97793

С.Франк «Смысл жизни»

Реферат

Логика и философия

О смысле жизни задумывается каждый, но никто не может дать такого ответа, с которым бы согласился весь мир. Каждый находит смысл жизни в чем-то своем. Некоторые люди находят его в достижении успеха, продвижении по карьерной лестнице, некоторые в желании стать известными на весь мир, другие заключают смысл в искании смысла, многие находят его в своей семье...

Русский

2015-10-24

35.34 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра «Философия и Культуралогия»

С.Франк «Смысл жизни»

Реферат по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                          Выполнил

Профессор                                                              Студент гр. МПМ-113

______________Быстрова А.Н.                       ____________Грошев А.П

   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _                              _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

      (дата проверки)                                          (дата сдачи на проверку)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Краткая рецензия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________

(запись о допуске к защите)

_____________________________                                 __________________

(оценка по результатам защиты)                             (подписи преподавателей)

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

  1.  Проблема соотношения добра, правды и смысла жизни и пути поиска С.Л.Франком смысла жизни.
  2.  Философско-религиозное понимание смысла жизни С.Л.Франка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Введение

В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
«Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?».
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным.

О смысле жизни задумывается каждый, но никто не может дать такого ответа, с которым бы согласился весь мир. Каждый находит смысл жизни в чем-то своем. Некоторые люди находят его в достижении успеха, продвижении по карьерной лестнице, некоторые в желании стать известными на весь мир, другие заключают смысл в искании смысла, многие находят его в своей семье, в любви, те, кто не может самостоятельно мыслить, ищут смысл в служении Богу...

Вместе с тем, уже на протяжении длительного времени люди продолжают искать смысл жизни, создавая новые религии, движения, мировозренческие позиции. Многие великие деятели писали трактаты о смысле жизни, например Франк, Цицерон, Шопенгауэр, Ломоносов и так далее. Снято огромное количество фильмов на эту тему, написано очень много современных книг, своеобразно трактующих смысл жизни.

В свете вышесказанного, тема настоящей работы представляется нам весьма актуальной, целью которой является анализ работы С.Л. Франка «Смысл жизни».

Для достижения указанной цели, автором предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть проблему соотношения добра, правды и смысла жизни, а также пути поиска С.Л.Франком ответа на вопрос «в чем смысл жизни?»;

- рассмотреть философско-религиозную интерпретацию смысла жизни С.Л.Франка

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

1. Проблема соотношения добра, правды и смысла жизни и пути поиска С.Л.Франком смысла жизни

Одной из ключевых тем русской философии всегда был вопрос о смысле жизни и о том, где, в каких областях жизни человека его искать. Одной из наиболее оригинальных и законченных попыток подобраться к тайне смысла жизни стала концепция замечательного отечественного мыслителя Серебряного века русской культуры С.Л. Франка.

Считаем целесообразным начать свой анализ работы С.Л.Франка с проблемы соотношения добра, правды и смысла жизни.

Рассматривая данную проблему, С.Л.Франк отмечал в своей работе, что одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема добра и правды, тесным образом связанная с проблемой смысла жизни. Именно добро и правду Франк причисляет к духовным силам, скрытым в человеке.

При этом, С.Л. Франк отмечает, что для человека уже с ранней юности очень важна проблема духовной значительности и осмысленности» жизни, осознание того, что человек родился не зря. Это, по мнению философа, дает каждому основание думать, что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым реализовать себя.

В целом, рассматривая вопрос о соотношении добра, зла и смысла жизни, С.Л.Франк считал, что великое и единственное дело, с помощью которого каждый человек действительно осуществляет смысл жизни и в силу которого в мире совершается нечто существенное – это рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра.

В  кратком виде убеждения С.Л.Франка можно обозначить так: если мы родились в этом мире - значит, это кому-то надо.

Вместе с тем, вся его работа пронизана главным вопросом «зачем мы живем?», который волнует и мучает в глубине души каждого человека. В целом С.Л.Франк в своей работе приходит к такому заключению, что или жизнь в целом имеет смысл, или же его нет и жизнь бессмысленна. Иными словами, С.Л.Франк стремится установить, имеет ли жизнь вообще смысл и если да, то какой именно?

Развивая эту тему, Франк отмечает, что каждый человек ожидает ответа на этот вопрос, руководствуясь не собственной волей, а ожиданием непредвиденных перемен судьбы. Франк подчеркивает, что такое ожидание и есть душевная и нравственная болезнь.

Вопрос о смысле жизни сводится мыслителем к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». Далее С.Л. Франк сам отвечает на него следующим образом: необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом. «Дело», которое в этом случае должно спасти мир — это внутренняя воспитательная работа над самим собой и другими.

