97796

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения

Реферат

Макроэкономика

Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста. В макроэкономике модель « совокупного спроса - совокупного предложения»(AD-AS) является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений.

Русский

2015-10-24

761.21 KB

0 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

водных коммуникаций»

Котласский филиал ФБОУ ВПО «СПГУ ВК»

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

Направление бакалавриата 081100.62 «Экономика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.»

Выполнила:         

Гурьева Л. А.   студент гр. 12-ЭУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н. старший преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

Котлас

2013 г.

Содержание.

Введение.

  1.  Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
  2.  Неценовые факторы совокупного спроса.
  3.  Совокупное предложение.
  4.  Неценовые факторы совокупного предложения.
  5.  Момент  равновесия. Нарушение равновесия:

А) Смешение кривой  совокупного спроса.

Б) Смешение кривой совокупного предложения.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.

В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.

Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста. В макроэкономике модель « совокупного спроса - совокупного предложения»(AD-AS) является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Достижение макроэкономического равновесия очень важно для эффективного развития социально-экономической системы. Ведь достижение этого равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало  в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

Иначе говоря, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны.

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. [1, с. 400] Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие - более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса, AD (от английского aggregate demand), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. .[2, с. 460]

Ценовые факторы совокупного спроса

К числу ценовых факторов совокупного спроса следует отнести прежде всего эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой — инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема в том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта. [2, с. 460]

Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.

Неценовые факторы совокупного спроса

К ним относятся изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3. [2, с. 461]

Рассмотрим более подробно неценовые факторы. Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Нагляден пример с покупкой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Естественно, что спрос на эту продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов множество, однако, основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Если обратиться к фактору благосостояния потребителей, то можно заметить, что оно зависит от состояния дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.

Можно также говорить и об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения.

На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево. Здесь могут действовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем выше совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет им расширять закупку импортных товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги.

Совокупное предложение — это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке, сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. [3, с. 288] Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. Зависимость выражается следующим образом: повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, а их снижение сопровождается уменьшением объема производства. Таким образом, обнаруживается прямая зависимость между данными факторами. Что касается формы кривой совокупного предложения, то, несмотря на существующие среди экономистов разногласия, наиболее принятой является форма, включающая три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (отклоняющийся вверх) и классический (вертикальный).

Для наглядности построим график: [2, с. 464]

- на горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным;

- на вертикальном, или классическом, национальный продукт остается постоянным, а уровень цен изменяется;

- на промежуточном изменяются и реальный объем производства, и уровень цен.

Проанализируем три отрезка кривой совокупного предложения.

Отрезок q1 обозначает потенциальный уровень реального объема производства при полной занятости населения. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Потенциальный характер уровня реального объема производства выражается в том, что на горизонтальном отрезке отражен объем производства значительно меньший, чем при полной занятости. Экономика при этом находится в состоянии глубокого кризиса, наблюдается огромная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила бездействует. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие без изменения уровня цен, ибо рабочие, вовлекаемые в производство из состояния безработных, пока не думают о требовании повышения заработной платы. Машины, сырье, оборудование можно закупать по стабильно низким ценам. Следовательно, издержки производства останутся на прежнем низком уровне, а производство начнет расширяться. Такое состояние производства было проанализировано Дж. Кейнсом после Великой депрессии 1929—1933 годов, когда безработица во многих странах достигла 25%. В данной ситуации можно расширять производство, не опасаясь повышения издержек производства и роста цен на продукцию. Этот вывод заслуживает серьезного анализа и использования в условиях нынешней экономики.

Классический (вертикальный) отрезок характеризует такое состояние экономики, когда все производственные мощности загружены, наблюдаются полная занятость населения и достаточно высокий уровень цен. Такое состояние, по мнению классиков, может сложиться только благодаря «невидимой регулирующей руке» рынка.

Для промежуточного (восходящего) отрезка характерно одновременное движение реального объема производства вправо и уровня цен вверх. Такое положение возможно в силу неравномерности развития отдельных фирм и отраслей народного хозяйства: одни производства развиваются при совершенной технологии и полной занятости, другие вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование и нанимать неквалифицированных работников, что увеличивает издержки производства и уровень цен. Именно эти факторы, действующие на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, приводят к одновременному движению и реального объема производства, и уровня цен.

