97853

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЁВА

Доклад

Логика и философия

Соловьев же утверждает что добро не может быть принято как что-то готовое оно должно быть понято и усвоено самим человеком его верою разумом и опытом. Неприемлемо для Соловьева и положение о том что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Русский

2015-10-25

35.5 KB

3 чел.

Душкина О.М.

(факультет «Управление процессами перевозок»)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

В ФИЛОСОФИИ  В. С. СОЛОВЬЁВА

Проблема смысла жизни интересует людей всех времён, народов, всех  философий и религий. Соловьев представляет одну из позиций религиозной философии. В своей работе «Оправдание Добра» Соловьеву удалось систематизировать основные начала нравственной философии, которые ложатся в основу его взглядов на смысл человеческой жизни.

Соловьев перечисляет те взгляды на смысл жизни, которые представляются ему неприемлемыми:

1) Он отвергает идею о том, что смысл жизни заложен в добре,  данном свыше, когда человек должен лишь покорно его принимать. Соловьев же утверждает, что добро не может быть принято как что-то готовое – оно должно быть понято и усвоено самим человеком, его верою, разумом и опытом.  

2) Соловьев не принимает взгляда  Ницше о том, что задача существования заключается в том, чтобы развивать красоту в себе и вокруг . Он считает , что «сила, бессильная перед смертью, не может быть силой во всей её мере».

3) Неприемлемо для Соловьева и положение о том, что добро существует лишь в душевном состоянии отдельно взятого человека, а собирательные формы социальной духовности производят лишь зло.

Соловьёв рассуждает таким образом:

Мы имеем дело с тем, что выше нас (Бог), с тем, что равно нам (всё то, что способно к совершенствованию), и с тем, что ниже нас (материальная природа). Т. е. мы одновременно и подчинены, и равны по основным своим свойствам, и обладаем преимуществом.   Человек должен и может всё превращать в Добро, т. е. делать так, чтобы мы подчинялись моральным принципам свободно, т. е. по собственной воле. В межличностных отношениях должна преобладать солидарность с другими и сочувствие друг другу, а владычество должно быть разумным и направлено на достижение блага для всех. Вся полнота этой воли осознается не разумом, а душой, пусть это и сложно для понимания, и, наверное, не каждому будет понятно, как можно что-либо  «осознать душой», но тем не менее это станет очевидно, при условии, что человек самостоятельно  дойдёт до этой истины, исходя из своего жизненного опыта и чувств. Вот только тогда наше собственное «Я» наполнится добром божественной благодати. Это и будет ступенью к достижению основной цели – сделать человека готовому к Царству Божию. Добро, таким образом, и есть нравственный смысл жизни.

Добро должно приносить наслаждение и удовлетворение. Но что для одних людей добро,  для других может выступать, как зло и наоборот.  Нравственно добрые действия –  это те, которые имеют своей целью благо и окружающих людей, а не только собственное.

Соловьёв пишет, что  дух питается познанием совершенного добра. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство тогда, когда между нею и совершенным добром устанавливается бесконечно совершенствующаяся связь. Соловьёв считает, что процесс совершенствования, который составляет нравственный смыл, может существовать только как процесс собирательный.  Совершенствуется один человек, а с ним совершенствуется семья, народ, нация, человечество. Каждый человек должен самосовершенствоваться, но только так,  чтобы это не наносило вреда окружающим.

Начало совершенствования начинается с трёх чувств:  чувства стыда, которое оберегает нас от переполнения животными влечениями, чувства жалости, что делает нас равными с другими людьми,  и религиозного чувства, в котором мы признаем высшее добро. Разум же возводит эти чувства в закон. Т. е.  это то же самое что и добро, только с добавлением чувства обязанности.

Когда мы действуем нравственно, мы не только от самих себя требуем всегда и везде действовать так, а не иначе, но предъявляем такое же требование и всем другим человеческим существам, совсем не спрашивая о тех или других свойствах их натуры; следовательно, мы приписываем нравственному началу, как таковому, безусловную обязательность.

Однако не каждое доброе дело, полагает Соловьёв, можно охарактеризовать как нравственное. Так, например, необходимо по возможности совершать благодеяния, что является обязанностью для многих. Но  существуют  и те, кто делает это по природной склонности. В таком случае их действия, хотя и вызывают одобрение, но не имеют собственно нравственной цены. Ибо всякая склонность, не имеет характера необходимости и постоянства и всегда может быть заменена другою склонностью и даже перейти в свою противоположность. В качестве примера рассмотрим двоих людей. Один из них совершает свои благодеяния по естественной склонности, но любая случайность его жизни может привести к тому, что эта склонность перейдет, в эгоизм. В этом случае он станет безжалостно относиться к окружающему, по той же природной склонности.