Как отмечает С.Л. Франк, планомерная мировая реформа, осуществляемая  человеческими силами и освобождающая мир от зла, чем и осмысливающая жизнь, имеет в своей основе «общее дело», которое и дарует смысл жизни личности. Мыслитель полагает, что в основе этого дела находится «глубокое и верное, хотя и смутное, религиозное чувство».

После указанного предположения Франк задумывается над тем, на чем основывается в данном случае убеждение в возможности спасения мира и откуда в этой реформе могут взяться силы для самоисправления и уничтожения этой бессмысленности. Отвечая на поставленный вопрос, философ отмечает, что в начале своего пути человек всегда, осознанно или бессознательно, стремится к совершенству, к идеалу, к добру. Именно такое умонастроение С.Л.Франка, думается, позволяет называть его философом-гуманистом, человеколюбом и человекозащитником. Он утверждает: через нравственно-гуманную деятельность человек достигает того смысла жизни, который обозначился в начале его пути.

Иными словами, анализ вышесказанного позволяет говорить о том, что, по мнению С.Л.Франка, что бы мы ни пытались сделать своими руками – стремиться к улучшению условий жизни или нравственному совершенству – нас ждёт разочарование. Единственный способ наполнить жизнь смыслом – это приобщиться к некоему началу, которое лежит вне поля нашей жизнедеятельности. Для нахождения смысла жизни нужно выявить такое стремление, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и такую жизнь, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению. Следовательно, условием подлинной, а не только относительной разумности  жизни является разумность самих целей.

С.Л.Франк считает, что возможность человеческого прогресса, то есть постепенного, а иногда и внезапного, достижения им совершенства, определяется внутренним процессом самоочищения и самоопределения. Если же природа или мировая история употребляет нас    как     рабов,   для     накопления    богатства     грядущих   человеческих поколений - то и наша собственная жизнь так же лишена смысла. Мыслитель убежден, что есть какая-то «чудовищная несправедливость», с которой не могут примириться ни разум, ни совесть. Эта несправедливость неравномерно распределяет добро и зло, разум и бессмыслицу, она же делает жизнь бессмысленной как целое.

Философ задается вопросом: почему одни должны страдать и умирать «во тьме», а другие, их «грядущие преемники» наслаждаться добром и счастьем, которое дает им жизнь? Наряду с этим, С.Л.Франка волнует и вопрос, почему мир так несправедлив, что реализации правды должен предшествовать долгий период неправды, и очень большое количество людей обречены проводить свою жизнь в этом затянутом «приготовительном классе» человечества?

Следует отметить, что, к сожалению, сам С.Л.Франк не может ответить на поставленный собою же вопрос. Вместе с тем, он констатирует, что пока человечество не ответит на этот вопрос, мир будет оставаться бессмысленным, а потому бессмысленно и само грядущее его «блаженство». Мыслитель отмечает, что мировая жизнь и наша собственная жизнь представляют собой вневременное и всеобъемлющее целое. Он подчеркивает, что только смысл жизни  - если он есть - и может вдохновлять человека на истинно великие дела.

Таким образом, изложенное позволяет говорить о том, что С.Л. Франк считал жизнь в ее непосредственном стихийном течении бессмысленной, и пытался угадать общее для всех дело, посредством которого обретала бы смысл и индивидуальная жизнь.


2. Философско-религиозное понимание смысла жизни С.Л.Франка

Другой стороной учения С.Л. Франка о смысле жизни является его теория развития религиозного чувства человека как устремленности к смыслу и ценностям духовно-нравственной сферы, духовному росту.

Именно религиозное сознание понимается С.Л.Франком как высшая форма нравственного сознания. С.Л. Франк приходит к выводу, что любовь к Богу и происходящая из нее любовь к ближнему - вот не только смысл, но и спасение жизни. Мыслитель убежден, что только вера сохранит человека как человека. Это, по мнению философа, и есть истинная жизнь, которая заключается во всеобъемлющем единстве и неустанном служении абсолютному целому.

С.Л.Фрнак считает, что истинная жизнь познается тогда, когда человек жертвует собой, тем самым подлинно обретает себя и свою жизнь.  Таким образом, с точки зрения С.Л.Франка, каждый человек связывает себя со всем живущем на Земле, и прежде всего, со своими близким и их судьбой.

Таким образом, С.Л.Франк отмечает, что подлинно целью существования может быть любовь. Любовь, как образ жизни, целиком и полностью направленной на исполнение воли любимого, и, в то же время, получающей от этого служения истинное удовлетворение. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос о смысле жизни, но среди окружающих нас людей мы можем найти такую любовь лишь на время.

Поэтому подлинная цель должна быть самодостаточной. Она должна быть высшим и абсолютным благом, в связи с чем С.Л.Франк заключает, что жить истинной жизнью, жить в вере - значит, жить в постоянном напряжении своих моральных и физических сил, жить «полным», «большим» сознанием того, что любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственности.

