97811

Изучение охраняемых животных (птиц) Тульской области с целью формирования природоведческих представлений и понятий

Дипломная

Естествознание и природоведение

Бурно развивающиеся промышленность сельское хозяйство транспорт туризм и отдых в Тульской области повлияли на диких животных птиц вызвав изменения в видовом составе и распространение видов по территории области. Эта проблема послужила выбором темы Формирование природоведческих представлений и понятий при изучении охраняемых животных птиц Тульской области...

Русский

2015-10-25

210.54 KB

2 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В начальной школе естественнонаучные знания составляют существенную часть предмета «Окружающий мир», который сочетает в себе элементы, как естествознания, так и обществознания. Поскольку одной из задач всех традиционных и вариативных естествоведческих курсов является формирование научных знаний о природе, они напрямую способствуют становлению у детей научного взгляда на окружающую действительность, составляющего основу для развития элементов научного мировоззрения [9,61].

Поскольку познание мира осуществляется в соответствии со следующими когнитивными ступенями: ощущение, восприятие, представление, понятие, то степень отражения образа мира будет проявляться через овладение ребёнком такими единицами содержания образовательного компонента «Окружающий мир», как представление и понятие. Необходимо также отметить, проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных. Эта проблема привлекала к себе внимание многих учёных. Среди них – педагоги и методисты К. Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, Н.М.  Верзилин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, С.П. Баранов, Л.С. Короткова, Л.И. Бурова. Не обошли эту проблему и психологи – Д.Н. Богоявленский, П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.В. Занков, Д.Е Эльконин, В.В. Давыдов [1,85].

Без природоведческих представлений и понятий невозможно развитие в детях адекватного отношения к природе.

Целенаправленная работа над образованием в создании детей отчетливых, точных представления и понятий о предметах и  явлениях природы – одна из важных задач работы учителя.

Но может быть, необязательно работать над образованием представлений и понятий, особенно о таких предметах и явлениях, с которыми дети постоянно сталкиваются? Часто можно слышать, что дети это уже много раз видели, все знают из личного опыта, а поэтому им не интересно. Однако специальные исследования этой проблемы показали, что складывающиеся стихийно представления о предметах и  явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию.

Одним из перспективных путей формирования природоведческих представления и понятий является изучение генофонда охраняемых животных.
Наш край очень богат природными животными ресурсами, но далеко не все педагоги начальной школы используют краеведческий материал на уроках окружающего мира в полной мере, что также влияет  на формирование важнейших природоведческих представлений и понятий у младших школьников.

Формируя природоведческие представления и понятия на краеведческом материале, можно решать ещё одну не менее важную задачу – бережное отношение к природному окружению. В связи с тем, что с каждым годом все больше видов попадает в число редких, ареалы многих видов катастрофически сокращаются. Охрана природы всегда определялась как важная социальная задача.

Природа нашего края отличается большим разнообразием животного мира. Но эти богатства не бесконечны, и если не подходить рачительно, по – хозяйски бережно, потерять можно многое.

Бурно развивающиеся промышленность, сельское хозяйство, транспорт, туризм и отдых в Тульской области повлияли на диких животных (птиц), вызвав изменения в видовом составе и распространение видов по территории области. Трудно перечислить те формы и виды человеческой деятельности, которые отрицательно влияют на фауну.

Число редких и исчезающих видов растет с каждым годом. Из-за неумеренно массовой охоты сокращаются популяции видов птиц, и остро ставится вопрос о способах и методах сохранения и увеличения численности таких видов.

Одним из перспективных путей формирования природоведческих представлений и понятий может быть изучение животного мира (птиц)  в начальной школе.

Современные уроки естествознания должны быть нацелены не только на передачу и усвоение знаний о природе, но и на формирование на их основе первоначальных представлений  и понятий о научной картине мира.

Результативность того или иного вида общения с объектами природы усиливается путем постановки перед детьми цели общения, последовательной системы вопросов, заставляющие учащихся всматриваться, вслушиваться.

Налицо противоречие: в начальной школе краеведческому материалу уделяется недостаточно внимания и времени, а изучение охраняемых птиц родного края является важной и неотъемлемой частью формирования природоведческих представлений и понятий младших школьников.

Необходимость решения этих противоречий актуально при рассмотрении достаточно сложной проблемы  – формирование природоведческих представлений и понятий на уроках окружающего мира. Эта проблема послужила выбором темы «Формирование природоведческих представлений и понятий при изучении охраняемых животных (птиц) Тульской области на уроках окружающего мира в начальной школе».

Объект исследования: формирование природоведческих представлений и понятий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Предмет исследования: изучение охраняемых животных (птиц) Тульской области с целью формирования природоведческих представлений и понятий.

Цель работы: создать электронное средство обучения (альбом «Охраняемые животные (птицы) Тульской области»), теоретически обосновать и показать возможности его использования при формировании природоведческих представлений и понятий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Задачи работы:

  1.  рассмотреть процесс формирования природоведческих представлений и понятий;
  2.  описать классификацию животного мира Тульской области;
  3.  раскрыть возможности использования краеведческого материала при формировании природоведческих понятий и представлений;
  4.  выявить уровень сформированности природоведческих представлений и понятий;
  5.  собрать необходимый материал и описать создание альбома «Охраняемые животные (птицы) Тульской области»;
  6.  показать возможность использования альбома «Охраняемые животные (птицы) Тульской области» на уроках окружающего мира в начальной школе.

Гипотеза: формирование природоведческих представлений и понятий при изучении охраняемых животных (птиц) Тульской области на уроках окружающего мира в начальной школе будет эффективно, если:

  1.  формирование природоведческих представлений и понятий будет выделяться как одна из основных задач;
  2.  будет собран необходимый краеведческий материал по охране животных (птиц);
  3.  будут систематически проводиться занятия, направленные на формирование представлений и понятий с использованием альбома «Охраняемые животные (птицы) Тульской области».

Практическая значимость исследования: практический материал может быть использован учителями начальной школы, как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях. Может являться методическим пособием для студентов при разработке пробных уроков. Альбом «Охраняемые животные (птицы) Тульской области» можно использовать и в средней школе.

Методы исследования:

  1.  изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  2.  метод диагностирующих контрольных работ;
  3.  изучение документов и результатов педагогической деятельности.

Опытно – экспериментальная база: Тульская область, Каменский район, МКОУ Долголесковская ООШ, 2 класс.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в одной из которых раскрывается сущность природоведческих представлений и понятий, дается классификация птиц  и использование краеведческого материала на уроках окружающего мира. Во второй главе описана работа по созданию альбома «Охраняемые животные (птицы) Тульской области» и даны методические рекомендации по его использованию. Также в состав работы входит заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОХРАНЯЕМЫХ ЖИВОТНЫХ (ПТИЦ)  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

§1. Формирования природоведческих представлений и понятий у младших школьников

Понятие – это мысль, отображающая общие и существенные признаки объекта. В педагогике данный термин определяется как «форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов, некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков» [16,291].

Представление – это образы объектов (предметов, процессов, событий, а также их взаимодействий), возникающие и удерживаемые в сознании или даже вопреки объектам, воздействующим в данное время на органы чувств [16,303].

Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий и последовательно проходит следующие этапы:

  1.  Восприятие предметов (организовывать наблюдение объектов и явлений природы с участием всех органов чувств);
  2.  Формирование представления (выявить и проанализировать все свойства объектов);
  3.  Подведение под понятие (стадии предпонятия: на основе сравнения объектов, их характеристик абстрагироваться от несущественных признаков и выделить общие существенные);
  4.  Применение понятия на практике, в новых ситуациях (конкретизация, приведение новых примеров, выведение следствий из определения понятия, разбиение его множества на классы).

В формировании понятий отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений, с помощью этих понятий младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений; данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания [1,87].

Вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного. Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мышления которых является конкретность, образность. «Этот ход учения, - пишет К.Д. Ушинский, - от конкретного к отвлеченному предмету, от представления к  мысли так естественен и основывается на таких неопровержимых  психологических законах,  что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в учении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности» [24,125].

Однако это не значит, что в обучении надо всегда идти только от восприятия единичного, стремиться давать как  можно больше фактического материала. Важно для формирования понятий отобрать определенное число объектов, обладающих типичными чертами. На практике процесс формирования понятий не всегда идет в строгом соответствии с логикой теории познания. Нередко мы сначала пользуемся общим понятием, а затем его конкретизируем. Например, сначала ребенок усваивает слово «птица», а затем в процессе общения с природой различает отдельных птиц – сорока, воробей, галка.

Исходным моментом процесса образования понятий является восприятие предметов и явлений природы всеми органами чувств. На органы чувств ребенка воздействует целый поток раздражителей – звуковых, световых, механических, вкусовых и др., формируясь в ощущения. Каждый орган чувств отражает, а, следовательно, и формирует ощущение соответствующих свойств материи. Ощущения передаются в кору головного мозга. Поскольку в действительности свойства, признаки предметов не существуют изолированно, то и в человеческом сознании отдельные ощущения синтезируются, складываются в некий единый образ. Так образуется восприятие. Восприятие всегда целостно и конкретно. Чем богаче, точнее, разностороннее восприятие, тем выше качество основы для последующего процесса познания.

Каждое понятие, должно характеризоваться таким числом существенных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное, должно иметь объем элементов знаний, необходимых для дальнейшего развития понятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если рассмотрены взаимосвязи его с другими понятиями. Методика формирования понятий есть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания - к абстрактному мышлению, а от него - к практике». Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мышления которых является конкретность, образность. Следует учесть и уже имеющиеся представления, и жизненный опыт учащихся. Исходным моментом является восприятие предметов и явлений природы всеми органами чувств.

Восприятие является материалом для  последующей работы мозга, которая заключается в том, что идет процесс дальнейшего синтеза: из восприятия образуется представление. Представление – тоже образ предмета или явления, но это образ в отсутствии последних. Поэтому в отличие от восприятия в представлении выше степень обобщенности.

Представление имеет огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия и не было бы представлений, наши знания ограничивались бы только тем, что мы непосредственно наблюдаем. Весь прошлый опыт для нас бы не существовал. Мы не могли бы предвидеть будущее, строить проекты, планы.… Как видим, роль представлений в познании велика.

Они являются необходимой предпосылкой для сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных и культурологических качеств личности. Представление о многообразных предметах и явлениях окружающего мира является необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения школьников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему. Следовательно, формирование представлений обеспечивает запас у детей фактических, образных знаний, способствующих их умственному, нравственному, эстетическому, этическому, физическому развитию. Поэтому целенаправленная работа над образованием в сознании детей отчетливых, точных представлений о предметах и явлениях природы – одна из важных задач работы учителя.

Ещё один путь образования представлений - это создание образа словом, когда нет возможности организовать работу ни с натуральными объектами, ни с их изображениями. Такие представления создаются силой творческого воображения. При этом полезно опираться на уже имеющиеся восприятия и представления. Значение восприятий и представлений очень велико. Достаточно эффективным методом здесь является беседа. Но образованное понятие должно быть закреплено. Для этого используются различные упражнения, зарисовки по памяти, вопросы и задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической деятельности.

Результативность того или иного вида общения с объектами и явлениями природы усиливается путем постановки перед детьми ясной цели общения, последовательной системы вопросов, направляющих внимание детей на те или иные особенности, свойства объекта, заставляющие учащихся всматриваться, вслушиваться. Закреплению и уточнению представлений, образовавшихся на основе восприятий, способствуют зарисовки по памяти, упражнения по различию, узнаванию [1,107].

Значение восприятий и представлений в процессе становления личности очень велико.

Так  Г. Песталоцци писал, что чем больше разных чувств использует человек для узнавания  сущности или проявления какого – либо предмета, тем правильнее будет его знание о нем.

По мнению К.Д. Ушинского, «истинная педагогика дает ученикам прежде материал, а по мере накопления этого материала, приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накапливается материал, тем выше становится система и, наконец, доходит до отвлеченностей логических и философских обобщений» [24,126]. Это положение подтверждено исследованиями в области высшей нервной деятельности И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По мнению И.П. Павлова, «каждая маленькая первая ассоциация, это есть момент рождения мысли. Эти ассоциации растут и увеличиваются. Тогда говорят, что мышление становится все глубже и шире…» [1,109].

Итак, результатом чувственного восприятия является представление. В представлении отражается образ предмета. Но представление не дает нам знания общего, существенного, внутренних связей и развития этих предметов и явлений. И если бы наши знания ограничивались только представлениями, они оставались бы на фактологическом уровне, а наш кругозор был бы слишком узок. Представления составляют материал для последующей работы. Теперь на первый план выступает мыслительная деятельность по обобщению представлений. В процессе осмысления и обобщения выделяются общие существенные признаки предметов и явлений. Результатом этого процесса и являются понятия [9,323].

Понятия, как и восприятия и представления, могут образоваться стихийно и искусственно – под руководством учителя. Понятно, что образованные в результате целенаправленного воздействия, систематического руководства понятия у детей будут значительно более правильными, прочными и осознанными, чем складывающиеся стихийно. Большую помощь учителю может оказать в этом случае краеведческий материал, а именно использование альбома по охраняемым животным (птицам) [1,95].

§2. Классификация животного мира (птиц)  в Тульской области

Первые сведения о птицах Тульской губернии были  опубликованы  в  ряде  Российских охотничьих журналов ("Природа и охота", "Журнал охоты",  "Журнал для всех",  "Журнал  коннозаводства"), выходивших в 1875-81 гг. Приводившиеся там материалы характеризовали состояние охотничьих угодий некоторых уездов (Епифанский, Белевский, Одоевский) и обилие в них запасов дичи.

Появлением первых научных сведений о птицах этой территории можно считать публикацию инвентаризационных списков фауны птиц М.А. Мензбира (1879, 1881) и П.П. Сушкина (1892).

В начале XX в. интенсивность проводившихся исследований заметно снизилась. В периодических изданиях было опубликовано лишь несколько небольших статей и кратких сообщений.  В 1927  г.  появляется "Очерк орнитофауны Тульской губернии",  составленный натуралистом  П.Л. Аммоном  по  результатам наблюдений 1910-21 гг.,  проводившихся в Тульском, Алексинском и Крапивенском уездах. Сведения о птицах остальных уездов приводились,  по словам автора, "по проверенным лично сведениям и достоверным  данным опросов". Еще несколько его статей по экологии врановых птиц и результатам фенологических наблюдений  в  окрестностях г. Тула появилось в 1927-28 гг.

Значительное место в изучении орнитофауны области занимают исследования,  проводившиеся  на   территории   заповедника "Тульские засеки" с 1935 по 1950 гг. Они  представлены в целой серии статей Г.Н. Лихачева, вышедших в 1937 - 1971 гг.

Сведения о птицах заповедника приводятся также в работах  С.И. Турова (1949) и Л.В Груздева (1960, 1980). Наиболее полный  перечень  видов  содержится  в  1-ой книге "Летописи природы" заповедника (1951,  сведения за 1936-40 гг.;  предполагавшаяся 2-ая книга, по словам одного из составителей - И.П. Пряхина,  так и не была дописана) [5].

С закрытием  заповедника регулярные  орнитологические исследования на территории Тульской области приостановились.  Отдельные  упоминания  о представителях местной фауны лишь изредка встречались в публикациях.  Отрывочные сведения о состоянии орнитофауны территории бывшего заповедника,  относящиеся к 60-м гг.,  имеются в сборнике Московского Университета "По природным зонам".

Некоторые сведения  о зимней орнитофауне,  полученные при проведении маршрутных учетов по программе "Parus", имеются  во 2-ом и 3-ем выпусках "Результатов зимних учетов птиц Европейской части СССР" (Боголюбов и др., 1990).

