97794

Платон «Диалог о государстве»

Реферат

Логика и философия

Диалог «Государство» является первой частью триптиха, за которым следует «Тимей» и «Критий». Данное произведение излагает беседу Сократа и его друзей о картине идеального общества. Государство - это пересказ реальной встречи, поэтому данный диалог лишен каких-либо литературных приемов и передает слова, которые были сказаны в реальном диалоге.

Русский

2015-10-24

79.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Реферат

по дисциплине филисофия

Платон «Диалог о государстве»

Руководитель

________ Быстрова А.Н.

(подпись)

Студент гр. МПМ - 111

________ Гудушкина Я.А.

(подпись)

                                             2013


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Книга первая

[4] Книга вторая

[5] Книга третья

[5.1] Мусическое воспитание

[5.2] Гимнастическое воспитание

[6] Книга четвертая

[7] Книга пятая

[8] Книга шестая

[9] Шестая книга

[9.1] Арифметика

[9.2] Геометрия

[9.3] Астрономия

[9.4] Музыка

[10] Книга восьмая

[11] Книга девятая

[12] Книга десятая

[13] Список использованной литературы

Введение

Диалог «Государство» является первой частью триптиха, за которым следует «Тимей» и «Критий». Данное произведение излагает беседу Сократа и его друзей о картине идеального общества. Государство - это пересказ реальной встречи, поэтому данный диалог лишен каких-либо литературных приемов и передает слова, которые были сказаны в реальном диалоге. В ходе диалога рассматриваются все аспекты общественной жизни. Я нахожу эту тему очень интересной и актуальной в данное время, ведь все пороки, описываемые Сократом и его собеседниками не исчезли, а возможно даже приумножились, и по сей день. Данная книга написана простым и понятным языком, ее легко и приятно читать. Она открыла мои глаза на множества вещей, касающийся не только строения идеального государства, но и устройства жизни в целом. Данный реферат – это моя попытка передать основные мысли данного произведения

 

 Книга первая

В первой книге данного произведения ставится вопрос о справедливости. Сократ убежден в правильности справедливой жизни, и он подводит к этой мысли и своих собеседников, задавая им наводящие вопросы и вопросы «от противного». Например в разговоре с Полемархом, он указывает и другую сторону справедливости, подводя  Полемарха к логичному ответу «Пожалуй, ты скажешь, что когда нужно хранить щит и лиру и в то же время ими не пользоваться, справедливость полезна, а когда нужно пользоваться, тогда полезно умение тяжеловооруженного пехотинца и музыканта» Этим он хочет сказать, что справедливость не всегда может приносить пользу и выгоду (стр10). На каждый довод в пользу справедливости Сократ приводил противоположный, тем самым заставляя самого Полемарха искать доводы в защиту справедливости. Эту беседу прервал сидевший рядом Фрасимах.

«Фрасимах во время нашей беседы неоднократно пытался вмешаться в разговор, но его удерживали сидевшие с ним рядом – так им хотелось выслушать нас до конца» (стр14) Фрасимах очень яростно реагирует на доводы, приведенные Сократом и Полемархом и обвиняет Сократа в том, что он прикидывается «простачком», задавай свои вопросы собеседнику. Однако так ли это на самом деле? Ведь в поисках истины Сократ считает самым важным сомнения, а что как не вопросы эти сомнения порождают?

Фрасимах утверждает, что «справедливость это то, что пригодно сильнейшему». Власть устанавливает законы, которые считает справедливыми и заставляет подданных им подчиняться. То есть справедливостью называется то, что пригодно людям, стоящим у власти и из этого они извлекают исключительно личную выгоду. Однако Сократ приводит опровержения этому. Он утверждает, что власти тоже могут ошибаться, и тогда подданные вынуждены подчиняться несправедливым законам. Но можем ли мы назвать властями тех, кто не выполняет свои полномочия? Как может ли называться врачом тот, кто лечит неправильно? в итоге беседы, Сократу все же удается убедить Фрасимаха в целесообразности справедливости, и в том, что справедливый человек – человек достойный. «Следовательно, у нас оказалось, что справедливый – это человек достойный и мудрый, а не справедливый – невежда и недостойный»(стр 30) «Ведь раньше было сказано, что несправедливость и могущественнее и сильнее справедливости. Теперь же, раз справедливость – это мудрость и добродетель, легко, думаю я, обнаружится, что она сильнее несправедливости, раз та не что иное, как невежество». (стр31) В беседе так же говорится а том, что каждой вещи присущи ее  индивидуальные функции и достоинства. Если рассматривать с этой стороны душу человека, делом (функцией) которой является жизнь,  Сократ утверждает что главным достоинством души является  справедливость.

