97853

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЁВА

Доклад

Логика и философия

Соловьев же утверждает что добро не может быть принято как что-то готовое – оно должно быть понято и усвоено самим человеком его верою разумом и опытом. Неприемлемо для Соловьева и положение о том что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Русский

2015-10-25

35.5 KB

0 чел.

Душкина О.М.

(факультет «Управление процессами перевозок»)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

В ФИЛОСОФИИ  В. С. СОЛОВЬЁВА

Проблема смысла жизни интересует людей всех времён, народов, всех  философий и религий. Соловьев представляет одну из позиций религиозной философии. В своей работе «Оправдание Добра» Соловьеву удалось систематизировать основные начала нравственной философии, которые ложатся в основу его взглядов на смысл человеческой жизни.

Соловьев перечисляет те взгляды на смысл жизни, которые представляются ему неприемлемыми:

1) Он отвергает идею о том, что смысл жизни заложен в добре,  данном свыше, когда человек должен лишь покорно его принимать. Соловьев же утверждает, что добро не может быть принято как что-то готовое – оно должно быть понято и усвоено самим человеком, его верою, разумом и опытом.  

2) Соловьев не принимает взгляда  Ницше о том, что задача существования заключается в том, чтобы развивать красоту в себе и вокруг . Он считает , что «сила, бессильная перед смертью, не может быть силой во всей её мере».

3) Неприемлемо для Соловьева и положение о том, что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека, а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Соловьёв рассуждает таким образом:

Мы имеем дело с тем, что выше нас (Бог), с тем, что равно нам (всё то, что способно к совершенствованию), и с тем, что ниже нас (материальная природа). Т. е. мы одновременно и подчинены, и равны по основным своим свойствам, и обладаем преимуществом.   Человек должен и может всё превращать в Добро, т. е. делать так, чтобы мы подчинялись моральным принципам свободно, т. е. по собственной воле. В межличностных отношениях должна преобладать солидарность с другими и сочувствие друг другу, а владычество должно быть разумным и направлено на достижение блага для всех. Вся полнота этой воли осознается не разумом, а душой, пусть это и сложно для понимания, и, наверное, не каждому будет понятно, как можно что-либо  «осознать душой», но тем не менее это станет очевидно, при условии, что человек самостоятельно  дойдёт до этой истины, исходя из своего жизненного опыта и чувств. Вот только тогда наше собственное «Я» наполнится добром божественной благодати. Это и будет ступенью к достижению основной цели – сделать человека готовому к Царству Божию. Добро, таким образом, и есть нравственный смысл жизни.

Добро должно приносить наслаждение и удовлетворение. Но что для одних людей добро,  для других может выступать, как зло и наоборот.  Нравственно добрые действия –  это те, которые имеют своей целью благо и окружающих людей, а не только собственное.

Соловьёв пишет, что  дух питается познанием совершенного добра. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство тогда, когда между нею и совершенным добром устанавливается бесконечно совершенствующаяся связь. Соловьёв считает, что процесс совершенствования, который составляет нравственный смыл, может существовать только как процесс собирательный.  Совершенствуется один человек, а с ним совершенствуется семья, народ, нация, человечество. Каждый человек должен самосовершенствоваться, но только так,  чтобы это не наносило вреда окружающим.

Начало совершенствования начинается с трёх чувств:  чувства стыда, которое оберегает нас от переполнения животными влечениями, чувства жалости, что делает нас равными с другими людьми,  и религиозного чувства, в котором мы признаем высшее добро. Разум же возводит эти чувства в закон. Т. е.  это то же самое что и добро, только с добавлением чувства обязанности.

Когда мы действуем нравственно, мы не только от самих себя требуем всегда и везде действовать так, а не иначе, но предъявляем такое же требование и всем другим человеческим существам, совсем не спрашивая о тех или других свойствах их натуры; следовательно, мы приписываем нравственному началу, как таковому, безусловную обязательность.

Однако не каждое доброе дело, полагает Соловьёв, можно охарактеризовать как нравственное. Так, например, необходимо по возможности совершать благодеяния, что является обязанностью для многих. Но  существуют  и те, кто делает это по природной склонности. В таком случае их действия, хотя и вызывают одобрение, но не имеют собственно нравственной цены. Ибо всякая склонность, не имеет характера необходимости и постоянства и всегда может быть заменена другою склонностью и даже перейти в свою противоположность. В качестве примера рассмотрим двоих людей. Один из них совершает свои благодеяния по естественной склонности, но любая случайность его жизни может привести к тому, что эта склонность перейдет, в эгоизм. В этом случае он станет безжалостно относиться к окружающему, по той же природной склонности.

Более того, продолжает философ, представим себе человека, хотя и честного, но без особенных склонностей, холодного по темпераменту и действительно равнодушного к страданию других, не по грубости своей нравственной природы, а потому, может быть, что он сам переносит собственные страдания с терпением и стоическим равнодушием. Такой человек, делая добро не по склонности, а по безусловной нравственной обязанности, и  по уважению, будет его делать всегда и совершенно независимо от каких бы то ни было чувственных условий. Таким образом, хотя природа и не создала его человеколюбцем, он в самом себе найдет источник гораздо большего нравственного достоинства, нежели каково достоинство доброго темперамента.

Когда оправдание добра станет ясным всякому уму, то тогда перед каждым встанет вопрос – принять для себя совершенный нравственный смысл или отвергнуть его.

Без чистоты добра, без полноты добра, без возможности связать с ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и  добром исправить жизнь была бы одностороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможности его окончательного торжества над всем, до «последнего врага» – смерти – включительно, жизнь была бы бесплодна.

____________________________________________________

Научный руководитель д. филос. наук, проф. каф. философии и культурологии А.Н. Быстрова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85006. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 33.21 KB
  Лесные и торфяные пожары и их характеристика Цель урока. Познакомить обучаемых с опасным природным явлением биологического происхождения лесными пожарами показать основные причины возникновения лесных пожаров особо подчеркнуть что в 80 случаев лесные пожары возникают по вине человека. Изучаемые вопросы Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров.
85007. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 33.49 KB
  Профилактика лесных и торфяных пожаров защита населения Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Изучаемые вопросы Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности.
85008. Эпидемия 31.55 KB
  Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и путях распространения инфекции. Изучаемые вопросы Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Дать определение понятию инфекционные болезни привести классификацию инфекционных заболеваний в зависимости от способа передачи инфекции и по источнику возбудителя инфекции. Рассмотреть причины возникновения инфекционных болезней и пути распространения инфекции.
85009. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия 31.43 KB
  Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений рассмотреть явления эпифитотии панфитотии. Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы ржи желтая ржавчина пшеницы фитофтороз картофеля. Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку...
85010. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 31.7 KB
  Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности обратив их внимание на основные показатели которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Изучаемые вопросы Здоровье человека и основные показатели характеризующие его уровень.
85011. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 32.16 KB
  Индивидуальное здоровье человека его физическая духовная и социальная сущность Цель урока. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека оказывающих влияние на формирование его духовного физического и социального благополучия а также убеждение в том что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. Изучаемые вопросы Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека обеспечивающие его духовное физическое и социальное...
85012. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья 33.02 KB
  Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека обеспечивающая ему физическое духовное и социальное благополучие что для ее формирования необходимо устойчивое желание и стремление быть здоровым нужны постоянные собственные усилия и немалые. Изучаемые вопросы Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека способствующая укреплению и сохранению здоровья....
85013. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 32.71 KB
  Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Цель урока. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний которые составляют 80 случаев в том числе болезни системы кровообращения – более 53 а злокачественные образования около 18.
85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.