содержит необходимые учебные материалы: программу учебного курса, планы семинарских занятий, задачи, тематику рефератов и курсовых работ, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы, нормативных правовых актов, официальных актов высших...