97859

Глобальные проблемы современности. Проблема демографии как одна из основных глобальных проблем

Реферат

Логика и философия

Что же несет нам век грядущий новые проблемы или безоблачное будущее Каким будет человечество через 150 200 лет Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз На мой взгляд самой глобальной проблемой человечества на сегодняшний день является проблема грамотного взаимодействия человека и окружающей среды.

Русский

2016-07-29

65.5 KB

7 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Философия»

Реферат

Глобальные проблемы современности

  Руководитель:       Разработал:

  Профессор       Студент гр. У-213

  Быстрова А.Н.      Диркс А.В.

Новосибирск

2012

Содержание

[1]
Введение

[2]
1.  Основные глобальные проблемы современности

[3]
2. Проблема демографии как одна из основных глобальных проблем

[4]
Заключение


Введение

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Конец XX в. характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.

Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX-XXIв. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.

Что же несет нам век грядущий — новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

На мой взгляд, самой глобальной проблемой человечества на сегодняшний день является проблема грамотного взаимодействия человека и окружающей среды.

Проблема эта стоит довольно остро. Каждый день из средств массовой информации мы узнаём о новых техногенных катастрофах, необычных природных явлениях.

Не нужно быть специалистом в области экологии, что бы сделать вывод о причастности человека, а точнее его неграмотных действий к этим явлениям.

Сегодня, общество, в котором мы живём, стремится преобразовать природу в своих интересах. И от этого действительно никуда не деться. Но зачастую, скажем в 90% - ах случаев, эти преобразования проводятся, забыв обо всех морально-этических нормах, касающихся "матушки-природы". Если добываются природные ресурсы - добываются без меры.

Если в реки сливаются отходы производства, то сами понимаете, об этом вообще никому не говорят.

Чего уж говорить о захоронениях ядерного, химического и бактериологического оружия на дне "мирового океана". По довольно скромным прогнозам, разрушение контейнеров с этими веществами вследствие эрозии океанического дна и различных химических реакций наступит лет так через 300 - 500, а потом "хана человечки".
Сегодня довольно модно говорить, что такими темпами человек уничтожит биосферу.

На самом деле человек скорее уничтожит себя, как вид. Наша биосфера существовала почти с самого рождения планеты (по различным оценкам 5 - 7 млрд. лет) и приспосабливалась ко всем изменениям, происходящим на планете, а Homo Sapiens существует порядка 40 тыс. лет и до сих пор не ко всему приспособился.

Т.о., если человек не поймет, что он часть экосистемы, никакого светлого будущего ему не светит.

Целью данной работы является изучение глобальных проблем современности.

Задачи:

1. Рассмотреть основные глобальные проблемы современности

2. Изучить пути решения данных проблем


1.  Основные глобальные проблемы современности

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит переход от устаревших технологических способов, а также социальных механизмов взаимодействия человека с природой.

В начале всех взаимодействий  человека с природой, человек сам подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу.1

Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку.

Современная эпоха преподносит  человеку другое видение взаимодействия с природой, и человек пытается уже сам подчинить себе природу.

Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам.

Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.

Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты.

Например, угроза термоядерной катастрофы, угроза деградации природной среды и экологического самоубийства человечества, продовольственная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества заболеваниями и т.д.

Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития.

Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития.

Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки.

Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экологию, физику, химию, океанологию и др. науки.2

 Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию

  Итак, выделю, на мой взгляд, главнейшие аспекты глобальных проблем:

-  Проблема войны и мира;

-  Проблемы экологии;

-  Энергосырьевая проблема;

-  Проблемы Мирового океана.


2. Проблема демографии как одна из основных глобальных проблем

На мой взгляд, среди всех глобальных проблем современности можно выделить одну, самую главную проблему. Это демографическая проблема.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии, Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

- значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах;

- исторические традиции;

- географический фактор;

- религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

- качество медицинского обслуживания;

- структуру питания и его культуру;

- систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

В странах же с низким уровнем жизни этим проблемам уделяется менее пристальное внимание. Но с другой стороны, именно в государствах с развитой индустрией велик процент бесплодия среди мужчин и женщин, а в экономически слабых – высока смертность среди детей и непродолжительна жизнь взрослых.3

Каким же образом предполагается разрешение проблемы народонаселения и связанных с нею – продовольственной и болезней? Современными учеными по этому поводу высказывается целый ряд точек зрения, среди которых следует выделить:

- разработку международных программ помощи народам, испытывающим продовольственные проблемы или страдающим от массовых эпидемий;

- оказание помощи слаборазвитым государствам в их экономическом развитии со стороны мирового сообщества;

- разработку гуманных способов и технологий регулирования рождения потомства;

- пропаганду и внедрение в жизнь высокой культуры семейно-брачных отношений.

Небезынтересен и взгляд на эту проблему со стороны исследователей, воспринимающих биосферу Земли как целостный живой организм, очень активно реагирующий на влияние на его жизнедеятельность человека. Они, в частности, утверждают, что биосфера обладает множеством еще непознанных нами способностей и, в частности, регулирования численности человечества, которая не перешагнет кризисной черты в 12 миллиардов. В качестве таких называют стихийные бедствия, а также болезни, поражающие людей и ранее неизвестные науке.

Таким образом, учеными обращается внимание на необходимость более осторожного и взвешенного отношения со стороны человека к миру, его окружающему, ибо конфликт с ним может отторгнуть людей от себя, уничтожив их.

В завершении рассмотрения вопроса можно сделать вывод о том, что с глобальными проблемами современности связывают именно те из их большого ряда, так хорошо известных каждому из нас в повседневной жизни, которые приняли общечеловеческий характер, стали не только результатом преобразующей деятельности людей, но и еще не познанных нами космических процессов.


Заключение

Можно сделать следующие выводы по данной работе.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Здесь в качестве отправного пункта можно взять их классификацию на три взаимосвязанных группы.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставляют переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.


Список используемой литературы

  1.  Либин. А. «Современный мир. Модели мира».1998 г.
  2.  Дж. Форрестер. Мировая динамика. М.:2003 г.
  3.  А.Печчеи "Человеческие качества".М., 1997 г.

1 Либин. А. «Современный мир. Модели мира».1998 г.

2 Либин. А. «Современный мир. Модели мира».1998 г.

3 А.Печчеи "Человеческие качества".М., 1997 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7702. Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами 45.3 KB
  ТЕМА: Методы педагогического исследования и опыт их применения студентами. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, ме...
7703. Характеристика наглядных методов обучения 28.67 KB
  ТЕМА: Характеристика наглядных методов обучения. План 1. Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание наглядных методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод(от греч. слова metodos путь к чему...
7704. Нестандартные уроки 25.71 KB
  ТЕМА: Нестандартные уроки. С середины 1970-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обостре...
7705. Общая характеристика педагогической профессии 90.5 KB
  Общая характеристика педагогической профессии. План. История профессии. Социальная значимость профессии педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога и профессиональные противопоказания. История профессии. Про...
7707. Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические категории 96.5 KB
  Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические категории. План Педагогика как наука о воспитании. Понятийный аппарат педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими...
7708. Практические методы обучения 24.84 KB
  ТЕМА: Практические методы обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание практических методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова metodos путь к чему-либо) озна...
7709. Система дидактических принципов и дидактических правил 37.87 KB
  ТЕМА: Система дидактических принципов и дидактических правил. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила, основные требования к деятельности, вытекающие изустановл...
7710. Характеристика словесных методов обучения 104.5 KB
  Тема: Характеристика словесных методов обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова...