97852

Проблема возможности выбора

Реферат

Логика и философия

Проблема возможности выбора, на мой взгляд, актуальна. Утром мы выбираем что нам сегодня одеть (И это особенно важно, тем более в свете тех произведений, о которых должна идти речь. Они там исключительно это и выбирали: что надеть с утра, а что – ближе к ночи), вечером - какой фильм посмотреть, чем заниматься в жизни, как правильно выбрать...

Русский

2015-10-25

93.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 11

Федеральное агентство железнодорожного транспортаСибирский государственный университет путей сообщения

Проблема возможности выбора

Реферат по дисциплине «Культурология»

 

Руководитель:                                                                                                                                    Разработал Быстрова А. Н.                                                                                                                                 студент гр.  Д - 112

                                                                                                                                                            Душкина О.М.

2011 год


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема возможности выбора в произведении Джона Стейнбека «На Восток от Эдема»…………………………………………………………………………………………………..5

Глава 2. Проблема возможности выбора в произведении Г.П. Данилевского «Сожженная Москва»………………………………………………………………………………………….10

Глава 3. Проблема возможности выбора в произведении Б. А. Лавренёва «Комендант Пушкин»…………………………………………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..19

Библиография……………………………………………………………………………………………………….20

Введение

В данной работе представлены рассуждения о проблеме возможности выбора по произведениям: Д. Стейнбек «На Восток От Эдема»,  Г.П. Данилевский «Сожженная Москва», Б. А. Лавренёв  «Комендант Пушкин».

Проблема возможности выбора, на мой взгляд, актуальна. Утром мы выбираем что нам сегодня одеть (И это особенно важно, тем более в свете тех произведений, о которых должна идти речь. Они там исключительно это и выбирали: что надеть с утра, а что – ближе к ночи), вечером - какой фильм посмотреть, чем заниматься в жизни, как правильно выбрать партнёров по работе либо партнёров по жизни. Жизнь - это сплошная череда решений и выборов, как поступить. Казалось бы, это приятное времяпрепровождение,(до полной невозможности! То-то вы все выбираете, как бы получить зачет, не особенно углубляясь в суть этого вопроса…) которое позволяет нам самим творить свою жизнь. Но часто необходимость постоянного принятия решений вызывает у нас затруднения (конечно, вы же родились для сплошных удовольствий), - иногда, в течение нескольких секунд мы должны оценить альтернативы, сбалансировать интуитивные ощущения и рациональное мышление, представить возможные сценарии дальнейшего развития событий, чтобы затем, возможно, пожалеть о своём выборе. Нет случайного в жизни человека (самое удивительное, что вся его жизнь – сплошные случайности), всё его поведение – это результат его выборов, за которые он должен нести ответственность.

Выбор, это особое отношение открытости субъекта действительности и тем самым его изначальная позиция в столкновении с миром. История личности – это история её выборов. Овладение возможностью выбора связанно с процессом управления своей деятельности.

Также выбор связан со свободой воли. Например в ситуациях, когда требуется личностный выбор, при разрешения конфликта между какими-либо мотивами человек прибегает к внутренним средствам. Воля, на которую влияют разумные доводы и доказательства, (да не влияют на неё никакие доводы и доказательства) лежит в основе свободы выбора. Согласование воли  и интеллекта есть свободный выбор.

Будем ли мы чувствовать себя счастливее, если ограничить или вовсе лишить нас свободы выбора? Несомненно, право принимать то или иное решение позитивно влияет на самочувствие человека, на его психическое состояние.

Как считает П.Я. Гальперин (Кто это такой? В списке литературы его и близко не видно!): Выбор-это пространство проявления личности на границе внутреннего и внешнего, это своеобразная «громкая речь про себя».

Глава 1. Проблема возможности выбора в произведении Джона Стейнбека «На Восток от Эдема»

Произведение Джона Стейнбека «На Восток от Эдема» - является «книгой с большой буквы» как для самого автора, так и для читателей.

Эта книга о том, как создавались семейные богатства, как жили захолустные провинциальные городки, какие нравы царили в них, как развлекались достопочтенные цари общества. Убийства, подкуп, клевета и шантаж-вот пути которые вели к богатству в Америке.

Потомки первых переселенцев не хотели, чтобы люди узнали о том, какими путями создавались их богатства. Они предпочитали похоронить своё прошлое под толщей лет и событий. Они утверждали что «образы Трасков напоминали больше манекенов, чем живых людей, а в их действиях отсутствует логика и достоверность».

