97793

С.Франк «Смысл жизни»

Реферат

Логика и философия

О смысле жизни задумывается каждый, но никто не может дать такого ответа, с которым бы согласился весь мир. Каждый находит смысл жизни в чем-то своем. Некоторые люди находят его в достижении успеха, продвижении по карьерной лестнице, некоторые в желании стать известными на весь мир, другие заключают смысл в искании смысла, многие находят его в своей семье...

Русский

2015-10-24

35.34 KB

10 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра «Философия и Культуралогия»

С.Франк «Смысл жизни»

Реферат по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                          Выполнил

Профессор                                                              Студент гр. МПМ-113

______________Быстрова А.Н.                       ____________Грошев А.П

   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _                              _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

      (дата проверки)                                          (дата сдачи на проверку)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Краткая рецензия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________

(запись о допуске к защите)

_____________________________                                 __________________

(оценка по результатам защиты)                             (подписи преподавателей)

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

  1.  Проблема соотношения добра, правды и смысла жизни и пути поиска С.Л.Франком смысла жизни.
  2.  Философско-религиозное понимание смысла жизни С.Л.Франка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Введение

В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
«Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?».
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным.

О смысле жизни задумывается каждый, но никто не может дать такого ответа, с которым бы согласился весь мир. Каждый находит смысл жизни в чем-то своем. Некоторые люди находят его в достижении успеха, продвижении по карьерной лестнице, некоторые в желании стать известными на весь мир, другие заключают смысл в искании смысла, многие находят его в своей семье, в любви, те, кто не может самостоятельно мыслить, ищут смысл в служении Богу...

Вместе с тем, уже на протяжении длительного времени люди продолжают искать смысл жизни, создавая новые религии, движения, мировозренческие позиции. Многие великие деятели писали трактаты о смысле жизни, например Франк, Цицерон, Шопенгауэр, Ломоносов и так далее. Снято огромное количество фильмов на эту тему, написано очень много современных книг, своеобразно трактующих смысл жизни.

В свете вышесказанного, тема настоящей работы представляется нам весьма актуальной, целью которой является анализ работы С.Л. Франка «Смысл жизни».

Для достижения указанной цели, автором предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть проблему соотношения добра, правды и смысла жизни, а также пути поиска С.Л.Франком ответа на вопрос «в чем смысл жизни?»;

- рассмотреть философско-религиозную интерпретацию смысла жизни С.Л.Франка

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

1. Проблема соотношения добра, правды и смысла жизни и пути поиска С.Л.Франком смысла жизни

Одной из ключевых тем русской философии всегда был вопрос о смысле жизни и о том, где, в каких областях жизни человека его искать. Одной из наиболее оригинальных и законченных попыток подобраться к тайне смысла жизни стала концепция замечательного отечественного мыслителя Серебряного века русской культуры С.Л. Франка.

Считаем целесообразным начать свой анализ работы С.Л.Франка с проблемы соотношения добра, правды и смысла жизни.

Рассматривая данную проблему, С.Л.Франк отмечал в своей работе, что одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема добра и правды, тесным образом связанная с проблемой смысла жизни. Именно добро и правду Франк причисляет к духовным силам, скрытым в человеке.

При этом, С.Л. Франк отмечает, что для человека уже с ранней юности очень важна проблема духовной значительности и осмысленности» жизни, осознание того, что человек родился не зря. Это, по мнению философа, дает каждому основание думать, что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым реализовать себя.

В целом, рассматривая вопрос о соотношении добра, зла и смысла жизни, С.Л.Франк считал, что великое и единственное дело, с помощью которого каждый человек действительно осуществляет смысл жизни и в силу которого в мире совершается нечто существенное – это рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра.

В  кратком виде убеждения С.Л.Франка можно обозначить так: если мы родились в этом мире - значит, это кому-то надо.

Вместе с тем, вся его работа пронизана главным вопросом «зачем мы живем?», который волнует и мучает в глубине души каждого человека. В целом С.Л.Франк в своей работе приходит к такому заключению, что или жизнь в целом имеет смысл, или же его нет и жизнь бессмысленна. Иными словами, С.Л.Франк стремится установить, имеет ли жизнь вообще смысл и если да, то какой именно?

Развивая эту тему, Франк отмечает, что каждый человек ожидает ответа на этот вопрос, руководствуясь не собственной волей, а ожиданием непредвиденных перемен судьбы. Франк подчеркивает, что такое ожидание и есть душевная и нравственная болезнь.

Вопрос о смысле жизни сводится мыслителем к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». Далее С.Л. Франк сам отвечает на него следующим образом: необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом. «Дело», которое в этом случае должно спасти мир — это внутренняя воспитательная работа над самим собой и другими.

Как отмечает С.Л. Франк, планомерная мировая реформа, осуществляемая  человеческими силами и освобождающая мир от зла, чем и осмысливающая жизнь, имеет в своей основе «общее дело», которое и дарует смысл жизни личности. Мыслитель полагает, что в основе этого дела находится «глубокое и верное, хотя и смутное, религиозное чувство».

