97873

Дворянская культура

Реферат

Культурология и искусствоведение

Согласно литературе, посвященной данному вопросу, мною был сделан вывод о том, что культура дворянской усадьбы XVIII в. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день чем то весьма оригинальным.

Русский

2015-10-25

89.5 KB

8 чел.

 

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский государственный университет путей сообщения

    Кафедра «философия»

     

    

    

    

    

    

    

    Дворянская культура

    

    Реферат

    По дисциплине «Культурология»

    

    

    

    

    

    

    

     Руководитель Быстрова А.Н.                                                                Разработал Елизаров Е.Д.

студент гр. Д-112

Содержание

[1]
1. Титулованные дворяне

[2]
2. Дворянская культура

[3]
3. Отличие культуры XVIII в. от культуры IX—XVII вв.

[4]
4. Возникновение светской школы

[5]
Список использованной литературы


Введение

Для меня тема дворянской культуры представляет особый интерес. Ведь мы живем в государстве, духовную историю которого, по моему мнению, строили как раз дворянские образованные люди. И вообще, мировую культуру в целом нельзя приставить без культуры России, а русскую культура во всем многообразии своего содержания немыслима без культурного богатства накопленного народом.

Согласно литературе, посвященной данному вопросу, мною был сделан вывод о том, что культура дворянской усадьбы XVIII в. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день чем то весьма оригинальным. Также это позволяет нам заметить, что в результате изучения усадеб мы становимся богаче, так как открывается  новая полоса русской культуры, интересная и важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами.

Считаю важным фактором то, что историю России и неотрывную от нее историю русской культуры отличают постоянно воссоздаваемая неустойчивость, нестабильность общественной системы, несбалансированность социальных реалий и культурных значений, их непрерывная изменчивость, текучесть, а потому непредсказуемость.

И, как я уже заметил выше, культура русского дворянства является частью русской национальной культуры. Как писал в своих воспоминаниях известный литератор первой половины ХIХ века В.А.Сологуб "... всякое государство должно иметь свой высший общественный слой, основанный на заслугах, таланте и достатке"1. В Российской империи он существовал в лице дворянства.

Как утверждает Муравьева О.С., дворянство в России довольно долгое время считалось "первенствующим сословием"2. Оно зародилось в ХII веке и, развиваясь, своего расцвета достигло в ХVII - первой половине ХIХ века. И как все мы знаем еще из курса школьной истории, дворянство различалось между собой по происхождению- "родовитости", богатству, образованности. Богатое дворянство к ХIХ веку являлось крупным землевладельцем, обладало крепостными крестьянами, властью. Это был высший слой - аристократическая часть Российского государства. Русская аристократия не была однородна по-своему происхождению. Это были и потомки феодальной землевладельческой знати: Голицыны, Барятинские, Долгоруковы, Гагарины и др., и потомки царских приближенных, и известных государственных деятелей: Меншиковы, Орловы, Воронцовы, Адлерберги и др. Сюда вошли представители других зачастую непривилигированных сословий: Демидовы, Лазаревы, Осокины, Турчаниновы, Строгановы.

В данной работе я поставил на рассмотрение вопрос титулованных дворян, дворянской культуры в целом, и основных особенностях дворянской культуры разных временных промежутков.


1. Титулованные дворяне

Вопрос о титулах, конечно, необходимо начать с цитирования "Свода законов Российской империи": потомственное дворянство делилось на 6 разрядов:

1) дворянство жалованное или действительное;

2) дворянство военное;

3) дворянство приобретенное за получение чина или ордена;

4) иностранные дворянские роды;

5) титулованное дворянство;

6) древние благородные роды (нетитулованные)3.