 

Книга вторая

В беседу вступает Главкон, который предлагает Сократу подлинно убедить собравшихся в целесообразности справедливости, ибо он остался не удовлетворен доказательствам Сократа. Главкон подводит разговор к теме благ и делит их на три категории: к первой категории он относит блага, которые совершаются не ради последствий, а «…ценны сами по себе» (стр. 37). К таким благам он относит радости и безобидные удовольствия. Ко второй категории он относит блага, которые ценны и сами по себе и ради последствий, которые они приносят. Это разумение зрение и здоровье. И к третьей категории он относит блага, который сами по себе тягостны, однако приносят полезный результат. Например: упражнения тела. Сократ относит справедливость ко второму виду благ, хотя многие и считают, что справедливость, это тягостное благо и ему можно предаваться только ради вознаграждения. В дальнейшем разговоре Главкон нарочно расхваливает несправедливую жизнь, желая тем самым услышать от Сократа опровержение и похвалу справедливости. как один из доводов он приводит то, что «…соблюдающие справедливость соблюдают ее из-за бессилия творить несправедливость, а не по доброй воле». В доказательство этому он предлагает представить ситуацию, когда любому человеку, будь он справедлив или несправедлив, дается полная свобода действий. Главкон утверждает, что в таком случае справедливый человек готов пойти на тоже самое, что и не справедливый из-за своекорыстия и личной выгоды. Чтобы доказать свою точку зрения Сократ предлагает рассмотреть справедливость в более крупном масштабе – на примере государства «Так в том что больше, вероятно, и справедливость принимает большие размеры и ее легче изучать там» (стр. 47) Сократ говорит: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли?». (стр. 48) Выходит, что причина возникновения государства – удовлетворение потребностей, как самых естественных (добыча пищи, жилье, одежда) так их тех, которые обслуживают «телесный наши нужды» (стр. 49) И хотя каждый житель государства не должен производить то, что он производит с расчетом на всех, государство будет функционировать намного более эффективно, если в нем присутствует разделение властей и тот работает лучше, кто владеет в совершенстве одним искусством, чем сразу всеми. Перечисляя жителей воображаемого государства, Сократ указывает только тех, чье присутствие необходимо. Однако каждый человек, по мере своей жизни и развития, хочет больше, чем имеет и идеальное государство, где есть только те, кто может обеспечить естественные нужды, разрастается, и в нем появляются так же и те, чье присутствие не являет столь необходимым: воспитатели, цирюльники, свинопасы, врачи.

Книга третья

Государство начинает разрастаться и жителям становится тесно на его территории, следовательно, необходимо завоевывать новые, а значит необходимо появление нового сословия – сословие стражей. Однако для воспитания эффективного сословия стражей так же придется приложить немало усилий. Например: дать им достойное воспитание. Сократ утверждает, что самое лучшее воспитание это гимнастическое и мусическое (которое предшествует гимнастическому и включает в себя словесность). Сократ говорит: «хорошее душевное состояние своими добрыми качествами обуславливает наилучшее состояние тела». (стр. 90)

Мусическое воспитание 

Словесность же Сократ делит на два типа: истинный и ложный. Под ложным понимаются мифы, которые  должны быть признанными и формировать детские души. По Сократу все самое важное закладывается в нежные юношеские лета, и, поэтому требуется тщательно следить за тем, какие именно мифы изучает юноша. Цензуре должна так же подвергаться и поэзия, восхваляющая рабство и принижающая свободу ведь «чем более они [поэмы] поэтичны, тем менее их следует слушать детям и взрослым, раз человеку надо быть свободным и больше смерти страшиться рабства».(стр. 69) Вообще, Сократ предлагает строго контролировать любое мастерство, чтобы оно воплощало в себе только нравственные образы, а тот кто не в состоянии это делать, должен быть отстранён, чтобы воспитуемые стражи не были окружены чем-то низким, безобразным и безнравственным и в их душе не поселилось некое единое великое зло.