Кривая совокупного предложения, представленная на рисунке имеет чисто теоретическое значение. [2, с. 464-466]

Неценовые факторы совокупного предложения

К ним относятся цены на ресурсы, рост или падение производительности труда, изменения в правовых нормах. Прежде чем приступить к характеристике каждого из факторов, изобразим процесс их взаимодействия графически. Действие неценовых факторов приводит к смешению кривой совокупного предложения AS1. Если совокупное предложение растет, то она сдвигается вправо в положение AS2, если сокращается, то смещается влево, к AS3: [2, с. 466]

Важным неценовым фактором выступают цены на ресурсы (в отличие от цен на готовую продукцию). При повышении цен на ресурсы увеличиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает совокупное предложение. Если цены на ресурсы падают, происходит обратный процесс. Важнейшими видами внутренних ресурсов выступают земля, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способности. Кроме этих внутренних ресурсов действуют также цены на импортные ресурсы. К ресурсному потенциалу может быть отнесено и господство на рынке.

Следующим неценовым фактором является производительность труда. В зарубежной экономической науке она рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству используемых ресурсов. Можно сказать иначе: производительность — это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат. Если производительность возрастает, значит, на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции и, следовательно, совокупное предложение возрастает, а кривая на графике сдвигается вправо.

На совокупное предложение воздействует также изменение правовых норм. Оно может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержки и совокупное предложение сокращается, если же налоги снижаются, то издержки сокращаются и совокупное предложение возрастает Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения.

На величину издержек оказывает воздействие государственное регулирование. В частности, увеличение ставок налогообложения предприятий увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии, различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым - расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может, как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приоритетов экономики на том или ином этапе.

Момент равновесия и его значение.

Макроэкономическое равновесие — состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. [4, с. 214] Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние этих агрегированных величин, при котором достигается максимально возможный объём производства, полная занятость и умеренный уровень цен. [5, с. 467]

Равновесные характеристики могут возникать на разных отрезках кривой совокупного предложения.

Рис. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объём национального производства: [2, с. 467]

а) для промежуточного отрезка кривой

б) для кейнсианского отрезка кривой.

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объём национального производства. На рисунке (а) это пересечение происходит на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения; на рисунке( б) — на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения. Если обратиться к рисунку а и задаться вопросом, какой объём реального продукта захотят купить потребители при уровне цен, равном Р1 можно ответить, что это будет реальный объём производства, равный q2. Что же произойдет в такой ситуации на рынке? А произойдет то, что конкуренция среди покупателей увеличит цены с Р1 до Ре, что, в свою очередь, заставит производителей увеличить объем производства с q1 до . В результате совместных действий продавцов и покупателей равновесная цена установится на отметке Ре, т.е. в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Обратимся к рисунку (б). Кривые пересекаются на кейнсианском отрезке. Здесь уровень цен не участвует в образовании равновесного объема национального производства. Дело в том, что даже при производстве большого объема продукции реализовать его невозможно, ибо недостаточен совокупный спрос. Появившиеся излишки продукции вынудили бы производителей сократить объем производства. Но в случае производства на уровне q1 возникла бы дополнительная потребность, и экономика вынуждена была бы выпустить дополнительную продукцию до пределов qe. Производство вошло бы в равновесное состояние уровня цен и реального объема производства.

Изученный ранее момент равновесия может быть нарушен за счет смещения, как кривой совокупного спроса, так и кривой совокупного предложения. Рассмотрим последствия смещения кривой совокупного спроса.

Нарушение равновесия: смещение кривой совокупного спроса.

Подобное смещение может произойти вследствие как увеличения, так и уменьшения совокупного спроса. Совокупный спрос увеличивается в результате изменений в потребительских расходах, в размерах инвестиций, в государственных расходах или расходах на чистый объем экспорта. Допустим, что домашнее хозяйство или фирма, ориентируясь на перспективы развития экономики страны, произвели дополнительные закупки товаров для потребления или инвестиций. Возникает вопрос, как данное действие отразится на уровне цен и на реальном объеме национального производства? Однозначный ответ дать невозможно. Вопрос в том, на каком участке кривой данное изменение произойдет.

