97790

Возникновение философии и ее место в системе мировоззрения

Реферат

Логика и философия

Актуальность выбранной темы заключается в следующем, становление и формирование философского мировоззрения, и возникновение философии в целом играют особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления, но и глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

Русский

2015-10-24

79 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Философия»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Тема: «Возникновение философии и ее место в системе мировоззрения»

Подготовил:

студент группы У-312

Григорьева В.

Проверил:

проф., к.ф.н. Быстрова А.Н.

Краткая рецензия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НОВОСИБИРСК – 2011

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Возникновение философии

[4] Философия и ее место в системе мировоззрения

[5] Заключение

[6] Список использованных источников и литературы

Введение

    Актуальность выбранной темы заключается в следующем, становление и формирование философского мировоззрения, и возникновение философии в целом играют особую роль, связанную с ее многовековым  опытом критически-рефлексивного размышления, но и глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

    Возникновение философии – сложный для историко-философского анализа процесс. Философия - это исторически развивающаяся  система  фундаментальных идей, теоретически объясняющих и оценивающих отношение  человека к миру, а также ориентирующих  его  в  его  жизнедеятельности  в  контексте  принятой  в  данной  цивилизации   системы   духовных ценностей.

    История изучения данной проблемы достаточно обширна.

   Философский анализ мировоззрения как феномена сознания и социальной потребности, представляет интерес не только с точки зрения теории. Он, несомненно, будет способствовать совершенствованию практики мировоззренческого воспитания.

Возникновение философии и ее место в системе мировоззрения

  1.  Возникновение философии

       

        Появление философии предшествовали  религиозно-мифологическое основание действительности, а также зачатки конкретно-научного знания (математика, астрономия). Первые древнегреческие философы занимались изучением природы и пытались объяснить ее с научных и философских позиций. 

     Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Но эти заимствования нисколько не умоляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Именно в античной философии были заложены все позднейшие типы мировоззрения.

     Платон определяет философию как “познание сущего” или “вечного и непреходящего”. Аристотель видит в ней исследование о “причинах и принципах вещей”. Как “преданность мудрости” характеризует ее Лейбниц, сравнивая ее при этом с деревом, корень которого – метафизика, наука о принципах, а ветви – специальные отрасли знания. Гегель, наконец,  называет философию “обдуманным рассмотрением предметов”, - выражение, указывающее на то, что из философии должно быть исключено эмпирическое исследование фактов, и что она состоит в движении чистой мысли. К этим же определениям, можем отнести определение Огюста Конта, который, называет философию дисциплину, специализирующейся на изучении научных обобщений. Приведенные определения философии, несмотря на свои различия, в существенных чертах все сходятся в стремлении гарантировать философии, в противовес социальным наукам, содержание, охватывающее всю совокупность человеческого знания. В противовес данному течению, философы пытаются ограничить задачу философии на общих, примыкающих к психологии вопросах о возникновении и условиях познания. Например, Джон Локк  видит задачу философии в разработке учения о познании и теории морали, по средством которой она должна приходить на помощь науке. С такой точки зрения философия должна быть определена, как всеобщая наука о духе.

    Библер В.С писал, что философия «есть логика, т.е. всеобщее определение схематизмов движения мысли,  в вопросительности всеобщей возможности бытия и мысли, как они представлены феноменологически и (или) метафизически1. То есть для философии возможность бытия и мысли, возможность их взаимообоснования есть исходное (и конечное) определение, как нечто изначальное, а не «подвешенное» к статуту действительного. Это есть замедленное обоснование безначального начала всеобщего бытия. Это, кстати, означает также, что, условно говоря, две трети всего написанного философами, всего того, что относится к бытию и мышлению действительному, к бытию реального бытия и к мысли реального мышления есть не философия в собственном смысле слова, но есть нефилософская догматическая метафизика, натурфилософия, философия религии, истинная наука и т.д. и т.п.»2.

    Интересны для рассмотрения рассуждения Библера В.С. о философе: «...любой философ начинает своѐ бытие мира «заново» рядом с другим философом, в ответ ему, и, вместе с тем, как бы совершенно независимо от него. Сколько философов - конечно, в настоящем, а не в «академическом» смысле слова - столько «начал бытия», начал мысли, столько раз мир «начинается впервые». Начинать философию каждый раз заново - это значит вне контекста истории философии. В историю вписываются только итоги каждого из таких начинаний3.

    В философии Библера присутствуют как бы две позиции по проблеме соотношения философии и истории философии. В первом случае, когда философия выходит на культуру как на своѐ феноменологическое основание, она совпадает со своей историей, организуя диалог между особенными всеобщими, вырабатывая логические схематизмы этого диалога, сосредотачиваясь на ничейной территории, на границе между актуализированными возможностями каждой философской системы. Во втором случае, погружаясь в безосновное основание философии как возможности, в возможностный мир, где и бытие и мышление присутствуют только в своей потенции, где нет ни диалогических, ни каких бы то ни было других логических отношений взаимодействия, где философия каждый раз начинается как бы заново, Библер выводит философию за рамки истории4.

   Итак, можно сделать вывод, что приведенные направления, как бы ни различались друг от друга, а в итоге сводятся в понимании задачи философии как теоретической формы знания, через решение которой дополняются и расширяются области прочих наук. А также существует еще одно направление, по которому проблема философии должна быть практической, то есть здесь философия понимается не как теория науки, а как учение о благах.

    Оба направления, теоретическое и практическое, не находятся в абсолютной противоположности друг другу. Философские направления сильно расходятся в определении задачи философии, с точки зрения В. Вундта цель состоит в выработке единого миросозерцания, которое должно удовлетворять требованиям нашего разума и потребностям души.

    Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека. Таким образом, философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.

  1.  Философия и ее место в системе мировоззрения

    Важную роль в общественной  жизни играет мировоззрение, представляющее собой совокупность обобщенных взглядов на мир и место в нем человека. Оно может быть различным: обыденным (житейским), религиозно-мифологическим, философским.

    Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

   Как пишет А.Ф. Зотов, философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познавать мир и самого себя. В глубины истории, чуть ли не к зарождению первобытнообщинного строя, уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками явились изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление размышлять о наблюдаемом в обычном созерцании в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами.

    Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Так наряду и, вероятно, одновременно с обыденными мировоззрением складывалась охватывающая разные стороны мира и мир в целом мифологическая форма мышления.

     Религиозная форма мировоззрения возникла на основе трансформации представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения, коррекции этих представлений в связи с более углубленным логическим и философским принципом возникновения мира, качеств человека, личных задач его самосовершенствования. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличии от мифологии, религия сосредотачивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, божественном.  На первый план выдвигается психологическая установка – вера в бога, в в возможность человека прожить благочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, и рядом культовых обрядов. Религия сформировалась в каменном веке 40-50 тысяч лет назад, на более высоком этапе развития общества, чем начало развиваться мифологическое мировоззрение.    

    Как утверждает А.Ф. Зотов философская форма мировоззрения начинает формироваться на еще более высоком уровне общественно-экономическом и культурном развитии общества. Ее первые признаки проступают в XIIVIIIвв. до нашей эры. Однако из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Гегель писал: вследствие “общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй…Философия поэтому начинается лишь в греческом мире5

    Из общекультурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифологически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание.

     Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром – “теоретико-познавательного” – и к оформлению теоретико-познавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения.

     Философия в течение ряда столетий развивалась вместе с естественнонаучным знанием. К концу XVIII – первой половине XIX столетия внутри этого общего научного знания стало проявляться  стремление к формированию натуралистической формы мировоззрения.

     В отличие от натуралистской формы мировоззрения, от отношения к миру, основанному на частнонаучном знании, философия как форма мировоззрения опиралась в решении мировоззренческих проблем на обобщения данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и данные обыденной жизни человека. Философия трансформировала свои связи с естествознание, находила пути к гармонической связи с ним и в то же время устанавливала связи с идеологией, с гуманитарными знанием, с обыденным мировоззрением людей. В ряде случаев философия оказалась недалека от веры в Бога, от создания метафизики, в которой постулировались трансцендентные миры, космические сущности, влияющие на развитие жизни людей и поступки отдельного человека.

     Философия отличается от натуралистической формы не только своими всеобщими понятиями свой многообразной связью с действительностью. Все ее содержание пронизано мудростью, и она может быть определена через это понятие.