Гимнастическое воспитание

В данном типе воспитания, Сократ предлагает ограничиться указанием нескольких образов, ссылаясь на достаточную заботу о духовном облике стражей. Самыми важными качествами в стражах Сократ считает:

  •  Чуткость
  •  Острое зрение
  •  Острый слух
  •  Крепкое здоровье

Сократ и его собеседник сходятся во мнениях, что мусическое воспитание без гимнастического делает человека слишком мягким, тогда как воспитание только гимнастическое делает человека слишком грубыми.

Далее описываются критерии, по которым нужно, по мнения Сократа, выбирать стражей и правителей. Во-первых, он говорит, что это должны быть люди старшие, во-вторых, они должны быть лучшими в своем деле и в третьих, чтобы эффективно выполнять свои обязанности страж должен любить то, что он делает. «Любит же он больше всего, когда считает, что польза дела – этои его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собвтсве6ной удачей…». (стр. 101) Образ правителя плотоно соприкасается с образом стража, правитель это страж, стоящий на охране интересов государства, и значит он должен крайне внимательно следить за своим потомством.

Не маловажным представляется Сократу организовать быт стражей. Он считает, что «прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Во-вторых, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий, в-третьих, Сократ считает, что стражи не нуждаются в золоте – «…они всегда имеют в своей душе [золото] так что не нуждаются в золоте человеческом»(стр. 105)  Все это необходимо, чтобы стражи были преданны своему делу, а не становились земледельцами или владельцами.

Книга четвертая

Кроме того, Сократ считает, что стражам в идеальном государстве следует остерегаться богатства и бедности, ведь богатство ведет к «роскоши лени и новшеству», а бедность к « низостям и злодеяниям». (стр. 109) Говоря об идеальном государстве, Сократ так же определят и его размеры: он считает, что оно должно быть достаточным, чтобы его жители могли жить там и единым, и только этими критериями должны руководствоваться стражи и правители при определении размеров государства. Кроме того в ходе диалога устанавливаются четыре добродетели идеального государства: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. При этом мудрость заключается в искусном правлении идеальных стражей. Мужество олицетворено в лице стражей, которые воюют и защищают данное государство. Рассудительность представляется Сократу чем-то схожим с порядком, рассудительность присуща и правителям и подданным. И, наконец, в ходе долгого диалога, Сократ и Главкон приходят к мнению, что справедливость, это то целое, о чем говорилось в начале. То есть справедливость в государстве заключается том, что каждое из трех существующих в нем сословий занимается своим делом и не лезет в чужое.

По аналогии с этим Сократ определяет справедливого человека. Таковым, по мнению Сократа является человек, который «не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством». (стр. 136)

Книга пятая

Возвращаясь к разговору о стражах, собеседники устанавливают то, что у лучших в государстве мужчин должны быть такие же женщины, которые бы вместе с ними это государство охраняли.  не было бы у каждого мужчины одной конкретной жены, а все были общими и дети их воспитывались бы все вместе. На войну женщины должны брать детей с собой, чтобы те присматривались и набирались знаний, помогали своим отцам и матерям, подобно дети гончара изучают его ремесло и помогают ему.

Сократ так же утверждает, что во главе идеального государства должны стоять философы: «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол…» (стр. 170-171)

Книга шестая

К философам он относит людей, которые стремятся к познанию и способны познавать, ко всему бытию в целом. Философы так же не лишены правдивости, стремление к истине. «Природа философа отличается соразмерностью и врожденной тонкостью ума» (стр. 183)

В шестой книги данного диалога так же уделяется внимание идеи (эйдосу) блага. Сократ пишет о ней как о самом важном знание. Именно благо обуславливает полезность такой ценности как справедливость. Говоря о чем-то прекрасном и справедливом, человек имеет ввиду только то, что он сам считает таковым, то есть это субъективно. А говоря о благе, все ищут нечто подлинное и настоящее.

