97849

Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Предложение на денежном рынке. Денежные агрегаты

Реферат

Макроэкономика

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Русский

2015-10-25

35.1 KB

0 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Естественно-научных и технических дисциплин

Реферат

 по дисциплине : «Макроэкономика»

Тема: «Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Предложение на денежном рынке. Денежные агрегаты.»

выполнил: 

Дудникова И.Ю.

Группа: 12 БУ

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1.  Классическая теория макроэкономического равновесия…………………4
  2.  Понятие денежного рынка и его основные элементы…………………….8
  3.  Денежный рынок…………………………………………………………….8
  4.  Предложение денег………………………………………………………...10
  5.  Основные денежные агрегаты………………….…………………………12

Заключение………………………………………………………………...……14

Список используемой литературы………………..………………………….15


Введение

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Уже на пороге XXI в. усилилась роль и место финансовых и кредитных отношений. Стало очевидным, что достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия финансово-кредитной и денежной системы страны.

Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность в 1990-х гг. в Мексике, Юго-Восточной Азии, России и других странах подтвердили необходимость такой структуры финансовой и денежной системы, которые бы обеспечивали эффективную динамику экономических процессов в государстве.

Так в настоящие время перед нашим государством стоит важная задача - построение рыночной экономики. Поэтому именно сейчас стабильная денежная система приобретает такое огромное значение: необходимо обеспечить устойчивость рубля, сделать его конвертируемой валютой во всех странах мира, свисти инфляцию к минимуму (к мировым стандартам-2% в год).

  1.  Классическая теория макроэкономического равновесия

В 20-30 года 20 века – возникла макроэкономика. Связана с великой депрессией или с глубоким экономическом кризисом, которые переживали страны рыночной экономикой.

До депрессии господствующей была классическая теория.

Экономисты классики (Рихард, Смит, Маршал), считали, что рыночная система способна к саморегулированию, то есть она может без государственного вмешательства справиться с такими проблемами, как инфляция и безработица. Они придерживались принципа государственного невмешательства в рыночную экономику.

Вывод классиков: способность рыночной экономики к саморегулированию основываются на законе Сея.

Согласно этому закону, сам процесс производительности товаров и услуг создают доход равный стоимости этих товаров, а следовательно достаточный для их реализации.

Предложение порождает собственный спрос.

Издержки – это выплаты осуществляемые предприятия с целью приобретения ресурсов.

Доход распадается потребление и сбережения: Y=C+S

Сбережение возвращается предприятию в виде инвестиций.

Совокупный расход: E=C+I

ВВП=C+I+G+Xn

Условия равновесия: S=I

Рыночная экономика способна к автоматическому выравниванию сбережений и инвестиций.

Цены, заработная плата и процентные ставки рассматриваются гибкими. И сбережения и инвестиции зависит от процентной ставки, чем выше процентная ставка, тем ниже сбережения.

Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.

Дело в том, что равновесие на рынке труда означает, что фирмы реализовали свои планы относительно объемов производства, а домашние хозяйства - относительно уровня дохода, определяемого в соответствии с концепцией эндогенного дохода.

Производственная функция в коротком периоде является функцией от одной переменной - количества труда, следовательно, равновесный уровень занятости определяет уровень реального производства, что отражено в третьем уравнении. А так как занятость полная (все, кто хотел получить работу при данной ставке зарплаты, получили ее), то объем производства фиксируется на уровне естественного выпуска, и кривая совокупного предложения принимает вертикальный вид.

Сформированный объем совокупного предложения представляет собой сумму факторных доходов домашних хозяйств, которые распределяются последними на потребление и сбережения: у = С + S.

Чтобы на рынке благ установилось равновесие, необходимо равенство совокупного предложения совокупному спросу.

Так как совокупный спрос в простой модели представляет сумму потребительских и инвестиционных расходов: у = С + I, то при соблюдении условия I = S на рынке благ установится равновесие. То есть, согласно закону Сэя, любое предложение порождает соответствующий спрос.

Если же плановые инвестиции не будут соответствовать запланированным сбережениям, то на рынке благ может возникнуть дисбаланс. Однако в классической модели любой подобный дисбаланс устраняется на рынке капитала.

Условия равновесия на рынке капитала отражаются в четвертом уравнении. Параметром, обеспечивающим равновесие на рынке капитала, является гибкая процентная ставка.

