97797

Человек в информационно-технический век

Реферат

Логика и философия

Актуальность данной темы обусловлена тем что проблема места человека в условиях современной информационно-коммуникационной среды глобального развития науки и техники приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Техническая среда всё активней охватывает все сферы жизни человека.

Русский

2015-10-24

72 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Человек в информационно-технический век

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                            Разработал

Быстрова Анна Натановна                    Гусев Максим Юрьевич

                                                                    студент гр. Д211

__________ Быстрова А.Н.                       ___________Гусев М.Ю.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                        ______________

(дата проверки)                                           (дата сдачи на проверку)

2012г


Содержание

[1]                                                          Введение

[2] 1. Место человека в современной информационно-компьютерной среде

[3] 2. Техника и философия

[4] Заключение

[5]
Список использованной литературы

                                                         Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема места человека в условиях современной информационно-коммуникационной среды, глобального развития науки и техники  приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Это вызвано, прежде всего, современным состоянием общества. Одним из факторов качественно нового уровня развития стал ускорившийся процесс информатизации. Техническая среда всё активней охватывает все сферы жизни человека. Последствия этого процесса -возникновение новых форм жизни, изменение картины мира, трансформация человека под влиянием новых средств информации и коммуникации.Современные компьютерные технологии определяют не только производственно-трудовую деятельность, но и становятся одним из важнейших факторов формирования новых форм межличностного взаимодействия.

Современный исторический этап двойственен по своей природе, по проявлению активности: с одной стороны, мы являемся свидетелями и в определённой мере участниками процесса распада традиционной системы ценностей, с другой стороны, активно идёт процесс формирования новой культуры, основанной на иных принципах развития. На современном этапе происходит процесс трансформации человека, который обусловлен изменениями социальных отношений. Проблема сохранения идентичности человека в современных условиях становится одной из самых актуальных, поскольку идентичность членов любого общества определяет его духовное начало, формирует его целостность и жизнеспособность. Прежняя естественная среда «человек - мир - отношения» заменяется на искусственную «человек - компьютер - интерактивность». Электронная среда позволяет человеку, находящемуся в «сетевом мире», преодолевать рамки традиционных коммуникаций. Одновременно конструируются новые типы социального поведения личности, альтернативные исторически сложившимся связям в реальном обществе. Человек из пассивного наблюдателя превращается искателя новых коммуникантов в сети, в креативную личность, всегда готовую к диалогу. Но, поскольку интенсивное развитие науки и техники в полной мере не гарантирует развитие духовного мира самого человека, сохранения его нравственных идеалов, возникает угроза потери индивидуальности.

Целью данной работы является изучение роли и места человека в информационно-техническом веке.

1. Место человека в современной информационно-компьютерной среде

Наступление информационной эпохи, формирование информационного общества и связанные с этим изменения в социальном пространстве, механизмы и условия изменений- вопросы, которые находятся в центре самого пристального внимания и отечественных и зарубежных учёных. Этот круг проблем, возникший впервые в начале 1960 годов прошлого столетия, всё более переходит из теоретической сферы в практическую и требует реальных организационных и деятельностных подходов в их решении. Такая постановка вопроса объясняется тем, что если ранее пути техногенной эволюции в информационной сфере были недостаточно чётко определены, то сегодня созданы и широко применяются технологические достижения, которые делают реальным многое из того, что когда-то казалось принципиально неосуществимым. Представление в цифровой форме изображения и звука, возможность практически мгновенно передавать и получать разнообразные данные из любой точки планеты с помощью оптоволоконной или спутниковой связи кардинально меняют привычную информационную инфраструктуру, традиционную систему общения, устраняют расстояния, границы, преодолевают культурные и языковые различия. Информационные технологии активно проникают в материальное производство, науку, культуру, образование и просто в повседневную жизнь, в результате чего и происходит образование качественно иного информационного общества, основной отличительной чертой которого является роль информации как главного двигателя прогресса цивилизации, высокая активность и гигантские объёмы информационных обменов. Это не могло не отразиться на всех сферах человеческой жизнедеятельности. На сегодняшний день пути развития информационных технологий почти полностью лишены каких-либо барьеров. В В последнее время возникают различные мнения относительно будущего информационно-компьютерной среды, которая способна не только содействовать реализации творческого потенциала, креативности, моделей поведения, интеллектуальной свободы личности, но и оказывать значительное влияние на взгляды, поведение людей, навязывая определённые стереотипы, зачастую далеко не соответствующие гуманистическим представлениям.

Одним из первых в СССР предпринял обоснование ведущей роли человеческого звена в создании и эксплуатации автоматизированных систем обработки информации и управления Г.Л. Смолян. Он сформулировал методологические положения по выявлению и оценке специфики операторской деятельности в таких системах. Им проведен цикл аналитических и прогнозных исследований по социально-философским аспектам информатизированного общества. Исследуя социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации, Г.Л. Смолян указывал, что "компьютеризация - неизбежный и закономерный процесс прогрессивного развития общества...Автоматизированные системы создаются для решения задач, потребность в которых и постановка которых определяется людьми. системы эффективны, если они разумно организованы с точки зрения всех, и в первую очередь социально обусловленных, компонентов человеческой деятельности.."1. Итак, автор придерживается рационального подхода к проблеме взаимодействия человека и компьютера. Компьютер - лишь средство решения задач, поставленных человеком, проблема противопоставления человека и компьютера по мнению автора, вообще имеет мало смысла.

С проблемой творческого мышления непосредственно связан вопрос о том, способны ли системы искусственного интеллекта к целеполаганию или они лишь воплощают в себе и осуществляют цели человека. Обычно предполагается, что кибернетические машины полностью зависят от человека, не обладают автономностью поведения. Например, Ю. В. Орфеев и В. С. Тюхтин пишут: "Современные машины, не имеющие потребностей, не могут самостоятельно вырабатывать цели, ставить новые задачи и совершать многие преобразования. Цели и критерии поведения вкладываются в них человеком извне в виде программ. Это значит, что они не обладают автономностью поведения"2.

Итак, проблемы места человека в современной информационно-компьютерной среде гораздо сложнее, чем простое сравнение роли человеческого и машинного интеллекта, важно рассматривать и социально-культурные и философские и даже педагогические аспекты воздействия автоматизированных машинных систем на развитие человеческого мышления и усложнение человеческой деятельности.

2. Техника и философия

Техника сопровождает человека с давних времен, но, человеческая цивилизация не сразу стала технической. Интенсивное развитие техники произошло в ХХ веке, поэтому, только начиная с ХХ века, техника стала предметом философии. Впервые рассуждать о проблемах взаимодействия техники и общества начали немецкий философ Эрнст Капп и русский инженер П.К. Энгельмейер. Техника, ее развитие, её место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации стала предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начали уделять осмыслению техники все большее внимание. Часто такое осмысление сводится к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив информационно-технического развития. В это же время в гуманитарной среде возросло критическое отношение к такому техническому прогрессу современного общества. В современной философии внимание привлекается, прежде всего, к отрицательным сторонам информационно-технического прогресса3.

Технический прогресс породил в ХХ веке большое количество специальных технических дисциплин, которые исследуют различные аспекты техники. В то же самое время техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки вынуждены принимать во внимание технику, они делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной, например, физической точки зрения. Кроме того, из-за проникновения техники практически во все сферы жизни человечества, многие общественные науки обращаются к специальному анализу технического развития. Философия техники исследует феномен техники в целом, её место в общественном развитии и уделяет особое внимание вопросам и проблемам, связанным с влиянием техники на человека.

В средние века техника сохраняет свое вторичное значение и считается результатом божественного творчества. В новое время желание человека господствовать над природой реализуется в технике, она представляется как продолжение науки, выступает как сила человеческого разума и результат его инженерных способностей. Карл Маркс приходит к выводу, что производственные силы, средства производства являются изначальным базисом общества. Средствами производства является техника. Особый интерес представляет понимание техники в ХХ веке, потому что именно в это время техника превратилась в силу, господствующую над человеком. К сфере техники можно отнести не только использование, но и само производство научно-технических знаний, т.е. современная техника неразрывно связана с развитием науки. Техника включается в самостоятельную сферу жизнедеятельности, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания»4. Кроме техносферы философы рассматривают ноосферу. «По мнению В.И.Вернадского, ноосфера - это гармоническое соединение природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это слитая воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека, это -- мир без оружия, войн и экологических проблем, это -- мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это -- вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой»5. Основоположники учения о ноосфере (В.И.Вернадский, П. Тейяр де Шарден) верили, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние возникнет ноосфера. Ноосфера связана с техносферой, так же как разум связан с техникой, потому что разум есть потенциальная техника, а техника есть актуальный разум. Движется ли современное человечество по пути, который приведет к ноосфере в понимании Владимира Ивановича Вернадского, или техносфера и ноосфера являются продуктами деятельности человечества и несут в себе гибель? Русский философ В.А. Кутырев утверждает, что структурно, ноосфера и техносфера - синонимы, что можно, не разрушая категориальной сущности, продолжить этот ряд понятиями наукосферы, рациосферы, инфосферы, интеллектосферы. «И все они, порождаясь природой, «снимают» ее, противостоят ей»6. В.А.Кутырев видит в ноосфере утопию и рассматривает технику как средство уничтожения всего человеческого.

Карл Ясперс при анализе техники сформулировал мысль о том, что человеку необходимо опасаться техники, он может «потеряться в ней» и забыть о себе, потому что «...техника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять». Исходя из такого понимания, возникает вопрос о том, какое именно содержание придает технике человек? Не готовит ли он себе катастрофу?

Исследуя взаимосвязь и взаимовлияние философии техники России и Германии, В.П. Горохов определяет предмет философии техники следующим образом: "это направление современной философской науки, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также их место в человеческой культуре вообще и в современном обществе, в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные  и другие проблемы современной техники и технологии"7.

Итак, все взгляды различных философов и философских направлений в отношении техники едины в следующем: во-первых, техника есть знак или образ самого человека, во-вторых, человек не должен в технике забывать самого себя и, в-третьих, ключ к решению проблемы человека в информационно-техническом мире видится только в гармонии техники и человека. Необходимо в первую очередь быть человекам, тогда никакая техника не будет страшна.

Заключение

Итак, в заключении можно сделать следующие выводы.

Ускорение научно-технического прогресса предполагает высокую эффективность работы систем "человек-машина". В условиях развития информатики отношения человека и машины принимают сложный характер. Кибернетические машины отличаются от всех прежних машин тем, что они служат усилителями человеческого интеллекта. Будучи вовлеченными в человеческую деятельность, они включаются в систему общественных отношений. От природы этой системы отношений, от её качества зависят место и роль кибернетических машин в человеческом обществе. Характер общественных отношений, в которых создаются, функционируют и развиваются кибернетические машины, определяет те последствия, к которым приводит сравнительная самостоятельность машины по отношению к человеку.

Развитие работ по созданию кибернетических машин, являющееся конкретным требованием общественной практики, вызывает подчас большое беспокойство. Оно связано с тем, что информатизация умственного труда приводит к передаче машинам областей деятельности человека, которые до сих пор были привилегией интеллектуальных работников.


Список использованной литературы

  1.  Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./ Сост. М.С. Бастракова, И.И. Мочалов, В.С. Неаполитанская. - М.: Наука, 1999. - 382 с.
  2.  Горохов, В.Г.. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX-начале XX столетия / В.П. Горохов. - М.: Логос, 2010. - 376 с.
  3.  Орфеев, Ю.В. Мышление человека и "искусственный интеллект" / Ю.В. Орфеев, В.С. Тюхтин ; Ред. А.Л. Куприянова. - М. : Мысль, 1978. - 149 с.
  4.  Российская Академия Наук Институт философии. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. В.А. Кутырев. «Насколько разумна "сфера разума"?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/karpinsk/ biophil.html#_Toc350770937.
  5.  Смолян, Г.Л. Человек и компьютер / Г.Л. Смолян. - М.: Из-во политической литературы, 1981. - 192 с.