У Муравьевой находим информацию, что к началу ХХ века только титулованных дворянских родов числилось более 830 (около 250 русских князей; 310 графов; 3 маркиза; 1 герцог)4. Богатого дворянства в России было немного, основная масса русского дворянства была средним и даже бедным. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Среднее и бедное дворянство все служило. Чаще это были личные дворяне. К личным дворянам примыкали чиновники. Дворянами были учителя гимназий, архитекторы, художники, врачи и инженеры, писатели и поэты. Наблюдательно то, что исследователь русского дворянства прошлого столетия Г.А.Евреинов писал о совпадении понятий интеллигент и дворянин. Он подчеркивал, что понятия дворянина, военнослужащего, чиновника, землевладельца и образованного человека почти совпадают, поэтому почти все дворянское сословие состояло из просвещенных людей России. Дворянство сотни лет являлось служилым сословием и именно из его представителей, прежде всего, комплектовались ряды военачальников, ученых, государственных и политических деятелей, людей культуры. Русский писатель ХIХ века П.Д.Боборыкин отмечал, что русское барство - российское дворянство было главным носителем образованности вплоть до второй половины ХIХ века5. Итак, следует сделать вывод, что являясь самым богатым, влиятельным и образованным сословием, русское дворянство ХIХ века внесло большой вклад в развитие русской национальной культуры.


2. Дворянская культура

При изучении данного вопроса, я нашел труды Ю.М. Лотмана. Будучи основателем семиотики, он не только изучал семиосферу и культуру, но также занимался глубоким анализом русской дворянской культуры. Пожалуй, будем  основываться на его трудах по данному вопросу. В московский период ярославское дворянство является орудием государства и не решает самостоятельных значительных культурных задач. Дворянин проводил жизнь в походах и войнах. Вознаграждался он за службу имением с землей и крестьянами. Здесь, в сельских усадьбах, он проводит время досуга, здесь, обычно, живет его семейство. Сильное влияние на культурное сознание дворянства оказывает крепостное право. Образованность дворянства обычно незначительна. Быт ярославского дворянства XVII-XVIII веков зачастую беден. Дешевизна продуктов, однако, обеспечивает обильный стол. Излюбленная забава дворян - охота.

По Лотману, в XVIII веке дворянство осознается как авангард европеизации русского общества. Возникает взаимодействие между бытовыми традициями родной старины - и новациями. Ситуация давала возможность прочувствовать дистанцию между идеалом и реальностью. В жизни ярославского дворянина было много рутины, он часто жил по преданиям предков, но появляется в этой среде и вкус к новизне6.

Важным считаю то, что с появлением в 1762 года манифеста «О вольности дворянства» и закона о дворянском обществе (1775 г.) открываются новые возможности культурной самореализации7.

Большая часть ярославских дворян продолжает тянуть государственную лямку, на военном или штатском поприщах. Но в местную среду приходит понимание службы, усовершенствованное в соответствии с идеалом просвещенной монархии, определяющим обязанности сословий в гармоническом обществе. Служение становится делом чести, исполнение долга - основой для чувства достоинства. Дворянин призван стать разумом и совестью общества. Появляются представители нового, просвещенного дворянства. Таков Иван Степанович Майков - покровитель Ф.Г.Волкова, отец будущего автора поэм, од и трагедий Василия Майкова. Попыткой внести в жизнь идеалы просвещенной монархии являлись и дела наместника А.П.Мельгунова (1777-1788 гг.). Он боролся со злоупотреблениями в государственных учреждениях, стремился искоренить произвол и беззаконие, проводил в жизнь программу деятельности, которая сочетала просветительские и масонские идеи и идеалы.

Получив свободу от служебной повинности, многие дворяне удалились в усадьбы, отдавшись радостям вольной жизни. Усадьба для дворянина – синоним свободы. Он может устроить здесь жизнь в соответствии с избранной жизненной философией. Владелец ростовского села Угодичи Филипп Алексеевич Карр по указу о вольных хлебопашцах 1803 года отпустил на волю всех своих крестьян с землей. Владелец ростовского села Поречье граф Владимир Григорьевич Орлов составил уложение, где определил правила сельского правления, и обеспечил высокий уровень благосостояния крестьян.