     В повседневной жизни человек часто пользуется некоторыми практически действенными представлениями, которые могут быть названы обыденным мировоззрением. Для него характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, то есть принимаемые без всякого доказательства положения, а также смешение отрывочных научных знаний с философскими и религиозными представлениями. А.Ф. Зотов пишет, что обыденное мировоззрение допускает соединение логически и культурно исторически несовместимых идей, например, принятия религиозной обрядности без понимания ее смысла. Эта форма мировоззрения отличается отсутствием стремления к рациональной рефлексии принятых убеждений, отсутствием сомнения в том, что принимается просто на веру, легкостью представления желаемого за действительное. Тем не менее обыденное мировоззрение является практически действительным, а содержащиеся в нем, основанные на здравом смысле, на стереотипах житейской мудрости положения нередко становятся оправданными пунктами философского обобщения.

    Однако в современном мире, в котором происходит глобальная интеграция человечества, имеет место смешения культур, убыстряется темп жизни, возникает глобальные угрозы – одного обыденного мировоззрения оказывается все более недостаточно.

    Философское мировоззрение в отличие от других типов мировоззрения носит теоретический характер, т.е. оно не просто провозглашает свои принципы, а доказывает, обосновывает, логически выводит их (в отличие, например, от религии, положения и догматы которой не доказываются, а предлагаются человеку в качестве символа веры). Философское знание – это не просто набор знаний, а это система понятий и категорий. Философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, идеалов, ценностей, определяющих цели, средства и характер деятельности человека.

    Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественнонаучных и других воззрений. Но основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды, так как философия ставит и решает глобальные, фундаментальные, сущностные проблемы бытия. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть в известной мере отождествлено с понятием «философское мировоззрение». Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентированна на социальные явления и социально-классовые отношения.

     Каждая философская система дает свой образец системного теоретического мышления. Через усвоение философии идет и усвоение этого системного метода мышления. Однако следует иметь в виду, что не всякое теоретически оформленное мировоззрение является научным. Научным может считаться то мировоззрение, которое опирается на прочный фундамент научных знаний, общественно-исторической практики и пользуется научным методом мышления.

Заключение

   Философия  -  одна  из   древнейших   и   увлекательнейших   областей

человеческого знания,  духовной  культуры,  ставшая  в  последствии устойчивой формой общественного сознания.

    Философия возникает на базе мифологии и  религии,  отбрасывая  всё, что связано с некритическим восприятием действительности,  делая

при этом упор не на веру, а на разум человека.

    Возникновению философии  способствовали  объективные  и  субъективные предпосылки, сложившиеся  на  тот  исторический  период  в  древнем обществе: объективные предпосылки, культурно-исторические, субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с  развитием самого человека, его духовного мира.

    Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед  человеком  открывается  глубина  мира   и собственная значимость.  Человек  начинает  осмысливать  мир  и  себя   как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет  понимания и спасения.

    Этот духовный процесс имел решающее значение для  формирования философии и начался он за тысячелетие до  нашей  эры. Карл Ясперс, немецкий философ XX века,  это  время назвал "основным временем".

   Возникновению философии способствовало дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей,  а  это также привело к замене миросозерцания на мировоззрение. В отличие от миросозерцания  мировоззрение  не  может  базироваться  на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в  её осмыслении  с  помощью  понятий,  в  отличии  от   наглядно-образного миросозерцания.

   Подводя итог, хотелось бы выделить черты философского мировоззрения, наиболее важными из которых являются следующие:

 1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему  приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный  аппарат:  причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

3. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в  соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4.  Философия  -  рефлективный  тип  мировоззрения.  В  нём  содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

   5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует  размышления,  сомнения,  допускает  критику  идей,  отказ от веры в догматы и постулаты.

    Можно сделать вывод, что исходные типы  мировоззрения  сохраняются  на  протяжении  всей  истории. "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Список использованных источников и литературы

Книги и монографии

 1. Гегель Г.В.Ф Лекции по истории философии. – М, 1932. – С.89.

Статьи

  1.  Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии – 1995. 1. – С. 159 -171

1 Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии – 1995. – № 1. – С. 169.

2 Там же. – С.170.

3 Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии – 1995. – № 1. – С. 167.

4 Там же. – 170С.