Известно, что для кейнсианского отрезка кривой совокупного спроса характерно наличие высокого уровня безработицы и больших неиспользуемых производственных мощностей. Расширение совокупного спроса в этих условиях приведет к довольно значительному увеличению реального объема национального производства и росту занятости, причем без повышения уровня цен (а). [2, с. 469]

Поскольку на классическом отрезке рабочая сила занята полностью и производственные мощности загружены, повышение совокупного спроса будет сопровождаться ростом цен и, следовательно, оно с экономической точки зрения нецелесообразно. Положение обозначает, что реальный объем производства остается на прежнем уровне (б).

На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса будет сопровождаться увеличением реального объема национального производства и повышением уровня цен (в). Увеличение совокупного спроса на классическом и промежуточных отрезках, сопровождаемое ростом цен, указывает на инфляцию спроса.

Проанализируем, что же будет происходить, если совокупный спрос уменьшится. В таком случае на кейнсианском отрезке реальный объём производства также уменьшится, а уровень цен останется неизменным. Что касается классического отрезка, то здесь упадут цены, но реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. А вот промежуточный отрезок покажет ,что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшаются.

Серьезные возражения вызывают теоретические допущения снижения уровня цен на классическом и промежуточном отрезках. Дело в том, что цены на товары, особенно на ресурсы, достаточно мобильны и динамичны при движении вверх и в то же время очень консервативны, если возникает тенденция к обратному изменению. Подобная закономерность в движении цен получила название эффекта храповика, т.е. маховика, движущего колесо вперед, но тормозящего движение при повороте назад. . [6, с. 471]

Смещение  кривой  совокупного предложения

Рассмотрим ситуацию с движением кривой совокупного предложения. Здесь также может быть обнаружена тенденция движения вправо или влево, представленная на рисунке. [7, с. 244]

Прежде всего, проанализируем тенденцию, когда кривая совокупного предложения смещается влево. Такое состояние характерно для экономки России. Разрыв хозяйственных связей бывшего СССР, неоднократное повышение цен привели к резкому падению предложения на товарном рынке, в связи с чем из положенияAS1 кривая сдвигается и сторону AS2, следствием чего является, с одной стороны, сокращение реального объёма производства с q1 до q2, а с другой — повышение уровня цен с P1, до Р2. Это перемещение кривой свидетельствует о наличии и росте инфляции. Положение, при котором под воздействием падения совокупного предложения происходит одновременное падение реального национального производства и повышение уровня цен, называется стагфляцией.

Рассмотрим противоположную ситуацию. Экономика технически и технологически перевооружена, осуществлена подготовка и переподготовка кадров, усилилось значение рыночных рычагов управления экономикой. В этих условиях неизбежно должно произойти значительное повышение производительности общественного труда, превосходящее темпы роста заработной платы, что приведёт к снижению издержек производства, уровня цен и росту реального объема национального производства. Такое положение будет характеризовать кривая совокупного предложения AS3, значения уровня цен Р3 и реального объёма производства q3. [7, с. 242] Данный пример определяет направления выхода экономики из кризисной ситуации.

Заключение.

Анализ модели AD - AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику.

Важно уяснить, что макроэкономическое равновесие нельзя рассматривать как статическое состояние. Оно весьма динамично и вряд ли достижимо в принципе, как любое идеальное состояние. Циклические колебания присущи любой социально-экономической системе.

Кейнсианская точка зрения основывается на том, что государству необходимо контролировать и регулировать совокупный спрос, чтобы он соответствовал совокупному предложению. Целевыми приоритетами кейнсианской политики являются занятость и стабильность экономического роста, а инструментами-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Дж. Кейнс и его последователи исходили из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, поэтому требуется вмешательство государства.

Все это следует учитывать при построении концепции выхода из экономического кризиса. И хотя понятно, что реальная экономика не может быть полностью описана никакой, даже самой предусмотрительной моделью, тем не менее, безусловной необходимостью является правильная расстановка акцентов в данном, одном из ключевых вопросов экономической теории.

Список  литературы

1. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова.- М.: Экономисть, 2005г.

2.  Экономическая теория: учебник.-М.: ИНФРА –М,2003/Базылев Н.И., Гурко

    С.П., Базылева М.Н., 2003 г.

3. Экономическая теория. / Под ред. А.Н. Добрынина, Л.С. Тарасевича – 3-е изд.

   СПб.: изд. СпбГУЭФ. Питер, 2006 г.

4. Экономика: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот.

  «Экономика»/ И.В. Липсиц – 4-е изд., - М.: Омега – Л, 2009 г

5. Экономическая теория. Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Видяпина, А.И.

Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М ,2006 г

6. Экономическая теория : учеб. для вузов / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. - М. : Экзамен, 2005г.

7. Экономика : учебник / Е.Г. Ефимова. - М. : МГИУ, 2009г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25064. Спілкування як комунікація. 37 KB
  Суб'єктами спілкування можуть бути як індивід так і група. Ціль спілкування це те ради чого у людини виникає даний вид активності. Цілі спілкування є засобом задоволення багатьох різноманітних потреб: соціальних культурних пізнавальних творчих естетичних потреб інтелектуального зростання етичного розвитку і ряду інших.
25065. Що таке моральність 39.5 KB
  Вони насамперед виражені в поняттях добра і зла. Відповідність людських дій і вчинків категоріям добра і зла становить основу моральних відносин у суспільстві. Систему усвідомлених норм традицій правил поведінки почуттів та уявлень що віддзеркалюютіп:я через розуміння добра і зла які є наслідком усього суспільноісторичного досвіду людства ми й називаємо моральною культурою суспільства. Вона витворюється непомітно але завжди реалізується самим людським життям мірою в ньому добра і зла.
25066. Наука як феноменом культури 39.5 KB
  Поняття наука і культура не тотожні. Поняття культура значно ширше адже наука не враховує всіх сфер матеріальної і духовної культури наприклад таких як мистецтво моральні теорії і погляди. Наука є феноменом культури.
25067. Различие между Востоком и Западом 36 KB
  О чертах отличающих культуры Запада и Востока друг от друга можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Вовторых восточная культура неоднородна в гораздо большей степени чем западная; она охватывает три разных культурных мира китайский индобуддийский арабомусульманский в которых доминируют различные религии тогда как культура Запада объединяется одной религией христианством. Причины обусловившие особенности культур Запада и Востока связаны с разницей климатических исторических и социальноэкономических...
25068. Реформація в освіті 46.5 KB
  Одним з основних завдань реформування освіти незалежна держава визначила відродження і подальшу розбудову національної системи освіти її орієнтацію на задоволення потреб народу України національнокультурних та національноосвітніх прав і запитів усіх громадян незалежно від їх етнічної приналежності. Концептуальні засади реформи освіти в Україні були визначені державною національною програмою Освіта Україна ХХІ століття спрямованою на досягнення якісно нового стану навчання і виховання українських громадян що відповідатиме сучасному...
25069. Елітарна культура 33 KB
  Для масової культури характерним є загальнодоступність легкість сприйняття спрощеність розважальність.
25070. Основные культурологические школы 43.5 KB
  Малиновский; Ее главная черта стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличивая ее.Парсонс; Она объединяет тех ученых которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном божественном развитии человеческого духа не в психике и не в биологической предыстории человечества а в его общественной природе и организации. Веселовский объясняла сходство материальной и духовной культуры. Основные культурологические концепции: Философия Гегеля как теория культуры...
25071. Мифология 36.5 KB
  mutos сказание сказание и logos слово рассказ совокупность мифов созданных какимлибо народом или разными народами; система знаний о мире основанная на вере в сверхъестественное; научная дисциплина изучающая мифы их особенности элементы. Современные мифы вбирают в себя элементы заимствованные из других культурных форм в том числе и из науки. В современной культуре имеют хождение мифы различного вида: Старые мифы дожившие до наших дней преданья старины глубокой рассказы о духах вроде лешего и домового о колдовстве и...
25072. Основні функції культури 32.5 KB
  Адаптаційна дає можливість кожному індивідууму який включається в процес функціонування і розвитку прилаштовуватися до існуючих в суспільстві оцінок і форм поведінки. Аксіологічна ціннісна дає можливість виробити ціннісні орієнтації людини коригувати норми поведінки та ідентифікувати себе у суспільстві. Нормативна відпрацьовування і поширення відповідних норм поведінки які суспільство диктує людині у відповідності з якими формується образ життя людей їх установки й ціннісні орієнтації способи поведінки.