97855

Философия и наука в Древнегреческой и Средневековой философии

Реферат

Логика и философия

Проблема взаимоотношения философии и науки является одной из самых важных среди множества теоретических и практических проблем. Волков в своей книге У колыбели науки писал: Мне думается что наука рассматриваемая вне философии - понятие столь же ущербное и искусственное как и наука без физики наука без математики.

Русский

2015-10-25

106.5 KB

0 чел.

PAGE  21

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра философии



Философия и наука

в Древнегреческой и Средневековой философии

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                                       Разработал
профессор, доктор                                                               студент гр. МПМ-113

философских наук

_____________ Быстрова А.Н.                                __________ Дейхина А.А.

_____________________                                                 _____________________
    (дата проверки)                                                           (дата сдачи на проверку)


Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

ГЛАВА Ι. Древнегреческая философия                                                     4 - 12

  1.   Ранняя классика                                                                      7 - 9
    1.   Классический период                                                              9 - 12

ГЛАВА 2. Средневековая философия                                                       12 - 18

2.1. Арабская наука                                                                      12 -14

2.2. Университеты                                                                         14 - 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          20

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                      20

Введение.

           Проблема взаимоотношения философии и науки является одной из самых важных среди  множества теоретических  и практических проблем. Огромные темпы развития науки, распространения ее на все области человеческой деятельности, необычный и «странный» характер ее результатов порождают острую необходимость философского осмысления современной науки.  

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась.  Г.Н. Волков в своей книге «У колыбели науки» писал: «Мне думается, что наука, рассматриваемая вне философии, - понятие столь же ущербное и искусственное,  как и наука без физики, наука без математики. В этом мы все более убеждаемся с каждым шагом современного научного познания. В этом нас убеждает и обращение к античности». [1. Стр. 2]                               Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание, например, «Правила умозаключений в физике», разработанные великим Ньютоном, которые заложили фундамент классической науки. Также внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России – В.И.Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней. В 1902 г. он писал: « Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса – стороны совершенно неизбежные  и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой… Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки… В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания».[2. Стр. 7] . В данном реферате сделана попытка проследить

этапы развития и взаимного влияния философии и науки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ГЛАВА Ι. Древнегреческая философия.

В этой главе рассмотрено значение ранней греческой философии в системе всех последующих научных достижений, обращено внимание на те идеи первых греческих философов, которые оказали воздействие на дальнейшее развитие человеческой культуры.   

Вначале VI века до н.э. в Греции зазвучали имена первых философов-искателей мудрости. В этом и следующем  столетии появилось множество мудрецов, в лице которых умозрительная, не подкрепляемая прямо и непосредственно опытом и экспериментом мысль древних достигла удивительной ясности  и стройности в истолковании тайн мирозданья. Именно тогда зародились основы  античных наук: физики, математики, астрономии, химии, биологии. Все последующие века только развивали, экспериментально подтверждали, конкретизировали те идеи, которые были заложены греками в период с  VI по  IV век до н.э.

Период от Фалеса до Платона носит название «ранней классики», он был периодом рождения и становления такой философии, которая ещё не противопоставляла себя частным наукам потому, что они ещё не выделились как самостоятельные области знания и развивались в лоне философии. Философия в этот период стремится дать ответ на все загадки бытия, не отрывает ещё человека от природы, идеальное от  материального. Ранняя античная философия явилась начальной  ступенью развития теоретической, системно-организованной науки в целом.

Противопоставлению наук о природе и наук о духе впервые четко обнаруживается у Сократа. С Сократа начинается новая ступень в развитии античной мысли, им же  завершается первая ступень.

Так как античная философия у своих  истоков пытается  рационалистически объяснить мироздание, то  точные науки неотделимы  от философии, зарождаются и развиваются вместе с ней. Греческий способ мышления  сочетает высокий уровень теоретичности и умозрения с логико-математической строгостью доказательств. Ранний греческий философ - это одновременно математик, астроном и физик.

Греческая научная мысль зародилась и стала самостоятельно двигаться тогда, когда окружающие народы достигли  больших высот в развитии культуры. В Египте уже знали основные геометрические построения, в Вавилоне имелись тысячелетние традиции математических занятий, финикияне изобрели свой алфавит, к которому греки добавили гласные буквы. Все эти духовные богатства греки сумели освоить, критически переработать и внести в них нечто совершенно новое.