1 Смолян Г.Л. Человек и компьютер. - М.: Из-во политической литературы, 1981. - С.188-189.

2 Орфеев Ю.В., Тюхтин В.С. Мышление человека и "искусственный интеллект". - М., 1978. - С. 50.

3 См.: Горохов, В.Г.. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX-начале XX столетия / В.П. Горохов. - М.: Логос, 2010.

4 Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./ Сост. М.С. Бастракова, И.И. Мочалов, В.С. Неаполитанская. - М.: Наука, 1999. - С.43.

5 Там же. - С.44.

6 Российская Академия Наук Институт философии. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. В.А. Кутырев. «Насколько разумна "сфера разума"?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/karpinsk/ biophil.html#_Toc350770937.

7 Горохов, В.Г.. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX-начале XX столетия / В.П. Горохов. - М.: Логос, 2010. - С.319.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14218. Музичний жанр 30 KB
  Музичний жанр Жанр це історично сформований різновид музичних творів який визначається за різноманітними ознаками: характером тематики засобами вираження складу виконавців. Загальноприйнятим є підрозділ музики на такі основні жанри як симфонічний оперний камер
14219. Композиторы Philippe de Vitry и Adam de la Halle 471.78 KB
  РЕФЕРАТ по предмету МУЗЫКА на тему: КОМПОЗИТОРЫ Philippe de Vitry И Adam de la Halle Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Philippe de Vitry Adam de la Halle ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Филипп де Витри фр. Philippe de Vitry также Филипп Витрийский 1291 1361 католический епископ епа...
14220. Музыка и театры во время блокады 24.13 KB
  Музыка и театры во время блокады И музыканты и артисты как и все жители осажденного города терпели лишения и муки голода и холода умирали. Однако голос искусства не умолк Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41го. В этот день в Театре музыкальной комедии пр...
14221. Старинная двухчастная форма 24.5 KB
  Третья лекция. Тема: старинная двухчастная форма. Старинная двухчастная форма одна из стержневых конструкций эпохи. Стержневые положения: однотемная однофактурная; логика тонального плана определяет специфику этой формы: первая часть T – D вторая ...
14222. Барочная трехчастная форма; барочная многочастная форма 26.5 KB
  Лекция четвертая. Тема: Барочная трехчастная форма; барочная многочастная форма Барочная трехчастная форма. тематически однородная форма где первая и вторая части кадансируют на побочных ступенях а третья возвращает к тонике. Еще одна каденция на побочной ступен...
14223. Вариационная форма 30 KB
  Лекция шестая. Тема: вариационная форма. Введение. Два основных способа построения композиции: повторность и контраст. В вариационной форме повторность и контраст соединяются. Количество вариаций важный момент. В эпоху барокко очень развита числовая симво
14224. Бах. «Гольдберг вариации» 24 KB
  Лекция седьмая. Тема: Бах. Гольдберг вариации. Цикл из 30ти вариаций. Ария тема для вариаций – существует в качестве Сарабанды переписанной рукой Анны Магдалены в Клавирной книжечке 1725 года. Ария существовала по крайней мере за десять лет до того как Бах во...
14225. Старинное (куплетное) рондо 24.5 KB
  Лекция восьмая. Тема: Старинное куплетное рондо. Определение. Куплетное рондо – это форма где устойчивая часть по французской традиции – rondeau/рондо проводится неоднократно 2 3 5 7 9 11 и более раз в главной тональности и по преимуществу неизменно а перемежающиеся...
14226. Старинная сонатная форма 14.23 KB
  Лекция десятая девятой не было. Тема: старинная сонатная форма. Определение. Классификация. Старинной сонатной называется форма с установившимся сонатным тональным планом по принципу: тоника – не тоника в экспозиционной части не тоника – тоника в развивающезаверш...