С учетом изложенного, С.Л. Франк пытается определить смысл жизни: условия самой возможности смысла жизни, по мнению С.Л.Франка, это «религиозное внутреннее делание, борьба с самим собой».

Что же такое понятие «смысл» по Франку? А это примерно то же, что «разумность», то есть «поведение, правильно ведущее к цели», при условии что сама эта цель бесспорно разумна. Отсюда условием разумности жизни как ценности «является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо средства цели», но чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны. Мыслитель небезосновательно утверждал, что разумность представляет собой самодовлеющую ценность нашей души, которая должна быть (или стать!) служением высшему и абсолютному благу.

В заключение настоящего анализа следует отметить, что С.Л. Франк признает абсолютным такое благо, которое «одновременно и самодовлеющее, превышающее все мои личные интересы, благо, и благо для меня». С точки зрения аксиологии такое благо есть высшая ценность, онтологически же оно благо и в объективном (как самоцель), и в субъективном (вспомогательном) смысле.

С.Л. Франк резюмирует: жизнь наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели; для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и свободные участники и причастники божественной жизни, так, чтобы служа Ему, эту жизнь утверждали, обогащали и просветляли.


Заключение

Анализ работы С.Л.Франка «Смысл жизни» позволяет сформулировать следующие основные выводы.

В своей работе С.Л.Франк не ищет ответы на извечные вопросы о предназначении человека, он размышляет о стремлении человека к познанию смысла своей жизни. С.Л.Франк задаёт риторические вопросы, ответы на которые так и остаются не разгаданными; говорит о том, что «люди с головой погрузились в будничные заботы» и «отмахнулись» от  поиска смысла и цели жизни.

Вместе с тем, по мнению С.Л.Франка, сами поиски смысла жизни уже таят в себе определенный смысл жизни.

В целом, анализируя пути поиска С.Л.Франком ответа на вопрос «в чем смысл жизни?», можно констатировать, что ответ на данный вопрос С.Л.Франк обнаружил в нравственно-религиозном совершенствовании, в связи с чем он говорит, что для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и свободные участники и причастники божественной жизни, так, чтобы служа Ему, эту жизнь утверждали, обогащали и просветляли.

В заключение следует отметить, что размышления С.Л. Франка о смысле жизни в таком философско-религиозном ключе возродили в начале XX в. дискуссию о том, зачем же мы живем, и нужно отметить, что она далека от своего завершения и в наши дни.

Список литературы

1. Франк С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/FRANK_S_L/smysl.txt


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60432. Умовність, узагальнення. Стилізація. «Зима і весна. Стрітення» 265.5 KB
  Основні поняття: стилізація зображення. Актуалізація опорних знань і вмінь Прийом Мозковий штурм Учитель пропонує учням пригадати відомості про декор орнамент та прийоми створення декоративного зображення.
60433. ЗИМОВІ СВЯТА В НАРОДНОМУ КАЛЕНДАРІ 66.5 KB
  А зима висіває сніжок з рукава І сріблом обсипає ялинки. Здрастуй білий пухнастий веселий сніжок Здрастуй гостя зима-чарівниця Викликай же на гірку малят на лужок А мороз хай румянить їм лиця.
60434. Зимові свята в Україні: традиції, звичаї, обряди 82 KB
  Шановні гості Дорогі діти Вітаємо Вас з наступаючими новорічними святами. Діти кожна людина має свою Батьківщину яку любить над усе на світі. Саме Вам дорогі діти зберігати любити і продовжувати народні звичаї і обряди українського народу.
60436. Обрядові пісні зимового циклу 78 KB
  Вступне слово вчителя української літератури: Християнський звичай величати Різдво Христове Щедрий вечір і Водохреща пісенним словомколядками має історичне коріння що сягає ще давніх цивілізацій Землі.
60438. Добірка текстів по темі «Ділова поїздка за кордон» 400 KB
  Методична розробка призначена для роботи на заняттях англійської мови з метою розвитку навичок усного, монологічного та діалогового мовлення; Розвитку зацікавленості до країни, мови до якої вивчаємо.
60439. Жінки і Україна 84.5 KB
  Познайомити учнів із життям та творчістю видатних українських жінок які зробили великий внесок у розвиток української культури; виховувати шанобливе ставлення до жінок як особистості почуття національної гордості любов до рідного краю; розвивати духовність.
60440. Ця чудова країна „Цирк” 59.5 KB
  Діти сьогоднішнє заняття незвичайне адже ви зустрінетеся з улюбленими циркачами більше дізнаєтесь про них що вони роблять які вони; зможете цікаво розповісти рідним друзям а може хтось з вас захоче стати циркачем і вже сьогодні вибере ким саме.