В VI-V веках в Афинах все философские мысли выносились на суд публичной критики, они опровергались, с ними спорили. Каждый философ создавал собственную картину мироздания. Философские школы нередко опровергали, уничтожали друг друга, занимали прямо противоположные позиции. Например,  Гераклит видит весь мир в движении и становлении, а Зенон доказывает невозможность движения вообще. Для Анаксагора элементы материи делимы до бесконечности, но для атомистов они вообще неделимы. Фалес утверждал, что Земля плоска и неподвижна, а Пифагор считал, что она движущийся шар. Натурфилософы изучают природу, чтобы постигнуть человека, а Сократ наоборот, изучает человека, чтобы постигнуть природу. Развитие мысли идет путем отрицания. Тем же путём идет и развитие математики, астрономии, истории – всей духовной культуры античности.

1.1. Ранняя классика

История греческой философии начинается с Фалеса (ок. 624-547 г.г.  до н.э.). Он был разносторонним по интересам и занятиям человеком.  «Фалес Милетский, один из тех знаменитых семи мудрецов и, несомненно, самый великий среди них – ведь это он был у греков первым изобретателем геометрии, самым опытным испытателем природы, самым сведущим наблюдателем светил, - проводя маленькие черточки, делал великие открытия: он изучал смены времен года, ветров дуновения, планет движения; грома дивное грохотанье, звезд по кругам своим блуждания, солнца ежегодные обращения, а также луну – как она прибывает, родившись, как убывает старея, и почему исчезает, затмившись.» [1.стр.56]   Именно с Фалеса начинается выделение из обыденного сознания теоретического, научного мышления. Его волнуют сложные проблемы, он стремится постигнуть конечные основания и причины явлений. Свет философского умозрения проявляется, в частности, в афоризмах Фалеса.

«Мудрец вопрошает самого себя и сам себе отвечает:

  •  Что есть больше всего на свете? – Пространство.
  •  Что быстрее всего?- Ум.
  •  Что сильнее всего?- Необходимость.
  •  Что мудрее всего?- Время.
  •  Что труднее всего?- Познать самого себя.
  •  Что легче всего?- Дать совет другим.
  •  Что удивительнее всего? - Тиран, доживший до старости.

Это мудрость еще преимущественно житейского плана. Но в самом характере вопросов, в стремлении доискаться до конечных причин заключено ядро будущих «вечных» философских проблем: что есть добро и что есть зло, что есть счастье и что есть справедливость, что есть прекрасное?». [1.стр. 78]. Фалес  задался вопросом: «Не имеет ли мироздание в целом свою первооснову, из которой исходит все ее многообразие, то, из чего все рождается и в чем все гибнет? И если да, то что это за первооснова?» Он решил, что первоосновой является вода. Но этот ответ Фалеса был оспорен  и отброшен его ближайшим последователем Анаксимандром. Вопрос Фалеса тревожил всю раннюю греческую философскую мысль. На протяжении веков менялись ответы, но фалесовский вопрос остается активным до сих пор. Фалесовский вопрос – это образец первой философской проблемы. Его постановка означала рождение  области «чистого мышления», обращенного к всеобщим, глубинным, фундаментальным вопросам и к мирозданию в целом, к вечному и бесконечному. Рационалистическая система устройства космоса была заложена Фалесом, а теперь все естественнонаучные искания стали протекать в рамках этого нового представления о мире, включались в эту систему, уточняя ее по частям и получая от нее могучие стимулы. Возможно вместе с этим были заложены основы для развития всех областей точного знания в рамках философии. С Фалеса и до Сократа естествознание и философия развиваются нераздельно, одними и теми же «любителями мудрости». Поэтому Фалес является родоначальником, как античной философии так и всей античной науки. Именно для него характерна попытка систематически и логически осмыслить те открытия, которые были сделаны в Вавилоне и Египте. «До Фалеса дошли только правила и выводы, а ход рассуждений, лежащий в их основе  был утерян. К тому же готовые формулы иногда противоречили друг другу. Как можно было отличить точные и правильные вычисления от приблизительных и ошибочных? Разумеется при помощи логики, при помощи доказательств, связанных в систему»[1. стр.87]. В дальнейшем по этому пути пошло все развитие античной математики.

         Новый стиль мышления, примененный греками в области математики (а позднее и в других естественных науках), был прямо или косвенно связан со стилем философских исканий, которые были порождены Фалесом. Его вопрос о «начале всех начал» подразумевал раздвоение окружающего мира на сущность и явление. А если бы явление и сущность совпадали, то не было бы необходимости в науке и теоретическом мышлении.   

Анаксимандр Милетский (610-546 г.г. до н.э.) – ближайший ученик и последователь Фалеса. Он задался тем же вопросом, что и Фалес, однако не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Он вполне сознательно и определенно ставит вопрос о «принципе» (архе) всех вещей,  из чего все вещи возникают и во что они, уничтожаясь, превращаются, что лежит в основе их бытия. «Архе» Анаксимандра - это первовещество, которое таит в себе многообразие качеств материи. Анаксимандр называет эту открытую им субстанцию мироздания «Апейрон», то есть Беспредельное. Это Беспредельное присутствует в каждой вещи.

          Одним из самых интересных среди первых философов был Пифагор Самосский (ок.580-500 г.г. до н.э.) «Он совмещал в себе черты ученого-искателя истины и чудотворца, мудреца и пророка-проповедника. И двойственные черты эти, непостижимым образом объединенные, наложили отпечаток на всю школу его многочисленных последователей, активно действующих на протяжении ряда веков».[1.стр125] Убеждением Пифагора было то, что главная цель, к которой человек должен стремиться на земле, - это  нравственное и интеллектуальное самосовершенствование. Основным средством нравственного совершенствования пифагорейцы считали «бескорыстное занятие наукой», прежде всего математикой, а также музыкой. До Пифагора математика преследовала практические цели, а Пифагор положил начало математике как «чистой науке». Пифагор освободил математику от необходимости согласовывать свои положения с данными, которые были получены в результате практического опыта. Он развил процедурную и операционную сторону математики, выработав понятие доказательства утверждений, то есть математическое доказательство заключается в логическом выводе следствий очевидных аксиом. Пифагорейцы считали, что природа может быть «раскрыта» с помощью математики. Математические структуры и отношения лежат в основе всех вещей. «Мир, впервые открывшийся свободному умственному взору пифагорейцев, - это мир всеобщей гармонии, находящий свое структурное выражение в гармонии чисел».[1.стр127] В числах и их отношениях пифагорейцы видели некоторое таинство, раскрывающее глубинные загадки мироздания. Их картина мироздания строилась следующим образом: они исходили из четырех стихий в качестве материальных элементов мира: воды, воздуха, земли и огня. Эти стихии они выражали в геометрических и числовых формах. Главная роль среди стихий – элементов принадлежала огню, его символом была единица – «монада». Огонь является центром вселенной. Вокруг центрального огня по десяти кругам – сферам движутся космические тела: Млечный Путь, пять планет, Луна, Солнце и Земля. Пифагорейцы полагали, что планеты и звезды – божественные и одушевленные тела, живым и «разумным» телом почиталась и Земля. Так как разумные тела движутся, то и Земля пребывает в движении, которое является круговым. А у круговой орбиты есть свой центр и им может быть только «самая тончайшая из стихий» - огонь. Пифагорейцы сохранили наивно целостное представление о мироздании и интуитивно постигли устройство вселенной более правильно, чем это сделали другие философы. Пифагорейцы заложили начало математическому естествознанию, в котором природа берется во всем переплетении взаимосвязей и все это анализируется математически.

Великий философ-атомист древности – Демокрит (ок. 460-370 г.г.) обладал обширными знаниями, работал в большинстве областей современной ему науки. Он считал, что существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы – атомы. Они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами (их взаимными столкновениями). Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе» и исчезают, когда атомы удаляются друг от друга. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума, оно «запрограммировано» необходимостью, которая правит миром. У Демокрита материя противопоставляется духу, лишается «божественных» свойств и движется по «слепым механическим законам». Принцип сочленения элементов в системе Демокрита и принцип их взаимодействия сродни принципам механики, которые были сформулированы значительно позже.

1.2. Классический период

Первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis). Поэтому начальный период греческой философии с 600 по 450 г.г. до н.э., называется натурфилософским периодом. Но около 450 г. одновременно со становлением афинской демократии произошло изменение предмета философских размышлений. Центр философского внимания был перенесен с природы на человеческое мышление.