И в ХIХ веке быт помещика незамысловат. Хозяйственные заботы, застолья (пять раз в день), карточные игры, бильярд и шахматы, псовая охота, угощенье и прием гостей у себя. Гостей принимали часто, проводя досуг в играх, угощении едой, табаком, песнями и плясками дворовых людей. Развивается тип усадебного дома с целым комплексом парадных помещений, где происходят обеды, балы, приемы и беседы, чтение книг. В поместье создается парк.

Появляются усадебные сочинители: Павел Свиньин, Матвей Спиридов, граф Дихвостов и др. В кабинете обычно имелась и библиотека - иногда немаленькая, как во второй половине XVIII века у Николая Ивановича Тишинина в Тихвинском, близ Рыбинска. Библиотека собирается усилиями нескольких поколений. После 1917 года в Ростовский музей поступила коллекция из двух тысяч книг второй половины XVIII-XIX веков из усадьбы Воронино. А из Вощажникова взято было три тысячи книг об охоте. Огромные коллекции были собраны семейством Михалковых в Петровском под Рыбинском.

Усадьбы Мусиных-Пушкиных, Карновичей и других родов - место, где возникала характерная для вершин усадебной культуры «атмосфера литературных игр, дружеского любительского поэтизирования и музицирования, домашняя культура - культура поэзии частной жизни, поднимающая ее на уровень лаборатории культурной жизни эпохи» (Ю. Лотман). Заводили картинные галереи. Такие собрания были в Иловне и Борисоглебе у Мусиных-Пушкиных, в Тихвинском у Тишинина, в Сосновце Пошехонского уезда у Лихачевых. Здесь были в основном портреты членов дворянского семейства. Имелись гравюры, скульптура. Иногда затевался и усадебный крепостной театр. Очевидно, он был у Мусиных-Пушкиных, а также в усадьбе Григорьевское близ Углича. Иные помещики становились заядлыми коллекционерами.

С конца XVIII века культурной модой становятся поиск уединения, меланхолическое созерцание быстротечной жизни. Усадьба представляла возможность и для подобной культурной практики. Характерен опыт Ивана Михайловича Опочинина, одиноко коротавшего дни в своем усадебном доме, в мире книг и мыслей, - и ушедшего из жизни добровольно 7 января 1793 года Опочинин оставил предсмертное письмо - манифест выношенного философского атеизма, отбрасывающего возможность компромисса с действительностью, которая лишена смысла.

Возникал в усадьбе потенциал духовного возвышения и воспитывался новый человек, который отличится на разных поприщах, и будет смело смотреть в лицо смерти, как на полях сражений, так и на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1825 года. (Можно назвать таких замечательных молодых людей, как братья Александр и Владимир Мусины-Пушкины, Валериан и Николай Голицыны, их кузен Николай С.Голицын, Дмитрий Щепин-Ростовский)8.

Существенным моментом в жизни дворянина были проводившиеся раз в три года губернские дворянские собрания, где он встречался с себе подобными, сверяя свои культурные привычки с модой и нормой своего круга.

Долгом и нормой оставалась государственная служба, и всякий дворянин тот или иной срок жизни посвящал ей, причем предпочтительней считалась служба военная. Правила приличия связывали общественное поведение дворянина, вводили его в жесткие рамки. Существовали, впрочем, и узаконенные традицией формы нарушения идеальной модели достойного поведения: азартная игра в карты, пьяный загул и пр.

В конце XVIII - начале XIX веков дворянская культурная инициатива играла основную роль в местном культурном процессе. Затем ее потенциал уменьшается. Дворяне преподают в Демидовском лицее; дворянин Ушинский создает в 1840-х годах небольшой кружок молодых, ищущих профессоров и преподавателей лицея и гимназий, по образцу московских кружков. В конце 1840-х годов в городе Ярославле возникает салон Ю.В.Жадовской. Известна и практика дворянской благотворительности. Отец Жадовской передал доход от продажи «Ярославского литературного сборника» 1849 года (275 рублей) в пользу детского приюта и сиротского дома.