После указанного предположения Франк задумывается над тем, на чем основывается в данном случае убеждение в возможности спасения мира и откуда в этой реформе могут взяться силы для самоисправления и уничтожения этой бессмысленности. Отвечая на поставленный вопрос, философ отмечает, что в начале своего пути человек всегда, осознанно или бессознательно, стремится к совершенству, к идеалу, к добру. Именно такое умонастроение С.Л.Франка, думается, позволяет называть его философом-гуманистом, человеколюбом и человекозащитником. Он утверждает: через нравственно-гуманную деятельность человек достигает того смысла жизни, который обозначился в начале его пути.

Иными словами, анализ вышесказанного позволяет говорить о том, что, по мнению С.Л.Франка, что бы мы ни пытались сделать своими руками – стремиться к улучшению условий жизни или нравственному совершенству – нас ждёт разочарование. Единственный способ наполнить жизнь смыслом – это приобщиться к некоему началу, которое лежит вне поля нашей жизнедеятельности. Для нахождения смысла жизни нужно выявить такое стремление, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и такую жизнь, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению. Следовательно, условием подлинной, а не только относительной разумности  жизни является разумность самих целей.

С.Л.Франк считает, что возможность человеческого прогресса, то есть постепенного, а иногда и внезапного, достижения им совершенства, определяется внутренним процессом самоочищения и самоопределения. Если же природа или мировая история употребляет нас    как     рабов,   для     накопления    богатства     грядущих   человеческих поколений - то и наша собственная жизнь так же лишена смысла. Мыслитель убежден, что есть какая-то «чудовищная несправедливость», с которой не могут примириться ни разум, ни совесть. Эта несправедливость неравномерно распределяет добро и зло, разум и бессмыслицу, она же делает жизнь бессмысленной как целое.

Философ задается вопросом: почему одни должны страдать и умирать «во тьме», а другие, их «грядущие преемники» наслаждаться добром и счастьем, которое дает им жизнь? Наряду с этим, С.Л.Франка волнует и вопрос, почему мир так несправедлив, что реализации правды должен предшествовать долгий период неправды, и очень большое количество людей обречены проводить свою жизнь в этом затянутом «приготовительном классе» человечества?

Следует отметить, что, к сожалению, сам С.Л.Франк не может ответить на поставленный собою же вопрос. Вместе с тем, он констатирует, что пока человечество не ответит на этот вопрос, мир будет оставаться бессмысленным, а потому бессмысленно и само грядущее его «блаженство». Мыслитель отмечает, что мировая жизнь и наша собственная жизнь представляют собой вневременное и всеобъемлющее целое. Он подчеркивает, что только смысл жизни  - если он есть - и может вдохновлять человека на истинно великие дела.

Таким образом, изложенное позволяет говорить о том, что С.Л. Франк считал жизнь в ее непосредственном стихийном течении бессмысленной, и пытался угадать общее для всех дело, посредством которого обретала бы смысл и индивидуальная жизнь.


2. Философско-религиозное понимание смысла жизни С.Л.Франка

Другой стороной учения С.Л. Франка о смысле жизни является его теория развития религиозного чувства человека как устремленности к смыслу и ценностям духовно-нравственной сферы, духовному росту.

Именно религиозное сознание понимается С.Л.Франком как высшая форма нравственного сознания. С.Л. Франк приходит к выводу, что любовь к Богу и происходящая из нее любовь к ближнему - вот не только смысл, но и спасение жизни. Мыслитель убежден, что только вера сохранит человека как человека. Это, по мнению философа, и есть истинная жизнь, которая заключается во всеобъемлющем единстве и неустанном служении абсолютному целому.

С.Л.Фрнак считает, что истинная жизнь познается тогда, когда человек жертвует собой, тем самым подлинно обретает себя и свою жизнь.  Таким образом, с точки зрения С.Л.Франка, каждый человек связывает себя со всем живущем на Земле, и прежде всего, со своими близким и их судьбой.

Таким образом, С.Л.Франк отмечает, что подлинно целью существования может быть любовь. Любовь, как образ жизни, целиком и полностью направленной на исполнение воли любимого, и, в то же время, получающей от этого служения истинное удовлетворение. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос о смысле жизни, но среди окружающих нас людей мы можем найти такую любовь лишь на время.

Поэтому подлинная цель должна быть самодостаточной. Она должна быть высшим и абсолютным благом, в связи с чем С.Л.Франк заключает, что жить истинной жизнью, жить в вере - значит, жить в постоянном напряжении своих моральных и физических сил, жить «полным», «большим» сознанием того, что любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственности.

С учетом изложенного, С.Л. Франк пытается определить смысл жизни: условия самой возможности смысла жизни, по мнению С.Л.Франка, это «религиозное внутреннее делание, борьба с самим собой».