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) воспринял развитую натурфилософами диалектику, в центр своих философских интересов ставит проблему субъекта-человека, его отношение к общине, обществу, законам, богу. Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. Его тезис - «Познай самого себя». Цель такой философии – объяснить людям, что есть добродетель, и помочь им стать добродетельными. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой  связи он ставит весьма  «понятный» вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Так Сократ отождествляет добродетель со знанием. Он распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях, сам он ничего не написал. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места противника. Главной целью метода  было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще.

Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле «систематизатором» воззрений Сократа был Платон (427-347 г.г. до н.э). Считается, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. Он интенсивно работает в области философии, знаком с пифагорейской философией, которая повлияла на него во многих отношениях. Большое внимание Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин «диалектика» и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое в конце концов приводит к возникновению искры познания. Платоновское учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение можно рассматривать как синтез сократовской этики и платоновской теории идей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Социальной функции и общественному призванию государства соответствует предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика – телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму. Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию и «диалектику».

Завершением всей предшествующей философии является философия Аристотеля (384-322 г.г. до н.э). Аристотель является создателем самой обширной  научной системы из существующих в античности. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина  античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы научные  направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Его работы посвящены вопросам онтологического характера философии природы и естественных наук, проблематики обществознания. Логике и методологии. Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т.д.) имеет свое начало в его произведениях.

Рассмотренные идеи показывают, что Античная философия выступает в истории научного познания в роли разведчика грядущих открытий. Фалесу принадлежит идея о круговороте веществ в природе и многие астрономические представления. Анаксимандр выдвинул учение о Беспредельном как исходном принципе строения материи, а в соответствии с этим учение о бесчисленности миров во вселенной, которые закономерно возникают и гибнут. У него же видна идея, которую можно считать зародышем эволюционной теории происхождения животных и человека. Он полагал, что Земля после своего возникновения была покрыта водой и первые животные жили в воде, а потом они вышли на сушу. По его мнению, человек произошел от животных.  Демокрит в своих философских положениях предвосхитил ряд крупных математических открытий, связанных с бесконечно малыми величинами. Пифагорейцы развили идеи о гармонии мироздания, о единстве физического, эстетического и математического начал во вселенной, о соответствии музыкальных тонов физическим характеристикам звучащего тела. У античных натурфилософов можно обнаружить зачатки почти всех основополагающих идей естествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, идеи единства пространства и времени, принципы сохранения материи и энергии, генетической основы живых организмов, принципы относительности, вероятности. Эти идеи потом были восприняты и переработаны философией нового времени, а вслед за тем стали достижением естествознания.

Глава ΙΙ. Средневековая философия

Одной из характерных черт средневековой философии является ее придавленность религией и церковью. Господство религиозной идеологии в обществе привело к тому, что философия постепенно становилась служанкой богословия. Происходил регресс в развитии науки, культуры, духовной жизни в целом. Среди христианских теологов были и такие, для которых христианская вера и греческое мышление были принципиально несовместимы, и они считали недопустимым попытки обосновать или понять христианскую веру с помощью философии и разума. Например, Квинт Септимий Тертуллиан (ок.160-222г.г.), юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Философии он противопоставлял религию, языческой науке – христианскую веру, против разума он ставил божественное откровение. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие – единственный, авторитетный источник познания Бога, а тем самым и любого познания, ибо бог все определяет и правит человеческой жизнью.

2.1. Арабская наука

На Западе большая часть греческого философского и научного наследия была утрачена в период между падением Римской империи и культурным ренессансом XIII-XIV веков. Греческая философия и наука были перенесены в другую культуру. Можно сказать, что западная философия и наука «были сохранены» в арабо-исламской культуре, но арабы не были пассивными хранителями греческой культуры и науки. Они активно усвоили эллинистическое наследие и творчески развили его. Это стало источником новой арабо-язычной традиции, которая до научной революции XVI-XII веков доминировала в интеллектуальной культуре большей части мира.

В восточной части Римской империи Юстинианом I была закрыта последняя философская школа и многие философы переместились дальше на восток. В Египте, Сирии, Ираке и Иране, которые попали под власть арабских династий, не было перерыва  в интеллектуальной жизни. Здесь сохранялась эллинистическая философия и научная традиция, рано были переведены на сирийский язык Аристотель и другие греческие философы.

С VIII по  XII столетие в арабском мире, на Востоке, а потом и в западных областях, в частности в Испании, начинается развитие наук. Сначала развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика  и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина.