После, роман назвали «грандиозной, реалистической и символической панорамой греха, где юмор сочетается с пафосом, пафос с трагедией, а трагедия со слишком откровенной морализацией» 1

Произведение Джона Стейнбека «На Восток от Эдема» - это традиционный семейный роман, действие которого сосредоточенно вокруг двух семейств, а также это роман о становлении и развитии американского общества. Этот роман о том, как создавались семейные богатства, как жили провинциальные городки, какие нравы царили в них. На примере истории человеческих отношений двух семей писатель создаёт историю провинциальных нравов Америки. В романе есть всё - невероятные переплетения жизненных линий героев, загадочность и преступления, живописания провинциального быта и красоты природы, яркие образы, глубокие переживания и личные мотивы. Любовь - сыновняя, братская или же слепая страстная к женщине, преданность и уважение, мудрость и житейская простота. Роман поражает глубиной мысли человеческих чувств и переживаний.

Роман поднимает немало философских и психологических проблем, но главное его достоинство в интересном сюжете и ярких образах героев. Центральной проблемой является именно    возможность выбора.

В романе рассказывается о совершенно разных семьях Траска и Гамильтона, но всё-таки связанных между собой. Не случайно и название романа, и имена главных героев книги. Ведь книга содержит аллюзии на Библию, а более всего - на четвертую главу "Бытия", то есть историю Авеля и Каина.

Первая отсылка - история братьев-погодок Карла и Адама. Карл растет бойким, задиристым, и главное - в нем живёт злость и зависть, Адам же напротив, мягкий, покладистый, устремленный внутрь себя. И вот однажды в порыве зависти к брату за то, что отец предпочёл подарок Адама его собственному, зло настолько восстаёт в Карле, что он едва не убивает родного брата. После появления нового «яблока раздора» Кейт, отношения между братьями ухудшились окончательно. Проходят годы, у Адама рождаются сыновья-близнецы, которых нарекают библейскими именами, но они также созвучны - Аарон (Арон) и Кейлеб (Кейл). И снова братья-близнецы оказываются абсолютно разными как внешне, так и по характеру. Темноволосый, упорный, волевой Кейл, к тому же тянется к ферме, к земледелию, и светловолосый голубоглазый Арон, спокойный, наивный. Обе истории братьев на первый взгляд очень схожи, да не совсем. Кейл, в отличие от своего дяди Карла, осознаёт, что в нем живет также и тёмное, злое начало, и более того - глубоко переживает свои нехорошие поступки, пытается бороться с собой. Перед ним встаёт выбор либо встать на путь борьбы с самим собой, либо смириться. Кейл всё-таки выбирает первое.

Характер Кейт является самым интересным в книге, потому что ее действия и решения корыстны, но они, кажется, имеют огромные последствия для всех остальных вокруг нее. Она осознает, что зачастую от её выбора, от её действий зависит не только её собственная судьба, но и судьба других героев. Она – трудный герой для понимания, еще тяжелее ей сочувствовать, и самое сложное – предсказать. Но как персонаж она очень динамична. Интересно заметить, что на протяжении романа  её имя немного меняется: cначала Кэти, затем Кэтрин, а после Кейт… но  её сущность остаётся прежней. Союз Кэти и Адама с самого начала начинался с невзаимной симпатии. Уже тогда Кэти манипулировала влюблённым парнем, зная что приберёт его к рукам. Так и произошло. После всех событий, после несчастных родов, после неудачной попытки убить Адама, со словами «потому что ты дурак»2, Кэти сбегает к более лучшей для неё жизни – в бордель,  где находятся новые люди, которыми можно манипулировать. Таким образом  разрушается семья Трасков. Поражает тот факт, насколько быстро этот человек входил в доверие людям.  На протяжении всего романа остаются нераскрытыми вопросы: чего хотела Кейт? Что нужно было ей для полного счастья, помимо денег? Ей не хотелось даже простого семейного счастья наверно потому, что она могла без особых усилий всё это получить, ведь жизнь ей предоставляла достаточно возможностей построить счастливую семью, но девушка от всего этого отказывалась, выбирая совсем иную жизнь. Может быть, выбрав семейную жизнь, история семьи Трасков не закончилась бы так печально.

