97786

Проблема жизни и смерти в книге Л.Н.Толстого «Война и мир»

Реферат

Логика и философия

В данном реферате рассматривается проблема жизни и смерти в книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Смерти как физической, так и нравственной. Жизни героев романа: как живут герои, какова их жизненная позиция. Проанализировать, кто как смотрит на мир, кто как относится к жизни. Какие герои есть в этом романе. Например, автор делит героев на два типа: первый это «живые», вторые это «мертвые».

Русский

2015-10-24

57 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Проблема жизни и смерти в книге Л.Н.Толстого «Война и мир»

Реферат
по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                        Разработал

Профессор                                                                             студент  гр. У-211

Быстрова А.Н.                                                                      Данилова М.С.

2012 го

Оглавление

Введение………………………………………………………………………........

Глава 1.  Рассмотрение «живых» героев…………………………………………

  1.  Андрей Болконский………………………………………………….
    1.  Пьер Безухов…………………………………………………………
    2.  Николай Ростов………………………………………………………

Глава 2. Рассмотрение «мертвых» героев………………………………………..

2.1 Анна Друбецкая………………………………………………………

Глава 3. Рассмотрение смерти физической и смерти нравственной…………...

Заключение…………………………………………………………………….......

Использованная литература…………………………………………………….

Введение

В данном реферате рассматривается проблема жизни и смерти в книге Л.Н.Толстого «Война и мир».  Смерти как физической, так и нравственной. Жизни героев романа: как живут герои, какова их жизненная позиция.  Проанализировать, кто как смотрит на мир, кто как относится к жизни. Какие герои есть в этом романе. Например, автор делит героев на два типа: первый это «живые», вторые это «мертвые». Под «живыми» автор подразумевает тех, кто после смерти, что-то оставит, и имя его зря не исчезнет. А «мертвыми» он считает тех, кого после смерти не будут вспоминать, тех которые уже мертвы. Мертвы это не в том смысле физически, а духовно, т.е. эти люди не могут любить, жить и развиваться дальше.

Глава 1. Рассмотрение «живых» героев

Жизнь – деятельность человека и общества, в тех или иных ее проявлениях.

К «живым» героям относятся Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов и другие. Они живут, меняют свои убеждения, ищут смысл жизни, страдают, а вторые, «мертвые» они неподвижны и не меняются, они находятся в застое.

1.1 Андрей Болконский

Жизнь «живых» героев рассмотрим на примере Андрея Болконского. Человек он знатный, известный, хороший, женат на Лизе, которая ждет ребенка. Живет он, как пример для подражания, т.е. образцом всех совершенств, которые соединились в нем: спокойное обращение со всеми людьми, обладание необыкновенно хорошей памятью, начитанности и способности работать и учиться. Но у него было такое убеждение, что его жизнь – она ничтожна (гостиные, сплетни, балы, тщеславие), из которой он не мог выйти из-за женитьбы. Он убеждал Пьера «никогда, никогда не женись друг мой; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А  то пропадет все, что есть в тебе хорошего и высокого. Все истратится по мелочам! » [1, стр.37].  

Он думал только о славе, которую он мог завоевать у народа, что бы его знал народ. Он мог рискнуть всем тем, чем он только обладал, дорогими ему людьми – отцом, сестрой, женой, ради минуты славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых он не знал, и знать не хотел.  Смерть, раны, потеря семьи, ничто ему не страшно. Хотя ему другая сторона напоминает о том, «а вдруг ты умрешь???» А он об этом не думает, ускользает от ответа на этот вопрос, опять переходит на тему славы.

Но когда его достигает смерть, он думает только об одном, чтобы его спасли хоть враг, хоть друг. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто его спасет. Главное чтобы его привели  к жизни, он только был рад тому, что над ним остановились люди, когда он лежал, истекая кровью.

Только перед ожиданием близкой смерти ему кажется, что ему так ничтожны, казались все интересы, занимавшие Наполеона, и сам он «герой», с мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом.

Затем, после выздоровления Андрей сильно изменился, но не только это, но и смерть жены тоже изменили его. Он до этого жил ради других (слава), а сейчас он живет только ради себя, потому что его прежние взгляды на жизнь чуть не погубили его. Теперь он ищет место, где можно было бы жить тихо, мирно и спокойно.

