97853

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЁВА

Доклад

Логика и философия

Соловьев же утверждает что добро не может быть принято как что-то готовое – оно должно быть понято и усвоено самим человеком его верою разумом и опытом. Неприемлемо для Соловьева и положение о том что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Русский

2015-10-25

35.5 KB

1 чел.

Душкина О.М.

(факультет «Управление процессами перевозок»)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

В ФИЛОСОФИИ  В. С. СОЛОВЬЁВА

Проблема смысла жизни интересует людей всех времён, народов, всех  философий и религий. Соловьев представляет одну из позиций религиозной философии. В своей работе «Оправдание Добра» Соловьеву удалось систематизировать основные начала нравственной философии, которые ложатся в основу его взглядов на смысл человеческой жизни.

Соловьев перечисляет те взгляды на смысл жизни, которые представляются ему неприемлемыми:

1) Он отвергает идею о том, что смысл жизни заложен в добре,  данном свыше, когда человек должен лишь покорно его принимать. Соловьев же утверждает, что добро не может быть принято как что-то готовое – оно должно быть понято и усвоено самим человеком, его верою, разумом и опытом.  

2) Соловьев не принимает взгляда  Ницше о том, что задача существования заключается в том, чтобы развивать красоту в себе и вокруг . Он считает , что «сила, бессильная перед смертью, не может быть силой во всей её мере».

3) Неприемлемо для Соловьева и положение о том, что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека, а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Соловьёв рассуждает таким образом:

Мы имеем дело с тем, что выше нас (Бог), с тем, что равно нам (всё то, что способно к совершенствованию), и с тем, что ниже нас (материальная природа). Т. е. мы одновременно и подчинены, и равны по основным своим свойствам, и обладаем преимуществом.   Человек должен и может всё превращать в Добро, т. е. делать так, чтобы мы подчинялись моральным принципам свободно, т. е. по собственной воле. В межличностных отношениях должна преобладать солидарность с другими и сочувствие друг другу, а владычество должно быть разумным и направлено на достижение блага для всех. Вся полнота этой воли осознается не разумом, а душой, пусть это и сложно для понимания, и, наверное, не каждому будет понятно, как можно что-либо  «осознать душой», но тем не менее это станет очевидно, при условии, что человек самостоятельно  дойдёт до этой истины, исходя из своего жизненного опыта и чувств. Вот только тогда наше собственное «Я» наполнится добром божественной благодати. Это и будет ступенью к достижению основной цели – сделать человека готовому к Царству Божию. Добро, таким образом, и есть нравственный смысл жизни.

Добро должно приносить наслаждение и удовлетворение. Но что для одних людей добро,  для других может выступать, как зло и наоборот.  Нравственно добрые действия –  это те, которые имеют своей целью благо и окружающих людей, а не только собственное.

Соловьёв пишет, что  дух питается познанием совершенного добра. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство тогда, когда между нею и совершенным добром устанавливается бесконечно совершенствующаяся связь. Соловьёв считает, что процесс совершенствования, который составляет нравственный смыл, может существовать только как процесс собирательный.  Совершенствуется один человек, а с ним совершенствуется семья, народ, нация, человечество. Каждый человек должен самосовершенствоваться, но только так,  чтобы это не наносило вреда окружающим.

Начало совершенствования начинается с трёх чувств:  чувства стыда, которое оберегает нас от переполнения животными влечениями, чувства жалости, что делает нас равными с другими людьми,  и религиозного чувства, в котором мы признаем высшее добро. Разум же возводит эти чувства в закон. Т. е.  это то же самое что и добро, только с добавлением чувства обязанности.

Когда мы действуем нравственно, мы не только от самих себя требуем всегда и везде действовать так, а не иначе, но предъявляем такое же требование и всем другим человеческим существам, совсем не спрашивая о тех или других свойствах их натуры; следовательно, мы приписываем нравственному началу, как таковому, безусловную обязательность.

Однако не каждое доброе дело, полагает Соловьёв, можно охарактеризовать как нравственное. Так, например, необходимо по возможности совершать благодеяния, что является обязанностью для многих. Но  существуют  и те, кто делает это по природной склонности. В таком случае их действия, хотя и вызывают одобрение, но не имеют собственно нравственной цены. Ибо всякая склонность, не имеет характера необходимости и постоянства и всегда может быть заменена другою склонностью и даже перейти в свою противоположность. В качестве примера рассмотрим двоих людей. Один из них совершает свои благодеяния по естественной склонности, но любая случайность его жизни может привести к тому, что эта склонность перейдет, в эгоизм. В этом случае он станет безжалостно относиться к окружающему, по той же природной склонности.

