97873

Дворянская культура

Реферат

Культурология и искусствоведение

Согласно литературе, посвященной данному вопросу, мною был сделан вывод о том, что культура дворянской усадьбы XVIII в. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день чем то весьма оригинальным.

Русский

2015-10-25

89.5 KB

3 чел.

 

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский государственный университет путей сообщения

    Кафедра «философия»

     

    

    

    

    

    

    

    Дворянская культура

    

    Реферат

    По дисциплине «Культурология»

    

    

    

    

    

    

    

     Руководитель Быстрова А.Н.                                                                Разработал Елизаров Е.Д.

студент гр. Д-112

Содержание

[1]
1. Титулованные дворяне

[2]
2. Дворянская культура

[3]
3. Отличие культуры XVIII в. от культуры IX—XVII вв.

[4]
4. Возникновение светской школы

[5]
Список использованной литературы


Введение

Для меня тема дворянской культуры представляет особый интерес. Ведь мы живем в государстве, духовную историю которого, по моему мнению, строили как раз дворянские образованные люди. И вообще, мировую культуру в целом нельзя приставить без культуры России, а русскую культура во всем многообразии своего содержания немыслима без культурного богатства накопленного народом.

Согласно литературе, посвященной данному вопросу, мною был сделан вывод о том, что культура дворянской усадьбы XVIII в. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день чем то весьма оригинальным. Также это позволяет нам заметить, что в результате изучения усадеб мы становимся богаче, так как открывается  новая полоса русской культуры, интересная и важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами.

Считаю важным фактором то, что историю России и неотрывную от нее историю русской культуры отличают постоянно воссоздаваемая неустойчивость, нестабильность общественной системы, несбалансированность социальных реалий и культурных значений, их непрерывная изменчивость, текучесть, а потому непредсказуемость.

И, как я уже заметил выше, культура русского дворянства является частью русской национальной культуры. Как писал в своих воспоминаниях известный литератор первой половины ХIХ века В.А.Сологуб "... всякое государство должно иметь свой высший общественный слой, основанный на заслугах, таланте и достатке"1. В Российской империи он существовал в лице дворянства.

Как утверждает Муравьева О.С., дворянство в России довольно долгое время считалось "первенствующим сословием"2. Оно зародилось в ХII веке и, развиваясь, своего расцвета достигло в ХVII - первой половине ХIХ века. И как все мы знаем еще из курса школьной истории, дворянство различалось между собой по происхождению- "родовитости", богатству, образованности. Богатое дворянство к ХIХ веку являлось крупным землевладельцем, обладало крепостными крестьянами, властью. Это был высший слой - аристократическая часть Российского государства. Русская аристократия не была однородна по-своему происхождению. Это были и потомки феодальной землевладельческой знати: Голицыны, Барятинские, Долгоруковы, Гагарины и др., и потомки царских приближенных, и известных государственных деятелей: Меншиковы, Орловы, Воронцовы, Адлерберги и др. Сюда вошли представители других зачастую непривилигированных сословий: Демидовы, Лазаревы, Осокины, Турчаниновы, Строгановы.

В данной работе я поставил на рассмотрение вопрос титулованных дворян, дворянской культуры в целом, и основных особенностях дворянской культуры разных временных промежутков.


1. Титулованные дворяне

Вопрос о титулах, конечно, необходимо начать с цитирования "Свода законов Российской империи": потомственное дворянство делилось на 6 разрядов:

1) дворянство жалованное или действительное;

2) дворянство военное;

3) дворянство приобретенное за получение чина или ордена;

4) иностранные дворянские роды;

5) титулованное дворянство;

6) древние благородные роды (нетитулованные)3.