Адам, не являясь отрицательным персонажем, также забывает дать имена родившимся сыновьям. В голове не укладывается, как человек, настолько любящий мать своих детей, настолько стремившийся создать счастливую  семью, мог забыть это сделать, несмотря на то, как так называемая мать с ним поступила! Получается так, что он, как и Кейт, также решает остаться зацикленным на себе и на своих личных проблемах, оставив долгожданных сыновей без имени. Они бы так и остались просто «они», без имён, если бы не помощь Самюэла.

Гамильтоны становятся образцом того, как должны относиться друг к другу родные люди. Их семья построена на любви, взаимопонимании и добре. Все в доме Гамильтонов проникнуто верой и любовью к Богу и к своим близким, и это дает им силы противостоять внешнему миру.

Символом доброты является ирландец Самюэл Гамильтон – человек, от которого веет чистотой, в чистоте он держал и своё тело и свои мысли. По определению автора: «…речь его была ласкова, а душа нежна...и энергии у него было в достатке...». 3Люди доверяли этому человеку без опаски. Этот человек уважал и любил родную жену Лизу, он всегда прислушивался к её мнению, а если и шёл наперекор, то крайне редко. Он мог поддержать не только свою большую семью, но и, казалось бы, совершенно посторонних людей, как в ситуации а Адамом Траском, который после ухода возлюбленной стал не жить, а существовать, который был настолько опечален, что на протяжении года не задумывался о том, чтобы дать имена родным сыновьям. Самюэл не мог отгородиться от чужих страданий и пришёл на помощь. Он мог никак не отреагировать на чужие проблемы, и продолжать спокойную жизнь со своей семьёй, но этот доьрый человек всё-таки решается протянуть руку помощи.

Читая роман, начинаешь чувствовать всех героев и понимать. Кажется, будто это не просто книжные герои, это – люди, живущие на бумаге, но практически готовые с неё сойти. Стейнбеку удалось умело противопоставить и соединить истории двух семейств, тем самым показать проблемы возможности выбора каждого героя.

Стейнбек показывает нам, что несмотря на то, что все мы равны между собой, и у нас есть главное - выбор, возможность измениться, наша жизнь в только наших руках. Эта главная мысль проносится через всю книгу и венчает её одним коротким, но таким важным словом: «Тимшел».4

Глава 2. Проблема возможности выбора в произведении Г.П. Данилевского «Сожженная Москва».

События 1812 года  останется в истории русского народа навсегда.

Многие поэты повествуют о тех трагических временах в своих произведениях. Один из таких поэтов – Григорий Петрович Данилевский.

Тематика произведения очень разнообразна. Оно демонстрирует превосходное знание Данилевским исторического материала и умение показать всю картину жизни героев той эпохи. Переплетая вымысел с подлинностью, Данилевский сумел показать читателю атмосферу того времени,  и даже пробудить чувства, таившиеся в сердцах у героев.  Данилевский умел находить такие пропорции, что они не только не подавляли исторической действительности, но способствовали воскрешению прошлого.  5Как утверждают современники автора: «Эпоха оживала под пером Данилевского». Историю, по его мнению, творят личности.

В романе повествуется о трагических днях Москвы во время Наполеоновского нашествия. Делается акцент на перепитиях личной жизни героев, на отношениях между ними, на их отношении к Наполеону, на их переменчивых судьбах  в условиях войны. Она просто вторгается в повседневную жизнь героев и разрушает жизнь и счастье героев.

В центре романа романтическая история любви двух противоположностей: Авроры и Базиля. Аврора, чей образ был навеян писателю участницей войны Надеждой Дуровой6, была завидной невестой, но тихой, худощавой, задумчивой девушкой , которая даже когда ей было весело, не подавала виду, только лишь глаза и нос выдавали её. Базиль Петровский - начитанный человек, подающий надежды молодой офицер, который был душой-весельчаком, и казалось, что он и не задумывается о женитьбе и о крепкой любви.

Хватило какого-то момента, чтобы Базиль кинул взгляд на Аврору, и осознал, что: «эта девушка властительно войдёт в его душу и останется в ней навсегда»7. Похожее чувство возникает и у Авроры:  не отвечая взаимностью многочисленным ухажёрам, она начинает испытывать чувства к Петровскому: « Ах, эти глаза, эти глаза!»8

Между ними возникает поразительное чувство – любовь.  Но увы, война внесла свои коррективы, которые помешали счастью молодых людей. Война забрала у них возможность находиться рядом, забрала всё то счастье семейной жизни, но никак не отняла любовь.

Перед Петровским стоял сложный выбор: он мог остаться с любимой, либо уйти на войну. Базиль поступает благородно – он уходит по долгу службы перед отечеством. Возможно, если бы он поступил иначе, то они с Авророй могли бы осуществить свои мечты и жить счастливо вместе. Назревает вопрос, почему же тогда Базиль покидает возлюбленную, уходя в армию, раз для него отношения с ней являлись главным приоритетом? Петровский не мог поступить иначе, ведь защищая родину от врага, он тем самым оберегал жизнь Авроры, старался сделать их совместное будущее мирным и счастливым. Но судьба внесла свои коррективы.

Петровский вынужден уйти на войну, оставив в память о себе лишь медальон с крошечным своим акварельным портретом, а взамен получив иконку от Авроры. Аврора, в глубине души осознавая ту истину, что возможность счастливого будущего со своим возлюбленным невелика, всё-таки отпускает его, понимая то, что его зовёт долг службы и осознавая, что её возлюбленный сделал правильный выбор.

События сменяли друг друга, Наполеон вторгся в пределы России, занимал города уже без боя, начиналось формирование ополчений, народ предчувствовал беду, а тем временем отношения влюблённых продолжались, подпитываясь лишь приятными воспоминаниями последних встреч, мечтами о прекрасном будущем, и многочисленными переписками, благодаря которым они имели хоть какую-то информацию друг о друге.

Письма от Базиля приходили всё реже, погибает его друг, Митя Усов,  но Аврора не теряла надежды, она продолжала передавать послания она надеялась на то, что Господь спас возлюбленного, в своих письмах она обещала : «Если я буду жива, если потребуются жертвы, ты увидишь, русская женщина, русская патриотка сумеет исполнить свой долг».

Петровский тем временем также не терял надежды. Он мечтал о встрече с Авророй, пытаясь выведать хоть какую-то информацию о ней, о её доме, о том где она сейчас находится и всё ли с ней впорядке.

Стоит заметить, что Базиль достойно проходил все тяготы беспощадной войны. Сам того не осознавая,  он был захвачен в плен, находился под угрозой расстрела, перенес мучительное время перехода в качестве пленного из России во Францию. Но в какие бы передряги Базиль не попадал, где б он не был, он не отрекался от русских и от родины и вёл себя как настоящий патриот. Стоить заметить, что образ Базиля списан с Василия Алексеевича Перовского, внебрачного сына министра просвещения А. К. Разумовского, который также был захвачен в плен при обстоятельствах, близких к описываемым в романе.9

К сестре Авроры Ксении вернулся Илья Тропинин, её возлюбленный, и Аврора начала постепенно осознавать, что надежда на то, что Базиль жив - ничтожно мала.: « Сестре возвращен любимый человек, а их ребенку отец. Они вместе, и я не смею завидовать. Но я то, я? Что будет со мной? Нет, он наверное что-нибудь знает и держит втайне от меня и от всех!» 10Аврору одолевал страх. Она размышляла о том, что она обречен на одни страдания: потеря родителей, отцовского дома, а теперь ещё и отъезд жениха в армию.

Перед Авророй встаёт судьбоносный выбор. Аврора принимает отчаянное решение. Она решила сдержать обещание, данное в записке Базилю и показать, на что способна русская патриотка. Она решается это сделать в память о возлюбленном: « Одетый мелким хуторянином, в бешмете на заячьем меху, и в чёрной барашковой листовской шапке, ординарец Фигнера был – Аврора Крамалина»11. Она была настолько настойчивой и смелой, что все удивлялись её неутомимому усердию к службе. Её преследовала одна заветная мечта – отплата за любимого человека. Она решилась лишиться любящей семьи, друзей. Даже собственная жизнь не представляла для неё ценности, по сравнению с жизнью любимого человека. Любовь, как это часто бывает, противопоставила чувства разуму, определяя  приоритет первого над вторым. Непредсказуемое влияние, оказываемое любовью на человеческую жизнь, и определило выбор Авроры.

 Аврора становится партизанкой и героически погибает в попытке убить Наполеона. Никто не мог подумать что такой московской милой барышне, любимце семьи, придётся расстаться с жизнью таким образом.