Более того, продолжает философ, представим себе человека, хотя и честного, но без особенных склонностей, холодного по темпераменту и действительно равнодушного к страданию других, не по грубости своей нравственной природы, а потому, может быть, что он сам переносит собственные страдания с терпением и стоическим равнодушием. Такой человек, делая добро не по склонности, а по безусловной нравственной обязанности, и  по уважению, будет его делать всегда и совершенно независимо от каких бы то ни было чувственных условий. Таким образом, хотя природа и не создала его человеколюбцем, он в самом себе найдет источник гораздо большего нравственного достоинства, нежели каково достоинство доброго темперамента.

Когда оправдание добра станет ясным всякому уму, то тогда перед каждым встанет вопрос – принять для себя совершенный нравственный смысл или отвергнуть его.

Без чистоты добра, без полноты добра, без возможности связать с ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и  добром исправить жизнь была бы одностороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможности его окончательного торжества над всем, до «последнего врага» – смерти – включительно, жизнь была бы бесплодна.

____________________________________________________

Научный руководитель д. филос. наук, проф. каф. философии и культурологии А.Н. Быстрова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45587. Эволюция системы СМИ СССР в 1950-1990-х гг 46.5 KB
  В ней регул печ обзорыпечати они были одной из форм парт руква прессой. Критич статьи и обзорыпечати обязательно перепеч изданиями кот критиковались с признаниемправильности высказанных замечаний. Причины: необх усиления идейного содержания печати и повышенияее роли в полит.импульсдля развития печати.
45588. Общее понимание коммуникации. Фундаментальные вопросы о сущности коммуникации 33.5 KB
  Коммуникация: Коммуникация – взаимодействие между людьми посредством знаков размещённых в презентационных репрезантационных технических средствах распространяемых по определённым каналам в соответствии с выбранным кодом. Коммуникация для нас – взаимодейсвие субъект-субъектного типа. Коммуникация будет таковой при условии что информации имеет смысл для обоих субъектов=субстанция информационной природы.
45589. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации 42 KB
  Социальная коммуникация – это процесс в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта причём наличествует как факт передачи так и факт приёма информации причём со стороны источника передача осуществляется интенционно намеренно вербально невербально а со стороны получателя происходит приём этой информации как в осозновании так и вне осозновании.Неполноценная вырожденная ком.Мин колво участников – 2 – полноценная социальная комм.
45590. Информационно-процессный подход к коммуникациям 28.5 KB
  Математическая модель коммуникации Шэннона и Вивера – точный количественный анализ процесса передачи информации возможность измерять качество перемещения передачи информации от источника к получателю и определять факторы которые могли повлиять на характеристики коммуникации.Ньюкомба рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия. Главная задача – обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной ориентацией относительно предмета...
45591. Семиотический подход к коммуникациям 47.5 KB
  Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков. Знак определся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель)
45592. Информационно-коммуникативное общество: сущность, подходы, основные характеристики 33 KB
  Происходящая в современном мире глобальная трансформацияиндустриального общества в информационнокоммуникативное обществосопровождается не только проникновением коммуникации во все сферыжизнедеятельности общества возникновением и развитием качественно нового типакоммуникативных структур и процессов но и глубоким переосмыслениемкоммуникативной природы социальной реальности. Сегодня представления Никласа Лумана о коммуникации как о сущностнойхарактеристике самого общества его утверждения о том что человеческиеотношения да и сама...
45593. Норма современного русского литературного языка. Словари современного русского языка 52.5 KB
  Словари современного русского языка. Литературный язык – форма общенародного языка понимаемая говорящими как образцовая. Возникает как необходимость существования единого общеупотребительного общераспространенного языка на территории единого государства.
45594. Научный стиль 39.5 KB
  Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.
45595. Лексико-грамматические особенности деловой речи 44 KB
  Официально – деловой стиль это разновидность литературного языка который функционирует в сфере административно – правовой общественной деятельности. Активно используются эти модели и с отрицательной частицей НЕ Преобладание имен над глаголами Существительные обозначающие должности и употребляющиеся в официально – деловом стиле в мужском роде: декан почтальон продавец Использование существительных в ед. для обозначения множества: журналист обязан Использование существительных обозначающих лицо по признаку обусловленному...