У Муравьевой находим информацию, что к началу ХХ века только титулованных дворянских родов числилось более 830 (около 250 русских князей; 310 графов; 3 маркиза; 1 герцог)4. Богатого дворянства в России было немного, основная масса русского дворянства была средним и даже бедным. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Среднее и бедное дворянство все служило. Чаще это были личные дворяне. К личным дворянам примыкали чиновники. Дворянами были учителя гимназий, архитекторы, художники, врачи и инженеры, писатели и поэты. Наблюдательно то, что исследователь русского дворянства прошлого столетия Г.А.Евреинов писал о совпадении понятий интеллигент и дворянин. Он подчеркивал, что понятия дворянина, военнослужащего, чиновника, землевладельца и образованного человека почти совпадают, поэтому почти все дворянское сословие состояло из просвещенных людей России. Дворянство сотни лет являлось служилым сословием и именно из его представителей, прежде всего, комплектовались ряды военачальников, ученых, государственных и политических деятелей, людей культуры. Русский писатель ХIХ века П.Д.Боборыкин отмечал, что русское барство - российское дворянство было главным носителем образованности вплоть до второй половины ХIХ века5. Итак, следует сделать вывод, что являясь самым богатым, влиятельным и образованным сословием, русское дворянство ХIХ века внесло большой вклад в развитие русской национальной культуры.


2. Дворянская культура

При изучении данного вопроса, я нашел труды Ю.М. Лотмана. Будучи основателем семиотики, он не только изучал семиосферу и культуру, но также занимался глубоким анализом русской дворянской культуры. Пожалуй, будем  основываться на его трудах по данному вопросу. В московский период ярославское дворянство является орудием государства и не решает самостоятельных значительных культурных задач. Дворянин проводил жизнь в походах и войнах. Вознаграждался он за службу имением с землей и крестьянами. Здесь, в сельских усадьбах, он проводит время досуга, здесь, обычно, живет его семейство. Сильное влияние на культурное сознание дворянства оказывает крепостное право. Образованность дворянства обычно незначительна. Быт ярославского дворянства XVII-XVIII веков зачастую беден. Дешевизна продуктов, однако, обеспечивает обильный стол. Излюбленная забава дворян - охота.

По Лотману, в XVIII веке дворянство осознается как авангард европеизации русского общества. Возникает взаимодействие между бытовыми традициями родной старины - и новациями. Ситуация давала возможность прочувствовать дистанцию между идеалом и реальностью. В жизни ярославского дворянина было много рутины, он часто жил по преданиям предков, но появляется в этой среде и вкус к новизне6.

Важным считаю то, что с появлением в 1762 года манифеста «О вольности дворянства» и закона о дворянском обществе (1775 г.) открываются новые возможности культурной самореализации7.

Большая часть ярославских дворян продолжает тянуть государственную лямку, на военном или штатском поприщах. Но в местную среду приходит понимание службы, усовершенствованное в соответствии с идеалом просвещенной монархии, определяющим обязанности сословий в гармоническом обществе. Служение становится делом чести, исполнение долга - основой для чувства достоинства. Дворянин призван стать разумом и совестью общества. Появляются представители нового, просвещенного дворянства. Таков Иван Степанович Майков - покровитель Ф.Г.Волкова, отец будущего автора поэм, од и трагедий Василия Майкова. Попыткой внести в жизнь идеалы просвещенной монархии являлись и дела наместника А.П.Мельгунова (1777-1788 гг.). Он боролся со злоупотреблениями в государственных учреждениях, стремился искоренить произвол и беззаконие, проводил в жизнь программу деятельности, которая сочетала просветительские и масонские идеи и идеалы.

Получив свободу от служебной повинности, многие дворяне удалились в усадьбы, отдавшись радостям вольной жизни. Усадьба для дворянина – синоним свободы. Он может устроить здесь жизнь в соответствии с избранной жизненной философией. Владелец ростовского села Угодичи Филипп Алексеевич Карр по указу о вольных хлебопашцах 1803 года отпустил на волю всех своих крестьян с землей. Владелец ростовского села Поречье граф Владимир Григорьевич Орлов составил уложение, где определил правила сельского правления, и обеспечил высокий уровень благосостояния крестьян.