Если по каким-либо причинам запланированные объемы сбережений и инвестиций не совпадают при заданной ставке процента, то в экономике начинается итеративный процесс изменения текущей ставки процента до ее значения, которое обеспечивает равновесие сбережений и инвестиций

Следует отметить, что классики рассматривали общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. Жан-Батист Сэй впервые сформулировал так называемый «закон рынков», сущность которого сводился к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, а, следовательно, сточен для ее полной реализации.

Это означает что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т.е. получаемый доход, расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства.

Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков, являются гибкими величинами, обеспечивают равновесие на рынке капитала, рынке труда и денежном рынке.

Процент уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравнове-шивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существование вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обеспечивают «очищение» рынка от продукции, так что длительное перепроизводство также оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные стоимостные величины.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий:

объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;

изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.

Таким образом, классическая модель делила макроэкономику на два сектора: а) денежный (монетарный) сектор, который определял общий ценовой уровень, и б) реальный (неденежный) сектор, который определял реальный объем совокупного производства. Ценовой уровень мог меняться только в случае изменения денежной массы. Уровень реального совокупного производства мог меняться, если только менялись технический уровень производства либо количество и качество применяемых факторов производства. Поэтому классическая модель обеспечивает два прогноза, которые поддаются проверке (вспомните о существе позитивной экономической науки): 1) уровень цен пропорционален денежной массе; 2) экономика всегда функционирует на уровне потенциального национального дохода, который обеспечивает полную занятость ресурсов.

  1.  Понятие денежного рынка и его основные элементы.

Денежный рынок (определение) - наряду с рынком капитала это структурный элемент финансового рынка на котором предметом купли и продажи служат сами деньги. Причем это не обязательно наличные деньги, денежная масса на данном рынке представляет собой совокупность всех денежных средств, как наличных, так и безналичных, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономической системе государства. Можно выделить следующие элементы денежного рынка:

  1.  Рынок краткосрочных ценных бумаг
  2.  Рынок межбанковских кредитов
  3.  Рынок евровалют

Основные участники (субъекты) денежного рынка. Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны- лица заимствующие деньги на определенных условий (заемщики). Коммерческие банки. Центральные банки. Министерство Финансов. Дилеры и Брокеры. Компании.
Физические лица
. Международные финансовые организации. Другие финансово-кредитные учреждения.

  1.  Денежный рынок

Денежный  рынок – это рынок, на котором  продается и покупается особый товар  – деньги. Основными элементами рынка являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег (ставка ссудного процента).

Деньги  играют исключительную роль в рыночной экономике, в основе функционирования которой лежат товарно – денежные отношения. Деньги часто называют языком рынка, так как с их помощью  осуществляется кругооборот товаров  и ресурсов. Поэтому рынок невозможен без денег, без денежного обращения.

Денежное  обращение – это непрерывное  движение денег, их функционирование в  качестве средства обращения или  средства платежа. Денежное обращение  обслуживает реализацию товаров, а  так же движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала. Следовательно, денежное обращение состоит из совокупности безналичных денежных оборотов (безналичные  расчеты составляют до 75%) и обращения  денежных денег.

Организация денежного обращения, исторически  сложившаяся в стране и закрепленная в законодательном порядке, образует денежную систему.

Законодательством каждой страны определяется структура  денежной системы, которая включает:

1.национальную  денежную единицу (рубль, доллар, франк, иена и т.д.), в которой  выражены цены товаров и услуг;

2.систему кредитных и бумажных денег,  разменных монет, которые являются  законными платежными средствами  в наличном обороте;

3.регламентируемые  государством формы и условия  использования частных кредитных денег (векселей, чеков);

4.систему эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращении;

5.порядок  обмена национальной валюты на  иностранную и фиксированный  государством валютный курс;

6.государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения 

В зависимости  от вида обращаемых денег выделяют два основных типа денежных систем: система обращения металлических  денег; система обращения номинальных денежных знаков.