Наибольший вклад арабов в историю науки связан с их достижением в тех областях, которыми они интересовались: медицине, астрономии, оптике.

Арабы внесли свой вклад и в развитие астрономии. В частности, для разрешения противоречий между теорией и наблюдениями они разработали различные математические модели. В Иране, в обсерватории в Мераге,

Ибн аль-Шатир внес исправления  в птолемееву систему и так развил ее, что она оказалась в основном математически  эквивалентной более поздней коперниканской системе.

Почти во всех областях научного исследования арабские ученые занимали ведущее положение. На протяжение более чем шести веков арабы в техническом и научном отношении превосходили Запад.

Но после XIV века произошел упадок арабской философии и науки. Почти все философы зарабатывали на жизнь как врачи, правоведы и государственные служащие. Они основывали свою деятельность на греческой философии и науке, не пытаясь «исламизировать» ее проблемы и результаты. С этим мирились, но в тоже время эти ученые все чаще становились объектами критики со стороны религиозных кругов.  В XII-XIII  веках возросло давление со стороны специфически исламских наук. Так называемые «иностранные» науки могли рассчитывать на поддержку только тогда, когда они обоснованы религиозно или выполняли определенную религиозную функцию.  Поэтому, очевидно, наиболее важной причиной упадка арабской науки в XIV веке является то, что арабский мир так и не смог создать независимые университеты, которые могли бы рассчитывать на поддержку как светской, так и религиозной властей.      

2.2. Университеты

Во времена понтификата Иннокентия III (1198-1216г.г.), Григория IX (1227-1241 г.г.) и Иннокентия IV (1243-1254 г.г.) церковь достигла вершины своей земной власти. Папы обладали решающим голосом при осуществлении контроля за назначениями и договорами, в вопросах войны и мира. Но в то же самое время, в XIII столетии, в Западной Европе произошел всплеск интеллектуальной активности. Через арабов был заново открыт Аристотель. В сфере философии Фома Аквинский осуществил синтез христианства и аристотелизма. Ученость доминиканцев (Альберт Великий, Фома Аквинский) и францисканцев (Дунс Скот, Роджер Бэкон) привела к расцвету Парижский и Оксфордский университеты.

Старейшие европейские университеты были основаны в Средние века, они имели определенные корни в античной системе образования. Университеты связывали себя с греческой идеей семи свободных искусств, которым надлежало обучать свободного человека. Эти искусства делились на две группы. Первая группа состояла из грамматики, риторики и диалектики, а вторая из геометрии, арифметики, астрономии и музыки. В Средневековье существовали три интеллектуальных центра, которые основывались на античном наследии. Это Византия, латинские монастыри и арабская культура. На протяжении всего Средневековья Восток имел греко-язычный центр образованности в Византии. С VI века в течение нескольких последующих столетий монастыри являлись на Западе единственными центрами, в которых шло обучение мужчин и женщин книжной учености. Монастырская культура была латиноязычной и греческий язык был скоро забыт. В результате этого во многом был утрачен доступ к корням греческой науки и ее методическому духу. Остатки греческой и римской риторики и диалектики использовались как рамки для нового содержания. Монахи, священнослужители и миссионеры обучались риторике используя в качестве учебника Библию и опираясь в качестве интеллектуальной основы  на свободные искусства. Среди свободных искусств на первое место выдвинулись грамматика, риторика и диалектика. Большая часть античной науки не была важной для монахов. Во времена Карла Великого (742-814г.г.) не хватало административной структуры, которая удерживала бы вместе могущественные королевства. Это породило необходимость в новой системе образования. В результате были учреждены монастыри и кафедральные школы. Первые университеты выросли именно из этих школ.

Первые университеты в определенном смысле являлись социальным и интеллектуальным новшеством конца XII века и размещались в городах. В университетах уже видно стремление к специализации. Искусство врачевания особенно культивировалось в Салерно и Монпелье. Болонья стала центром юриспруденции. Кафедральная школа в Шартре в северных Альпах была центром преподавания свободных искусств. В конце  XII века Париж становится важным центром теологических изысканий. В XIII веке университет разделился на четыре факультета: теологии, права, медицины и искусств. Три первых факультета были «высшими», а факультет искусств был подготовительным и общеобразовательным. При таком разделении на факультеты видно, что мало внимания уделено для математики и естественнонаучных дисциплин. Но в тоже время некоторые университеты имели исследователей в области математики, оптики без обязанности преподавать. Например, в Оксфорде и Париже Роберт Гроссетест  и Роджер Бэкон. А в XIV веке математика заняла ведущие позиции в Мертоновском колледже Оксфорда.

Альберт Великий (1193-1280г.г.) изучал свободные искусства, естественные науки, медицину и философию Аристотеля (которая тогда еще не была признана церковью), теологию. Это был широко образованный человек, большая часть его работ составляет комментарии к творчеству Аристотеля. Альберт один из первых попытался использовать идеи Аристотеля   для систематизации христианского мировоззрения. Он понял, что проникновение античного  мышления в область культуры Западной Европы нельзя остановить и что, наоборот, следует использовать философскую мудрость античности для обоснования и подкрепления христианства. Он отводит философии более самостоятельную роль. Различает, например, проблемы религиозных догматов и мистерий, являющиеся содержанием теологического исследования, и естественнонаучные проблемы, которые требуют философского объяснения. Но Альберт сам не создал логически стройной, единой философской и теологической системы.  

Его работу продолжил и завершил ученик Фома Аквинский (ок. 1226-1274г.г.). Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Он признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительность считается лишь деятельностью человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления. И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над царством философского, метафизического познания находится другое царство, которым занимается богословие. Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Фома Аквинский считает, что философия – это орудие теологии. Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Фома Аквинский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило требованиям христианской теологии. Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им классификационно-подчиняющий метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений. Философия Фомы Аквинского получило определение «томизм».

Роберт Гроссетест  (ок. 1168-1253г.г.) главный вдохновитель расширения научной деятельности. Он был известен как переводчик естественных трудов Аристотеля и как автор ряда трактатов, в которых естественнонаучные вопросы преобладали над философскими. Его считают одним из видных представителей натурфилософии. Роберт Гроссетест  был известен не только как теоретик – он прославился в экспериментальных науках. В философии Гроссетеста решающую роль играет теория света. Бог как творец выступает лишь в начале, когда образуется некая световая точка, затем она мгновенно расширяется и вызывает к жизни сферу «первого тела», состоящего из первой формы. Свет выступает первой формой материи, и поэтому законы распространения света являются и законами постепенного творения материального мира (других сфер). Без знаний о линиях, углах и фигурах нельзя познать природу; без математики, в особенности геометрии, нельзя достичь истинного познания. Этим самым Гроссетест заложил фундамент экспериментального естествознания и основанной на нем философии природы.

Роджер Бэкон был учеником Гроссетеста, выступал против томизма, потрясал принципы схоластики вообще. Он не признавал авторитетов, был скорее индивидуалистом, который критиковал всех и вся. Роджер Бэкон был склонен к эмпирическому исследованию, выдающимся естествоиспытателем и математиком, физиком, знал много языков. Главная его работа «Большой труд» в семи   разделах содержит теорию человеческого мышления, воззрения на отношения науки и теории, грамматики и языкознания, на перспективы экспериментальных наук и философии морали. Он выдвинул три основных возражения против схоластики.

1.Величайшими философами прошлого для него являлся Аристотель. Схоластам же не хватает знания языков (греческого и арабского) для правильного постижения их философии.

2. Он обвинял схоластов в том, что они недостаточно знали математику, которую он считал основой всех наук.

3. Третье возражение касается метода, используемого в науках. Схоластический метод решает все проблемы ссылкой на авторитеты (Библия, Аристотель и т.д.), из которых путем дедукции выводятся заключения. Бэкон, наоборот, считает необходимым исходить из непосредственного опыта, т.е. из экспериментов и наблюдений, в которых он усматривает подлинный источник знаний о мире.   

Главным источником познания Бэкон считал опыт. Он утверждал, что опыт необходим для познания как чувственных вещей так и сверхчувственных, для познания естественных явлений и сверхъестественных. Истину о Боге возможно обрести при посредстве не разума, но опыта. Опыт есть двух видов; внешний и внутренний. Внутренний опыт имеет интуитивный,  мистический характер, предполагает сверхъестественное, божественное озарение.

Деятельность Р. Бэкона способствовала прокладыванию пути к развитию научных исследований.