Народ вынес на своих плечах все тяготы войны и встал по зову сердца за защиту родной земли. Его участие и решило исход Отечественной войны 1812 года.

Всё-таки выживший Базиль Петровский так и остался верен своей возлюбленной Авроре всю жизнь. Он мог бы найти себе жену, но его сердце принадлежало Авроре, это его выбор. Он не нашёл ей замену и не хотел искать. В память о ней остался лишь прядь чёрных женских волос, образок в серебре и обороненный на последнем свидании платок. Несколько предметов, которые остались в память об Авроре, которые также стали ценностью для Базиля, ведь эти вещи имели непосредственную связь с ушедшей из жизни возлюбленной.

Эта история доказывает то, что жизнь зачастую предоставляет возможность выбора. И от этого выбора может зависеть наша судьба, как это и произошло у героев произведения. Также, читая роман, ещё раз убеждаешься в том, что любящая женщина готова на всё, даже на то, чтобы отдать свою жизнь, и что если женщина что-то затеяла, то никакие преграды ей не помеха. Поразительная сила человеческих отношений, несомненно, впечатляет.

Глава 3. Проблема возможности выбора в произведении Б. А. Лавренёва «Комендант Пушкин».

Каждый индивид заимствует идеалы и ценности из поля выбора, предоставляемого ему культурой. Каждый выбирает для себя то, что соответствует её склонностям, воспитанию, образованию, личному жизненному опыту.

Этот рассказ о нерастраченной своей духовной связи с великим наследием предков, о внутренней духовности человека из народа.

Трудно представить человека, который не знаком с творчеством знаменитого Александра Сергеевича Пушкина, а ещё труднее представить человека, который ничего не слышал о такой национальной гордости России.

Наверное, у каждого в жизни случались такие ситуации, после которых менялось внутренне состояние, менялось мировоззрение, менялись интересы, менялось отношение к чему-либо или к кому-либо,  менялась сама жизнь. Такие ситуации, после которых задумываешься: а что было бы, если бы я сделал другой выбор? Об одной из таких ситуаций повествует Лавренёв в рассказе « Комендант Пушкин».

Не часто в жизни встречаются люди, чьё имя схоже с именем и фамилией известного человека, даже если и встречаются, то эти люди знают о сходстве и даже гордятся этим. Но в этой же истории всё наоборот. Простой комендант, родом из Гнилых ручьев, но с именем Александр Семёнович Пушкин, приезжает в Детское Село. Случайно, увидев памятник , он узнаёт о великом Александре Сергеевиче Пушкине. Причём узнав о существовании такового, герой рассказа крайне негативно отзывается о поразительном сходстве: «Чего  вы  мне тычете под хвост вашим Пушкиным! Мне с ним  не чай  пить!  Ему  вон  Царское Село - отечество, так на памятнике вырезано. А я в Гнилых Ручьях родился. Он, может, генералом был, а  меня тятька с первого года из школы взял, и в аптеку мыть бутылки за три рубля отдал. Я писать еле могу, и этого Пушкина только и помню, что тятя, тятя, наши сети и  там  про мертвеца... Чихал я на Пушкина!»12

Всё изменилось тогда, когда он впервые услышал строки «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» из уст  военрука Густава Максимилиановича  Воробьева. Именно тогда проскользнула какая то искра. Тот же внутренний ясный  свет,  которым сияли  глаза военрука, пробежал теперь в глазах Александра Семеновича.

По мере изучения стихотворений, у Александра Семёновича менялось отношение к писателю:  «Юноша из лицейского садика  вставал  перед ним в  ином облике. Он исподволь становился своим.» 13Между двумя Пушкинами  устанавливалась какая то мистическая связь. Связь между «человеком из народа» и легендой. Автор говорит о памятнике не как об архитектуре, а как о человеке.

Александр Семёнович начал относиться к Александру Сергеевичу совсем по-другому.

Интерес к стихам, к жизни писателя, побуждают человека, чьё образование - всего то первый класс  в деревенской  школе, пойти за помощью к преподавателю словесности  Матвею Матвеевичу Луковскому:  «Чтоб вы мне про Пушкина, про всю его полную жизнь объяснили, про то, как он стихи складывал,  об  чем  думал, с кем дружил...»

Александр Семёнович  сделал свой выбор. Он, изменив отношение к Александру Сергеевичу, изменился сам. Он стал учеником, жадно ищущим знания, будучи необразованным человеком. Он стал совсем другим человеком, и это осознали окружающие, а также он сам: « И понял я какими мы были тёмными, словно слепые щенки». Между негативом, по отношению к своему тезке и приобщения к творчеству Александра Сергеевича, герой выбирает второе.

Герой рассказа настолько изменил отношение к писателю, что изумляешься тому, что такое вообще возможно. Александра Семёновича охватывал холодок восторга, когда он читал очередное творение Александра Сергеевича, будь то сказка либо политические выпады.

После того, как Александр Семёнович дал отпор дворовому мальчишке, который начал кидать камни в памятник, складывается ощущение, что он начал относится к Александру Сергеевичу как к хорошо знакомому человеку, или даже к другу: «Теперь,  проходя мимо своего бронзового  тезки,  отдыхающего на  резной скамье, Александр Семенович Пушкин видел уже не беспечного мальчика. За этой беззаботной юношеской тенью вставала перед ним страшная страдальческая жизнь человека, родившегося  в мае, чтобы  маяться  до  конца. Человека,  которого угораздило  родиться  с  умом  и  талантом в душной  гауптвахте николаевской казарменной  России,  и  жизнь  которого  шла под  глухой  рокот  гвардейских барабанов,  под мокрый  хлест шпицрутенов  по окровавленным спинам, под звон  цепей, заковавших лучших друзей и товарищей».14

Александр Семёнович связал жизнь с Александром Сергеевичем, с его стихами. Это факт осознаёт и сам герой: «А вот с Александром Сергеевичем повстречался, и ныне ясно мне стало, как много человеку знать нужно, и края тому знанию нет». Даже в смутные времена для героя, рядом всегда находился сборник произведений, который он не переставал перечитывать.

Даже умирая, Александр Семёнович твердил: «Как Александр Сергеевич, помру! И рана такая же!» В бреду он повторял строки: «Но ближе к милому пределу, мне все б хотелось почивать».

Трудно представить, что между, по сути, памятником и человеком возникли какие–то взаимоотношения. Но прочитав рассказ, мы понимаем что духовная связь появляется между простым человеком и творениями гения - Александра Сергеевича. Писатель вкладывает частичку себя, своей души в каждое произведение, в надежде на то, что читатель почувствует и увидит всё то, что автор хотел передать. Не каждому дано так глубоко воспринимать литературные творения, как это удалось Александру Семёновичу, казалось бы, безграмотному человеку. Непосредственные импульсы и разум героя соотнеслись с творческой волей автора произведения, наладив тем самую связь межу ними. Как высказывался сам  А. С. Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение».

Заключение

Определив общую проблему – проблему возможности выбора, ещё раз хотелось бы выделить некоторые моменты.

Во-первых, человек сам строит свою жизнь, и все случайности-не случайны.  Всё что происходит с человеком, так или иначе зависит от него самого, от его выбора. А жизнь лишь предоставляет ему право, право на то, чтобы изменить что то в себе, в мире, вокруг себя.

Во-вторых, выбор – это сущность жизни человека, т.к. вся его жизнь – это “река” непрерывных выборов. Каждый момент – это сомнение и новый выбор, на который направлено наше внимание. Сама суть выбора как бы говорит о том, что у нас есть разные варианты событий, и они всегда присутствуют как бы параллельно. И выбор, в таком ключе представляет собой «свободу» в развитии сюжетной линии жизни.

Библиография

  1.  Э. С. Виленская. Вступительная статья к «Сожженная Москва»-СПб, Государственное издательство художественной литературы,1890.
  2.  Данилевский Н. Я.  «Сожженная Москва»- СПб: Государственное издательство художественной литературы, 1957
  3.  С. С. Иванько Историко-литературная справка. - М. ,Издательство «Правда»,1989.,
  4.  Лавренев Б.А «Комендант Пушкин». – М. «Просвещение»,1991
  5.  Стейнбек Д. «На восток от Эдема» М: «Правда», 1989

1    Цит. по: С. С. Иванько Историко-литературная справка. - М. ,Издательство «Правда»,1989.,

2 Цит.по: Стейнбек Д. Собрание сочинений в шести томах, том 5, «На восток от Эдема»- М. ,Издательство «Правда»,1989 – С.242

3 Цит.по: Стейнбек Д. Собрание сочинений в шести томах, том 5 «На восток от Эдема». - М. ,Издательство «Правда»,1989 - С.14

4 Цит по. Д. Стейнбек «На восток от Эдема».-М. Издательство «Правда»,1989, C.684

5 Э. С. Виленская. Вступительная статья к «Сожженная Москва»-СПб, Государственное издательство художественной литературы,1890.