  1.  Предложение денег

Предложение денег обычно определяется государством на основе изучения спроса и возможности его покрытия денежной массой. Но предложение денег зависит не только от политики ФРС, но и от поведения частных лиц - владельцев денег, и от политики банков, где деньги хранятся. Прежде всего деньги включают как средства на руках у населения, так и на банковских счетах (например, текущих), которые можно использовать при совершении сделок. Таким образом, в формировании денежного предложения принимают участие три субъекта:

- Центральный банк,

- система коммерческих банков,

- население.

На основе анализа поведения вкладчиков и банков можно составить полную модель предложения денег (M1), которая выглядит следующим образом:

M= m (MBn + DL),

Где M - предложение денег (наличность и чековые депозиты); m- денежный мультипликатор (коэффициент, показывающий степень прироса денежной массы в стране в результате изменения ЦБ велечины денежной базы, расчитывается как единица, деленная на норму обязательных резервов) = (1+C/D)/ (Rd+ER/D+C/D); MBn -незаимствованная денежная база; DL -кредиты ФРС, выданные по учетной ставке. На предложение денег влияют следующие девять факторов:

1) норма обязательного резервирования Rd;

2) величина незаимствованной денежной базы MBn;

3) учетная ставка Id;

4) уровень благосостояния;

5) нелегальная деятельность;

6) процентные ставки по чековым депозитам;

7) банковская паника;

8) ожидаемый отток депозитов;

9) рыночная процентная ставка I.

Факторы 1, 4-9 влияют на предложение денег через денежный мультипликатор m; факторы 2 и 3 -- через денежную базу MB.

Для того чтобы понять, как работает модель предложения денег, проанализируем влияние каждого фактора на предложение денег при прочих равных условиях.

Норма обязательного резервирования по чековым депозитам Rd. Если Rd растет и величина обязательных резервов, и, следовательно, прежнего уровня резервов уже недостаточно для поддержания того же объема чековых депозитов. Ввиду дефицита резервов банки должны пересмотреть свою кредитную политику, что приведет к снижению объемов депозитов, а вместе с тем и величины предложения денег. Другими словами, увеличение Rd мультипликативно сокращает объем депозитов, вызывая тем самым снижение предложения денег. При снижении Rd депозиты мультипликативно расширяются, и предложение денег растет. Предложение денег связано с нормой обязательного резервирования по чековым депозитам Rd отрицательной зависимостью.

Незаимствованная денежная база МВn. Рост MBn (в результате покупки облигаций на открытом рынке) увеличивает размер денежной базы, определяющей объем наличных денег и чековых депозитов, а тем самым повышает и предложение денег. Снижение Л/Д (в результате продажи облигаций на открытом рынке) уменьшает денежную базу"и снижает предложение денег. Таким образом, между предложением денег и величиной незаимствованной денежной базы MBn, существует положительная зависимость.

Учетная ставка Id. При росте учетной ставки Id увеличиваются издержки заимствования у ФРС, снижается объем предоставляемых по учетной ставке кредитов, уменьшается денежная база, определяющая объем наличности и чековых депозитов, в силу чего уменьшается предложение денег. Соответственно, предложение денег отрицательным образом зависит от учетной ставки Id.

Уровень благосостояния. Рост благосостояния увеличивает спрос на чековые депозиты в большей степени, чем спрос на наличные деньги, поэтому показатель {C/D} (коэффициент «наличность-депозиты») снижается. Переориентация с наличности (которая не участвует в процессе мультипликации) на чековые депозиты (которые, наоборот, мультиплицируются) вызывает рост масштабов мультипликвтивного расширения депозитов, в силу чего увеличивается предложение денег. Если уровень благосостояния падает, то показатель {C/D] растет, общий мультипликативный эффект снижается и предложение денег уменьшается.

  1.  Основные денежные агрегаты

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: Ml, М2, М3, L (в порядке убывания степени ликвидности). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. Согласно классификации, используемой в США, денежные агрегаты представлены следующим образом:

М 1 - наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;

М2 = М1 + нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

М3 = М2 + срочные вклады свыше 100 тыс. долл., срочные соглашения

об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;

L = М3 + казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2. Иногда выделяется показатель наличности (МО, или С - от английского «currency») как часть М1, а также показатель «квазиденьги» (QM) как разность между М2 и М1, т.е., главным образом, сберегательные и срочные депозиты, тогда М2 = M1 + QM.

Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М2, М3 могут опережать М1, поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе M1 новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленные движением ставки процента.