И в ХIХ веке быт помещика незамысловат. Хозяйственные заботы, застолья (пять раз в день), карточные игры, бильярд и шахматы, псовая охота, угощенье и прием гостей у себя. Гостей принимали часто, проводя досуг в играх, угощении едой, табаком, песнями и плясками дворовых людей. Развивается тип усадебного дома с целым комплексом парадных помещений, где происходят обеды, балы, приемы и беседы, чтение книг. В поместье создается парк.

Появляются усадебные сочинители: Павел Свиньин, Матвей Спиридов, граф Дихвостов и др. В кабинете обычно имелась и библиотека - иногда немаленькая, как во второй половине XVIII века у Николая Ивановича Тишинина в Тихвинском, близ Рыбинска. Библиотека собирается усилиями нескольких поколений. После 1917 года в Ростовский музей поступила коллекция из двух тысяч книг второй половины XVIII-XIX веков из усадьбы Воронино. А из Вощажникова взято было три тысячи книг об охоте. Огромные коллекции были собраны семейством Михалковых в Петровском под Рыбинском.

Усадьбы Мусиных-Пушкиных, Карновичей и других родов - место, где возникала характерная для вершин усадебной культуры «атмосфера литературных игр, дружеского любительского поэтизирования и музицирования, домашняя культура - культура поэзии частной жизни, поднимающая ее на уровень лаборатории культурной жизни эпохи» (Ю. Лотман). Заводили картинные галереи. Такие собрания были в Иловне и Борисоглебе у Мусиных-Пушкиных, в Тихвинском у Тишинина, в Сосновце Пошехонского уезда у Лихачевых. Здесь были в основном портреты членов дворянского семейства. Имелись гравюры, скульптура. Иногда затевался и усадебный крепостной театр. Очевидно, он был у Мусиных-Пушкиных, а также в усадьбе Григорьевское близ Углича. Иные помещики становились заядлыми коллекционерами.

С конца XVIII века культурной модой становятся поиск уединения, меланхолическое созерцание быстротечной жизни. Усадьба представляла возможность и для подобной культурной практики. Характерен опыт Ивана Михайловича Опочинина, одиноко коротавшего дни в своем усадебном доме, в мире книг и мыслей, - и ушедшего из жизни добровольно 7 января 1793 года Опочинин оставил предсмертное письмо - манифест выношенного философского атеизма, отбрасывающего возможность компромисса с действительностью, которая лишена смысла.

Возникал в усадьбе потенциал духовного возвышения и воспитывался новый человек, который отличится на разных поприщах, и будет смело смотреть в лицо смерти, как на полях сражений, так и на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1825 года. (Можно назвать таких замечательных молодых людей, как братья Александр и Владимир Мусины-Пушкины, Валериан и Николай Голицыны, их кузен Николай С.Голицын, Дмитрий Щепин-Ростовский)8.

Существенным моментом в жизни дворянина были проводившиеся раз в три года губернские дворянские собрания, где он встречался с себе подобными, сверяя свои культурные привычки с модой и нормой своего круга.

Долгом и нормой оставалась государственная служба, и всякий дворянин тот или иной срок жизни посвящал ей, причем предпочтительней считалась служба военная. Правила приличия связывали общественное поведение дворянина, вводили его в жесткие рамки. Существовали, впрочем, и узаконенные традицией формы нарушения идеальной модели достойного поведения: азартная игра в карты, пьяный загул и пр.

В конце XVIII - начале XIX веков дворянская культурная инициатива играла основную роль в местном культурном процессе. Затем ее потенциал уменьшается. Дворяне преподают в Демидовском лицее; дворянин Ушинский создает в 1840-х годах небольшой кружок молодых, ищущих профессоров и преподавателей лицея и гимназий, по образцу московских кружков. В конце 1840-х годов в городе Ярославле возникает салон Ю.В.Жадовской. Известна и практика дворянской благотворительности. Отец Жадовской передал доход от продажи «Ярославского литературного сборника» 1849 года (275 рублей) в пользу детского приюта и сиротского дома.