1.2 Пьер Безухов

О взглядах на жизнь можно посмотреть и на примере Пьера Безухова. Сначала всем казалось, что Пьер, избалованный мальчик, приехавший из-за границы. Но когда его отец скончался, он переменился: не стал гулять как раньше, даже женился, хотя это было его ошибкой, и его заставили это сделать. Но он пока не поздно осознает, что такая красивая женщина как Элен не могла выйти за него замуж, и, подумав, что она ему изменяет с Долоховым, вызвал его на дуэль, где он  ранил его. Он это сделал ради чести жены и наконец своей, чтобы люди не подумали о том, что его жена за спиной мужа крутит романы, выставляя своего мужа идиотом.

Но мысли его о том, что он стрелял в невинного человека, не оставляют его. И он стал задумываться над своей жизнью, что так больше продолжаться не может и решается вступить в братство масонов. Где он принял жизненную позицию масонов: делать добро людям – это и есть счастье.

По жизненным позициям, которые посоветовали масоны, он стал строить больницы, церкви, отпустил крепостных, хотя это было неправдой. Он для себя думал, что он живет теперь правильной жизнью.

После сватовства  Андрея Болконского и Наташи Ростовой он пробуждается или осознает свою жизнь, чувствует невозможность продолжать прежнюю жизнь.

«Как бы он не ужаснулся, ежели семь лет тому назад, когда он только приехал из-за границы, кто-нибудь сказал ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита и определена предвечно и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Разве он не всей душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? разве он не видал возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве он не учреждал школы, больницы и отпускал крестьян на волю?» [1, стр.649].

Таким образом, он понимает, что его жизнь уже нашла свою дорогу, по которой должна идти.  Он богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить, и по - обсуждать правительство.

1.3 Николай Ростов

К «живым» героям можно отнести еще Николая Ростова. Он тоже один из тех людей, которые тоже что-то делают, думают, хотят изменить свою жизнь.  Ростов уважает своих родителей. Его проблема в любви к Соне, которую родители не хотят принять, потому, что у нее нет приданого. Но Николай не думал о том, что ему придется продать свое счастье, которым он жертвует ради благополучия семьи [1, стр.644]. Его родители боялись разорения, надеялись, что сын возьмет в жены состоятельную девушку, вроде Жюли.

Николай борется за свою чистую любовь. Это можно увидеть, когда он проигрывает в карты крупную сумму Долохову [1, стр.408].  

Глава 2. Рассмотрение «мертвых героев»

К «мертвым» героям можно отнести князя Василия Курагина и Жюли Карагину. Они не способны мыслить и чувствовать вообще. Эти герои способны менять лишь маски. Так князь Василий Курагин сменил маску “государственного человека” на маску “убитого горем отца” (после смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств); Жюли Карагина сменила маску “утонувшей в пучине меланхолии” на маску “счастливой невесты”, когда Борис сделал ей предложение.

«Мертвых» героев можно увидеть, по словам самого автора, что он во время рассказа не открывает их души, т.е. сильно на них не останавливается. Как будто напоминая нам “да что там искать, толку то никакого”. Эти люди не способны любить и проявлять человеческие чувства.

2.1 Анна Друбецкая

Например, Анна Михайловна Друбецкая в доме умирающего графа Безухова. Она из-за завещания, которое после смерти граф должен оставить Пьеру, пришла в дом графа и сделала вид, что смерть графа для нее что-то значит, что она обеспокоена. А правда в том, что она это затеяла лишь бы получить часть наследства, потому что она была бедна –  даже сына Бориса ей не на что обмундировать. Настолько она бессердечна: пользуется горем других ради своей выгоды [1, стр. 93].

Глава 3. Рассмотрение смерти физической и смерти нравственной

В романе есть  изображение физической смерти и смерти нравственной.

Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма.

Физическую смерть можно рассмотреть на примере Лизы, жены Андрея Болконского. Она умирает при тяжелых родах.

Ей говорили, что она была очень молодой женщиной для родов, что она поторопилась с беременностью. Внутри себя она чувствовала, что роды будут не легкими, что что-то должно произойти. Она чувствовала свою смерть. Она не раз говорила мужу и Марье, что у нее плохое предчувствие о предстоящих родах, и что ей не надо ехать в Лысые Горы и чтоб сам князь не ехал на войну.

Перед родами она не хотела признать, что время пришло, пришло время смерти. Она хотела думать, что ей плохо от еды, но она лишь хотела убежать от той мысли, что уже пришло время родить. Она была слишком молода, чтобы умереть.