В российской статистике используются агрегаты М1 («Деньги»), «Квазиденьги» (срочные и сберегательные депозиты) и М2 («Широкие деньги»)


Заключение

Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике.

Во–первых, общественная роль денег, их место в экономической системе состоит в том, что:

Будучи только конкретизированными в определенном предмете, имеющем стоимость, они выступают всеобщим условием общественного производства, «инструментом» общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного труда в товарном хозяйстве.

Во-вторых, деньги приобретают качественно новую роль: они становятся капиталом, что осуществляется через пять функций. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах; при этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом.

Если же продукция предприятия продается за наличный расчет, на вырученные деньги покупаются средства производства, то деньги служат средством обращения и капиталом.

Далее, если деньги накапливаются в качестве сокровища с целью покупки средств производства и расширения объема производства в дальнейшем, то в этом случае деньги выступают и как сокровища, и как капитал. И, наконец, на мировом рынке деньги выступают в функции и мировых денег, и капитала.

Однако деньги приобретают характер денежного капитала не благодаря своим функциям, а в связи с тем, функционирование денег включено в кругооборот промышленного капитала. Важно то, что на деньги приобретается особый товар – рабочая сила и средства производства, которые служат элементами производительного капитала. Таким образом, деньги, превращаясь в денежный капитал, участвуют в воспроизводстве индивидуального капитала.

Список используемой литературы

1. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: «Новое знание», 2007г.- 462 стр.

2. Макроэкономика: Учебное пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: «Новое знание», 2006г. – 244 стр.

3. Кэмпелл Р. Макконел, Стэнли Л.Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2006.

4. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2007г. – 550 стр.

5. Макроэкономика: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2008г. – 214 стр.

6. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2009г. – 224 стр.

7. Мир экономики. Макроэкономические аспекты: Пособие для рук. кружков и учителей / Г.Н. Сугако. – Мн.: Беларусь, 2006г. – 205 стр.

8. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие / Под общей редакцией Е.М. Шелег. – Мн.: БГЭУ, 2006г. – 188 стр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70504. Маркетинговый эксперимент. Панельные исследования 19.13 KB
  Поскольку опросы потребителей или других субъектов проводятся в течение длительного времени от нескольких месяцев и одного года до нескольких лет бывают панели которые называют постоянными то панельные исследования вполне могут называться и наблюдениями о которых...
70505. Методы получения маркетинговых данных. Наблюдение 17.43 KB
  Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. Наблюдение означает непосредственное изучение и фиксацию поведения покупателей в реальных ситуациях. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых...
70506. Методы получения маркетинговых данных. Опрос 19.43 KB
  Проведение маркетинговых исследований и разработка стратегий маркетинга связано с получением обработкой и анализом информации которая во многом обуславливает качество принятых решений. Какая информация ему необходима Где ее можно получить В каком объеме В каком виде В какие сроки...
70507. Способы сбора информации в маркетинге 17.44 KB
  Она представляет собой перечень вопросов на которые опрашиваемый должен дать ответы. Форма последовательность и формулировка вопросов могут быть различными. следует учитывать что форма вопросов влияет на ответ. В широком смысле анкета это ряд вопросов на которые опрашиваемый...
70508. Порядок проведения маркетинговых исследований 18.74 KB
  Предоставление полученных результатов исследования.Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследований. Ошибки же допущенные на этом этапе могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований...
70509. Понятие системы маркетинговой информации 17.31 KB
  Она предназначена для сбора классификации анализа оценки и распространения актуальной своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
70510. Анализ рынка (микросистема) 16.19 KB
  Анализ Рынка анализ ситуации на фирмах или предприятиях в русле событий происходящих на рынке. Анализ рынка подразумевает сопоставление и анализирование результатов деятельности бизнеса с общей конъюнктурой рынка. В рамках анализа рынка маркетинга изучается спрос предложение поведение...
70511. Маркетинговый анализ предприятия 20.65 KB
  Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. От этого зависят конечные финансовые результаты воспроизводство...
70512. Работа с продуктом. Разработка нового продукта 17.96 KB
  Можно выделить несколько уровней новизны продукта: от полностью нового продукта до продукта с новой маркой или упаковкой. Разработка нового продукта это разработка оригинальных продуктов улучшение продуктов и их модернизация создание новых марок продуктов путем проведения...