Лучшими временами д.к. в крае следует считать период с 1770-х по 1840-е года. После реформы 1861 года изменяется уклад жизни дворян, они обосновываются в городах, приходят в запустение многие усадьбы. Представители ярославского дворянства будут выступать и с позиций разночинной интеллигенции (Е.И.Якушкин, Л.Н.Трефолев, Д.И.Шаховской и др.). Собственно дворянские идеалы и ценности будут отходить на второй план. Устойчивей окажутся формы культурной жизни. В Ярославле функционирует дворянский клуб (с 1848 г. в доме Горяинова на Духовской), есть такие клубы и в уездных городах.


3. Отличие культуры XVIII в. от культуры IX—XVII вв. 

Многие исследователи проблемы русской культуры указывают на тот факт, что в XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Но я немного не соглашусь в этом плане с историками, я считаю, что хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку; накопление знаний дало возможность перейти к открытию законом развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы9.

Так, Краснобаев в своих «очерках» указывает, что на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова ratio — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

Здесь нам нужно опять обратиться к временной периодизации. В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина — вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).


4. Возникновение светской школы

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. Краснобаев говорит о том, что в 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук10. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян)11.

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, на основе изученного материала, делаем вывод, что к середине XVIII в: в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде — двухклассные малые народные училища12. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. Как замечает Краснобаев, в конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Также на культуру дворянство не могло не повлиять то, что выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете13. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Очень важно то, что одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний, да и вообще вклад Ломоносова в развитие культуры и науки неоценим. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.


Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод, в первую очередь о том, что дворянская культура является составной частью русской национальной культуры, наравне с сельской и городской, создателем и носителем которой стало дворянское сословие XVIII-XIX вв. Еще раз замечу, что основой дворянской культуры стала русская народная культура, в свою очередь, выросшая на православии. В единстве с западноевропейской культурой просвещенной эпохи дворяне России создали Русское Просвещение. И как писал Лотман, дворянская культура – это христианский гуманизм, гражданско-патриотические, нравственно-этические и эстетические идеалы, высочайшая духовность. Благородство, честь, достоинство – были сословными качествами. Дворянская культура стала плодотворной почвой вызревания отечественных талантов. Дворяне выработали свои традиции, обычаи, свой образ жизни, органично сливающийся с культурой и духовными идеалами. Дворяне создавали театры, библиотеки, музеи, живопись, музыку, поэтику, архитектуру, парковую культуру, науку, образцы которых превзошли мировой уровень. И во второй половине XIX в. стало очевидным, что дворянская культура – это вершина и опора русской культуры, и сегодня она должна быть восстановлена в своих правах как высший ориентир культурного процесса.


Список использованной литературы

  1.  Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994.
  2.  Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.
  3.  Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999.
  4.  Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1999.
  5.  Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго. Ростов н / Д, 1995.

1 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.34.

2 Там же.

3 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.37.

4 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.39.

5 Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.  – С.46.

6 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994. – С.43.

7 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994. – С.45.

8 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994. – С.47.

9 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.65.

10 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.65.

11 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.67.

12 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С.69.

13 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1999. – С. 73.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78045. VPN (Virtual Private Networks) 56 KB
  Преимущества технологии VPN в том что организация удалённого доступа делается через Интернет что очень удобно. Для организации удалённого доступа к частной сети с помощью технологии VPN понадобится Интернет и реальный IP адрес.
78046. Антидепрессанты и их применение при соматической патологии 22 KB
  На этом основан механизм действия антидепрессантов за счет улучшения проведения по синапсам которое достигается либо инактивацией моноаминооксидазы МАО либо блокированием обратного нейронального захвата.
78047. Правовые основы налогообложения 77.69 KB
  Следующий вид нормативных документов - это подзаконные акты, регулирующие детальный порядок налогообложения конкретных видов налогов. В соответствии с определением Закона о налогах и сборах налоги представляют собой денежные платежи, которые не являются ответными услугой...
78049. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 202.5 KB
  Мы видем множество концепций с помощью которых ученые пытаются объяснить поведения человека как в норме так и в патологии. Авторы убеждены в том что философские положения касающиеся природы человека предоставляют собой опору психологии личности.