Лучшими временами д.к. в крае следует считать период с 1770-х по 1840-е года. После реформы 1861 года изменяется уклад жизни дворян, они обосновываются в городах, приходят в запустение многие усадьбы. Представители ярославского дворянства будут выступать и с позиций разночинной интеллигенции (Е.И.Якушкин, Л.Н.Трефолев, Д.И.Шаховской и др.). Собственно дворянские идеалы и ценности будут отходить на второй план. Устойчивей окажутся формы культурной жизни. В Ярославле функционирует дворянский клуб (с 1848 г. в доме Горяинова на Духовской), есть такие клубы и в уездных городах.


3. Отличие культуры XVIII в. от культуры IX—XVII вв. 

Многие исследователи проблемы русской культуры указывают на тот факт, что в XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Но я немного не соглашусь в этом плане с историками, я считаю, что хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку; накопление знаний дало возможность перейти к открытию законом развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы9.

Так, Краснобаев в своих «очерках» указывает, что на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова ratio — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

Здесь нам нужно опять обратиться к временной периодизации. В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина — вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).


4. Возникновение светской школы

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. Краснобаев говорит о том, что в 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук10. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян)11.

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, на основе изученного материала, делаем вывод, что к середине XVIII в: в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народные училища12. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. Как замечает Краснобаев, в конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Также на культуру дворянство не могло не повлиять то, что выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете13. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Очень важно то, что одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний, да и вообще вклад Ломоносова в развитие культуры и науки неоценим. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.


Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод, в первую очередь о том, что дворянская культура является составной частью русской национальной культуры, наравне с сельской и городской, создателем и носителем которой стало дворянское сословие XVIII-XIX вв. Еще раз замечу, что основой дворянской культуры стала русская народная культура, в свою очередь, выросшая на православии. В единстве с западноевропейской культурой просвещенной эпохи дворяне России создали Русское Просвещение. И как писал Лотман, дворянская культура – это христианский гуманизм, гражданско-патриотические, нравственно-этические и эстетические идеалы, высочайшая духовность. Благородство, честь, достоинство – были сословными качествами. Дворянская культура стала плодотворной почвой вызревания отечественных талантов. Дворяне выработали свои традиции, обычаи, свой образ жизни, органично сливающийся с культурой и духовными идеалами. Дворяне создавали театры, библиотеки, музеи, живопись, музыку, поэтику, архитектуру, парковую культуру, науку, образцы которых превзошли мировой уровень. И во второй половине XIX в. стало очевидным, что дворянская культура – это вершина и опора русской культуры, и сегодня она должна быть восстановлена в своих правах как высший ориентир культурного процесса.


Список использованной литературы

  1.  Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994.
  2.  Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.
  3.  Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999.
  4.  Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1999.
  5.  Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго. Ростов н / Д, 1995.

1 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.34.

2 Там же.

3 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.37.

4 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.39.

5 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.46.

6 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994. – С.43.

7 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994. – С.45.

8 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994. – С.47.

9 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.65.

10 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.65.

11 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.67.

12 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.69.

13 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С. 73.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77087. Влияние поверхностно-активных веществ на микроорганизмы, феноменологию и механизм 135 KB
  Но несмотря на широкий спектр применения ПАВ оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Попадая в водоёмы ПАВ активно участвуют в процессах перераспределения и трансформации других загрязняющих веществ таких как железо канцерогенные вещества пестициды нефтепродукты тяжёлые металлы и др. Большинство ПАВ и продукты их распада токсичны для различных групп гидробионтов: микроорганизмов 0840 мг дм3 водорослей 0560 мг дм3 беспозвоночных 00109 мг дм3 даже в малых концентрациях особенно при хроническом воздействии.
77088. Водогрейный котел КВГМ 375 KB
  Наилучшим решением в этой ситуации является разработка полномасштабных интегрированных автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП взамен устаревших систем а также внедрение современного технологического оборудования позволяющего максимально использовать возможности систем управления и тем самым добиться качественно нового уровня технологии. Современные автоматизированные системы управления котельной и котельными агрегатами по отдельности включают систему управления водогрейным отделением содержащую...