К середине 1990-х гг. орнитологические исследования на территории Тульской области несколько активизировались. Работы, проводившиеся здесь в последнее десятилетие, осуществлялись силами орнитологов кафедр зоологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого и МПГУ им. В.И. Ленина, а также Калужского облохотуправления и могут быть отнесены к нескольким направлениям. Довольно широко представлена фаунистическая тематика. При этом внимание уделяется как уточнению особенностей современного состава и распределения орнитофауны и  общих направлений ее изменения (Швец, Миллер, Брызгалина, 1995, Швец, Брызгалина, 1996, Соловков, Егорова, Костин, Богомолов, Абрамова, 1999, Фадеева, 2000, Бригадирова, Склеймина, Маматкулова, 2003), так и распространению и экологии отдельных видов и систематических групп. Целая серия публикаций посвящена современному состоянию популяций грача и изучению адаптации этого вида к воздействию различных неблагоприятных факторов (Например, Фадеева, 2001, 2006, 2007). Достаточное внимание уделяется современному состоянию популяций дневных хищных (Егорова, Костин,  Соловков, 1998, Захарова-Кубарева, 1998,  Егорова, 2000,  Соловков 1999, 2001, 2002, 2003, Соловков, Калашникова, Егорова, Богомолов, 2003, Соловков, Коробова, 2000, Соловков, Костин, Калашникова, Кречетов, 2006, Костин, Ярокурцева, Большаков, 2003, Богомолов, Егорова, 2003, 2006, Калашникова, 2003, 2006).  Довольно полная библиография работ, посвященных орнитофауне  заповедника «Тульские засеки», приводится в статье «Роль территории бывшего заповедника  «Тульские засеки» в изучении и охране орнитофауны Тульской области» (Швец,  Бригадирова, 2005).

На протяжении 10 лет ведется изучение ушастой совы в антропогенных ландшафтах. Ряд работ посвящен изучению биологии и распространению голубеобразных.

В последние годы появилось довольно много работ, посвященных как отдельным встречам, так и выявлению мест обитания редких и малоизученных видов, выделению территорий, отличающихся высоким видовым разнообразием. Список публикаций по данной теме приводится в сборнике «Красная Книга: Особо охраняемые природные территории Тульской области» (2007).

В целом, следует отметить, что территория Тульской области в настоящее время изучена достаточно фрагментарно. Местами с наибольшей степенью исследованности является территория бывшего заповедника «Тульские засеки». В последние годы значительное количество наблюдений проведено на территории музея-заповедника «Куликово поле», в водно-болотных местообитаниях антропогенного происхождения, а также на территории г.Тула. Наименее изученными являются лесные местообитания, инвентаризация орнитофауны которых не проводилась уже более 10 лет.  

На территории области встречаются птицы примечательные как по внешнему виду, так и по образу жизни. Наиболее характерны в этом отношении зимородок и удод - небольшие ярко окрашенные птицы. По поймам рек, по берегам озер, водохранилищ и среди лесных заболоченных участков встречается болотная и водоплавающая дичь – бекас, коростель, черныш, болотная курочка, кряква, свиязь, чирок. Издавна предметом спортивно- охотничьего промысла являются лесные и степные птицы - тетерев, рябчик, серая куропатка.

Птицы приносят большую пользу. Пернатые хищники - ястреба, соколы, совы - уничтожают огромное количество грызунов. Вместе с тем, хищные птицы выполняют роль санитаров в природе. Они отлавливают в первую очередь больных особей и предотвращают тем самым распространение среди птиц эпидемических заболеваний. Огромное количество насекомых истребляют полевые птицы - жаворонки, перепела, коростели и другие. Санитарами наших лесов являются дятлы, синицы, поползни, пищухи. Основная их пища - жуки-короеды, личинки различных вредителей.

Неоценимую помощь оказывают птицы работникам сельского и лесного хозяйства. По масштабам истребления вредных насекомых на первое место следует поставить самых мелких и многочисленных наших птиц – представителей отряда воробьиных. Больше всего у нас зябликов, несколько видов дроздов (рябинник, белобровик, певчий и чёрный), обыкновенных скворцов, а также пеночек, мухоловок, славок, камышевок, синиц, поползней, пищух, соловьёв, зарянок. Их пользу трудно переоценить. Например, один скворец уничтожает за лето около тысячи майских жуков и их личинок, а выводок скворцов – до 8 тысяч этих вредителей.

Что касается зерноядных  воробьиных птиц, таких, как щегол, зеленушка, чиж, коноплянка, овсянки, воробьи, то и они выкармливают своих птенцов преимущественно вредными насекомыми. Кроме того, зерноядные птицы, в том числе дикие голуби, собирают зёрна культурных растений, рассыпанные людьми на полях, токах, дорогах. Тем самым лишая корма вредных грызунов.

 Самые полезные птицы старого леса, да и не только старого, это – дятлы, которых у нас водится, 7 видов Чаще всего мы их встречаем на старых засыхающих деревьях либо на соснах, где они долбят шишки.

 Обыкновенная сойка запасает в конце лета желуди, носит их в клюве по всему лесу, прячет на земле, зарывая возле деревьев либо под трухлявыми пнями. Часть этих запасов сойки найдут зимой, но большинство  «кладовых» останется необнаруженными. На следующую весну кое – где появятся восходы молодых дубков, посеянных сойками. Такую же полезную работу выполняет кедровка. Только вместо желудей она прячет кедровые орехи.

 Мелкий рыжеватый сокол пустельга спасает за сезон до 3 тонн зерна, уничтожая до 150 сусликов, каждый из которых съест не менее 10 кг зерна.

Даже ястребы и чёрный коршун, которых считают вредными хищниками, изредка нападающих на домашних птиц, приносят не только небольшой ущерб, но и большую пользу: ведь они «санитары» и «врачи» природы, истребляющие больных, раненых слабых птиц и зверьков, в том числе вредных грызунов, а также падаль, которая могла бы отравить зловонием местность.

Хищные птицы, например, соколы, ястребы, некоторые орлы используются  человеком на охоте за птицами и зверями – от перепёлки до лисицы и даже волка. Таких хищников зовут ловчими птицами.

Успешная охрана птиц Тульской области требует знания внешнего вида их, распространения, особенностей размножения, питания. В последнее десятилетие в нашей области начал гнездиться белый аист. Пока это еще единичные случаи. Создание искусственных гнезд на специальных помостах, на колесах и автомобильных покрышках, закрепленных на вершинах крупных деревьев, будет способствовать увеличению численности этой красивой птицы - белого аиста, на земле тульской.

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, жили счастливо в Тульском крае.

 В следствии  сокращении лесов и усиленной охоты число куриных птиц, кроме перепела, заметно сократилось. Поэтому охота на них полностью запрещена, либо ограничена. Из водоплавающих сохраняют своё значение некоторые утки, например, кряква, чирок – свистунок. Реже встречаются другие виды уток (свиязь, шилохвост, серая утка) и серый гусь.

Классификация птиц:

1.Отряд курообразные. Семейство Фазановые. Род Перепел. Перепел

Немного больше скворца. Грудь - светло- охристая. Брюшко беловатое. Клюв небольшой, хвост короткий. Встречается по всей Тульской области, на полях и в степях. Прилетает в конце апреля. Гнездо на земле, в ямке, выстлано сухой травой. Перепел питается семенами, побегами и почками растений. Перепел является объектом спортивной охоты.

2.Семейство Ржанковые. Род Вальдшнеп. Вальдшнеп.

Птица величиной с голубя, с очень длинным клювом и невысокими ногами. Верхняя сторона тела окрашена в коричнево – рыжий цвет с темными и светлыми пятнами. Лоб светлый. Нижняя сторона тела серая. Горло беловатое. Хвост темный. Вальдшнеп широко распространен на территории Тульской области, пролетная и гнездящаяся птица. Гнезда устраивает в глухом участке леса под кустиком. Весенняя охота на вальдшнепа – одна из традиционных охот в Туле.