Более того, продолжает философ, представим себе человека, хотя и честного, но без особенных склонностей, холодного по темпераменту и действительно равнодушного к страданию других, не по грубости своей нравственной природы, а потому, может быть, что он сам переносит собственные страдания с терпением и стоическим равнодушием. Такой человек, делая добро не по склонности, а по безусловной нравственной обязанности, и  по уважению, будет его делать всегда и совершенно независимо от каких бы то ни было чувственных условий. Таким образом, хотя природа и не создала его человеколюбцем, он в самом себе найдет источник гораздо большего нравственного достоинства, нежели каково достоинство доброго темперамента.

Когда оправдание добра станет ясным всякому уму, то тогда перед каждым встанет вопрос – принять для себя совершенный нравственный смысл или отвергнуть его.

Без чистоты добра, без полноты добра, без возможности связать с ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и  добром исправить жизнь была бы одностороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможности его окончательного торжества над всем, до «последнего врага» – смерти – включительно, жизнь была бы бесплодна.

____________________________________________________

Научный руководитель д. филос. наук, проф. каф. философии и культурологии А.Н. Быстрова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47873. МЕТОДИ НАВЧАННЯ 393.5 KB
  Методи цієї групи насамперед характеризують логіку руху змісту навчального матеріалу – від конкретного до загального, від загального до конкретного, за аналогією. Залежно від того, як логічно побудований зміст, виділяють індуктивний, дедуктивний, традуктивний, аналітичний і синтетичний методи навчання
47874. Зміст категорії ефективність управління 136.5 KB
  Зміст категорії ефективність управління Результативність управління розуміється як його цільова спрямованість на створення потрібних корисних речей здатних задовольняти певні потреби забезпечити досягнення кінцевих результатів адекватних поставленим цілям управління.
47875. Кольори та їх значення 237.5 KB
  Тема: СИМВОЛІКА КОЛЬОРІВ План Особливе значення читання мови барв Кольорові асоціації Кольорова символіка країн світу Мета: сформувати естетичні уявлення про колір пояснити основну символіку кольору дізнатися про значення кольору в різних країнах Обладнання: навчальні плани програми підручники посібники для дизайну; ТЗН для мультимедіа презентації. Так в астрології промені Сонця що розкладені в спектр і дають 7 кольорів відповідали 7 основним планетам: червоний колір Марса синій колір Венери жовтий колір...
47876. Своєрідність драматичних творів першої половини ХХ століття 51.5 KB
  Антігона надзвичайно любить життя, природу і красу. Вона кохає Гемона, сина Креона, мріє стати його дружиною і народити сина. Але цілком свідомо відмовляється від усього цього. Чому Антігона це зробила, вона намагається пояснити у своєму діалозі-змаганні з Креоном, який займає майже третину тексту. На відміну від античної героїні нею керує не почуття обов’язку
47877. Професійне мовлення вчителя 152.5 KB
  Культура мовлення вчителя компонент педагогічної майстерності. Специфіка педагогічного мовлення. Функції і комунікативні якості мовлення вчителя.
47878. Економічна історія 258.56 KB
  Критерії періодизації курсу Економічна історія історія народного господарства важлива гуманітарна дисципліна складова частина вищої економічної освіти. До історії господарства професіоналекономіст звертається усвідомлюючи це чи ні буквально на кожному кроці. Адже вся технікоорганізаційна динаміка даного господарства має історичний характер; при порівнянні показників різних періодів по суті простежується історикоекономічний процес формування і розвитку виробництва. Вона забезпечує тісний звязок історичних знань з економікою...
47880. Загальна патологія 135.5 KB
  Павлова про розвиток хвороби та його основні положення. Наука яка вивчає закономірності виникнення розвитку і кінця хвороби або іншими словами вивчає життєдіяльність хворого організму називається патологічною фізіологією. Перша частина нозологія або загальне вчення про хвороби. При аналізі хвороби виникає два запитання: чому виникла хвороба і як вона розвивається.
47881. Судова, правоохоронна та правозахисна діяльність 271 KB
  Поняття правоохоронного органу та правоохоронної діяльності Поняття правоохоронного органу. Під правоохоронним органом розуміють державну установу або державну юридичну особу яка діє в системі органів влади й виконує на основі закону державні функції владні організаційнорозпорядчі контрольноперевірочні тощо в різних сферах внутрішньої та зовнішньої діяльності Української держави. За законом до правоохоронного органу належить такий державний орган предмет діяльності якого законодавче зафіксовано як його завдання або функції саме...