5 Гегель Г.В.Ф Лекции по истории философии. – М, 1932. – С.89.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24630. Порядок нарахування з/п за невідпрацьований на підпр-ві час. Нарахування єдиного соціального внеску 31.5 KB
  Відповідно до кодексу законів про працю оплата за невідпрацьований час і за особливі умови праці передбачає різноманітні види оплат. Відрядникам доплата здійснюється за всі понад нормові години в розмірі 100 тарифної ставки за погодинною системою компенсація шляхом надання відпустки не допускається. оплата часу освоєння нової продукції здійснюється за середнім заробітком за попередні 6 місяців оплата при переведені на нижче оплачу вальну роботу та при переміщенні. При переміщенні працівника може знижуватись заробіток із незалежних від...
24631. Організація документування господарських операцій та документообігу 38.5 KB
  Документація – це спосіб суцільного і безперервного відображення об’єктів бух обліку шляхом використання бухгалтерських документів. У випадках установлених законодавством а також Міністерствами і відомствами бланки первинних документів можуть бути віднесені до бланків суворої звітності. Керівник також встановлює перелік осіб які мають право підпису грошових документів. Ці особи несуть відповідальність за своєчасне і якісне складання документів.
24632. Облік запасів підприємництва 31 KB
  Згідно з ПсБО 9 запаси – це активи які: 1 утримуються для подальшого продажу 2 перебувають у процесі вирва з метою подальшого продажу продукту вирва 3 утримуються для споживання під час вирва продії виконання робітта надання послуг а також управління вирвом. Обліку запаси включають: 1 сировину і основні матеріали 201 2 купівельні напівфабрикати та комплектуючі вироби 202 3 паливо 203 4 тара і тарні матеріали 204 5 будівельні матеріали 205 6 матеріали передані в переробку 206 7 запчастини 207 8матеріали г...
24633. Облік основних засобів 30 KB
  Облік основних засобів.Основні засобиїх класифікація і оцінка Методологією обліку основних засобів визначає ПсБО7Основні засоби. Обєкт основних засобів це закінчений пристрій з усіма пристосуваннями або окремий конструктивно відокремлений предмет що призначений для виконання певних самостійних функцій. Облік основних засобів ведеться на активному балансовому рахунку 10 – основні засоби.
24634. Облік нематеріальних активів 29 KB
  Облік нематеріальних активів Методологію обліку нематеріальних активів визначає ПсБО 8 нематеріальні активи Нематеріальний актив це актив який немає матеріальної форми може бути ідентифікований та утримується підприємством з метою використання на протязі більше одного року. Бух облік немат активів ведеться щодо кожного об’єкта за такими групами: А права користування природними ресурсами Б права користування майном В права на знаки для товарів і послуг тов.знаки торгові марки фірмові назви і т д Г права на об’єкти промислової...
24635. Особливості обліку МШП терміном експлуатації до і більше 1 року 32.5 KB
  Положенням стандартом 9 передбачено що з метою бухгалтерського обліку запаси включають:малоцінні і швидкозношувані предмети які використовуються не більше одного року або одного операційного циклу якщо він більше року. Малоцінні і швидкозношувані предмети строк корисного використання яких більше одного року обліковуються в складі інших необоротних матеріальних активів. Організація обліку малоцінних і швидкозношуваних предметів зі строком корисного використання менше одного року або одного операційного циклу повинна повністю...
24636. Амортизація необоротних активів. Методи нарахування та облік амортизації 30.5 KB
  Амортизація – це систематичний розподіл вартості яка амортизується протягом строку їх корисного використання. Зменшення залишкової вартості – виходить з того що корисність і продуктивність необ. Норма амортизації застосовується не до вартості що амортизується а до балансової залишкової вартості об’єкта на кінець попереднього періоду. Прискореного зменшення залишкової вартості складається у визначенні річної суми амортизації об’єкту основних засобів виходячи з основної вартості такого об’єкту на початок звітного року.
24637. Аналіз власного оборотного капіталу 35 KB
  Аналіз власного оборотного капіталу. Фінансовий стан підприємства залежить від того наскільки раціонально сформовані джерела фінансування поточних активів оборотного капіталу. Поточні активи створюються як за рахунок власного капіталу так і за рахунок короткострокових позикових коштів. Бажано щоб наполовину вони були сформовані за рахунок власного а наполовину за рахунок позикового капіталу.