Шестая книга

Данная книга начинается с мифа о пещеры. Суть этого мифа заключается в том, что люди живут в пещере, где они стоят лицом к стенкам прикованные цепями. Цепи олицетворяют наши эмоции. Из внешнего мира на стенки падают различные тени, и люди считают, что тени это и есть вся жизнь, которая существует. Сократ пишет, что когда душа спускается с небес она как будто из света попадает во тьму и долгое время находится в замешательстве, пытаясь разглядеть что происходит вокруг. Далее Сократ пишет о правителях; «а вас родили мы для вас же самих и для остальных граждан, подобно тому, как у пчел среди их роя бывают вожди и цари…,поэтому вы должны, каждый в свой черед, спускаться в обитель прочих людей и привыкать созерцать темные стороны жизни»

Говоря о воспитании правителей, Сократ упоминает о том, что правителю необходимо получать военное образование, (которое, как мы помним, делится на гимнастическое и мусичекое) так же ему необходимо знать числа, так как наука чисел заставляет человека размышлять.

Арифметика

Изучать арифметику они должны не ради «купли-продажи…, но для военных целей и чтобы облегчить самой душе ее обращение от становления к истинному бытию» (стр. 225)

Геометрия

Так же в список нужных для изучения наук собеседники включают геометрию: «это наука которой занимаются ради познания, а не того что возникает и гибнет» (стр. 227)

Астрономия

Астрономию называют наукой о вращении тел, имеющих глубину. Это та наука, которая заставляет человека поднимать голову на небо, наблюдать за небесными светилами, временами года, а умный полководец сможет использовать все блага природы в свою пользу. И кроме того: «…она [астрология] заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда…» (стр. 229)

Музыка

Музыку собеседники называют сестрой астрономии «пожалуй, как глаза наши устремлены к астрологии, так уши наши устремлены к движению стройных созвучий…»

Книга восьмая

Виды государственного устройства порочных государств:

  •  Критско-лакедемонское
  •  Олигархия
  •  Демократия
  •  Тирания

Именно такой список оглашает Главкон Сократу. При этом, сверху находится самый наименее порочный вид, а далее идет по возрастанию. Собеседники приходят к мнению, что подобным же образом можно поделить и людей, ведь управление государством производится именно людьми, чье поведение и характер находят свое отражение в типах государственного устройства.

Книга девятая

В ходе диалога, собеседники уже не раз приходили к мнению о том, что чтобы познать какую-либо вещь по-настоящему необходимо сравнить ее с полной противоположностью, будь то справедливость и несправедливость или человек достойный и самый низкий, порочный. А самым несчастным Сократ и Главкон считают тираническую душу – самого отъявленного негодяя.

Так же как типы государственного устройства соответствуют типам людей, три начала человеческой души соответствуют трем сословия государства и трем видам удовольствий:

  •  Для философов удовольствие заключается в познании
  •  Для честолюбцев в победе в различного рода состязаниях
  •  Для сребролюбцев – это поиски выгоды для себя

Книга десятая

Здесь собеседники возвращаются к теме поэзии и ее важном месте в государстве и в воспитании государственных деятелей. «В идеальном государстве допустима лишь та поэзия, польза которой очевидна» (стр. 318) Так же в этой книге Сократ доказывает Главкону бессмертие души «Значит, каждую вещь губят свойственные ей зло и ненависть, но если это ее не губит, то уж ничто другое ее не разрушит» (стр. 320)

В заключении данного произведения, Сократ возвращается к тебе целесообразности справедливости, рассказывая собеседникам миф «О загробных воздаяниях». Его суть заключается в том, что после смерти все люди попадают на луг, который поделен на две части и между этими частями сидят судьи, которые решают, пойдет ли человек направо – вверх на небеса,или же он отправится на лево. При это благочестивые люди на небесах получают большие воздаяния, они награждены за их справедливую жизнь, в то время как люди, которые не попадают на небо, подвергаются мукам в десятки раз сильнее тех, которым они подвергли других людей при жизни. Этим и объясняет Сократ то, что справедливые люди зачастую намного счастливее и удачливее. Ведь если даже человеку удастся скрыть свою несправедливость, он не сможет скрывать ее вечно.

 Список использованной литературы

В данном реферате мною была использована единственная книга:

Платон. Собрание сочинений в 3-х тт.

Т.3 (1) Государство – издан в г. Москва в 1971 году

Перевод А. Н. Егунов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55915. Державне управління та адміністративне право 33 KB
  Характеристика методу адміністративного права. Проблеми реформування адміністративного права. Адміністративне право є самостійною галуззю права яка характеризується надмірною мобільністю комплексним характером тернистим шляхом свого становлення.