В позднее Средневековье произошел переход от концептуального реализма к номинализму. Этот переход был частью поворота к конкретным вещам, что так же способствовало возникновению экспериментальных наук. Но важными были механистическая  атомистическая теория Демокрита и, прежде всего, концептуально-реалистическая неоплатоническая философия математики. Уникальным оказалось сочетание теории и практической заинтересованности в изучении природы.

Заключение

Представители метафизической концепции обнаруживают стремление противопоставить философское знание специально-научному как высший род знания низшему. История науки свидетельствует, что программа конкретно-научной деятельности того или иного ученого всегда опосредуется определенными философскими представлениями о мире и о процессе познания. Связь научного исследования с определенными мировоззренческими установками хорошо прослеживается в деятельности таких представителей науки, как Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.

В отличие от метафизического и позитивистского решения вопроса о соотношении философии и конкретных наук диалектический материализм утверждает гармоническое единство философского и конкретно научного знания. Это единство предполагает, с одной стороны, что подлинная философия в своих выводах всегда опирается на данные конкретных наук, а с другой – конкретные науки не могут развиваться, не обращаясь к философии.

Представление о том, что философия дает науке методы, неверно. Философия дает науке категории, картины мира, общие онтологические схемы и через них косвенно влияет на методы.  

Библиография

  1.  Волков Г.Н., У колыбели науки, М., Молодая гвардия, 1971г.
  2.  Скирбек Г., Гилье Н., История философии,  М, 2000г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38183. Політичний потенціал забезпечення обороноздатності України 119 KB
  ОСНОВНА ЧАСТИНА: Чи можлива деполітизація армії Чи можливо на практиці ізолювати армію від політики Автор статті дотримується думки що армія як специфічний інститут держави відіграє важливу роль в політичній системі суспільства. Після розпаду СРСР в Україні та й не тільки виголошувалися заяви навіть на високому державному рівні про необхідність деполітизації армії. Але чи можливо на практиці ізолювати армію від політики У класичній військовій теорії тісний взаємозв’язок політики і армії вже давно було науково встановлено. У самій...
38184. Воєнна організація держави 162 KB
  За роки незалежності відбулося становлення Воєнної організації України загалом. Військові формування можуть виконувати властиві їм функції. Структурні компоненти її продовжують розвиватись, щоб бути готовими відстояти суверенітет України на випадок серйозної воєнної загрози.
38186. ЗС України як юридична та політична система України 229.5 KB
  ЗС України як юридична та політична система України Заняття №1: ЗС України як юридична та політична система України Час: 4 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і...
38187. Сучасні геополітичні школи 107.5 KB
  Американець Сол Коен в книзі â€œГеографія і політика в поділеному світіâ€ запропонував ввести в геополітичний метод додаткову класифікацію що базується на діленні основних геополітичних реалій на “ядра†nuclens та “ дисконтинуальні поясиâ€. Розвиток геополітичних поглядів стосовно до “ядерної епохи†ми зустрічаємо у другого представника тієї ж американської школи Коліна Грея. У своїй книзі â€œГеополітика ядерної ери†він дає нарис військової стратегії США НАТО в якому ставить планетарне розташування ядерних об’єктів в...
38188. Глобалізація геополітики 119.5 KB
  Глобалізація геополітики Заняття №1: Глобалізація геополітики Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і цілеспрямованості; формувати світогляд курсантів...
38189. Проблеми національної безпеки і конфлікти в постбіполярному світі 227 KB
  Проблеми національної безпеки і конфлікти в постбіполярному світі Заняття №1: Проблеми національної безпеки і конфлікти в постбіполярному світі Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової...
38190. Проблеми національних інтересів та національної безпеки 211 KB
  Національні інтереси України у внутрішньополітичному вимірі та у системі міжнародних відносин становлять єдине ціле. У цілому вони ставлять за мету: забезпечення свободи, незалежності та державного суверенітету України
38191. Воєнно-політична обстановка 128 KB
  Важливо наголосити що Ратцель у своїх концептуальних побудовах відштовхувався не від якихось умоглядних політичних ідей підганяючи під них географічні економічні історичні та культорологічні факти а навпаки фундаментальне вивчення суспільних і природничих наук дало йому змогу на їх емпіричній базі спорудити узагальнюючу концепцію політичної географії тобто геополітики. Фрідріх Ратцель народився 1844 року у невеликому німецькому місті Карлсруе там пройшли його роки навчання в гімназії.Ратцеля; хоча задля об\'єктивності необхідно додати...