Когда она умерла, ее выражение лица говорило: «Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали? Ах, что вы со мной сделали?» [1, стр. 398].

Нравственная жизнь – это правильная жизнь. Все герои живут нравственной жизнью, т.е. правильной. Некоторые герои, например как княжна Марья, делает все возможные попытки, чтобы Андрей отказался от своего решения жениться на Наташе. Чтобы Андрей не поссорился с отцом, который был не здоров. Она помогает воспитывать своего племянника, который остался без матери, «святые люди» с которыми она не переставала общаться. И в конце то концов живет она для отца, который не хочет дочь отпускать. Она его жалеет, если она уйдет то кто будет с ним жить, с человеком со сложным характером.

Безнравственной жизнью в этом романе живут отрицательные герои. Например, Анна Друбецкая, Василий Курагин – «мертвые»,  Анатоль.

Безнравственную жизнь Анатоля можно увидеть в его манере общения. «Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе» [1, стр.683].  «Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи. Она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею» [1, стр.684]. Он казался таким простым, милым, но в то же время решительным и немножко наглым. Его поведение можно увидеть еще при знакомстве с княжной Марьей. Как он там, на глазах Марьи флиртовал с Бурьен.

Заключение

Книга «Война и мир» дала нам понять, что в жизни много проблем, касающиеся жизни. Например, неравная любовь (Николай и Софья); не готовность к ответственности; не смирение с жизнью, которая есть; любовь к родным и т.д.

В конце я бы хотела сказать, что проблемы жизни и смерти будут преследовать нас везде. Смерть она для всех. Кто-то раньше умрет, а кто-то долго будет проживать свой век счастливо, воспитывая своих детей и внуков. Жизнь она сложная штука, не туда повернешь - все!

Использованная литература

  1.  «Война и мир» - художественная литература, М., 1972 – 751с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20327. Романтизм в европейской и русской культуре. Философско-эстетические принципы и художественная практика 7.05 MB
  Для Аристотеля эстетика это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика аспект богословия решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до обширного царства прекрасного строже говоря до искусства и притом не всякого а именно изящного искусства. А свое назначение эстетика видит в определении...
20328. Основные тенденции развития русского театра 60-70-х годов XX века 62.5 KB
  Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям это вело к мелочной опеке над авторами вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 23 новых пьес.
20329. Освещение современного спектакля 59 KB
  Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения которое создается осветительными приборами общего света софиты рампа переносные приборы. Спектакли оформленные объемными декорациями требуют местного прожекторного освещения создающего световые контрасты подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения.
20330. Реализм в европейской и русской культуре Х!Х века (литература, музыка, театр, живопись) 5.61 MB
  Культура России во второй половине 19 века План 1. Развитие просвещения и науки Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны.
20331. Английский и испанский театр эпохи Возрождения 223.5 KB
  Вершиной испанской драматургии стало творчество Лопе де Вега художника глубоко народного великолепного мастера сценической интриги населившего сотни своих пьес бесчисленным множеством типов легко узнаваемых в тогдашней Испании и ставших достоянием всего человечества. Новаторской драматургией можно назвать творчество Лопе де Вега 15621635 написавшего сотни пьес в годы когда в Испании свирепствовала инквизиция. Пьесы Лопе де Вега стали достоянием человечества но вершиной театрального искусства эпохи Возрождения является...
20332. От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра) 52 KB
  найти Бояджиева Театр от греч. thйatron место для зрелищ зрелище тип архитектурной постройки предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в.
20333. Художественные течения в Западной Европе и в России конца XIX- начала XX века 199.5 KB
  В это время еще жили и работали крупнейшие мастера и преобразователи европейского искусства XIX в. Бельгийский живописец и скульптор Константин Менье 1831 1905 обращаясь к теме рабочего класса и выдвигая ее на передний план искусства осознает значимость труда рабочих и трагическую участь трудового человека. Они сделали попытку романтического бегства от действительности в €œцарство красоты€ в изображение высших потусторонних сущностей и идеализированное невозвратное прошлое €œМир искусства€ и др. Многие в своих экспериментах по...
20334. Античный театр 435.5 KB
  Поэтому драматическая поэзия все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму т. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис то есть очищение...
20335. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКИ. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 54 KB
  ОБЩИЕ ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. Причины современного повышенного акцентированного внимания к феномену техники.