97853

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЁВА

Доклад

Логика и философия

Соловьев же утверждает что добро не может быть принято как что-то готовое оно должно быть понято и усвоено самим человеком его верою разумом и опытом. Неприемлемо для Соловьева и положение о том что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Русский

2015-10-25

35.5 KB

2 чел.

Душкина О.М.

(факультет «Управление процессами перевозок»)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

В ФИЛОСОФИИ  В. С. СОЛОВЬЁВА

Проблема смысла жизни интересует людей всех времён, народов, всех  философий и религий. Соловьев представляет одну из позиций религиозной философии. В своей работе «Оправдание Добра» Соловьеву удалось систематизировать основные начала нравственной философии, которые ложатся в основу его взглядов на смысл человеческой жизни.

Соловьев перечисляет те взгляды на смысл жизни, которые представляются ему неприемлемыми:

1) Он отвергает идею о том, что смысл жизни заложен в добре,  данном свыше, когда человек должен лишь покорно его принимать. Соловьев же утверждает, что добро не может быть принято как что-то готовое – оно должно быть понято и усвоено самим человеком, его верою, разумом и опытом.  

2) Соловьев не принимает взгляда  Ницше о том, что задача существования заключается в том, чтобы развивать красоту в себе и вокруг . Он считает , что «сила, бессильная перед смертью, не может быть силой во всей её мере».

3) Неприемлемо для Соловьева и положение о том, что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека, а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Соловьёв рассуждает таким образом:

Мы имеем дело с тем, что выше нас (Бог), с тем, что равно нам (всё то, что способно к совершенствованию), и с тем, что ниже нас (материальная природа). Т. е. мы одновременно и подчинены, и равны по основным своим свойствам, и обладаем преимуществом.   Человек должен и может всё превращать в Добро, т. е. делать так, чтобы мы подчинялись моральным принципам свободно, т. е. по собственной воле. В межличностных отношениях должна преобладать солидарность с другими и сочувствие друг другу, а владычество должно быть разумным и направлено на достижение блага для всех. Вся полнота этой воли осознается не разумом, а душой, пусть это и сложно для понимания, и, наверное, не каждому будет понятно, как можно что-либо  «осознать душой», но тем не менее это станет очевидно, при условии, что человек самостоятельно  дойдёт до этой истины, исходя из своего жизненного опыта и чувств. Вот только тогда наше собственное «Я» наполнится добром божественной благодати. Это и будет ступенью к достижению основной цели – сделать человека готовому к Царству Божию. Добро, таким образом, и есть нравственный смысл жизни.

Добро должно приносить наслаждение и удовлетворение. Но что для одних людей добро,  для других может выступать, как зло и наоборот.  Нравственно добрые действия –  это те, которые имеют своей целью благо и окружающих людей, а не только собственное.

Соловьёв пишет, что  дух питается познанием совершенного добра. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство тогда, когда между нею и совершенным добром устанавливается бесконечно совершенствующаяся связь. Соловьёв считает, что процесс совершенствования, который составляет нравственный смыл, может существовать только как процесс собирательный.  Совершенствуется один человек, а с ним совершенствуется семья, народ, нация, человечество. Каждый человек должен самосовершенствоваться, но только так,  чтобы это не наносило вреда окружающим.

Начало совершенствования начинается с трёх чувств:  чувства стыда, которое оберегает нас от переполнения животными влечениями, чувства жалости, что делает нас равными с другими людьми,  и религиозного чувства, в котором мы признаем высшее добро. Разум же возводит эти чувства в закон. Т. е.  это то же самое что и добро, только с добавлением чувства обязанности.

Когда мы действуем нравственно, мы не только от самих себя требуем всегда и везде действовать так, а не иначе, но предъявляем такое же требование и всем другим человеческим существам, совсем не спрашивая о тех или других свойствах их натуры; следовательно, мы приписываем нравственному началу, как таковому, безусловную обязательность.

Однако не каждое доброе дело, полагает Соловьёв, можно охарактеризовать как нравственное. Так, например, необходимо по возможности совершать благодеяния, что является обязанностью для многих. Но  существуют  и те, кто делает это по природной склонности. В таком случае их действия, хотя и вызывают одобрение, но не имеют собственно нравственной цены. Ибо всякая склонность, не имеет характера необходимости и постоянства и всегда может быть заменена другою склонностью и даже перейти в свою противоположность. В качестве примера рассмотрим двоих людей. Один из них совершает свои благодеяния по естественной склонности, но любая случайность его жизни может привести к тому, что эта склонность перейдет, в эгоизм. В этом случае он станет безжалостно относиться к окружающему, по той же природной склонности.

Более того, продолжает философ, представим себе человека, хотя и честного, но без особенных склонностей, холодного по темпераменту и действительно равнодушного к страданию других, не по грубости своей нравственной природы, а потому, может быть, что он сам переносит собственные страдания с терпением и стоическим равнодушием. Такой человек, делая добро не по склонности, а по безусловной нравственной обязанности, и  по уважению, будет его делать всегда и совершенно независимо от каких бы то ни было чувственных условий. Таким образом, хотя природа и не создала его человеколюбцем, он в самом себе найдет источник гораздо большего нравственного достоинства, нежели каково достоинство доброго темперамента.

Когда оправдание добра станет ясным всякому уму, то тогда перед каждым встанет вопрос – принять для себя совершенный нравственный смысл или отвергнуть его.

Без чистоты добра, без полноты добра, без возможности связать с ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и  добром исправить жизнь была бы одностороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможности его окончательного торжества над всем, до «последнего врага» – смерти – включительно, жизнь была бы бесплодна.

____________________________________________________

Научный руководитель д. филос. наук, проф. каф. философии и культурологии А.Н. Быстрова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66340. Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые) 84.5 KB
  Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось. Язык – явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей.
66341. Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных 76.5 KB
  Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.
66343. Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог 70.5 KB
  Общая характеристика форм и видов речи внешняя и внутренняя речь. Речь монологическая речь диалогическая письменная речь устная речь монолог диалог полилог. Основные функции языка: Коммуникативная функция сообщения; Кумулятивная аккумулятивная накопительная...
66344. Мы экономим электрическую энергию 37.5 KB
  Человек много лет добывает из земли большое количество энергоресурсов. Слово Экспертам. Слово Корреспондентам Что же включает в себя экономия энергоресурсов Только ли это экономия электрической энергии Мы слышим от взрослых что дом дырявый что это значит...
66345. Моя щаслива планета 77.5 KB
  Мета: узагальнити знання дітей про шляхи і заходи щодо збереження енергії; мотивувати учнів відповідально ставитися до використання енергії у побуті; сприяти формуванню навичок ощадливого використання електроенергії у побуті.
66346. English Traditions and Customs 40 KB
  They also have their traditional Christmas dinner with stuffed turkey and Christmas pudding. The Queen’s speech is on television at three o’clock in the afternoon. There is a big Christmas tree in Trafalgar Square in London.
66347. Игра-викторина «Что ты знаешь о США?» 48.5 KB
  Цели: углубить и конкретизировать страноведческие знания учащихся по теме «США»; продолжить развитие творческих способностей учащихся; учить применять знания, полученные на уроках, в новой ситуации; дальнейшее расширение кругозора учащихся.
66348. Му Family 44 KB
  Мета: повторити раніше вивчені слова та структури, формувати уявлення про звукову систему англійської мови, ввести нові лексичні одиниці з теми "Му Family",вчити впізнавати їх та застосовувати у мовленні; формувати уміння в учнів самостійно працювати над завданнями...