3.Род Выпь. Выпь

Цапля несколько крупнее утки с прямым клювом и длинными ногами. Встречается в тульской области на реках и водоемах. Гнездящаяся, перелетная птица. Ведет ночной образ жизни. Весной прилетает в апреле.

4.Семейство Утиные. Род Гусь. Серый Гусь

Птица величиной с домашнего гуся. Общая окраска сверху и снизу серая. На боках поперечные белые полосы. Самка мельче. В настоящее время встречается во время весенних и осенних миграций.

5.Чирок - свистунок

Самая маленькая из наших уток. Голова коричневая. По бокам головы за глазами широкие зеленые полосы. Клюв черный. Чирок – свистунок распространен по всей области, перелетная, гнездящаяся птица весной прилетает в апреле. Гнездится вблизи водоема. Чирок- свистунок - ценная водяная дичь.

 6.Серая утка

Утка размером меньше кряквы. Голова бурого цвета с темными крапинками. Брюшная часть светлая. Клюв серый, лапы желтые. Самка бурого цвета. Серая утка распространена по всей Тульской области, численность ее невелика. Перелетная, гнездящаяся птица. Гнездо строит на берегу крупных водоемов.

7.Свиязь

Утка мельче кряквы. Голова коричневого цвета, лоб желтый. Самка рыже – бурая. Свиязь издавна гнездилась в Тульской области. В настоящее время она встречается по всей нашей области, перелетная, гнездящаяся птица. Прилетает весной в апреле. Является объектом охоты.

8.Шилохвость

Утка величиной немного меньше кряквы. Спина и бока серые с поперечной исчерченностью. Зоб, грудь и брюшко белые, подхвостье черное. Клюв и лапы серые; Окраска самки серая. Обычная птица Тульской области, перелетная, гнездящаяся. Является важным объектом охоты.

9. Чирок – трескунок

Утка мельче кряквы. Голова сверху темно – бурая, бока головы и шея коричневые. На крыльях зеленое «зеркальце». Относится к обычным перелетным, гнездящимся уткам. Является важным спортивно – охотничьим трофеем.

10. Широконоска

Утка среднего размера, мельче кряквы, с непропорционально широким клювом. У самца весной голова и шея, черные с зеленым отливом. Зоб и грудь белые, брюшко и бока тела коричневые. Довольно молчаливая утка. Широконоска издавна гнездилась в бывшем Крапивинском уезде Тульской губернии. В наши дни широконоска встречается по всей Тульской области, редкий перелетный вид. Широконоска представляет собой предмет спортивной охоты.

11.Род Нырок. Красноголовый Нырок

Утка меньше кряквы. Хорошо ныряет и может находиться подводой до 30 секунд. Более 100 лет назад нырок гнездился в окрестностях Тулы и по Упе. В настоящее время нырок редок для наших краев. На гнездовье в Тульскую область он прилетает в апреле, что связано с развитием водной растительности, являющейся основой летнего питания нырка. Красноголовый нырок является объектом спортивной охоты.

12. Отряд Курообразные. Семейство Тетеревиные. Род Тетерев. Тетерев

Птица величиной меньше курицы. Самец черного цвета, брови красные. Самка молодые птицы серовато – рыжеватые с темными поперечными полосками. Тетерев – обычная, гнездящаяся птица Тульской области, встречающаяся по всем лесам. Много их в Воловском районе, Дубенском районе, Одоевском районе. Тетерев является объектом охоты.

13. Род Рябчик. Рябчик

Птица немного больше галки. Свое название получила за рябую окраску. Рябчик - обычная, гнездящаяся, оседлая птица Тульской области. Более ста лет назад рябчик был многочислен в бывшем Белевском уезде. Биологи встречали рябчиков в Белевском, Суворовском, Одоевском и Дубенском районах. Рябчик является объектом охоты [10].

 В Тульской области очень разнообразен животный мир птиц. Но их с каждым годом становится всё меньше и меньше. Чтобы это как то предотвратить, нужно заботиться о птицах и охранять их. Успех охраны животного мира во многом зависит от участия в этом деле школьников. Большое значение приобретает пропаганда научных знаний о фауне и ее значении для человека в школе. Одним из вариантов воспитания ответственного отношения к природе и, в частности, к животному миру возможно через формирование природоведческих представлений и понятий на уроках окружающего мира с использованием краеведческого материала.

§3. Возможности использования краеведческого материала при формировании природоведческих представлений и понятий

Итак, в создании человека понятия способны углублять свое содержание и расширять свой объем, понятия находятся в постоянном развитии. Но прежде чем понятие начнет развиваться, оно должно быть образовано, сформировано. Образование и развитие понятий может проходить стихийно или под влиянием извне. Понятно, что стихийный процесс образования понятий идет значительно медленнее, чем под его управлением. Такой процесс может привести к тому, что у человека сложатся неверные знания. Например: птицы – это животные, которые умеют летать (но летают еще бабочки и стрекозы). Поэтому методика образования понятий является центральной во всем процессе обучения, ибо, в основном, зависит уровень эрудиции обучаемого, качество его мыслительной деятельности, а также общий уровень развития личности на каждом этапе обучения [1,96].

Нельзя понять, кто такое животное вообще, не зная конкретных животных. Нельзя также сводить усвоение понятия к заучиванию словесных формулировок, что, к сожалению, еще имеет место в школьной  практике. Если учащийся запомнил термин «животные», но никогда не видел конкретное животное, он не владеет этим понятием. В этом случае его знания о животных формальны.

Именно поэтому работа в начальной школе нацелена на накопление образов предметов окружающего мира, чем и обусловлена ее деятельностно-практическая направленность (множество экскурсий, наблюдений, игр, наглядности и т.п.). Поэтому одна из основных задач обучения естествознанию младших школьников – сделать понятийный аппарат визуальным (наглядным) и интерактивным (позволяющим действовать).

Но образование понятие должно быть закреплено. Для этого используется этап практикования. На нем важную роль играют различные упражнения, зарисовки по памяти, вопросы и задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической деятельности; проверка выявления существенных признаков, связей в практике, когда учитель возвращает ученика к наглядным пособиям, к выполнению практических работ, опытов, созданию моделей и т.п. Последние могут быть как новыми по сравнению с теми же. Если применяются те же средства закрепления понятий, они могут быть использованы фрагментально. Дети повторяют практическую работу, которая выполнялась на эмпирическом уровне образования понятий. Но процесс мышления здесь идет в другом направлении, а именно не от частного к общему, а от общему к частному. Практикование понятий имеет большое значение в обучении, так как закрепляет и углубляет знания, развивает у учащихся умения самоконтроля, самооценки.

Приводя  перечень средств формирования понятий можно представить в виде рабочей схемы.

Устра-нение объекта

Образ в сумме отличительных существенных признаков

Образ объекта, сохраненный в памяти

Выделение существенных признаков

Восприятие человеком объекта  в целом (образ)

 

 Зрение

Осязание

Обоняние

   Вкус

Анализ  Синтез Обобщение

   Слух

Отражение отельных свойств (ощущения)

Реальный   объект

Уровень  восприятия

Уровень   понятия

Уровень представления

Схема 1 Этапы формирования естествоведческих представлений и понятий

Данный процесс может осуществляться различными путями: индуктивно или дедуктивно или опосредованно (в процессе проведения специального опыта, непосредственно в ходе наблюдения за объектами), комбинированно. Но в школах не в полной мере эти пути реализуются. Для формирования природоведческих представлений и понятий можно применить целый ряд других приемов с использованием данного альбома.