6 Э. С. Виленская. Вступительная статья к «Сожженная Москва»-СПб, Государственное издательство художественной литературы,1890.

7 Цит. по: Г.П. Данилевский «Сожженная Москва» - СПб, Государственное издательство художественной литературы, 1957.- С.25

8 Цит. по: Г.П. Данилевский «Сожженная Москва» - СПб, Государственное издательство художественной литературы, 1957.- С.34

9   Э. С. Виленская. Вступительная статья к «Сожженная Москва»-СПб, Государственное издательство художественной литературы,1890.

10 Цит. по: Г.П. Данилевский «Сожженная Москва» - СПб, Государственное издательство художественной литературы, 1957.- С.169

11 Цит. по: Г.П. Данилевский «Сожженная Москва» - СПб, Государственное издательство художественной литературы, 1957.- С.202

12 Цит. по : Б. Лавренёв «Комендант Пушкин» - М. «Просвещение», 1991 – С.245

13 Цит. по : Б. Лавренёв «Комендант Пушкин» - М. «Просвещение», 1991 – С.250

14 Цит. по : Б. Лавренёв «Комендант Пушкин» - М. «Просвещение», 1991 – С.256


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12667. Графика в Linux 208 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Графика в Linux Цель работы: Научиться работать с графикой и пользоваться графическими редакторами в ОС Linux. Теоретическая часть. В состав большинства современных дистрибутивов входят следующие программы для работы с графикой: ...
12668. Windows против Linux или какую систему выбрать для PC 397.5 KB
  Лабораторная работа №1. Тема: Windows против Linux или какую систему выбрать для PC. Цель: ознакомиться с операционной системой Linux в сравнении с Windows. В современном мире не утихает спор между сторонниками Windows и Linux о том какую из этих систем использовать дома и/или на рабо
12669. Работа в Linux. Работа с каталогами и файлами посредством командной и строки и посредством графического интерфейса 235.5 KB
  Лабораторная работа № 2. Тема: Работа в Linux. Работа с каталогами и файлами посредством командной и строки и посредством графического интерфейса. Цель: Научится работать в операционной системе Linux: создавать удалять папки и файлы. Теоретическая часть. В свое время пр...
12670. Офисный пакет KOffice 34 KB
  Лабораторная работа № 3 Тема: Офисный пакет KOffice. Цель: Изучить самостоятельно пункт главного меню Офис. k>Офис. KOffice является бесплатно распространяемым программным продуктом. В состав пакета входят программы: программа KWord аналог программы MSWord выполняет
12671. Файловый менеджер Midnight Commander(MC) 73 KB
  Лабораторная работа 4 Тема: Файловый менеджер Midnight CommanderMC. Цель: Научится работать с приложением Midnight Commander. Теоретическая часть. MC файловый менеджер является практическим аналогом Norton Commander NC. Окно MC состоит из тех же элементов что и окно NC: строки меню левой и ...
12672. Norton Commander: панели, функциональные клавиши 61 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Norton Commander: панели функциональные клавиши. Цель: Научиться работать с программной оболочкой Norton Commander. Общие сведения. Программы оболочки позволяют для выполнения большого количества различных функций заменить набор команд нажатием...
12673. Создание файлов и каталогов в Norton Commander 52.5 KB
  Лабораторная работа №2. Тема: Создание файлов и каталогов. Цель работы: научиться выполнять операции с файлами и каталогами. Теоретическая часть. Копирование файлов и каталогов: Откройте каталог с файлами и или подкаталогами. Произведите выделение файлов ...
12674. Управляющее меню в Norton Commander 52 KB
  Лабораторная работа №3. Тема: Управляющее меню. Цель работы: Научиться пользоваться возможностями меню Norton Commander. Изучить содержание управляющего меню. Содержание работы В корневом каталоге диска D создать новый подкаталог RABOTA и в нем создать файл bo...
12675. Работа с дисками в Norton Commander 38.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Тема: Norton Commander. Работа с дисками. Цель работы: Научиться пользоваться утилитами предназначенными для обслуживания дисков в Norton Commander. Теоретические положения Копирование дискет Для запуска утилиты копирования дискет нажмите кла