Что же такое понятие «смысл» по Франку? А это примерно то же, что «разумность», то есть «поведение, правильно ведущее к цели», при условии что сама эта цель бесспорно разумна. Отсюда условием разумности жизни как ценности «является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо средства цели», но чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны. Мыслитель небезосновательно утверждал, что разумность представляет собой самодовлеющую ценность нашей души, которая должна быть (или стать!) служением высшему и абсолютному благу.

В заключение настоящего анализа следует отметить, что С.Л. Франк признает абсолютным такое благо, которое «одновременно и самодовлеющее, превышающее все мои личные интересы, благо, и благо для меня». С точки зрения аксиологии такое благо есть высшая ценность, онтологически же оно благо и в объективном (как самоцель), и в субъективном (вспомогательном) смысле.

С.Л. Франк резюмирует: жизнь наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели; для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и свободные участники и причастники божественной жизни, так, чтобы служа Ему, эту жизнь утверждали, обогащали и просветляли.


Заключение

Анализ работы С.Л.Франка «Смысл жизни» позволяет сформулировать следующие основные выводы.

В своей работе С.Л.Франк не ищет ответы на извечные вопросы о предназначении человека, он размышляет о стремлении человека к познанию смысла своей жизни. С.Л.Франк задаёт риторические вопросы, ответы на которые так и остаются не разгаданными; говорит о том, что «люди с головой погрузились в будничные заботы» и «отмахнулись» от  поиска смысла и цели жизни.

Вместе с тем, по мнению С.Л.Франка, сами поиски смысла жизни уже таят в себе определенный смысл жизни.

В целом, анализируя пути поиска С.Л.Франком ответа на вопрос «в чем смысл жизни?», можно констатировать, что ответ на данный вопрос С.Л.Франк обнаружил в нравственно-религиозном совершенствовании, в связи с чем он говорит, что для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и свободные участники и причастники божественной жизни, так, чтобы служа Ему, эту жизнь утверждали, обогащали и просветляли.

В заключение следует отметить, что размышления С.Л. Франка о смысле жизни в таком философско-религиозном ключе возродили в начале XX в. дискуссию о том, зачем же мы живем, и нужно отметить, что она далека от своего завершения и в наши дни.

Список литературы

1. Франк С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/FRANK_S_L/smysl.txt


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1992. Русско-Французский билингвизм российского дворянства первой половины XIX века 1.13 MB
  Билингвизм как культурный феномен. Коммуникативные ситуации и речевой этикет в условиях русско-французского билингвизма русский дворян начала XIX века. Дворянское эпистолярное наследие первой половины XIX века с точки зрения билингвизма.
1993. Принципы доступности и коммуникативной направленности обучения студентов в условиях применения инфокоммуникационных технологий 1.13 MB
  Принципы как методологическая основа обучения студентов и педагогическая проблема. Создание и реализация дидактических информационных сред и технологических структур как условие доступности и коммуникативной направленности студентов.
1994. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг 1.12 MB
  Общая характеристика обязательств по оказанию услуг. Развитие российского законодательства, регулирующего оказание Интернет-услуг. Обязательства, возникающие в результате обмена данными (электронными документами). Договоры подключения оконечного оборудования абонента к международной сети электросвязи Интернет.
1995. Технические анализ 1.12 MB
  С момента своего возникновения технический анализ вырос из теории в самостоятельную и серьезную науку и остается на протяжении всех лет своего существования самым распространенным и востребованным методом анализа биржевых цен. Это в очередной раз доказывает его высокую эффективность и позволяет инвестору в значительной мере улучшить показатели своей торговли, а также повысить шансы на успех в таком далеко не простом деле как трейдинг.
1996. Техническая эксплуатация автомобилей 1.11 MB
  Расчет годовой производственной программы всех видов технического обслуживания. Определение трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега для автомобилей, работающих с прицепом или полуприцепом. Расчет численности производственных рабочих.
1997. Маркетинг услуг 1.05 MB
  Современная концепция маркетинга услуг. Маркетинг взаимоотношений с клиентами. Покупательское поведение и сегментация потребителей. Мотивация покупательского поведение.
1998. Музыкальные инструменты монголов 989.27 KB
  Влияние музыки Китая на монгольскую музыкальную культуры и создание своеобразных музыкальных инструментов. Храмовые и дворцовые музыкальные инструменты. Нотная система у монголов
1999. Проектирование зоны второго технического обслуживания для автотранспортных предприятий со списочным составом 763.35 KB
  Спроектировать зону второго технического обслуживания (ТО-2) для автотранспортных предприятий (АТО) со списочным составом: КамАЗ – 5320 70 шт. Lcc - 300 км Категория условий эксплуатации (КУЭ) - II для всех автомобилей. Климатическая зона — умеренно-холодная. Дней рабочих в году - 305.
2000. Самостоятельная работа студентов при изучении курса отечественной истории 686.13 KB
  Учебно-исследовательская работа студентов, примерные темы рефератов, эссе, докладов. Основная и дополнительная литература. Вопросы для самоконтроля и образцы контрольных тестов.