В учебном процессе часто создаются  ситуации, когда невозможно в классе организовывать наблюдение натурального объекта ввиду его отсутствия или больших размеров и др. В таких случаях учителю необходимо использовать наглядные изобразительные средства: таблицы, картины, альбомы. Немаловажную роль в процессе формирования представлений играет организация упражнений  по узнаванию и различению объектов природы. Для их выполнения детей необходимо научить таким приемам умственной деятельности, как деление целого на части, выделение признаков предметов или свойств явлений природы. Например, учащимся можно дать задание: сравнение птиц по величине (мохноногий сыч и лебедь – кликун), найти сходство и отличие.

Использование альбома будет одновременно способствовать формированию представлений об охраняемых животных и воспитанию бережного отношения к природе.

Научив учащихся сравнивать, необходимо научить их из совокупности признаков выделять главные и второстепенные. Так, в  нашем примере главным признаком будет, присутствует оперение, а второстепенным – величина.

Важное место в ходе формирования представлений занимает такой прием, как зарисовка по памяти. Для ребенка крайне важно обладать умением активизировать, «оживлять прошлый опыт», воссоздавать чувственный образ. Прием зарисовки по памяти не только способствует воссозданию изображения. Например, можно дать такое задание: вспомнить, чем отличаются клювы птиц отряда воробьиных и отряда аистовых и схематично изобразить их.

Таким образом, формирование у школьников представлений тесно связано с соблюдением следующих педагогических условий: учитель должен умело формулировать вопросы и задания, требующие воспроизведения ощущений; упражнять детей в зарисовке объектов по памяти; организовывать упражнения по узнаванию и различению объектов и явлений природы.

Формируя представления об экологических проблемах сохранения видового разнообразия животного мира можно использовать альбом в дидактических играх при объяснении или закреплении нового материала.

В процессе игры немаловажно значение приобретает система повторения, которая способствует формированию понятий и позволяет устанавливать связи между понятиями простыми, сложными, единичными и общими.

В ходе формирования природоведческих понятий необходимо практиковать школьников в осуществлении таких приемов умственной деятельности, как анализ (деление целого на части), определение главных и второстепенных признаков природных объектов, явлений, синтез (соединение частей в целое, выделение взаимосвязей в частях), обобщение, выводы, определение, классификация [9,330].

Формирование природоведческих понятий неразрывно связано с переводом знаний в практические умения и навыки. Формирование умений связано с применением теоретических знаний на практике. В связи с формированием понятий учащиеся должны овладеть целой системой специальных умений: вести наблюдения в природе по заданиям «Дневника наблюдений» и фиксировать их; пользоваться простейшими приборами (термометром, компасом, флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием; ухаживать за декоративными птицами в живом уголке; строить кормушки и скворечники. С этой целью учитель должен разработать систему заданий, направленных на отработку нужных умений. Прежде всего, это выполнение тех обязательных практических работ, которые определены программой курса. Процесс формирования природоведческих понятий требует выполнения следующих педагогических условий: организации проблемного подхода в обучении, определенной логической последовательности в изложении нового материала, проведения систематического, тематического повторения и терминологической работы, реализации межпредметных связей, применения заданий, направленных на формирование определенных умений и навыков. Основная суть этого процесса: из множества представлений, получаемых или уже полученных школьниками путем концентрации главного и отчленения второстепенного, сформировать единое, включающее суть предмета или явления (понятия).

В учебно-воспитательном процессе по окружающему миру соблюдение педагогических условий формирования ощущений, представлений и понятий способствует реализации одной из основных  задач современной школы – повышению качества знаний учащихся [9,332].

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ АЛЬБОМА «ОХРАНЯЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ (ПТИЦЫ) ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» С ЦЕЛЬЮ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

§1. Диагностика уровня сформированности природоведческих представлений и понятий у младших школьников

Для проверки гипотезы на начальном этапе работы был проведен констатирующий эксперимент. Целью этого эксперименты являлась выявление уровня сформированности природоведческих представлений и понятий у младших школьников.

Исследование  проходило во 2 классе МКОУ «Долголесковская ООШ». В эксперименте участвовала 5 человек.

Была составлена контрольная работа по окружающему миру согласно требованиям программы и итоговой аттестации. В контрольную работу были включены тестовые задания близкие к тестовым заданиям Е. Г. Катковой [8,6].

Контрольная работа.

1.Какая птица является охраняемой в Тульской области?

А) воробей

Б) сорока

В) белый аист

Г) жаворонок

2. Какая из перечисленных  птиц занесена в Красную Книгу России?

А) сапсан

Б) галка

В) ворона

Г) журавль

3. Какую птицу не встретишь в Тульской области?

А) овсянка

Б) пингвин

В) галка

Г) сойка

4. Какая птица здесь лишняя?

А) филин

Б) черный аист

В) черный коршун

Г) поползень

5. Какая из этих птиц строит гнёзда на водонапорных башнях?

А) синица

Б) белый аист

В) дятел

Г) сова

6. Какая из перечисленных птиц Тульской области встречается по берегам водоемов?

А) скворец

Б) дрозд

В) камышевка

Г) ястреб

7. Основная пища этой птицы: кедровые орехи, насекомые и их личинки. Что это за птица?

А) кедровка

Б) коршун

В) чайка

Г) галка

8. Какое описание подходит белому аисту?

А) Птица крупнее гуся. Встречаются в большинстве районов Тульской области, но в незначительном количестве. Прилетает весной в апреле. Строит гнёзда на водонапорных башнях, на деревьях: вблизи поселений людей. В кладке 2-6 белых яиц. Питаются разнообразной животной пищей. Для их привлечения необходимо сбить из нескольких реек раму и укрепить её на дереве.

Б) Величиной с голубя, с длинными ногами и длинным клювом. Редкая, очевидно гнездящаяся птица Тульской области. Весной прилетает в апреле, гнездо устраивает в траве среди болот. Питается наземными и водными беспозвоночными животными, семенами различных растений.

9. Привести примеры охраняемых птиц занесённых птиц в Красную Книгу Тульской области (не менее 5).

10. Напиши всё, что знаешь о белом журавле.

Результаты контрольной работы, где проверялся уровень сформированности природоведческих представлений и понятий, занесены в таблицу 1 (приложение  1) и представлены в диаграмме:

Рис.2 Результаты контрольной работы

Данные результаты контрольной работы оценивались по следующим критериям:

«5» - (отлично) ставится за:

- глубокое и полное овладение учеником учебным материалом;

- умение выделить теоретическое и фактическое в учебном материале данной темы;

- умение самостоятельно построить ответ;

- умение разъяснить высказанные определения, понятия;

- правильная и научная форма ответа;

- убедительный и безошибочный ответ;

«4» - (хорошо) ставится за:

- глубокое и полное усвоение содержание по данной теме;

- умение правильно изложить и доказать изученные понятия, правила;

- умение рассуждать;

Однако ученик допускает неточности, отдельные ошибки в содержании, в форме ответа.

«3» - (удовлетворительно) ставится за:

- ученик знает и понимает основные положения учебного материала;

- ученик допускает ошибки, не имеет представления о многих фактах материала, нет логики изложения;

- ученик отвечает с подсказкой учителя.

«2» - (неудовлетворительно) ставится за:

- ученик имеет разнообразные знания, в которых нет системы;

- ученик не выделяет главное и второстепенное, теоретическое и фактическое содержание материала по данной теме;

- ученик не знает данный материал [8,8].

По результатам проведенного эксперимента было выявлено, что на вопрос об охраняемой птице Тульской области, дали правильный ответ только 2 человека.  В задании №2 требовалось выбрать, какая из перечисленных птиц занесена в Красную Книгу России, на этот вопрос не ответил ни один человек.

3 человека справились с 3 заданием, где нужно было найти птицу, которую не встретишь в Тульской области. Только один человек ответил на 4 задание, какая птица здесь лишняя. На вопрос №5 ответило 3 человека, 2 человека не знают, какая птица строит свои гнёзда на водонапорных башнях. С заданием №6 не справились 3 человека, это задание требовало указать, какая из перечисленных птиц Тульской области встречается по берегам водоемов. Также 3 человека не справились с  заданием №7, в котором надо было указать птицу, пища которой составляет: кедровые орехи, насекомые и их личинки.  С заданием №7 справился только 1 человек, в котором нужно было выбрать то утверждение, которое действительно подходит белому аисту. Никто из учеников не справились с заданием №9 и №10. В задании №9 требовалось привести примеры охраняемых птиц занесенных в Красную Книгу Тульской области. В задании №10 нужно было написать все, что знаешь о белом журавле.

Все ребята написали контрольную работу на «неудовлетворительно»; дети не знают и не понимают основные положения учебного материала,  допускают ошибки, не имеют представления о многих фактах материала, нет логики изложения в их ответе.

Результаты проведенной контрольной работы показали необходимость и актуальность выполнения практической работы по созданию альбома «Охраняемые птицы Тульской области».

§2. Описание работы по созданию альбома «Охраняемые животные (птицы) Тульской области

Охрана животного мира одна из важнейших задач, в решении которой могут принять участие школьники и юные натуралисты. С этой целью был и создан наш альбом.

Альбом представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно - контролирующую сторону учебного процесса по предмету «Окружающий мир».

Данный альбом является частью Красной книги Российской Федерации, а также созданной Красной книги Тульской области. Альбом имеет следующее название: «Охраняемые животные (птицы) Тульской области». В альбоме описано различных видов птиц. К описанным в альбоме птицам прилагается изображение каждой птицы. Птицы в альбоме расположены в алфавитном порядке. Каждая описывается по структуре, включающая в себя такие компоненты, как статус птицы в регионе и статус в определенных регионах России, распространение в России и регионе, факторы, отрицательно влияющие на данный вид птицы, места обитания, а также принятые и необходимые меры охраны птиц в регионе. К каждому виду указывается численность этой птицы. Категории статуса редкости видов позвоночных животных, включаемых в Красную книгу Тульской области, определяются по следующей шкале:

0 - Вероятно исчезнувшие. Виды, отмечавшиеся на территории (акватории) Тульской области,  нахождение которых в природе не подтверждено в последние 50 лет.

1 - Находящиеся под угрозой исчезновения. Виды, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

2 - Сокращающиеся в численности. Виды с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения:

- виды, численность которых сокращается в результате изменения условий существования или разрушения местообитаний;

- виды, численность которых сокращается в результате чрезмерного использования их человеком;

- виды, приуроченные к уникальным, малочисленным и занимающим крайне малую площадь местообитаниям, которые могут пострадать или исчезнуть в результате даже незначительного антропогенного воздействия.

3 - Редкие. Виды с естественной невысокой численностью, встречающиеся на ограниченной территории или распространенные на значительных территориях, для выживания которых необходимо принятие специальных мер охраны:

- естественно редкие в местах своего обитания;

        - имеющие узкую экологическую приуроченность, связанные со специфическими условиями обитания;

-  находящиеся в пределах Тульской области на границе распространения;

- имеющие ограниченный ареал, часть которого находится на территории Тульской области.

4 - Неопределенные по статусу. Виды, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

5 - Восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Виды, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению [3,12].

 При этом в альбоме можно сразу открыть нужную учителю или ребенку птицу, сразу откроется на левой странице его описание, а на правой  фотография этой птицы.

Данный альбом учитель может дополнить разнообразными заданиями, новой охраняемой птицей с ее описанием и т.д.  

Альбом показывает разнообразие животного мира нашей области, который, к большому сожалению, по мнению ученых к концу XXI века окажется под угрозой полного исчезновения. Здесь описываются птицы нашего региона, наиболее нуждающиеся в охране, и изучаемых детьми начальных классов.

Материал альбома вне зависимости от способа его организации представляет собой единое целое, состоящее из многих элементов, имеющие смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность альбома как средства обучения.

Данный альбом может быть использован как на уроках окружающего мира, та и на внеклассных занятиях. Может являться методическим пособием для учителей или студентов при разработке пробных уроков.

§3.Использование альбома «Охраняемые животные (птицы) Тульской области» на уроках окружающего мира в начальной школе

Электронный альбом «Охраняемые животные (птицы) Тульской области» представляет собой учебное пособие, которое оказывает помощь учителю в образовательном процессе по предмету «Окружающий мир».

Цель альбома - сформировать  представление учащихся об основных природоведческих представлениях и понятиях при изучении животного мира.

С помощью электронного альбома учитель может:

- увидеть, у кого из учеников не сформированы понятия о птицах нашего края, о разнообразии животного мира и т.д.

- повысить интерес к данной образовательной области;

- расширить поле деятельности учащегося по формированию начальных представлений и понятий по природному окружению;

- изучать новый материал, закреплять изученное на уроке, проверять домашнее задание.

Далее предлагаются фрагменты уроков с использованием альбома.  

Фрагмент урока  на тему: «В гости к осени. Из жизни птиц»

Цель урока: Расширить представления детей об осенних изменениях в жизни птиц, показать их связь с неживой природой; формировать понятие «перелетные и зимующие птицы».

VII. Жизнь птиц осенью.

У: С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они  являются кормом. Чем же еще питаются птицы?

По таблице  «Птицы» дети рассматривают журавлей, уток. Выясняют, что журавли на болотах, берегах рек и озер отыскивают лягушек, змей, жуков, растения и их семена, ягоды. Утки находят в воде растительный корм – зеленые листья и побеги растений.

У: Давайте сделаем вывод о том, чем питаются птицы.

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

По мере объяснения можно выполнить схему:

                                                                исчезают

                                                               насекомые

ОСЕНЬ            похолодание            увядают травы              улетают птицы

           замерзают

           водоемы

Учитель рассказывает о перелетных птицах.

Используя таблицу «Перелетные птицы» и альбом «Охраняемые птицы Тульской области», дети выясняют, какие птицы улетают от нас и как летят они в теплые страны (косяком, цепочкой, стаей).

У: Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети рассказывают, каких птиц они видят осенью. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание на вопросе охраны птиц. Учитель рассказывает детям, что большое количество птиц, занесены в Красную книгу  [7,34].

У: А теперь давайте познакомимся подробнее с некоторыми редкими птицами Тульской области.

При помощи электронного учебного пособия дети знакомятся с сизоворонкой, лесным лунем и лесным жаворонком.

Сизоворонка.

Перелетный вид. Сизоворонки заселяют степные пространства с участками пойменных или островных лесов. На местах гнездования птицы появляются в начале мая. Селятся обособленными парами в дуплах, пустотах скал, строений, в норах, которые выкапывают в обрывистых берегах.

Лесной жаворонок.

Перелетный вид. Населяет опушки, вырубки, лесные поляны. Предпочтение отдает лесам с наличием хвойных пород, особенно сосны. Прилетает в конце марта – начале апреля. Гнездование начинается в мае.

Степной лунь.

Прилетает в апреле. При наличии достаточного количества грызунов гнездится в степях любого типа. Не демонстрирует привязанности к постоянным местам гнездования. Гнездо обычно устраивает на ровной земле.[3,48]

Фрагмент урока на тему: «Красная книга».

Цели:  дать понятие о Красной книге, расширить представление об охраняемых птицах Тульской области.

Ход   урока.

  1.  Сообщение темы и цели.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся …… , а с чем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:             

                                      Не куст, а с листочками,

                                      Не рубашка, а сшита,

                                      Не человек, а рассказывает.

     Книга.

     У: Да, это книга, но она не совсем обычная, а какая, мы узнаем после проверки домашнего задания.

  1.  Изучение нового материала.

Учитель: О какой же книге мы будем сегодня говорить? Это мы узнаем, разгадав кроссворд. ( высвечен на экране )

  1.  Вот иголки и булавки,

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ёжик)

  1.  Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(журавли)

  1.  Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

  1.  Днем спит, ночью летит,

Пищу добывает, всех пугает.

(сова)

  1.  Полосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бежать она не может.

(гусеница)

  1.  У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

  1.  Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

У: Мы разгадали кроссворд. Какая же книга получилась?

N: Красная. (показ Красной книги и альбома « Охраняемые птицы Тульской области).

Рассказ о Красной книге.

Красным книгам принадлежит особое место – ведь они содержат сведения о тех видах, которые стали редкими и которым грозит опасность исчезновения. Красный цвет  - сигнал тревоги, надвигающейся опасности. В зависимости от того, насколько стали редкими или уже исчезают животные, их относят к одной из шести категорий, соответствующей его статусу по степени угрозы уничтожения. 

У: К сожалению, дети, то, что создавалось природой долгое время, современный человек может уничтожить очень быстро, а вернуть исчезнувших животных мы не можем.

У: Кто скажет, почему они исчезают? (ответы)

А связано это с тем, что люди из-за вкусного мяса, из-за красивого меха убивают многих животных. Очень много видов птиц погибли только потому, что их перья стали украшением дамских шляпок.

Также главная причина исчезновения животных – это разрушение их мест обитания, т.е. разрушение их дома.

Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, они начинают разбегаться, и даже могут не успеть вывести детенышей.

Дети просматривают электронные учебное пособие, подробнее знакомятся с интересующим его видом редкой птицы [7,49].

Фрагмент урока на тему: «Возьми под защиту ».

Цели: расширить представления о некоторых редких и охраняемых птицах Тульской области, причинах исчезновения отдельных видов птиц и статусах и категориях редкости птиц.

Ход урока.

У: Сегодня мы с вами поговорим об исчезновении редких и охраняемых птицах Тульской области.

В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием человека на биосферу, отдельные виды растений и животных оказались поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычные виды, но по различным причинам в последние годы, резко сократившие численность и оказавшиеся под угрозой исчезновения.

Давайте с вами подумаем, что же может привести к исчезновению некоторых видов птиц (Ответы).

У: Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сельского хозяйства,  орошение сельхозугодий – все это оказывает существенное влияние на животный мир Тульской области. Также большое влияние оказывает изменение климата и земной поверхности.

Давайте теперь с вами познакомимся с некоторыми видами редких птиц,

Работа с использованием электронного учебного пособия. Учащиеся знакомятся с птицами и статусом того или иного вида, расширяют представления об охране животных.

Дубровник.

Статус и категория редкости. 0-я категория. Вероятно, исчезнувший вид.

Статус вида на территории страны и в сопредельных регионах. Занесен в Красные книги и взят под охрану в Московской (категория 1), Рязанской (категория 1), Калужской (категория 2), Липецкой (категория 0) областях.

Сизоворонка.

Статус и категория редкости. 1-я категория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Статус вида на территории страны и в сопредельных регионах. Занесен в Красные книги и взят под охрану в Московской (категория 0), Рязанской (категория 1), Калужской (категория 1), Липецкой (категория 1) областях.

Большой веретенник.

Статус и категория редкости. 2-я категория. Уязвимый вид, приуроченный к занимающим малую площадь местообитаниям.

Статус вида на территории страны и в сопредельных регионах. Вид занесен в Красные книги и взят под охрану в Московской (категория 1), Рязанской (категория 3), Калужской (категория 2), Липецкой (категория 2) областях.

Болотная сова.

Статус и категория редкости. 3-я категория. Вид с естественной невысокой численностью, спорадически распространенный на значительных территориях.

Статус вида на территории страны и в сопредельных регионах. Занесен в Красные книги и взят под охрану в Рязанской (категория 3), Калужской (категория 2), Липецкой (категория 4) областях.         

Дупель.

Статус и категория редкости. 4-я категория. Редкий вид, который невозможно отнести к определенной категории из-за недостатка информации.

Статус вида на территории страны и в сопредельных регионах. Занесен в Красные книги и взят под охрану в Московской (категория 1), Калужской (категория 2), Липецкой (категория 1) областях.

Обыкновенный ремез.

Статус и категория редкости. 5-я категория. Вид, численность и распространение которого под воздействием естественных причин начали восстанавливаться.

Статус вида на территории страны и в сопредельных регионах. Занесен в Красные книги и взят под охрану в Московской (категория 5), Рязанской (категория 3), Калужской (категория 1) областях. [3, 54]

У: Ребята, скажите, а почему у одной птицы встречается несколько категорий редкости?

Фрагмент урока на тему: «Будь природе другом».

Цели: анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.

Сейчас мы будем работать по группам.

Учитель раздает карточку с заданием. На обсуждение, выполнение отвечающих отводится 10-15 минут.

Карточка (отдел охраны птиц)

  1.  Отгадайте загадку.

Летать, летаю

Птиц все сбиваю

                      (Орёл)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

                      (Утка)

  1.  Расскажи об одной из редких птиц (изображение на экране из альбома) по плану:

- внешний вид

- место обитания

- есть ли у этой птицы особенности, какие?

- чем питается?

- почему истребляется человеком?

  1.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Н. Сладков «Воробей и Синица».

-Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь – чистишь их, что ли?

- Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к весне осталось всего две тысячи шестьсот.

- Четыреста перьев за зиму потеряла!

- Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть – и довольно!

Вопросы:

А) Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме?

Б) Какая из птиц, строит свои гнезда на водонапорных башнях?

  1.  Составьте правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак или знаки, запрещающие вредить птицам [7,63].
  2.  Приведи в соответствие.

Соедини стрелочками правую и левую часть.

Перелетные птицы                                           Грач

                                     Снегирь

Зимующие птицы                                          Воробей

                                                               Воробьиный сыч

Охраняемые птицы                                    Сизоворонка

  1.  Определи птицу по картинке.

Урок обобщения сможет показать эффективность работы с альбомом «Охраняемые животные (птицы) Тульской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание природоведческих знаний в учебной программе должно быть отобрано так, чтобы подготовить учащихся к усвоению основных представлений и понятий. Учебный материал распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучения природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию таких ведущих природоведческих представлений и понятий, как «природа», «живая природа», «неживая природа», «животные», «птицы», «охраняемые животные», «перелетные и зимующие птицы» и т.д. В ходе работы по формированию конкретных представлений о птицах решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе. Дети ещё в детском саду знакомятся с большим количеством животных ближайшего окружения. Но, как свидетельствует практика, они  перечисляют название птиц, но различать их не умеют. Ещё Джон Локк писал, что если за словами ребенка не стоят конкретные образы, то это слова-нули, путающие сознание дитяти. Развитие логического мышления и связной речи осуществляется в процессе уяснения взаимосвязей, существующих между различными объектами и явлениями природы. Поскольку одной из задач всех традиционных и вариативных естествоведческих курсов является формирование научных знаний о природе, они напрямую способствуют становлению у детей научного взгляда на окружающую действительность, составляющего основу для развития элементов научного мировоззрения.

Стремительный процесс информатизации системы образования открывает в технологии обучение путь электронным учебным пособием (ЭУП). Данное ЭУП представляет собой «Охраняемые животные (птицы) Тульской области», дидактическое назначение, которого обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, развивающую и воспитательную функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно – контролирующую сторону дидактического процесса. Специфические особенности ЭУП, как средства обучения позволяют оценить его вклад в реализацию целей образования младших школьников.

Во-первых, ЭУП дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения (уточнения, систематизации) чувственного опыта обучающихся (различные демонстрации), особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднено.

Во-вторых, ЭУП обеспечивает условия для индивидуального процесса обучения (организации индивидуального тренинга, творческих работ, тренировочных упражнений и пр.)  как школьников, испытывающих трудности в обучении, так и успешных. Например, предполагается задания, разные по уровню сложности.

В-третьих, уровень наглядности ЭУП повысится, если ввести звуковое сопровождение.

В-четвертых, ЭУП является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.  Специфической особенностью ЭУП является то, что оно позволяет легко комбинировать материал с учетом этапа обучения, отношения детей к учению, а также индивидуальных интересов учителя.

Кроме  того, ЭУП обеспечивает создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся, т.е. позволяет вести обучение в «зоне ближайшего развития».

Изучив литературу по теме, выяснили, что данное ЭУП может быть использовано учителем начальной школы, как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях. Может являться методическим пособием для студентов при разработке пробных уроков. Альбом «Охраняемые животные  (птицы) Тульской области» можно использовать и в средней школе на уроках экологии и биологии, различных внеурочных мероприятиях. Альбом поможет учителю начальных классов сделать уроки и  внеклассные занятия более насыщенными, увлекательными и интересными.

Раскрывая возможность использования альбома, пришли к выводу, что при правильном его использовании формируются природоведческие представления и понятия об охраняемых птицах, животном мире, и в целом об окружающей нас природе.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Губернатор Тульской области В. С. Груздев отмечает:

      «Красная книга животных – важное событие в деле сохранения редких и исчезающих видов в природе.

Полученные в результате научных исследований сведения помогли установить не только уникальных представителей фауны Тульского края, но и получить рекомендации как их не потерять.

Издание Красной книги открывает широкие перспективы для развития информационных, просветительских, образовательных и воспитательных программ. Она востребована на всех уровнях системы образования - от детского сада до университета.

Являясь официальным документом, имеющим законодательную и правовую основу, Красная книга адресована органам государственной и муниципальной власти Тульской области для принятия решений по вопросам охраны окружающей среды, комплексному развитию территорий и бережному использованию природных ресурсов.

Это значит, что все мы должны вооружаться знаниями, развивать природоохранные инициативы и усиливать меры, направленные на решение экологических проблем региона и страны, среди которых особое место принадлежит сохранению редких видов животных» [3, 5].

Создание электронного пособия «Охраняемые животные (птицы) Тульской области» удобно в использовании. Оно занимает небольшой объем, находящееся на электронных носителях, можно распечатать нужную страницу и т.п.

Список литературы:

  1.  Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе/ Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина.- М.,2001. – 240 с.
  2.  Бабенко, В.Г. Птицы Красной книги СССР/ В.Г. Бабенко, А.А. Кузнецов. – М., 1986. – 142 с.
  3.  Большаков, Л.В. Красная книга Тульской области/ Л.В. Большаков, Е.В. Смирнова, О.В. Швец. – Воронеж, 2013. – 416 с.
  4.  Бровкина Е.Т. Птицы леса: атлас родной природы/ Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – М., 2000. – 64 с.
  5.  Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга/ Ю.Д. Дмитриев, Н.Н. Пожарицкая. – М., 1983. – 110 с.
  6.  Животный мир Тульской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.protown.ru – Загл. с экрана
  7.  Казакова, О.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас»/ О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. – М., 2007. – 287 с.
  8.  Каткова, Е.Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания/ Е.Г. Каткова. – М., 2010. – 44 с.
  9.  Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М., 2004. – 494 с.
  10.  Красная книга Тульской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://redbookto.narod.ru – Загл. с экрана.
  11.  Миллер, И.Д. Редкие птицы Тульского края/ И.Д. Миллер. – Тула, 1990. – 64 с.
  12.  Плешаков,  А.А. Великан на поляне/ А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. – М., 2002. – 160 с.
  13.  Плешаков, А.А. Зеленые страницы/ А.А. Плешаков. – М., 1998. – 223 с.
  14.  Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс/ А.А. Плешаков. – М., 2010. - 143 с.
  15.  Плешаков, А.А. От земли до неба/ А.А. Плешаков.- М., 2002.  – 222 с.
  16.  Прохоров, А.М. Большая советская энциклопедия/ А.М. Прохоров. – М., 1975. – 428 с.
  17.  Рахманов, А.И. Птицы – наши друзья/ А.И. Рахманов. – М., 1989. – 224 с.
  18.  Сотникова, Т.Н. Птицы России / Т.Н. Сотникова. – М., 2012. – 96 с.
  19.  Строков, В.В. Пернатые друзья/ В.В. Строков. – М., 1975. – 143 с.
  20.  Тарарина, Л.Ф. Красная книга. Особо охраняемые территории Тульской области/ Л.Ф. Тарарина, И.С. Шереметьева, Л.Ф. Лакомов, Т.Ю. Светашева. – Тула,  2013. – 316  с.
  21.  Тарарина, Л.Ф. Природа Тульского края/ Л.Ф. Таранина, Л.В. Хорун, И.С. Шереметьева, О.В. Швец. Тула, 2002. – 148 с.
  22.  Терехина,  Л.А. Экология/ Л.А. Терехина. – Тула, 1997. – 172 с.
  23.  Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края/ В.Г. Труфанов. – Тула, 2003. 64 с.
  24.   Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский. – М., 1985. – 353 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28613. События, обрабатываемые формой 16.6 KB
  В этом случае создается объектнаследник того компонента который должен обрабатывать событие и специальный методобработчик этого события. Форма получает событие OnActivate при ее активизации. Форма получает это событие перед закрытием формы которое может наступить либо при вызове метода Close либо при выборе команды Close из системного меню. Это событие может наступить либо при вызове метода Close либо при выборе команды Close из системного меню.
28614. Архитектура фон Неймана 15.3 KB
  von Neumann architecture широко известный принцип совместного хранения программ и данных в памятикомпьютера. Всё изменила идея хранения компьютерных программ в общей памяти. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти.
28615. Структурные типы данных (массивы, записи, множества) 21.26 KB
  Массив - это структура данных, доступ к элементам которой осуществляется по номеру (илииндексу). Все элементы массива имеют одинаковый тип.
28616. Подпрограмма 21.26 KB
  Функции Другой вид подпрограммыфункцияоформляется аналогично процедуре. Отличительные особенности функции: она имеет только один результат выполнения но может иметь несколько входных параметров; результат обозначается именем функции и передаётся в основную программу. Функция оформляется в следующем виде: Function имя функции формальные параметры: тип: тип значения функции; Var . Вызов функции можно делать непосредственно внутри выражения.
28617. В программе на языке FPC 12.55 KB
  Если локальное и глобальное имя совпадают то в подпрограмме локальное имя блокирует глобальное. Формат доступа к глобальному имени: имя программы . глобальное имя .
28618. Процедурные типы 15.45 KB
  Для объявления процедурного типа используется заголовок процедуры функции в котором опускается ее имя например: type Prod = Procedure a b c: Real; var d: Real; Proc2 = Procedure var a b ; РгосЗ = Procedure; Func1 = Function: String; Func2 = Function var s: String: Real; Как видно из приведенных примеров существует два процедурных типа: типпроцедура и типфункция. Вычисление и печать значений этих функций реализуются в процедуре PRINTFUNC которой в качестве параметров передаются номер позиции N на экране куда будет...
28619. Процедуры с ближним и дальним адресом вызова 21.13 KB
  Возможность создавать опережающее описание для процедур позволяет решить следующую проблему: предположим в некоторой программе Вы используете две процедуры с именами Proc1 и Proc2 причем процедура Proc1 использует вложенную процедуру Proc2 а процедура Proc2 в свою очередь использует процедуру Proc1. Поскольку Вы не можете использовать не объявленную ранее процедуру то у Вас возникает проблема связанная с необходимостью развязать зацикленные друг на друга процедуры Proc1 и Proc2. Использование директивы Forward при объявлении процедуры...
28620. Описание и вызов процедур и функций 18.23 KB
  Формат описания процедуры имеет вид: procedure имя процедуры формальные параметры; раздел описаний процедуры begin исполняемая часть процедуры end; Формат описания функции: function имя функции формальные параметры:тип результата; раздел описаний функции begin исполняемая часть функции end; Формальные параметры в заголовке процедур и функций записываются в виде: var имя праметра: имя типа и отделяются друг от друга точкой с запятой. Вызов функции в Турбо Паскаль может производиться аналогичным способом кроме того имеется возможность...